Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие
скачать (2650 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2650kb.07.07.2012 02:39скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
КАБАЧЕНКО Т.С.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. Психологическое воздействие как феномен и проблема психологической безопасности.
1.1. Понятие психологического воздействия.
1.2. Психологическое исследование Бездейственной практики.
1.3. Психологическое воздействие и психологическая безопасность.
1.4. Возможные направления исследований психологической безопасности в связи психологическим воздействием.
1.5. Методологические и методические основы настоящего исследования.
1.5.1. Общие положения.
1.5.2. Методы и источники получения информации.
1.5.3. Содержательные единицы анализа информации.
1.5.3.1. Интенция воздействия.
1.5.3.2. Состав действий персонажей и их последовательность.
1.5.3.3. Структура взаимосвязей и отношений между взаимодействующими субъектами, их действиями и сопутствующими факторами ситуации.
1.5.3.4. Валентность факторов ситуации для взаимодействующих сторон.
1.5.3.5. Физические характеристики условий взаимодействия.
Глава 2. Общие характеристики психологического воздействия.
2.1.Формальные признаки различных вариантов психологического воздействия.
2.1.1.Субъект-субъектно и субъект-объектно ориентированные стратегии взаимодействия.
2.1.2.Произвольное и непроизвольное воздействие.
2.1.3.Прямое и косвенное воздействие.
2.1.4.Непосредственное и опосредованное воздействие.
2.1.5.Явное и скрытое воздействие.

2.1.6. Длительность воздействия.
2.1.7.Бездейственный потенциал трудового поста.
2.2.Психологическое воздействие в структуре деятельности различных профессионалов.
2.2.1.Психологическое воздействие в контексте профессиональной технологии.
2.2.2.Уровень профессионализма и эффективность психологического воздействия.
2.2.3.Власть и психологическое воздействие в кон тексте регуляции поведения человека.
2.3.Уточнение понятийного аппарата: средства, приемы, методы, технологии психологического воздействия.
2.3.1.Технология воздействия.
2.3.2.Метод воздействия.
2.3.3.Прием воздействия.
2.3.4.Средства воздействия.
2.4.Проблема профессиональной специфичности психологического воздействия.
2.5.Еще раз о профессионализме при использовании психологического воздействия.
Глава 3. Характеристика средств психологического воздействия.
3.1.Стимулы, ориентированные на различные анализаторы.
3.1.1.Визуальные стимулы.
3.1.2.Звуковые воздействия.
3.1.3.Темп и ритм в психологическом воздействии.
3.1.4.Запахи.
3.1.5.Мультимодальные гештальты и их символическое значение.
3.2.Языковые средства воздействия.
3.2.1.Языковые средства в контексте иных средств воздействия.
3.2.2.Механизмы вербального воздействия.
3.2.3.Внушение, убеждение, информирование в контексте механизмов вариативной интерпретации действительности и аргументации.
3.3.Невербальные компоненты коммуникации как средство психологического воздействия.
3.4.Регуляция уровня удовлетворения потребностей как средство психологического воздействия.
3.5.Деятельность как средство психологического воздействия.
3.6.И еще раз о профессионализме и психологической безопасности при решении задач воздействия.
Глава 4. Классификация методов психологического воздействия.
4.1."Организационный" и "воздейственно-психологический" планы в психологическом воздействии.
4.2.Теоретическая модель, используемая для классификации методов психологического воздействия.
4.3.К вопросу операционализации критериев нарушения психологической безопасности.
4.4.Дополнительные замечания, касающиеся использованных далее способов представления информации.
Глава 5. Методы воздействия на субъективные модели действительности.
5.1.Оптимизация подачи исходной информации в соответствии со стратегическими задачами воздействия.
5.2.Построение психологически однозначного образа действительности.
5.2.1.Фиксация внимания на ясно выделенных ключевых объектах, параметрах ситуации.
5.2.2.Первичное закрепление образа ситуации.
5.2.3.Повышение субъективной значимости используемых аргументов.
5.2.4.Создание организационных основ деятельности и взаимодействия.
5.2.5.Маркирования ситуации ориентирующими элементами.
5.2.5.1.Маркирование ситуации за счет механизмов ВИД (С. м. д. 17).
5.2.5.2.Использование оценочных стереотипов, связях, отношениях, требованиях, оценках, стандартах, основаниях (индекс приема - С. м. д. 2.1), помимо механизмов ВИД.
5.3.Формирование образа ситуации, не позволяющего составить однозначное представление о ней.
5.3.1.Фрагментарное информирование (С. м. д. 3.1).
5.3.2.Противопоставление содержания непосредственного восприятия и оперативного информирования (С. м. д. 3.2).
5.3.3.Противопоставление личного опыта субъекта некоторым декларациям, имевшим место ранее (С. м. д. 3.3).
5.3.4.Фиксация внимания на противоречиях в суждениях, утверждениях (С. м. д. 3.4).
5.3.5.Противопоставление специально подобранных фактов некоторым декларациям, лозунгам, зафиксированным как актуальные ценности (С. м. д. 3.5).
5.3.6.Использование неформальных каналов коммуникации для распространения противоречивой информации, слухов. Создание предпосылок для переживания реципиентами когнитивного диссонанса.
5.3.7.Побуждение к использованию субъектами взаимодействия неоднозначных стандартов, критериев при ориентировке в ситуации (С. м. д. 3.7).
5.3.8.Фиксация внимания реципиента на высокой неопределенности в оценке значимых параметров конкретных обстоятельств удовлетворения актуальных потребностей (С. м. д. 3.8).
5.3.9.Фиксация внимания реципиента на высокой неопределенности в оценке социальной значимости и целесообразности в рамках "этой ситуации", "сложившихся обстоятельств" достижений и его деятельности в целом.
5.3.10.Фиксация внимания реципиента на высокой неопределенности в оценке его личных перспектив (неопределенность временной перспективы личности).
5.3.11.Включение в систему противоречивых ролевых требований.
Глава 6. Воздействие на источники активности.
6.1.Формирование новых источников активности.
6.1.1.Волевое включение реципиента в оптимально организованную деятельность.
6.1.2.Включение в деятельность на основе реально действующих мотивов.
6.1.3.Видоизменение способов удовлетворения потребности с их последующей интериоризацией.
6.1.4.Формирование идеалов, убеждений, ценностей за счет приоритетного информирования, внушения, убеждения, вовлечения в деятельность, использования подражания.
6.2.Воздействие на процессы смыслообразования.
6.2.1.Активизация процессов смыслообразования.
6.2.2.Разрушение смыслообразования.
6.3.Изменение побудительной функции мотива.
6.3.1.Использование мотивов-"доноров".
6.3.2.Изменение значимости определенных мотивов поведения, осуществляемое посредством внушающего или убеждающего воздействия.
6.3.3.Задание отдаленной временной перспективы личности.
6.3.4.Создание блокады для реализации принятого намерения.
6.3.5.Использование феномена сублимации.
6.3.6.Использование феномена регрессии.
6.3.7.Фиксация внимания реципиента на доступности, гарантированности достижения определенных целей в рамках конкретной активности.
6.3.8.Оптимизация условий осуществления требуемой деятельности, реальная минимизация усилий по ее осуществлению.
6.3.9.Создание предпосылок для катарсиса.
6.4.Регуляция степени опосредованности процесса удовлетворения потребностей и реализации иных мотивов поведения активностью других.
Глава 7. Воздействие на факторы - регуляторы проявления активности.
7.1.Формирование диспозиций.
7.1.1.Формирование операциональных установок за счет маркирования новых элементов при их включении в определенный ситуационный контекст.
7.1.2.Включение реципиента в специальным образом организованную повторяющуюся деятельность.
7.1.3.Включение реципиента в референтную для него группу.
7.2.Разрушение стереотипа оценок.
7.2.1.Разрушение стереотипа оценок или деятельности в ситуации противоборства с целью получения одностороннего преимущества.
7.2.2.Разрушение стереотипа оценок на фоне "зашумления" ситуации.
7.2.3.Роль изменения деятельности и социального контекста в изменении диспозиций личности.
7.3.Изменение опосредующей функции групповых норм за счет влияния на привлекательность членства в группе.
7.4.Изменение содержания групповых норм.
7.5.Влияние на способность лидера активно воздействовать на групповую норму.
7.5.1.Физическое или административное изъятие лидера из группы.
7.5.2.Дискредитация лидера через противопоставление его проявлений интересам или ценностям группы.
7.5.3.Изменение характера деятельности группы в расчете на смену лидерства.
7.5.4.Упрочение авторитета лидера за счет формирования его еще более привлекательного для группы имиджа.
7.5.5.Упрочение авторитета лидера за счет обеспечения еще более успешного функционирования группы, которое связывается с активностью лидера.
7.6.Изменение уровня групповой сплоченности.
7.6.1.Создание пространственно-временных предпосылок для взаимодействия группы.
7.6.2.Воздействие на процесс групповой самоидентификации за счет специфических физических отличий, атрибутов, девизов.
7.6.3.Воздействие на процесс групповой самоидентификации за счет фиксации внимания на особой функции группы среди прочих, ее сущностном отличии от других.
7.6.4.Воздействие на процесс групповой самоидентификации за счет ритуалов, обрядов, заповедей, традиций.
7.6.5.Воздействие на процесс групповой самоидентификации за счет мифа о герое.
7.6.6.Обеспечение условий для формирования эмоционального компонента групповой сплоченности.
7.6.7.Обеспечение организационно-деятельностных предпосылок для формирования ценностно-ориентационного единства группы.
7.6.8.Использования фактора внешней угрозы.
7.7.Воздействие на образ "Я".
Глава 8. Воздействие на фоновые состояния.
8.1.Состояние сознания как мишень психологического воздействия.
8.1.1.Создание предпосылок для возникновения измененных состояний сознания.
8.1.2.Обеспечение требуемого направления переструктурирования измененного состояния сознания.
8.1.3.Измененные состояния сознания и проблема психологической безопасности.
8.2.Психические состояния как мишень психологического воздействия.
8.2.1.Оптимизация условий и характера деятельности: гуманизация труда, гуманизация предметной и социальной среды.
8.2.2.Формирование негативных состояний.
8.2.3.Разрядка психической напряженности.
Глава 9. Интегративная оценка риска нарушения психологической безопасности.
9.1.Выводы из предыдущих глав.
9.2.Оценка риска нарушения психологической безопасности.
9.2.1.Факторы риска.
9.2.2.Интегративный показатель риска нарушения психологической безопасности.
9.2.3.Критерий нарушения психологической безопасности.
Приложение 1. Табличное представление системы методов и приемов психологического воздействия.
Приложение 2. Перечень сюжетов и анализируемых примеров.
Приложение 3. Термины.
Приложение 4. Оценка Бездейственного потенциала трудового поста в баллах.
Приложение 5. Степень риска нарушения психологи ческой безопасности в связи с конкретными показателями факторов риска.
Библиография.



ВВЕДЕНИЕ
Более десяти лет назад, занимаясь консультативной практикой в сфере управления, автор столкнулся с ситуацией, когда один из клиентов несколько неожиданным образом сформулировал свои сложности. Он хотел узнать, как заставить людей добровольно, т.е. без дополнительных санкций, выполнять то, что было необходимо по его разумению для пользы дела, но в сложившейся ситуации вызывало у определенной влиятельной части коллектива возражения. Другими словами, клиент просил подсказать, как можно в этой ситуации оказать психологическое воздействие на людей, так как ни административных, ни юридических рычагов для решения его проблем, по его мнению, оказалось недостаточно.

"Повторяемость" подобных запросов стала основой размышлений о месте психологического воздействия в деятельности самых различных профессионалов и тех проблемах, которые в связи с его использованием возникают. Естественен вопрос: у кого возникают проблемы в связи с наличием возможности и стремления использовать психологическое воздействие для достижение своих целей конкретными профессионалами? Оказывается, что проблемы в рамках этой практики могут быть у всех:

3

Все перечисленные проблемы взаимосвязаны между собой и должны рассматриваться в контексте более общей проблемы - проблемы психологической безопасности общества.

Проблема психологической безопасности (некоторые авторы используют понятие информационно-психологической безопасности) привлекает внимание исследователей, представителей общественности и государственных органов достаточно давно. В открытой печати в 90-е годы появились публикации, посвященные информационно-психологической безопасности, проведено несколько "круглых столов" и конференций, рассмотревших широкий круг вопросов, ключевым из которых является определение самого понятия информационно-психологической и психологической безопасности.

В последующих главах мы остановимся на освещении позиций конкретных авторов в этом вопросе более полно. Здесь же обозначим собственное понимание термина "психологическая безопасность", чтобы обеспечить возможность его последующего использования.

Под психологической безопасностью мы понимаем такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом).

Почему же вопросы, касающиеся психологического воздействия как составляющей профессиональных технологий широкого круга профессионалов и психологической безопасности, должны рассматриваться в едином контексте? Чтобы обосновать это положение, прежде всего рассмотрим, как психологическое знание проникает в общественную практику и в каких формах реализуются основанные на нем воздействия. По нашему мнению, именно эти моменты определяют истоки этических норм, лежащих в основе соответствующих практик, в целом, доступность соответствующих технологий для контроля и коррекции со стороны социума и в конечном счете, психологическую безопасность общества. Мы сосредоточим внимание на сфере профессиональной активности, хотя понятно, что и в межличностном взаимодействии психологическое воздействие практикуется столь же широко.

Если оставить в стороне недостаточно изученные виды психологического воздействия, такие как экстрасенсорное, телепатическое и т.д., то психологическое знание используется для решения практических задач в виде, во-первых, специальных технологий, реализуемых специально подготовленными психологами. Это сфера психотерапии, коррекционной психологической помощи, где фундаментальные психологические теории стали основой для разнообразных технологий психотерапевтического и психокоррекционного воздействия, где существуют самостоятельные научные школы, отличающиеся порой взаимоисключающими основополагающими принципами.

Вторая сфера - разработка психологических аспектов частных видов общественной практики. Так, например, специалисты в области психологии рекламы или пропаганды дают рекомендации по повышению эффективности решения частных задач соответствующим специалистам. Рекомендации опираются на конкретные психологические теории, подкрепляются эмпирическими или экспериментальными исследованиями. Таким образом, еще одна форма, в которой используется психологическое знание для совершенствования профессиональной деятельности, - рекомендации практикам, в том числе, и реализующим в своей технологии элементы психологического воздействия.

И в первом, и во втором случае психологи могут очертить границы допустимого во взаимодействии оказывающей воздействие и выступающей в качестве реципиента стороны, а также контролировать соответствие реализуемых способов воздействия основополагающим этическим принципам, культивируемым в их профессиональной общности (хотя во втором случае - в меньшей степени, чем в первом).

Кроме уже рассмотренных двух вариантов внедрения психологического знания в жизнь общества имеется еще практика, сложившаяся и развивающаяся в профессиональных сообществах задолго до появления научной психологии и обеспечивающая воздействие на поведение, состояние как отдельного человека, так и групп людей при решении самого широкого спектра задач. Это использование интуитивного (донаучного) психологического знания.

В последнем случае речь идет о профессиях, где взаимодействие между субъектами, осуществляемое непосредственно или опосредовано, является ключевым элементом, позволяющим достигать цели профессиональной деятельности. Это социономические и артномические профессии, где целью взаимодействия выступают:

К числу таких профессий относятся педагогическая деятельность, лечебная, круг управленческих профессий, в том числе, организационное управление, военное управление, управление экономическим, политическим, правовым поведением людей, идеологическая деятельность, религия, искусство.

В ходе развития соответствующих профессий приемы профессиональной деятельности, в том числе и опирающиеся на интуитивное использование психологического

6

знания, возникли не сразу в том виде, как мы это теперь видим, а складывались и развивались постепенно. Этот процесс протекал на каких-то этапах становления профессии стихийно, и тогда удачные решения и алгоритмы деятельности, будучи осознанными представителями соответствующей профессиональной общности, каким-то образом фиксировались, закреплялись, передавались от одних групп или поколений профессионалов к другим, становясь элементами соответствующей профессиональной культуры. Возможно совершенствование профессиональной технологии и на основе научного осмысления опыта решения профессиональных задач представителями собственной общности.

Это в полной мере относится и к взаимодействию как инструменту, технологии, условию достижения целей указанного круга профессий. Приемы решения профессиональных задач, опирающиеся на взаимодействие, также как и прочие, рефлексировались, фиксировались каким-то образом, наиболее эффективные воспроизводились из поколение в поколение в деятельности профессионалов. Пожалуй наиболее ярким примером подобного осмысления, обобщения и передачи опыта психологического воздействия могут служить стратагемы (стратегии взаимодействия в ситуации противоборства), сложившиеся в китайской культуре (240, 252). Эта практика в определенной мере являлась предметом исследования и в научной психологии в частности, могла изучаться специалистами психологии труда.

Кроме того, профессионалы, осуществляя взаимодействие вне профессиональной технологии, но в рамках профессиональной деятельности, на неформальном уровне, также могут оказывать на партнеров по взаимодействию психологическое воздействие, используя интуитивное психологическое знание.

Именно вследствие стихийно возникшей, но ставшей традиционной, практики психологического воздействия в структуре управленческой деятельности тот клиент - управленец, о котором шла речь в самом начале этого

7

раздела, психологически был готов использовать подсказки психолога, считая их вполне "вписывающимися" в традиции и нормы своей деятельности. Будучи осведомленным об эффективности всяческих "психологических хитростей", восхищался "ловкими" руководителями, считал, что со временем до многих приемов "дошел" бы самостоятельно.

Вместе с тем, направленность такого "стихийного" практика в области психологического воздействия на взаимодействие с психологом-консультантом не может у последнего порождать иллюзии относительно его готовности воспринять идеологию психологического воздействия, культивируемую в гуманистической психологической традиции, как наиболее соответствующую задаче защиты прав человека. Да и в самом психологическом сообществе гуманистическая традиция не является единственной, определяющей принципы профессионального взаимодействия и ответственности психолога перед обществом.

Таким образом, сформулированная управленцем задача ставит психолога в довольно сложное положение не столько в связи с "технологическими" аспектами ее решения, сколько именно с этическими. Деятельность, направленная на ее решение, безусловно могла бы быть расценена как психологическая манипуляция людьми, противоречащая сложившимся в психологическом сообществе этическим принципам. Вместе с тем, психологи уже давно вовлечены в решение сходных задач. Более того, выделились отрасли психологии, например, психология рекламы или психология пропаганды, которые фактически полностью их обслуживают. В самом психологическом сообществе существуют достаточно расплывчатые и неоднозначные нормы, касающиеся такого рода взаимодействия.

Таким образом, консультант в подобной ситуации вынужден принимать решение о допустимых границах в передаче профессиональных технологий, обеспечивающих психологическое воздействие в процессе профессиональною взаимодействия, ориентируясь на весьма противоречивые собственно психологические стандарты и традиции.

8

Существенным для психолога моментом, влияющим на принятие решения в подобных ситуациях, может оказаться сложившаяся в различных профессиональных общностях традиция использования психологического воздействия в решении профессиональных задач, например, традиционно ли в соответствующей общности скрытое воздействие, ориентация на недоступность полного контроля реципиента за собственными проявлениями, на подчинение или сотрудничество и т.п.

Понятно, что традиция, в том числе и традиция в профессиональной сфере, весьма живуча и с большим трудом видоизменяется под влиянием извне, особенно если традиционными выступают достаточно эффективные (или воспринимаемые как таковые) способы достижения целей. В этом случае контроль и коррекция со стороны более широкой общности, чем профессиональная, соответствующих приемов деятельности оказываются весьма затруднительными. Поэтому попытки психологов привнести характерные для них принципы использования психологического воздействия при решении профессиональных задач могут и не найти поддержки у профессионалов, выступающих в качестве заказчиков соответствующих разработок. Более того, сами консультанты подчас начинают поддерживать и реализовывать не одобряемые в их собственной общности принципы профессионального взаимодействия.

Таким образом, использование психологического воздействия в иных профессиональных технологиях - тот самый пункт, в котором пересекаются различные подходы к решению этических вопросов, где интуитивная практика чаще оказывается более древней, чем научное знание, когда сочетание ролей психолога-консультанта и профессионала, использующего психологическое воздействие при решении своих задач, может быть очень дисгармоничным. Степень дисгармоничности во многом определяется происхождением психологических приемов в структуре конкретной профессиональной деятельности (традиция или привнесение на основе научного знания).

9

Кроме того, не исключены случаи, когда профессионалы бывают ориентированы преимущественно на собственные узкие цели, принципы и ценности, что и становится источником нарушения психологической безопасности лиц, которые охвачены их профессиональной деятельностью.

Отсутствие тождественности этических стандартов различных групп профессионалов обусловлено существующим расхождением интересов (в некоторых ситуациях большим, в других - меньшим) у конкретных людей, групп, а также возможного их противоречия интересам общества в целом. При решении практических задач не всегда удается их гармонизировать, а иногда взаимодействующие стороны к этому и не стремятся: имеющая большие ресурсы сторона обеспечивает приоритетность своих интересов перед прочими.

В этом контексте использование закономерностей поведения людей, их психической жизни может явиться очень важным, а иногда и единственным ресурсом, которым располагает профессионал при решении своих задач. Вот здесь и возникают уже указанные проблемы профессионалов и общества в их взаимосвязи:

Такого рода контроль приобретает с каждым годом все большее значение в связи с "открытостью" современного мира и наличием возможностей охвата профессионалами

10

огромных контингентов граждан за счет использования постоянно развивающихся средств и технологий передачи информации.

Кроме того, есть еще одна причина, придающая контролю в сфере использования психологического воздействия особую важность. Дело в том, что исследователи считают психологическое воздействие способным повлиять на различные проявления безопасности как отдельного человека, группы, так и общества в целом, поскольку психологическая безопасность сущностно связана с прочими видами безопасности человека и общества. Как указывали С.Ю. Решетина, Г.Л. Смолян: "Отдельный человек в зависимости от задачи его изучения может выступать для исследователя в различных качествах - как индивид (биологическое существо), личность (представитель какой-либо социальной группы, гражданин), субъект какой-либо деятельности (профессиональной, политической), индивидуальность (обладатель неповторимых свойств и особенностей). В соответствии с современным подходом, личность отдельного человека рассматривают как многоуровневую систему в единстве этих качеств. Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека, берущей свое начало от инстинкта самосохранения. Можно говорить о различных видах безопасности личности - физической, социальной, духовной, в зависимости от того, на какие свойства направлены угрозы - физическую целостность, социальный статус, мировоззренческие установки и т.п. Природа воздействий, нарушающих безопасность личности, может быть разной, но особенность информационных воздействий на сознание человека состоит в том, что они в силу своей универсальности могут представлять угрозу для любого вида безопасности человека" (212, с. 20).

Вместе с тем, пока еще и юридические, и этические нормы даже в наиболее продвинутых в этом смысле странах касаются частных случаев и аспектов психологического воздействия. Так, например, существуют юридические запреты, в частности в США, на использование неосознаваемого

11

визуального сигнала (экстракадра) в рекламных целях, в то же время допускается использование акустических сигналов для блокировки нежелательного противоправного поведения граждан (воровства в супермаркетах) (225).

Нужны ли аналогичные нормы в других сферах общественной практики? Чем следует руководствоваться, ставя перед обществом вопрос о необходимости правового регулирования профессиональной деятельности, непременным элементом которой являются психологическое воздействие или возможность его использования? В целом можно предположить, что основанием для решения этих вопросов может стать теория психологического воздействия, разработанная в контексте проблемы психологической безопасности.

Важно отметить, что ключевой фигурой, от которой зависит психологическая безопасность в обществе, является сам профессионал - субъект деятельности, в рамках которой возможна реализация психологического воздействия. Его знания, умения, этические принципы, диспозиции всех уровней, собственные мотивы, личностные и индивидуально- психологические особенности - все, что накладывает отпечаток на профессиональную деятельность, может представлять интерес для исследователей этих проблем. Но, пожалуй, самым важным в этом ряду будет сама деятельность профессионала, рассматриваемая как система действий и операций, направленных на решение совокупности взаимосвязанных задач. Не менее важным может быть исследование тех трудовых постов, в рамках которых деятельность, имеющая в своей структуре элементы психологического воздействия, реализуется.

Таким образом, представляется целесообразным рассматривать проблему психологической безопасности именно в связи с деятельностью различных групп профессионалов, реализующих психологическое воздействие при решении своих профессиональных задач и осуществляющих свою деятельность в рамках конкретных трудовых постов.

12

При таком подходе исследования психологического воздействия в связи с проблемой психологической безопасности могут быть представлены двумя направлениями.

Первое из них позволит создать предпосылки дли более глубокого понимания деятельности обозначенных групп профессионалов в контексте психологическом безопасности общества. Это направление может быть ориентировано на решение следующих задач:

Идеальным для поддержания в обществе психологической безопасности можно было бы считать создание информационных и технологических предпосылок для налаживания постоянного мониторинга ее уровня, в частности и для того, чтобы снизить вероятность возникновения неблагоприятных, с точки зрения жизнедеятельности общества и отдельного человека, реакций людей. Ведь даже нейтральные в иных обстоятельствах стимулы на измененном фоне могут дополнительно снижать уровень психологической безопасности, вплоть до такого, который может угрожать прочим видам безопасности. Примером

13

такого в иных обстоятельствах нейтрального стимула может служить указатель "Выхода нет" или заголовок в газете "Светлое будущее унесено ветром", которые на фоне упадка настроения могут усугубить отрицательные переживания.

Второе направление исследований должно касаться характеристики уровня развития соответствующих профессионалов как субъектов труда и направлено на:

Таким образом, проблема психологической безопасности в контексте психологии труда имеет свою конкретизацию через изучение специфики использования психологического воздействия в деятельности различных профессионалов и уровня развития соответствующих профессионалов как субъектов труда.

В настоящем исследовании и предпринята попытка объединить в едином контексте проблемы психологического воздействия, психологической безопасности и определения уровня профессионализма и с доступной для одного исследователя степенью полноты изучить указанные вопросы.

Мы стремились, используя аппарат научной психологии, исследовать практику (часто интуитивную) применения психологического знания в целях управления поведением людей, реализуемую в деятельности самых различных профессионалов, и, тем самым, несколько приблизиться

14

к созданию обобщенного знания в вопросах психологического воздействия. Задача, которую автор считал для себя первоочередной, состояла в анализе с позиций научной психологии различных вариантов психологического воздействия, используемых в различных сферах общественной практики, в их классификации и типизации.

15

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


КАБАЧЕНКО Т.С
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации