Реферат - Кирилла Туровский - файл n1.doc

Реферат - Кирилла Туровский
скачать (72 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc72kb.07.07.2012 02:41скачать

n1.doc



Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет

имени П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Заочная форма отделения

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Социально-культурная деятельность

Кирилла Туровский


Выполнила:

Студентка 1 курса, 10 группы

(специальность: Социальная работа)

Сергеенко Н.В.

Витебск, 2010 г.

КириллА Туровский
(1130, Туров, Туровское княжество — около 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя, память совершается: 28 апреля и 4 июня (по юлианскому календарю).
Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой "паче всех на Руси" как "второй златословесный вития" (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению. И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историко-филологической науке.

Однако, к сожалению, об этом замечательном поэте-гимнографе, мыслителе и проповеднике, несмотря на его долгую пожизненную литературную славу и вопреки тому, что довольно скоро после смерти он был причтен к лику святых подвижников Церкви, известно крайне мало. Сведения о нем содержатся в Ипатьевской летописи, в посвященной ему "Службе" и в кратком житийном сказании, которое, как предполагают, было составлено на рубеже XII-XIII веков и затем попало в русский "Пролог" в качестве статьи, приуроченной ко дню его церковной памяти.

В рукописных прологах сохранилась его житие – каноническая церковная биография: «Этот счастливый Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие.

Рано стал послушником одного из туровский монастырей. В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцает мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения.

Богословские труды Кирилла принесли ему известность и он, по требованию князя и горожан, был рукоположен в епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 году.

В епископстве святой Кирилл совершил еще большие подвиги во славу Церкви Божией, особенно в годину постигшего ее смятения. В 1169 году некий Феодор, который за свои преступления впоследствии укоризненно прозван Феодорцем, возмечтал занять епископскую Владимиро-Суздальскую кафедру, приложив все старания к тому, чтобы она стала особой митрополией, незави­симой от Киевской митрополии, которой были подчинены все епископские кафедры на Руси. В Константинополе Феодор достиг только того, что патриарх Лука Хризоверг посвятил его в епископы, в учреждении же новой митрополии Феодору было занято. Заняв кафедру, Феодор самовольно не признал власти Киевского митрополита. Сей нечестивый Феодор не захотел послушаться великого князя владимирского Андрея Георгиевича Боголюбского, приказывавшего ему идти ставиться к митрополиту в Киев. Князь был к Феодору располо­жен, хотел ему добра, а он не только не пожелал доставления от русского митропо­лита, но и церкви все во Владимире запер, и не было в них ни звона, ни слу­жения. За это Феодор был изгнан. Много людей пострадало от него, одни лишились иму­щества, другие обращены были в рабство, и не только простые люди, но и иноки, игумены. Вымогая у людей имущество, Феодор подвергал их даже пыткам. Неустанно следя за благоденствием всей Рус­ской Церкви, святой Кирилл обличил ересь Феодора на основании Божественных писаний и проклял его. Великий князь Андрей изгнал Феодора и послал его в Киев, к митрополиту Константину, который лишил непокорного епископского сана, после чего Феодор был казнен.

Желая посвятить себя написанию богословских сочинений, святитель Кирилл оставил Туровскую кафедру и стал вести уединённый образ жизни. В этот период им были написаны «Слова» на весь годичный круг Господских праздников и иные душеполезные слова, из которых и образовались книги, написанные святым Кириллом от евангельских и пророческих сказаний. Составил святой Кирилл и молитвы и похвалы многим святым, и все свои многочисленные писания предал Церкви, на поучение и утешение верующим русским людям. Святой Кирилл составил, веро­ятно, свои слова на весь годичный круг Господских празд­ников, но не все они сохранились.

Каждое из перечисленных «Слов» святого Кирилла начинается приступом, в кото­ром большей частью выражена какая-либо общая благочестивая мысль. В самом «Слове» далее обыкновенно изъясняется предмет праздника, раскрываются обстоятельства воспоминаемого события или излагается притча. При объясне­нии подробностей события или притчи, святой Кирилл почти везде показывает их переносный, таинственный смысл; краткие евангельские сказания Кирилл большей частью распространяет; в уста священных лиц влагает прекрасные речи. «Слова» святого Кирилла оканчиваются назиданием слушателям, или мо­литвой к Богу, или похвалой угодникам Божиим и молитвой к ним. Содержа­ние этих возвышенных слов святого Кирилла обнаруживает совершенное его знание Священного Писа­ния и сочинений многих отцов и учителей Церкви: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Евлогия Алек­санд­рийского, Прокла, ар­хиепископа Константинопольского, и других, а также Симеона Метафраста, составителя житий святых и канонов.

Во время своего пребывания в Туровском Никольском монастыре святой Кирилл составлял и молитвы. Ему, несомненно, принадлежат молитвы на всю седмицу, в порядке ежедневных церковных служб, на каждый день от трех до шести молитв – после утрени, после часов, перед вечерней и после вечерни. Каждая из этих молитв святого Кирилла приспособлена к священным лицам и событиям, воспоминаемым на ежедневных церковных службах.

Древний жизнеописатель святого Кирилла сообщает, что святой Кирилл составил и «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки», и до сего времени дошел список «Канона молебного», сотворенного святым Кириллом.

Множество творений своих предал святой Кирилл Церкви. И не только люди русские поучались и наслаждались творениями святителя, но и в других странах славянских издревле переписывали их, читали, слушали и молились по ним.

Доброчестно пожив, сохранив порученную Богом паству в благоверии, святой Кирилл преставился в вечную и бесконечную жизнь.

Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры.

Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского – человек. Согласно его представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения.

Сам Кирилл Туровский предстает как человек высокой нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимает активную общественную позицию. Он осуждает клевету, обиду, гордыню, зависть, гнев, насилие, скупость, мздоимство, сквернословие, злопамятство и многие другие человеческие пороки.

Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

Литературное мастерство святителя Кирилла было высоко оценено современниками и потомками: его «Слова» и поучения входят в состав многих сборников (в том числе и в Торжественник) наряду с сочинениями византийских богословов и проповедников.

Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия. Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

Список литературы


  1. Быстрова, А.Н. Мир культуры: Учеб. пособие. - М., 2000.

  2. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по мировой художественной культуре. - М., 1998.

  3. Гуревич, П.С. Философия культуры: Учеб. пособие. - М., 1995.

  4. Угринович, Д.М. Искусство и религия. - М., 1996.

  5. http://www.portal-slovo.ru/





Министерство образования Республики Беларусь
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации