Блажевич А.А. Стратегический менеджмент - файл n1.doc

приобрести
Блажевич А.А. Стратегический менеджмент
скачать (1125 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1125kb.07.07.2012 01:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


А.А. Блажевич


Стратегический

менеджмент

раздаточный материал

Уфимский государственный нефтяной технический университет
А.А. Блажевич

Стратегический менеджмент


Учебное пособие

Уфа 2005

Утверждено редакционно-издательским советом УГНТУ в качестве учебного пособия


Рецензенты:

Профессор Уфимского института Российского товарно-экономического

университета, канд.экон.наук Л.Н. Хуснуллин.

Ведущий специалист ОАО «Уралтранснефтепродукт», канд.экон.наук

Ф.Э. Гареев.

Блажевич А.А.

Стратегический менеджмент: Учеб.пособие. – Уфа: Изд. УГНТУ, 2005. - с.

Учебное пособие содержит описание теоретических основ стратегического менеджмента, их использование для формирования стратегий организации, проблемам реализации и стратегического контроллинга.

Пособие может быть использовано студентами специальности 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности», а также для подготовки дипломированных специалистов по направлению «Менеджмент нефтегазового бизнеса».


© Уфимский государственный

нефтяной технический университет, 2005.

© Блажевич А.А. 2005
Содержание




С.

Предисловие

3

1. Введение в стратегический менеджмент

5

1.1. Исходные определения

5

1.2. Эволюция в теории и практике менеджмента

7

1.3. Стратегический и тактический аспекты менеджмента

7

1.4. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент

8

1.5. Модель стратегического менеджмента

12

2.Стратегический анализ

14

2.1.Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации

14

2.2. Анализ внешней среды организации

17

2.3. Анализ внутренней среды организации

20

2.4. SWOT – анализ организации

22

3. Разработка стратегии организации

24

3.1. Миссия, стратегические цели и приоритеты

24

3.2. Формирование продуктово-маркетинговой стратегии

29

3.3. Разработка стратегий отдельных бизнесов и их системы

33

3.4.Холистическая концепция формирования бизнес-стратегий организации

57

3.5. Концепция прямого и обратного процессов формирования стратегий организации

66

3.6. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергии

72

3.7. Функциональные стратегии организации

75

4. Реализация стратегий организации

81

4.1. Сущность процесса реализации стратегии

81

4.2. Стратегические изменения

83

4.3. Управление процессом реализации стратегических изменений

85

5. Стратегический контроллинг и эффективность стратегического менеджмента

89

5.1. Сущность стратегической эффективности

89

5.2. Стратегический контроллинг

91

5.3. Организация становления стратегического менеджмента

93

5.4. Стратегическое лидерство

95

Список литературы

99

Предисловие
Современное состояние рыночной экономики характеризуется усиливающейся нестабильностью внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных событий, их непредсказуемость.

В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.

Стержнем современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.

Стратегическое управление представляет собой органическую часть системы управления организацией в целом. Цикл стратегического управления имеет долгосрочный период и включает в себя несколько циклов оперативного и текущего управления, обеспечивая непрерывность процесса реализации стратегии. Создание эффективного механизма управления является, наряду с разработкой стратегии, важнейшим результатом стратегического управления.

Стратегии и механизмы управления взаимно обуславливают друг дуга: механизмы управления адаптируются к вновь формируемой стратегии, а при невозможности этого – стратегия адаптируется к реальному механизму управления.

В целом стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной стратегической перспективе; какую принципиальную позицию организация должна занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

В итоге все наработки стратегического менеджмента могут сводиться к полноценному обоснованию стратегического конкурентного преимущества, которое является желательным для данной конкретной организации в данной перспективе, а также к заданию соответствующих стратегических целей по его достижению.
Большинство работ по стратегическому менеджменту российских авторов представляет собой интерпретацию (иногда удачную, иногда нет) работ зарубежных авторов. Обилие переводной и отечественной литературы по данной проблематике затрудняет освоение этой новой дисциплине, ставит довольно высокие барьеры для исследователей в области стратегических преобразований, пытающихся найти свое место в этой относительно новой области системы высшего образования.

В данном учебном пособии поставлена задача дать ясное представление о сущности стратегического менеджмента, показать, что наличие эффективной стратегии в современных условиях является основным фактором выживания организации в долгосрочной перспективе.

Для решения этой задачи использованы все наиболее значимые наработки теории и практике стратегического менеджмента как зарубежных, так и отечественных авторов. Особое внимание уделено проблеме разработки и реализации стратегии, их увязке с теоретическими положениями стратегического управления на основе которых сформирована современная модель стратегического менеджмента. Данная модель послужила основой для формирования структуры пособия. Раздел 1 посвящен теоретическим основам, раскрывающим сущность стратегического менеджмента. Раздел 2 посвящен стратегическому анализу организации, увязке его с конкурентоспособностью и задачами стратегического управления.

В разделе «Разработка стратегии организации» представлены теоретические основы формирования миссии и целей, модели формирования продуктово-маркетинговой стратегии, бизнес-стратегий и построение общей (корпоративной) стратегии.

Разделы 4 и 5 посвящены вопросам реализации стратегии и стратегического контроллинга. Эти вопросы увязаны с проблемой стратегической эффективности и лидерства. Представленный в пособии список литературы включает все наиболее значимые публикации как зарубежных, так и отечественных авторов.

1 Введение в стратегический менеджмент
1.1 Исходные определения
Система менеджмента организации – это основанная на передовых научных подходах и практических методах система специализированной профессиональной деятельности организации, предназначенная для осуществления эффективного процесса обоснованния, принятия и реализации конкурентоспособных управленческих решений. Определяющие место среди этих решений занимает разработка и реализация общей долгосрочной программы развития организации, обеспечивающей достижение конечной цели системы менеджмента – выполнение миссии и достижение бизнес-плана.

Учитывая вышеизложенное, система менеджмента может быть представлена в виде
, (1)
где - система менеджмента;

- подсистема стратегического менеджмента;

- подсистема тактического менеджмента.

Миссию организации можно определить как главную цель организации как конкурентоспособной корпорации в наиболее общей форме, четко выражающую основную причину существования организации
, (2)
где - миссия организации;

- конкретная j-я цель i-го уровня дерева целей организации.

Стратегия организации – это деловая концепция функционирования и развития ее на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде системы важнейших управленческих решений и программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества.

Ключевые решения по стратегии организации, - это предпринимательские управленческие решения, основанные на следующих основных факторах:



Важнейший вопрос стратегии – как вести конкурентную борьбу? При этом решающим элементом стратегии является целевая ориентация всего комплекса имеющихся у организации ресурсов. Сама же стратегия в конечном счете сводится к системе конкурентных преимуществ организации. Стратегическое конкурентное преимущество можно представить в виде
, (3)
где (Completifive Advantage) – общее стратегическое конкурентное преимущество организации;

(Core Cjmpetence) – ключевая компетенция организации;

(Corporate Strafegy) – корпоративная стратегия.

Стратегический менеджмент – это подсистема менеджмента организации, управляющая всем комплексом конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контроллингу общей стратегии организации

, (4)
где - стратегическое решение по j-му элементу подсистемы стратегического менеджмента.

Конкурентное преимущество – это те характеристики свойств продукта, которые создают для производящей и реализующей данный продукт организации определенное превосходство над конкурентами.

Реальное конкурентное преимущество обеспечивает успех организации. Формулу успеха стратегии можно представить в виде
, (5)
где - эффективный менеджмент организации;

- i-е управленческое решение, реализовавшее частное конкурентное преимущество организации.


    1. Эволюция в теории и практике менеджмента


В развитии менеджмента можно выделить три основных уровня:

1. Административный менеджмент MBJ (Management by Justructions).

2. Менеджмент по целям МВО (Management by Objectives).

3. Менеджмент – обучение MBL (Management by Learning).

Для первого уровня характерно развитие стратегического планирования, как основной функции менеджмента. Второй уровень соответствует первому этапу стратегического менеджмента, третий – второму этапу стратегического менеджмента. Характеристика основных уровней менеджмента представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика уровней мененджмента


Параметры

Уровни менеджмента

Административный

По целям

Обучение

Внешняя среда

Стабильная

Меняющаяся

Турбулентная

Продукт

Простой, стандартный

Сложный стандартный

Сложный для конкретного клиента

Рынок

Массовый

Массовый сегментированный

Быстро заполняющиеся ниши сегментов

Взаимоотношение с потребителями

Все покупается

Обратные связи

Партнерство

Труд

Простой

Сложный

Творческий

Власть

Централизованная

Децентрализованная

Распределенная

Структура

Иерархия

Неодномерная иерархия

Проектно-ориентированная

Символ структуры

Пирамида

Матрица

Сеть

Отношение к будущему

Контролируемо, стратегическое планирование

Неконтролируемо, стратегический менеджмент

Неопределенно, что является источником развития

Тип поведения

Человек - функция

Человек - манипулятор

Человек – партнер

Тип менеджера

Авторитарный босс

Лидер с видением

Тренер команды

Способ реализации власти

Прямое указание

Процедура - механизм

Процедура - партнерство


1.3 Стратегический и тактический аспекты менеджмента
Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешний мир. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе отдает ей созданный в организации продукт. Исходя из этого, жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

– получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

– изготовление продукта;

– передача продукта во внешнюю среду.

Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Все многообразие факторов, определяющих менеджмент, можно разделить на внешние и внутренние. Стратегический аспект менеджмента связан прежде всего с внешними факторами, тактический – с внутренними. Именно это определяет особенности стратегического и тактического менеджмента, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Особенности тактического и стратегического менеджмента


Характеристика

Менеджмент

Тактический

Стратегический

Миссия

Производство продукта с целью получения дохода

Выживание в долгосрочной перспективе посредством становления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных лиц

Объект внимания менеджмента

Взгляд внутрь, поиск путей эффективного использования ресурсов

Взгляд вовне, поиск новых возможностей в конкурентной среде, адаптация к изменениям в среде

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

Основа построения системы управления

Функции и организационные структуры, процедуры, технология

Люди, системы информационного обеспечения, рынок

Управление персоналом

Работники-ресурс организации, исполнители работ и функций

Работники-главная ценность и источник благополучия организации

Критерий эффективности управления

Потребность и рациональность использования производственного потенциала

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и необходимые изменения в зависимости от изменения среды.


1.4 Стратегическое планирование и стратегический менеджмент
Один из основателей стратегического менеджмента – И.Ансофф - первичную концепцию стратегического менеджмента связывает со стилями поведения организаций: приростным и предпринимательским.

Приростной тип – развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного управления.

Предпринимательский тип – целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающие победу в конкурентной борьбе.

Основные сравнительные характеристики этих типов организации представлены в таблице 3.


Таблица 3

Сравнение характеристик организации


Характеристика

Тип поведения организации

Приростной

Предпринимательский

Цели

Оптимизация прибыли

Оптимизация потенциала прибыли

Пути достижения целей

Экстраполяция прошлого

Взаимодействие возможностей получения прибыли и качества управления

Ограничения

По внешней среде и внутренним возможностям

Способность изменять среду и себя

Система поощрения

За стабильность, эффективность, прошлую деятельность

За творчество, инициативу

Проблема

Повторяющаяся

Неповторяющаяся, новая

Стиль руководства

Популярность, умение установить единство подходов

Допущение риска, умение вдохновлять на восприятие изменений

Организационная структура

Стабильная, расширяющаяся, виды деятельности слабо увязаны

Гибкая, увязана с проблемами, виды деятельности жестко увязаны

Решение управленческих проблем

Реакция на проблемы

Активный поиск, предвидение проблем

Поиск альтернатив

Ориентация на прошлый опыт

Творческий поиск, множество альтернатив

Отношение к риску

Минимизация риска

Сознательный риск


Кроме двух типов организационного поведения И.Ансофф различает два типа менеджмента: стратегический и оперативный (тактический). Характеристика этих типов приведена в таблице 4.
Таблица 4

Сопоставление типов менеджмента по И.Ансоффу


Аспекты

Тип менеджмента

Оперативный

Стратегический

Культура

Ориентация на производство, маркетинг, конкуренцию

Ориентация на стратегию, гибкость, создание потребителей

Менеджер

Умение получать прибыль, достигать целей, контролировать

Предприниматель, «проводник» новшеств, лидер

Система управления

Долгосрочное планирование, контроль деятельности

Стратегическое планирование и управление, стратегический контроль

Информация

Тенденции спроса и предложения

Новые проблемы и возможности

Структура

Функциональная, дивизионная, стабильная

Матричная, динамичная

Власть

Сосредоточена на производстве и маркетинге

Сосредоточена на НИОКР, стратегическом планировании


Из сопоставления схем таблиц 3 и 4 следует, что существует определенная связь между типами организационного поведения и видами управления, а именно: стратегическое управление требует предпринимательского поведения, а оперативное управление – приростного. Данная зависимость в виде матрицы представлена таблицей 5.
Таблица 5

Матрица: организационный тип поведения / вид управления


Тип поведения

Вид управления

Стратегическое

Оперативное

Предпринимательский

+

-

Приростной

-

+


На основе исследований И.Ансоффа можно сделать следующие выводы:

– в 1-й половине XX в. стратегическое и оперативное поведение, а также соответствующий менеджмент выступали для организации как альтернативные;

– во 2-й половине столетия компании все в большей степени нуждаются в одновременном использовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления;

– организации, соответствующие различным типам поведения, имеют свой характер, отличаются друг от друга и находятся в определенном противоречии.

История развития менеджмента – это история успеха нововведений. Успешные модели управления довольно быстро от компаний-инноваторов распространялись на широкий круг других организаций.

Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования (long-range planning). Эта система, получившая максимальное развитие на Западе в 50-60-е гг., в основном соответствовала приростному развитию компаний. Как правило, долгосрочное планирование применялось в крупных, а также в отдельных средних компаниях. Типичной являлась ситуация быстрого корпоративного роста, сопровождавшая резким увеличением размеров организаций и повышением сложности менеджмента.

Основным методом долгосрочного планирования являлась экстраполяция тенденций и факторов, определявших специфику развития организаций в прошлом, с определенной их корректировкой для будущего.

Развитие долгосрочного планирования в США и Западной Европы в

70-х гг. привело к системе стратегического планирования. Это была реакция компаний на существенное изменение внешней среды, которое проявлялось в насыщении соответствующих рынков. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного – это его принципиальная направленность не внутрь организации, а вовне. Это был переход от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации».

Характерная черта открытой организации – это профессиональный стратегический анализ изменения внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.

Наряду с учетом тенденций внешней среды стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования. В арсенал новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели инвестиционных портфелей компаний, разработка ситуационных планов развития, использование экспертных процедур и оценок, применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив стратегического развития и т.д.

В конце 70-х гг. – одновременно с ростом числа организаций, использующих стратегическое планирование, – все более четко стали проявляться не только субъективные, но и объективные трудности его применения. Основной недостаток стратегического планирования, как определенного подхода к проблеме будущего развития организации аналогично ситуации с долгосрочным планированием, заключается в том, что в будущее по-прежнему в основном переносились существенные параметры организации, которые уже были заданы ее прошлым.

В результате сложного сочетания определяющих факторов к началу

80-х гг. на Западе сложилась ситуация, которая ознаменовалась переходом от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Среди факторов, определяющих переход, обычно выделяют следующие:

– объективный существенный рост изменчивости и сложности внешней среды организации;

– новое понимание стратегии;

– новые методы решения стратегических проблем развития организации, предложенные ведущими компаниями и консалтинговыми фирмами.

Сущность стратегического менеджмента раскрывается всем содержанием данного учебного пособия. По мнению одного из основателей стратегического менеджмента – Г.Минцберга – существенное различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом прежде всего характеризуется следующими моментами.

Во-первых, стратегическое планирование (strategic planning) не является стратегическим мышлением (strategic thinking), и поэтому успешные стратегии – это всегда удачное стратегическое видение (vision).

Во-вторых, стратегическое планирование фактически сводилось к стратегическому программированию (strategic programming), т.е., как правило, к формализации и детальной проработке стратегий, которые уже были приняты и осуществлялись.

Стратегическое управление как стратегическое мышление и видение – это прежде всего синтез. В стратегическом синтезе важнейшую роль играют интуиция и креативность (творческое мышление). Ментальность стратегического планирования: «прошлого через настоящее – к будущему». Ментальность стратегического менеджмента: «от успешного будущего – к настоящему и снова к будущему» (рис.1).



Рис.1. Стратегический менеджмент и планирование
  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации