Арановский М.Г. Проблемы музыкального мышления - файл Problemy_muz_myshlenia.doc

приобрести
Арановский М.Г. Проблемы музыкального мышления
скачать (1478 kb.)
Доступные файлы (1):
Problemy_muz_myshlenia.doc2912kb.12.08.2004 11:47скачать

Problemy_muz_myshlenia.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
АКАДЕМИЯ НАУК СССР

НАУЧНЫЙ СОВЕТ ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

КОМИССИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МУЗЫКИ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ




Сборник статей
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» МОСКВА 1974
78 П78

Составление и редакция М. Г. АРАНОВСКОГО

П78 Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Составитель и редактор М. Г. Арановский. М., «Музыка», 1974. 336 с., нот.
Сборник такого рода выходит в нашей стране впервые. Его отли­чительная черта — не только новизна и многообразие рассматривае­мых вопросов, но и комплексность подхода к их решению. Привлекая методы социологии, эстетики, семиотики, теории информации, струк­турного анализа, психологии, авторы статей анализируют сложнейшие явления музыкального сознания. Издание рассчитано на музыкове­дов, специалистов по музыкальной эстетике и психологии, преподава­телей и студентов музыкальных вузов. Издается впервые.
п

90106-519 026(01)-74

612-74

78

© Издательство «Музыка», 1974 г.


ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ 1

От редактора-составителя 2

Б. С. Мейлах
Комплексное изучение творчества и музыковедение 5

И. Бурьянек
К историческому развитию теории музыкального мышления* 19

А. Н. Сохор
Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия 38

А. А. Фарбштейн
Музыкальная эстетика и семиотика 47

М. Г. Арановский
Мышление, язык, семантика
1. О понятии „музыкальное мышление“ 57

1a И. С. Бах. ХТК, т. I, Прелюдия G-dur 72

1б 72

2а Бетховен. Соната ор. 81 a, III ч. 72

2б Бетховен. Соната op. 106, I ч. 73

2в Шуман. «Карнавал» 73

3 Бетховен. Соната ор. 31. № 3, I Ч. 73

4 Бетховен. Соната ор. 10, № 3, II ч. 73

5 Шопен. Прелюдия h-moll 73

6 Шуман. «Карнавал» 74

7а Шостакович. Симфония № 5, I ч. 74

7б 74

7в 74

Б. М. Гаспаров
О некоторых принципах структурного анализа музыки 81

O. В. Соколов
О принципах структурного мышления в музыке 96

И. И. Земцовский

Семасиология музыкального фольклора
(методологические предпосылки) 112

1 128

2 129

И. Д. Рудь, И. И. Цуккерман
О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия 131

А. Л. Готсдинер
О стадиях формирования музыкального восприятия 146

1 «Осенняя песенка» муз. Д. Васильева-Буглая 156

2 «Маленькая ночная серенада» муз. В. Моцарта 156

3 «На лужке» татарская народная песня 156

4 156

5 157

6 158

M. Г. Арановский
О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений 161

Г. А. Орлов
Временные характеристики музыкального опыта 173

С. Беляева-Экземплярская
Заметки о психологии восприятия времени в музыке 194

Summary 211

About the authors 213

Содержание 214



От редактора-составителя


В последние годы в различных отраслях искусствознания заметно возрос интерес к проблемам художественного мышле­ния. Возникли исследования, посвященные его специфике, се­мантике отдельных видов искусства, логике художественного языка и т. п. В связи с этим начался обнадеживающий процесс обогащения искусствоведческих методов исследования. Увели­чилось влияние смежных дисциплин (прежде всего философии, эстетики, социологии), стали обсуждаться возможности приме­нения идей современной психологии, семиотики, лингвистики, а по отношению к отдельным, частным вопросам и точных наук (например, теории информации, кибернетики).

Сходные тенденции проявили себя и по отношению к музы­кальному мышлению. Было бы, однако, несправедливым счи­тать, что проблемы музыкального мышления возникли перед музыкознанием только сейчас. Их изучение имеет довольно боль­шую историю.

Этими проблемами интересовались многие философы, эсте­тики, психологи, но, разумеется, наибольший вклад в их иссле­дование внесло само музыкознание. Стоило бы когда-нибудь в специальной работе подвести итоги того, что сделало теорети­ческое музыкознание для изучения указанных проблем. Однако и сейчас ясно, что наличие детально разработанного аппарата анализа музыкального произведения, строгих теорий гармонии и контрапункта, элементы функционального подхода, особенно усилившегося в последнее время,— все это имеет прямое отно­шение к изучению специфики музыкального мышления и создает прочную научную базу для дальнейших исследований. Важную роль в этом должны, на наш взгляд, сыграть основные идеи Б. Л. Яворского, Б. В. Асафьева, многие положения работ Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, Ю. Н. Тюлина и других совет­ских музыковедов.

3
Следует признать, что понятие музыкального мышления еще не получило статута строгого научного термина. Дело не только в относительно недостаточной изученности этого явления, но и в его отличиях от того, что именуется собственно мышлением. И хотя область понятий и логических операций играет извест­ную роль как в процессе создания музыкального произведения, так и при его восприятии, совершенно ясно, что не она опреде­ляет специфику музыкального мышления. Поэтому вопрос о пра­вомерности данного понятия еще остается открытым. Вместе с тем, его широкая распространенность — наряду с понятиями музыкальной мысли, музыкальной логики, музыкального язы­ка — не является, как нам думается, случайной и отражает интуитивно верное убеждение в том, что музыка есть особый вид интеллектуальной деятельности, в чем-то очень близкой мышлению, и, наряду с этим, протекающей в иных формах и по другим законам. Поэтому имеются все основания, чтобы продол­жить попытки выяснить сущность данного явления. Стремле­нием внести посильный вклад в решение этой проблемы и про­диктовано появление настоящего сборника.

Изучение продуктов музыкальной деятельности, в связи с которыми сложились методы исторического и теоретического музыкознания, безусловно, играет громадную роль в исследо­вании музыкального мышления. Но если учесть, что последнее представляет собой процесс, связанный с созданием и восприя­тием музыкальных произведений, то есть являет собой разно­видности продуктивного мышления и перцептивной деятельно­сти, то становится очевидным, что существующие методы нельзя считать достаточными. Необходима разработка новых методов, которые позволили бы перейти черту, отделяющую готовое про­изведение от процессов его создания и восприятия, и ответить на вопросы: как, с одной стороны, происходит структурирование музыки и ее семантизация (то есть появление у звуковых объек­тов «идеальных значений»), а с другой, как происходит «извле­чение» идеального содержания из слышимых звуковых последо­ваний.

По-видимому, помощь смежных наук здесь неизбежна.

Трудности как раз и состоят в том, что исследование музы­кального мышления требует в настоящее время комплексного подхода, то есть применения разных методик, разработанных различными науками. Понятно, что сейчас комплексный подход может быть достигнут в основном сочетанием усилий специали­стов в разных областях знания. И действительно, попытки взять бастион музыкального мышления предпринимают в наше время философы, психологи, математики, кибернетики, лингвисты, предлагая совершенно разные стратегические планы и тактиче­ские решения. В этом разнообразии подходов — специфика и преимущества данного этапа в изучении указанных проблем. Взаимообмен идеями, вне всякого сомнения, плодотворен, ведет

4
к взаимообогащению методов исследования, к появлению эле­ментов принципиально нового стиля мышления, для кото­рого характерна тенденция учитывать «многомерность» явле­ний, стремление рассматривать их в разных сечениях и ра­курсах.

Вместе с тем, надо признать, что комплексные исследования находятся в настоящее время еще на раннем этапе своего раз­вития и потому им присущи не только достоинства, но и «болез­ни роста». К ним следует отнести разобщенность исследований, отсутствие общих целей и планов, вследствие чего разрабатыва­ются подчас удаленные друг от друга участки изучаемого объек­та. Кроме того, различия в методах и подходах еще столь зна­чительны, что подчас остается неясным, каким образом данные одного исследования могут быть использованы в другом. Пока эти недостатки еще служат пользе дела, помогая накапливать различные сведения о свойствах музыкального мышления. Но совершенно ясно, что со временем разобщенность должна усту­пить место планомерности, общности целей, что суть комплекс­ного метода состоит в синтезе различных подходов.

Предлагаемый сборник отражает особенности данного этапа комплексных исследований. В нем приняли участие представи­тели разных наук: музыкознания (Й. Бурьянек, А. Н. Сохор, М. Г. Арановский, И. И. Земцовский, О. В. Соколов. Г. А. Ор­лов), психологии ([С. Н. Беляева-Экземплярская], А. Л. Готсди­нер), эстетики (А. А. Фарбштейн), литературоведения (Б. С. Мейлах), лингвистики (Б. М. Гаспаров), теории информа­ции (И. И. Цуккерман, чья статья написана в соавторстве с ком­позитором И. Д. Рудь). Было бы, однако, неверным полагать, что своим разнообразием подходов и выдвигаемых проблем сборник обязан только разнообразию профессий его участников. Им отмечены и статьи музыковедов. И если работы представи­телей смежных наук привлекают последовательным примене­нием той или иной специальной методики, то в музыковедческих статьях предпринимаются попытки синтезирования на базе му­зыкознания различных подходов.

Укажем наиболее отчетливо выраженные подходы к решению проблем музыкального мышления. В первую очередь это, конеч­но, собственно музыковедческий, выступающий то в чистом виде, то в сочетании с другими. Далее следует указать на общефило­софский и социологический, которые имеют большое значение при выяснении сущности музыкального мышления и его соци­альной природы. В ряде статей рассматриваются возможности семиотической или семиотико-лингвистической интерпретации вопросов музыкального языка и музыкальной семантики. С со­четанием семиотического и системно-структурного подходов свя­заны попытки типологических исследований в области содержа­ния и структуры целого. В сборнике нашел свое место и теоре­тико-информационный подход. Наконец, следует отметить весьма

5
значительное влияние психологических идей, особенно в рабо­тах, исследующих проблемы музыкального восприятия.

Несмотря на отмеченное многообразие методов, в позициях и выводах авторов можно обнаружить точки соприкосновения. К ним относится прежде всего подход к музыкальному мышле­нию как к явлению социально и исторически обусловленному, зависимому от конкретных условий той среды, в которой совер­шается музыкальная деятельность. Отсюда вытекает важная установка о тесной связи мышления с практикой, то есть с самой музыкальной деятельностью — продуктивной, репродуктивной и перцептивной. Одним из существенных следствий такого под­хода является понимание музыкального восприятия как функции музыкального мышления. В ряде статей обсуждаются проблемы музыкальной семантики, музыкального языка, вопросы типоло­гии в области содержания и структурного мышления. Уже сама концентрация внимания на этих вопросах также свидетельствует о чертах общности в направлении исследований представите­лей разных наук. Но читатель заметит, что черты общности имеются и в подходе к решению этих проблем. Можно обнару­жить точки соприкосновения и в статьях, посвященных музы­кальному восприятию, особенно в тех из них, которые рассмат­ривают его пространственно-временные аспекты.

Все это, однако, еще не дает повода говорить об общей тео­ретической платформе, хотя, думается, и может способствовать ее формированию. Более того, в позициях авторов по одним и тем же вопросам имеются заметные различия. Задачи унифи­кации взглядов не стояли и не могли стоять в этом, первом сборнике. Напротив, мы исходили из того, что выявление разных точек зрения и подходов на первых порах представляется целе­сообразным, поскольку помогает оценить степень их плодотвор­ности и перспективы дальнейших исследований.

Несколько слов о жанрах статей. Первая, принадлежащая доктору филологических наук Б. С. Мейлаху, председателю Ко­миссии по комплексному изучению искусства при АН СССР, носит вводный характер и посвящена, главным образом, пер­спективам, которые открываются благодаря наметившейся инте­грации наук. Две другие статьи — ректора «Академии музичных наук» в г. Брно профессора Й. Бурьянека и кандидата фило­софских наук А. А. Фарбштейна — представляют собой критико-аналитические обзоры теоретических учений и исследователь­ских работ. Первая посвящена истории формирования теорети­ческих взглядов на музыкальное мышление в трудах немецких, австрийских и чешских философов, эстетиков и психологов, на­чиная с XVIII века до начала XX. Вторая вводит в наш научный обиход сведения об одном из направлений в современной зару­бежной эстетике, связанном с семиотическим подходом к искус­ству вообще и к музыке в частности. Остальные статьи посвя­щены различным аспектам музыкального мышления и содержат

6
более или менее развернутые теоретические концепции. При этом две из них — Б. М. Гаспарова и И. И. Земцовского — рас­сматривают также и вопросы методологии исследований, а одна — И. Д. Рудь и И. И. Цуккермана — ставит своей целью очертить возможности излагаемого подхода. Особо надо ска­зать о статье недавно скончавшейся С. Н. Беляевой-Экземпляр­ской «Заметки о психологии восприятия времени в музыке», где обобщается опыт многолетних исследований этого старейшего советского специалиста в области музыкальной психологии.

В строении сборника не предусмотрено членение на разделы, поскольку проблемы, рассматриваемые в статьях, тесно связаны между собой. Все же можно указать на внутреннюю, смысловую группировку статей. Первые три статьи (Б. С. Мейлаха, И. Бурь­янека и А. Н. Сохора) образуют как бы вступительный раздел сборника. Вместе с тем последняя из них одновременно откры­вает серию собственно исследовательских работ. Далее следует группа статей, так или иначе связанных с семиотическим и си­стемно-структурным подходами и посвященных проблемам му­зыкального языка, музыкальной семантики и структурной типо­логии. По отношению к ним статья А. А. Фарбштейна выполняет ту же функцию, что и статья И. Бурьянека по отношению ко всему сборнику. В последних четырех статьях сделан акцент на вопросах музыкального восприятия, причем в центре внима­ния оказались пространственно-временные аспекты музыкаль­ного опыта.

Таков в общих чертах облик настоящего сборника.

Составитель выражает глубокую признательность докторам филологических наук Б. С. Мейлаху и Ю. С. Степанову, докто­рам искусствоведения А. Н. Сохору, Г. А. Орлову и Л. Н. Раа-бену, кандидату философских наук Р. А. Зобову и кандидату искусствоведения Ю. Н. Рагсу, чье участие в обсуждении и ре­цензировании сборника принесло ему большую пользу. С особой благодарностью хочется отметить работу издательского редак­тора сборника Л. И. Левина, которая носила характер подлинно творческого сотрудничества.

М. Арановский.

[7]

[8]

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации