Ответы на вопросы по конфликтологии - файл n16.doc

приобрести
Ответы на вопросы по конфликтологии
скачать (624.1 kb.)
Доступные файлы (71):
n1.doc28kb.19.04.2009 16:55скачать
n2.doc31kb.04.05.2009 15:12скачать
n3.doc30kb.28.05.2009 21:14скачать
n4.doc23kb.02.05.2009 22:27скачать
n5.doc21kb.14.05.2009 20:16скачать
n6.doc25kb.04.05.2009 15:16скачать
n7.doc24kb.13.05.2009 19:51скачать
n8.doc31kb.28.05.2009 23:28скачать
n9.doc32kb.29.05.2009 10:17скачать
n10.doc24kb.16.04.2009 11:41скачать
n11.doc22kb.04.05.2009 14:43скачать
n12.doc27kb.28.05.2009 23:26скачать
n13.doc28kb.25.05.2009 22:43скачать
n14.doc28kb.16.04.2009 11:33скачать
n15.doc32kb.16.04.2009 11:43скачать
n16.doc36kb.19.04.2009 21:20скачать
n17.doc26kb.16.04.2009 11:22скачать
n18.doc31kb.17.05.2009 16:35скачать
n19.doc29kb.25.05.2009 23:12скачать
n20.doc25kb.07.05.2009 20:38скачать
n21.doc24kb.25.05.2009 12:15скачать
n22.doc28kb.07.05.2009 20:34скачать
n23.doc22kb.07.05.2009 20:35скачать
n24.doc30kb.07.05.2009 20:11скачать
n25.doc32kb.19.04.2009 20:29скачать
n26.doc21kb.16.04.2009 21:25скачать
n27.doc24kb.02.05.2009 22:05скачать
n28.doc32kb.07.05.2009 20:15скачать
n29.doc29kb.16.04.2009 11:52скачать
n30.doc32kb.02.05.2009 22:02скачать
n31.doc28kb.03.05.2009 17:50скачать
n32.doc30kb.19.04.2009 20:39скачать
n33.doc26kb.19.04.2009 19:59скачать
n34.doc27kb.25.05.2009 10:45скачать
n35.doc29kb.28.05.2009 22:41скачать
n36.doc23kb.25.05.2009 10:48скачать
n37.doc26kb.19.04.2009 20:13скачать
n38.doc24kb.28.04.2009 20:53скачать
n39.doc29kb.19.04.2009 20:19скачать
n40.doc29kb.19.04.2009 19:20скачать
n41.doc24kb.04.05.2009 14:59скачать
n42.doc23kb.16.04.2009 20:06скачать
n43.doc24kb.30.04.2009 21:50скачать
n44.doc375kb.02.05.2009 22:31скачать
n45.doc29kb.19.04.2009 20:08скачать
n46.doc27kb.19.04.2009 21:14скачать
n47.doc27kb.19.04.2009 19:39скачать
n48.doc27kb.19.04.2009 21:48скачать
n49.doc23kb.29.05.2009 10:38скачать
n50.doc28kb.19.04.2009 17:20скачать
n51.doc27kb.19.04.2009 20:36скачать
n52.doc26kb.26.05.2009 22:19скачать
n53.doc23kb.08.05.2009 23:13скачать
n54.doc28kb.19.04.2009 19:16скачать
n55.doc23kb.27.05.2009 20:44скачать
n56.doc30kb.19.04.2009 20:32скачать
n57.doc47kb.19.04.2009 21:45скачать
n58.doc23kb.28.05.2009 23:23скачать
n59.doc26kb.25.05.2009 11:45скачать
n60.doc28kb.27.04.2009 17:58скачать
n61.doc22kb.04.05.2009 15:20скачать
n62.doc31kb.27.04.2009 17:55скачать
n63.doc28kb.25.05.2009 11:27скачать
n64.doc36kb.25.05.2009 11:51скачать
n65.doc25kb.28.04.2009 21:00скачать
n66.doc42kb.30.04.2009 22:07скачать
n67.doc22kb.25.05.2009 20:58скачать
n68.doc52kb.19.04.2009 21:42скачать
n69.doc26kb.14.05.2009 20:01скачать
n70.doc29kb.25.05.2009 22:03скачать
n71.doc38kb.29.05.2009 10:59скачать

n16.doc

Характеристика основных стилей поведения. Избежание, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс



Каждый конфликт имеет свои собственные неповторимые осо­бенности. Это и причины возникновения, и формы взаимодействия, и исходы и последствия конфликтов. Тем более что каждый чело­век имеет свою манеру отношения с другими людьми и свой стиль поведения в конфликтной ситуации.

Но, несмотря на это, можно найти некоторые общие признаки поведения. Это связано с тем, что разрешение конфликтной ситуа­ции значимо для каждой из противоборствующих сторон, и это делает их партнерами.

Каждый конфликт имеет стандартную схему развития: причи­на столкновения (разные интересы и цели), несовпадение позиций, предпринимаемых действий. Как правило, участникам конфликта не хватает взаимопонимания, осведомленности о планах и намере­ниях оппонентов, знаний, как и посредством чего можно достичь своих интересов, не ущемляя интересы других людей, участвую­щих в конфликте.

Отсюда понятно, что для эффективного решения проблемы не­обходимо четкое представление о природе и специфике конфлик­та, осмысленного стиля поведения.

Под стилем понимают способ осуществления определенных интересов, образ действий и манеру общения,

Поведение противоборствующих сторон может быть разным. Оно может быть конструктивным. Для этого стиля поведения характерен поиск выхода из конфликтной ситуации, допустимый для всех участников конфликта. Возможно также и деструктивное поведение, которое может привести к разрушительным дейст­виям.

С 70-х гг. прошлого века в конфликтологии выделяют пять сти­лей конфликтного поведения: избежание, приспособление, конф­ронтация, сотрудничество и компромисс. Рассмотрим различия каждого из стилей в отдельности.

Избежание. Этот стиль поведения показывает отсутствие вся­кого желания сотрудничать с кем-либо и прилагать какие-либо ак­тивные действия для достижения собственных интересов, отсут­ствие желания пойти навстречу оппонентам, полное отсутствие желания уйти от конфликта. Такой стиль поведения выбирают в следующих случаях:

  1. когда проблема для одного из участников конфликта, вызвавшая противоречия, не является существенной, предмет расхождения не заслуживает внимания;

  2. есть способы достижения собственных целей другим, неконфликтным путем;

  3. столкновения происходят между равными или близкими по силе
    (рангу) сторонами, сознательно не желающими возникновения
    напряжения в своих взаимоотношениях;

  4. участник конфликта знает свою неправоту или его оппонент бо­лее высокого ранга, более волевой, напористый;

  5. есть необходимость отдалить острое столкновение, чтобы вы­
    играть время, собраться с силами, заручиться поддержкой;

  6. когда надо избежать контактов с оппонентом, сознательно ищу­щим обострения ситуации.

Стиль избежания используют, как правило, люди, реально оце­нивающие свои силы. Это часто является выигрышным средством в межличностном споре. Когда же конфликт возник на объективной основе, этот стиль не эффективен, т.к. сама проблема и причины, ее породившие, остаются, а это может только усугубить конфликт.

Приспособление. Это стиль пассивного поведения, он отлича­ется желанием смягчить конфликтную ситуацию. В отличие от сти­ля избежания, этот стиль больше учитывает интересы оппонента и не уходит от сотрудничества с ним. К нему прибегают, когда:

  1. участник конфликта не считает существенной проблему для себя
    и готов принять интересы другой стороны, уступить ей, если он
    выше рангом;

  2. оппоненты готовы уступать друг другу, понимая, что мало теряют, а приобретают добрые отношения;

  3. создается тупиковая ситуация, необходимо хоть какое-нибудь
    послабление для сохранения мира, возможны уступки, не про­тиворечащие нравственным принципам;

  4. желание помочь своему оппоненту и испытать при этом чувство собственного удовлетворения;

5)когда взаимодействия имеют соревновательный характер.
Приспособление возможно при любом типе конфликтов, особенно когда конфликт имеет организационный характер.

Конфронтация. Этот стиль поведения направлен на то, что­бы самостоятельно, без учета интересов другой стороны, добить­ся осуществления собственных интересов. При этом стиле по­ведения не приемлемы совместные действия, идет навязывание своего решения проблемы, волевой напор, вплоть до шантажа, запугивания.

Конфронтацию выбирают, когда:

  1. проблема жизненно важна;

  2. конфликтующая сторона занимает выгодную, беспроигрышную
    позицию;

  3. участник конфликта уверен, что его вариант наилучший;

4) другого способа разрешить конфликт нет и он ничего не теряет.
Конфронтация — это не всегда использование грубой силы, вы­сокого положения. Это может быть сильным стремлением выиг­рать противостояние, основываясь на убедительных аргументах. Однако, когда речь идет о давлении на человека в любом его виде, это может вызвать взрыв эмоций, разрушить хорошие отношения.

Сотрудничество. Этот стиль поведения так же, как и конфрон­тация, нацелен на максимальную реализацию собственных инте­ресов. Но он предполагает совместные усилия в поиске решений этой проблемы. Сотрудничество предполагает готовность всех сто­рон к совместным действиям. Сотрудничество возможно, когда:

  1. проблема является важной для всех участников и они не уходят
    от совместных действий;

  2. участники конфликта имеют равное положение в обществе;

  3. каждая сторона желает обсудить спорные вопросы, чтобы в дальнейшем прийти к обоюдно выгодному соглашению;

  4. участники конфликта ведут себя как партнеры, считаются друг
    с другом.

При таком стиле поведения каждая из сторон получает макси­мум выгоды при минимальных потерях, при этом сохраняя дове­рительные отношения.

Компромисс. Этот стиль поведения предполагает желание участников конфликта урегулировать его. Он приостанавливает усиление напряженности, частично удовлетворяет потребности каждой из сторон.

Компромиссный стиль поведения возможен, когда: 1) участники конфликта хорошо знают причины конфликта, инте­ресы всех участвующих сторон;

  1. участники конфликта понимают необходимость примирения,
    чтобы ослабить конфронтацию, несмотря на взаимоисключаю­щие интересы;

  2. участники конфликта склоняются к его разрешению, стремятся
    найти компромисс, избежать лишних потерь;

  3. участники конфликта корректируют свои цели с учетом изменений;

  4. все другие стили поведения не приводят к его разрешению.
    Умение идти на компромисс — это умение реально оценивать обстановку и свои силы. Но не надо без необходимости применять компромисс. Это приводит к торопливости, уменьшает время об­думывания, нахождения способов решения проблемы.


Характеристика основных стилей поведения. Избежание, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации