Психология и спорт - файл n1.docx

приобрести
Психология и спорт
скачать (48.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx49kb.07.07.2012 01:30скачать

n1.docx

Содержание
Введение 3

Глава 1. Психология спортивной деятельности и тренировочного процесса

  1. Психология деятельности спортсмена…………………………………….4

  2. Психические сферы проявления спортивной деятельности………….....7

  3. Психологические основы эффективности тренировочного процесса…11

Глава 2. Социально-психологические аспекты спорта

  1. Личность в процессе занятий спортом…………………………………...12

  2. Спортивная команда как социально-психологический феномен………14

  3. Психология деятельности тренеров…………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………………22

Список использованных источников………………………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя). Место спортивной психологии в системе наук определяется двумя характеристиками: ее местом как отрасли психологической науки и местом в системе наук о спорте.

Как отрасль психологии спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных, философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные научные направления. В естественнонаучном направлении происходят взаимные обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском аспекте — как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный подход), так и со специально-научными (деятельностный, личностный, комплексный) подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера), социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта, социология спорта, психология физической культуры).

Как одна из наук о спорте спортивная психологии более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.

Не следует забывать и о том, что в спортивной психологии используется значительный арсенал впомогательных методов, реализующих достижения математики, статистики, кибернетики, электроники, моделирования. Вместе с тем достижения спортивной психологии находят применение в создании различной гоночной техники, в приборном и демонстрационном обеспечении судейства соревнований, входят органичной составной частью в многочисленные информационные формы (телевидение, радио, печать).

Основные цели психологии спорта:

Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:



ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Психология деятельности спортсмена
Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена на достижение максимального результата независимо от уровня квалификации спортсменов. Без состязательного момента спортивная деятельность утрачивает свой смысл. В связи с этим взаимодействие спортсменов на соревнованиях имеет два аспекта: по отношению к сопернику — как противоборство, а по отношению к партнерам по команде — как сотрудничество, взаимодействие. Противоборство регламентируется правилами соревнований, нарушение которых ведет к штрафным санкциям.

Для соревновательной деятельности характерны следующие особенности: публичность, значимость для спортсмена, ограниченность числа зачетных попыток, ограниченность времени, непривычность условий ее осуществления при смене мест соревнований.

Деятельность спортсменов — это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития. Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом не только режима тренировок и соревнований, но и режима жизни в целом.

Продуктом спортивной деятельности является изменение спортсмена как личности и индивида, спортивные достижения и зрелища.

Соревновательная деятельность как широкое понятие включает в себя ряд этапов, различающихся и организационно, и психологически:

Предстартовый этап. Непосредственную подготовку к конкретному соревнованию начинают за несколько дней до старта. На этом этапе осуществляются: сбор информации о месте и условиях соревнований, о возможных соперниках; прогноз успешности выступления на основе исследования функционального состояния спортсмена на данном отрезке времени; постановка реальной цели; планирование будущей деятельности; отбор и использование способов сохранения мобилизованности спортсмена, оптимального уровня возбуждения путем рациональной организации свободного времени.

Этап исполнения деятельности. Этот этап связан с исполнением намеченного плана, контролем и регуляцией параметров деятельности и состояний спортсмена, волевым преодолением препятствий, возникающих на пути достижения цели.

Аналитический и оценочный этап результатов деятельности. Прогресс спортсмена зависит от того, насколько адекватно он сам и его тренер могут проанализировать результаты участия в соревнованиях, найти причины допущенных ошибок, неудач и наметить пути исправления.

Спортсмен, потерпевший поражение, на этом этапе нуждается в дружеской поддержке тренера, психолога, товарищей, членов семьи. Ему требуется не только физическая, но и психологическая реабилитация.

С другой стороны, в случае удачного выступления спортсмена или команды важно не допустить самоуспокоенности, переоценки своих возможностей, развития «звездной болезни».

Все это свидетельствует, что данный этап соревновательной деятельности не менее важен, чем все предыдущие.
1.2 Психические сферы проявления спортивной деятельности
Мотивационная сфера.

Мотив — сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием действия и поступка, деятельности и поведения, а с энергетической стороны, побуждением к достижению выбранной цели.

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры.

На начальном этапе мотивами прихода в спорт могут быть: стремление к самосовершенствованию, стремление к самовыражению и самоутверждению, социальные установки, удовлетворение духовных потребностей.

На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к данному виду спорта, чему способствует как физическое развитие и формирование навыков, так и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становятся не только удовольствие от самого процесса, но и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Важное место в поддержании мотивации занятий спортом начинают играть отношения с тренером.

На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить насколько это возможно свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта, а так же обеспечение своего материального благополучия.

На стадии завершения активного выступления на соревнованиях основными мотивами ухода из спорта взрослых спортсменов являются: у мужчин — финансовые затруднения и невозможность их преодоления при активных занятиях спортом (67%), у женщин — вступление в брак, рождение ребенка (60%).

Управление мотивацией спортсмена очень важно при работе тренера со спортсменом. От силы и устойчивости мотива зависит успешность деятельности спортсменов. Воздействовать на мотивацию спортсмена возможно несколькими способами: похвала, моральное поощрение и порицание, наказание; соревнование (соперничество) как стимулирующий фактор; присутствие других людей; влияние общественного мнения; наличие перспективы, конкретной цели; материальное поощрение.

Эмоциональная сфера.

Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными являются: значимость соревнований, наличие сильных конкурентов, условия соревнования, поведение окружающих спортсмена людей (особенно тренера), индивидуальные психологические особенности спортсмена, характер и особенности взаимоотношений в коллективе (психологический климат), присутствие на соревнованиях значимых для спортсмена лиц, степень овладения способами саморегуляции.

Выделяют виды предстартовых эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность (характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности), предстартовая лихорадка (появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний, что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и тренерами, к снижению самокритичности), предстартовая апатия (сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью «собраться» к моменту старта, урежением и неравномерностью пульса), состояние тревоги (возникает тогда, когда человек ожидает событие, которое его интересует, но исход которого ему неизвестен). Способами регуляции могут выступить: психическая саморегуляция, изменение направленности сознания, снятие психического напряжения путем разрядки, использование дыхательных упражнений, снижение уровня притязаний как способ снятия эмоционального напряжения, моделирование соревновательных условий.

Эмоциональная напряженность в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоциональной напряженности.

Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха (боязни), который может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса. Различают три формы страха, возникающие при осознании опасности: астеническая реакция (проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках), паника (захватывающая многих или всех членов команды), боевое возбуждение (связанно с активной сознательной деятельностью в момент опасности). Виды возможных страхов: страх неудачи, страх успеха, боязнь соперника, боязнь ответственности, боязнь травмы.

Волевая сфера. Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных объективных и субъективных трудностей, которое зависит от развития волевой сферы спортсмена (от силы воли). В связи с этим возникает необходимость в формировании у занимающихся спортом целеустремленности, одним из проявлений которой является настойчивость — сознательное стремление личности к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Смелость — способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности. Решительность — способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни. Терпеливость — это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния (в спортивной деятельности это главным образом способность долго работать на фоне усталости, не снижая интенсивности и качества работы). Упорство — это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии.

Интеллектуальная сфера. В ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену приходится постоянно решать задачи различной сложности, поэтому важную роль в успешности спортивной деятельности играют интеллект и уровень его развития. Надо знать, как использовать силу, чтобы был получен высокий спортивный результат.

Психомоторная сфера человека — сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении двигательных качеств. Быстродействие характеризуют время сокращения и расслабления мышц, время одиночного движения, время реагирования на сигнал, частота движений. Выносливость — способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности или качества за счет прилагаемых волевых усилий. Мышечная сила — способность человека за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Координированность — способность человека управлять согласованностью и соразмерностью движений и удерживать необходимую позу.
1.3 Психологические основы эффективности тренировочного процесса
Рекорды устанавливаются и соревнования выигрываются не в день выступления. Они подготавливаются в течение многих лет напряженного труда спортсменов на тренировках. Именно качество последних, а не только и не столько их продолжительность и интенсивность определяет успешность подготовки спортсмена к будущим успехам. Становится все более очевидным, что обеспечить достижение высокого спортивного результата простым увеличением тренировочных нагрузок нельзя. Лишь на первых этапах тренировочного процесса такой подход обеспечивает рост результатов.

Между тем первоначально спортсмены и, к сожалению, некоторые тренеры стремятся проделать работу как можно большего объема, чтобы быстрее добиться желаемого результата, уподобляясь при этом людям, которые, говоря словами известного изобретателя Эдисона, согласны до изнеможения работать, вместо того чтобы подумать, как работать.

Качество тренировочного процесса в первую очередь определяется соблюдением дидактических принципов, основанных на психологических и физиологических исследованиях закономерностей реагирования спортсмена и его организма на те или иные воздействия. Это принципы:

  1. сознательности;

  2. активности;

  3. эмоциональности тренировочных занятий;

  4. систематичности (регулярности);

  5. прогрессирования и оптимальной трудности заданий;

  6. подкрепления;

  7. индивидуализации обучения и тренировки;

  8. моделирования соревновательной деятельности.



Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА

2.1 Личность в процессе занятий спортом
Спортивная деятельность формирует человека как личность не в меньшей степени, чем учебная и трудовая.

Спортсмены обладают большей выраженностью тех свойств личности, которые связаны со стремлением достичь преимущества в спортивной борьбе, противостоять напряженности этой борьбы. В то же время качества, не способствующие этому, выражены у спортсменов в меньшей степени, чем у неспортсменов.

В отношении большей общительности необходимо сделать поправку, касающуюся отечественных спортсменов. По данным отечественных исследователей различий в степени общительности между спортсменами и неспортсменами не было. Зато было выявлено, что спортсмены, живущие на сборах, повышали свою общительность по сравнению с тем уровнем, какой был у них, когда они жили дома.

По данным Оглви, у американских олимпийцев по сравнению с контрольной группой студентов отмечено большее стремление к самостоятельности, предпочтение собственного мнения, большая потребность быть в центре внимания, получать удовлетворение от признания. Они более агрессивны и настойчивы.

Было выявлено, что спортсмены более экстравертированы и эмоционально устойчивы, чем неспортсмены. С ростом спортивного мастерства увеличивается уверенность в себе, независимость взглядов и поведения, недоверчивость, сдержанность, конкурентность, волевой контроль, защита своего «я», высокое самоуважение.

Чем обусловлены особенности спортсменов — естественным отбором или влиянием специфики спорта, — однозначно сказать нельзя. Хотя было выявлено, что отмеченные свойства личности у спортсменов более высокого класса выражены больше, чем у спортсменов низкого уровня. По данным психолога К. Икегами, с увеличением спортивного стажа от 1-2 лет до 9-10 лет спортсменки становятся активнее, беззаботнее, агрессивнее, они менее тревожны, реже испытывают чувство неполноценности и впадают в депрессию и фрустрацию. Можно предполагать, что эти различия обусловлены занятиями спортом. Однако и здесь нужно принимать во внимание, что чем больше стаж спортивных занятий и уровень мастерства, тем спортсмены становятся старше, следовательно, развиваются как личности независимо от занятий спортом.

В чем, однако, можно не сомневаться, так это в том, что спорт с его борьбой, с жаждой победы может сформировать при плохо поставленной воспитательной работе эгоцентрическую личность. Например, у американских пловцов, победителей Олимпиады 1964 г., выявлены нежелание входить в спортивные команды, избегание участия в решении трудностей других. Сходные черты личности выявлены и у фехтовальщиц — чемпионок США. У них отмечалась низкая потребность вступать в контакты с группами и организациями, они стремились быть обособленными и независимыми, предпочитали делать все по-своему, стремились избегать ситуаций, где бы от них ожидали поддержки.

Кроме того, концентрация усилий спортсмена в одном направлении в ряде случаев может приводить к одностороннему развитию личности. Например, большие тренировочные нагрузки влекут недостаток свободного времени и в свою очередь тормозят духовное развитие спортсмена. «Хочется отвлечься от спорта, посидеть в уголочке и послушать интересные разговоры артистов, писателей, ученых», — говорила известная фигуристка Ирина Роднина.

Наличие общих для спортсменов черт личности (по сравнению с неспортсменами) не означает, что все спортсмены похожи друг на друга. Имеется много данных, показывающих различия в личностных особенностях представителей различных видов спорта. Например, А. Д. Ганюшкин и Е. И. Бутузова выявили различие даже между спортивными и художественными гимнастками (последние более импульсивны, социабельны, независимы и самостоятельны, неуживчивы и критично настроены, чем спортивные гимнастки).
2.2 Спортивная команда как социально-психологический феномен
По степени социальной зрелости спортивные команды можно разделить на диффузные группы, ассоциации, кооперации и коллективы.

Примером диффузной группы может являться впервые собранная команда школы, члены которой плохо знают друг друга или вообще незнакомы. В этом случае они не будут проявлять друг к другу каких-либо симпатий или антипатий, а также инициативу в межличностном общении.

Ассоциация может возникнуть в том случае, если в команде встретятся, например, два или несколько учеников из одного класса. В этой ситуации они могут стать эмоционально близкими друг к другу, потому что являются членами одной и той же вторичной группы.

Следующий уровень социальной зрелости— корпорация. Совместная деятельность не только необходима по условиям соревнований, но и становится значимой для каждого члена команды. С одной стороны, появляется ролевая дифференциация членов команды (по игровому амплуа, по степени вклада в успех команды), а с другой — цель команды становится личной для каждого спортсмена, возникает осознание групповой принадлежности, в результате чего каждый член команды может сказать про других: «Это один из нас».

Высшей формой зрелости команды является формирование коллектива, когда группа подчиняет свою деятельность высоким общественным идеалам, когда она решает задачи, полезные для общества. Для спортсменов, образующих команду-коллектив, характерны:

Не каждая спортивная команда является коллективом. Некоторые из них остаются на уровне кооперации, некоторые же образуют корпорации. Корпорации — это группы, в которых межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов содержанием групповой деятельности, нередко имеющей асоциальный (а иногда и антисоциальный) характер.

Деятельность спортсмена в группе накладывает определенный отпечаток на его особенности, формирует его общественное сознание, жизненные принципы. Общение с другими людьми вызывает у занимающихся спортом не только эффект соперничества (соревновательную реакцию), но и воспитывает у них черты личности, связанные с совместной деятельностью.

Одной из таких черт является коллективизм, то есть солидарность человека с целями развития коллектива, в который он входит, следование идеалам коллектива и ценностным ориентациям. У коллективиста появляется чувство ответственности и долга, товарищеской взаимопомощи, требовательность к себе и к другим. Нередко индивидуальность в спортивной команде подавляется ради общего успеха команды или товарища. Это ярко проявляется, например, в соревнованиях по бегу, когда для обеспечения высокого, а порой и рекордного результата один бегун берет на себя роль временного лидера, или в командных гонках на шоссе велосипедистов, когда команда работает на своего лидера, и т. д. Часто работа на достижение победы команды или товарища остается незамеченной.

Под влиянием коллектива формируется и другая черта личности — самокритичность. Важно формировать у спортсмена адекватную меру самокритичности (самооценки), так как излишняя самокритичность приводит к неуверенности, а ослабленная самокритичность — к самоуверенности. И то и другое может способствовать возникновению такого неблагоприятного эмоционального состояния, как фрустрация при неудаче спортсмена.

Коллективная деятельность способствует лучшей мобилизованности спортсмена для выполнения стоящей перед командой задачи. В ряде исследований показано, что коллективный соревновательный мотив в большей степени способствует улучшению деятельности, чем личный. Встречаются спортсмены, которые за команду выступают лучше, чем в личном зачете. К сожалению, психологическая природа этого феномена не раскрыта.

Пребывание в коллективе изменяет степень и направленность агрессивности спортсмена, проявляемой в конфликтной ситуации (эту характеристику личности называют экстрапунитивностью). Лица с высокой агрессивностью уменьшают ее за счет развития у них эмпатии (сопереживания за товарищей по команде, идентификации своего состояния с эмоциональными состояниями других). Агрессивность трансформируется в так называемую «спортивную злость», направляемую на соперника.

Вхождение спортсмена в определенную спортивную группу, созревшую до уровня коллектива, формирует сознательное и целеустремленное отношение к тренировочным занятиям, влияет на формирование моральных качеств спортсмена. Ощущая связь с группой, чувствуя себя ее представителем, спортсмен старается избегать таких поступков, которые могли бы бросить тень на весь коллектив или восстановить коллектив против него.

Развитие личностных особенностей спортсменов в команде зависит от характеристик последней. В частности, имеет значение численный состав группы. Например, удовлетворенность каждого участника команды своим вкладом в ее успех выше при малой численности команды. В больших группах меньше общегрупповая сплоченность, появляются группки, вступающие друг с другом в неприязненные отношения.

Существенное значение имеет социальная зрелость группы. Формирование положительных черт личности происходит более успешно в коллективах и менее успешно — в группах общения типа ассоциации. Более того, в ряде случаев незрелость группы в социальном плане может отрицательно сказаться на личности спортсмена. В спортивных группах — корпорациях, где каждый спортсмен обеспокоен исключительно собственными успехами, формируется индивидуалистическая установка, которая в условиях трудных испытаний (на фоне нервно-психического истощения спортсменов) может приводить к возникновению острых внутригрупповых конфликтов. Членам таких групп свойственны конформизм, чувство тревожности, субъективность в оценке личности партнеров и неадекватность самооценки.

Длительное общение на сборах с одними и теми же партнерами даже при социальной зрелости группы может приводить к такому неблагоприятному явлению, как эскапизму — избеганию партнеров. Следствием этого является развивающаяся в первоначально психически здоровом коллективе несовместимость. Стремление и одновременно невозможность избежать навязанной на сборах системы общения, излишнего объема контактов (с точки зрения потребностей спортсмена) приводят к неадекватной оценке партнеров, появлению агрессивных тенденций, резкому снижению эффективности деятельности спортсмена и группы в целом.

Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде конфликтов объединяются в такое понятие, как психологический климат. Он складывается из настроения каждого спортсмена и обусловливается «взаимозаражением» спортсменов эмоциями друг друга.

Считается, что положительный эмоциональный климат, сплоченность коллектива, с одной стороны, и эффективность его работы — с другой, находятся в прямой зависимости. В спортивной практике примеры этому встречаются часто. Спад в игре той или иной команды нередко связан со снижением сплоченности игроков команды.

Сплоченность команды зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К ним относится, например, оцениваемая сторона личности. В зависимости от того, какая сторона личности оценивается (деловая или эмоциональная), сплоченность (единодушие в оценках друг друга, взаимопомощь, сопереживание и т. п.) может быть то более, то менее высокой. Например, по коэффициенту сплоченности почти во всех обследованных нами командах мастеров деловая сплоченность была более высокой, чем эмоциональная.

Практически во всех командах между игроками существует соперничество (конкуренция) за место в основном составе. Если это соперничество игроков не приводит к конфликту, а лишь подстегивает их на совершенствование своего мастерства, на лучшую функциональную готовность, то это безусловно положительное явление. Недаром многие тренеры жалуются на отсутствие в их команде конкуренции между игроками в той или иной линии (защите, нападении).

Конкуренция в команде может приводить и к положительным, и к отрицательным последствиям. Поэтому бытующая в спортивной среде точка зрения, что команда снизила свои результаты из-за отсутствия конкуренции, не может приниматься без доказательств и рассмотрения конкретных отношений, сложившихся в коллективе. Чрезмерная конкуренция, даже на здоровой основе, может иметь негативные последствия. Нездоровая же конкуренция приводит к ухудшению психологического климата в команде и снижает ее успехи.
2.3 Психология деятельности тренеров
Особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, — достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности — постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие.

Вторая особенность деятельности тренера заключается в наличии «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников.

Третьей особенностью тренерской деятельности является ее стрессогенностъ в период соревнований — тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение.

Четвертой особенностью деятельности тренеров является их оторванность от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта — до девяти месяцев в году).

Пятая особенность: в процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, — с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общения с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов.

Шестая особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, — это неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных).

Седьмая особенность — публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается в средствах массовой информации, его показывают во время телетрансляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами.

Помимо основной функции — обучения и развития спортсмена — тренер выполняет и другие различные функции, которые условно делят на следующие группы.

1. Экспертно-консультативные: тренер выступает как специалист, учитель, обладающий большими знаниями по специальным вопросам (методике учебно-тренировочного процесса, тактике ведения соревновательной борьбы, состоянию спортивного инвентаря и т. д.), а при работе с детскими коллективами он должен обладать определенной эрудицией и по другим вопросам, не относящимся к его профессии.

2. Проектировочные: тренер должен уметь осуществлять перспективное и текущее планирование. Особенно следует отметить умение создавать у учеников перспективу, это значительно повышает их самоотдачу.

3 Хозяйственно-организаторские (административные): снабжение спортсменов инвентарем, спортивной формой, аренда спортивных баз для занятий, размещение спортсменов на сборах и соревнованиях, организация врачебного и психофизиологического контроля над состоянием спортсменов и т. п.

4. Представительство: с одной стороны, тренер является для команды представителем руководства, а с другой — он сам представляет команду перед более высокими инстанциями (спорткомитетом и т. п.).

5. Воспитательная: прежде всего целенаправленное влияние на спортсменов, но эта функция осуществляется подчас стихийно, в силу подражания учеников своему учителю.

6. Познавательная (гностическая): познание психологических особенностей учеников, без чего нельзя установить с ними взаимопонимания.

7. Секундантская: управление спортсменами во время соревнований. Осуществляя эту функцию, тренер должен выступать в роли психолога, а для этого ему надо знать психологические особенности своих подопечных, их сильные и слабые стороны.

Следует помнить, что каждый одаренный спортсмен должен иметь свою изюминку. Задача тренера найти эту индивидуальность, а не стремиться всех сделать одинаковыми.

Среди форм психологического воздействия тренера на спортсмена выделяют: проявление внимания, просьба, требование, убеждение, внушение, принуждение, оценивание действий и поступков учеников, поощрение и наказание, юмор (шутка).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наши дни спорт – один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. Его общественные функции необычайно многочисленны и разнообразны. Масштабность спортивной практики требует соответствующего масштаба теоретической базы, на которой данная практика осуществляется.

Углубление психологических и общетеоретических представлений о сути современного спорта необходимо для решения насущных практических задач, которые сегодня стоят перед российским спортом на международной арене. Ведь оценка сути современного спорта, его реального и потенциального места в обществе неизбежно образует существенную часть основания, на котором строится мотивационная структура личности человека, посвятившего себя спорту. От правильности и конкретности этой оценки во многом завися те "личностные параметры" спортсмена, которые определяют его успехи в большом спорте.
Список использованных источников


  1. Ильин Е.П. Психология спорта – СПб.: Питер, 2009 – 352 с.

  2. http://kharkov-loko.narod.ru/library/psych/gorbunov.htm

  3. http://www.med-prof.ru/sm2.html

  4. http://cra.ucoz.ru/publ/46-1-0-150

  5. http://www.piter.com/attachment.php?barcode=978531800591&at=exc&n=0

  6. http://www.ippt.su/psychology-of-sports/

  7. http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=767

  8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/1051




Глава 1. Психология спортивной деятельности и тренировочного процесса
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации