Шпора по этнологии и религии - файл n1.doc

приобрести
Шпора по этнологии и религии
скачать (151.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc152kb.07.07.2012 01:10скачать

n1.doc


1. Осн. теории этноса.

Этнос-истор. возник. вид устойч-й биосоц. групп-ки людей (племя, народн-ть, нация), облад-й общ. чертами, общ. ист. судьбой. Ок. 2-3000.Этнич-ть – сов-ть хар-х спец-х культ-х признаков, отлич-х 1этнич. гр. от др., этнич. портрет. 3 осн. подхода к теор. этноса:1)Примордиализм(объект-м), 2)Инструм-м, 3)Конструк­ти-м. 1)этнос и этн-ть – врожд-е св-во чел. идентич-ти, имеющ. свою объект. основу в пр-де или общ-ве. Этнич-ть – фундам. аспект идент-ти ч-ка — безусловн. и не подверж. измен-м. Приморд. делится на прир. направл-е и эволюц-историч. Природн- этн-ть как след-ие генетич. предраспол-ти ч-ка к родств-му отбору-непотизму, т.е. этн-ть – всеохват. форма естеств. отбора и родств. связей, кот. сохран. свое знач. и в развитых общ-х. Л.Н.Гумилев («Этногенез и биосфера Земли»): этнос- явл-е географ., связ. с ландш-м, - замкнут. сист. дискретного типа (не разруш. при выпад. 1 эл-та) «пассионар. энергия», кот. получ при образ-и, этнос либо накап-т, либо тратит. Гум-в не выделяет отсталые этносы, говорит о статичных и динам-х. Эволюц-историч напр. (работы Ю.В. Бромлея) - этнос как историч. сложивш-ся на опред. терр-и совокуп-ти лю­дей, облад. общ, относит. стаб-ми особен-ми культ. (включ. язык) и психики, а также сознанием сво­его един-ва и отлич. от всех др. подобн. образов-й (самосознание), фиксирован. в самоназвании (этнониме). При этом ни один из признаков не явл. этнодиффер-щим, их совокуп-ть позволяет опред. этнос. Т.о, этносы, оставаясь примордиальными групп., носят хар-р со­ц-х, а не биолог-х сообщ-в, т.к. этнич. связи рассм. как сущностно-завис. от историч. измен. Этнос в Приморд. - общ. понятие, науч. термин, призван. характ-ть общ-ти людей, выст-щие в ис­тории и реал. жизни в своих конкр.-историч. формах. Формир-е этносов-длит. историч. пр-сс, опред-ую роль в кот. играет группа факторов. Важн.- естеств. предпос-ки - общ­н-ть яз. и тер-и. 2) этн-ть-продукт этнич. мифов, кот. созд-ся элитой общ-ва и исп-ся ею для достиж. опред. выгод и получ. власти. Культ. особ-ти, ценно­сти и деят-ть этн. групп служат элите орудием для дос­тиж. этих целей. Ради реализ.идей сотр-ва, справ-ти и чел-го дост-ва этн.группы поддерж-т элиту в ее стремл-х, мобилиз. на их осущ-е. Информац-я конц-я этноса Чебоксарова и Арутюнова – во всех этнич. общ-х есть информ. связи в виде различн. форм. коммуник-й. Этнос играет роль инф-го фильтра: информ. поступает к одной группе, она уч-т во всех отнош. м/д людьми. В понятие «информ-я» входит и культ. традиц. народа, его наследие. Объясн. совр. этнич. конфл-ты: ч-к привык жить в опред.среде, а ему навяз-т другую, инф-й поток меняется. В гран-х этноса инф. потоки интенсив, за счет этого он держ-ся. 3) Этот подход уделяет ос. вним. роли созна­ния и языка как ключ. символа, вокруг которого форм-ся понимание этнич.отлич-ти. Ф.Барт.-этн-ть – шир. категория соц.идентичности, ситуатив. феномен, создаваемый ср-вами символич. различения. Внутриэтнич. отнош.строятся на «культурном знании». Благо­даря этому «знанию» ч-к ведет себя адекватно своей этнич. роли и рассм-ся в качестве члена этнич. группы. Член-во в этнич. группе зависит от того, как инд-д предст-ет себе, что такое эта гр.. Этн. гр. опред-ся по тем кач-м, кот. сами члены гр. считают д/себя знач-ми и кот. лежат в основе самосозн-я. Поэтому для опред-я этнич-ти реш-ее знач-е имеет не культ. этноса, а те ее характ-ки, кот. в дан. мом. подчерк-т раз­личия и групповые границы. Этнос-общ-ть людей, формир-­ся на осн. культ. самоидент-и по отнош. к др. общн-м, с кот. она наход. в фунда­м-х связях. Теория объясн-ся на прим. трад-й. Структура этноса: а) собственно этнич. уровень, сост. из этнич-х общн-й и этносоц-х организмов, т.е. сов-ти людей, облад-х наиб. ин­тенсив-ю этнич. св-в и выступ-х в кач. само­ст-х ед-ц этнич. проц-в; б) микроур., сост. из микроэтнич. ед-ц, т.е. наимен. составн. частей этнич. общн-ей, в кач. кот. выступ. от­дел. индивиды как носители этнич. признаков и семья как наим. по числ-ти этносоц. гр., воспроизв-я основн. элементы этнич. кул-ры; в) макроур. -объедин. субэтносы-общн-ти, у кот. этн. св-ва выраж. с меньш. ин­тен-ю, чем у осн. этнич. ед-ц, но кот. осоз­нают свою этнич.общ-ть и имеют спец. черты культ.; г) метаур. охватыв. суперэтносы - эт­нич. образ-я, слож-ся из неск-х основ-х этни­ч. общн-тей, но облад-е этнич. св-ми мень­ш интенс-ти, чем кажд. из общ-ей в отдел-ти (еврейское сообщ-во, ислам. мир).


2. Класс-я этносов Разл. виды класс-ций позволяют системат-ть народы и их группы по шир. кругу признаков: географ., антрополог., лингв-му, хоз-культ, соц-экон-му, религ. принадл-ти и т.д. Не все они разработаны в окончат. виде. Географ. имеет д/этнологии вспомогат. значение: выдел-ся усл-е географ. регионы, в кот. расселены народы мира, она не отвечает на ? о происх-ии народов, проц-х их формир-я, но позволяет пространственно упорядочить и распред-ть этносы по регионам; исп-ся при внеш. описании народов. Единой геогр. класс-ций нет. Наиб. распростран-я кл-ция: народы Австр. и Океании: ок. 24млн. чел.: Австр., Тасмания, Нов. Зеландия, Полинезия, Меланезия, Микронезия. Самая малая ч.света, но явл-ся объектом прист-го вним-я этнологов, т.к. здесь сохр. архаичные формы хоз-ва, общ. быта и кул-ры. Коренное нас-е стояло на самом низком соц-экон. и культ. развития до контактов с европ-ми (географ. полож-ие в отрыве от ост-го мира). Народы Азии: 3млрд. чел. Народы Америки: Сев.Амер. – 300 млн. чел; Центр. и Южн. Амер – 400млн. Народы Африки: 600млн.чел. Европа. Анторпологич.- в основе – пр. деления этносов на расы. Эта класс-ция отображает биолог., генет. и истор. родство м/у этносами. Наука признаёт не совпадение расового и этнич. деления чел-ва: члены одного этноса могут принадл. как к 1, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, пред-ли одной расы (расового типа) могут принадл. к разным этносам. Антропол. изучает происх-ние чел-ва, эволюцию, образ-е чел-ких рас. Д/этнографии наиб. сущест-м явл-ся раздел этнич-й антропологии. Неск-ко круп. рас «1го порядка» и промежут-х. В кажд. расе 1-го порядка выдел-ся осн. подраздел-я – «малые расы». Время образ-я осн. рас - за 40-16 тыс. лет до н.э. Далее процессы расогенеза продолж-сь, но не под влиянием ест. отбора, а под возд-ем иных факторов. В ходе ист. – постеп. смешение рас=>«чистые» расы практ. не сущ-ют. Знач-е рас. признаков при этногр. исслед-ях ограничено-они не связаны с истор. судьбами, ур. развития и хар-ром к-ры народов. Признаки, на осн. кот. выдел-ся расы различ. порядков, многообразны (внеш., описат-е признаки+более тонкие методы рас. диагностики – степень развития третич. волос. покрова; форма волос на голове, форма глаз, лиц. скелета; пигментация; рост). Клас-ция. Практиче.во всех схемах рас. класс-ций обязательно выдел-ся как min 3 общие группы (3 большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия могут меняться. Так, монголоидов иногда наз. азиатской или азиатско-амер. расой, негроидную - экваториалю или австрало-негроидной, европеоидную - кавказоидной или евразийской. Иногда в качестве бол. рас выделяются австралоиды, американоиды (индейцы), койсаноиды (бушмены и готтентоты), реже - океаноиды (полинезийцы), курильская раса (айны) и лапоноиды (лопари, или саамы). Судя по разл. истор. источникам, люди давно обратили внимание на сущ-е террит.различий во внеш. облике. Египтяне в сер. II тысяч. до н. э. использовали 4 цвета при изображ. людей разного происхождения: красный – д/египтян, жёлтый – д/народов востока, белый – д/народов севера, чёрный – д/южных народов. Д/многих народов осн. разгранич.морфолог. признаком яв-ся пигментация, и в 1 очередь цвет кожи. 1 из первых созд-лей рас. класс-ции –Бернье-4 расы (1684г.). В XIX в. расовые клас-ции усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас выделялись малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастую служили черты кул-ры и язык. Языковая– важн. основа при выдел-ии и опред-ии этносов и этнич. общн-й, при изуч-ии происх-я народов, т.к. этносы и языки часто совпадают. Языки класс-ся по язык. семьям и их ветвям на осн. методов сравнит.-истор. языкознан-я и устан-я генет-го родства м/у языками. Сравнит-е языкозн-е устан-ет наличие или отсутствие родства м/у языками, они класс-ся не по их соврем. состоянию, а по пр.истор. генет-го родства (общ. язык-основа). Язык-явл-е обществ-е и может сущ-ть только в общ-ве, он проходит те же пути истор. развития, как и этнич. общности. Число яз-х семей, групп очень велико. Осн. хоз-культ класс-ции - сер. 19в. нем. эк-т Лист - 5 ступеней хоз-го и культ-го развития: дикость, пастуш-во, земледелие, земл-е + ремесло; земл-е, ремесло и торговля. Ф.Ратцель: класс-я культ-х явл-ий вместе с картографией их геогр. многообразия. Осн-ся на этнограф-х методах исследов-я хоз-ва и кул-ры, исп-ся при изуч-ии этногенеза народов и их этнич. истории, ист. хоз-ва, матер. и дух. кул-ры, проблем, связ-х с этнич. проц-ми, культ. и истор. отн-ий м/у народами. Хоз-культ. типы –комплексы хоз-ва и к-ры, истор. слож-ся у разных народов, близких по соц-экон. развитию и обитающих в сходных усл-х среды (начало формир-я - палеолит). Опред. признаки ХКТ-хар-р, облик, и ур. разв-я хоз-ва и хоз.деят-ти людей (облик и хар-р кул-ры–второстеп. знач-е). Неск-ко видов хоз-культ. класс-ции- ХКТ на разн. этапах развития общ-ва. Первобытнообщ-я эпоха вклюя 2 этапа – присваивающий и примитивно-производящий (ранний и развитый). ХКТ: 1-ый – общ-ва, относ-ся к наиб. архаичной группе ХКТ, не знакомы с выплавкой и гор. обраб. металлов. (ХКТ бродячих охотников и собирателей, охота, рыб-во). 2-й – производ.-присваив-ее хоз-во, землед-е и живот-во занимали вед. место. ХКТ: ранний – комплекс. хоз-ва ранних земледельцев субтропиков; землед-я и животновод-ва умер-го пояса в древности; ручного земледелия тропиков; развитый – пастуш-е скотоводство и землед-ие, кочевое скот-во; плужное и ручное земледелие древ.цив-ций Сев.Африки, Зап., Юж, ЮВА, Центр. и Юж.Амер., древ. Греции и Рима. На последующий индустр-ый период хоз-культ. класс-ция не распростран-ся. Класс-я по истор.-этнограф. областям – регионам, в кот-ых вследствие взаимных влияний, общности истор. судеб, возникла опред. культ. общность (гос-ва Прибалтики). Внутри круп. истор-этнограф. обл-й мб выделены более мелкие регионы, отлич-ся более тесной культ. общностью. Но четких критериев при выдел. истор-культ. обл-ей нет- огранич-е возм-ти использ-я этой класс-ции (трудно выделить истор-культ.общность и очертить ее гр-цы).

3.Этногенез и его осн.факторы. Э.- процесс сложения этнич. общности на базе разл. этнич.компонентов. Э. - нач. этап этнич. истор: по заверш.Э. может происходить включ. в сложившийся этнос др. ассимилируемых им групп, дробление и выделение нов. этнич. групп. Историч. различаются 2типа Э. 1отн-ся к этнич. истории первобытнообщин. и докапиталист. об-в и заверш-тся образ-ем народностей (преимущ. в раннефеод. период). Э.сов. 2 типа на базе уже сформировавшихся народов (яркий пример -США, где в одном «котле» варятся пред-ли нескольких волн имми­грации). Виды. Э.хар-ся взаимосвязью 2 видов этногенетич. процессов - консолидацией автохтонных (родственных и неродст.) этнич. компонентов и включением в процесс Э. переселенцев (мигрантов). В процессе Э, под влиянием особ-ей хоз. деят-ти в опред. прир. усло­виях и др. причин, форм-ся спец. для нового этноса черты матер. и дух. кул-ры, быта, групповых психолог. хар-к, отличающие его от иных этносов. У членов новой этнич. общн. появл-ся общее самосоз­нание, видное место в кот. занимает представл. об общности их происхождения. Внешн. проявл. этого самосознания –общ самона­звание -автоэтноним (американцы или «сов. народ»). Э. не яв-ся однородным и равномерно идущим процессом. Необходимо учитывать неравномер. и слож. его развитие по осн. его составляющим: культур, язык, генетич, институцион. и территор. В отеч. этнолог-й науке –Э. нач-ся с образ-ем ч-ка соврем. вида (ок. 40 тыс. лет наз.)Возм., в нач. ист. чел-во было однородно в рас., этнич., соц. и др. аспектах. Люди расселялись по нов.терр-м, приспос-сь к нов. географ. и климат. усл-м. ? измен-ся общ. исход. антропол. тип и отд.этнич. признаки. Аналогич. процес. происх-ли с языком. Масс. пересел-я ускор. замены первобыт-х племен народн-ми. Завоевания=>нов. этнос. Особ. знач-е – пол.госп-во пришлого насел-я. Особая сплоч-ть завоевателей и воен. демокр-я, создавали «+» усл-я д/ победы 1 языка над др. и влияли на культ-хоз. разв-е.Типы этноге­нет-х проц-в. Этн. проц.- те, при кот-х измен-ся различ. комп-ты этноса: элементы дух. и матер-й кул-ы, языка, соц. стр-ры, самосоз-я и др. Выдел-т этноэвол-ые (не мен-ся этнич. самосознание) и эт­нотрансформац-е пр-сы (самосозн-е измен-я). Этн. пр-сы: объед-ие и раздел-е. Этн.объед-я: 1.этн.фузия - слияние неск-х самост-х наро­дов, родств-х по языку и к-ре, в ед. нов., более крупный этнос (слия­ние восточнослав-х племен в древнерус.этнос). Чем ?уровень разв-я страны и теснее связи м/у ее рай-и, тем быстрее происх-т фузия. 2.Этн. консолид-я–внутр. сплочение этноса в ходе сглаж-я различий м/у составл-ми его локал-и группами (больш-во крупн. и сред. этн. общн-й). Этн.фузия и консол-я взаимосвязаны: со временем 1-я во 2-ю. Но сущ-ть их различна: этнич. фузия- этнотрансформац-й процесс, этнич. конс-я-этноэволюц-й.3.Этн. ассимиляция - растворение самост-го этноса или его части в среде др. более круп.народа (рас­прост-а в эконом-и развит. странах, где много иммигр-в). 4.Этнич. конвергенция- взаимод-е 2-х очень близких по языку и к-ре этн-в. 5.Межэтн.интегр-я-взаимод-е внутри гос-ва или круп. региона неск-х различ-х по языку и к-ре этносов=> появл-е общ. черт. В рез-те складыв-я не этносы, а особые межэтнич.общности, кот. (не)могут слиться в един. народ. Эти общ-ти-суперэтносы, облад-е эл-ми общ. самосозн-я (Рим., Росс.имп.,СССР) 6.Этногенет-я миксация - редко встреч-ся тип, нов. этнос образ-ся путем слияния народов, не связ-х родством. (совр. австрал., генетт. связ-е с англич. и др.евр. этн-ми.; североамер. нация).Этнич. раздел-е:1.Этн.парциация-раздел-е ед. этноса на неск-ко равн. частей; ни 1 из нов. этносов не отождест-т себя полностью со старым. (рус., укр., белорусы). 2.Этн.сепарация-отдел-е от этн.общн. небольш.части, кот. со временем превращ-я в самост. этнос. Разл. прич.: пересел-е, полит.-гос. или религ. обособл-е этн. группы (англ. пуритане – осн. североамер. этноса, англ. ссыльные – осн. австрал.). Ран. этап этн-за. Исход. популяции были малочисл. и оседлы. Проц-ы интегр. антропол. признаков, кул-ы и языка 1 попу­ляции с др. происх. в форме налож-я 1 на др.- исход. пункт расооб­раз-я. Т.е. на ран. этапе расообраз-е и этногенез б. сопряжены. Но возникн-е и развитие проц-в этн-за и расогенеза были бы невозм. без антрополог. пр-са эвол. формир-я физ. типа. 1ые люди появ-ь ок.1 млн лет наз. Антропогенез - пр-с появл-я и эвол-ии первобыт. людей, послед-го прошедших неск. этапов. Наиб. вклад в развитие теории этног-за -Гумилев. Гипотеза Г-ва закл-ся в предполож-и, что неск-о раз за 1000л поверх-ть планеты подвергается космич. излуч-ю, кот. вызывает пассион-й толчок? мутацию гена чел-ка, отвеч-го за восприятие орг-мом энергии из внеш. мира. Особ-ть толчков - кратковремен-ть. За послед.3 тыс. лет б. зафикс-но 9 пасс-х толчков: 4 до Н.Э. и 5 в Н.Э.Этногенез, по Гум.- энергетич-й пр-сс получения однократ. запаса энергии после вспышки косм-го излуч-я и дальн-й его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет к гомео­стазу (равновесие с прир-й). Цикл жизни этноса = ок.1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внеш. причине. После пасс-го толчка - фаза подъема-200-300 л.-связана с экспансией нов. этноса, созд. нов. сильного гос-ва и активно отстаив-е свои интересы, часто за счет соседей. (предки совр-х англ., монголы). Затем -акматическая фаза-пасс-е напряж-е=высочайш. ур-ю за счет больш. кол-ва пассион-ев, кот-е думают уже о своих лич-х интер-х. Часто это ведет к пасс-у перегреву. Эта фаза (300 л) 1 из самых тяж-х в жизни этноса, т.к. это период гражд войн, культ-х потерь.В конце больш. часть пасс-ев истребляет др. др., что резко сниж. уровень пасс-го напряж-я в этносе. Фаза надлома-200л (Европа в период Реф-ции). Этнос переходит в инерц-ю фазу. Ур. п-го напряж-я несколько ?, а затем плавно ?. Идет укрепл. гос-й власти, соц-х инстит-в, накопл-е матер-х и дух-х цен-ей, доминирует тип законоп-го, работосп-го чел-ка (совр-я ЗЕ, Киев.Русь 11-12вв.)Ур. п-го напряж-я этноса постеп. сниж-я, что влечет упадок?фаза обскурации-старости этноса. Пасс-е напряж-е падает до отр-х величин, этнос сущ-ет за счет преж. запасов. Числ. этноса,его терр-я сокращ-ся, он может легко стать добычей более пасс-х соседей. (Рим эпохи позд. имп., Кит. с XVII в) Иногда фаза регенерации-врем-го восстан-я этнич.сист-ы за счет сохранив-я на окраинах ареала пассионарности (Византия в посл-й пер-д, когда от нее осталась Никейская имп.). Мемориальная фаза: этнич.система уже утеряла пасс-ть. Нов. цикл развития м. б. вызван лишь очередным п-м толчком, при кот-м возникает новая пас-я популяция.

4 Этнические Конфликты и их регул-е.

Соврем. челов-во – сложн. этнич. сист, неск. тысяч этнич. общн-ей и групп (наций, народн-ей, племен), различ-ся числен-ю, уровнем культ. разв-я они объед-ны в 226 гос-в, они полиэтничны, отсюда несовпад-е интересов и целей. Природа ЭК – это в/зд-е м/д этнич-ми общ-ми, в рез-те кот. происход. обмен мат. и дух. ценностями. Общ-во делиться на титул. народы (имеют свое гос-во и имя), коренные народы (аборигены, ведущие племен. образ жизни), этнич. меньш-ва (прожив. на тер-и др. гос-ва, но сохр-т самоб-ть). Отсюда след. типы в/зотнош-й внутри гос-ва: Геноцид – стремл-е уничтож. др. нацию, тезис о расовой неполноц-ти. Апартеид – этнич. господ-во с целью угнетения. Сегрегация – стремл-е к независ. состоянию этн. группы от гос-ва и др. независ. пол-ка этноса. Дискриминация – пол-ка предпочт. предст-ля одного этноса др. ЭК возник от межэтнич. напряж-ти, в рез-те несовпад. целей отдел. этнич. групп и гос-ва, выраж-ся в стремл-и этносом измен. свое полож-е. Причины ЭК : терр-ые (Нагорно-Карабахский к.), полит-е (стремл-е к измен. статуса Косово), экономич. (борьба за ресурсы Чечня), соц. (истроич. память Армяно-Азербайдж. Грузино-Абхаз), этно-профессион (Кондопога-город в РФ, респ. Карелия-к.в ресторане с официантом фициантом - нелегальным иммигрантом из Азербайджана). Типология ЭК: - по форме проявл: латентные(скрытые)/актуализирующие (открытые), - по хар-ру дейст-й: насил-е/ненасил-е (приводят к пси­холог. напряж-ю), институционал.- в противор-е приходят нормы конст-й, законод-­ва, реализ-е интересы конф-х сторон (митинги, демон­ст-и, акции гражд-го непов-я), гл. действующ. лица- властные структу­ры, пол. партии, обществ. движения, реализующие свои требования через институты власти. манифестирующие – субъект - зна­чит. массы людей (конфликт «массовых действий), статусные –стремл-я этнич. общ-ти (полит. элит) повысить свое положе­-е (статус) в федер. системе (Косово, С.Осетия), этнотеррит-е притязания и споры этнич/ группы за право проживать на той или иной тер-ии, (Арабо-Израильский), соц-эконом., культ-языковые (Латвия, Литва против рус. языка)

Способы разреш. ЭК: нахожд-е нового, компромисс. и приемл. для всех реш. 3 условия 1) стороны должны призн-ть наличие К, 2) чем выше степень организов-ти сторон, тем легче его урег-ть, 3) принятие всех установл-х правил, для заключ. мира. 3 итога урегул: полная победа одной стороны над др. ( с позиции силы); взаимн. пораж-е сторон (истощ. сил; взаимн. выигрыш сторон в виде позит. согласия. Незав-е посред-ки – возм-ть дальн-го сотр-ва. Сущ-т метод кратк. прерыв-я конфл. путем объявл. прекращ-я боевых дейст-й, снижает накал страстей. Неурег. конфл. негат. влияют на общ-е отнош-я. Возможны 4 варианта в регул-ии: откладыв-е реш-я К (рос-кит К), избегание К, посредн-во 3 стороны в реш. К, насил. примир. под руков-м третей незаинтерес-й стороны (ООН).

Стадии разв-я ЭК: •скрытый (латентный) - период зарожд. конфл, когда выдвиг-ся требов-я повыш. роли языка, обращ-е к традиц-м, обычаям, кот. противоп-ся аналог. явл. «чуждой» культуры; • активная фаза, когда стремл-е перерасп-ть властн. полном-я в пользу одной этнич. группы за счет др проявл. у местн. элит; •сам конфл-т и устран-е его послед-й, когда идет реализ-я притяз-й, исп.силов. действ.


5. Происхождение религии.

Религия от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие. Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включ. в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объед-е людей в орг-ции (церковь, религиозную общину).

2подхода происхождения религии. религиоведческий (науч.) и богословский (собственно религи.). С т. зр. богословов и религ.философов, идея Бога в челов. сознании есть результат сотворения Богом мира и ч-ка и воздействия на чел-ка божественной сущности. Доказ-ва бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Фома Аквинский, философы Р.Декарт. В рамках научного религиовед. подхода существует много концепций происхождения религии. Напр., нем. философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестествен. силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих послед-лей систему норм, кот.определяет морал. позиции по отношению к миру.

К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отнош. реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуще­ством Природы. Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общест.жизни, например, Др. Египта или Месопотамии.

1е зачатки религии -период неоантропа 70—60 тыс. лет назад. Развитие племен+развитие религ. веров-й.

Образов. религии как относительно самостоят. духовной сферы предшествовал длител. процесс формир-я и развития верований и ритуалов в рамках мифологии. Одной из самых ранних форм родоплем. религий является тотэмизм – вера в кровнородств-ю связь, сущ-щую м/у опред. группой людей и опред. видом животн. и раст. Племя носит назв-е раст. или живот-го, кот. и явл-ся тотэмом. Ученые: древ. ч-к не выделял себя из окр. мира, чувств. кровное родство с ним?вера в кровное родство и происх-ние своего рода от жив-го. Г. Анкерман: отсутствие индивид-ма (коллект-зм рода) – психол. предпосылка тотэмизма. Р.Смит: тотэмное жив-ое – предмет, символиз-ий ед-во рода.фетишизм – наделение предметов сверхъест. св-ми и поклонение им. Одни считают, что ф. – это почит-е любых матер. предметов, вкл. людей и животных. Др. - ф. – это почитание только неодуш. предметов. - - магия – система действий, имеющ. целью влиять сверхъест. образом на тот или иной предмет или явл-ие. Смит: древ. религия способств. сплочению народа, а магия предполагала личн. цели. Дюрггейм: магия в корне отличается от религии – религию выражает та или иная группа, а магия всегда индивидуальна. Токарев: магия носит религ. хар-ер, т.к. тоже связана с верой в сверхъест. и отлич. от рацион. действий, корни магии связаны с общ. бытом. Магия там, где ч-к беспомощен п/д силами природы или общ. силами.- культ природы – поклонение силам природы, распростр. среди земледельческих племен.- анимизм (более поздняя форма религии)– вера в нетелесное начало в ч-ке, животном, растении; в населенность пр-ды духами. Токарев: на самых крайних ступенях становления религии анимистические представления были туманными и неоформленными, наибольшей развитости они достигли лишь на поздних ступенях эволюции религии. Тайлор: люди всегда представляли себе душу в виде некот. духовного начала, т.е. анимизм – это элементарная форма религиозной жизни.- культ предков – вера в продолжение сущ-ния чел-ка после смерти и в тесную взаимосвязь м/у живыми и мертвыми. Считалось, что духи умерших людей могут помогать живым и причинять вред. Культ предков вкл. все действия, хар-ые поклон-ю богам и духам. Мотивом почитания предков явл-ся представл-ие о том, что умершие активно участ-ют в жизни общины, они наделены сверхъест. спос-ми. Т.о. сознание первобытн. людей в пр-се становл-я род. общ-ва выработался обширный комплекс ранних религ. представлений.

Постепенно оформляются более сложные предст-ния о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифолог. и религ. персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм.


6.Осн. этнолог-ие школы и направления. Эволюц-м - изучен-е признаков развития, все изм-ия в мире рассматр-ся как внутр. детермин-ые(закономерн, причинно обусловл.). Осн. пр-пы: вся история разв-ся закономерно и это обуславливает ед-во развтия чел.. к-ры в люб. ч.мира; Истор.процесс развив-ся как переход от простого к слож., путём постепен-х изменений; люб. эл-т культ-ы изначально предопределён, т.к. все культ-ы проходят опред.стадии развития единые во всём мире; Осн. закон развития общ-ва закон эволюции, замена старого новым; Культ. различия народов объясн-ся их разн. ступенями развития. Предст-ли: Тайлер (считают основоположником), Спенсер, Бастиан, Морган. Достоинства: Для каждого элемента кул-ры, обнаруженного или выявл. этнологами определялось его полож. в соответ. ряду клас-ции, его отнош. к той или иной стадии развития кул-ры. Сопоставлялись аналогич. элементы разл. кул-р с т. зр.их соответствия тем или иным стадиям развития об-ва.Недостатки: Абстрактность концепции универс.закона развития чел. кул-р и сущ-ие лишь отдел. процессов (миграция, урбанизация и т.д.). Критики обращали вним. на пренебрежение эволюц-тами фактами многочисл.кризисов, коллапсов гос-в и цивилизаций. Сторонники культ. релятивизма указывали на уникал-ть каждого этноса и в связи с этим невозм-тью ранжировать их по единой шкале дифференциации, зрелости или прогрессивности. Диффузионисты указывали на игнорирование факта влияния прямого вмеш-ва (колонизация, завоевание, миграции) на процессы соц. изменений. Тогда начались поиски нов. путей иссл-я кул-ры, её возникн., изменения и распростр-я -возникли нов. напр-я и школы, имевшие обычно антиэволюционис. направл-ть. Диффуз-м Осн. идея: рассм-ть простр-е распростран-е к-ры и выявить обл. её происхожд-е; к-ра расспростр-ся ч/з взаимод-ие м/у народами; люб.культ-а возникает в опред. геогр. центре и распростр-ся по всему миру; к-ра развив-ся в рез-те переноса и заимств-я эл-в матер-й и дух.к-ры; к-ра возникает только однажды , каждая к-ра индивид-на. Представ.: Фробениус, Уислер, Риберс. Осн-ль-Ратцель (благодаря культ.контактам м/у народами, культ-е различия постепенно стираются, происх. простр-е распростр-е культ-ы. Почти одноврем. с диффузионизмом в европ.этнологии форм-ся социолог. школа, оказавшаяся творчески более плодотворной. Если основоположники эволюционизма видели гл. предмет этнологии в ч-ке, а диффузионисты в кул-ре, то пред-ли социолог.шк. обратились прежде всего к чел. об-ву. Они исходили из того, что чел. об-во не может быть сведено к простой сумме индивидов. Об-во они рассматривали как систему нравств. (моральных) связей м/у людьми, кот.как бы навязывались им и обладали принудительной силой. Родина социолог. школы в этнологии - Франция, а крупнейший ее пред-ль и основатель - Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Логическим продолж. идеи социолог.школы в этнологии стал функционализм. Если родиной диффузионис. теч. была Германия, а социолог. Франция, то функционализм зародился в Англии, став там в 1920-х гг. господст. напр-ем в этнологии. Тем не менее 1я функционал концепция принадлежит нем. этнологу Рихарду Туривальду. В Герм. функционализм не получил широкого распростран., тогда как в Англии он сложился в круп.науч.направ-е, оказавшее знач.влияние на развитие соц. и культ.антропологии. Его виднейший пред-ль - Бронислав Малиновский (1884-1942). Базовой идеей яв-ся идея соц. порядка, т.е. стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать м/у собой разл.её элементы, добиться согласия м/у ними. Амер. истор. школа Баоса: изуч-е отд-го народа, его языка и культ-ы, хотел построить модель единой ист. всех народов от ледн.периода до современ-и, признавал общ.законы разв-я культ-ы и при этом считал, что каждая культ-а имеет свой путь развития.Осн.полож-я истор.школы: необх-мо изучение кажд. народа в отдельности,его языка, хар-ра; взаимод-ие к-р разных народов создаёт их культ.общ-ть в опред.геогр. ареалах; Развитие культ-ы происходит на осн. общ.законов и глав. задача –выявить и изучить эти законы; у кажд. народа ист. формир-ся своя культ-а, свои соц.нормы и идеалы. Этнопсихолог-я школа. Осн. идея: сущ-ет опред-я психолог. особ-ть, хар-ая для представит-й той или иной культ-ы; исследуют нац. х-ер и нац.сознание народа с психологич-й точки зрения; национ. хар-р м.б. исслед-н как особ.способ регул-ия внутри культ-ы ценностей или поведенч-х моделей. Прест-ли: Кординер (личность формир-ся 4 г., а затем не мен-ся. Псих-я формир-ся опытом пред-х поколений), Бенедикт(3типа личности: повед-е чел-ка контролир-ся общ-вом; индивид-м; конфликтный), Мид (3 типа культ-ы: дети учатся у предшеств-в; и дети, и взрослые учатся у предшест-в; взрослые учатся у детей)Структурализм: Все эл-ты структ-ы чётко системат-ы и классифиц-ы и м/у ними можно выявить связь. Сознание подчинено строгой логике (Клод Леви-Строс). Культ-й релятивизм. Глав. идея: признание равноправия разл-х к-р; несравн-ть культ.типов разн. народов, т.к. каждая культ-а по-своему сложна, уникальна, ценна. Кажд. к-ра д. рассматр-ся в своих собств-х рамках, как закр. спец-ая сист-а сущ-я чел-ка и заслуж-ет изуч-я и сохр-я, как пам-к к-ры (Херсковиц, Кребер).

7 Происхождение Христианства. Причины: Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неувер-ть в завтраш. дне, чувство апатии и бесперспект-ти. Усилился антагонизм не только м/у рабами и свободными, но и м/у рим. гражданами и подданными провинций, м/у римской потомств. знатью и обогативш. всадниками. Рим. религия, как и разл. религ. учения Востока, не могла дать утеш. обездол. и в силу своего нац. хар-ра (положение ч-ка опред-ся рождением) не позволяла утверждать идею всеобщей справедл-ти, равенства, спасения. Двойств-ть сущ-ей религии, д/элиты, кот. не понятны бедноте, а элита не принимала религии народа. Хрис-во провозгласило рав-во всех людей как грешников. Оно дало рабу утеш., надежду получения свободы простым и понят. способом - через познание божест. истинны, кот. принес на землю Хр-с, чтобы навсегда искупить все чел. грехи и пороки.

Христ-во возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмом проявл-ся в том, что 1 ч. Библии, Ветхий завет, свящ. книга как иудеев, так и христиан (2 ч. библии, Новый завет, признается только христианами и яв-ся д/них главнейшей). Из иудаизма Хр-во заимствовало несколько осн. идей: 1 идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, 2- идею мессианизма- ожидание скорого пришествия Учителя, 3- эсхатологию, т. е. идею гибели. При этом необходимо отметить, что в хр-ве все они существенно трансформ-сь: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о бож. троице, мессианизм из узкоэтнич.превратился в учение о спасении всех людей через искупит. жертву Иисуса Христа. Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторич. пришествия Христа.

Хр-во усвоило и переосмыслило идейные концепции иудаизма, митраизма, др.восточных религий, философ. воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интелект. силу, способную противопоставить себя всем национально-этнич. культам и превратиться в массовое нац. движение.Особенно заметное влияние на основы христ. вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и нравс. учение римского филос. Сенеки ( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библ. традиции, рассматр. Логос в качестве внутр. закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожд. греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, о логосах, среди которых Сын Божий- высший Логос и др. логосы, названные ангелами, - послужило 1й из идейных предпосылок для христ. предст-ий об иерархии дух. начал, оказало замет. влияние на форм-ие хр-ва.

Нравст. учение хр-ва, в ос-ти о достижение добродетели, близко к взглядам Сенеки. Гл. для всякого ч-ка Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божест. необход-ти. Если же свобода не будет вытекать из божест. необход-ти, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст. нормы, общечел.ценности. Утверждение общечел. ценностей зависит не от гос.требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единство чел. природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого ч-ка о других, ему подобных, независимо от соц. положения. Иудаизм – в основе дог-р с богом, Хр-во – основа божья воля, ничтож-ть ч-ка, но бог все прощает и помогает. Стоики – призыв. к терпению, счастье в спокой-вии духа, даже если ты раб, дали методолог. установки и систему нравств-х ценностей. Киники– богатство не счастье.

Раннехрист. культ был чрезвычайно прост, обрядов почти не было. Единого центра не было. Обрядность огранич. периодически собиравшимися вечерями - трапезами в честь основателя учения – И. Христа. На этих трапезах вкушали хлеб, читались свящ. тексты. Это были вечера божест. любви - агапы. Затем нач-ся процесс форм-я таинств - древнейшим из них считается таинство крещения и причащения. До нач. II века рук-во христ. общинами принадлежало слою людей, кот-м приписывалось обладание особой благодатью святого духа - харизмой. Форм-е профес. священнослуж.й относится ко II веку. Ко 2 в. появ. епископы – заведовали мат. частью культа, дьяконы – обслуж-ли текущие потреб-ти общины. В 3 в. появ. митрополиты – главы церквей, патриархи – главы церк. областей.

Иисус Христос- центр. фигура хр-ва, кот. рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете. Причем бол-во христианских конфессий верят, что он есть Сын Божий, кот. воскрес из мёртвых. Иисус есть второе лицо (ипостась) Троицы, Бог-Сын, воплотившийся среди людей, который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых. Он родился в 1 в. в Вифлееме, в 30 лет стал творить чудеса исцеления, знал о пред-ве, воскрес после смерти. Крест символиз-т страдание, смерть и воскреш-ие ИХ.


8. Основные направления христианства. Схизма (разделение церквей). Особ-ти истор-го развития зап. и вост. частей Рим. имп. - расхождения м/у христ-ми церквами З. и В., особенно после разделения в 395 Рим. империи на 2 гос-ва. Рим. епископы (с 5 в. «папы») претендовали на главенст. положение в христ. мире. В Византии им противостояли констант-е патриархи. Соперн-во м/у этими церк-ми орг-ми было источником споров по ?-ам догматики и культа. Раздел-е христ. церкви на катол-ю (зап.) и православ. (вост.) – 1054г., но на деле-многовек. проц-с, заверш-ся в нач.13 в. Причины раскола: обрядовые, догмат-е, этич. различия м/у церквями, имущ-ые споры, борьба папы и патриарха за перв-во среди христ-х патриархов, разные языки богосл-я (латынь в зап. церкви и греч. в вост.). Разногласия м/у папой рим. и патриархом Конст-ля начались задолго до 1054, но в 1054 папа Лев IX послал в Конст-ль легатов во главе с кардиналом Гумбертом д/разреш-я конфликта (закрытие в 1053 лат-х церквей в Конст-ле). 16 июля 1054 в соборе Св. Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ - 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, но в 1965 взаимные проклятия были сняты. После раскола образ-сь 4 автокефальные церкви: Костант-я, Александр-я, Антлохийская и Иерусалим-я. Слож-сь 2 центра христ-ва – Рим и Византия. В 16 в. в рез-те Реф-ции от кат-ма отпал ряд церквей, образ-ся на части тер-ии Герм., в Анг., Дании, Швец., Норвегии, Голл., Швейцар. и др.; оформилась 3я (с кат-мом и правосл-м) ветвь Х. – протест-м, кот. включает 3 осн. теч-я – лютер-во, кальвинизм, англ-во+больш.число сект (многие превр-сь в самост-е церкви, - баптисты, методисты, адвентисты). 31окт.1517г. – М.Лютер прибил на двери собора 95 тезисов о покаянии и отпущении грехов (начало Реф-ции): пр.внутр. раскаяния вместо индульгенций; полож-я о чистилище и т.д. – несостоятельны; требования упростить обрядность, починить церковь государям в мирских делах (интересы бюргерства и двор-ва); отверг пап. власть. В Англ подготовка к реформам - с 12в. англ.дух-во выступало п/в контроля Рима и поборов с доходов церквей. 1534г. – Генрих 8 объявлен парл-м актом главой англ. церкви. Суть протестантства: папа не имеет права упр-ть всей церк-ю, бож. благодать даруется без поср-ва церкви. Спасение ч-ка происходит лишь через его личную веру в искупит. жертву ИХ. Миряне не отделяются от духов-ва - священство распростр-ся на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римс. Богослужение состоит из проповедей, совм. молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, свящ.облачения и иконы. Догматы кат-ма:- д-т Троицы (Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына); - д-т о сокровищнице сверхдобрых дел, кот. совершил Иисус и св. (продажи инд-ций); д-т о непорочном зачатии И.Х.; - д-т о непогреш-ти папы в делах веры. Индульгенция- отпущение грехов за деньги или за к-л заслуги перед Церковью. Догмат о чистилище (промежут. место между раем и адом), куда попадают грешники, не соверш-ие смертных грехов-только в катол-ме. 7 осн. таинств: крещ. (окрапляют водой), причастие (пресным хлебом), покаяние, миропомаз., собор-ие, свящ-во, брак. Целибат – обет безбрачия всего духов-ва; свящ-к не может оставить службу и выйти из дух.сана. Верующ. кат-м не разреш-ся самост. чтение Библии, расторжение брака. Развит культ почит-я Девы Марии. В 1850г.- догмат о телесном вознес. Мадонны на небеса, в 1964 - провозглашена матерью церкви. Православие. В наст. вр.насчитывается 15 Автокефальных (т.е. самостоят.) церквей, вкл. и Русскую. Важн. полож-я: в символе веры – собирание вместе, исповед-е, обязывает верить в ед-во бога в 3-х лицах. Гл. догмат – почитание И.Х., далее – искупление; д-т о воскрешении И.Х. Догмат Троицы: Святой Дух исходит от Бога-Отца. Таинства: крещ. (троекратно окунают); миропомаз.; причащ-е –едят хлеб (квасный) и пьют вино – кровь и плоть Х. (разный хлеб у кат-ков и правосл.); покаяние – исповедь –признание своих грехов п/д свящ-м, кот-й их отпускает; собор-ие – таинство над больным или умершим; венчание – дух-е соед-ие; свящ-во – возведение в свящ-й сан.Экуменизм – движение за объед-е всех христ-х церквей, осознание всеми христ-ми напр-ми своего сущностного единства. В нач 20в. 4 экум-х движ-я, кот. потом слились воедино. Хар-но развитие экумен. связей с др. рел-ми. В 1910 – всемирное христ-е студ-е движ-ие. Гл.задача – достиж-ие межцерков.сотруд-ва. В 1921г. - м/н совет миссионеров с целью объед-я всех христ. напр-ий. Ведутся межрелиг-е контакты (1948г. – созд-е Всемирного совета церквей ). 3 осн-х напр-я, хар-ие отнош. к др. религиям: эксклюзивизм (спасение и веч. жизнь искл. христиан); инклюзивизм (спасение возм. д/всех людей, независимо от религии); плюрализм – все мир.религии дают равные возм-ти спас-я и открыты д/межрелиг. диалога. Религ.сит--я: GB – англ-во -всемирное содр-во церквей; либер-е отн-е к нов. религ-м движ-ям (несмотря на наличии гос.церкви); с сер.20в. испыт-ет сильное возд-ие внеш. обмирщ-й среды, сократ-сь кол-во людей, регулярно приним-х участие в богослуж-ии; многие англикане хотят, чтобы англ-во стало более катол. в богослуж., более евангелист-м в молитве и более соврем. по духу; усил-ся радик-я теология; традиц-ты отриц. слишком шир. экумен-ие тенд-ции; разногласия в среде иерархии и дух-ва ?новые проблемы п/д англ.церковью. Фр-я: наименее религ-я страна в Евр. (секуляр-я); кризис кат-ма – после 1мв, затем всплеск религ-ти в 60-70-х, падение – в 80-90-х.; акт-е вторжение мирян в религ. жизнь – дефицит священослуж.; но больш-во соблюдают религ. традиции и обычаи; 84% вер-х - католики, 4,5% - мусульмане, 1,5% - прот-ты, 1,3% - иудеи; кол-во вер-ей молодежи незначит.; шир. распростр. мусульм-во (проблемы: хотят, чтобы признали их права), иудаизм, протест-во, мода на буддизм, нов.религии (признали сайентологию как религию). Герм.: большая пестрота рел-й из-за сильной иммиграции; самое круп. нов. религ-е движ-е – новоапост-я церковь («общины 1-х христиан»); серьезное противод-е новым рел-м оказ-ют протест-е церкви. Италия: 75% верующих (катол.); общ-во позитивно оцен-ет церковь в отн-ии больш-ва соц. проблем; 2-я после Фр. страна по числ-ти мусс-н (с Сицилии).





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации