Реферат - Классицизм и барокко как художественные стили - файл n1.doc

Реферат - Классицизм и барокко как художественные стили
скачать (5789 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5789kb.07.07.2012 02:45скачать

n1.doc




РЕФЕРАТ
по дисциплине: Культурология
на тему: «Классицизм и барокко как художественные стили»

2010 г.

Содержание
Введение 3

1. Барокко — воздействие на чувства зрителей 4

1.1. Итальянское барокко 7

1.2. Фламандская живопись 8

2. Классицизм - следование античности 10

2.1. Классицизм в литературе 12

2.2. Классицизм в живописи и скульптуре 14

2.3. Классицизм в архитектуре и музыке 16

Заключение 17

Список литературы 18

Приложения

Введение
Господствующими художественными стилями VXII столетия были барокко и классицизм.

Барокко — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). Барокко явилось художественным завершением Позднего Ренессанса. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения. Любое великое движение рано или поздно вырождается или иссякает. Изучение античных греков и римлян, которое в Раннем Ренессансе служило источником нового, у представителей Позднего Ренессанса превратилось в подражание. Древность стала каноном изящного искусства, вошла в моду. Многие писатели и поэты выродились в имитаторов. Скульптура, архитектура и живопись эпохи барокко — логическое завершение процесса вырождения изящных искусств. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью.

В XVII в., когда во Франции установилась не­ограниченная власть монарха, которая достигла апогея при Людовике XIV, сформировалось классицистическое направление, охватившее все виды художественного творчества, — классицизм. Классицизм, ос­нованный на следовании принципам античного искусства (рацио­нализм, симметрия, целенаправленность, сдержанность и строгое соответствие содержания произведения его форме), стремился вы­разить возвышенное, героическое, нравственные идеалы, создать ясные, органичные образы. В то же время классицизм нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нарас­тавшие в период его кризиса [3].

1. Барокко — воздействие на чувства зрителей
Барукко (от итал. barocco – причудливый, странный), художественный стиль, занимавший ведущее положение в европейском искусстве с конца XVI — середины XVIII вв. Зародился в Италии. Термин был введен в конце XIX в. швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вельфлином. Он был употреблен его в пренебрежительном смысле как «вычурный», «причудливый».

Стиль охватил все виды творчества: литературу, музыку, театр, но особенно ярко проявился в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий.

Ему присущи вырази­тельность, пышность, динамика. Направленное на поддержку католической церкви в ее борьбе с Реформацией ис­кусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. Выразительность барочных произведений часто построена на контрастах, драматических столкновениях возвышенного и низменного, величественного и ничтожного, прекрасного и безобразного, иллюзорного и реального, света и тьмы. Склонность к сочинению сложных и многословных аллегорий соседствовала с предельной натуралистичностью. Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные «обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую праздничность.

Для скульптуры барокко характерна особая осязательность, вещественность в трактовке форм, виртуозная, доходящая до иллюзорности, демонстрация фактуры изображаемых предметов, использование различных материалов (бронза, позолота, разноцветные мраморы), контрасты света и тени, бурные эмоции и движения, патетика жестов и мимики (Д. Л. Бернини, братья К. Д. и Э. К. Азам). Образцом высшего выражения чувств считается скульптура Бернини «Экстаз св. Терезы»[2].

В живописи барокко представлено творениями Караваджо (Ита­лия), Рубенса и Ван Дейка (Фландрия), Веласкеса и Риберы (Испа­ния), Рембрандта и Халса (Голландия). Этот новый стиль, предель­но выразительный и динамичный, сталкивает в драматических кон­фликтах земную и небесную, материальную и духовную стихии. Барочной живописи свойственны монументальность и эффектная декоративность, соседство идеально возвышенного (братья Каррачи, Г. Рени, Гверчино) и приземленно обыденного (Караваджо). Наиболее полно барочные принципы проявились в пышных парадных портретах (А. Ван Дейк, Г. Риго); в роскошных натюрмортах, являвших изобильные дары природы (Ф. Снейдерс); в аллегорических композициях, где фигуры правителей и вельмож соседствовали с изображениями античных богов, олицетворявших добродетели портретируемых (П. П. Рубенс).

Мастера эпохи барокко стремились к синтезу различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), к созданию ансамбля, в который часто включались элементы живой природы, преображенные фантазией художника: вода, растительность, дикие камни, продуманные эффекты естественного и искусственного освещения, что вызвало расцвет садово-парковой архитектуры. Самым благодатным полем для этого оказалась архитектура, тесно связанная с реальной жизнью и открывающая широкие воз­можности для синтезаодного из важнейших принципов барокко, поскольку архитектурный ансамбль обязательно включает в себя живописное и скульптурное убранство. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. К XVII столетию сло­жился новый католический ритуал, обставленный с театральной пышностью, и храмы должны были служить ему достойным обрам­лением [4].

В барочных постройках сохранилась структура архитектурного ордера, но вместо ясной упорядоченности, спокойствия и размеренности, свойственных классике, формы стали текучими, подвижными, приобрели сложные, криволинейные очертания. Прямые линии карнизов «разрывались»; стены дробились собранными в пучки колоннами и обильными скульптурными украшениями. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает эффект разверзшихся сводов. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Здания и площади активно взаимодействовали с окружающим пространством (Д. Л. Бернини. Ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, 1657—63; Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, 1634—67 и др.)

Яркий расцвет переживала плафонная (потолочная) живопись (фрески церкви Сант-Иньяцио в Риме А. дель Поццо, 1685—99; плафон палаццо Барберини в Риме П. да Кортона, 1633—39г.). Барочные плафоны создавали иллюзию исчезновения крыши, «прорыва» в небеса с клубящимися облаками, куда уносились в стремительном красочном водовороте толпы мифологических и библейских персонажей [2]. Живопись, скульптура, де­кор, архитектура создают целостный драматический эффект (приложение 1).

Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры (опера). Стремление к драматической экспрессии и к синтезу различных видов искусства проявляется и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).

Стиль барокко, пер­воначально возникший в римских церквях, завоевывает всю Европу, обретая при этом новые черты.

1.1. Итальянское барокко
В XVII в. Рим становится центром развития нового стиля — барокко. Осуществляется переход к созданию целых архитектурных ансамблей, в которые включаются не только отдельные сооружения, пло­щади, но и система улиц (трехлучевая). Главный въезд города бла­годаря этому соединяется с основными архитектурными ансамбля­ми Рима. Вместо статуи организующим площадь началом становит­ся обелиск. Сооружают фонтаны, украшенные скульптурами. По мере развития меняются акценты — если на начальном этапе ба­рокко украшается прежде всего интерьер здания, внутренний двор, дворцовый парк, то в период позднего барокко усиливается архи­тектурный декор. Большую динамичность приобретает культовое зодчество. Скульптуры украшают фасады церквей, вилл, палаццо, парки, сады, надгробия, фонтаны.

Крупнейший архитектор столетия — Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Главное его творение — грандиозная колоннада на площади собора Святого Петра в Риме. Задуманный великим Микеланджело собор достраивали разные мастера, фасад завершил в на­чале XVII в. Карло Мадерна. Надо было слить все в единую компо­зицию, превратить окружающее пространство в сцену для церемо­ниальных торжеств, а главное — произвести на людей незабываемое впечатление. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в 280 м, Бернини загородил прямой путь к собору, поставив в центре обе­лиск, а на поперечной оси — два фонтана.

Бернини — великолепный скульптор, автор многочисленных скульптурных портретов. Стиль его полон экспрессии и драматизма (скульптурная группа «Экстаз св. Терезы»), у него постоянные пре­вращения, переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой. В юношеском произведении — скульптуре «Давид» в отличие от «Давидов», выполненных Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Давид — победитель Голиафа — предстает перед зрителем в самый разгар подвига — он запускает камень в против­ника: быстрый момент между подниманием камня и его броском. Тело Давида находится в резком контрастном движении, очень да­леком от гармоничной сбалансированности античного «Дискобола». А выражение его лица! Это барокко! [4]

Одним из крупнейших представителей барокко является итальянский живописец Каравбджо (caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573, Караваджо, Ломбардия – 1610, Порто д’Эрколе, Тоскана). Караваджо произвел своими картинами решительный переворот в живописи. Уже в первых выполненных в Риме работах Караваджо выступил как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Он положил начало бытовой живописи, впервые осмелившись писать людей из простонародья, не приукрашивая их и не давая им роли персонажей Священной истории. Его юноши далеки от героического идеала красоты эпохи Возрождения. Они подчас женственны и капризны («Вакх», ок. 1593 г.), любуются собой («Юноша с корзиной фруктов», ок. 1593 г.), поют томные песни («Лютнист», ок. 1595 г.), пугаются укуса ящерицы («Мальчик, укушенный ящерицей», ок. 1597 г.). Другие картины изображают карточных шулеров («Игроки в карты», 1594–95), цыган («Гадалка», 1594), бродяг, разбойников. Художник впервые воспел романтику опасных приключений в разбойничьем мире. Позднее подобные сюжеты обрели популярность по всей Европе в живописи последователей мастера – караваджистов [2].
1.2. Фламандская живопись
XVII в. — золотой век для нидерландской жи­вописи: национальные художественные школы не знали придворного искусства, не вмешива­лась в творчество живописцев и церковь. Социальный заказ предопределил назначение художественного творчества — украшать замки, дома патрициата и культовых сооружений. Поэтому преобладающим жанром светской живописи были портреты знатных и богатых заказчиков, охотничьи сцены, огромных размеров натюрморты. Выдающиеся художники Фландрии этого времени — Рубенс, Ван Дейк, Йордане и Снейдерс.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) обладал универсальным талан­том. Разнообразны сюжеты его полотен (религиозные, мифологиче­ские, аллегорические, пейзажи, сцены крестьянской жизни, портре­ты), но все они проникнуты огромным жизнеутверждающим нача­лом. Для мастера характерно сочетание реалистических наблюдений и чувственной красоты образов, драматизм. Барочность его картин — в патетике, бурном движении, декоративном блеске и колорите. Самые известные полотна Рубенса — «Воздвижение креста», «Сня­тие с креста», «Персей и Андромеда», «История Марии Медичи», «Возвращение жнецов», «Вирсавия», портреты — «Камеристка», «Шубка», автопортреты.

Рубенс создал свой мир — мир богов и героев подстать гипер­болическим образам «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с ярки­ми одеяниями и благородным сдержанным тоном.

В историю мирового изобразительного искусства вошел самый знаменитый ученик Рубенса — блестящий портретист Антонио Ван Дейк (1599—1641). Он автор парадных портретов аристократов, по­литических деятелей, прелатов церкви, богатых бюргеров, местных красавиц, собратьев-художников. Им написано множество портре­тов членов королевской семьи. Несмотря на парадность портретов, художнику удается уловить индивидуальные особенности модели и проявить блестящее мастерство. Его персонажи непринужденны и изящны, а окружающая их обстановка подчеркнуто декоративна. Есть у Ван Дейка полотна на мифологические и христианские сю­жеты, проникнутые лиризмом («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна с куропатками»)[4].


2. Классицизм - следование античности
Классици́зм (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 – нач. 19 в., важной чертой которых являлось обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима) как к норме и идеальному образцу. Для эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определенные правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов и жанров искусства.

Для теории классицизма характерен культ разума, который связывает этот стиль с философским рационализмом. Разум в классицизме — источник и мерило прекрасного; для последовательного классициста ценность художественного произведения в значительной мере определяется степенью его логической стройности и ясности, упорядоченностью его композиции. Этим и объясняется склонность классицистов изображать в качестве героев людей, способных даже в моменты самых тяжелых и бурных переживаний трезво мыслить, рассуждать и подчинять свои поступки велению разума. Это же стремление к упорядочению продиктовало разным видам искусства в зависимости от их специфики и определенные правила, по которым эти произведения должны создаваться. Правила эти касались не только темы или сюжета произведения, но и упорядочивали его внутреннюю структуру. Например, в драматургии существовали знаменитые «три единства»: единство места, единство времени и единство действия. Единство места предполагало, что все события совершаются только в одном месте, одной декорации на сцене; единство времени требовало, чтобы действие началось и закончилось в течение одних суток; единство действия требовало, чтобы центральный конфликт был четко определенным и единственным [1].

Классицизм установил иерархию художественных жанров — вы­соких и низких. Высокими жанрами в живописи считались историческая, религиозная и мифологическая картина, дающие зрителю героические примеры для подражания; низшими – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая картина. Каждому жанру были предписаны строгие границы и четко обозначенные формальные признаки; не допускалось смешения возвышенного с низменным, трагического с комическим, героического с обыденным. Такая же соподчиненность жанров соблюдалась в литературе: высокими считались трагедия, эпопея, ода, а низкими — комедия, сатира, басня.

Классицизм XVII в. проявил себя в основном во Франции и утверждался в противоборстве с барокко. В архитектуре постройки А. Палладио стали образцом для многих мастеров. Классицистические здания отличает четкость геометрических форм и ясность планировки, обращение к мотивам античной архитектуры, и прежде всего к ордерной системе. Архитекторы стали чаще использовать стоечно-балочную конструкцию, в зданиях четко выявляли симметрию композиции, прямые линии предпочитали изогнутым. Стены трактуются как гладкие, окрашенные в спокойные цвета поверхности, лаконичный скульптурный декор подчеркивает конструктивные элементы. Со второй пол. 17 в. французский классицизм вбирает в себя все больше элементов барокко (Версаль, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др., планировка парка – А. Ленотр) [2].

Четкая разграни­ченность планов и сглаженность форм устанавливались для произ­ведений скульптуры и живописи. В скульптуре преобладают уравновешенные, замкнутые, лаконичные объемы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, тщательно отполированная поверхность сияет холодноватым блеском (Ф. Жирардон, А. Куазевокс). В живописи признавалось главенство линии над цветом, ценились четкий рисунок и статуарность форм; отдавалось предпочтение локальным (чистым, несмешанным) цветам. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использовался ло­кальный цвет: для ближнего — коричневый, для среднего — зеле­ный, для дальнего плана — голубой [4].

Закреплению принципов классицизма способствовало создание в Париже Королевской академии архитектуры (1671) и Королевской академии живописи и скульптуры (1648). Последнюю возглавил Ш. Лебрен, с 1662 г. первый живописец Людовика XIV, расписавший Зеркальную галерею Версальского дворца (1678–84). Сложившаяся в Академии классицистическая система служила разработке сюжетов и аллегорий, прославлявших монарха («король-солнце» ассоциировался с богом света и покровителем искусств Аполлоном).

Становление неоклассицизма в 1760-е гг. происходило в противостоянии со стилем рококо. Стиль формировался под влиянием идей Просвещения. В его развитии можно выделить три основных периода: ранний (1760–80), зрелый (1780–1800) и поздний (1800–30), иначе называемый стиль ампир, который развивался одновременно с романтизмом.

Неоклассицизм стал интернациональным стилем, получив распространение в Европе и Америке. Наиболее ярко он воплотился в искусстве Великобритании, Франции и России. В сложении стиля существенную роль сыграли археологические находки в древнеримских городах Геркуланум и Помпеи. Но образцом для подражания становится не Рим, а Греция. Идеалом становятся классическая простота, минимум деталей, близость к дикой природе (английский парк) [5]. На становление стиля также оказали влияние труды немецкого историка искусства И. И. Винкельмана, который считал самыми важными качествами античного искусства «благородную простоту и спокойное величие».
2.1. Классицизм в литературе
С момента образования в 1635 г. в Париже Акаде­мии литературы официальным направлением в литературе Франции был признан классицизм. Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636—1711). Правила и нормы классицизма изложены им в трактате «Поэтиче­ское искусство» (в форме поэмы). Он автор остроумных «Сатир», в которых высмеял религию, государственных деятелей. Его поэтиче­ское дарование высоко ценил А.С. Пушкин. Родоначальником классицизма в литературе стал Пьер Корнель (1606—1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Эдип» и др., прославлявших силу воли, управляемой разу­мом. Корнель считается создателем французского театра. Стержень пьес Корнеля — трагический конфликт страсти и долга, в них дей­ствуют героические характеры, великий поэт обличает деспотизм.

Образцом французской прозы стали произведения Франсуа де Ларошфуко (1613—1680) и Мари Мадлен де Лафайет (1634—1693). В сборнике афоризмов и сентенций «Размышления, или Моральные изречения», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения за жизнью и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное ему аристократическое общество. Мари Лафайет — автор первого во Франции психологического романа «Принцесса Киевская», кото­рый пользовался огромным успехом у читателей. Все персонажи романа — реально существовавшие люди, но выведенные под дру­гими именами.

Огромное влияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (наст, имя Жан Батист Поклен, 1622—1673), реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важ­нейший источник вдохновения для него — фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма и традиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В его произведе­ниях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизан­троп», «Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой» обличаются, как писал Бальзак, веролом­ство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество, зло­словие, фатовство, неравные браки, скупость, продажность, распут­ство судей, тщеславие.

Большую эмоциональность, социальную остроту и реалистиче­скую конкретность приобрела сатира в баснях крупнейшего поэти­ческого дарования Франции — Жана Лафонтена (1621—1695), в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции (басни Эзопа), так называемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравниваются с царством кровожадных и хищных зверей; осуждает­ся церковь, скептически оценивается религия и в то же время рас­крывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик», «Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын коро­ля» и др.)[4].
2.2. Классицизм в живописи и скульптуре
Самые выдающиеся классицистические живописцы – Н. Пуссен и К. Лоррен связали свою жизнь и творчество с Римом. Пуссен интерпретирует античную историю как собрание героических подвигов; в поздний период в его картинах возросла роль эпически величественного пейзажа. Соотечественник Лоррен создавал идеальные пейзажи, в которых оживала мечта о золотом веке – эпохе счастливой гармонии человека и природы.

Основоположник классицизма в живописиНикола Пуссен (1594—1665), писавший картины на мифологические и литературные темы. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармонический мир в себе не выходящий за пределы живописного пространства, как в барокко. Стро­гая уравновешенность композиций, культ природы и преклонение перед античностью — характерные черты творчества художника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», «Пей­заж с Полифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пус­сен изготавливал маленькие восковые модели фигур для своих кар­тин, экспериментируя с различными композициями и освещением.

Мастером лирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600—1682). Его ясная светлая живопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы XVII—XVIII вв. Персонажи его полотен (как правило, мифологические или исторические) чаще всего затеряны в окружении поэтического пейзажа («Заколдованный замок»). Тонкими эффектами освещения Лоррен сумел выразить разное ощущение природы в зависимости от времени суток (серия «Времена суток»).

Наиболее значительным мастером французского неоклассицизма и ампира в живописи был Ж. Л. Давид. Этический идеал в исторических полотнах Давида отличался строгостью и бескомпромиссностью. В «Клятве Горациев» (1784) черты позднего классицизма обрели четкость пластической формулы.

Представителем классицизма в скульптуре является итальянский скульптор Канува (canova) Антонио (1757, Поссаньо, Италия – 1822, Венеция). В ранних работах заметны барочные элементы и влияние Д. Л. Бернини. Изучение гипсовых слепков с античной скульптуры повлияло на выработку пластического языка Кановы. Наиболее значительную работу этого периода «Дедал и Икар» (1778–79) отличает реалистичность в передаче движений и поз; вместе с тем ощутима тенденция к классицистической идеализации.

В нач. 19 в. Канова приобрел общеевропейскую известность. В это время он создает идеализированные портреты Наполеона Бонапарта и его семьи (скульптурный портрет для бронзовой статуи императора в образе Марса-победителя, ок. 1811 г.; портрет сестры Наполеона Паолины Боргезе в образе Венеры-победительницы, 1805–07). Классицистический идеал грации нашел воплощение в мраморных статуях «Венера и Адонис» (1789), «Амур и Психея» (1794–96), «Три Грации» (1816) [2].
2.3. Классицизм в архитектуре и музыке
Хотя в архитектуре XVII в. еще сохранялись элементы готики и Ренессанса, но уже появились и элементы классицизма. Например, фасад здания Люксембургского дворца (архитектор С. де Брос) расчленен ордером, который станет обязательным для этого стиля; колоннада восточного фасада Лувра (архитектор Перро) характеризуется простотой ордера, равновесием масс, статичностью, чем достигается чувство покоя и величия. Крупнейшее дворцовое архитектурное сооружение XVII в. — дворцово-парковый ансамбль Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строи­ли архитекторы Л.Лево (1612—1670) и Ж. Ардуэн-Мансар (1646— 1708). Парк в Версале замечательно сочетается с архитектурой фасада дворца, обращенного к парку, симметрия фасада как бы продолжа­ется в просторных «партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют рисунок), радиально расходящихся аллеях, открытых перспективах. Создатель парков Версаля и Тюильри — архитектор, мас­тер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613—1700).

В XVII в. во Франции на первое место выдвигается светская му­зыка, она начинает преобладать над духовной. Развиваются опера и балет. Первые национальные оперы — «Триумф любви», «Пасто­раль». Основоположник национальной оперной школы — компози­тор, танцовщик Ж.Б. Люлли (1632—1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а также оперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера. Развивались в это время и инструментальные школы — лютне­вая, клавесинная, виольная [4].

Примеры стиля классицизм приведены в приложении 2.

Заключение
Два наиболее широких и влиятельных художественных течения барокко и классицизм — сложны и двойственны по своей природе.

Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации. Для возникшей в Реформации протестантской церкви зрелищность стиля барокко с его грандиозностью, порой утрированной экспрессивностью, патетикой, вниманием к чувственному, телесному началу, проступающим весьма отчетливо даже при изображении чудес, видений, религиозных экстазов была превращена в главную приманку католицизма для возврата паствы в лоно католической церкви, ей приносилось в жертву даже само религиозное благочестие. Но сущность барокко шире вкусов католической церкви и феодальной аристократии, которая стремилась использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для восславления могущества, пышности и блеска государства, мест обитания лиц, приближенных к трону. Стиль барокко с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому.

Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи — классицизм. Претендующее на «разумность»» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. Наиболее полно нормативную сторону искусства классицизма изложил Никола Буало (1636—1711) в стихотворном трактате “Поэтическое искусство”, где он требовал подчинить художественное вдохновение разуму:
Обдумать надо мысль и лишь потом писать.

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите...[1]
Список литературы
1. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.
2. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Сост. Балицкая.- М.: Издательство: Росмэн – Пресс, 2007 -608с

3. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с — (серия «Gaudeamus»)

4. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 400 с. — (Серия «Cogito ergo sum»).

5. Учебный курс по культурологии. Научный редактор: д. ф. н., проф. Г. В. Драч.- Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999 г..- 576 с.

Приложение 1

Д. Л. Бернини. Ансамбль площади Св. Петра в Риме. 1656—65 гг.



Д. Л. Бернини. Интерьер собора Св. Петра в Риме. 1657-63 гг.



Д. Л. Бернини. «Экстаз св. Терезы». 1644—52 гг. Церковь Санта-Мария делла Виттория. Рим



Д. Л. Бернини. «Аполлон и Дафна». 1622—25 гг. Музей и галерея Боргезе. Рим
Э. К. Азам. «Вознесение Марии». 1717—25 гг. Скульптурная композиция в церкви Пилигримов в Руре. Бавария
А. дель Поццо. «Триумф св. Игнатия Лойолы». Фреска церкви Сант-Иньяцио. 1691—94 гг. Рим


Караваджо. «Игроки в карты». 1594—95 гг. Музей Кимбелл. Форт Уорт



Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов». Ок. 1593 г. Галерея Боргезе. Рим

.




П. П. Рубенс. «Охота на львов». 1616 г. Старая Пинакотека. Мюнхен


П. П. Рубенс. «Персей и Андромеда». 1620—21 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург


П. П. Рубенс. «Воздвижение креста». 1610—11 гг. Собор Онзе-ливе-Враукерк. Антверпен


П. П. Рубенс. «Союз Земли и Воды». Ок. 1615 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург



А. Ван Дейк. «Портрет английского короля Карла I на охоте». 1635 г. Лувр. Париж




Д. Веласкес. «Портрет Филиппа IV в серебряном одеянии» («Серебряный Филипп»). Ок. 1632 г. Национальная галерея. Лондон
Приложение 2



Н. Пуссен. «Великодушие Сципиона». 1643 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва


К. Лоррен. «Пейзаж с Энеем на Делосе». 1672 г. Национальная галерея. Лондон



Ж. Л. Давид. «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами». 1799 г. Лувр. Париж

А. Канова. «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы». Мрамор. 1805—07 гг. Галерея Боргезе. Рим

А. Канова. «Амур и Психея». Мрамор. 1794—96 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

.



А. Ленотр. Версальский парк. 1660-е гг.





РЕФЕРАТ по дисциплине: Культурологияна тему: «Классицизм и барокко как художественные стили»2010 г. Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации