Экономическая психология. Сборник тем - файл n6.doc

приобрести
Экономическая психология. Сборник тем
скачать (170.5 kb.)
Доступные файлы (12):
n1.doc81kb.25.09.2002 15:32скачать
n2.doc27kb.18.10.2006 21:37скачать
n3.doc25kb.12.10.2006 19:48скачать
n4.doc28kb.12.10.2004 19:33скачать
n5.doc85kb.03.04.2006 10:36скачать
n6.doc74kb.28.02.2002 10:49скачать
n7.rtf167kb.15.03.2006 11:41скачать
n8.doc95kb.20.06.2003 17:14скачать
n9.doc77kb.12.10.2004 19:30скачать
n10.doc141kb.23.01.2004 14:49скачать
n11.rtf243kb.03.02.2004 18:16скачать
n12.rtf38kb.18.10.2006 21:36скачать

n6.doc

Психологические основы экономического поведения.

Основные психологические подходы к изучению личности.

Представители различных психологических школ на протяжении многих лет развития психологии пытаются объяснить почему человек ведет себя так, а не иначе, каким образом мы можем вызвать желательное и предотвратить нежелательное поведение. Но за конкретным поведением стоит личность человека. Изучение личности, ее структуры, особенностей, может многое объяснить, поэтому многие исследователи обращались в первую очередь к изучению личности. Мы рассмотрим несколько основных подходов к изучению личности, а также некоторые характеристики, выработанные в рамках одной или другой школы, но используемые теперь повсеместно. Например, мы часто встречаем термин «экстраверт», описывающий человека общительного, открытого для контактов, но не многие знают, что впервые этот термин ввел Карл Густав Юнг, а на основе его классификации развилась учение о психологических типах – соционика.

В экономической психологии для изучения мотивов экономического поведения, механизмов принятия решений, психологических характеристик определенных типов людей активно используют термины, выработанные в основных подходах в изучении личности;

Основные психологические теории личности


  1. Психоаналитические (Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон);

  2. Бихевиористические ( И.П. Павлов, Дж Уотсон, Эдвард Л. Торндайк, Б.Ф. Скиннер)и необихевиористические (Дж. Роттер)

  3. Социально-познавательные (Ж. Пиаже, А, Бандура, Дж. Келли)

  4. Гуманистические (К. Роджерс, А. Маслоу)

Психоаналитический подход


Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Структура личности


Ид –хранилище подсознательной психической энергии, которая служит целям выживания, продолжения рода, агрессии. Действует на основе принципа удовольствия.

Эго –компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Действует, исходя из приницпа реальности. Цель которого –сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и\или будут найдены подходящие условия во внешней среде.

Суперэго – последний компонент развивающейся личности , представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Суперэго – это своеобразный голос совести, заставляющий эго учитывать не только реальное, но и идеальное в жизни.

Фрейд первым разделил сознание и бессознательное, уподобив сознание вершине айсберга. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных такими воздействиями, о влиянии которых на его поведение человек не дает себе отчета. Сущностная характеристика всей сферы бессознательного – слитность субъекта и мира, неразрывность того, что со мной происходит и моего отношения к происходящему. Именно благодаря этой характеристике человек воспринимает мир и запоминает его. Разнообразие проявлений бессознательного в поведении человека можно объединить в следующие группы.

  1. Надиндивидуальные надсознательные явления – это усвоенные человеком типичные для данной группы (общности) образцы поведения и познания, влияние которых не осознается человеком.

  2. Неосознанные мотивы поведения . О существовании этого касса явлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выполнению действий, импуль которых неизвестен человеку.

  3. Неосознаваемые резервы органов чувств. Речь идет о воздействии на поведение подпороговых чувств.

  4. Неосознаваемые регуляторы способов выолнения деятельности (операциональные стереотипы).

Психологическая защита – неосознанная регулятивная система стабилизации личности, не допускающая глубоких изменений сложившихся взгладов человека и направленная на устранение или сведение до минима неприятных, травмирующих личность переживаний.

Аналитическая теория (К.Г. Юнг) на ранних этапах своих исследований был последователем Фрейда, однако не придавал столь большого значения сексуальным инстинктам. Структура психики по Юнгу: душа состоит из эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Он рассматривал наиболее типичные архетипы – факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия. (Мать, ребенок, герой, мудрец, Божество, Солнце, Смерть). Архетипические образы часто отражаются в символах, используемых в живописи, литературе, кинорежиссуре.

Юнг считал, что информацию из окружающего мира человек воспринимает с помощью рациональных и иррациональных психологических функций, а направленность активности определяется одним из видов эго-направленности: экстраверсии или интроверсии.

Психологические функции

Рациональные Иррациональные

Мышление и чувства Ощущения и интуиция

На основе такой классификации Майерс –Бригс была разработана классификация 16 типов личности.

Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера (1870-1937)

Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении личности в целом. Человеческая жизнь рассматривается Адлером, как непрерывное стремление к совершенству. Все проявление поведения человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно понять только через понимание социальных отношений. У каждого человека есть чувство общности, или социальный интерес – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Основные концепции и принципы

Чувство неполноценности и компенсация. В качестве источника для формирования данного чувства может выступать: неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей.

Стремясь преодолеть чувство неполноценности, человек стремится к превосходству в различных областях деятельности и достигает в них значительных результатов, компенсируя этим неполноценность.

Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида.

Социальный интерес – люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. В зависимости от выраженности социального интереса и степени активности, Адлер выделяет следующие типы людей.


Тип личности

Социальный интерес

Степень активности

Управляющий тип

-

+++

Берущий тип

+

+

Избегающий тип

-

-

Социально-полезный тип

+++

+++


Порядок рождения детей в семье влияет на степень их личностной активности.

Бихевиоральное направление


Человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций. Реакция следует за определенным стимулом – респондентное поведение. Оперантное поведение – организм активно воздействует на окружение, пытаясь изменить событие каким-либо образом.

Если последствия для организма благоприятны, то вероятность повторения такого поведения усиливается и наоборот. Закон эффекта Торндайка заключается в том, что если за реакцией непосредственно следует подкрепление, то связь между стимулом и реакцией усиливается.

Существует два способа контроля поведения: аверсивный контроль – когда поведение контролируется неприятными (болевыми) стимулами.

Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление.

Социально –познавательный подход.

Представителей данного подхода часто называют необихевиористами. К ним относятся Альберт Бандура и Джулиан Роттер.

Бандура предложил причины функционирования человека понимать в терминах взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения.

Наше поведение регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. В отличие от бихевиористов, Бандура утверждает, что новые формы поведения можно приобрести и при отсутствии внешнего подкрепления. Например, обучение через наблюдение.

Саморегулирование. Поведение человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики.

Самоэффективность. – умение людей осознавать свои способности, выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации.

Джулиан Роттер исследовал субъективную вероятность, с какой, по мнению человека определенное подкрепление будет иметь место как следствие определенного поведения в определенной ситуации.

В качестве детерминант ожидания успеха (т.е. степени уверенности человека в том, что достижение цели зависит прежде всего от собственных усилий или от того, как сложатся обстоятельства) Роттер предлагает понятие «локуса контроля». Экстернальный локус контроля предполагает, что человек считает, что собственная активность при достижении цели вторична, все зависит от того, как сложатся обстоятельства, случай, судьба, рок и т.д. Такие люди в большей степени полагаются на везение, верят в приметы. Не стремятся ответственность за собственное благополучие взять на себя (ждут помощи от государства, профсоюзов, друзей и т.д.). Интернальный локус конроля свойственен тем людям, которые активно преобразовывают жизнь, во всем полагаясь на собственные силы, ответственность берут на себя и т.д.

Приобретенная беспомощность.

Беспомощным и угнетенным людям часто кажется, что контроль над ситуацией находится за пределами их возможностей, и такая покорность только ухудшает положение. Этот факт изучал Мартин Селигман и другие исследователи в экспериментах над животными.

Чувство самоконтроля имеет главное значение для жизнедеятельности человека. Таким образом, для людей необходимо создавать условия, которые бы поощряли ощущение самостоятельности и компетентности.

Оптимизм. Чтобы выяснить степень вашей беспомощности или активности, нужно знать, где вы находитесь на шкале оптимизма-пессимизма. Сеоигман и Питер Шульман изучали страховых агентов с точки зрения оптимизма, и выяснили, что те из них, кто во время неудачи не теряли оптимизма, а относились к ней как к временной, видели ее причину не в своей некомпетентности, а в необходимости искать новые подходы, продавали на протяжении года больше страховых полисов.

Психологи социально-когнитивного направления исследуют влияние разных жизненных ситуаций на поведение людей и их отношение к окружающему миру. Один из ярких примеров социально-когнитивной теории в действии является методика отбора кандидатов на разведывательную деятельность в армии США во время второй мировой войны, для которых создавали ситуации, приближенные к реальной деятельности и таким образом проверяли их способности.

Диспозиционный подход к изучению личности. Теория личностных черт.

Представителями данного направления являются Гордон Олпорт (1887-1967), Рэймонд Кэттэлл, Ганс Айзенк.

Черты личности обуславливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения и являются движущим или, по крайней мере определяющим моментом поведения.

С помощью факторного анализа были проанализированы списки слов, обозначающие качества, с помощью которых можно было бы описать человека (более 18 000) и выделены основные характерные черты, которые стали считаться основными. Так например, Ганс и Сибилла Айзенки считают, что мы можем свести все типовые индивидуальные варианты к двум генетически обусловленным параметрам: экстраверсии – интроверсии, эмоциаональной стабильности – нестабильности.

Рэймонд Кэттелл выделяет 16 факторов, описывающих поведение. Среди них : открытость –замкнутость, интеллект, общительность, самоконтроль, эмоциональная чувствительность и др.

Гуманистическая теория.

Представителям гуманистического направления свойственен экзистенциальный взгляд на человека. Наиболее известными представителями данного направления являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Маслоу утверждал, что человек никогда не бывает статичным и все время находится в становлении, вершина которого –самоактуализация. Единственная реальность – это реальность субъективная. Природа человека в сущности хороша. В каждом человеке находятся возможности для позитивного роста и самосовершенствования. Творчество – универсальная функция человека , которая ведет ко всем формам самовыражения. Он высказал гипотезу, что нашей мотивацией правит иерархия потребностей.

Физиологические, потребности в безопасности, социальные потребности ( в любви и привязанности) , потребность в самоутверждении и в самоактуализации.

Маслоу изучал биографии известных деятелей Запада, выделявшихся своей активной и насыщеной жизнью, и описал характеристики самоактуализирующихся людей. Среди них:

Карл Роджерс поддерживал идеи Маслоу и считал, что каждый из нас, словно желудь, содержит потенциал для роста и развития, если только окружающие условия не препятствуют нашему росту. Для того, чтобы существовал благоприятный для роста климат необходимо существование трех условий: открытость, доброжелательность и принятие, терпимость к чувствам и намерениям.

Исследование своего «Я».

Наше «Я» как организатор мыслей, чувств и действий является основным стержнем личности. Мы даже лучше усваиваем информацию, если связываем ее со своим «Я». Исследования подтверждают пользу позитивной самооценки.

Люди, которые хорошо относятся к самому себе, не имеют язв, меньше поддаются конформизму, более настойчивы в решении сложных задач. Люди, которые негативно относятся к себе, обычно бывают критичными по отношению к другим.

Психологические основы экономического поведения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации