Реферат - Культура поведения и общения молодежи - файл n1.docx

Реферат - Культура поведения и общения молодежи
скачать (53.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx54kb.07.07.2012 01:45скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище

(военный институт)

Кафедра гуманитарной и социально-экономической дисциплины

Реферат

по дисциплине «Психология »

Тема: «Культура поведения и общения у современной молодежи»

Учебная группа 4163

Студент Мочалов М.И.

Руководитель:

п-к Черненко К.А.

Кстово 2010

Содержание

Введение 3

1. Молодежь как социальная группа 4

2. Образовательная система 6

3. Политические взгляды и государственная идеология 7

4. Средства массовой информации 10

5. Межличностные отношения 12

6. Культура: музыка, живопись, религия, философия 14

7. Ценностные ориентиры 15

8. Жаргонизация речи современной молодежи 17

Заключение 20

Список использованной литературы 23


Введение

Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре—декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?” Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью) , включал две группы: основную , собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.) и контрольную , представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 774 чел.) Принятый интервал между возрастными группами обоснован задачами исследования и прежде всего необходимостью выявить характер и особенности воздействия на изменение интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций поколений “детей” и “отцов” не только возрастных, но и социальных (институциональных) условий и факторов, действующих в современном российском обществе. По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом её включенности в общественное разделение труда (начиная со студентов вузов) . В контрольную же группу были включены только те представители старшего поколения, которые продолжают работать и не идентифицируют себя со статусом пенсионера.

С учетом характера формирования основного и контрольного объектов исследования сопоставительный анализ полученных данных осуществлялся, с одной стороны, на примере той части российской молодежи, у которой взросление и вхождение в общественное разделение труда происходило в годы “перестройки” и начала рыночных реформ. А с другой стороны, на примере той части старшего поколения, гражданское становление которой пришлось на хрущевский и брежневский периоды советской истории.

Исследование проведено в 12-ти территориально-экономических районах РФ (согласно районирования ГКС России) , а также в Москве и Санкт-Петербурге по квотной выборке с соблюдением общероссийских параметров квот по полу, возрасту, национально-этническому составу и социально-профессиональной принадлежности (с учетом данных ГКС РФ на 1.01.1997 г.) . В соответствии с имеющимися статданными и задачами исследования, опрос проводился среди следующих социально-профессиональных групп молодежи: рабочие предприятий, шахт и строек; инженерно-техническая интеллигенция; гуманитарная и творческая интеллигенция; работники сферы бытовых и интеллектуальных услуг; кадровые офицеры армии и милиции; предприниматели малого и среднего бизнеса; студенты вузов и молодежь села. В целях осуществления межпоколенческого анализа результатов исследования, в составе старшего поколения были опрошены представители тех же социально-профессиональных групп (за исключением студентов) .

Хотя основным объектом проведенного исследования выступала молодежь нового формирующегося российского общества, и главная задача состояла в выявлении её реального социального портрета, в представленном аналитическом докладе дается сопоставительный межпоколенческий анализ. При этом вовсе не преследуется цель противопоставить жизненные позиции, интересы и устремления “детей” и “родителей” , людей сложившихся в разных социально-экономических и политических условиях. Основной смысл данного подхода — более рельефно высветить специфические качества современной российской молодежи, выявить те жизненные “зоны” , в которых начинает утрачиваться связь поколений, а также те “зоны” , где эта связь воспроизводится с прежней социально-нравственной и духовной направленностью.

1. Молодежь как социальная группа

Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений? Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским[2]: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»(стр.32). Позднее более полное определение было дано И. С. Коном[3]: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодежь в контексте нашего исследования – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма.

Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью молодежи.

2. Образовательная система

Результаты анкетирования, бесед с учащимися и учителями, анализ поведения учеников в ходе прохождения педагогической практики показывает определенные тенденции в сфере отношения молодежи к образовательной системе.

В первую очередь, число людей, удовлетворенных сегодняшним состоянием образовательной системы крайне невелико (30% опрошенных). Основные ее недостатки лежат, с точки зрения учащихся, в слишком большом давлении на него школьной системы, ее авторитарного стиля (40% респондентов) – это выражается в чрезмерной загруженности учеников занятиями и домашними заданиями. Из-за того, что они лишены права выбора предметов, к которым они чувствуют наибольшую предрасположенность (или это право крайне ограничено государственными стандартами по образованию). Также 25% опрошенных в целом не устраивает качество знаний, даваемых в школе – очевидно, им не хватает знаний и они стремятся к большему - на это мы еще обратим внимание в дальнейшем. И к этому необходимо прибавить фактор, проявившийся не так давно – это платное образование, доступное только детям состоятельных родителей, которых совсем немного. А следовательно, все другие лишаются возможности получить более качественное и престижное образование, что вызывает в них законное недовольство (17%).

Также к финансовым проблемам, проявившимся в текущее десятилетие, относится и вопрос о плохом материальном обеспечении школ – как в смысле оплаты труда преподавателей, так и в смысле технической оснащенности школ. Первое ведет к снижению престижности профессии учителя, а значит оттоку талантливых учителей из школы в другие, более прибыльные сферы работы, второе – к невозможности получить современное техническое образование на должном уровне (особенно учитывая бурный прогресс компьютерных технологий и их активное проникновение в сферу образования).

Ученики подмечают все недостатки, отрицательные стороны образовательной системы потому, что в сегодняшней ситуации они сами как никто иной заинтересованы в том, чтобы она функционировала как можно лучше и давала бы им наиболее качественные знания и умения. Об этом свидетельствует анализ ответов на вопрос: «Устраивает ли Вас собственная образованность?». 78% респондентов ответили однозначно – не устраивает, и они работают над расширением собственных знаний. Это свидетельствует о том, что распространенный среди людей старшего поколения стереотип о молодежи как людях, которым знания не нужны, в корне неверен. Вероятно, такой подход был характерен для молодого поколения 5-7 лет назад, которое переживало эпоху пересмотра всех ценностей ушедшей в прошлое социалистической системы, среди которых была и образованность.

Теперь же, в новых условиях жизни, когда основной (или по крайней мере одной из важнейших) проблемой молодежи является поиск перспектив в будущем (по материалам анкетирования, у более 50% респондентов перспективы в будущем весьма нечеткие), и в первую очередь – престижной и высокооплачиваемой работы в будущем, после окончания учебы. Но необходимым условием получения такой работы является нужное образование. Это четко понимает современная молодежь и стремится к приобретению знаний – в нужных, перспективных отраслях.

Таким образом, на сегодняшний день мы видим, что престижность образования (а значит и знаний) в среде молодежи стремительно растет. Появилась устойчивая ассоциация – если человек образован, значит он умен и способен заработать деньги, чтобы обеспечить себе достойное существование.

Особенно ярко эта особенность проявляется среди интересующей нас возрастной группы – старших школьников. По окончании школы им будет необходимо продолжить образование – а значит, знания и образованность занимают в их сознании достаточно большое место.

3. Политические взгляды и государственная идеология

Прежде чем начать рассмотрение этого фактора, необходимо сказать несколько слов о сущности такого явления, как государственная идеология.

Государственная идеология – политика государства по формированию образа мыслей и стиля поведения своих граждан, направленное на установление контроля над развитием личности человека, стандартизовав ее и сформировав в ней именно те качества, что нужны обществу и государству.

Яркие примеры воздействия государственной идеологии на людей мы видим в авторитарных или тоталитарных государствах, например СССР или нацистская Германия. В них, государственная идеология, оправдывая свое существование фактором внешней и внутренней опасности, ничем не прикрываясь, вещала пользуясь всеми СМИ и напрямую оказывала давление на умы граждан, широко используя такие тоталитарные методы как запугивание и замалчивание недовольных, жесткую цензуру и монополизацию права на предоставление информации.

Казалось бы, в свете вышесказанного, современные так называемые демократические государства не имеют ничего подобного – ни четко выраженной и официально признанной идеологии а значит - ни давления, ни морального насилия. Однако это не значит, что официальная идеология как таковая вообще отсутствует. Идеология обязательно должна присутствовать в любом государстве – так как именно она определяет основной курс государства в политике и определяет отношение граждан к государству.

В свете этих фактов, не вызывает сомнения то, что в современной России имеется государственная идеология. Это так называемая идеология либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной постулат: преобладание личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку оно помогает отдельному его члену). Основные ценности: свобода человека в решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие реальных механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими людьми. Следует сказать, что идеология либерализма была перенесена на российскую землю достаточно спонтанно и механически – прозападно настроенное правительство избрало ее в качестве замены для коммунистической идеологии, частично развалившейся, частично разрушенной.

Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не была распространена в России (кроме узких кругов прогрессивной буржуазии и интеллигенции в конце XIX- начале XX веков), так как противоречит традиционной русской культуре с ее общинными началами, преобладанием коллективистских чувств, отсутствием меркантильности. Именно поэтому, как мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в страну либеральной идеологии – она снова не нашла в России успеха, распространившись лишь в кругах прозападно ориентированной интеллигенции.

В таком случае, если в среде молодежи официальная идеология не имеет успеха, то что же ее заменяет? Какой молодые люди видят свою страну в будущем и что они готовы сделать для этого? Большинство (40%) отвечают на вопрос о предпочтительной политике в государстве – «не знаю». Кроме этого, выясняется, что у многих респондентов представления о необходимых мерах для изменения сложившейся обстановки расплывчаты, абстрактны и отражают лишь основные потребности, острые проблемы без учета путей реализации этих требований (например, 20% - за улучшение условий жизни, 10% - за наведение порядка, но и в том, и в другом случае это лишь благие пожелания). И лишь 20% респондентов (в основном из старших классов) могут четко и аргументировано объяснить свои политические взгляды в общем на текущую политику государства. Только 5% из них лежит в области продолжения реформ и развития демократии. А вот остальные 15%, на что следует обратить особое внимание, хотят ведения жесткой и достаточно авторитарной политики, которая бы смогла, по их мнению, решить первоочередные государственные задачи.

Отношение к политике как к виду деятельности, профессии и к политикам как к людям, к их человеческим качествам среди молодежи достаточно негативное. 60% респондентов считают всех современных политиков людьми корыстными, основная задача которых – поиск выгоды для себя, и только 20% молодежи считают, что бывают исключения. 15% не согласны с утверждением о своекорыстии политиков. Мы видим, что доверие к деятелям сегодняшней политической арены среди молодежи крайне мало, и нужно сказать, что вызвано это недоверие действиями самих политиков. В связи с чередой выборов, прокатившихся по стране в конце 1999 – начале 2000 годов получила распространение так называемая война компроматов, инициированная самими политиками и направленная против конкурентов, в желании «подмочить» им репутацию. Очевидно, в результате этого репутация была потеряна не сколько у отдельных лиц (вряд ли у простого человека есть время и желание разбираться в тонкостях политической борьбы), а у всей категории политиков, стоящих у власти либо находящихся в оппозиции к ней. Вероятно, к этим факторам недоверия следует еще и приплюсовать усталость населения от бесконечных политических баталий, заполонивших СМИ.

Таким образом, подводя итог вышенаписанному, мы видим – в среде молодежи официальная идеология государства отклика не находит, большая часть молодежи аполитична (причины – недоверие политикам, большое количество бытовых проблем) и не имеет четко выраженных политических убеждений. Вероятно, по этой причине в России на настоящий момент на существует ни одной по настоящему массовой молодежной партии.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Особое внимание нам следует обратить на 15-20% молодых людей (чаще юношей, чем девушек) не просто разбирающихся в политике, а имеющих свои политические убеждения, и что самое главное – радикально и антиправительственно настроенных. Если ко всему этому учитывать естественный максимализм (а значит, тот же радикализм) свойственный молодежи всех времен, этого самого потенциально активного слоя населения, то можно прогнозировать рост экстремистских настроений в будущем (причем, судя по отношению к патриотизму, на националистической основе) и создание достаточно массовых молодежных политических организаций, которые не будут примыкать ни к одной из существующих политических партий, уже скомпрометировавших себя и следовательно резко оппозиционных, неподконтрольных правительству.

4. Средства массовой информации

Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. Его особенности нам и предстоит выяснить.

Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить, что ј респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам, следовательно для них телевизор – источник знаний, средство повысить собственную образованность.

Для основной массы респондентов (55%) телевизор – прежде всего кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, отметить засилье иностранной видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики), особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные малохудожественные фильмы. Этот процесс внести свой вклад в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей.

Одну треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные зрители сериалов. Эти «мыльные оперы», которые длятся годами, формируют пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание вымышленных событий.

Особое внимание следует обратить на 10% респондентов, которые смотрят все подряд, вне зависимости от содержания передач – очевидно, для них телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше занять нечем) без каких-либо познавательных воздействий.

Современная молодежь из всего объема информации имеет способность отфильтровывать ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видят на экране или читают с газетного листа, то есть обладают некоторым иммунитетом к влиянию СМИ на разум. 52% респондентов самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ – то есть принимают на веру далеко не все. Меньшая часть – около 30% - полностью доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11% аудитории полностью не верят СМИ – очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и теперь вызывают лишь скепсис.

Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, она выработала четкие оценивающие функции относительно из содержания и поэтому не может быть легко контролируема через СМИ. Телевизор, радио, газеты – жизненно необходимые вещи для подроста, он ощущает острую нужду в информации, которую он черпает именно из СМИ.

5. Межличностные отношения

Кроме факторов направленно влияющих на молодежную среду извне, нельзя игнорировать те процессы, которые происходят непосредственно внутри этой социальной группы. Межличностные отношения можно разделить на вертикальные (с иновозрастными группами) и горизонтальные (внутри самого этого общества). Данные анкетирования по этому вопросу представляют нам следующую картину: молодежь в большинстве своем испытывает чувство одиночества, но оно внутреннего характера, то есть вызвано претензиями качества, а не количества. Многие проблемы возникают внутри социальной группы. Чем вызван этот дискомфорт?

На первом месте стоит лицемерие (25%). Люди чувствуют фальшь, искусственность, неискренность в отношениях друг с другом. Анализируя слова и поступки, они отказываются воспринимать подобные явления. 11% респондентов считают причиной собственных затруднений в общении недостаточную. Умственную развитость своих собеседников. То есть по тем или иным причинам объективно или нет, они считают себя интеллектуально выше людей своего круга общения, а поэтому не могут адекватно с ними общаться. Очевидно, действия этих людей рождают другую причину недовольства в кругу общения – высокомерие (7%).

Очевидно, в молодежной среде проходит бум моды на различные вредные привычки: курение, пьянство, наркомания и возрастает число их противников. 10% относится негативно к подобным привычкам сверстников и проявляют недовольство этим в общении с ними.

Новое поколение отличает отсутствие особых комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. 60% не испытывают коммуникативных затруднений, 20% – только иногда, и лишь 10% говорят о наличии серьезных комплексов. Из этого можно сделать вывод, что грань в общении между полами легко преодолевается.

В конце XIX—начале XX в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированности положения, уступило место движению, изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения.

Эта программа и оказалась реализованной в поколении современных молодых людей, лозунг которых «Перемен! Мы ждем перемен!» с особой силой прозвучал в конце 80-х годов.

Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения— жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру.

В отношениях по вертикали данные исследования получились такими: 1/3 молодежи относится к жизненному опыту взрослых категорически отрицательно. Другая треть относится с уважением, и только оставшиеся 30% процентов умеют правильно синтезировать и совмещать свой собственный опыт с социальным опытом старшего поколения. Эту картину подтверждает ответ на вопрос: «Хотите ли вы походить на своих родителей?» . данные практически схожи с вышеописанными: «да» - 24%, «нет» - 29%, «когда как» - 33%.

Итак, межличностные отношения являются основным фактором воздействия и формирования мировоззрения. И именно в среде молодежи общение сегодня проходит далеко не безпроблемно, конфликты наблюдаются как с людьми старшими по возрасту (вопрос пересмотра традиционных ценностей) и внутри молодежной группы. Разрешить данный проблемы достаточно сложно, так как они вызваны специфическими чертами характера подрастающего поколения: максимализм, требовательность, желание возвысится над сверстниками.

6. Культура: музыка, живопись, религия, философия

Одним из важнейших показателей молодежной культуры является музыка. Одним из предпочтительных для молодежи в современной музыке является прогрессивное направление. Прогрессивное направление характеризуется тем, что ведущую роль в нем и грает ударные частые элементы, наличие неживого компьютерного инструментала. По мнению молодежи, это направление дает возможность проявлению фантазии, в отличии от легкой популярной музыки, которая также распространена в молодежной среде. Так называемая поп-музыка характеризуется отсутствием смысловой нагрузки на текст и особой легкостью восприятия. Эти типы музыки распространены на дискотеках, радиостанциях, телевидение.

Однако все большее количество молодых людей увлекается рок направлением в музыке, которое можно смело противопоставить вышеперечисленным направлениям. Для рок-музыки характерна более серьезная смысловая нагрузка, реалистичное изображение мира в текстах песен, иной музыкальный размер. Тенденция увлечения рок-музыкой в среде современной молодежи можно объяснить как своеобразный протест против упрощенности популярной музыки и агрессивности прогрессивного направления.

Музыка, как показывают исследования, несомненно влияют на психофизическое состояние человека, поэтому необходимо серьезнее отнестись к данному аспекту современной культуры. Если учесть музыкальные пристрастия современной молодежи к таким диаметрально противоположным направлениям в музыке, как рок и поп, то можно сделать следующие выводы:

1. В современной музыкальной культуре все большее распространение получают экстремальные направления (противоположность официальной популярной музыке), которая дает определенный негативный, разрушительный стимул к действию.

2. Желание молодежи самореализоваться через музыку приводит к росту национального творческого пласта. Позитивным является сам креативный процесс, интенсивно протекающий в среде творческой молодежи.

В изобразительном искусстве преобладают с одной стороны агрессивные настроения – уродливое изображение мира и человека в этом мире (см. Приложение 1, рис.1,2). С другой стороны – романтичное настроение: изображение мира фантазий и грез, в котором все счастливы, красивы и довольны (см. Приложение 1, рис.3,4). В этом можно уловить желание молодежи дистанцироваться, уйти от реальных проблем в собственный, выдуманный ими мир. Это признак слабости, незащищенности молодого человека, вступающего во взрослую жизнь. Теперь государственные и общественные институты не опекают подростков и они чувствуют себя покинутыми и одинокими, что и отражается в изобразительном искусстве. Целых 45% опрошенных остро испытывает чувство одиночества, что естественно отражается на из мировоззрении и поведении.

Религия – это тип мировоззрения, господствующий в обществе. Она диктует нормы морали, правила поведения, общественные ценности, причем подчас в строгой, догматической форме, не оставляя права выбора и мета для размышлений. В настоящее время широко распространен стереотип о том, что современная молодежь довольно набожна. Так ли это?

На первый взгляд, несомненно. По данным нашего опроса, большинство (60%) респондентов называют себя верующими людьми. Лишь 25% в Бога не верят. Но при более тщательном рассмотрении отчетливо можно уловить некоторую поверхностность этой веры. Абсолютной большинство верующих не исполняет обрядов христианской религии (не ходит в храмы, не исповедуется, не соблюдает религиозных праздников). В защиту этой точки зрения могут служить данные о причине веры в Бога.

На первом месте среди причин собственной веры – необходимость в ней, желание получить надежду, уверенность в будущем дне, причем культивируют силу и уверенность не в себе, а во внешнем факторе.

Среди других причин веры наиболее часто упоминается меркантильный интерес, то есть помощь от Бога в обмен на веру в него.

Таким образом, по сравнению с прошлыми годами, количество верующих несомненно увеличилось, однако необходимо отметить, что акцент делается на психотерапевтические факторы религии, нежели чисто философские моменты. То есть люди ищут в Боге опору, защиту в трудные минуты жизни и при этом совершенно не задумываются над такими теологическими аспектами религии, как сущность Бога.

7. Ценностные ориентиры

Одним из основных критериев оценки сформированности личности является способность к созидательному труду и отношение к нему. Именно способность к целесообразному созидательному труду отличает общественно-полезную личность. По результатам анкетирования постоянную потребность в труде испытывают 45%, 30%-нет, периодически - 25% молодежи. Это свидетельствует о том, что около Ѕ респондентов понимают всю необходимость и важность для себя и общества трудовой, умственной, и , увидеть влияние детского инфантилизма.

Сейчас в условиях современной экономической ситуации, большую роль в жизни любого человека стали играть деньги. И особым влиянием они стали пользоваться в среде молодежи, так как именно молодежь воспитана в новую эпоху зарождения капиталистических отношений. Большинство респондентов (54%) четко осознают, что для них деньги – средство для удовлетворения своих материальных потребностей и не более того. То есть они относятся к деньгам спокойно, не делая из них фетиша, но в то же время верно оценивая их. 11% респондентов относится к функции денег резко скептически, считая что это – бесполезные бумажки, приносящие зло. Вероятно, эти люди либо безденежные идеалисты, либо из очень состоятельных семей. Так или иначе, мы видим, что денежный аспект в мировоззрении нового поколения пошел быстрый путь трансформации: от социалистического недооценивания к капиталистическому уважению.

Интересна позиция патриотизма в ряду ценностей современной молодежи. «Патриотизм – любовь к Родине, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» В.И. Ленин [7]. Такую ли важную позицию занимает Родина в умах и настроениях нового поколения ? На первый взгляд, данные нашего исследования в этой области неутешительны - на вопрос «Хотите ли Вы жить в другом государстве?» 60% ответило «да», и 40% «нет». Однако дальнейшие ответы на вопросы проясняют картину. В частности, защищать свою Родину с оружием в руках готовы 70% молодых людей, а целых 80% респондентов испытывают чувство гордости за свою Родину (причем не только в историческом плане, но и в настоящем времени).

Значит, вряд ли можно обвинить молодежь в отсутствии патриотизма. Космополитизм, поклонение Западу – лишь внешние явления, которые появились в годы идеализации американского образа жизни обществом. Но сейчас, в свете сложной международной обстановки, когда на внешнеполитической арене все больше накапливается разногласий между недавними союзниками – Россией и Америкой, все активнее начинает проявляться патриотизм.

Важнейшей ячейкой современного общества как и прежде, остается семья. Можно смело сказать, что ее роль среди ценностей молодежи сохраняет свои высокие позиции. Ведь именно этот институт закладывает в человека с самого рождения моральные, этические, нравственные ценности, которыми человек руководствуется во всей своей дальнейшей жизни.

Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что для большинства молодых людей семья – это опора в жизни, это источник любви и понимания, а также образец для создания своей семьи в будущем. Лишь около 15% отрицают роль семьи в своей жизни, в реализации своей личности. Может быть для них эта проблема не первостепенна. 80% респондентов планируют создать семью в будущем.

Таким образом, среди молодого поколения мы видим возвращение к традиционным ценностным ориентирам. Все так же незыблемыми авторитетами являются – Отечество, семья, дети.
8. Жаргонизация речи современной молодежи


Общение относится к числу важнейших потребностей для подростка, старшеклассника, студента. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. здраво, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.

Каковы же причины этого явления? Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. Свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно, влияя тем самым на речь.

Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них – обращение братишка).

Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи,

размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире.

Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его

элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен любимых молодёжью группах « Фактор-2», « Жуки», « Дискотека Авария» и др.Песни этих групп изобилуют жаргонами : «заколебал ты», «меня клинит», «мне все по барабану» и многое другое.

Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком.

Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм, примитивизма, присущие подростковому возрасту. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.

Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально- игровое начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент встряски, чтобы шокировать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, «прикольно». В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий. Улёт, отпад, оргазм! – так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет депрессняк, а примерного одноклассника – ботаник.

Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, – это

сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, лимон вместо миллион, мыло, емеля вместо e-mail (от английского слова электронная почта). Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное мани (от английского слова money - деньги) заменили баксы и бабки.

Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-нибудь всерьез может бороться с этим.

Молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости образа (меня колбасит; пойду поколбашусь). А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов-«паразитов», на борьбе с которыми не так давно сосредоточивали основное внимание педагоги.

Изобретательность и фантазия молодежи не знает границ. Разговоры молодых людей пестрят заимствованными словами, видоизмененными аббревиатурами, профессиональными выражениями. Каждый день кем-нибудь придумывается что-нибудь новенькое. Есть и самые популярные словечки. Например, наиболее часто используемое ругательство, которое бьет все рекорды по степени оскорбительности в молодежном жаргоне, слово «лох». «Лох» потеснил даже столь популярного некогда «козла». Под «лохом» подразумевается неполноценная личность, не выдерживающая никакой критики. Считается, что «лох» хуже любого другого человека и его уже не спасти, в связи с этим среди молодежи бытует выражение, что «лох — это судьба». От этого ругательства пошли и такие слова, как «лохер» (он же «лох»), «лохотрон», «лоховоз» (имеется в виду общественный транспорт) и другие.

Между тем в общенародный язык и жаргон молодых людей это ругательство пришло из общеуголовного арго, куда оно попало от шулеров. «Лохом» они называли жертву карточного мошенничества.

Среди студентов нашего колледжа было проведено исследование, целью которого являлось изучение жаргонизации речи студентов. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы: 90 % опрошенных студентов отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова являются прежде всего игрой слов, приданием речи легкого юмористического характера. В нашем исследовании студенты отметили высокий уровень жаргонизации речи в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов, современной музыке.

30 % испытуемых сказали, что эталоном речи для них является речь друзей, 30 % - то, как говорят на радио и телевидении, по 15 % - речь родителей и учителей. В ходе исследования выяснилось, что не всегда учителя обращают внимание на речь молодежи, но наблюдается тенденция к уменьшению употребления жаргонов от первого курса обучения в колледже к последнему. Это объясняется уровнем образованности, возрастными особенностями, начитанностью и, наконец, выбранной профессией.

Педагог - человек интеллигентный, образованный, культурный немыслим без хорошей речи. Достичь мастерства в области правильной речи можно только в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя.


Заключение
Наше поколение молодежи – результат демографического подъема конца 70х- начала 80 годов, и поэтому численно достаточно велико. Явившись на свет на излете эпохи так называемого «застоя», детство этого поколения заняла перестроечная эпоха, время реформ социалистической системы. Их молодость оказалась в совершенно иных социально политических условиях – зарождение капиталистических отношений, эпохи разрушения социалистической системы и нарождения нового типа социально-экономических отношений. Этот громадный революционный скачок в жизни государства не мог не отразиться на сознании общества и в частности самой восприимчивой и неустойчивой его части – детях и подростках. В результате их сознание в значительной степени трансформировалось, стало непохожим на сознание предыдущих поколений, вызвало большую вариативность, предопределило конфликты в самой молодежной среде.
В результате процесса социализации свой, новый поток в сложившееся, традиционное сознание общества. Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адапционных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,—наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодежи, можно отметить следующие тенденции:
1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.
2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению.
3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.
4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.
5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.
6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.
7. На первом месте в шкале ценностных ориентиров нового поколения занимают общечеловеческие ценности, такие как доброта, взаимопонимание, любовь, целеустремленность, сила воли. Однако следующие позиции занимают такие сугубо капиталистические, меркантильные ценности как деньги, желание власти, стремление отдохнуть и расслабится.
Итак, как мы выяснили, тема нашего исследования достаточно актуальна, в данной работе мы постарались отобразить современное мировоззрение молодежи, влияющие факторы и особенности его формирования, постарались выявить основные тенденции формирования и предположительные развитие процесса в будущем. Данная работа будет представлять интерес для людей, работающих в сфере образования и контактирующих с молодежью. Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.

Список использованной литературы
1. Кулаков А.П. «Учащаяся молодежь и религия». СОЦИС, №11, 1995 г.
2. Павловский И.Р. «Социология молодежи и ювенология». СОЦИС, №5, 1999 г.
3. И.С. Кон «Психология юношеского возраста». М.: «Просвещение», 1979 г.
4. И.С. Кон «Психология старшеклассника». М.: «Просвещение». 1985 г.
5. Краткий словарь по социологии. М., 1988.
6. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.

7. Ресурсы сети интернет.

Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации