Экономическая психология. Сборник тем - файл n7.rtf

приобрести
Экономическая психология. Сборник тем
скачать (170.5 kb.)
Доступные файлы (12):
n1.doc81kb.25.09.2002 15:32скачать
n2.doc27kb.18.10.2006 21:37скачать
n3.doc25kb.12.10.2006 19:48скачать
n4.doc28kb.12.10.2004 19:33скачать
n5.doc85kb.03.04.2006 10:36скачать
n6.doc74kb.28.02.2002 10:49скачать
n7.rtf167kb.15.03.2006 11:41скачать
n8.doc95kb.20.06.2003 17:14скачать
n9.doc77kb.12.10.2004 19:30скачать
n10.doc141kb.23.01.2004 14:49скачать
n11.rtf243kb.03.02.2004 18:16скачать
n12.rtf38kb.18.10.2006 21:36скачать

n7.rtf

Психология денег
1. Деньги как объект психологических исследований

Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Все экономические теории построены на предпосылке рационального поведения экономических агентов. Рациональным же с экономической точки зрения является поведение, обеспечивающее максимизацию дохода. Поэтому такие типы поведения, как добровольный бесплатный труд, благотворительность, подарки, игра в лотерею, рассматриваются как иррациональные.

Постулат экономической рациональности представлен в социальных науках на различных уровнях.

Наиболее строгая формулировка сводится к тому, что люди преследуют почти исключительно экономические интересы и при этом обладают точным знанием и достаточной логикой для того, чтобы сделать рациональный выбор между материальными объектами. Эта теория несостоятельна с теоретической и эмпирической точек зрения.

Вторая версия состоит в том, что люди почти всегда ведут себя рационально по отношению к известной им экономической ситуации, то есть они всегда экономят . Проблема в том, что эта теория не объясняет многие факты, например, традицию дарить подарки.

Согласно третьей версии, рациональность есть не более чем понятийное упрощение, на основании которого строятся экономические теории и модели. Если теории, построенные на предпосылке рациональности, не согласуются с фактами, она может быть отброшена.

Наконец, экономическую рациональность можно рассматривать как институциализированную ценность (Smelser, 1963), то есть как стандарт поведения, которому стремится следовать большинство отдельных лиц и организаций. Это норма, которой люди могут подчиняться или не подчиняться, и которая, следовательно, является элементом социального контроля.

Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда; как в случае неврозов и зависимостей; действуют себе в ущерб хотя и против своей воли, но вполне сознательно.

Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений (Furnham & Argyle, 1998):



2. Установки по отношению к деньгам

Наиболее распространенный взгляд на деньги сводит их простому средству обмена, абсолютно безличному и обыденному. Однако если проанализировать не вполне логичное поведение коллекционеров, дарителей подарков и жертвователей в пользу благотворительных организаций, становится понятным, что деньги несут в себе не только обыденный, но и сакральный смысл, и могут олицетворять собой как добро, так и зло. Этот тайный смысл денег оказывает огромное влияние на наши экономические установки.

Т.Вайсман в работе Деньги как мотив пишет: Для клептоманов или женщин, разоряющих мужчин, деньги символизируют утраченные интроецированные объекты; они стремятся к деньгам, чтобы тут же от них избавиться. Люди с депрессивным характером, которые страдают от эмоционального голода, рассматривают деньги как потенциальную пищу. Для одних деньги символизируют их сексуальную состоятельность, и они воспринимают потерю денег как кастрацию. Другие в минуту опасности начинают жертвовать крупные суммы денег в целях профилактической самокастрации . Третьи тратят деньги совершенно импульсивно, без всякого учета их реальной стоимости. Почти каждый из нас действует в ущерб своим интересам, когда речь идет о бесценных объектах. А за некоторые головы, напротив, может быть назначена цена.

Всеобщая эквивалентность денег это иллюзия: на кровавые деньги покупают совсем не то, что на честно заработанные, а деньги, полученные в дар от короля, это не то же самое, что выигрыш в лотерею (Wiseman, 1974).

Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в наши самые иррациональные и глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх. Большинство людей верит, что многие из их повседневных проблем можно было бы разрешить, если бы у них было достаточно денег.

Белк и Валлендорф (Belk & Wallendorf, 1990) предлагают различать сакральный и профанный смысл денег. Профанные объекты взаимозаменяемы и оцениваются чисто утилитарно. Сакральные объекты часто не предназначены для функционального использования и не могут обмениваться на обычные объекты. Обмен священных объектов на деньги разрушает их сакральный статус, поскольку подвергает их недопустимому контакту с областью профанного. В Западных странах деньги слишком профанированы, чтобы использоваться для некоторых особых случаев: за деньги нельзя купить невесту, освобождение от уголовного наказания и (в идеале) политическую должность. Деньги рассматриваются как неподходящий подарок, поскольку представляют собой слишком точную меру любви.

Иудейско-христианская этика относится к деньгам противоречиво: с одной стороны, верующих призывают быть бескорыстными, альтруистичными и аскетичными, а с другой трудолюбивыми, бережливыми и справедливыми.

Белк и Валлендорф считают также, что деньги, заработанные трудом, не приносящим внутреннего удовлетворения, являются целиком профанными, а доходы, извлекаемые из любимого дела, воспринимаются как сакральные. Со времен Древней Греции до наших дней предпринимательство, искусство зарабатывания денег, воспринимается как нечто сомнительное. Деятельность буржуа, nouveau riche, менее почетна, чем труд ремесленника и рабочего или богатство аристократа.Добровольная бесплатная работа священна, а точно такая же работа, выполняемая за деньги, профанна. Для некоторых людей плата за ведение домашнего хозяйства и уход за детьми кажется неприемлемой, поскольку профанирует священный долг. Однако проституция успешно трансформирует сакральный акт в формальный деловой обмен.

Таким образом, пишет Белк, деньги, полученные за работу, выполненную со страстью, священны, так же как и деньги, заработанные тяжелым трудом и не сулящие большого богатства. Деньги, приобретенные без труда, рассматриваются как зло и угрожают поработить человека, даже если он пытается использовать их на добрые цели (Belk, 1991).

Рассматривая сакральное использование денег, Белк отмечает, что оно может быть профанировано: например, подарок может терять свою ценность, если человек слишком озабочен его ценой. Механизмы сакрализации обычно участвуют в приобретении подарков и сувениров, в благотворительных пожертвованиях, а также в приобретении ранее сакрализованных объектов. Цель сакрализации превращение денег в объекты, несущие особый смысл и значение. Трансформация сакрализованных денег обратно в деньги (например, продажа подарка) обычно осуждается. Многие люди отказываются превращать определенные объекты в деньги, предпочитая их дарить. Точно так же люди могут отказываться от денег, предлагаемых за бескорыстную помощь, считая свою помощь подарком.

Шкала денежной этики

Танг (Tang, 1992, 1993) разработал опросник для измерения установок по отношению к деньгам, названный им Шкалой денежной этики (Money Ethic Scale, MES). Исследователь полагает, что эти установки имеют три компонента: аффективный (добро, зло), когнитивный (связь денег с достижениями, уважением, свободой) и поведенческий. Шкала содержит 30 простых утверждений, отражающих 5 независимых факторов: добро ( Я высоко оцениваю деньги , Деньги на дороге не валяются ); зло ( Деньги корень всякого зла , Не в деньгах счастье ); достижение ( Деньги символ успеха , За деньги можно купить все ), уважение или самооценка ( Деньги привлекают к тебе друзей , Иметь деньги почетно ), бюджет ( Я тщательно рассчитываю свой бюджет , Я всегда вовремя плачу по счетам ), свобода или власть ( Деньги дают свободу и независимость , Деньги это власть ). Шкала была валидизирована на 769 испытуемых и обладает достаточной внутренней согласованностью.

Использование этого инструмента позволило проверить многие гипотезы. Так, было показано, что люди с высокими доходами склонны видеть связь денег и достижений, тогда как молодежь чаще рассматривает деньги как зло. Испытуемые, имеющие более низкий уровень денежных притязаний, продемонстрировали большую удовлетворенность жизнью и меньший уровень стресса. Была установлена значимая корреляция между внутренним удовлетворением от работы и мнением о том, что деньги это символ свободы и власти. Внешняя трудовая мотивация коррелировала с мнением о том, что деньги не есть зло.

Структура установок по отношению к деньгам

Социальные психологи с середины 50-х годов пытались создать инструмент для измерения установок по отношению к деньгам. Первой успешной попыткой такого рода можно считать опросник Рубинштейн, предложенный ею читателям журнала Psychology Today (Rubinstein, 1981). Исследовательница получила почти 20.000 ответов, и ее выборка достаточно равномерно отражала британскую популяцию. Данные, полученные Рубинштейн, оказались весьма неожиданными. Например, почти половина ее респондентов никогда не обсуждали свои доходы с родителями и друзьями. Менее одной пятой говорили об этом со своими братьями или сестрами. То есть оказалось, что люди думают о деньгах почти постоянно, но говорят о них очень мало и с очень немногими людьми. С ростом доходов возрастает таинственность и стремление скрыть свое богатство. Данные позволили классифицировать людей на материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных . Эти две группы существенно различаются во многих отношениях. Материально благополучные контролируют свои финансы, тогда как неблагополучные позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний.

Рубинштейн также изучала влияние половых различий на установки по отношению к деньгам. Вопреки распространенному мнению, оказалось, что мужчины и женщины придают одинаковое значение в своей жизни работе, любви, заботе о детях и финансам. Однако мужчины более доверчивы и уверены в себе в финансовых вопросах, чем женщины. Они более удовлетворены своей финансовой ситуацией и более оптимистичны относительно своего будущего финансового положения. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувства беспомощности, депрессии, гнева, зависти, паники и стыда, и чаще восхищение, счастье и любовь.

Ямамучи и Темпер (Yamamuchi & Temper, 1982) попытались создать стандартизованную Шкалу денежных установок (Money Attitude Scale, MAS). С помощью факторного анализа шестидесяти двух утверждений было выявлено 5 независимых факторов: власть-престиж, откладывание на будущее, недоверие, качество и тревога. Для окончательного варианта опросника было отобрано 29 наиболее надежных пунктов. Авторы обнаружили, что установки по отношению к деньгам практически не зависят от доходов человека. Были выявлены различия между мужчинами и женщинами по фактору времени (планирование, откладывание на будущее). Неожиданным оказался результат, противоположный взглядам большинства: выяснилось, что женщины чаще используют деньги как орудие в борьбе за власть.

Фарнэм (Furnham, 1984), используя данные предыдущих исследований, разработал опросник из шестидесяти утверждений, отражающих широкий круг установок, мнений и ценностей, связанных с деньгами. Результаты статистической обработки выявили шесть ортогональных факторов: зависимость, власть/использование, планирование, безопасность/консерватизм, неадекватность, усилие/способность.

Согласно полученным данным, пожилые и более богатые люди оказались больше озабочены своим будущим, чем молодежь и бедняки. Исследование зависимости между самооценкой и отношением к деньгам показало, что люди, склонные к импульсивным тратам (навязчивые покупатели), имеют более низкую самооценку, чем рациональные потребители. Для одержимых покупателей деньги обладают символической способностью повышать их самооценку (Hanley & Wilhelm, 1992). Навязчивые покупатели больше, чем обычные, склонны видеть в деньгах способ решения проблем и чаще рассматривают деньги как основание для сравнения. Они используют деньги для демонстрации статуса и власти. Они обычно говорят о том, что им не хватает денег (особенно по сравнению с их друзьями). Траты денег для них обычно сопряжены с внутренним конфликтом.

Шкала Фарнэма была использована для изучения национальных различий в установках по отношению к деньгам в сорока трех странах (Lynn, 1991). Была получена статистически значимая отрицательная корреляция между ценностью денег и национальным доходом на душу населения. В более богатых странах люди придают деньгам меньше значения.

В целом исследования установок по отношению к деньгам за последние 20 лет выявили их связь с демографическими (пол, возраст, социальный класс), национальными и личностными факторами. Женщины, люди старшего возраста, представители низших социальных слоев и невротики больше озабочены проблемой денег, чем все остальные.

Экспериментальные исследования

Классический эксперимент по изучению влияния бессознательных установок на восприятие был проведен Брунером и Гудманом в 1947 г. (Bruner & Goodman, 1947).

Десятилетних испытуемых из бедных и богатых семей просили сравнить размеры кружков света с размерами монет. Контрольная группа сравнивала размеры световых кружков с размерами серых картонных дисков соответствующего монетам диаметра. Монеты (объекты, обладающие социальной ценностью) оценивались как обладающие большими размерами, чем картонные диски, и чем выше было достоинство монеты, тем больше было расхождение между ее воспринимаемым и реальным размером. Бедные дети переоценивали размеры монет значительно сильнее, чем богатые. Эффект переоценки значимых объектов оказался повсеместным и был подтвержден в более чем 20 экспериментах других исследователей.

Фарнэм провел эксперимент по изучению воспринимаемой ценности мелких монет (Furnham, 1985a). Четыре самые мелкие британские монеты были рассыпаны на улице, и наблюдатели фиксировали реакции людей, которые их видели. Из 200 человек, заметивших монеты, 56 человек проигнорировали самую мелкую монету (1/2p), 44 человека проигнорировали монету в 1p, 16 - 2p, и 10- 5p. Был сделан вывод о том, что этот незамысловатый способ измерения может быть полезен для изучения столь табуированной и эмоционально нагруженной темы, как деньги, особенно в периоды инфляции, безработицы и денежных реформ.
3. Психология сбережений

В отличие от исследований, посвященных тому, как люди тратят деньги, работ по психологии сбережений относительно немного. Почему люди копят деньги? Катона (Katona, 1975) на основании многолетних наблюдений выявил четыре наиболее распространенные цели, ради которых американцы откладывали деньги:

несчастные случаи (болезни, безработица),

старость и уход на пенсию (об этом начинают беспокоиться начиная с

тридцатилетнего возраста),

образование детей,

покупка дома (или других товаров длительного пользования).

Катона отмечает, что люди относительно редко откладывают деньги, чтобы потратить их в дальнейшем, или ради улучшения качества жизни. Во-вторых, почти никто не упоминает в качестве цели сбережений получение дополнительного дохода или дивидендов по вкладам. И, в третьих, его исследование показало, что сбережения являются очень важной целью для большинства людей. Их отсутствие рассматривается как большое несчастье, а иногда как нравственный изъян. Ценность экономии свидетельствует о действенности пуританских установок у современных американцев, несмотря на все разговоры о потребительской психологии , характеризующей нынешний век (Katona, 1975, p.234).

Работа Катоны была основана на допущении о том, что сбережения повсеместно рассматриваются как позитивная ценность, возможно, связанная с протестантской трудовой этикой. Исследование британского психолога Фарнэма (Furnham, 1985b) показало, что это предположение не всегда справедливо для англичан. Во-первых, некоторые из них полагают, что делать сбережения бессмысленно. Во-вторых, бережливость для них не всегда прямо связана с протестантской трудовой этикой.

Эти различия могут зависеть от разных причин: экономической депрессии в Великобритании в середине 80-х (в отличие от экономического подъема в Америке в 70-х), различия в политическом и экономическом устройстве двух стран, особенностей выборки.

Фарнэм показал прямую линейную зависимость сбережений от возраста (люди старшего возраста более бережливы). Зависимость от образования оказалась нелинейной: наиболее и наименее образованные отрицательно относятся к сбережениям (но не к инвестициям). Благосостояние не оказывает заметного влияния на отношение к сбережениям, за исключением того, что с ростом доходов мнение о бесполезности сбережений встречается реже. Лант и Ливингстон (Lunt & Livingstone, 1991) попытались выявить экономические, демографические и психологические характеристики людей, склонных и не склонных делать сбережения, с помощью двадцатистраничного опросника, на который ответило около 250 взрослых британцев. Они обнаружили, что люди, делающие сбережения, имеют более высокий уровень образования и доходов. Они более оптимистичны, чем те, у кого нет сбережений. Они также полагают, что распоряжаются своими финансами лучше, чем их родители; чувствуют себя лучше, чем их родители в том же возрасте; ожидают, что через год их состояние улучшится; полагают, что экономика в целом процветает; не склонны к фатализму, считают, что контролируют свое финансовое положение; верят, что финансовые проблемы других людей вызваны их недисциплинированностью; не склонны тратить деньги в угоду сиюминутным желаниям; обычно делают покупки в немногих излюбленных ими магазинах.Люди, не делающие сбережений, обычно утрачивают контроль над своими финансами, считают себя жертвой внешних обстоятельств, но склонны обвинять себя и сокрушаться, когда дела идут плохо. Обычно они не обсуждают свое финансовое положение с друзьями и родственниками, предпочитая оставлять его в тайне. Тем самым они лишают себя социальной поддержки в трудных обстоятельствах. Они предпочитают делать покупки где попало и считают, что кредитная карточка только усложняет их жизнь. На самом деле это они сами усложняют себе жизнь, придерживаясь непоследовательных стратегий и теряя контроль над своим поведением.

Авторы обнаружили, что экономические переменные имеют высокую предсказательную силу в отношении общего объема сбережений, тогда как психологические переменные хорошо предсказывают, какую часть своих доходов и с какой регулярностью человек будет откладывать.

Как показывает современная практика, традиции в области сбережений постепенно меняются. Наиболее типичные причины в развитых странах:

  1. На протяжении ряда последних десятилетий постепенно снижается доля средств, направляемых населением на цели накопления. В качестве причины можно отметить устойчивое положение экономики, развитие потребления, ориентация на жизнь "здесь и сейчас".

  2. Наблюдается определенное замещение операций по накоплению процессом получения кредитов. Доступность и относительная дешевизна кредита сокращает потребность в сбережении.

  3. Сбережение все больше ориентируется на поддержание достигнутого стандарта жизни.

  4. Вовлекаемые в процессе накопления слои людей все больше готовы к тому, чтобы нести соответствующую долю риска

Таблица

Формы сбережений и денежных накоплений домашних хозяйств ФРГ, %




1991

1995Денежные накопления, всего

в том числе:

страхование

депозиты в банке

приобретение ценных бумаг

депозиты в пенсионные фонды предприятий

депозиты в строительные сберегательные кассы100,0
21,0

32.2

39.9

6.4

2.6100,0
36.5

33.1

24.6

4.4

1.5Таблица 2

Формы сбережений и денежных накоплений домашних хозяйств в России в 1997, %

Формы сбереженийНаличный долларовый запас

Депозиты в банке

Наличный рублевый запас

Вложения в недвижимость

Покупка ценных бумаг39,6

33,5

14,8

7,3

4,8

Долги

Мэтьюз (Matthews, 1991) считает, что существует множество причин, по которым люди залезают в долги. Люди могут покупать множество вещей, пытаясь повысить собственную самооценку или воплотить какое-либо фантастическое представление о самих себе. Некоторые могут перерасходовать средства из-за бессознательного желания разориться, избавиться от денег, так как в глубине души считают их отвратительными. И наоборот, они могут много тратить, чувствуя неудовлетворенность какими-то важными аспектами своей жизни и пытаясь временно избавиться от ощущения пустоты и несчастья. Люди могут много тратить, потому что навязчивое поведение такого рода было принято в их семье, или, наоборот, из-за бунта против семьи, в которой бережливость рассматривалась как высшая ценность. Наконец, можно тратить, чтобы не отстать от других, или будучи не в состоянии сопротивляться давлению рекламных посланий. В исследовании, посвященном основным причинам долгов (Lea et al., 1995), было выделено восемь факторов, детерминирующих подобное поведение.

  • Социальное одобрение долгов: поскольку общество движется от осуждения долгов к поддержке кредитов, современная потребительская мораль относится к долгам терпимо (и даже приветствует их).

  • Экономическая социализация: семьи, считающие долги приемлемыми, воспроизводят подобную модель в следующих поколениях.

  • Социальное сравнение: если люди сравнивают себя с несоответствующей (более богатой) референтной группой, они с большей легкостью залезают в долги, чтобы быть не хуже других .

  • Умение распоряжаться деньгами: неспособность рационально распоряжаться деньгами указывает как на общую неорганизованность, так и на финансовые проблемы.

  • Потребительское поведение: неадекватные модели потребления (например, уверенность в необходимости предметов роскоши) рано или поздно приводят к долгам.

  • Временной горизонт: чем менее реалистична временная перспектива, в которой существует человек, тем легче он делает долги.

  • Отношение к долгам: если человек не чувствует беспокойства или сожаления, когда ему приходится брать в долг, он чаще прибегает к подобному поведению.

  • Фатализм: чем больше у человека выражен внешний локус контроля, тем более он склонен залезать в долги.


4. Восприятие ценности денег

Обратимся теперь к вопросу: меняется ли ценность денег в восприятии человека?

Были выявлены следующие закономерности.

  • Субъективное ощущение ценности денег во многом определяется тем, как рано данная личность стала зарабатывать и самостоятельно расходовать деньги.

  • Субъективная ценность денег становится ниже по мере повышения жизненного стандарта, уровня благосостояния человека, по мере накопления жизненного опыта, когда индивид познает , что далеко не все блага и стимулы в жизни связаны с оплатой.

Существует и аспект, связанный с дизайном и графической формой денег.

К сожалению, не всегда учитывается, что внешний вид купюры - достаточно сильное средство воздействия на подсознание нации. Замечено, что более мелкая по номиналу, но хорошо оформленная купюра успешнее повышает свой шанс в оценке ее человеком по сравнению с дорогой, но имеющей серый облик.

К деталям внешнего вида денег, воспринимаемым человеком в первую очередь относятся:

  • Цветовая гамма,

  • плотность и насыщенность рисунка

  • тип и выражение лица государственной фигуры;

  • четкость обозначенной суммы.

Реакция на отток денег .

Важной психологической характеристикой является отношение людей к факту сокращения имеющихся у них денег. Данная реакция может зависеть от целого ряда обстоятельств. Например, от типа личности, способа зарабатывания денег. Расставание с суммами, полученными в наследство, в связи с неожиданными обстоятельствами психологически происходит сравнительно легче и проще.

На психологическое восприятие оттока денег влияет также характер окружающей обстановки. Например, в условиях отпуска, рождественских и новогодних праздников, на различного рода торжественных мероприятиях с деньгами расстаются заметно проще, чем это обычно принято.

Реакция в отношении денег зависит и от того, в каком ролевом положении находится тот или иной человек. Так. Приглашение других людей к себе в гости, раздача подарков приводит человека в такое состояние, при котором теряется традиционное отношение к ценности денег.

Эмоции в связи с уходящими из рук деньгами зависят и от их внешней формы. Согласно исследованиям П. Вебли, металлические деньги , как правило ценятся ниже бумажных купюр. Подсознательно человек на более высоком уровне оценивает денежную купюру с высокой нарицательной стоимостью. Ему легче расплатиться той же суммой, но в совокупности мелких денежных знаков, чем одной купюрой.

Более просто люди расстаются с деньгами при использовании абстрактных форм денег.
5. Влияние денег на формирование личности

Исследователи экономической социализации рассматривали вопрос о том, как формируются представления о деньгах у детей. Элементарные представления о деньгах и покупках есть уже у детей 4-6 лет. В 6-8 лет происходит развитие понятий о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой. Дети 8-9 лет осознают ценность денег, появляется осознанное понятие богатства и бедности. 10-12 лет - возраст, когда развиваются умения строить экономические отношения. В 12-15 лет знания подростков приближаются к знаниям взрослых о роли и функциям денег.

Представления о деньгах у детей формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь. Экономическая социализация, полученная в семье , оказывает сильное влияние на экономическое поведение детей. Они нередко тратят деньги по той же модели, что и их родители. (покупают много дешевых вещей или копят на дорогие и др.). Ощущение себя богатым или бедным оказывает влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности. Отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большим заработком, организовывать коммерческую или производственную деятельность часто вопреки способностям, задаткам и наклонностям.
Богатство и счастье

Каково влияние богатства на человеческую жизнь? Делает ли оно людей более счастливыми или здоровыми? Многочисленные исследования показывают, что между доходами и благополучием нет прямой связи (Headey, 1993). Однако это не верно в отношении самых бедных и самых богатых: четкая связь между доходами и благополучием наблюдается у тех, чьи годовые доходы ниже $15.000 и выше $100.000 (Diener et al., 1993).

Эти данные подтверждаются исследованием 49 американцев, зарабатывающих более $10 миллионов в год; они чувствуют себя счастливыми 77% времени, тогда как у представителей контрольной группы ощущение счастья длится примерно 62% времени (Diener et al., 1988).

Если удовлетворенность мультимиллионеров своим положением не нуждается в каких-либо комментариях, то отсутствие корреляции между доходами и благополучием в средней группе требует объяснения. Было выдвинуто несколько гипотез, объясняющих этот факт.

  • Адаптация: хотя любой человек радуется, когда его доходы возрастают, он очень быстро привыкает к этому, и положительный эффект сходит на нет.

  • Сравнение: люди относят себя к богатым или состоятельным на основе сравнения с другими. Однако с возрастанием доходов они обычно переходят в более дорогой сектор рынка, где всегда найдется кто-то более богатый, чем они.

  • Альтернативы: как говорят экономисты, предельная полезность денег снижается с увеличением их количества, и человек начинает больше дорожить другими ценностями, например, свободой или искренней дружбой.

  • Беспокойство: возрастание доходов приводит к тому, что основная часть забот смещается от финансовых вопросов к менее контролируемым элементам жизни (например, саморазвитию). Возможно, деньги связаны с чувством контроля над своей судьбой.

В более бедных странах, таких, как Индия и Бразилия, наблюдается более строгая зависимость между доходом и благополучием.

Однако существуют также исключения из общего правила. Множество бедных людей совершенно счастливы и удовлетворены своей судьбой. Они ничего не делают для того, чтобы изменить свое положение. Это объясняется адаптацией и выученной беспомощностью , вызванной долгим опытом бессилия что-либо изменить в своей ситуации (Olson & Schober, 1993).

Интересные исследования были проведены среди людей, выигравших в различные лотереи. Большинство из тех, кто выиграл крупные суммы, почувствовали себя не намного счастливее (Smith & Razzel, 1975). Эти исследования подтверждают гипотезу адаптации: люди очень быстро привыкают к новым условиям, и их удовлетворенность жизнью возвращается к исходному уровню. К тому же многие из победителей лотерей столкнулись с серьезными проблемами: 70% из них бросили работу и лишились удовлетворения от своего труда и общения с коллегами; некоторые переехали в боле комфортабельные дома и столкнулись там со снобизмом и презрением соседей; некоторые поссорились со своими близкими и друзьями, которые надеялись разделить с ними выигрыш. У многих возникли проблемы в определении собственной идентичности: только 28% уверенно назвали социальный класс, к которому они принадлежат.

Почему же влияние богатства на благополучие столь незначительно? Один из ответов состоит в том, что существуют другие, более существенные источники счастья.

Австралийские исследователи (Headey & Wearing, 1992) выделили несколько факторов, имеющих положительную корреляцию с удовлетворенностью жизнью и отрицательную с показателями тревожности и депрессии.

Сферы удовлетворенияУдовлетворенность жизньюТревожностьДепрессияДосуг.42-.29-.29Семья.39-.29-.32Работа.38

-.27-.36Качество жизни.38-.18-.26Друзья.37-.15-.12Сексуальная жизнь.34-.19-.33Здоровье.25-.23-.14Как видно из этой таблицы, наиболее важный источник счастья досуг

относительно слабо связан с наличием денег. Большинство видов досуга почти бесплатны общение с друзьями, прогулки, хобби, публичные библиотеки и занятия спортом, телевидение и радио. Некоторые формы досуга требуют денег особенно путешествия, ужины в ресторанах, посещение театров, некоторые виды спорта.

Социальные отношения семья и друзья приносят подлинное удовлетворение только в том случае, когда дружба и любовь не покупаются за деньги. Работа является одним из главных источников денег для большинства, но этим не исчерпывается приносимое ею удовлетворение. Исследования внутренней мотивации трудовой деятельности (Blauner, 1960) показывают, что люди ценят в своей работе возможность добиваться успеха, совершенствовать свои навыки и способности, сотрудничать с коллегами, помогать людям, улучшать существующее положение дел.











Психология денег
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации