Реферат - Имидж делового человека - файл n1.doc

Реферат - Имидж делового человека
скачать (12.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc56kb.03.05.2009 19:23скачать

n1.doc

Имидж делового человека.

Введение.
В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная
структура, как имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и
теоретиков и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека,
появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж
является одним из факторов, определяющих деловой успех.

Развитие и сущность понятия «имиджа».


Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился
практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа
восходит к французскому image, что означает образ, представление,
изображение. Имидж (англ. image) – образ, т.е. это визуальная
привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком
своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую
нагрузку, что и имидж, - образ – существовало всегда. По В.И. Далю, «образ
– это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со
временем».
В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и
имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».
Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально
использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь
возникает в сфере предпринимательства как основное средство
психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа прочно вошло в политическую и общественную жизнь.
Профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж.
Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей
жизни.
В России понятие «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом
происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса.

Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и
саморегуляции человеческого поведения: индивидуального и группового.
Поведение человека регулируется не только социальным, но и биологическими и психологическими механизмами. Все они взаимодействуют между собой и проникают друг в друга. Так как к механизмам социальной регуляции относятся социальные нормы, ценности, институты, организации, то и имидж можно
отнести к одному из таких механизмов.
Для того чтобы лучше представить особенности имиджа как социального
регулятора, необходимо построить теоретическую модель имиджа, которая
«представляет собой определенную структуру, отражающую внутренние,
существенные отношения реальности».
Создать такую модель, – значит представить имидж в виде идеального
объекта, не тождественного объекту эмпирического исследования, обладающего сложной структурой и состоящего из совокупности взаимосвязанных элементов – частных объектов.
К персональным характеристикам относятся физические, психологические
особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д.
Многие исследователи отмечают существование некоторого
качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет
осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер– харизмой.
Социальные характеристики связаны с текущей ситуацией, которой,
например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.д.
Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и
неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.
Наряду с данной точкой зрения в отечественной литературе выделяют еще
три возможных подхода к изучению имиджа: функциональный, контекстный,
сопоставительный.
Функциональный подход включает следующие варианты имиджа исходя из
разного типа функционирования:
- зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа более положительный, ибо психологически мы всегда выдвигаем не первое место позитив. Его минус – минимальный учет мнения со стороны;
- текущий – характерен для взгляда со стороны. Необходимо помнить,
недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж не в меньшей степени, чем реальные поступки;
- желаемый – отражает то, к чему мы стремимся;
- корпоративный – это имидж организации в целом, а не каких-то
отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация
организации, и ее успехи, и степень стабильности;
- отрицательный – это имидж, создаваемый оппонентом, соперником,
врагом, т.е. вариант сознательно конструируемый, а не возникающий
спонтанно. При запуске отрицательного имиджа возникает проблема адекватного его опровержения.
В контекстуальном подходе имидж классифицируется по способам
применения, в котором он функционирует (имидж бизнесмена, государственного служащего, политика, педагога и т.п.).
Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых
характеристик. Их можно сопоставить по ряду параметров: компетентность,
интеллигентность, склонность к силовому решению и т.д. Увидев отличие,
можно соответствующим образом перестраивать имидж.
При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и т.д.) учитывают
различные компоненты:

1) природные качества:
- коммуникабельность;
- эмпатичность (способность к сопереживанию);
- рефлексивность (способность понять другого);
- красноречивость (способность воздействовать словом);


2) качества, привитые образованием и воспитанием:
- нравственные ценности;
- психологическое здоровье;
- набор технологий общения;


3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.
В заключение, о рассуждениях об имидже, хочется сказать, что он
всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль.

Имидж делового человека и пути его формирования.


Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.
В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека:
1. Внешний облик (манера одеваться);
2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение
механизмами психологического воздействия и т.д.);
3. Деловой этикет.
4. Этика делового общения.


1. Внешний облик.
Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает
индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний
облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для
потенциального партнер костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация
богатства считается весьма неэтичным явлением в западном бизнесе.
Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему
облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие– «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и
консервативным.
Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все
сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться
следующими общими правилами:
. единство стиля;
. соответствие стиля конкретной ситуации;
. разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»);
. сопоставимость цветов в цветовой гамме;
. совместимость фактуры материала;
. сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;
соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг,
портфеля и т. п.) качеству основного костюма.
Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять,
подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее впечатление
опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это
должно заставить его партнера думать, что он столь же аккуратен будет в
делах.
В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не
столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего
восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного
собеседника.
Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный
имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:
. элегантная одежда;
. привлекательная прическа;
. тонкий макияж;
. впечатляющие аксессуары.

Таким образом, внешний облик делового человека является
наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях,
эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой.
Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу.
2. Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой
предъявляются следующие требования:
1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной
ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
2. В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а
тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
3. Умело использовать механизмы психологического воздействия:
привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к
другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения,
разрыв которых нередко бывает болезненным.
Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к
кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается
необычайно теплый психологический фон, а следовательно и комфортность
отношений, где нет места конфликтам.
Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной
(эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в
конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это
сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного).
Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между партнерами.
Уважение – это добровольное признание личности занимаемого ею статуса.
Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.
Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми
(партнерами). В манерах воссоздается образ (имидж) человека, зрительно
проявляются те его качества, которые оцениваются людьми (позитивно или
отрицательно). Манера общения есть не что иное, как визуально доступная
информация к восприятию. Позитивные манеры способствуют достижению целей, поставленных перед собой. Успех манер общения объясняется тем, что благодаря ним человек становится тем, кого признают люди.
Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим
образом эффект манер определяет специальная тренированность.

В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Однако их
использование требует известного такта и чувства меры; при этом не
допустимы лесть и тем более подхалимаж. Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях.
Необходимо чувствовать своего партнера по общению и, умело сделанный ему комплимент, поможет вам расположить его к себе.
Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике
общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо помнить о том, что эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные.

3. Деловой этикет.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях
издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее
проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду).
Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный этикет.
Современный деловой человек должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального (светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.
Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти
своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы
помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными нормами делового этикета.
Таким образом, визитная карточка представляет собой «портрет»
конкретной личности. Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.
Вежливость включает в себя такие важные элементы как: приветствие (в
том числе рукопожатие) и представление, которые представляют собой особую форму взаимного уважения.
В любой ситуации приветствие должно показывать вашу расположенность и
доброжелательность, т.е. на характере приветствия не должно сказываться
ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
4. Этика делового общения.
Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и
правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных
норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения:
«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».
В деловом общении это правило можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».
Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового
общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.
В деловом общении общее этическое правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не
менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к
своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать его своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать его своим недоброжелателем.
Таким образом, хорошее знание и выполнение норм и правил делового
этикета, протокола и этики являются одной из важных составляющих
привлекательного имиджа делового человека, которые помогут ему добиться
больших успехов в сфере предпринимательства и в деловой карьере.
Заключение.
В заключение хочется отметить, что имидж человека со временем
претерпевает изменения под воздействием внешних факторов. Так воздействие массированного потока новостей на общество привело к разрыву современного человека с прошлым, с обычаями и традициями. Человечество пережило несколько символических типов. Первым был человек, ориентированный на традицию, который поступал так, как предписывалось ему сообществом. Затем основным типом стал внутренне ориентированный человек, поведение которого
определялось заложенными внутренними принципами и нормами. Сегодня актуален внешне ориентированный тип, получающий свои нормы извне. Он не только полностью ориентирован на внешнее признание, но и в принципе не уверен в себе и не может существовать без этой четкой внешне проявленной поддержки.

Список литературы:
1. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. - М.:ЭЭН, 1996 г.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.:
ИНФРА-М, 2002. – 295 с.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.–415 с.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации