Соколов Л.Е. и др. Материаловедение и технология текстильных материалов. Сборник методических пособий - файл n2.doc

приобрести
Соколов Л.Е. и др. Материаловедение и технология текстильных материалов. Сборник методических пособий
скачать (19470.2 kb.)
Доступные файлы (39):
n1.pdf1947kb.20.08.2010 17:11скачать
n2.doc2381kb.20.08.2010 17:08скачать
n3.doc170kb.20.08.2010 17:06скачать
n4.doc683kb.20.08.2010 17:05скачать
n5.doc721kb.20.08.2010 17:06скачать
n6.87kb.20.08.2010 17:10скачать
n7.doc324kb.20.08.2010 17:03скачать
n8.doc849kb.20.08.2010 17:05скачать
n9.doc3166kb.20.08.2010 17:10скачать
n10.doc757kb.20.08.2010 17:05скачать
n11.doc572kb.20.08.2010 17:10скачать
n12.doc384kb.20.08.2010 17:05скачать
n13.rtf542kb.05.11.2007 11:33скачать
n14.doc597kb.06.11.2007 10:41скачать
n15.doc267kb.20.08.2010 17:06скачать
n16.doc749kb.20.08.2010 17:07скачать
n17.doc699kb.05.11.2007 11:34скачать
n18.doc424kb.10.04.2008 12:18скачать
n19.doc634kb.20.08.2010 17:06скачать
n20.doc451kb.20.08.2010 17:08скачать
n21.doc186kb.08.04.2008 10:11скачать
n22.doc1021kb.20.08.2010 17:08скачать
n23.doc569kb.20.08.2010 17:07скачать
n24.doc101kb.06.10.2006 11:31скачать
n25.doc1011kb.20.08.2010 17:10скачать
n26.doc1071kb.20.08.2010 17:07скачать
n27.docскачать
n28.doc605kb.20.08.2010 17:05скачать
n29.doc1013kb.20.08.2010 17:05скачать
n30.doc335kb.20.08.2010 17:04скачать
n31.doc2420kb.03.07.2009 18:42скачать
n32.doc993kb.20.08.2010 17:05скачать
n33.doc622kb.10.04.2008 12:19скачать
n34.doc487kb.20.08.2010 17:06скачать
n35.doc320kb.20.08.2010 17:06скачать
n36.docскачать
n37.doc115kb.06.10.2006 09:52скачать
n38.doc97kb.20.08.2010 17:08скачать
n39.doc585kb.15.10.2008 12:17скачать

n2.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПРЯДЕНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ И ХИМИЧЕСКИХ ВОЛОКОН


УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АГРОТЕХНИКА ЛЬНЯНОГО РАСТЕНИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

50 01 01 03 «Первичная переработка

и прядение лубяных волокон»
computr2

Разработчик: СОКОЛОВ Л. Е.

Витебск, 2006
СОДЕРЖАНИЕ

стр.
Введение 3

1. Рабочая программа курса 4

1.1. Объем дисциплины и виды учебной нагрузки 4

1.2. Содержание дисциплины 5

1.2.1 Лекции 5

1.2.2. Лабораторные занятия 8

1.2.3. Практические занятия 9

2. Структура Учебно-Методического Комплекса 10

3. Учебный модуль №0 12

4. Учебный модуль №1 21

5. Учебный модуль №2 35

6. Учебный модуль №3 71

7. Учебный модуль №4 85

8. Учебный модуль №5 126

9. Резюме по курсу 145
Приложение №1 151

Приложение №2

Приложение №3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда в качестве важнейшей стратегической задачи развития высшей школы рассматривается формирование новой парадигмы образования, основанной на совершенствовании информационной среды вузов, разработке и внедрении в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения, требуется принципиально новый подход к обеспечению учебного процесса и его реализации в современных условиях.

Решение названной проблемы видится на пути использования в учебном процессе вуза нового вида обеспечения - информационно-технологического, представляющего собой педагогическую систему, включающую в себя две самостоятельные и в то же время взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие - информационную и технологическую. Данный вид обеспечения организуется в виде учебно-методических комплексов (УМК) по дисциплине. УМК представляет собой совокупность различных средств обучения, в том числе печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, которые могут объединяться в комплексы сообразно актуальным задачам обучения.

Представленный УМК предназначен для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Агротехника льняного растения» для студентов специальности 50 01 01 03 «Первичная переработка и прядение лубяных волокон».

Курс «Агротехника льняного растения» является базовым в подготовке студентов по специальности «Первичная переработка и прядение лубяных волокон». В соответствии с учебным планом курс читается в 4 семестре и является первой дисциплиной из спецпредметов по специальности, изучаемых студентами.

Курс содержит теоретический и практический материал по технологиям и оборудованию, применяемым при возделывании льна-долгунца в Республике Беларусь и странах СНГ, технического контроля на производстве, мероприятий по охране труда и окружающей среды.

Курс складывается из лекционного (теоретического) курса, лабораторных и практических (семинарских) занятий.

Основные задачи курса состоят в изучении биологических особенностей, агротехники, селекции и семеноводства льна, комплексной механизации отрасли, особенностей уборки и послеуборочной обработки урожая, подготовки семян.

Курс ориентирован на изучение особенностей технологических процессов и оборудования, их реализующего, которое используется при агротехнике льна-долгунца.

Курс создает условия для последующего понимания осмысления основных процессов первичной переработки льна, льнопрядильного и крутильного производств, а также технологий производства нетканых текстильных материалов на основе льняных волокон.

Курс базируется на дисциплинах: «Высшая математика», «Теория машин и механизмов», «Термодинамика».

После изучения курса студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Студент должен иметь представление об основных механико-технологических процессах и методах управления ими, о производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской и исследовательской деятельности в области агротехники льна.

Студент должен знать цель и сущность технологических процессов, устройство и работу оборудования, методы расчета технологических параметров, виды отходов и их использование, пути совершенствования технологии, оборудования, механизации, автоматизации и работ свойств сырья на технологию и агротехнические особенности возделывания лубяных волокон, новейшие способы селекции и семеноводства льна, исследования и перспективы развития агротехника льна.

Студент должен уметь: организовывать и планировать технологические процессы при агрономии льна, внедрять новые прогрессивные приёмы, осуществлять контроль за правильным осуществлением селекции семян, посевами льна, контролировать качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, разрабатывать мероприятия инновационного характера повышающие производительность оборудования и качество продукции, обеспечить монтаж оборудования, наладку, пуск и эффективное использование, выявлять и устранять возникшие неисправности, самостоятельно принимать решения, вести документацию, способствовать развитию рационализаторского движения, осуществлять мероприятия по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

"Агротехника льняного растения"
1.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(по формам обучения).
Общий объем дисциплины в часах- 133,3
Аудиторные занятия - 85
Лекции - 34

Лабораторные занятия- 34
Семинары, практические занятия - 17
Консультации - 3,3
Самостоятельная работа - 45
Форма контроля – дифференцированный зачет.


1.2. Содержание дисциплины

      1. лекции

№№

лк


Темы и план лекций

К-во часов


Цели и задачи темы

форма контроля

1


Льноперерабатывающая промышленность и её значение в экономике Беларуси. Проблемы, стоящие перед льноперерабатывающей промышленностью.

Место промышленности лубяных волокон в Беларуси. Народнохозяйственное значение льна. Анализ производства лубяных волокон в стране. Современное состояние льноводства в РБ. Вопросы, рассматриваемые в курсе «Агротехника льняного растения».

2


Изучить роль льноперерабатывающей промышленности, ее структуру и назначение в экономике РБ. Получить представление о структуре и содержании курса.

диф. зачет


2.


Особенности строения стебля льна и взаимосвязь качества волокна с агротехникой. Биологические особенности произрастания льна.

Подразделение льна на виды. Морфологические и анатомические особенности льна. Фазы роста растения льна, их основные характеристики. Отношение растений льна к внешним условиям. Элементы питания растений льна. Требования к почвенным условиям произрастания растений.

4

Изучить классификацию лубяных волокон, особенности строения, роста и созревания льна, условия, влияющие на рост растений и формирование волокна.


диф. зачет


3

Почвенные и климатические условия зоны льноводства в Республике Беларусь.

Факторы, влияющие на климат в РБ. Анализ климатических условий в РБ по областям в разные периоды года и их влияние на технологию возделывания льна. Распределение почв по видам в регионах республики. Влияние вида почв на технологию возделывания льна.

2

Изучить влияние почвенных и климатических условий на технологию возделывания льна.


диф. зачет


4

Селекция льна. Система семеноводства растений льна.

Основные задачи в селекции льна. Методы селекции льна. Организация системы семеноводства растений льна. Проведение конкурсных испытаний. Производственные испытания. Схема создания репродукционных семян. Краткая характеристика основных видов льна-долгунца, возделываемых в хозяйствах Республики Беларусь.

4

Изучить особенности селекции лубяных культур.

Изучить технологию и основополагающие принципы организации семеноводства, характеристики основных сортов льна.

диф. зачет


5

Предпосевная обработка почвы.

Особенности севооборотов и предшественники льна. Принципы основной обработки почвы под посевы льна. Оборудование для обработки почвы. Особенности вспашки почв. Принципы предпосевной обработки почв. Оборудование для предпосевной обработки почв.

2

Изучить особенности обработки почвы при возделывании льна. Изучить основные принципы возделывания почв, устройство агрегата. РВК.


диф. зачет


6

Система удобрений почвы под растения льна.

Цель и сущность удобрения почвы. Классификация удобрений их основные характеристики. Оборудование для внесения удобрений. Условия эффективного действия удобрений. Механизированное смешивание удобрений. Жидкие комплексные удобрения. Планы внесения удобрений.

Система и принципы осуществления известкования почв. Особенности известкования почв различного вида.


2

Изучить технологию удобрения почв под льняные культуры.

Изучить виды удобрений, принципы и планы их внесения. Изучить сущность и принципы известкования почв.

диф. зачет


7

Посев и уход за посевами.

Требования к посевному материалу. Сроки посевов. Нормы высева. Оборудование для механизации посевов. Технология проведения сева. Уход за посевами. Влияние сорных растений на качество и урожайность льна. Методы борьбы с сорными растениями. Цель и сущность агротехнических мер борьбы с сорняками. Химические меры борьбы с сорняками. Основные виды болезней льна. Меры борьбы с болезнями льна. Основные виды вредителей льна. Меры борьбы с вредителями льна.


4

Изучить технологию осуществления посевов льна.

Изучить устройство оборудования для посевов льна и принципы ухода за посевами. Изучить виды болезней льна, вредителей льна, сорных растений и методы борьбы с ними.

диф. зачет


8

Уборка льна-долгунца.

Требования к технологии уборки льна. Сроки уборки. Влияние сроков уборки на урожай льна. Влияние сроков уборки на качество льняной пряжи.

Технологические схемы и принципы работы льноуборочной техники. Требования к эффективному использованию механизированной уборки льна. Схема подготовки участков к уборки. Комплекс машин и оборудования для комбайновой уборки льна. Экономическая эффективность при различных способах уборки льна комбайнами.


2

Изучить технологию уборки льна.

Изучить устройство и принципы работы льноуборочной техники.

Изучить преимущества и недостатки различных способов уборки льна.


диф. зачет


9

Сушка и переработка льняного вороха.

Виды сушки льняного вороха. Схема напольного пункта сушки льновороха. Технология работы пункта сушки. Типы сушильных устройств.

Принципы эксплуатации воздухоподогревателя ВПТ-600А. Пункт сушки и переработки льновороха КСПЛ-0,9. Льномолотилки.


2

Изучить технологии переработки отходов при уборке льноволокна.

Изучить технологические принципы работы сушильных агрегатов.

диф. зачет


10.

Технология сноповой и раздельной уборки льна.

Оборудование и принципы осуществления технологии теребления льна при сноповой уборке. Агротехнические требования к работе льнотеребилки. Технология и оборудование теребления и обмолота льна при раздельной уборке льна.

Агротехнические требования к работе льноподборщика-молотилки. Экономическая эффективность различных способов уборки льна.


2

Изучить основы технологии теребления и обмолота льна.

Изучить основы технологии обмолота льна.

Изучить особенности сноповой раздельной уборки льна.

диф. зачет

11

Оборудование для оборачивания и подъема льносоломы и тресты.

Подборщик-оборачиватель ОСН-1. Агротехнические требования к работе подборщика-оборачивателя. Подборщик тресты ПТН-1. Агротехнические требования к работе подборщика тресты. Подборщик порциеобразователь ПНП-3. Подборщик-погрузчик снопов ППС-3.


2

Изучить назначение принципы работы оборудования для оборачивания и подъема льносоломы и льнотресты.


диф. зачет


12

Очистка, сушка и протравливание семян.

Мероприятия по подготовке семян к посеву. Семяочистительные машины. Зерноочистительные машины.

Льноочистительная горка ОСГ-0,2А. Семяочистительные машины СМЩ-0,4 и СОМ-300. Триерные установки. Зерноочистительная машина К-531/1. Примерные технологии очистки семян и режимы сушки. Сушильное оборудование. Оборудование для протравливания семян.

Требования к хранилищам льносемян. Климатические условия хранения. Складирование семян.


4

Изучить сущность и принципы осуществления мероприятий по подготовке льносемян к севу.

Изучить оборудование и технологии очистки, протравливания и сушки семян.

Изучить принципы организации хранения семян льна.


диф. зачет


13

Интенсивная технология возделывания льна-долгунца.

Цель, сущность и технологическая схема производства льна-долгунца по интенсивной технологии. Оценка экономической эффективности интенсивной технологии уборки льна. Рулонная технология уборки соломы и тресты.


2

Изучить принципы интенсивной технологии возделывания льна.

диф. зачет


1.2.2. лабораторные занятия


№№

лр

Темы лабораторных работ

К-во

часов

Цели и задачи темы

Форма контроля

1

2

3

4

5

1


Изучение морфологических, анатомических, физико-механических свойств льняного стебля.


4


Изучение особенностей структуры льняного волокна на клеточном и молекулярном уровне. Исследовать физико-механические свойства льняного стебля и их зависимость от структуры стебля.


защита


2

Предпосевная обработка почвы. Устройство оборудования для обработки почвы.

4



Изучить особенности предпосевной обработки почвы. Изучить технологические схемы машин для обработки почвы. Изучить особенности вспашки почвы в различные периоды года.


защита

3.


Оборудование для механизации посевов.


4


Изучить технологические схемы и принципы работы оборудования для посевов льна.


защита


4


Льноуборочная техника.


4


Изучить технологические схемы и принципы работы льноуборочной техники.


защита


5


Переработка льняного вороха.

Льномолотильная машина.


4

Изучить технологии переработки льняного вороха. Изучить работу пункта сушки льняного вороха.

Изучить технологическую схему и принципы работы льномолотильной машины.


защита



6.

Теребление и обмолот льна.


4

Изучить технологические схемы и принципы работы льнотеребильной машины и машины для обмолота льна.


защита

7.


Оборудования для подбора тресты.


4


Изучить работу льноподборщика-молотилки и подборщика-оборачивателя тресты.


защита


8.


Оборудование для очистки, сушки и протравливания семян. Хранение семян, устройство складов.

6


Изучить оборудование для очистки, сушки и протравливания семян.

Изучить организацию хранения семян, устройство складов.


защита



1.2.3. Практические занятия


№№

лр

Темы практических работ

К-во

часов

Цели и задачи темы

Форма контроля

1

2

3

4

5

1

Особенности строения стебля льна


2

Изучить строение льняного волокна.

опрос

2

Селекция льна


2

Изучить особенности селекции льняных культур.


опрос

3

Севообороты льна

2

Изучить особенности проведения севооборота льна.


опрос

4

Система удобрений льна.


2

Изучить принципы и технологию удобрений почв под льняные культуры.

опрос

5

Борьба с сорняками, вредителями льна.

2

Изучить агротехнические методы борьбы с сорняками и вредителями льна.


опрос

6

Уборка льна-долгунца

2

Изучить способы и методы уборки льна-долгунца.


опрос

7

Сушка и переработка льняного вороха.


2

Изучить принципы переработки льняного вороха.

опрос

8

Очистка, сушка и протравливание семян. Устройство складов для хранения семян.

3

Изучить особенности технологии и оборудования для очистки, сушки и хранения семян. Изучить условия хранения семян.


опрос

2. СТРУКТУРА (НОВИГАТОР) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АГРОТЕХНИКА ЛЬНЯНОГО РАСТЕНИЯ»


Название учебного модуля

Лекции

Лабораторные

работы

Практические (семинарские) занятия

Форма контроля

Учебный модуль 0 (2часа)

Введение в курс.


Лекция 1: Льноперерабатывающая промышленность и её значение в экономике Беларуси. Проблемы, стоящие перед льноперерабатывающей промышленностью. Структура и содержание курса «Агротехника льняного растения». Виды и график контроля успешности освоения курса.

-

-

-

Учебный модуль №1 (10 часов):

Строение и свойства льняного стебля.


Лекция 1 – вводная в модуль: Особенности строения стебля льна и взаимосвязь качества волокна с агротехникой. (2 часа)

Лекция 2 - Биологические особенности произрастания льна. (2 часа)

Тема на самостоятельное изучение: Особенности строения и свойства семян льна.

Изучение морфологических, анатомических, физико-механических свойств льняного стебля. (4 часа)

Практическое занятие: Особенности строения стебля льна /семинар/. (2 часа)


защита лабораторной работы, контрольный опрос.

Учебный модуль №2 ( 20 часов):

Технологии подготовки к посеву льна.


Лекция 1 – вводная в модуль: Почвенные и климатические условия зоны льноводства в Республике Беларусь. Значение селекции, семеноводства, предпосевной обработки почвы, удобрения почв. (2 часа)

Лекция 2 - Селекция льна. Система семеноводства растений льна. (4 часа)

Лекция 3 - Предпосевная обработка почвы. Севообороты. (2 часа)

Лекция 4 - Система удобрений почвы под растения льна. (2 часа)

Темы на самостоятельное изучение: 1. Селекционные сорта льна. Их классификация, преимущества и недостатки. 2. Новые методы селекции льна.

3. Математические методы прогнозирования урожаев льна-долгунца.


Предпосевная обработка почвы. Устройство оборудования для обработки почвы. (4 часа)

1.Селекции льна. /семинар/ (2 часа)

2. Севообороты льна. Система удобрений льна. /семинар/(2часа)

защита лабораторной работы, тестирование по модулю. (2 часа)

Учебный модуль №3 (10 часов):

Технология сева льна.


Лекция 1- вводная в модуль: Требования к посевному материалу. Общие вопросы технологии посева и ухода за посевами льна-долгунца. (2 часа)

Лекция 2 - Посев и уход за посевами. (2 часа).

Темы на самостоятельное изучение:

1. Виды сорняков, вредителей и болезней льна.

Оборудование для механизации посевов.

(4 часа)

Борьба с сорняками, вредителями льна. /семинар/.

(2 часа)

защита лабораторной работы, контрольный опрос.

Учебный модуль №4 (28 часов):

Технологии уборки льна-долгунца.


Лекция 1 – вводная в модуль: Общие вопросы уборки льна-долгунца. Технология комбайновой уборки льна. (2 часа)

Лекция 2 - Сушка и переработка льняного вороха. (2 часа)

Лекция 3 - Технология сноповой и раздельной уборки льна. (2 часа)

Лекция 4 - Оборудование для оборачивания и подъема льносоломы и тресты. (2 часа)

Темы на самостоятельное изучение:

1. Организация наладки обслуживания льноуборочной техники.

2. Новое в технике и технологии возделывания лубяных культур.


(на заводе по первичной переработке льна) :

1. Льноуборочная техника.

(4 часа)

2. Переработка льняного вороха. Льномолотильная машина. ( 4 часа)

3. Теребление и обмолот льна. (4 часа)

4. Оборудования для подбора тресты. (2 часа)

1. Уборка льна-долгунца. /семинар/

(2 часа)

2. Сушка и переработка льняного вороха. /семинар/

(2 часа)

защита лабораторных работ, тестирование по модулю. (2 часа)

Учебный модуль №5 (10 часов):
Подготовка и хранение семян.


Лекция 1 – вводная в модуль: Общие вопросы подготовки и хранения посевного материала. Очистка семян. Хранение семян. (2 часа)

Лекция 2- Сушка и протравливание семян. (2 часа)

Темы на самостоятельное изучение:

1. Подготовка складов к хранению семян.

Оборудование для очистки, сушки и протравливания семян. Хранение семян, устройство складов. (4 часа)

Очистка, сушка и протравливание семян. Устройство складов для хранения семян. ( 2 часа)

защита лабораторной работы, контрольный опрос.


Резюме по курсу (2 часа).

Лекция 1: Интенсивная технология возделывания льна-долгунца. (2 часа)


-

-

-

3. Учебный модуль 0 (2часа)

Введение в курс.
Лекция: Льноперерабатывающая промышленность и её значение в экономике Беларуси. Проблемы, стоящие перед льноперерабатывающей промышленностью. Структура и содержание курса «Агротехника льняного растения». Виды и график контроля успешности освоения курса.
Вопросы:

  1. Место промышленности лубяных волокон в Республике Беларусь. Народнохозяйственное значение льна.

  2. Современное состояние льноводства в РБ.

  3. Структура и содержание курса «Агротехника льняного растения».

Виды и график контроля успешности освоения курса.
Вопрос №1. В нашей стране лен-долгунец возделывают в России (54%), Украине (20,5%), Белоруссии (20%) и Прибалтийских республиках (5,5%).

В мире под посевами прядильного льна занято около 1,5 млн. га.

Кроме Беларуси, лен-долгунец возделывают в Польше, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Франции, Бельгии, Нидерландах и ряде других стран.

Лен-долгунец культура исконно русская. С ней связано далекое прошлое земледелия центральных и северо-западных районов страны. На Руси ко льну всегда относились с большой любовью: он давал белье и одежду, пищевое масло, корм для скота. Известно, что льняное волокно было предметом торговли славян с другими народами по знаменитому водному пути «из варяг в греки», а к X столетию производство льноволокна настолько возросло, что оно стало одним из основных товаров в торговле с другими странами.

Быстрому росту производства льноволокна способствовало развитие парусного флота.

До конца XVIII столетия льноволокно занимало первое место среди экспортных товаров и составляло основную статью дохода России во внешней торговле. В XIX и начале XX столетия льноволокно уступило свое первое место другим товарам, однако Россия продолжала оставаться основным поставщиком этого сырья на экспорт. В прошлом веке лен марки «БККУ» (заглавные буквы городов — Бежецк, Красный Холм, Кашин, Углич, откуда его вывозили в больших количествах) был вне конкуренции на мировом рынке.

Однако потребность народного хозяйства в льняном волокне, несмотря на высокие темпы развития производства химических волокон, неуклонно возрастает. Это связано, прежде всего, с тем, что отдельные виды изделий, вырабатываемые из волокна льна, не могут быть полностью заменены изделиями из химических волокон.

Использование льнопродукции. Льняное волокно из всех известных видов лубяных волокон наиболее ценно. Оно обладает хорошими прядильными свойствами благодаря своей гибкости, прочности, способности хорошо делиться при чесании на тончайшие волоконца. Из льняного волокна вырабатывают очень широкий ассортимент товаров, которые по назначению делят на 3 группы.

В первую группу входят бытовые ткани, используемые для постельного и нательного белья, платьев, костюмов, сорочек, подкладок, декоративных тканей, одеял, покрывал и др.

Во вторую группу входят технические ткани — для изготовления брезента, парусины и др.

К третьей группе льняных изделий относят тарные и упаковочные ткани. Масса 1 м2 льняных тканей колеблется от 100 г (батист) до 1000 г и больше (брезент). Из 100 кг волокна льна можно выработать в среднем 240 м2 бытовых тканей или 160 м2 технических. Выход тканей возрастает с повышением качества льняного волокна.

Льняные изделия бытового назначения обладают рядом ценных свойств — большой красотой и прочностью, высокой гигроскопичностью, повышенной теплопроводностью, устойчивостью к гниению, износоустойчивостью. В результате химического облагораживания они приобретают мягкость и белизну. Благодаря указанным свойствам бытовые изделия, вырабатываемые из льняного волокна, пользуются спросом у населения. Большая способность бытовых тканей поглощать влагу и хорошая воздухопроницаемость обеспечивают им преимущества при изготовлении одежды. Верхнее платье и белье, изготовленные из льна, в жаркую погоду охлаждают тело человека, снижают утомляемость. В условиях жаркого и сухого климата льняная одежда приобретает особую ценность. Хорошая гигроскопичность льноволокна делает его незаменимым для изготовления полотенец.

Технические ткани, изготовленные из волокна повышенного качества, широко применяют в автомобильной, резиновой, обувной и многих других отраслях промышленности. Брезент и парусину используют для палаток и плащей.

Тарные ткани, как правило, вырабатывают из короткого волокна. Мешки и упаковочные ткани, изготовленные из льна, имеют большую прочность.

В небольших объемах льняное волокно используют для производства крученых изделий (шпагат, веревки, канаты), пожарных рукавов и приводных ремней.

Примерное распределение волокна на изготовление изделий следующее:

лен трепаный № 15—18 и выше (тонкие полотна, носовые платки, плательные и рубашечные ткани); лен трепаный № 10—16 (простынные полотна, костюмные, камчатные скатерти);

лен трепаный № 7—9 (брезент, бортовка, тики, декоративные ткани, скатерти дешевые повседневные);

короткое волокно № 4 и выше (в смески для холстов, бортовки); короткое волокно № 3 (мешок, в смески для шпагата и веревок);

короткое волокно № 2 (нетканые материалы).

Волокно льна — одно из наиболее крепких растительных волокон: по крепости на разрыв оно в значительной степени превосходит хлопок, шерсть и джут. Прочность льняной пряжи на разрыв при равнозначной толщине почти в 2 раза выше, чем хлопчатобумажной, и в 3 раза выше, чем шерстяной. При повышении влажности льноволокна (до определенного предела) крепость его возрастает, тогда как крепость шерсти, натурального шелка, а также искусственного волокна при таких условиях снижается.

Кроме волокна, лен-долгунец дает еще один очень важный продукт - семена.

В семенах льна-долгунца содержится 35-42% жира и до 23% белка. Получаемое в результате переработки семян масло используют, главным образом, на технические цели. Оно богато непредельными кислотами и принадлежит к группе легковысыхающих. Льняное масло имеет высокое йодное число – 170 - 200, поэтому его широко используют для приготовления красок, лаков и олифы. Кроме того, его применяют в мыловаренной, бумажной, резиновой, электротехнической и других отраслях промышленности, а также в медицине и косметике. Рафинированное льняное масло в небольшом количестве используют при консервировании продуктов, в кулинарии и кондитерском производстве. Получаемый при переработке семян льняной жмых (65 - кг из 100 кг семян) широко используют для производства различных комбикормов. По своей питательности он принадлежит к лучшим концентрированным кормам.

На корм животным идет и полова, которая получается при обмолоте семян льна. В 1 кг ее содержится 0,27 кормовой единицы и 20 г перевариваемого белка.

При переработке на льнозаводах тресты льна наряду с волокном получается костра (древесина), которая содержит до целлюлозы, что дает возможность использовать ее в химической и других отраслях промышленности вместо древесины.

Из 1 т льняной костры можно получить один из следующих видов продукции: 0,5 т картона, 250 л этилового спирта, 80 кг уксусной кислоты, 8 кг метилового спирта, 5 кг ацетона. Ее также используют для производства строительных плит, бумаги, целлюлозы, вискозы, фурфурола и других материалов, а также на топливо.
Вопрос №2

В Беларуси функционирует 53 льнозавода с суммарной проектной мощностью 73,1 тыс. т льноволокна в год; действует РУПТП «Оршанский льнокомбинат», способный перерабатывать ежегодно 30 тыс. т льноволокна, из них 9 тыс. т длинного и 21 тыс. т короткого, работает 4 экспортно-сортировочные базы, семеноводство льна-долгунца осуществляет 17 льносемстанций.

Реализуется ежегодно 25-30 тыс. т льноволокна, в том числе экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья 7 тыс. т, используется предприятиями концерна «Беллегпром» 20 тыс. т, подсобными производствами льнозаводов - около 5 тыс. т. За последние годы посевные площади льна-долгунца в республике стабилизировались на уровне 75-80 тыс. га, которых при урожайности волокна 10-12 ц/га, было бы достаточно для загрузки мощностей перерабатывающей промышленности. Однако урожайность льнопродукции в республике за предыдущие 5 лет не превышала 4,8 ц/га волокна и 2,1 ц/га семян (рис. 1), в результате чего мощности льнозаводов в последние годы загружены менее чем на 50%. Наибольшее количество мощностей льнозаводов республики сосредоточено в Витебской области (рис. 2), но использование их составляет лишь 34,5%.


Рисунок 1 - Средняя урожайность льноволокна и семян в республике.
Наиболее эффективно используются мощности льнозаводов в Минской области (71,4%).


Рисунок 2 - Наличие мощностей на льнозаводах

и их использование (по областям).
Эти области имели преимущество и в урожайности льноволокна (рис 3). Почти одна треть валового сбора волокна приходится на Витебскую область (рис, 4), которая занимает первое место по посевным площадям (около 40% от общей площади посевов льна республики) (рис 5), при самой низкой урожайности.

Рисунок 3 - Посевные площади льна-долгунца в республике (по областям)


Рисунок 4 - Урожайность льноволокна в РБ (по областям)

Рисунок 5 - Валовой сбор льноволокна в РБ (по областям)
Невысокая урожайность характерна для низкорослых посевов льна с малой плотностью стеблестоя, которые не могут обеспечить высокое качество соломы, тресты, а, следовательно, и волокна при имеющих место нарушениях технологии возделывания и уборки культуры.

Поэтому можно считать закономерным, что в последние годы значительная часть (до 29%) всего заготовляемого сырья составляла треста номеров 0,35 и 0,5. Такое сырье убыточно, так как при переработке дает короткое волокно низкого качества (пакля, № 2 и № 3). В связи с этим льнотресту ниже единицы льнозаводы стали принимать на хранение и производить оплату лишь после ее переработки.

Низкое качество тресты в свою очередь является основной причиной неблагоприятного соотношения длинного и короткого волокна, наблюдающегося в последние годы (25:75) (рис. 6), тогда как в Западной Европе оно составляет 60:40 и выше.

В течение предыдущих пяти лет происходило падение не только валовых сборов и относительной доли длинного волокна, но и снижение качества длинного волокна. Так, в 2001г. качество снизилось на 0,5 номера (рис. 7), а короткого - на 0,8 номера.

Рисунок - 6 Производство льноволокна в среднем по республике


Рисунок 7 - Качество льноволокна
Низкое качество льносырья является главным фактором высокой себестоимости выпускаемого льнозаводами длинного волокна, которая не покрывается закупочной ценой Оршанского льнокомбината. Цены льнокомбината на короткое волокно покрывают затраты льнозаводов на его производство лишь на 39-53%.

Все это, а также оплаты за банковские кредиты, энергоносители, неполная загруженность мощностей, непроизводительные расходы привели к тому, что все льнозаводы стали убыточными. Так, в 2004г. убытки льнозаводов от реализации составили около 10 млрд. рублей, рентабельность - минус 28,1%.

В настоящее время льнозаводы неплатежеспособны и убыточны, имеют задолженность льносеющим хозяйствам за сырье урожая 2005 г. на сумму 1,3 млрд. рублей, за энергоносители и топливо 3,9 млрд. рублей.

Приведенный анализ показал, что планируемую республиканской программой «Лен» урожайность льноволокна 6,5-9 ц/га, семян 3-4,4 ц/га и валовые сборы льноволокна 50-70 тыс. т, семян 23-33,5 тыс. т обеспечить в предыдущие годы не удалось.

Однако при реализации программы отрасли наметились некоторые положительные тенденции:

- повысилась компактность сырьевых зон;

- оптимизирован уровень концентрации посевов льна;

- в целях оптимизации сортовой структуры по скороспелости льна в первичном семеноводстве посевные площади под новыми высокоурожайными сортами увеличены на 20%;

- при льнозаводах созданы механизированные отряды по выращиванию и уборке льна;

- усовершенствован порядок приема и расчета за льнопродукцию;

- освоен выпуск сельскохозяйственной техники для возделывания льна.
Цели и задачи льноводства до 2008 года.


  1. Повышение урожайности до 10-12 ц/га волокна и 4 ц/га семян на основе внедрения в производство научных достижений в селекции, семеноводстве, технологии возделывания и уборки льна;

  2. Повышение эффективности технологических процессов переработки льна;

  3. Совершенствование организационно-экономического механизма управления льняной отраслью.


Вопрос №3.

Структура курса построена по модульному принципу и имеет следующий вид: Вводный модуль, пять учебных модуля и резюме по курсу. Кроме того, отдельно предусмотрен модуль контроля знаний.

Каждый модуль представляет собой законченный этап изучения определенного раздела курса и включает в себя теоретический (лекционный) материал, представляемый в виде конспекта лекций и практический материал, в виде лабораторных работ, информация по которым представлена в выдержках из лабораторного практикума.

Промежуточный контроль знаний будет производиться:

теоретических – в форме семинарских занятий в виде опроса с обязательным выставлением оценки;

практических - в форме защиты лабораторных работ в виде собеседования.

По модулям с большим количеством часов итоговая оценка знаний будет производиться в форме тестирования на ЭВМ.

По окончании изучения модуля выставляется итоговая оценка успеваемости по модулю. При этом учитывается своевременность, правильность и аккуратность оформления и сдачи лабораторных работ, баллы, полученные при опросе на семинарских занятиях, на собеседовании при защите лабораторных работ и по результатам тестирования.

Баллы на зачете выставляются с учетом успеваемости по каждому модулю в отдельности. При этом во внимание принимается качество написания реферата на курсе.

Тестирование, контрольный опрос и собеседование по лабораторным работам будет производиться по контрольным вопросам, указанным для самоконтроля после каждой лабораторной работы, по вопросам, выносимым на семинарские занятия и вопросам, выносимым на самостоятельное изучение.

Итоговые тестирования предусмотрены после изучения разделов по технологиям, включающим агротехнику льна от предпосевной подготовки почв до сева и после изучения разделов по технологиям уборки льна-долгунца и переработки льновороха. Тестирование производиться на последнем семинарском или лабораторном занятии в зависимости от учебного расписания. Конкретный график тестирования по датам определяется также по расписанию занятий.

Защита изученной лабораторной работы производиться в начале первого часа работы, следующей за ней. При этом оформленная лабораторная работа должна быть представлена в течение первой недели после ее проведения.

Семинарские занятия проводятся в соответствии с расписанием после изучения соответствующего теоретического (лекционного) материала.
Тематика и структура модулей:




Учебный модуль 0 (2часа) Введение в курс. В нем рассматриваются вопросы общего состояния льноводства в РБ, перспективы развития отрасли, производиться знакомство планом, структурой и содержанием курса, форм и принципов контроля знаний, дается список литературы по курсу.

Учебный модуль №1 (10 часов)

Строение и свойства льняного стебля. В нем будут рассмотрены вопросы биологического строения, химического состава стеблей льна, зависимость физико-механических свойств льна от его состава и структуры, влияние агротехники на свойства льна.




Учебный модуль №2 ( 20 часов)

Технологии подготовки к посеву льна.

В нем будут рассмотрены все вопросы, касающиеся технологии и оборудования предпосевной подготовки почв, организации селекционной работы, внесения удобрений, борьбы с болезнями и вредителями льна.




Учебный модуль №3 (10 часов)

Технология сева льна. В нем будут рассмотрены вопросы по технологиям и оборудованию, применяемому для посева льна-долгунца.




Учебный модуль №4 (28 часов):

Технологии уборки льна-долгунца. В нем будут рассмотрены вопросы по технологиям и оборудованию для уборки льна-долгунца, сушки и переработки льновороха.




Учебный модуль №5 (10 часов):

Подготовка и хранение семян. В нем будут рассмотрены вопросы технологии и оборудования для сушки и протравливания семян, устройства складов семстанций, хранения семян.




Резюме по курсу (2 часа). В нем подводиться итог по всем вопросам, изученным по курсу.
Перечень рекомендуемой литературы по курсу





Название учебников и учебных пособий, год издания

Авторы

К-во экземпляров в библиотеке (на кафедре)

а) основная:

1

Льноводство-М.:Агропромиздат, 1989.-320с.


Соловьев А.Я.


10

2.

Лен Беларуси


Под ред. И.Голуба.

3

3.

Лабораторный практикум «Агротехника и первичная переработка льна», Витебск, УО ВГТУ, 2006.


Соколов Л.Е., Конопатов Е.А.

40

б) дополнительная

4

Справочник по прядению льна, - М.: Легкая индустрия, 1979.


Гинзбург В.Н. и др.

4

5

Справочник по заводской первичной обработке льна, -М: «Легкая и пищевая промышленность», 1984.


Храмцова В.Н. и др.


3

6.

Механическая технология текстильных материалов, - М.: Легпромбытиздат, 1989.


Севостьянов А.Г., Осьмин Н. И др.

22

7.

Руководство по освоению интенсивной технологии возделывания льна-долгунца.- Мн.: «Ураджай», 1987

Под ред. А.М.Старовойтова

7


Примечание: далее по тексту ссылки на литературу по данному списку.

4. Учебный модуль №1 (10 часов):

Строение и свойства льняного стебля.
Лекция 1 – вводная в модуль: Особенности строения стебля льна и взаимосвязь качества волокна с агротехникой. (2 часа)

Лекция 2 - Биологические особенности произрастания льна. (2 часа)
Тема на самостоятельное изучение: Особенности строения и свойства семян льна.
После изучения материалов модуля студент должен знать: классификатор льняных растений и их основные признаки, строение стебля, корневой системы и семян льна, морфологические , анатомические особенности строения и химического состава стебля льна, фазы роста льна и их характеристики, зависимость условий формирования стебля льна от внешних условий.
ЛЕКЦИЯ №1
Вопросы:

  1. Классификация льна по видам, их основные признаки;

  2. Морфологические и анатомические особенности строения льна;


Культурный лен - Linum usitatissimum L. - одно из древнейших растений, используемых в земледелии. Имеются свидетельства о его возделывании в Египте, Палестине и Индии за 3-5 тыс. лет до нашей эры. При этом уже была определена специализация в возделывании льна. Если в Египте и Палестине лен возделывался как для производства волокна, так и для получения масла, то в Индии из него получали только масло.

Linum usitatissimum относится к роду Linum семейства Linacea. Название вида впервые дано К. Линнеем в 1775 г. До этого ботаники называли его Linum sativum.

По принятой в настоящее время классификации (Н.И. Вавилов, Е.Н. Синская, И.А. Сизов) лен обыкновенный культурный включает 5 подвидов: индо-абиссинский; индостанский; средиземноморский; промежуточный; евразийский. Из этих подвидов наибольшее значение для нашей страны имеют 3 последних.

Средиземноморский подвид (Subsp. mediterranium Vav. et Е11.). Растения низкорослые (до 50 см); цветки, коробочки и семена крупные (масса 1000 семян 10—13 г). Возделывают в средиземноморских странах.

Промежуточный подвид (Subsp. transitorium Ell.). Растения средней высоты (50—65 см); цветки, коробочки и семена среднего размера (масса 1000 семян 6—9 г). Возделывают как масличную культуру в южной части Украины, Закавказье и Казахстане.

Евразийский подвид (Subsp. eurasiticum Vav. et Ell.). Растения его различной высоты и ветвистости; цветки, коробочки и семена мелкие (масса 1000 семян 3—5 г). Самый распространенный в культуре подвид. Возделывают на больших площадях в европейских и азиатских странах. Этот подвид подразделяют на 5 групп: лен-долгунец, лен-межеумок, лен-кудряш, крупносеменной и стелющийся лен.

Для целей генетики и практической селекции наиболее приемлемой считают дифференциацию, предложенную И.А. Сизовым, согласно которой культурный лен делится на разновидности, сорта и формы.

Разновидности представлены пятью группами: долгунец, межеумок, кудряш, крупносемянный и полуозимый (рис. 1).

Лен-долгунец имеет гладкий стебель высотой 70-125 см и более. В густых посевах лен-долгунец - одностебельное, неветвящееся растение с 1-3 коробочками; содержание волокна в стебле у таких растений до 30%. Возделывают главным образом на волокно. Семена этой группы растений, также представляют большую ценность, поскольку содержат 35-40% жира.

Лен-межеумок - растение средней высоты (50-70 см). Стебель - нередко ветвящийся у основания, с более развитым, чем у долгунца, соцветием и большим числом коробочек в нем. По основным признакам и географическому размещению занимает промежуточное положение между долгунцом и кудряшом. Его культивируют преимущественно на масло, реже на масло и волокно. Различные сорта льна-межеумка содержат от 39 до 48% жира в семенах и 12-17% волокна в стеблях.

Эту разновидность льна возделывают главным образом в России (Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь), Украине (Крымская и Запорожская области), Казахстане, Таджикистане и Узбекистане.

Лен-кудряш - растение низкорослое (30-50 см); стебель его сильно ветвится у основания. На одном растении бывает 100 и более коробочек. Основная продукция льна-кудряша - семена (до 20 ц/га). Урожайность волокна, причем короткого, непрядомого, очень низкая. Поэтому лен-кудряш возделывают только как масличную культуру. В семенах льна-кудряша содержится от 41 до 45% жира. Это растение юга, где его вегетационный период составляет 80-100 дней.



Рисунок 1 - Разновидности культурного льна:

1 – лен-долгунец; 2-3 – лен-межеумок; 4 – лен-кудряш; 5 – стелющий лен.
Его возделывают главным образом на неполивных землях в Средней Азии (Узбекистан и Таджикистан), а также в Армении.

Крупносемянный лен - растение средней высоты (45-60 см). Стебель ровный, соцветие небольшое, компактное. Характеризуется наиболее крупными семенами; масса 1000 штук их составляет 11-13 г (масса 1000 семян льна-долгунца - 3,5-6,5 г, межеумка - 7-9 и кудряша - 4-8 г). Возделывают крупносеменной лен как масличную культуру. В его семенах содержится от 39 до 42 % жира. Распространен в Египте, Марокко, Тунисе и других странах, прилегающих к Средиземному морю.

Стелющийся многостебельный полуозимый лен - густооблиствленное растение со стелющимся кустом в начале развития (иногда до бутонизации). Высота растения достигает 45-70 см. При яровом посеве позднеспелый, на юге обычно высевают как озимый. Масса 1000 семян 4-6 г. Жира в семенах содержится 37-40%. Возделывают как масличную культуру на небольших площадях в южной части Азербайджана и Грузии. Поскольку предлагаемая читателю работа касается исследования в основном льна-долгунца, дальнейшая характеристика будет относиться к растениям этой разновидности.

Строение растения

Лен-долгунец представляет собой однолетнее двудольное травянистое растение. От остальных разновидностей он отличается большей длиной стебля, ветвящегося только в самой верхней части.

Листья льна ланцетовидные, сидячие, цельнокрайние, зеленые или сизые, располагаются на стебле поочередно по винтовой линии и прикрепляются к нему под некоторым углом.

Соцветие, по определению Е.В. Эллади, является промежуточным между зонтиком и кистью. Цветок пятичленный: по пять лепестков, чашелистиков, тычинок, рылец. Плод - пятигнездная коробочка. Семена имеют овальную форму с несколько вытянутым заостренным носиком. Окраска венчика в основном голубая. Однако встречаются бело-цветковые, фиолетовоцветковые и очень редко розовоцветковые формы. Размеры венчика, коробочек и семян у отдельных сортов варьируют в значительных пределах.

Корневая система

Культурный лен обладает стержневым корнем, достигающим в длину 1-го м и более. По всей длине главного корня ответвляются боковые корни 1-го порядка, которые имеют последовательные ветвления, иногда достигающие 6-го порядка. Степень ветвления и длина боковых корней, а также характер их расположения на главном корне, как и длина последнего, зависят от типа или сорта льна и условий его произрастания. (рис. 2).

Лен-долгунец, выращиваемый в условиях длинного дня, частого затенения, на почвах с небольшим гумусовым горизонтом и при небольшой площади питания, имеет менее мощную корневую систему, чем другие группы культурного льна. Корневая система у него состоит из главного корня, имеющего длину до 100 см, и густо расположенных по всей его длине коротких боковых корней 1-го порядка с последовательным ветвлением, редко превышающим ветвление 4-го порядка.

Характерная особенность корневой системы льна-долгунца - наиболее густое расположение боковых корней 1-го порядка в верхней части главного корня.


Рисунок 2 - Корневая система льна:

1 - долгунца; 2 - кудряша; 3 - стелющегося льна
Особенности корневой системы льна-долгунца довольно отчетливо видны даже при беглом сравнении ее с корневой системой льнов кудряшового типа или стелющихся (см. рис. 2). У льна-кудряша, выращиваемого в более засушливых районах, главный корень имеет мощные ответвления, которые проникают в почву на большую глубину, откуда через сильно развитую проводящую систему крупных сосудов корня в растение поступают влага и питательные вещества. Наиболее мощная корневая система у стелющихся льнов, возделываемых на песчаных почвах, бедных питательными веществами и плохо удерживающих влагу. Ветвление корня у них достигает 6-го, порядка и вся корневая система использует большой объем почвы, как в глубину, так и в ширину.

Стебель льна

Основной продуктивный орган льна-долгунца - стебель. Он имеет форму очень вытянутого конуса и часто называется цилиндрическим. Стебель голый, покрытый восковым налетом, светло-зеленый, иногда с сизоватым оттенком. Толщина осевого органа колеблется от 0,8 до 2,5 мм. Длина варьирует в широком диапазоне (от 70 до 125 см) в зависимости от внешних факторов. При благоприятных условиях она может достигать 130-140 см, а при выращивании в условиях искусственного климата - до 215 см.

Совершенство конструкции льняного стебля удивительно. Величина отношения его длины к толщине при высокой прочности достигает 600, в то время как у большинства растений она не превышает 300.

С длиной стебля тесно связан урожай волокна. Факторы, обеспечивающие интенсивный и длительный рост стебля, способствуют увеличению выхода этого основного вида продукции льна-долгунца. В некоторой степени волокнистость льна зависит и от толщины стебля. Взаимосвязь между этими показателями в свое время была детально проанализирована П. Алфименковым. Он установил, что стебель с диаметром меньше 1 мм и больше 2,5 мм не дает высокого содержания волокна. Оптимальной считается толщина стебля 1-1,5 мм.

Различают его общую и техническую длину. Общая длина стебля измеряется расстоянием от места прикрепления семядольных листочков до места прикрепления самой верхней коробочки растения, а техническая длина — расстоянием от места прикрепления семядольных листочков до начала разветвления соцветия (рис. 3).



Рис. 3. Общая длина растения и техническая длина стебля:

1 - общая длина стебля; 2 — техническая длина стебля; 3— соцветие.
Техническую часть стебля считают наиболее ценной, так как она дает длинное волокно — основной продукт, ради которого возделывают лен-долгунец.

Лен-долгунец по толщине стебля делится на тонкостебельной — диаметр 0,8—1,2 мм, среднестебельный — 1,3—2 мм и толстостебельный — 2,1 мм и более. Диаметр стебля измеряют на уровне 1/3 части го высоты от места прикрепления семядольных листочков.

Характеризуют стебель льна также сбежистость, мыклость и тяжеловесность.

Сбежистость — форма стебля. При конусообразной форме стебля она выражена более сильно, при цилиндрической — менее. Стебли льна, имеющие форму, близкую к цилиндрической, обеспечивают больший выход и лучшее качество волокна. Определяют сбежистость по диаметру (толщине) стебля у семядольного колена и у разветвлений метелки, вычитая меньший диаметр из большего.

Мыклость — отношение технической длины стебля к его толщине. С увеличением этого показателя повышаются выход и качество волокна. У льна-долгунца с товарных посевов мыклость 400—700.

Снаружи стебель покрыт тонкой пленкой — кутикулой 1 (рис. 4), пропитанной воскообразными веществами. Под кутикулой находится однослойный эпидермис 2. Кутикула и эпидермис защищают стебель снаружи от воздействий внешней среды, повреждений микроорганизмами и высыхания. Щелевидные отверстия (устьица) эпидермиса обеспечивают газообмен и испарение влаги при жизни растения. Кроме того, они являются основными путями проникновения гифов грибов и бактерий в глубоколежащие ткани стебля во время стланья или мочки льносоломы.

Под покровной тканью располагается ассимиляционная коровая паренхима 3, основной функцией которой является фотосинтез, т. е. образование углеводов из углекислого газа и воды за счет использования энергии солнца. Процесс фотосинтеза осуществляется хлоропластами, содержащими пигмент хлорофилл. Зеленый цвет волокна, полученного из зеленых стеблей, не достигших технической зрелости, объясняется наличием хлорофилла в остатках покровных тканей. В вызревшем стебле желтого цвета и стланцевом волокне хлорофилл исчезает.


Рис. 4. Строение стебля льна.
Основную ценность в стебле имеют волокнистые пучки 4, которые относятся к механическим тканям, повышающим устойчивость стебля к полеганию, изгибам, переломам и т.п. Они состоят из плотно склеенных пектиновыми веществами элементарных волокон — длинных клеток веретенообразной формы с заостренными концами. Элементарное волокно имеет следующее строение (по поперечному сечению): первичная оболочка, наружный слой вторичной оболочки, внутренний слой вторичной оболочки третичная оболочка, полость волокна.

К внутренней поверхности коры и волокнистых пучков примыкает проводящая ткань — флоэма, состоящая из тонкостенных клеток, сообщающихся друг с другом и с клетками примыкающих тканей. Флоэма проводит и распределяет в растении органические питательные вещества. Образовательная ткань—камбий 5 состоит из тонкостенных, плотно прилегающих одна к другой клеток, преобразующихся при делении в клетки других тканей, примыкающих к образовательной.

Наружный слой от камбия — коровую часть — в технической литературе называют лубом, а внутренний слой — древесиной. Отделение луба от древесины обычно происходит по камбиальному слою или по клеткам флоэмы.

Древесина 6 это плотная ткань, состоящая из сосудов, трахеид, древесных волокон и древесной паренхимы. Толщина слоя древесины зависит от условий выращивания и сорта льна, размера клеток и толщины клеточных стенок. Лигнин, пропитывающий первичные и вторичные оболочки клеток, придает древесине жесткость и хрупкость. Во время созревания стебля сердцевинная паренхима в центральной части стебля исчезает и образуется сердцевинная полость. Во время переработки сырья на мяльно-трепальном агрегате древесина отделяется от волокна в виде костры.

Сердцевина - последний слой тканей стебля. Она занимает его центральную часть и состоит из крупных тонкостенных паренхимных клеток, иногда отмерших - одревесневших, иногда живых - способных к делению. Центральная часть стебля обычно не заполнена клетками сердцевины и образует полость.

ЛЕКЦИЯ 2
Вопросы:

  1. Строение и свойства волокон льна.

  2. Фазы роста льна, их основные характеристики;

  3. Отношение растений льна к внешним условиям, элементам питания, почвенным условиям.
  1   2   3   4   5   6   7   8


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации