Экономическая психология. Сборник тем - файл n1.doc

приобрести
Экономическая психология. Сборник тем
скачать (170.5 kb.)
Доступные файлы (12):
n1.doc81kb.25.09.2002 15:32скачать
n2.doc27kb.18.10.2006 21:37скачать
n3.doc25kb.12.10.2006 19:48скачать
n4.doc28kb.12.10.2004 19:33скачать
n5.doc85kb.03.04.2006 10:36скачать
n6.doc74kb.28.02.2002 10:49скачать
n7.rtf167kb.15.03.2006 11:41скачать
n8.doc95kb.20.06.2003 17:14скачать
n9.doc77kb.12.10.2004 19:30скачать
n10.doc141kb.23.01.2004 14:49скачать
n11.rtf243kb.03.02.2004 18:16скачать
n12.rtf38kb.18.10.2006 21:36скачать

n1.doc

Введение в курс


  1. Эволюция экономико-психологических идей


Среди других наук экономика, и в особенности психология, сравнительно поздно обрели самостоятельность. На раннем этапе развития в недрах философии размышления о хозяйствовании и о человеческой душе, ее сущности и месте человека в мире фактически сливались, и лишь в последние двести лет существуют отдельные научные направления «экономика» и «психология», нашедшие точку пересечения и общие проблемные области.

Устойчивые представления о человеке, его роли и месте в природе, специфике его души сложились в европейской науке к концу XVIII века. Возникла и упрочилась научная парадигма , определившая направление дальнейших исследований в самых различных науках , в том числе и общественных. Образ человека имеет в ней следующие черты:

Данная точка зрения во многом подготовила почву для формирования образа «человека экономического», включенного, как главное действующее лицо, в экономическую теорию.

Историки связывают рождение новой научной психологии с творчеством немецкого физиолога и психолога Вильгельма Вундта (1832-1920). Им впервые было предпринято исследование структуры сознания. Позже это направление получило название «структурализм». Выделение психологии в самостоятельную науку принципиально повлияло на все человекознание. ХХ век стал веком бурного развития психологической науки, на его протяжении выделились, оформились и получили широкое признание такие направления, как психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Что же касается истории экономической психологии, то ее истоки можно найти прежде всего в трудах знаменитых экономистов : Адама Смита (1723-1790), признанного основателя самостоятельной науки экономики, Альфреда Маршалла (1842-1924), создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса (1883 –1946), автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода.

Классическая модель экономического человека строилась на основе 4 допущений:

  1. Экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими людьми.

  2. Экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения.

  3. Экономический человек обладает полной информацией о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности.

  4. Экономический человек эгоистичен, т.е. он стремится к максимизации своей выгоды.

По мере развития экономической науки трансформировалась и модель «экономического человека». Одной из основных теорий, объясняющих поведение человека, была теория предельной полезности. Ее сторонники рассматривали поведение с позиций рационализма, абсолютизировали принцип личной выгоды. Данная теория разрабатывалась, в частности, австрийской школой политической экономии. Ее идеи были реализованы в работах К. Менгера, Э. Бем Баверка и других.

Интересный взгляд на природу «экономического человека» у представителя школы институционализма - Т. Веблена (1857-1929), который рассматривал человеческую природу, определяемую психическим складом: инстинктами – целями человеческого поведения, формирующимися в культурном контексте и передающимися из поколения в поколение, и культурно-обусловленным характером – институтами, средствами достижения целей. Главным мотивом экономического поведения человека считал стремление к повышению социального статуса.

На рубеже XIX—XX вв. резко повысился интерес исследователей к проблемам взаимодействия личности и общества. В рамках политической экономии развивался ряд направлений, которые стремились преодолеть технократизм модели “экономического человека” и уделяли особое внимание психологическим факторам экономического развития. В работах Г. Шмоллера, В. Зомбарта и А. Вебера получила развитие “историческая школа” политической экономии. Г. Шмоллер считал, что на экономические процессы существенно влияет “инстинкт конкуренции”, В. Зомбарт выдвинул учение о “хозяйственном духе”, а А. Вебер сформулировал концепцию взаимосвязи религии и экономического развития, в частности, роли протестантской этики в развитии капитализма

Представители данного направления критиковали идеи Смита за распространение психологии экономического человека на все времена и страны. Представители немецкой исторической школы Б. Гильдебрант и К. Книс предлагали рассматривать в качестве объекта для анализа в экономике народ как национально и исторически определенное, объединенное государством целое. Отдельный человек, «как существо общественное есть прежде всего продукт цивилизации и истории. Его потребности, образование и отношение к вещественным ценностям, равно как и к людям , никогда не остаются одними и те ми же, а географически и исторически беспрерывно меняются и развиваются вместе со всей образованностью человечества. «Экономический человек» классической и исторической школ принципиально отличаются. Первый –одинок и независим, в своих выборах он подчиняется только экономическим аргументам. Второй – скован множеством социокультурных стереотипов, навязанных внешней средой, и только в этом качестве может проявляться в хозяйственной деятельности. Историческая школа привлекла внимание к этическим и психологическим проблемам рыночного хозяйства, сыграв заметную роль в формировании экономико-психологического направления, развивающегося на грани макроэкономики и психологии больших групп.

  1. Экономическая психология как наука.

Первая волна исследований по экономической психологии связана с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 году вышла его двухтомная работа «Экономическая психология», где впервые применялся новый для науки термин

В ней он рассмотрел некоторые основные категории этой дисциплины. О необходимости изучения психолого-экономических проблем в рамках самостоятельного научного направления неоднократно писал также Г. Мюнстерберг. Он изучал преимущественно сферу микроэкономических проблем, например, вопросы монотонности труда, его организации, степени справедливости получаемой оплаты и т.д. Однако, в то время эти идеи не получили широкого распространения у экономистов.

Вторая волна исследований развернулась в 40-50 гг ХХ века. Она связана с именами американского психолога Дж. Катоны. Изучая поведение потребителей, он стал одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии. Примерно в это же время французский исследователь П. Рейнольд изучал проблемы предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран.

В 70-е гг создается Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии.

В настоящее время в международной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

Таким образом, экономическая психология зародилась на Западе, как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задача – исследовать практические причины несоответствия поведения «экономического человека» его модели в рамках той или иной концепции. Зародившаяся на Западе экономическая психология заявила о себе как науке субъективных представлений об экономической реальности, которые прежде всего сказываются на принятии решений субъектом экономической деятельности. Он руководствуется не теоретическими положениями экономических наук, а своими представлениями об экономической реальности, которые могут значительно отклоняться от экономических расчетов.

В отечественной науке первые упоминания об экономической психологии прозвучали в работах отечественных ученых А.И. Китова, В.П. Попова, А.В. Филлипова, опубликованных в 80-90 гг. В соответствии с запросами государственной экономической политики того периода основным направлением исследований было изыскание средств повышения эффективности хозяйственного механизма. Экономическая психология чаще всего рассматривалась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования, а ее тематика связывалась с человеческим фактором в производстве и проблемами управления.

Предметом экономической психологии ( по О. Дейнека) является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.

Экономисты также предпринимают попытки определить предмет экономической психологии и систематизировать ее задачи. М.К. Бункина и В.А. Семенов отмечают, что «экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления» и включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:


3. Экономическая психология в системе наук.

Любая наука может быть понята, как сфера человеческой деятельности, основной задачей, которой является выработка и систематизация знаний о мире. Объект науки – та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена. Науки различаются и по предметам исследования. Предмет не фиксирует всех сторон объекта. Например, психология, имея объектом человека или группу, в качестве предмета рассматривает факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно.

Изменяется представление и о предмете экономической науки. Классики создали науку об экономическом поведении людей в ситуации рыночных отношений, когда в качестве объекта рассмотрения берутся малые экономические системы – фирмы, предприятия. Такой подход – микроэкономический.

Общемировая тенденция к усложнению хозяйственных систем, усилению их взаимозависимости, глобализации экономических проблем, выходу их за рамки отдельных национальных и государственных хозяйств создает другую экономическую реальность и , как ее анализ – макроэкономику – науку об агрегатном экономическом поведении людей в макросистеме, выявляющую закономерности экономического развития на основе взаимосвязей между основными структурными пропорциями, обобщающими показатели народного хозяйства.

Союз микро- и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами. Экономическая психология в микроэкономическом аспекте дает ответ на вопрос как оптимизировать деятельность субъекта экономических отношений, учитывая человеческий фактор на психологическом уровне (характеристики личности, особенности ее поведения и принятия решений). Областью интересов микроэкономической психологии может быть использование экономических стимулов в управлении, психология потребителя, рекламы, любых видов хозяйственной деятельности в микроэкономической среде.

Макроэкономические исследования ложатся в основу экономической политики. Макроэкономическая психология также является необходимым инструментом выработки экономической политики. В частности, она способна ответить на вопросы, возможно ли использование моделей успешных макроэкономических преобразований какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером и т.д.
Соотношение экономической теории и психологии

Микроэкономика

Макроэкономика

Микроэкономическая психология

Макроэкономическая психология

Психология

Рекомендации для оптимального экономического поведения в определенной стабильной экономической среде

Экономическая политика


Основные проблемы экономико-психологических исследований на макроэкономическом уровне



Соотношение экономической психологии с другими психологическими дисциплинами.

Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психологии, социальная психология, этническая психология и социология.

Общая психология выявляет наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. К ним относятся познавательные (ощущения, восприятие, память воображение, мышление), волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства).

Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Дифференциально-психологический подход оперирует понятием психологического типа – общности признаков для группы индивидов, характеристикой тех сторон сущности человека, которая делает его сравнимым с людьми, принадлежащими к данному типу.

Социальная психология изучает взаимоотношения и взаимодействия людей, а также групп.

Введение в курс
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации