Программа для расчета посадок и калибров - файл n48.doc

приобрести
Программа для расчета посадок и калибров
скачать (1598.5 kb.)
Доступные файлы (51):
n1.exe
IN4_VSTI.EXE
n3.hlp
n4.exe
NT3_9.EXE
n6.exe
n7.hlp
n8.exe
n9.exe
n10.exe
n11.exe
n12.exe
n13.com
n14.mcd
n15.mcd
n16.mcd
n17.mcd
n18.mcd
n19.mcd
n20.mcd
n21.mcd
n22.mcd
n23.mcd
vsti1_1.mcd
vsti2_1.mcd
vsti2_2.mcd
vsti2_3.mcd
vsti3_1.mcd
vsti4_1.mcd
vsti4_2.mcd
vsti4_3.mcd
vsti4_4.mcd
vsti5_1.mcd
vsti5_2.mcd
vsti5_3.mcd
vsti5_4.mcd
vsti6_1.mcd
vsti6_2.mcd
vsti6_3.mcd
vsti7_1.mcd
vsti7_2.mcd
vsti7_3.mcd
n43.mcd
n44.mcd
n45.exe
WSTI_00.EXE
WSTI_00.HLP
n48.doc378kb.19.12.2008 18:19скачать
n49.doc920kb.04.09.2006 16:57скачать
n50.doc113kb.04.12.2007 07:39скачать
n51.docскачать

n48.doc

Аннотация
Богданов А.А. Расчет точностных параметров и их контроль. Челябинск: ЮУрГУ, 2004, 17 с. 2 илл. Библиография литературы – 4 наименования, 3 листа чертежей ф.А3.


В семестровой работе проведен расчет посадок, с натягом исходя из условий надежности и долговечности работы механизма, удобства изготовления и сборки в условиях полной взаимозаменяемости. Для остальных сопрягаемых поверхностей посадки назначены по аналогии с известными конструкциями.

Выполнен рабочий чертеж детали 10 (зубчатого колеса). Разработана схема контроля технических требований для зубчатого колеса.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………..………………………………………………..…6

1 Назначение посадок для всех сопрягаемых размеров…………………….……..7

2 Расчет посадки с натягом для гладкого цилиндрического соединения………..8

2.1 Расчет внесистемной посадки………………………………………………13

3 Расчет зубчатого колеса.………………………………….……………………...14

Заключение….…………..…………………………….…………………………..16

Список используемой литературы………………….…………………………...17

Приложение

Рабочий чертеж зубчатой полумуфты

Схемы контроля


Введение

Основные требования к совершенному производству – дать как можно больше продукции лучшего качества и с наименьшей стоимостью.

Качество продукции является движущей силой с помощью, которой государство решает важнейшие экономические и политические задачи как внутри страны, так и за ее пределами. От качества машин и оборудования зависит темпы технического прогресса.

Важнейшим показателем качества деталей является точность изготовления их геометрических параметров. Полученные при обработке размер, форма и взаимное расположение элементарных поверхностей определяют фактические зазоры и натяги в сопряжениях деталей, а, следовательно, работоспособность и технико-экономическую эффективность изделий.

Точность и ее контроль являются одним из важнейших показателем качества и служат исходной предпосылкой организации взаимозаменяемого производства.

Взаимозаменяемость – основной принцип конструирования, изготовления, контроля эксплуатации машин.

Стандартизация – процесс установления и применение правил с целью упорядочения деятельности, в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, для достижения всеобщей оптимальной экономии и соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

1.Назначение посадок для всех сопрягаемых размеров
Таблица 1.


Сопряжение

Посадка

Краткое описание

2-3

Ш




3-4

Ш




5-7

Ш




7-9

Ш





9-10

9-8

Ш

Ш




5-6

Ш




9-12

Ш




9-11

Ш




1-2

Ш






2.Расчёт и выбор посадки с натягом.
Для не подвижного соединения 3?4 рассчитать и подобрать посадку, обеспечив наибольший запас прочности ? э и запас надёжности ? сб (запас сборки).

Расчёт посадки.

Расчётные данные приведены в табл.2, схема на рис.1

Таблица 2.


Наименование величины, размерность

Обозначение в формулах

Численная величина

Крутящий момент, Нм

Mкр

170

Осевая сила, Н

Po

0

Диаметр соединения, мм

dн

45

Диаметр отверстия втулки, мм

d1

36

Наружный диаметр шестерни, мм

d2

90

Длина соединения, мм

L

35

Способ сборки



Механическая

Материал шестерни



Сталь 40

Материал втулки



Бр ОФ 10?1

Коэффициент трения

F

0,2

Модуль упругости (Сталь 40), Па

ED

2•1011

Модуль упругости (Бр оф 10?1), Па

Ed

0,9•1011

Коэффициент Пуассона (Сталь 40)

?D

0,3

Коэффициент Пуассона (Бр оф 10?1)

?d

0,33

Предел текучести (Сталь 40)

?TD

80•107

Предел текучести (Бр оф 10?1)

?Td

20•107





Рисунок 1.

Минимальный функциональный натяг, определяемый из условия обеспечения прочности соединения:

, (1)

где и — коэффициенты жёсткости конструкции, определяются по формулам:

(2)

(3) По формуле (1) рассчитаем :



Максимальный функциональный натяг, определяемый из условия обеспе­чения прочности сопрягаемых деталей:

, (4)

где — наибольшее допускаемое давление по контактной поверхности, при котором отсутствуют пластические деформации, определяется по формулам:

а) для полумуфты

; (5)

б) для втулки

, (6)

где – предел текучести деталей при растяжении.

– рассчитывается по наименьшему значению :



Из функционального допуска посадки определяем конструкторский до­пуск посадки, по которому устанавливаем квалитеты вала и отверстия:

, (7) Где функциональный допуск посадки

. (8)

Конструкционный допуск посадки

, (9)

где – табличный допуск отверстия;

– табличный допуск вала.

Эксплутационный допуск

, (10)

где ?э – запас на эксплуатацию; ? сб – запас на сборку.

Конструкторский допуск посадки TNк определяется на основании

экономически приемлемой точности изготовления деталей соединения и рекомендаций по точности посадок с натягом (не точнее IТ6 и не грубее IT8). Эксплуатацион­ный допуск посадки Tэ должен быть не менее 20%.

Определим квалитеты отверстия и вала.

Из ГОСТ 25346?89 «Допуски и основные отклонения d, D, b шлицевых соединений» найдём допуски IT6...IТ8 для dн=45мм:

IT6=16мкм, IТ7=25мкм, IТ8=39мкм.
Возможно несколько вариантов значений TNК и Tэ:

при

, т.е. 53,3% от

при

, т.е. 42,7% от

при

, т.е. 36,9% от

при

, т.е. 26,6% от

при

, т.е. 10,7% от
Для учета конкретных условий эксплуатации необходимо внести поправки.



Учитывая предпочтительность посадок по ГОСТ 25347-82 «Допуски и основные

отклонения для нецентрирующих диаметров», примем для отверстия полумуфты допуск IT8, для вала- IT7.

Для учета конкретных условий эксплуатации в расчетные предельные

натяги необходимо внести поправки.

Поправка U, учитывающая смятие неровностей контактных

поверхностей соединяемых деталей, рассчитывается по формуле:

, (11)

где , – среднее арифметическое отклонение профиля соответственно

отверстия и вала.



Определяем функциональные натяги с учетом поправок:

(12)

(13)

Для обеспечения работоспособности стандартной посадки необходимо выполнить

условия (неравенства):

1) (14)

(15)

2) (16)

(17)

3) (18)

- запас на сборку, учитывает перекосы при запрессовке и другие неучтенные в формулах условия сборки; чем больше запас на сборку, тем меньше усилие запрессовки, напряжения в материале деталей, приводящее к их разрушению.

- запас на эксплуатацию, учитывает возможность повторной запрессовки при ремонте, наличие динамический нагрузок при работе. Чем больше запас на
эксплуатацию, тем выше надежность и долговечность прессового соединения.

При ручном подборе посадок подбираем посадку .


Посадки с натягом из числа рекомендуемых ГОСТ 25347 – 82 «Допуски и основные отклонения для нецентрирующих диаметров в системе отверстия»

Таблица 3.

Посадки








,мкм



,мкм


Ш 45

196


92

390,5-196=194,5

92-130,5=-38,5

Ш 45

262


158

128,5

27,5

Ш 45

362

258


28,5

127,5


Из рассмотренных посадок условиям (14), (15), (16),(17),(18) удовлетворяет только посадка Ш 45





2.1.Посадка комбинированная (внесистемная).



Таблица 4.

Посадка






?СБ,мкм

?Э,мкм

Ш 45

116

52

186-116=70

52-25=27

Ш 45

107

43

186-107=79

43-25=18

Ш 45

84

20

186-84=102

20-25=-5

Ш 45

93

29

186-93=93

29-25=4


Все посадки не работоспособны, т.к. не удовлетворяют условиям 1),2),3).

3.Расчет параметров зубчатого колеса.

При выборе параметров контроля необходимо использовать показатели ГОСТ 1643 – 81 «Допуски цилиндрических зубчатых передач», характеризующие точность кинематики, плавность работы, контакт зубьев и боковой зазор. Для данного зубчатого колеса назначим степень точности 7- В.

Для норм кинематической точности по 7-й степени определяем:

Показатель плавности работы колеса определяем по 7–й степени точности:

Показатель норм контакта зубьев в передаче:

по высоте зуба не менее 45%

Сопряжение вида В гарантирует минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания стальной передачи при нагреве. Показателем, обеспечивающим гарантированный боковой зазор, является среднее значение длины общей нормали с предельными отклонениями. Номинальный размер длины общей нормали определяется по формуле:

(19)

где n=0,11z+0,5 – число зубьев, захватываемых губками нормалемера (целое число).

Длина общей нормали .

По ГОСТ 1643 – 81 «Допуски цилиндрических зубчатых передач» наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое I) EWms = 110 мкм. Наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое II) EWms = 22 мкм, так как для этого зубчатого колеса радиальное биение Fr =36 мкм.

Таким образом,

По ГОСТ 1643-81 допуск на среднюю длину общей нормали TWm=120мкм. Наибольшее отклонение средней длины общей нормали:




EWms + TWm = 132 + 120 = 252 мкм.

Показатель бокового зазора:



Величина допустимого торцевого биения базового торца заготовки должна быть установлена на основе допусков на отклонение направления зуба F :

(20)

Ширина зубчатого венца b =20 мм.

Делительный диаметр

По ГОСТ 1643-81 «Допуски цилиндрических зубчатых передач» допуск на погрешность направления зуба F =0,011 мм

Допуск торцового биения :

Все данные наносятся на чертеж зубчатого колеса, выполненного в соответствии с ГОСТ 2.403-75.



Заключение

Выполнив семестровое задание, назначила необходимые посадки для всех сопрягаемых размеров, для заданного узла рассчитала стандартную и внесистемную посадки, произвела расчет зубчатой полумуфты и разработала схемы контроля.




ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебное

пособие для выполнения курсовой работы с применением ЭВМ серии СМ для расчета посадок с натягом/ Бойков Ф.И., Борблик Н.Л., Серадская И.В. и др. – Челябинск: ЧПИ, 1987.

2. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч./Мягков В.Д. –Л.: Машиностроение,

1979.

3. Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя: в 3-х т. – М.:

Машиностроение, 2001.

4. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник для втузов. – М.: Машиностроение, 1987.

5.ГОСТ 1643-81 Кинематическая точность, плавность работ, контакт зубьев, боковой зазор.

6.ГОСТ 25346-89.Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений. Межгосударственный стандарт .-М.:2002

7.ГОСТ 25347-82.Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки.-М.:2002



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации