Шпаргалки по психологии консультирования - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по психологии консультирования
скачать (149 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc149kb.07.07.2012 01:20скачать

n1.doc


1. Псих консульт-ние, его цели и задачи.

Психконс-оказание пси помощи, рез-том ктр явл спсобнсть индивида к эффективной повседневной жизни и плодотворным взаимоотношении с друг людьми. Эт и есть осн цель. Но сложн однозначн ответить, в чём именно и как эт помщь длжна выражаться. Метод конс-ния–особым обрзом построенная, организовнная беседа (интервью) Задачи: 1) выслушивание Кл (уже то, что Кт мжт их вниматльно выслушать ипонять-важно и приводит к определён положит рез-там) и снятие напряжения (до тех пор, пока Кл не раскрепщён, дальше двигаться не имеет смысла) 2) расширение представлений о себе и собств ситуации (для Кл-взгляд на свою прблему с друг строны, или с тчк зрен оценки-мотива «а нужн ли мне то, что пытаюсь сохрнить?») 3) осознание Кл меры своей ответ-ти за происходящее (без перевода локуса ответс-ти на самого Кл достижение каких-либо ре-тов невозможно, бывает, что на это уходит вся конс-ция) 4) использование техник и спсбов, ктр мжно передать Кл для дальнейшго ршения прблемы. Рез-ты: челу, побывавшму на приёме у спеца, длжно стать лучше, чем было «до того», и если это получилось, значт помщь была оказана; в конце бесды намечены пути решения прблемы; ингда рез-ты бывают отсрочены по времени (о конеч итоге мжн говорить ~чрз полгода). Удовлетворённость Кл конс-нием явл показателем эффективности, НО эт завист от хар-ра прблемы (напр, горе, утрата-легче не будет, или если понял, что виноват сам)


2. Принципы псих консульт-ния.

Во мног профессиях сущ свои принцпы и требвания, реализация ктр явл обязатльной для спецов. Во мн странх сущ этич кодексы психолга, определяющие деят-ть проф-нала. Принцпы: 1) доброжелат (Кт не длжн бть излишне благородным и деятельным, не сводить к примитивному благодушию, эт внимат и чуткое отнош-е к Кл) и безоценочное отншение к Кл (не равнодушие, а внимат нейтралитет и спок отншение к сообщаемым фактам, самый труднореализуемый прнцп, требует ~17 лет стажа) 2) ориентация на нормы и ценности Кл (компетентным в своей жзни мжт бть только сам Кл, Кту необх определить, что значчит то или иное событие для Кл, Кт длжн пмочь Кл начать говорить правду о себе, побудить его к внутр диалогу с самим собой) 3) запрет давать советы (Кт не имеет право вмешиваться и брать ответ-ть за чужую жзнь; кгда даётся совет и чел его выполняет, ответств-ть с Кл снимается; в конс-нии даются рекомендации, возможные спосбы действия, ктр вырабатываются и обсуждаются с Кл) 4) анонимность (сущ исключ, кгд обнаруживается угроза чьей либо жизни, или ситуация школьн психолга, кгда нужно инфрмацию дать опред кругу спецов) 5) разграничение личных и проф отншений (процессуальный аспект: входить и выходить из контакта легче, кгд нет эмоц связи, нельзя становиться друзьями; результативный аспект: желат не иметь контактов с Кл вне конс-ции, не консультировать друзей, т к снижается степень объективноси и Кл воспринимает не как профессионала, а как друга) 6) активизация Кл и принятие им ответственности за происходящее (Кт не длжн «тащить» Кл из тупика, помочь сориентироваться в решении прблемы. Иногда встреч Кл, готовые доплатить за то, чтб за них действовали, воспитывади и проч. Задача-перераспределить ответ-сть 50/50%) 7) «не навреди» (нельзя использ техники, ктр привлекут к физич, эмоц нездоровью,не длжно бть стремления избежать нового, лени) 8) уважение Кл, позиция на равных (самая эффективная, когда Кл полноправный партнёр, ктр активно и продуктивно работает на конс-ции. Кт длжн понимать, что Кл только сейчас подавлен, в обострённом состоянии, нужно видеть в нём нормал чела).


5. Охарактеризуйте виды задач, с ктр Кл обращ в псих консульт по схеме:

название задачи, её сод-е

типич высказыв Кл

отрицат хар-ки

направления работы Кта

1. Социальная: переживания на основе норм, оценок (правильно - неправильно)

«проверьте, нормальный ли я…»

«а что люди скажут»

Все правила - условны, ставят жёсткие огра-ничения. Если не соответствуешь обобщённой норме, то возникают переживания

Изменение системы оценки Кл, что позволит ему увидеть цель в друг свете, расширить перспективы, отойти от шаблонного поведения и переживаний.

2. Этическая: переживания ориентированы на этич оценку (хорошо-плохо)

«Это плохо, кгда реб не слушается» «нельзя всё время хвалить - избалуется»

Избирательное отношение к пси информации. Ограниченность оценочной шкалы «хор-плохо»

Выделить и обсудить с Кл систему его оценок, показать её ограниченность.

3. Нравственная: преживания по критериям «добро-зло»

«я им добра желала, а они…»

Задача не имеет логич разрешения, т.к. нет чёткого критерия дбра и зла, ктр мог б бть однозначн применён к анализу ситуации.

Показать условность критериев добра изла, ктр Кл пользуется. Подвести к осознанию неодинаковости их для разн людей.

4. Психол-кая: переживания от незнания. Же-лание найти ответ, разобраться.

«как мне это понять?»

«что это значит?» «я чувствую…»

Минусов нет. Это истинная задача и мотивация консультации.

Собственно оказание помощи.

Все вышеназв задачи нужно переформулировать в психологическую и работать.




6. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к обстановке конс-ния.

Для эффект псих воздействия существ значение имеет пространственная и временная организация беседы. Идеальной явл ситуация, кгд психолог имеет возмжнсть принимать Кл в спец оборудован для этг кабинете, где максимал обеспечены уединённость, удобство и комфорт, где ничто не отвлкает его от беседы. Кабнет длжн бть не оч бльшим, окрашнным в спок тона, уютно обставлнным и не слишкм вычурным. Свет не длжен падать на Кл. В кабнете необхдим стол, удобные стулья (3-4 на случай приема неск человек, нпр: родители Кл, супружеская пара и т.п.). Для проведения занятий по релаксации желат иметь кушетку. На стенах можн повесить несклько картин, на полках расположить книги, но интерьер не длжн бть перегружен, чтб не отвлекать внимание Кл. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (нпр, семейные фото) или предметы, отражающие убеждения Кта (нпр, крест на стене). Но конс-ция мжн успешно провести, специал организовав какую-то часть пространства, лучш всего в углу, посадив Кл спиной к двери, ограничив поле его зрения, тем сам максимал сосредоточив его на консультации. Идеальный варнт посадки Кл и Кт –напротив др друга и чуть наискосок, чтб каждый из них мог с лёгкостью видеть лицо собседнка, но при жлании мог бы отвести взгляд в сторону. Лучше сидеть не оч близко и есть пространство для ног, чтб свободно встать или сесть опять на место. Полезно, если мжд ними находится жупнал столик, куда при необходимсти мжн что-то положить , или вести запись. Но большой стол мжт стать помехой и восприматься как барьер мжду Кл и Ктом.



7. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к структурированию пространства и времени конс-ния.

Расположение Кт и Кл: употребляют понятие "геометрия любви". Если Кт и Кл сидят на противпложных сторонах стола, то мжду ними сохраняется соц дистанция, и атмосфера конс-вания будет скрее всго официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция—стол служт барьером общению. Для конс-ния, наобрт, благоприятна позиция расположения Кт и Кл за столом на одной стороне. В этих условиях Кту доступна вся невербальная инфрмация, исходящая от Кл, кром тго, он может менять (и позволяет менять Кл) расстояние мжд ними в зависмости от ситуации конс-ния или при изменении консультатив контакта. Расплжение дрг протв дрга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция мжд Кт и Кл отражает известный в социальной психологии феномен "личного пространства". Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции (нпр, несоразмерность соц или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. Время явл оч важн хар-кой конс-ции. Преж всго, правильный выбор часа беседы, кгд и у Кт, и у Кл есть возможнсть поговорить не спеша, на свежую голову. Кроме этго, важн значен имеет время самого процесса беседы, у ктрой длжн бть чётко обозначены начало и конец. Часы на столике или на стене-обязат атрибут психотерапевтич кабинета. Классич прод-ть -1 ч, не мжт бть менее 45 мин и более 1,5 часа (с детьми шк возр -30 мин) В ходе консульт многое подчинено ходу времени: чтб любая реплика или интерпретация Кт была действит понята и принята Кл, она длжна появиться не поздно и не рано. Беседа развивается постепенно, но кажд её этап длжн произойти в отведённый для этого временной отрезок. Иначе Кт мжт не успеть, значт не помочь Кл на этот раз, подорвать его веру в эффективность психол воздействия. Выделяют 4 этапа: 1) знакомство, начало беседы (5-10) 2) расспрос Кл и формулиров Кт гипотезы (25-35) 3) коррекционное воздействие (10-15) 4) завершение беседы (5-10).



8. Охаракт-те перв этап беседы (знакомство и начало беседы). Назовите его основ задачи, оптимал спсбы поведения Кта и возможн трудности.

Успех беседы во мног завис от того, насколько с уже с первых минут Кт сумеет проявить себя доброжелат и заинтересованным собеседником. Знакомство: задача-установить кнтакт и настроить Кл на взаимодействие. а) встретить и усадить Кл – подняться навстречу, показать где раздеться и поставить сумку, где сесть. Не следует суетиться, заигрывать, сразу обещать помщь. Кл необхдимо оглядеться, прийти себя, поэтму лучше сделать паузу (~45 сек). б) знакомство по имени – сначала спросить имя Кл, это даст возможнсть Кт правильно назвать себя, ориентируясь на форму представления, чтб сохранить статусное равенство. Обязательно запомнить имя! Для этого повторить его и использовать затем в ходе беседы, (труднопроизносимое мжн записать). в) иногда Кл необходимо объяснить, что такое пси конс-ние, в чём его суть. Переход к процессу конс-ния: задача-помчь Кл начать рассказ «я вас слушаю» или «что привело вас ко мне?» В ситуации, кгд Кл забывается представиться и сразу начнает говорить –лучш прервать его и всё-таки познакомиться. Так Кл отойдёт от заготовленной речи и будет просто излагать проблему. Кт нельзя употреблять слова негативной окраски и использовать фразы, фиксирующие Кл на особенностях его ситуации «проблема, беспокоит, не волнуйтесь».

Трудности – сопротивление



9. Первая фаза расспроса Кл. Основ направления работы Кта на этом этапе.

После знакомства Кл нач рассказывть о себе. Кту нжно как мжно лучше разобраться в его прблмах, пнять, с чем связны основн кнфликты и тревоги. Эт этап условн разделяется на 2 фазы: расспрос Кл, кгда Кт ещё ничго не знает о Кл и заинтерсовн в том, чтб тот максимал полно рассказывал о себе и своей ситуации; и фаза формулирования гипотезы, кгд Кт уже имеет достаточн информацию, чтб сформулировать психокоррекцион гипотезу и начать её проверку.

Цель перв фазы-разговорить Кл, лучш всего задать вопросы, стимулирующ рассказ: «Расскажите о ваших отношениях», «Когда и как это началось?». Пока Кл говорит, Кт работает: 1)поддерживает кнтакт (внимательное слушание: поза активного слушания, подбадривание (кивок, угу, улыбка, взгляд без отрыва)

2)стимлирует на дальнейш рассказ (Кту необх выяснить историю возникнов прблемы отношние Кл к действующим в ней людям и отншение их к прблеме чем вызвана прблема по мнению Кл какие были ухудшения/улучшения. Гл техника –«вопросы») 3) спсобствует целнаправлен развитию бседы (структурирвание необх и Кту и Кл, позвляет не отклняться от темы, выстроить ясную картину прблемы и быстрее найти спсбы ршения.Техники: «реплики-связки», парафраз.Нужно понимать, что Кл часто необъективен в своём рассказе, приукрашивает свою роль в ситуации, но нельзя прерывать, поправлять, делать замечания!) 4) осмысливает, что говорит Кл.(внутренныя работа Кта, нельзя расслабиться, нужно запоминать имена, даты, лучш записывать, для концентрации внимания на материале мжно вслух или про себя повторять пследние слова Кл, сказанные перед паузой)


10. Назовите техники ведения беседы, использ-мые в первой фазе расспроса Кл. Обоснуйте необходимость их использования.

Поскольку на этой фазе осн цель Кта – разговорить Кл, то лучш всго будут помогать вопросы и реплики, макисмальн стимулирующие его рассказ. Это «открытые» реплики («Расскажите мне о ваших отношениях. Какая у вас семья? Как давно это началось?»). Техники активного слушания: кгда нет необх-сти вступать в разговор, но нужно поддержать ощущение контакта (кивок, улыбка, хорошо, угу). Стоит использвть, даже если не согласны с мнением Кл. кнтакт глаз; поза активного слушания.Техники «Вопросы» (открытые/закр, для структурирования беседы), Реплики-связки («И что? А как с родителями?», позвляют соединисть разн смысловые участки, вернуться в русло глав темы), Парафраз (осмысление сказанного Кл, Кт имеет возмжнсть уточнить, Кл видит, что его внимат слушают).


11. Каким образом Кт длж использовать контакт глаз в ходе консультирования?

Невербальные реакции в меньшей степени, чем верб, находятся под сознат контролем чела. Кт мжт допстить ошибку, не уследив за сбой. Тогда невольное выражение усталости или раздражения, воспринятая Кл на свой счёт, мжт негативно сказаться на дальнейш ходе беседы. Одна из сфер неверб контакта – глаза, взгляд. В повседнев жзни пристальный взгяд в глаза считается неприличным, вмешательством в частную жзнь. Во время конс-ции Кт ткже не длжн навязывать взгляд Кл. Но для Кл заглянуть в глаза Кт бывает важно, чтб убедиться, насколько внимат его слушают. Поэтому Кт следует постоянносмотреть на Кл, кгд тот говорит, а если говорит сам – чередовать взгляд (для этого кресла лчше поставить наискосок, есть возмжнсть смотреть в сторону, не отводя специально взгляд).

Выражение лица: доброжелательное внмание, спокойствие и уверенность (даже если ощущаешь растеренность, не заешь, что сказать или сделать)

12. Охарактеризуйте позу активного слушания.

В общении люди непрерывно передают инфрмацию дрг дргу не тольк посредством речи, но и выражением лица, движениями тела, установлением дистанции и т.п. Ткм обрзом, мы высказываем, как чувствуем себя, что думаем, как хотели бы поступить, не произнося ни слова. Невербальн поведение чела оч существенно в процессе общения. В конс-нии Кт также посылает Кл невербальные сообщения и "считывает" его невербальные реакции. Важно, чтб Кт отмечал невербальные послания Кл, реагировал на них и однврменно осознавал влияние своего невербального поведения на Кл. Поза Кт не длжна быть напряжённой (неестественной) или закрытой (со скрещёнными руками или ногами).Если далеко откидывается в кресле или отодвигается от Кл, то возникнет ощущение отстранённости. Но нельзя и слишком близко придвигаться или сильно наклоняться вперёд – ощущ давления и нарушения личностного пространства. Оптимальн поза: тело повёрнуто к Кл, голова – чередовать прямо, наклон, в сторону, не откидываться на спинку, спокойный наклон вперёд, руки облокач на подлокотники или колени, кисти открыты. Стоит помнить, что при вовлечённости в разговор Кл не осознавая начинает зеркально отражать позу и поведение Кта. Изменение позиции тела обычно влечёт за собой и изменение психологического состояния. В этом коррекционные возможности конс-ния.

13. Каким образом мжн использовать тон и громкость голоса для эффективности конс-ния?

Реакция Кл на то, что говорит Кт, во мнгом связана с тем, каким тоном с ним говорят. Тон длжн бть не просто доброжелат-ным, он длжн соответствовать тому, что говорится. Не нужно громко, приглушённый голос спосбствует возникновению ощущения доверительности, интимности. Варьирование громкости и темпа речи Кт, как и в случае с позой, можт привести к изменениям состояния Кл. Обычно Кл возбуждены и говорят громко, Кт мжт несколько охладить, начав говорить медленне и тише. Кл, скорее всего, постарается подладиться, нормализовав тон и своё псих состояние. Важное значение имеет также пауза. Её надо выдерживать практич после каждого высказывания Кл, кроме тех, ктр содержат вопрос. Пауза подчёркивает значите-ть сказанного, необходимость осмыслить и понять. Для нормальной паузы достатчно 30-40 сек.


14. Чем харкт-ся прямые и косвен срдства поддржания вербальнго кнтакта? Какова их роль в прцссе конс-ния? На какм этапе бседы их использ?

Средства поддержания вербального контакта мжн условно разделить на прямые и косвенные. Прямые: все формы обращения к пришедшему на приём челу, направленные на установление с ним доверит и откровенных отношений – подбадривание, похвала («не всякий бы выдержал такое!», «вы действительно хорошо разбираетесь в людях»), выражение поддержки («подобные проблемы нередко встречаются у родителей подростков», «нет ничего удивительного в таких отношениях с мужем, ведь супружество-настоящее искусство»). Необходимость их использования возникает в разн случ: в нач беседы, кгд необх установить кнтакт и снять напряжение; в ситуации, кгд обсуждаются слишком важные или щепетильные впросы; кгд Кл расстроен или плачет; кгд ему нжна возможность воспринимать свои прблемы как временную неудачу. Косвенные: использование имени Кл (само упоминание имени работает на контакт с челом, спсобствует возникновению ощущения, что Кт ориентирован на него, с уважением и пониманием его слушает. Обеспечивает внимательное отношение к словам Кта в наиболее сложные моменты). Выражение согласия и одобрения, кгд Кт слушает Кл. («да, конечно, угу»). Однако, Кт при этом мжт не соглашаться с мнением Кл

15. В чём смысл использ-я техник ободрения и успокаивания? Каковы типичные ошибки «успокаивания» в ходе беседы мжн выделить?

Эти техники важны для создания и укрепления консультативного контакта. Ободрение выражает поддержку, в атмосфере ктрой Кл чувствует себя свободно, Приободрить Кл можн краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает Кл продолжить повествование. Нпр: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Хорошо", "Так" и т.п. Довольно распространена выражающая одобрение реакция: "Ага", "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". Другим важн компнентом поддержки явл успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, испытывая новые спосбы пведения. Эт тоже короткие фразы, выражающие согласие: "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого", "Вы поступили правильно", "Время от времени каждый чувствует себя так же", "Вы правы", "Это будет нелегко", "Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться", "Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны это сделать" и т.д.

Но успокаивание, как и любая техника, может использоваться правильно и неправильно. Частой ошибкой "успокаивания" является то, что Кт предлагает себя в качестве "подпорки" беспокойному Кл. Это ограничивает возможнсти Кл самостоятльно решать свои прблемы. Рост личности всегда связан с чувст чувством неопределенности и некоторой дозой напряжения и тревоги. Крме тго, если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т.е. начинает преобладать в конс-нии, оно создает зависимость Кл от Кта. В эт случ Кл перестает быть самстоятльным, не ищет собствнных ответов, а полностью полагается на одобрение Кт, т.е. ничего не делает без его санкции. Кт также не должен забывать, что если будет злоупотреблять распространенной в нашем повседневном лексиконе фразой "все будет хорошо", считая ее успокаивающей, Кл станет ощущать недостаток эмпатии.


16. Охарактеризуйте открытые и закрытые вопросы? В чём их отличие и основное назначение в процессе конс-ния?

Вопросы разделяются на закр и откр. Закр вопросы использтся для получения конкретной инфрмации и обычн предполагают либо ответ-факт, либо согласие/несогласие ("да", "нет"). Нпр: «Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?". Откр впросы служат не столько для получения сведений о жизни Кл, сколько позволяют обсуждать чувства. Они расширяют и углубляют контакт. Нпр: "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п. Открытые впросы дают возможнсть делиться своими заботами с Кт. Открытые предпол расширенный ответ Кл и его произвольное формулирование.Они передают Кл ответствнность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Откр вопросы используются при: Начале консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?"); Побуждении Кл продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?"); Побуждении Кл проиллюстрировать свои прблемы примерами, чтб Кт мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"); Сосредоточении внимания Кл на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?"). Не всем Кл нравятся откр впросы; у нектрых они повышают ощущение угрозы и увелич беспокойство. Это не значт, что от них следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.


18 Что такое смысловой парафраз? Каковы его функции? В каких ситуациях использование парафраза является наиболее эффективным?

Парафраз –краткое изложение сказанного собеседником своими словами без внесения изменения в содержание. Выполн неск функций: 1)осмысление сказанного Кл, Кт имеет возможность уточнить, насколько правильно он понял, держать основную нить беседы. 2)Кл видит, чт Кт его внимат слушает, вместе с ним выделяет глав мысли, правильно его понимает. Классич парафраз нач словами: «Если я вас правильно поняла….» Тпич ошибки –дословное повторение (с больш кол-вом слов Кл); - искажение смысла рассказа (иногда ещё в авторитарной форме). Преимущества в том, чт явл более мягкой формой уточнения инф-ции, позволяющей Кл поправить, пояснить.


19. Каково значение техники обобщения в процессе конс-ния? Чем обобщение отличается от парафраза?

В обобщении выражается осн идея нескольких мало связанных мжд собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает Кл систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности конс-ния. Если парафраз охватывает только что высказанные утверждения Кл, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа. итуации, в ктрых чаще всго используется обобщение:

  • кгда Кт хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;

  • когда Кл говорит очень долго и запутанно;

  • когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей, или к следующему этапу беседы;

  • при стремлении придать некое направление беседе;

  • в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.



17. Чем обусловлены ограничения постановки вопросов? Каковы правила использования вопросов в ходе конс-ния?

Хотя постановка впросв явл важн техникой конс-ния, следует избегать чрезмернго опрашивания. Любой впрос длжн бть обоснован—задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Прежд всго Кл надо слушать. Если опрос превратить в основную технику конс-ния, то оно превратится в допрос или следствие. Склонность расспрашивать во время конс-ния: превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и Кл начинает постоянно ждать, чтобы Кт спросил еще о чем-нибудь; заставляет Кт принять на себя всю ответствнность за ход конс-ния и тематику обсуждаемых прблем; переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни; "уничтожает" подвижный характер беседы. По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, за исключением начала конс-ции. Правила:

  1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.

  2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на чела, его поведение, внутренний мир.

  3. Вопросы "Почему?" провоцируют защитн реакции Кл, поэтому их следует избегать. На них чащ всго можн услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, т.к. не всегда легко объяснить действит причины своег поведения, обусловленного множством противоречивых факторов.

  4. Надо избегать постановки одновременно нескльких впросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Нпр, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях Кл может быть неясно, на какой из них отвечать, птму чт ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

  5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Кл становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение Кт свидетельствует о его тревоге. Кт длжен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.

  6. Нельзя вопросом опережать ответ Кл. Нпр, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всго побуждает Кл дать утвердит или неопредленный ответ, нпр: "Неплохо". Лучш задать откр вопрос: "Как обстоят дела дома?" или уточнить другим впросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, т. к. часто в одни и те же понятия вкладывается разное содержание.




20. Охарактеризуйте место и роль гипотезы в псих конс-нии.

Каждая гипотза –это попытка Кт понять ситуацию Кл. При этом, спрашивать Кл, что на самом деле произошло и каковы действительные сложности-бессмысленно, т.к. мнение будет необъективным. Каждый участнк ситуации смотрит на неё со своей стороны, и даже незадействванная третья сторона (в роли судьи) такж не будет беспристрастна (свои взгляды на жзнь и принцпы). Кт – не судья, его задача помочь Кл продумать более конструктивную позицию в данной ситуации и затем реализовать её в жзни. Гипотезы в писх конс-нии –это, по сути, варианты более конструктивных позиций, способы переориентации Кл в его отношении к своим проблемам. Кт на основе теоретич и прктич знаний «видит» рассказ Кл с точки зрения той или иной разработанной концепции. Чем больше гипотез-тем профессиональней Кт, тем легче ему работать. Психолог длжн уметь не только осмыслять высказанное Кл, но и формулировать своё видение ситуации так, чтб чел понял и принял его. Вербально выраженная Кт гипотеза наз интерпретацией. Прежде чем выдавать интерпретацию и пытаться изменить представления Кл о происходящем, Кт длж проверить возникшие гипотезы (во второй фазе расспроса Кл)


22. Охарактеризуйте вторую фазу расспроса Кл. Назовите основную задачу работы Кта во второй фазе расспроса Кл.

Проверка возникшх гипотз явл основн содерж-ем работы Кт на этом этапе беседы. Если в перв фазе все вопросы Кт провоцировали Кл на монолог, то сейчас их хар-р меняется, это вопросы по существу, направлены на уточнение возникших у Кт идей. Нужн стремиться, чтб ответы были точными и конкретными, поэтму тщатльно формулирвать впрос. Нпр, «часто это бывает?» не подходит, т.к. для кого-то это раз в месяц, для ког-то-кажд день. Правильный вопрос: «сколько раз в неделю он приходит после 12-ти?» Основной подход к работе на эт этапе - анализ конкретн ситуаций из жизни Кл, демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, стереотипы взаимодействий и т.п. Кт задаёт вопросы, чтб чел рассказал более подробн, чем больше деталей, тем больше возможностей понять реальность. Мелкие детали становятся своеобраз фильтрами, чрз ктр проходит неосознаваемая или недооцениваемая Кл информация. Трудности для Кл – описать свои чувства, но именно это длжн интересовать Кта. Особенности поведения и переживаний др людей необх Кт для того, чтб понять, как их воспринимает и оценивает Кл. Только услышав полный рассказ Кт мжт подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, а затем приступать к психокоррекции.


24. В чём суть техники анализа конкретных ситуаций? Перечислите примерный перечень вопросов Кта, необходимых для подробного анализа конкретных ситуаций. Каковы правила выбора ситуаций для подробного анализа?

Основной подход к работе на эт этапе- анализ конкретн ситуаций из жизни Кл, демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, стереотипы взаимоотношений и т.п. Это надёжный спсб проверить свои гипотезы. Чем подробн чел рассказывает, чем больше мелких деталей, тем больше возможностей понять Кт реальность. В подробн рассказе длжн бть отражено: 1)кгда и в связи с чем возникла ситуация, 2) где именно это происходило, 3)кто принимал в ней участие, 4)что конкретно говорили и сделали Кл и др действ лица, 5) что думал и чувствовал Кл , кгд разворачивались события, 6)что, с тчк зрен Кл, думали и чувствовали друг участники, 7) чем ситуация закончилась, какие имела последствия и влияния. Чтоб проверить гипотезу, одной ситуации мало, нужно 2-3 примера. В случае, если во всех обсуждаемых ситциях прослеживается один и тот же шаблон поведения и переживания, гипотезу мжно считать подтверждённой или опровергнутой. Принципы отбора ситуаций: А) длжны бть тесно связаны с содержанием жалоб Кл, с теми моментами межличност отношений, ктр явл проблемными. Б) длжн бть типичными,часто встречающимися в жзни Кл, чтб судить об особенностях взаимоотношений в целом. В) желатльно, чтб были достаточноразвёрнутыми, описывающие целостные стереотипы взаимодействия (и негатив, и позитив, и нейтральные характ-тики отношений). После обсуждения 2-3 таких ситуаций психолог мжт с уверенностью сказать, какая из гипотез подходящая, какое именно поведение Кл приводит к проблемам, как можно помочь ему относитьмя к происходящему по-другому, соответственно вести себя. Т.е. можно переходить к следующей фазе беседы-психокоррекционному воздействию.



23. Каково содержание деятельности Кта на второй фазе расспроса Кл. Какие техники используются Ктом для проверки гипотезы?

Проверка возникшх гипотз явл основн содерж-ем работы Кт на этом этапе беседы. Если в перв фазе все вопросы Кт провоцировали Кл на монолог, то сейчас их хар-р меняется, это вопросы по существу, направлены на уточнение возникших у Кт идей. Нужн стремиться, чтб ответы были точными и конкретными, поэтму тщатльно формулирвать впрос. Позиция Кт теперь активна, он задаёт детализирующие вопросы, стимулирует память Кл, подбадривает его. Техники: анализ конкретных ситуаций (кто, где, когда, что чувствовал и т.д.), открытые и закрытые вопросы, парафраз (если я вас правильно поняла…), уточняющие и углубляющие формулировки (то есть вы хотели бы/почувствовали..., А как вы ощущали это?).



25. Психокоррекционный этап в псих конс-нии. Задачи этого этапа. Роль Кта в процессе психокоррекционного воздействия.

Самый трудный этап. Психокоррекционное воздействие –это прежде всего попытка изменить отношение Кл к себе, к собственному поведению, и только как следствие этого изменения происходит облегчение жзненной ситуации, решение возникших прблм. Разные школы психотерапии ведущую роль в этом процессе отдают приобретению смысла, изменению личнстных структур, катарсису. Но общего мнения, в чём же именно состоит эффективность психокоррекции–нет. Задачи этого этапа консул-ции – 1) предложить Кл новое видение его ситуации (путём перефразирования, интерпретации), 2) выстроить в сознании Кл своеобразн цепь событий: чувство или переживание Кл, толкающее его на то, чтб добиваться достижения своих потребностей (любви, власти, понимания и т.п.) + неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей = сложные взаимоотношения (негативная реакция партнёра, усугубляющая конфликт). Обычно на этом этапе Кл достаточно хорошо представляет себе, как его поведение и спсобы реагирования приводят к дестабилизации взаимоотношений. Роль Кта - помочь найти позитивные варианты поведения в подобных ситуациях, сформулировать возможные альтернативы. Но не давать конкр советов и рекомендаций, только сам чел мжт понять и оценить, что действит будет работать, сам длжн выбрать подходящ вариант. 3) задача Кта- выяснить, чего именно стремиться добиться Кл своим поведение, какие его потребности удовлетворяются конфликтом (выгодность симптомов-основополагающий прнцип соврем психотерапии). Особенность псиконс-ния – краткосрочность, поэтому не стоит стремиться к значит рез-там, при оказании помщи следует опираться на то, насколько готов к изменениям сам Кл.



26. Техники, используемые Ктом в процессе психокоррекционного воздействия.

На этом этапе Кт уже хорошо представляет себе, что и как делает Кл, создавая свои проблемы. Сложно показать ему это. Оказываемое воздействие не должно и не можт носить форму просто совета или рекомендации. Если беседа хорошо организована и логично выстроена, в ней полностью использованы возможности анализа конкрет ситуаций, то самый простой спсб псикоррекц воздействия – акцентирование противоречий в рассказе Кл. Нпр: «Вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали о ситуациях, кгд вы сами выступали инициатором, а муж наоборот, не пытался вас обвинить и искал примирения. Что вы по этому поводу думаете?» Перефразирование и переструктурирование окружающей его реальности. Нпр. Кл: Переживаю, сын бросил институт. Кт: Почему? Кл: неинтересно учиться, но все его друзья учатся, хоть и не нравится. Кт: значит, он более сильный и независимый чел, готовый добиваться того, чего хочет. Надо гордиться им. Такой комментарий Кта явл толчком для того, чтб Кл увидел происходящее в ином свете. Использование парадоксальных вопросов («А почему бы и не сказать/сделать это?»).


27. Интерпретация в псих конс-нии, её признаки? Приведите примеры.

Кт длжн уметь не только осмыслять то, что говорит Кл, но и передавать, формулировать своё видение ситуации так обрзом, чтб чел понял и принял его. Вербально выраженная Ктом гипотеза явл интерпретацией. Это поворотная точка процесса конс-ния, основное содержание психокоррекционного воздействия. Интерпретация даёт возмжнсть Кл по-иному увидеть и понять своё собственное поведение и поведение окружающих. Признаки инт-ции: 1)иной взгляд на поведение чела, опирающийся на ранее скрытые или малоосознаваемые для него эмоции и стремления, 2) связывание, благодаря инт-ции, различных проявлений поведения и переживаний. Обычно люди, обращающиеся за псих помощью, пытаются добиться большей, чем приходится на их «долю», власти и любви в межличностных отношениях. Пример. Кт: вы хотите, чтб ваша свекровь вас больше любила и ценила, но в ответ на её замечания молчите. Разве это лучш спсб добиться её любви? Кл: не могу же я унижаться перед ней! Кт: Т.е. вы боитесь оказаться в более низкой, зависимой позиции, и ваше молчание-это выражение борьбы и конкуренции с ней.



29. Парадоксальные вопросы. Какова цель их использования в процессе консульт-ния? Приведите примеры парадоксальных вопросов.

Часто в беседе возникает момент, кгда у Кл есть очевидный, с его точки зрения, ответ, не способствующий переосмыслению или конструктивному решению ситуации. Нпр, общепризнанные истины «грубить нехорошо», «родители всегда лучше знают, что нужно ребёнку» обычно служат прикрытием для истинных чувств и переживаний. Задача Кта- поставить этот тупиковый ответ под сомнение, задав парадоксальный вопрос. Нпр, «а почему бы и не..?» Ответа на него не требуется, т.к. он нужен лишь для того, чтб Кл начал сомневаться в том, что с позиции обыденного здравого смысла кажтся очевидным.Часто челу требуется небольшой толчок, чтб начать размышлять на ранее не подвергавшуюся сомнению тему.

28. Типы интерпретаций, используемые в псих конс-нии. Факторы эффективности интерпретации.

В разл школах и направлениях психотерапии интерпретируется определён материал: в психоанализе-сны и ассоциации; в телесно-ориентированной терапии-жесты и движения; в системной семейной терапии-семейное древо. выделяют 5 типов интерпретации: 1)Установление связей мжд якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Нпр, Кл говорит о страхе публичн выступления, низком уровне самооценки и труднстях в отношениях с друг людьми, Кт указывает на взаимосвязь прблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний Кл. 2) Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств Кл. Нпр, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Кт мжт сказать: "Вы, радуетесь появившейся возможности, однако, кгда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете". 3) Интерпр-ция спосбов психлог защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышпривденном примере возможна инт-ция: "Судя по нашей беседе, побег является для Вас спосбом борьбы со страхом неудачи". Таким обр, здесь интерпр-ся психлгическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи). Интерп-ция переноса-осн техника психоаналитического лечения. 4) Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Кт помогает Кл усмотреть связь прблем и конфликтв с предшествующими психотравмами. 5) Предоставление Кл иной возможнсти понимания его чувств, поведения или прблем. Суть всех типов в том, чтб непонятное сделать понятным. Нпр, объяснение Кл понятия "агорафобия": "Из Вашего рассказа следует, что мир сделался для Вас опасным с детства, кгд мать боялась отпускать Вас одного из дома. Такой страх для трехлетн ребенка не удивителен, но с годами уверенность в себе и склонность к риску возрастают. Единств ненормальность Вашго страха —его продолжит-ть". Данная интер-ция не снимает невротический симптом, но уменьшает тревогу, превращая симптом из непонятного препятствия в ясно установленную проблему, которую можно решать. Мног авторы в рез-те всесторон анализа пришли к идее двухмерного пространства проявлений челов поведения и переживаний, где одна из координат явл «осью любви», а другая-«осью власти». Т.е. обычно люди, обращающиеся за псих помощью, пытаются добиться большей, чем приходится на их «долю», власти и любви в межличностных отношениях. Чтб правильно использ интер-ю, следует учитыв факторы: 1) готовность Кл к принятию инт-ции, предлагаемой Кт (инт-я длжна непосредственно вытекать из того, что подробно обсуждалось за время беседы, длжна бть в определён смысле очевидной для Кл, отражать постепенное углубление понимания причин поведения) 2) адекватность данного момента беседы для формулирования интер-и (если преждевременная-будет отвергнута Кл, послужит основанием для сопротивления, если запоздалая-ощущение занудности, копание в событиях и фактах, не возникнет чувства важности инт-ции) 3) не длжна бть слишк длинной по форме (изложена максим понятным языком, чтб Кл сразу понял её. Дальнейш разъяснения, уточнения будут укреплять механизмы защиты, снижать эффект инер-ции)



31. Правила применения конфронтации в консультировании.

Использование конфронтации длжно быть обосновано определенными правилами:

  • необх тщательно охарактеризовать содержание неадекватного поведения Кл и его контекст, однако не стоит все высказывать одновременно; не следует забывать, что речь идет не о представлении анализа случая коллегам;

  • необходимо подробно изложить Кл и его близким последствия противоречивого поведения, в том числе в процессе консультирования;

  • необходимо помочь Кл найти способы преодоления его проблем.

Конфронтация с Кл ни в коем случае не длжна бть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: "мне кажется", "пожалуйста, попробуйте объяснить", "если я не ошибаюсь", ктрые выражают определенные сомнения Кт и смягчают тон конфронтации.

Как отдельный вариант конфронтации-прерывание рассказа Кл, когда он "перескакивает" на другие проблемы, не исчерпав предыдущих. Если Кл изменил тему, Кт может вмешаться с замечанием: "Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?" Однако частое прерывание повествования рискованно. Когда Кл не позволяют рассказывать так, как ему хочется, то обычно не достигается желаемого. Большинство Кл склонны поддаваться руководству Кт, поэтому постоянное прерывание порождает зависимость и тогда трудно рассчитывать на откровенность.

30. Конфронтация. Условия эффективности и ограничения использования конфронтации.

Каждый Кт врем от времни вынужден в терапевтич целях вступать в конфронтацию с Кл. Конфронтация- реакция Кта, противоречащая поведению Кл. Чащ всго противостояние бывает направлено на двойственное поведение Кл: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает Кл увидеть и решать свои насущн прблемы. Выделяют 3 основных случая конфр-ции в конс-нии: 1) с целью обратить внимание Кл на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. Противоречие чащ всго представляется словами "но", "однако". Нпр: Кл: Я так ждал сегодняшнюю встречу, потому что должен многое рассказать. Кт: Да, но Вы опоздали на пятнадцать минут, и теперь уже некоторое время сидите со скрещенными руками. Примеры противоречивых высказываний Кл: "Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить"."Мне кажется, что у меня лишний вес, но другие говорят, что я выгляжу совсем неплохо"."Я хотела бы слушать других, но почему-то всегда говорю больше всех". 2) с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей. Нпр, клиентка жалуется: "Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня". Реальная ситуация- муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Кт длжн показать, что прблема не в любовных отншениях, а в финанс положнии семьи.. Кл не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом. 3) с целью обратить внимание на уклонение от обсуждения некоторых проблем. Нпр, Кт высказывает Кл удивление: "Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни, хотя во время первой встречи выделили ее как свою важнейшую проблему. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону. Я раздумываю, что бы это могло означать".

Это сложная техника, требует утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда Кл чувствует, что Кт понимает его и заботится о нем. Для её правльнг использвания нжно знать и понимать ее огрнчения: - нельзя использовать как наказание Кл за неприемлемое поведение. Это не средство выражения враждебности. - не предназначена для разрушения мехнизмов психл защиты Кл. Ее назначение—помочь распознать спсобы, ктр Кл защищаются от осознания реальности. Стиль психол защиты многое говорит о личности Кл, и здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает Кл и вызывает его сопротивление. - нельзя использвать для удвлетврения птребностей или самовыражения Кт. он не должн демонстрировать свою мудрость и силу в целях самовозвеличивания. Задача не победить Кл, а понять его и оказать помощь.


32. Завершение беседы. Оценка эффективности результатов конс-ния.

После осуществления психокоррекц воздействия беседа мжт завершиться. Этап завершения включает 3 фазы, без ктрых эффективность беседы мжт бть снижена: 1) подведение итогов (краткое обобщение всего происходящего за время приёма, краткий пересказ содержания беседы, т.к. забывание, непонимание Клтом явл механизмом сопротивления психол воздействию) 2) обсуждение дальнейших отношений Кл с Ктом и друг спецами (большинство Кл ориентированы на разовый приём, если нет оснований, Кту не надо настаивать на послед встречах, но пригласить в случае необходимости, дать визитку с расписанием. Бывает, Кл необхдма помщь психиатра или юриста, поэтому Кт длжн иметь реквизиты этих спецов) 3) прощание ( не длжно бть формальным, проводить до двери, назвать по имени, сказать неск тёплых слов).

Оценить эффект-ть конс-ции сложно. Важн показатель-удовлетворённость Кл. В принцпе, челу после приёма длжно стать лучше, т.к. его выслушали. Если после беседы Кл начал рассуждать о своих чувствах и переживаниях, рефлексировать, то это положит ре-тат, мжт проявиться не сразу. Многое определяется хар-ром проблемы (нпр, горе, утрата)






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации