Обществознание. Краткий конспект - файл n1.doc

приобрести
Обществознание. Краткий конспект
скачать (442 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc442kb.07.07.2012 01:20скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Обществознание
1. Общество

1.1. Общество как сложная динамическая система:

    1. Науки, изучающие общество:

1.3. Развитие взглядов на общество:

1.4. Общество и природа:

1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:

1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

1.8. Формация:

1.9. Цивилизация:

1.10. Традиционное общество:

1.11. Индустриальное общество:

1.12. Информационное общество:

1.13. НТР и ее социальные последствия:

1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)
2. Человек:

2.1. Человек:

2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:

2.3. Личность и социализация личности:

2.4. Бытие человека:

2.5. Творчество:

2.6. Цель и смысл жизни человека:

2.7. Личность, ее социализация и воспитание:

2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:

2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:

2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:

2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:

2.12. Науки, изучающие человека
3. Экономическая сфера:

3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:

3.2. Измерители экономической деятельности:

3.3. Факторы производства:

3.4. Воздействие НТР на экономику:

3.5. Экономические системы:

3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:

3.7. Закон спроса. Закон предложения:

3.8. Деньги:

3.9. Инфляция:

3.10. Конкуренция:

3.11. Инфраструктура рынка:

3.12. Предпринимательство:

3.13. Прибыль:

3.14. Предприятие:

3.14. Трудовые отношения:

3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:

3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:

3.17. Открытая экономика:

3.18. Закрытая экономика:

3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:

3.20. Государственный бюджет:

3.21. Налоговая политика:

3.21. Денежно-кредитная политика:

3.22. Мировая экономика:

3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ
4. Политическая сфера:

4.1. Власть, ее происхождение и виды:

4.2. Политика. Политическая система:

4.3. Государство (признаки, функции, формы):

4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:

4.5. Законодательная власть:

4.6. Исполнительная власть и ее функции:

4.7. Судебные органы:

4.8. Формы государства:

4.9. Формы национально-государственного устройства:

4.10. Избирательные системы:

4.11. Политическая идеология:

4.12. Политические режимы:

4.13. Политическая партия:

4.14. Общественные движения:

4.15. Основные черты гражданского общества:

4.16. Политический плюрализм:

4.17. Местное самоуправление:

4.18. Правовое государство:

4.19. Политическая жизнь современной России:

4.20. Политическая культура
5. Правовая сфера:

5.1. Право в системе социальных норм:

5.2. Право и мораль:

5.3. Закон, правовые акты и источники права:

5.4. Правовое государство:

5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:

5.6. Публичное и частное право:

5.7. Правонарушения:

5.8. Юридическая ответственность и ее виды
6. Основные понятия и нормы права:

6.1. Конституционное (государственное) право:

6.2. Административное право:

6.3. Гражданское право:

6.4. Трудовое право:

6.5. Уголовное право:

6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:

6.7. Правовая культура
7. Социальная сфера:

7.1. Социальные отношения и взаимодействия:

7.2. Социальная структура и ее основные элементы:

7.3. Многообразие социальных групп:

7.4 Социальная мобильность

7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение

7.6 Социальные конфликты

7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа

7.8 Молодежь как социальная группа

7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения

7.10. Социальный статус личности и социальной группы:

7.11. Основные направления социальной политики государства
8. Духовно-нравственная сфера:

8.1. Культура и духовная жизнь:

8.2. Формы и разновидности культуры:

8.3. Религия как феномен культуры:

8.4. Мировые религии:

8.5 Свобода совести:

8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:

8.7 Образование:

8.8 Самообразование:

8.9. Искусство:

8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:

8.11 Тенденции духовной жизни современной России:

8.12 Основные направления политики государства в области культуры:


  1. Общество

    1. Общество как сложная динамическая система:

Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.


    1. Науки, изучающие общество:

  1. История (Геродот, Тацит).

  2. Философия (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).

  3. Политология (Аристотель, Платон): теория о серединном государстве.

  4. Правоведение – наука о законах.

  5. Политическая экономия (возникла в Англии от Адама Смита и Давида Ренардо).

  6. Социология (Макс Вебер (антимаркс), Питирим Сорокин).

  7. Лингвистика.

  8. Социальная философия – наука о глобальных проблемах, стоящих перед обществом.

  9. Этнография.

  10. Археология.

  11. Психология.

Науки для выработки рекомендаций и советов по управлению обществом и способны предсказать политическое и экономическое развитие.
1.3. Развитие взглядов на общество:

Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

В мифах выделяется:

Развитие взглядов на общество древнегреческих философов:

Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

/См. идеальное гос-во по Платону/

Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).

XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва.

Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.

Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

Социализм – всеобщее равенство людей.

В конце XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. Причиной их появления стали несовершенство и противоречие капиталистического общества, противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и развитию забастовочного движения, представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя. Так Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные);

2) Труженики (индустриалы);

при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.
1.4. Общество и природа:

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:

1) Античность:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2) Средневековье:

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Возрождение:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4) Новое время:

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:

См. 1.1.
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:


Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.
Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.
1.8. Формация:

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

а) Первобытно – общинная.

б) Рабовладельческая.

в) Феодальная.

г) Капиталистическая.

д) Коммунистическая.

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.
Материалистическое понимание истории:

Общественное сознание

  

  
  1   2   3   4   5


Обществознание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации