Реферат - Взаимоотношение ребёнка и родителей - файл n1.doc

Реферат - Взаимоотношение ребёнка и родителей
скачать (97 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc97kb.07.07.2012 01:34скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc




Содержание


1. Роль семьи

2

2. Способы управления ребенком

3

3. Внушающее поведение родителей

8

4. Стили семейного воспитания

11

5. Способы реагирования на поведение ребенка

15

6. Ошибки семейного воспитания

18

Список литературы

20

1. Роль семьи
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

2. Способы управления ребенком
Существует пять способов управления ребенком. Два из них имеют позитивный характер, и их можно использовать их при любых обстоятельствах, два – негативный и могут применяться только при необходимости, а один – нейтрален, но применять его следует с большой осторожностью. Эффективность любого из этих методов напрямую зависит от того, насколько наполнен сосуд детской души положительными эмоциями.
Просьба (позитивный)
Просьба действует на детей успокаивающе, а это особенно важно для исправления поведения. Обращаясь к ребенку с просьбой, вы адресуете ему множество других, подразумеваемых посланий, таких, как, например: “Я уважаю твое мнение по этому поводу” или “Я знаю, что тебе это не безразлично и ценю твои чувства”. И самое ценное – то, что вы даете понять ребенку следующее “Я надеюсь, что ты сам будешь отвечать за свое поведение”. Ваш сын или дочь могут взять на себя ответственность, как только вы дадите им такой шанс.

Если же одних просьб оказывается недостаточно, следует прибегать к приказаниям.
Приказания (негативный)
Приказания как негативный способ воздействия допустим лишь в тех случаях, когда просьбы не действуют. Приказания могут спровоцировать в ребенке гнев и неповиновение. Повелевая ребенку сделать что-то и не оставляя ему никакого выбора или шанса для дискуссии, вы даете ему понять, что его мнение по данному вопросу не имеет значение. Вы также демонстрируете, что берете всю ответственность на себя. Чем чаще вы прибегаете к авторитарным методам, например, приказанию, обличению (пилению) или крику, тем менее эффективно вы действуете. Если вы взяли за правило обращаться к ребенку с доброжелательной просьбой, тогда периодические приказания будут вполне оправданы.

Как родитель, вы обладаете большой властью, которая, однако, не безгранична. Поэтому нельзя безрассудно расходовать ее в постоянных негативных проявлениях, иначе у вас ничего не останется на тяжелые критические ситуации в будущем.

Нужно помнить, что больше всего дети боятся вашего гнева и неодобрения. Когда вы заручаетесь их любовью и благодарностью, они никогда не забудут вашей доброты и любви, всегда будут признательны вам.
Мягкое физическое воздействие (позитивный)
Этот метод особенно эффективен в младшем возрасте, но хорошо действует и на более старших детей. Он уместен там, где нарушение правил поведения не очень серьезно, где есть возможность оставаться в позитивных рамках. Этот способ особенно хорош для двух-трехлетних малышей, которые в соответствии со своими возрастными особенностями совершенно естественно говорят “нет” на любую просьбу. К примеру, вы говорите своей маленькой дочери: “Подойди, пожалуйста, к маме” и слышите в ответ “нет”. Если вы перейдете к приказному тону и потребуете: ”Иди сейчас же сюда!”, вы опять можете услышать “нет”. В этот момент вы почувствуете сильное искушение наказать малышку, но это было бы большой ошибкой. Однако вы можете легко справиться с этой совершенно нормальной ситуацией, применив мягкое побуждение к действию, то есть сами подведете ребенка к себе.

А если ваш ребенок отказывается повиноваться? Если вы после использования трех предыдущих методов все равно сталкиваетесь с непослушанием? Вы не должны мириться с этим. В этой ситуации не остается ничего другого, кроме как использовать наказание.
Наказание (негативный)
Это самый негативный способ, самый трудноисполнимый способ управления поведением ребенка. По четырем причинам.

Наказание должно быть адекватно проступку. Это особенно важно для детей, которые обладают обостренным чувством справедливости.

Наказание эффективное для одного ребенка, может совершенно не подействовать на другого.

Суровость наказания в конкретный момент обычно зависит от настроения и самочувствия родителя.

К выбору наказания нужно подходить с учетом возраста и уровня развития ребенка.

Но каким бы трудным ни был для вас выбор времени и способа наказания, он всегда должен быть оправданным и осмысленным. Здесь может помочь предварительное обдумывание своих возможных действий. Если маленький ребенок ведет себя плохо, тотчас задайте себе вопрос, не страдает ли ваш ребенок от какого-нибудь физического недуга. Не голоден ли. Не испытывает ли жажду и т.п. Спросите себя, не является ли его поведение выражением обычного младенческого негативизма. Если на все эти вопросы вы даете отрицательный ответ, тогда задайте следующий вопрос: “Может это непослушание?” Неповиновение, открытый протест против родительского авторитета – это то, с чем нельзя мириться. Вы должны постоянно удерживать контроль над ситуацией и по мере надобности корректировать поведение ребенка. Тем не менее, не следует преувеличивать роль наказания. Ваша цель в том, чтобы сломить неповиновение. Но делать это надо осторожно, при минимальном расходе вашего авторитета и власти. Нужно пользоваться своей властью только ради блага других людей, а не ради демонстрации своего неудовольствия. Если ваши дети увидят нашу мудрость, они будут учиться мудрости у нас.

Приучать к дисциплине – значит наставлять на правильный путь. Чем дисциплинированнее ребенок, тем меньше необходимости в его наказании. Главное - не наказание ребенка, а его душевное здоровье. Есть много прекрасных детей, которых наказывают и которых не наказывают. Главное в том. Чувствует ли ребенок себя безусловно любимым, и насколько правильно его воспитывают.

Физическое наказание допустимо, если оно не вредит ребенку и не ранит его сердце, если оно применяется как последнее средство и не сопровождается родительским гневом.
Модификация поведения (нейтральный)
Модификация или изменение поведения стоит на последнем месте в списке методов управления поведением ребенка. Она включает позитивное поведение (привнесение в окружающую среду позитивного фактора), негативное воздействие (удаление из этой среды позитивного фактора) и наказание (привнесение негативного фактора). В некотором смысле, модификационный подход нейтрален, поскольку предполагает как позитивные, так и негативные элементы. Однако, этот “нейтральный ”подход, если ему отводить первое место в процессе дисциплинирования, чреват серьезными осложнениями:

он может препятствовать проявлению безусловной родительской любви;

он может способствовать формированию у ребенка эгоистических мотивов типа “А какая мне от этого выгода?”

Модификационный метод следует использовать осторожно и вдумчиво. Если родители злоупотребляют им, ребенок не чувствует себя любимым, и прежде всего потому, что в основе этого подхода заложена условность: ребенок получает награду только при условии определенного поведения. Данный метод не учитывает эмоциональные потребности ребенка, препятствует раскрытию безусловной любви родителей.

Если вы используете модификационный метод, приучая ребенка к дисциплине, то вы сталкиваетесь с еще одной опасностью: если родители слишком часто прибегают к нему, то их ребенок учится использовать этот метод в своих интересах. Он будет делать то, что от него требуют, только с целью получить желаемое. Все это приводит к манипулированию другими людьми.

Иногда этот метод может быть довольно успешно использован. Например, если при дурном поведении у ребенка отсутствует чувство вины и раскаяния. Если вы наказываете ребенка, который и без того сожалеет о своем поступке, вы не только теряете редкий шанс открыть ему прощение, как один из величайших даров вашей жизни, но и препятствуете формированию у вашего ребенка здоровой совести. Когда ваш ребенок по-настоящему сожалеет о своем плохом поступке – это повод для радости, это значит, что совесть у вашего ребенка жива и действует. Прощая своих детей, когда они по-настоязему раскаиваются, вы учите их прощать и преподаете практический урок прощения.

3. Внушающее поведение родителей
Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного образа. "Я" и отношения к себе у ребенка. Свой образ и отношение родители транслируют ребенку либо в прямой словесной форме, либо в косвенной форме – в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Они делают это либо сознательно, с воспитательными целями, либо неосознанно. Параметры того, что именно в образе ребенка является объектом внушения, зависят от многих факторов: от принятых в обществе социокультурных эталонов, образцов, норм, от намерений и планов родителей адрес ребенка, от их собственных мотивов и потребностей. Важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно являющимися объектом их внушающего воздействия, являются: 1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленности, 2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, подвластность ребенка родительскому авторитету, 3) моральные качества – доброта, правдивость, 4) интересы, прежде всего интерес к учебе, 5) способности – "ум", память. Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными (ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен). О неблагоприятном влиянии последних внушений на развитие самосознания ребенка писал в свое время А.И.Герцен, комментируя высказывание Ж.П.Рихтера: "Названия – страшная вещь. Ж.П.Рихтер говорит с чрезвычайной верностью: если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна". С этим высказыванием А.И.Герцена перекликаются клинические исследования взаимоотношений в неблагополучных семьях. Р.Лэйнг, анализируя отношение родителей и детей в таких семьях, ввел понятие "мистификация" – внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят. Одна из форм мистификации – приписывание, которое, в свою очередь, подразделяется на приписывание ребенку "слабости" (например, болезненности, неспособности самому искать выход в трудных ситуациях) и "плохости" (низости, аморальности). Другая форма мистификации – инвалидация – принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.

Существуют высказывания родителей, во многом также имеющие характер приписываний, но с позитивным знаком. Родители подчеркивают самостоятельность, волевые и нравственные качества, способности и независимость ребенка, вызывающие у них уважение.

Конечно, негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере частично, могут иметь под собой реальную "почву" в поведении или чертах характера ребенка, однако транслированные в его самосознание в виде "называния вещей своими именами", родительских "приговоров" эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.

Косвенные внушения родителей касаются прежде всего самооценки или, более широко, отношения к себе у ребенка. Родительское поведение, рассмотренное в этом аспекте, квалифицируется в рамках оси «принятие-отвержение». Принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное, поведение родителей с ребенком результирует в самоприятие ребенка, отвергающее (неприязненное, пренебрегающее, неуважительное) поведение приводит к неприятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности.

Явные, вербальные, внушающие воздействия могут противоречить косвенным воздействиям. Так, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная "двойной связью", имеющая негативные следствия для позитивного самосознания ребенка.
4. Стили семейного воспитания
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку. Современный классный руководитель должен знать их достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, как относятся родители к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, сочувствующий, гармоничный.
Попустительский стиль семейного воспитания.
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж.
Состязательный стиль семейного воспитания.
При состязательном стиле с раннего возраста родители ищут в действиях ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.
Рассудительный стиль семейного воспитания.
Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное им, осознать свой проступок.
Предупредительный стиль семейного воспитания.
Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.
Сочувствующий стиль семейного воспитания.
Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. Родители таких детей всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И педагог может на них положиться в своей деятельности, такие родители с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.
Гармоничный стиль семейного воспитания.
Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере.
5. Способы реагирования на поведения ребенка
Начиная с полутора лет у детей происходит формирование собственного «Я», в этот период формирования личности ребенка особое значение играют поощрение и наказание, именно с помощью них ребенок судит о своих достоинствах и недостатках, удачах и неудачах.

Как только дети достигают возраста трех лет, они сами начинают принимать решение о том, какие действия совершать. Зачастую они действуют с целью привлечь внимание родителей. Однако не всегда в качестве средств для достижения цели малыш использует только хорошие поступки. Иногда, особенно когда родители не уделяют малышу должного внимания, ребенок решает для себя, что плохими поступками гораздо легче добиться внимания от родителей и гораздо быстрее.

Именно по этой причине если ребенок капризничает, нельзя его ругать, сначала необходимо выяснить причину его поведения, задуматься над своими действиями, ругать ребенка только когда это действительно необходимо.

Для большинства детей характерно импульсивное поведение как результат воздействия кратковременных эмоций, вот почему у малышей настроение меняется так быстро и часто.

Малыш совсем не умеет управлять своими действиями.

По этой причине очень часто ребенок не желает, например, убирать игрушки не потому, что он упрямый, а потому, что слишком маленький и не может принять решение о том, какое дело для него важнее, то которое он делает сейчас или уборка игрушек.

Только грамотная реакция родителей поможет ребенку научиться самому принимать верные решения.

Реакция родителей на поступки ребенка, а также отношения между родителями и количество внимания, которое они уделяют ребенку – вот основные факторы формирования характера ребенка.

Родителям нужно стараться соблюдать меру при наказании ребенка, если ребенка совсем не ругать или ругать его постоянно это может привести к печальным последствиям.

С помощью наказания можно исправить поведение ребенка или его характер, однако неумелые действия родителей могут пагубно сказаться на характере, личности ребенка.

Каждый ребенок индивидуален и универсальных правил просто не существует. Родителям следует как можно больше наблюдать за своим ребенком и в зависимости от этого пробовать собственные методы воздействия на ребенка. Однако следует четко представлять себе, что такое влияние не должно быть противоречивым и слишком категоричным.

Поощрение ребенка является вторым важнейшим механизмом воспитания наравне с наказанием.

Похвала ребенка должна быть подчинена определенным правилам.

Во-первых, не следует хвалить ребенка по любому поводу, этот способ неэффективен и может привести к формированию завышенной самооценки. Необходимо обязательно поощрять ребенка за работу, за любые действия, приносящие пользу.

Во-вторых, следует также говорить ребенку о его достоинствах, подчеркивать, что он добрый, сильный, искренний.

При этом не следует терять чувства меры, слишком преувеличивать достоинства малыша.

В кругу других детей нельзя хвалить только своего ребенка или только чужих малышей, нужно поощрять всех, это способствует формированию адекватной самооценки ребенка и будет приято остальным детям.

Поощрение можно делать ребенку в различных формах, в виде подарка или приглашения в театр, цирк или зоопарк.

Такое поощрение должно включать в себя не только материальный, но и эмоциональный компонент, что наиболее важно для ребенка.

Совместная деятельность, яркие положительные эмоции – для ребенка не может быть ничего лучше.

Маленького ребенка не стоит поощрять деньгами, иначе он привыкнет и не будет выполнять никаких действий без материальной выгоды.

Поощрение очень важно, поскольку оно повышает самооценку малыша, и способно скорректировать характер скромного, сомневающегося ребенка.

По мнению психологов, слишком низкая или высокая самооценка ребенка сформированная в детстве, в дальнейшем оказывает влияние на всю жизнь человека и требуют специального вмешательства окружающих.

Поэтому родителям следует прежде всего найти оптимальное для своего ребенка сочетание похвалы и наказания.

Существует огромное количество видов поощрений и наказаний. Выбор конкретной разновидности зависит от ситуации, от личностных характеристик ребенка. Выбор таких методов должен сильно отличаться для подвижного проказника и скромного малыша. Нельзя слишком сильно хвалить ребенка или слишком открыто указывать на его недостатки.

Необходимо внимательно следить за действиями ребенка, вовремя их корректировать, выбирая наиболее подходящий метод поощрения или наказания, но не оказывать давления на личность ребенка, не пытаться переделать его под свои требования.

Учитывая личностные особенности малыша, возможно воспитать действительно цельную и гармоничную личность.


6. Ошибки семейного воспитания
Семейное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Говоря иначе, это основа будущего. Если эту основу заложить неправильно, могут произойти серьезные, чаще всего непоправимые последствия. Чтобы не допустить ошибки, нужно знать, что относится к неправильному воспитанию.

Бесконтрольность или безнадзорность – при таком воспитании родители не уделяют внимание ребенку в должной мере, так как очень заняты своими проблемами и делами. В итоге ребенок остается один, предоставленный самому себе. Он начинает искать способы, как бы ему развлечься. Такие дети часто попадают в плохие компании.

Гиперопека – напротив, родители слишком сильно опекают и следят за своим чадом. При этом они все время отдают строгие указания и многочисленные запреты. Это приводит к тому, что ребенок становится нерешительным и боязливым. У него пропадает инициатива. Он не может и не умеет постоять за себя и свои интересы. Со временем появляется обида за то, что другим разрешено все, а ему ничего. В подростковом возрасте это может проявиться в агрессию против родителей. Дети начинают нарушать запреты из принципа и часто уходят из дома.

«Золушка» - этот вид неправильного воспитания характеризуется атмосферой безразличия и холодности, эмоционального равнодушия к ребенку. Ребенок это понимает, как отсутствие родительской любви. При этом со стороны этого можно и не увидеть. Ребенок всегда чувствует притворство. Особенно сильно это действует на него, если в семье кого-то любят больше.

Жесткое воспитание – характеризуется тем, что ребенка наказывают за любой проступок. Из-за этого он растет в постоянном страхе, что в результате выльется в такую же неоправданную жесткость и озлобленность.

Повышенная моральная ответственность – с раннего возраста ребенку начинает даваться установка на то, что он непременно должен оправдать надежды родителей. При этом на него могут возлагаться непосильные обязанности. Такие дети вырастают с необоснованным страхом за свое благополучие и благополучие близких ему людей.

Физическое наказание – самый недопустимый метод семейного воспитания. Такого рода наказания вызывают психические и физические травмы, которые, в конце концов, изменяют поведение. Это может проявиться в сложной адаптации к людям, исчезновение интереса к учебе, появлению жестокости.
Список литературы
1. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. - М.: Сфера, 2000. - С.439-484.

2. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С.3-14.

3. Фридман И. Опора, но гибкая: [О проблеме общения взрослого и ребенка] // Семья и школа. - 1996. - № 6. - С.9-11.

4. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.

6. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие М.: Гардарики, 2005. — 320 с.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации