Курсовая работа - Тревожность и пути ее преодоления в младшем школьном возрасте - файл n1.doc

Курсовая работа - Тревожность и пути ее преодоления в младшем школьном возрасте
скачать (309.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc310kb.07.07.2012 02:31скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

Коррекционно-развивающая программа по теме

«Тревожность и пути ее преодоления

в младшем школьном возрасте».

Выполнила Угловская О.В.

студентка группы 4ПС-31

Руководитель к.пс.н, доцент

Макарова Н.В.

г. Череповец – 2008 год

Содержание.

Пояснительная записка.

  1. Актуальность………………………………………………………...3

  2. Общая характеристика тревожности. Виды тревожности..………6

  3. Причины возникновения тревожности……………………………10

  4. Особенности проявления тревожности..………………………......13

  5. Анализ существующих программ………………………………….15

  6. Описание программы……………………………………………….18

Библиография…………………………………………………………...22

Приложение 1.

Методики диагностического блока……………………………………23

Приложение 2.

Конспекты коррекционно-развивающих занятий……………………32

Приложение 3.

Методические рекомендации для родителей и педагогов…………..54


Пояснительная записка.

  1. Актуальность проблемы.

Слово «тревожный» отмечается в словарях ещё с 1771 года. Существует множество версий, объясняющих этот термин. Однако, авторы сходятся во мнении, что тревожность – это отрицательная характеристика личности, которую нужно корректировать и устранять. Они определяют ее как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. 

Тревожного человека несложно заметить. «Мне вдруг от чего-то стало страшно», «мне не по себе», «я тревожусь без повода» - такие слова мы нередко слышим вокруг, среди людей знакомых и незнакомых. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от необходимости разрешить проблему. На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. 

Стоит только представить себе описанного выше человека: он наверняка ни у кого из нас не создаст впечатление здоровой и развивающейся личности. Да и общаться с таким человеком, наверное, будет не так непросто: боясь его обидеть или напугать, мы сами начнем испытывать тревогу.

Изучением явления тревожности в психологии занимались А.М.Прихожан, Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, К.Изард, Й.Раншбург, П.Поппер, А.И.Захаров, Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова и другие.

Понятие «тревожность» в классических теориях эмоций понимается как одна из форм страха (Джеймс Ланге) или как комплексное эмоциональное состояние, которое сочетает в себе страх, гнев, вину, интерес и возбуждение (Изард).

В классическом психоанализе тревожность характеризуется 3 признаками: чувством неприятного, соматическими реакциями и осознанием этого переживания (А.Фрейд).

В неофрейдизме вводится понятие базальная тревожность – для обозначения переживания глубокой ненадежности и смутной озабоченности (К.Хорни).

В теориях научения дается следующее определение тревожности – это переживание нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующее этому поведенческое стремление избегания воображаемой угрозы (Тейлор).

Большинство авторов сходятся во мнении, что тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Так принято обозначать  негативные переживания у детей, связанные со школой. Школьная тревожность проявляется в постоянном волнении ребенка, беспокойстве в учебной ситуации, ожидании плохого отношения к себе со стороны педагогов и детей. Среди негативных последствий школьной тревожности в первую очередь выделяют ухудшение результатов учебной деятельности и успеваемости в школе, и как следствие – снижение самооценки ребенка. Вот почему важно вовремя заметить у младшего школьника тревожность и скорректировать ее.

В психологической литературе достаточно книг с теорией, посвященной вопросу тревожности детей. В книге «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» авторы Е.К.Лютова и Г.Б.Монина подробно раскрывают сущность феномена тревожности и дают множество ценных указаний педагогам и родителям, желающим помочь тревожным детям. М.И. Чистякова в своей книге «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных людей. Доктор психологии Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с тревожными состояниями включает в себя как физическое напряжение, так и визуализации. Однако, стоит заметить, что в данных перечисленных литературных источниках нет полных коррекционно-развивающих программ по преодолению тревожности у детей.

Таким образом, проблема преодоления тревожности является наиболее актуальной в младшем школьном возрасте, что влечет за собой потребность создания большого числа действенных коррекционно-развивающих программ.
2. Общая характеристика тревожности.

Виды тревожности.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. [2]

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. [8]

Тревогу иногда испытывает каждый человек, тревожность характеризует лишь некоторых из нас. Естественным является волнение, которое испытывает человек, когда выступает с докладом на важной научной конференции или участвует в серьезных спортивных соревнованиях. Это проявление тревоги. Однако, когда человек волнуется часто и в разных ситуациях: и когда выходит на сцену, и когда идет в театр, и даже когда общается со сверстниками и взрослыми – это уже проявления тревожности. Разграничивая эти два понятия, можно сказать, что тревога относится к эмоциональному состоянию, а тревожность представляет собой устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. [8]

Понятие «страх» близко по значению к понятию «тревожность». Есть мнение, что страх - реакция на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность – это переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера. Исследователи разграничивают эти два понятия и на том основании, что страх испытывается лишь при угрозе витальной, когда что-то угрожает целостности или существованию человека как живого существа, а тревожность – при угрозе социальной, личностной. Опасность в данном случае грозит ценностям человека, потребностям «Я», его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе.

По мнению признанного специалиста в области эмоций К.Изарда, тревожность состоит из доминирующей эмоции страха  и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием гневом, виной, стыдом или интересом. [5]

Страх может развиться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на втором году жизни, по мнению А.И.Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. [8]

Каждому ребенку присущи страхи, но если их становится слишком много и они постоянны, то в данном случае стоит говорить о проявлении тревожности у ребенка.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь других специалистов.

Авторы выделяют несколько разновидностей тревожности.

1. Тревожность как эмоциональное состояние, т.е. ситуативная тревога, возникшая в какой-то конкретной ситуации, субъективно осознаваемой индивидом как угрожающей.

2. Тревожность как устойчивая черта, индивидуально-психологическая особенность, которая проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, т.е. личностная тревожность.

3. Устойчивая тревожность в какой-либо сфере (межличностная, экологическая и др. тревожность), иначе говоря, специфическая тревожность.

4. Генерализованная тревожность, которая возникает у человека, который свободно меняет тревожащие объекты в зависимости от изменения их значимости для себя.

Также выделяются 2 формы тревожности: открытая и скрытая.

К открытым формам тревожности относятся:

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой школьники самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается преимущественно в двух возрастах — младшем школьном и раннем юношеском, то есть в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

3. Культивируемая тревожность — в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая.

Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. [2]

Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Школьная тревожность в младшем школьном возрасте появляется из-за необходимости привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни, что и составляет суть адаптации к школе. В этот период ученик не только приспосабливается к среде, но и сам меняет социально-психологическую ситуацию, создавая свою личную микросферу. Приспосабливаясь к школьной среде, школьник повышает продуктивность в учебной деятельности, а его внутреннее состояние стабилизируется.

Тревожность по поводу оценок у младших школьников проявляется в ожидании наказаний, выговоров, недовольного разочарования, снисходительности, равнодушия.  То есть, ученики боятся не самой оценки, а разочаровать родителей, не соответствовать их представлениям. [2]

Школьная тревожность проявляется во взаимодействии ребенка с разными компонентами образовательной среды. В ее формировании можно

выделить как ситуационные (собственно это взаимодействие), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и др.) предпосылки. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности, независимо от того, осознается она самим ребенком или нет. [9]


  1. Причины возникновения тревожности.

В настоящее время нет единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Однако, большинство авторов склоняются к той точке зрения, что в дошкольном и младшем школьном возрасте причины тревожности кроются в нарушении детско-родительских отношений.

К возможным причинам появления тревожности относят следующие:

1) психодинамические свойства личности (тип темперамента),

2) опыт собственных неудач,

3) чрезмерные притязания и боязнь оказаться не на высоте собственных требований,

4) неадекватный тип семейного воспитания, неоптимальные отношения со сверстниками.

Кучерова выделяет следующие типы семей, в которых дети имеют устойчивую тревожность:

- семьи, где мать одна воспитывает ребенка, у нее самой наблюдается повышенная тревожность,

- семьи, где отношение к процессу воспитания детей как к процессу решения педагогических задач, цель родителей – воспитать послушного ребенка, отец в такой семье занимает позицию строгого родителя, а мать – позицию защитника,

- семьи, где лидером воспитания является бабушка/ дедушка, родители ребенка находятся в зависимом состоянии от своих родителей, им постоянно приходиться «бороться» за лидерство в семье,

- семьи, в которых ограничено общение с ребенком, а воспитание сводится к гигиеническому уходу за ним.

В психологии сформулированы общие признаки семей, в которых растут тревожные дети:

1) родители не поощряют проявления инициативы и активности детей,

2) родители недооценивают или игнорируют детскую деятельность,

3) их совместная деятельность с ребенком носит эмоционально ненасыщенный характер,

4) в этом деятельности ребенок – всегда исполнитель.

Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова считают, что тревожность развивается у детей вследствие внутреннего конфликта, который может быть вызван:

- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом),

Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

- неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными),

Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

- негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался». [6]

Психологами выявлена следующая закономерность: в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. Причем, девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчики – из-за насилия и наказания. Совершив проступок, девочки в этом возрасте будут переживать, что мама или учительница плохо о них подумают, а подружки не станут с ними играть, мальчики же – о том, что их за это могут наказать.

В семьях, где взрослые более уверенны в себе, спокойны и доброжелательны, дети менее тревожны, чем в семьях, где у взрослых высокий уровень тревожности или где часто происходят ссоры и скандалы. [8]

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях не протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и ещё не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает. [8]

  1. Особенности проявления тревожности.

В класс входит ребенок, он робок, оглядывается по сторонам, озирается, незаметно проходит не свое место и тихо присаживается на стул. Кажется, что он чего-то боится или ждет какой-то беды. На самом деле, это тревожный ребенок. Такие дети беспокойны, нерешительны, неактивны, боятся начинать незнакомое дело и заводить новые контакты, все это – результат низкой самооценки, высокой самокритики и завышенных требований к себе.

Нередко эти дети жалуются на недомогание: головокружения, боли в животе, затрудненные дыхание, головные боли, спазмы в горле и т.п. Они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Основные проявления тревожности:

- беспокойство,

- трудность или невозможность концентрации,

- мышечное напряжение,

- раздражительность,

- нарушения сна,

- слезливость,

- пассивность, скованность,

- покраснения, тики, заикания,

- неконтролируемые идиомоторные реакции.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (часто грызут ногти, выдергивают волосы, и т.д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивает. У тревожных детей сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например, рисования, в которой испытывают затруднения.

Таким образом, поведение тревожных людей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, они живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

На первый взгляд кажется, что тревожность можно заметить сразу же, но не стоит спешить с выводами. Лишь опытный педагог или психолог может заметить у ребенка эту личностную особенность. Для того чтобы не ошибиться в своих выводах, не стоит торопиться, нужно, например, понаблюдать за ребенком или же обсудить с родителями особенности его поведения в различных жизненных ситуациях, как вариант - попросить их заполнить опросник для определения тревожности у ребенка.

Специалисты предлагают проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

  1. повышение самооценки,

  2. обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях,

  3. снятие мышечного напряжения. [8]




  1. Анализ существующих программ.

В рамках современной психокоррекции существует несколько коррекционно-развивающих программ по преодолению тревожности у детей разного возраста.

Одной из них является программа преодоления тревожности у детей А.М.Прихожан, представленная в книге автора под названием «Психокоррекционная работа с тревожными детьми. Активные методы в работе школьного психолога». Она рассчитана на детей 5-6 лет и подразумевает совместную работу ребенка с родителями. Программа направлена на обогащение и переориентацию их совместного эмоционального опыта. В своей структуре она содержит 4 блока:

  1. проработка и отреагирование страхов ребенка и родителей,

  2. работа по повышению у ребенка чувства собственных возможностей,

  3. работа по обогащению эмоционального опыта позитивными переживаниями,

  4. проработка с родителями имеющего у них образа ребенка связанных с этим внутренних конфликтов.

Несомненным достоинством программы является то, что она направлена на одновременную работу психолога с детьми и их родителями, на оптимизацию детско-родительских отношений, которые, как уже говорилось выше, являются одной из основных причин появления тревожности у дошкольников и школьников.

Среди недостатков данной программы можно выделить отсутствие упражнений, помогающих ребенку самостоятельно снимать напряжение и управлять собой в наиболее часто повторяющихся волнующих его ситуациях.

У этого же автора есть ещё одна коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление школьной тревожности учащихся 1 класса, т.е. детей 6-7 лет, осуществляемая с помощью групповых способов коррекции.

Как отмечает сама А.М.Прихожан, программа имеет один заметный минус – она ориентирована на работу с учащимися и педагогами, но почти исключает работу с родителями детей в силу практической сложности ее осуществления.

В литературе можно выделить два основных подхода к преодолению тревожности, в том числе и у детей. В одном из них упор делается на формирование у человека конструктивных способов поведения в трудных для него ситуациях, а также на овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой. В другом - центральное место занимает работа по укреплению уверенности человека в себе, развитию позитивной самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте.

На практике, а часто и в теории, эти подходы сравнительно редко встречаются в чистом виде, обычно речь идет лишь об основном акценте, о том, чему преимущественно уделяется внимание. По словам автора, в данной программе они попытались реализовать второй подход.

Для преодоления тревожности у младших школьников среди задач данной программы можно выделить следующие следующие:

1) снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника (это важно, так как гипертрофированные потребности и мотивы, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков общения, деятельности),

2) развить и обогатить у детей операциональные навыки поведения, деятельности и общения (это нужно для того, чтобы дети могли свободно выбрать более продуктивные формы поведения),

3) учитывая конфронтационный характер тревожности как личностного образования, максимально «укрепить» у ребенка конкурирующие личностные образования,

4) осуществить работу по снятию излишнего напряжения у детей в школьных ситуациях.

Главными направлениями психокоррекционной работы с тревожными учащимися в рамках данной программы были следующие:

- развитие основных новообразований (прежде всего - произвольности), способствующих успешности в школе;

- формирование необходимых учебных умений и навыков;

- воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относиться к собственным успехам, неудачам, не бояться ошибок, использовать их для развития деятельности;

- формирование правильного отношения к результатам деятельности других детей;

- развитие ориентации на способ деятельности;

- расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.

Таким образом, данная программа, в противовес предыдущей, содержит в себе важную часть, направленную на снятие напряжения у детей, но исключает работу психолога по вопросам тревожности с родителями ребенка. [2]

Р.В. Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы. Ее программа направлена на решение следующих задач:

1) смягчить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника,

2) развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения,

3) снять излишнее напряжение в школьных ситуациях.

  1. Описание программы.

Цель данной коррекционно-развивающей программы – преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста.

Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:

  1. снятие мышечного напряжения,

  2. развитие умений саморегуляции,

  3. повышение самооценки ребенка,

  4. развитие навыков общения,

  5. проработка страхов,

  6. обогащение опыта успешного поведения.

Данная коррекционно-развивающая программа состоит из следующих блоков.

1) Диагностический блок.

Цель: диагностировать уровень тревожности младшего школьника.

Методы: наблюдение, беседы с родителями и педагогами, опросник выявления тревожности Г.П.Лаврентьевой и Титаренко Т.М., шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан), графическая методика «Кактус».

2) Установочный блок.

Цель: создание позитивной установки на психокоррекционный процесс у младших школьников, родителей и педагогов.

Методы: беседы с родителями и педагогами о целях, задачах, методах диагностики и коррекции тревожности у младших школьников, беседа с младшими школьниками с целью привлечения их внимания и создания у них позитивной установки на работу с психологом.

3) Коррекционный блок.

Цель: преодоление тревожности у младших школьников.

Методы: коррекционно-развивающие занятия, методы релаксации.

4) Оценочный блок.

Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы по преодолению трудностей связанных с неуверенным поведением.

Методы: наблюдение родителей и педагогов за поведением детей.


Этапы работы

Содержание этапов

Сроки выполнения

Диагностический

Диагностика тревожности младших школьников.


Сентябрь, октябрь

Установочный

Беседы по данным диагностики школьников с родителями и педагогами.

Групповое и индивидуальное консультирование родителей и педагогов по проблеме тревожности детей.

Ноябрь

Коррекционный

Проведение коррекционной работы.

Ноябрь,

декабрь

Оценочный

Проведение повторной диагностики, беседы с детьми, наблюдение за ними.

Беседы по результатам психокоррекционной работы с родителями и педагогами.

Рекомендации для родителей и педагогов по поддержанию достигнутых результатов.

Январь

Таблица 1. Рабочий план внедрения психокоррекционной программы.

Данная коррекционно-развивающая программа содержит 10 занятий для проведения групповой работы с младшими школьниками. На основе диагностики психологом выделяются тревожные младшие школьники, которые будут заниматься по данной коррекционно-развивающей программе. По окончании работы и подведении итогов психокоррекции (методом наблюдения за поведением детей, их самоотчетов) психолог предоставляет ее результаты родителям детей и педагогам, а также знакомит их с рекомендациями по поддержанию достигнутых результатов и осуществляет контроль их выполнения. Группы состоят из 8-10 детей, среди которых 2-3 ребенка – «фоновые». Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. Все необходимые для проведения занятий материалы и оборудование готовится психологом заранее (они указаны в программе вместе с упражнениями).

Структура занятия:

  1. Ритуал.

Цель: настроить детей на работу в группе.

  1. Разминка.

Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.

  1. Основная часть.

Цель: коррекция тревожности.

  1. Рефлексия.

Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.

  1. Релаксация.

Цель: снятие напряжения, отдых.

  1. Ритуал.

Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога.

По этой схеме строятся все занятия кроме занятия №9, которое состоит из ритуала приветствия, основной части, релаксации и ритуала прощания.

Принципы отбора коррекционных игр и упражнений:

1) принцип адекватности (упражнений должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям),

2) принцип оптимальности (подобранные упражнения должны в наибольшей степени решать поставленные задачи),

3) принцип повторяемости (игры и упражнения могут и должны повторяться на следующих занятиях),

4) принцип дозировки (количество упражнений должно быть оптимальным),

5) принцип сочетания основных и фоновых упражнений (в каждом занятии должны присутствовать и те, и другие),

6) принцип разнообразия упражнений (чередование видов деятельности),

7) принцип системности (завершенность системы упражнений по каждому блоку решаемых задач).

Библиография.

1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. – СПб.: Речь, 2004.

2. Газета «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/2001/15/5.htm

3. Горелов И. Умение общаться //Воспитание школьников – 1994. - №3.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб, Дельта, 1996.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М. Знание, 1988.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2004.

8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

9. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004.

10. Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость // Воспитание школьников – 2001. - №7.

11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

12. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» //Обруч. 2000. №5.

13. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. //Журнал «Психологическая наука и образование». 1998. №2.

14. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящёвой. – СПб, 1999.

15. Психокоррекционная и развивающая работа /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 2001.

16. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

17. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.

18. http://psylist.net/

19. http://trepsy.net/

Приложение 1.

Методики диагностического блока.

1. Опросник выявления тревожности (Г.П.Лаврентьева, Титаренко Т.М.)

Заполняется родителями или близкими взрослыми, которые имеют возможность наблюдать за поведением и учебной деятельностью младшего школьника.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, много вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Необходимо суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15-20 баллов

Средняя – 7-14 баллов

Низкая – 1-6 баллов
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации