Шпаргалка - История социологии Часть 2 (рус) - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - История социологии Часть 2 (рус)
скачать (318.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc319kb.07.07.2012 00:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1. Британська традиція емпіричних соц. досліджень.

В Англии значительную роль в становлении эмпирической социологии сыграл Чарльз Бут (1840—1916),. Он и его сотрудники много сделали для изучения населения города, анализируя изменения в структуре занятости, семейные бюджеты, условия труда. Эта большая работа выполнялась с помощью разных методов, в том числе включенного наблюдения (с участием исследова-i еля в наблюдаемых процессах и событиях). Такое исследование позволило Буту изучить жизнь города изнутри. Его результатом явилось вначале трехтомное, а затем и семпадцатитомпое сочинение «Жизнь и труд людей в Лондоне».

.Рассматривая те или иные области социальных явлений, Бут стремился к их многофакторному анализу. Так, выявляя причины бедности, он разделил их на три группы. Одна была связана с работой, другая — с различными обстоятельствами жизни, третья — с привычками людей.

Впоследствии (1920-е гг.) его опыт и материалы исследования были использованы Чикагской социологической школой при разработке проблем социальной экологии.

Исследования Бута имели не просто большой резонанс, но и послужили своеобразным стимулом для принятия ряда законодательных актов об улучшении положения бедняков, в частности о выплате пособий по безработице, о минимуме зарплаты, о пенсионном обеспечении. Эга практическая сюро- '

на эмпирического изучения населения оказалась впоследствии крайне важной особенностью прикладных социологических исследований.

2. Емпіричні соціальні дослідження у Франції.

Говоря о предыстории эмпирической социологии в XIX в., следует отмстить особую роль французского ученого и политического деятеля Фредерика Ле Иле (1806—1882). Он придавал особое значение сбору конкретных социальных фактов, только на основе которых считал возможным делать обоснованные выводы. Главная работа Ф. Ле Пле — «Европейские рабочие» — была издана в 1855 г. В ней содержатся результаты изучения рабочих семей, их бюджетов, которые для французского исследователя выступали в качестве основного показателя уровня и образа жизни. Ле Пле исследовал с помощью статистических методов различные источники доходов рабочих, на основании полученных результатов предлагал свою программу социального реформирования их положения. Его подход до сих пор не потерял своего значения при подготовке и проведении эмпирического социального исследования тех или иных профессиональных групп населения.

Основная сфера научного интереса Ле Пле — изучение семьи. Он был одним из первых ее исследователей с помощью эмпирических методов. Семью французский исследователь рассматривал как основную единицу социальной системы общества, в которой оно себя в полной мере воспроизводит.

Ле Пле разработал методологию и методику теоретического и эмпирического исследования семьи. В рамках первого — теоретического — направле-11ия он сформулировал типологию семьи, включающую три основные ее разновидности: патриархальную, нестабильную, промежуточную.

Монографический метод исследования противостоял развитому в то время историческому методу. Суть первого состояла в сочетании теоретического анализа семьи с конкретными данными и материалами о се жизни, т.е. с тем, что мы сейчас назвали бы данными полевого исследования. При этом акцент делался на рассмотрении факторов социального окружения семьи, которые оказывали на нее глубокое воздействие. Здесь и место про живания, и характер трудовой деятельности членов семьи, и уровень доходов и т.д. Особенно много сделал в плане использования монографического метода для исследования семьи ученик Ле Пле Анри де Турвиль.

Рассматривая развитие эмпирических социальных исследований во Франции XIX — начала XX в., нельзя пройти мимо научных изысканий в той области Г. Тарда. Они связаны прежде всего с изучением социальных .н'пектои преступности, выяснением ее причин как социального явления и .игализом :х|)фективпости пенитенциарной системы Франции. Результатом его 1соретических и эмпирических изысканий был «портрет» — как физический, iai-с и социальный — уголовного преступника.

На основании обобщения значительного статистического материала о совершенных преступлениях Тард также рассматривал вопрос о распространенности и социальных особенностях отдельных видов преступлений не только во Франции, по и в мире в целом. Работы Тарда имели значение для последующего развития не только эмпирической социологии, но и криминологии, представители которой и сегодня высоко оценивают идеи и работы французского ученого.

3. Емпіричні соціальні дослідження в Німеччині.

В Германии во второй половине XIX — начале XX в. эмпирические социаль-1 ные исследования были связаны прежде всего с работами Э. Энгеля, А. Вагнера, А. Левенштайна. Эрнст Энгель (1821—1896) занимался преимущественно социально-статистическими исследованиями, находясь под влиянием научных подходов А. Кетле и Ф. Ле Пле. Вместе с Кетле он был одним из главных организаторов Первого Международного статистического конгресса в 1853 г. Выведенный Энгелем и известный в социальной статистике закон обнаруживает наличие, независимо от общей величины семейного бюджета и размера семьи, определенного приоритета так называемых витальных (жизненных) потребностей в еде, одежде, жилье и т.д. Обследуя бюджеты семей в Бельгии и Франции, Энгель дал типологию семей по уровню доходов и потребления, i Он одним из первых доказал, что чем ниже уровень доходов и беднее семья, тем выше доля расходов на питание.

Широкую известность не только в Германии, но и далеко за ее пределами пучили исследования Адольфа Вагнера (1835—1917), касавшиеся анализа татистики самоубийств в связи с целым рядом факторов: возрастом, профессией, семейным статусом, религиозной принадлежностью. Вагнер был также известен тем, что много занимался проблемами обработки эмпирических данных и предложил методику поиска тенденций и закономерностей при большом разбросе этих данных.

Наконец, следует назвать еще одного автора и его исследование эмпирического характера, проведенное в 1907—1911 гг. Это — Адольф Левен-мгтайн. Его книга «Рабочий вопрос» отражает результаты исследования, проведенного методом анкетирования среди шахтеров, металлургов, гекс-i ильщиков в восьми индустриальных районах Германии.

Большую роль в развитии эмпирических исследований в Германии с ыграла основанная в 1872 г. университетскими профессорами, чиновниками и предпринимателями «Лига за социальную политику». Ее активными членами были Ф. Теннис, М. и А. (его брат) Веберы, Г. Шмоллер и другие известные ученые. «Лига» была главным центром организации и проведения эмпирических исследований в Германии в 1880—1890-х гг. Они касались положения ремесленников, кустарей, занятых в торговле, па коммерческом флоте, транспорте, и других тем, исключая проблемы индустриальных рабочих (правительство Бисмарка не разрешало их ка-(аться). В ходе и по результатам исследований изучалась методология анкетирования, что было очень важно для становящейся на ноги эмпириче-(кой социологии. Идейным лидером «Лиги за социальную поли гику» был М. Вебер, который, так же как и иные участники организации, проводил собственные эмпирические исследования.

4. Соціологія Ф. Тьонніса.

Необходимо начать с того, что Теннис понимает под социологией. «Социология, - пишет он, — :ж> исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное». Социология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишет о таких из них, как различия между знанием и незнанием (знакомостью и чуждостью в терминологии Тенниса), симпатией и антипатией, доверием и недоверием. Но главный тин (или форма) различий характеризуется наличием или отсутствием связанности между людьми.

Теннис говорит о том, что у социологии как особой пауки есть свои специфические предметы. Эго — «вещи», имеющие место только в социальной жизни. «Они, — пишет социолог, — продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь — для мышления самих социально связанных людей...». Эту «связанность» людей (т.е. различные формы социальных связей между ними) и изучает социология.

По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаимодействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанности Теннис анализирует обмен. Он говорит, что «если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен, то очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием — и тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее...»

5. Тьонніс про два типи соціальних зв’язків.

Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу социологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества. Первый тин социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй — как общественные. Общинные (общностью) связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присущи характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй — капиталистическим. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности.

В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчетливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. община (общность) выступает как неформальная социальная группа, общество — как совокупность формальных социальных групп.

Эти два ряда связей — общинные (общностные) и общественные — характеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу.' В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Различие общины (общности) и общества — это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал французский социолог Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся па его теории разделения общественного труда.

В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя тина- ^ ми воли — естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, 1 второй — общественных связей.

6. Формальна соціологія Зіммеля.

Социологию Г. Зиммеля принято называть формальной. Главным в его творчестве было понятие формы, хотя он осознавал, что она возникает на основе связанного с ней содержания, которое, однако, без формы существовать не может. Форма выступала у Зиммеля как универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое являло собой исторически обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодействий. В связи с этим он писал: «Во всяком наличном социальном явлении содержание и общественная форма образуют цельную реальность; социальная форма так же не может приобрести существования, отрешенного от всякого содержания, как прос гранственная форма не может существовать без материи, формой которой она является.

В ряде случаев он противопоставляет форму содержанию,! в других же — видит тесную связь между ними, прибегая в анализе каждый! раз к сравнению с геомегрическими формами в связи с их противоречивым! соответствием определенным телам, которые можно рассматривать как содержание этих форм.

Одним из базовых в социологической теории Зиммеля было понятие ' взаимодействия. Его немецкий социолог считал основной «клеточкой» общества. Он писал, что «общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей.

Подчеркивая ключевую роль взаимодействия в социологическо концепции Зиммеля, достаточно сказать, что центральная категория циологии — общество — рассматривалась им как совокупность взаимс действий формы и содержания. В этом отношении большое значен* приобретает следующее положение социолога, ставшее, по существ^ хрестоматийным: «"Общество", в каком бы смысле теперь ни употребля лось это слово, становится обществом, очевидно, только благодаря ука занным видам взаимодействия. Известное число людей образуют обще-1 ство не потому, что в каждом из них живет какое-либо конкретно определенное или индивидуально движущее им жизненное содержание; лишь в том случае, если жизненность этих содержаний приобретает форму взаимных влияний, если происходит воздействие одного из них на другого — непосредственно или через посредство третьего, — из чисто пространственного соседства или временной смены людей рождается об- ( щество». Следовательно, основной акцент социология должна делать на изучении индивидов, их взаимодействий, которые и позволят представить в своей совокупности общество.

Зиммель акцентировал внимание в социологическом анализе общества на формах социального взаимодействия, имеющих «сквозной» для человечества характер. Рассматривались прежде всего такие формы, как конфликт, конкуренция, подчинение, главенство, подражание, разделение труда, образование ,партий, авторитет, представительство, договор. Универсальность этих форм обосновывалась также их наличием в самых различных сферах жизни и деятельности.

7. Етапи наукової творчості Зіммеля.

Георг Зиммель (1858—1918) родился в Берлине н еврейской семье, закончил в этом же городе классическую гимназию и затем поступил на философский факультет Берлинского университета. Его преподавателями были знаменитые в то время обществоведы историки Моммзеп, Дройзеп, Трейчке, психологи Лацарус, Бастиан, Штсйнталь, философы Харм, Целлер. Именно этими предметами — историей, психологией, философией — Зиммель больше всего интересовался в университете. В 1881 г. он получил докторскую степень за диссертацию о Канте. В 1885 г. стал приват-доцентом Берл инско-го утгиверситета, а в 1901 г. — его экстраординарным, т.е. внештатным, профессором. Находясь па этой должности, он по получал никакого жалованья, кроме студенческих взносов за лекции, им читаемые, llliai пую должность профессора он получил лишь в 1914 г. в провинциальном университете г. Страсбурга, где наряду с социологией читая курсы истории философии, философии религии, этики, социальной психологии, философии искусства.

Как видно из приведенных кратких биографических данных, значительная часть жизни Зиммеля была связана с Берлином и его упиверсите i ом. 11е-риод конца XIX — начала XX в. прошел в Берлине под знаком мощного духовного роста и превращения этого города в одну из крупнейших полип мира, чему в значительной степени способствовало сосредоточение в нем крупных интеллектуальных сил, ученых, мыслителей с громадным диапазоном творческих интересов и способностей. Далеко не последнее место среди них занимал Зиммель. Он сам неоднократно отмечал, какую большую роль в его профессиональной деятельности, да и в жизни в целом, сыграла научно-творческая и культурная среда Берлина.

Основные сферы его научной деятельности, помимо социологии, - философия, история культуры, социальная психология, с которыми социоло-, гические взгляды и теории Зиммеля были тесно связаны. В этом смысле социология была частью его общего интеллектуального творчества. Его перу принадлежат 30 книг. Сейчас в Германии, начиная с 1989 г., издается полное собрание его сочинений в 24 томах. Основные работы социологического характера: «О социальной дифференциации» (1890; русский перевод: Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909), «Философия денег» (1900), «Социология» (1908), «Основные вопросы социологии» (1917).

Профессиональный путь Зиммеля демонстрирует совершенно парадок-< альную ситуацию. С одной стороны, он был широко известен и популярен и академических кругах своими опубликованными трудами и международными связями как ученый. Наиболее тесные контакты он поддерживал с французскими и американскими социологами. С другой — его профессионально-педагогическая карьера явно не удалась, о чем свидетельствует приведенное выше обстоятельство: место штатного профессора он получил вес-ю за 4 года до смерти. Объяснений этой неудавшейся карьеры обычно приводят два: антисемитизм немецких чиновников и сомнительный статус социологии в академических кругах. Поэтому не случайно Зиммелю приходилось читать в Берлинском и Страсбургском университетах в качестве основных не социологические, а философские курсы.

Как преподаватель и лектор он пользовался большим успехом, был одним из популярнейших социологов не только в Германии, по и в Европе. В значительной мере это объяснялось широким кругом его социологических интересов, которые включали в себя теорию социологии, изучение культуры, социологию искусства, власти, конфликта, религии, пола, науки, семьи, города, проблемы социальной дифференциации общества, моды. Несмотря па то что сам Зиммель не вел эмпирических исследований, он мог дать глубокий и развернутый анализ конкретных социальных проблем и показать, как их следует изучать.

8. Основні категорії марксистської соціології.

Марксистская теория общества - это и есть то, что сегодня понимается под марксистской социологией. К основным категориям марксизма можно отнести: отчуждение, общество как социальная система система, общественная формация , базис, надстройка, , производительные силы, производственные отношения, социальная революция, классы, конкретный и абстрактный труд

Отчуждение человека от созданных им сущностей выражается в том, что созданные человеком производительные силы и производственные отношения противостоят ему в качестве внешних и враждебных сил. Отчуждение исчезнет при коммунистическом обществе, когда закончится предыстория человечества и начнётся подлинная история, когда человечество из царства необходимости перейдет в царство свободы

Общество есть система связей и отношений между индивидами, образующиеся в процессе деятельности (трудовой), это продукт взаимодействия людей.

Общественная формация – социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Общественная формация состоит из базиса и надстройки. Базис определяет общественную формацию.

Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы + производственные отношения.

Надстройка — юридические, политические отношения и институты, общественное сознание (право и политика), идеология (мораль, наука, религия, искусство). Подлинной реальностью обладают лишь экономика и отчасти политика, остальное: отражение производственных отношений.

Производительные силы — ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства. Производительные силы играют ведущую роль по отношению к производственным отношениям.

Производственные отношения выражаются в различных формах собственности на средства производства.

Социальная революция — способ качественного преобразования общественных отношений, быстрый, конфликтный, тотальный сдвиг в социальных отношениях, который ускоряет общественный прогресс, средство для революции политической.

Классы в широком смысле слова — любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борьбе.Классы в узком смысле слова — социальные группы, различающиеся по отношению к средствам производства.Существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства. Классовая борьба ведёт к диктатуре пролетариата. Диктатура пролетариата является переходом к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Конкретный труд – разновидность конкретной деятельности, необходимой для производства конкретной вещи, которая обладает полезностью.

Абстрактный труд – качественно однородный человеческий труд, обезличенный и сопоставленный с трудом другого человека.

9. Матеріалістичне розуміння історії.

Если эволюционисты и натуралисты искали ключ к пониманию современного социального организма в исследовании примитивных структур жизни людей и даже животного мира, то он считал, что законы трансформации общества наиболее полно раскрываются именно в условиях его развитого состояния.

Основой выводов относительно общественного развития и его законов для Маркса стало материалистическое понимание исторического процесса. Сущность нового подхода состояла в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора. Маркс выделил в качестве главного вида общественных отношений отношения экономические, наиболее сильно влияющие на все остальные структуры ЖИЗРГИ общества.

В рамках материалистического понимания истории центральное место занимало учение об общественной формации. По существу это была одна из первых в истории социологии системных концепций общества, в которой дается его объяснение и показываются перспективы социального развития. В основе теории общественной формации находится использование большого фактического материала. Понятием «формация» Маркс охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития.

«Ядром» общественной формации у Маркса выступает способ производства материальной жизни, включающий в себя две основные стороны: производительные силы и производственные отношения. Именно они в своей совокупности и составляют сущность той или иной общественной формации, выступающей как исторически определенная ступень развития общества.

Маркс чаще пишет всего о пяти сменяющих друг друга общественных формациях (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). В ряде работ им высказывается соображение об особом типе общества, названном азиатским способом производства и включающем в себя типологические характеристики нескольких формаций, причудливо и одновременно сочетающиеся в жизни ряда азиатских стран. Главная среди этих характеристик — зависимость всех трудящихся (рабов, крепостных, наемных рабочих) в первую очередь от государства, а не классов, владеющих средствами производства.

Все формации у Маркса делятся на две группы — базирующиеся на частной или общественной форме собственности. Общество начинает свое раз витие с системы, основанной на общественной собственности (первобытнообщинная формация), и возвращается на самом высоком этапе своего развития (коммунистическая формация) к этой же форме собственности. Важно отметить, что формационная структура общественного развития имеет для Маркса особое значение. Она позволяет ему выстраивать весь процесс восхождения общества от его предыстории к подлинной истории. При этом предыстория как раз охватывает формационную структуру развития человечества (включая капитализм), а подлинная история начинается с победы и окончательного установления коммунистических общественных отношений.

10. Теорія соціальних систем, соціальнгого розвитку і соціальної революції К. Маркса.

Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественной формации.

Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Общественная формация состоит из базиса и надстройки. Базис определяет общественную формацию.

Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы + производственные отношения.

К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства

Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.

То, что надстройка - это надстройка над базисом, а базис - это базис надстройки, делает тезис об определяющем влиянии одного на другую тавтологичным и бессмысленным. Маркс понимал относительную автономію надстройки по отношению к базису (а искусство вообще рассматривал как сферу, независимую по отношению к экономической подсистеме) и ее обратное воздействие на него. Но в целом он был убежден в том, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти политика

Помимо базиса и надстройки формация, по Марксу, включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая, так же как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности потреб лени. Какие же конкретно общественные формации выделяет и изучает Маркс?Широко известна его классификация формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. В основу этой классификации были положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. Следующие три формации базаруються на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер. Для Маркса общественные формации - не просто социальные системы различного масштаба и сложности. Подобно контовским <трем стадиям> это следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы, <ступени> общественного прогресса, ведущие от <предыстории> к <подлинной> истории человечества, т. е. к земному раю.

Теория социального развития.Социальная революция

Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянко возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянко оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания

этого базиса в обществе.

Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т.д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после социальйой революции элементы прежних формаций продолжают частино сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.

11. Основні сторінки життя і творчості Е. Дюркгейма та інтелектуальні джерела його соціологічної концепції.

Э. Дюркгеим (1858- 1917) родился во французском г. Эпипаль в семье раввина. Здесь он закончил коллеж, отсюда отправился для продолжения обучения в Париж, где провел большую часть жизни, написал многие труды, создал кафедру социологии Сорбонны и умер. В парижском Лицее Людовика Великого Дюркгейм готовился к конкурсному экзамену для подготовки в Высшую нормальную школу, куда поступил в 1879 г. Сдав в 1882 г. экзамен па звание преподавателя философии, он на три года уехал преподавать эту дисциплину в Сапе и Сен-Кантеп.

В 1885—1886 гг., взяв годовой отпуск для занятий общественными науками, Дюркгейм «повышал квалификацию» в Пари-лее, а затем в Германи и у известного социального психолога В. Вундта. Это позволило ему в течение следующего года написать и опубликовать сразу три статьи, после чего в 1887 г. решением министра он был назначен профессором педагогики и социологии в университете г. Бордо. Курс, который читал здесь Дюркгейм, был первым курсом социологии во французских университетах. И еще одпо обстоятельство нужно здесь отметить: именно с этого периода социология и педагогика оказались тесно связанными в теоретической и практической (педагогической) деятельности французского ученого. В конце 1880-х — начале 1890-х IT. Дюркгейм продолжает преподавать и пишет статьи на самые разные темы: об убийстве и рождаемости, о дефиниции социализма и др.

Последнее десятилепие XIX в. можно определить как самый плодотворный — с точки зрения написания работ крупной формы — этап в творчестве Дюркгейма. В 1893 г. он защищает докторскую диссертацию на тему «О раз делении общественного труда» — вместе с диссертацией на латинском j «Вклад Монтескье в становление общественной науки». Вслед за ней, в 1895 г., он из- \ даст следующую свою монографию — «Правила социологического метода» (в1 русском переводе книга получила название «Социологический метод»), а еще' через два года, в 1897 г. — новую работу под названием «Самоубийство». Помимо трех наиболее фундаментальных своих работ (как выяснилось впоследствии) Дюркгейм написал и опубликовал несколько крупных статей в «Философском обозрении» и основанном им в 1896 г. «Социологическом ежегоднике». Так что, действительно, десятилетие (а, точнее, семилетие, начиная с 1893 г.) стало необыкновенно результативным в творческом отношении.

Новый этап в деятельности, прежде всего педагогической, начинается с 1902 г., когда его приглашают внештатным сотрудником в Сорбонну па кафедру педагогики филологического факультета. Помимо вопросов образования и воспитания, которые его очень привлекают не только как теоретика, но и практика-педагога, он все больше и больше занимается религиозной проблематикой. Многолетний интерес к последней в конце концов находит свое отражение в еще одном фундаментальном произведении — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), которое многие специалисты по творчеству социолога считают самой значительной его работой. С 1906 г. он становится штатным профессором и руководителем названной выше кафедры, где преподает и социологию, и педагогику. В 1913 г. кафедра получает название кафедры социологии Сорбонны.

12. Предмет соціології та обгрунтування соціологізму в Дюркгейма.

В понимании Дюркгейма («Правила социологического метода») социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также их научное объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой является социальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, — социальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«...социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный па всем протяжении данного общества, имеющий в то лее время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» [1991. С. 4211.

Для того чтобы выделить и рассматривать социологию как особую на-.? уку, необходимо, по Дюркгейму, соблюдение как минимум двух условий: | а) она должна обладать особым предметом, отличающимся от предметов ] других наук; б) этот предмет должен быть доступен наблюдению и поддаваться объяснению так и настолько, как и насколько оказываются наблюдаемыми и объяснимыми факты, с которыми имеют дело другие пауки.

Из этого своеобразного двойного «социологического императива» следуют две знаменитые формулы учения Дюркгейма:

— социальные факты следует рассматривать как вещи;

-- эти факты обладают таким основным отличительным признаком, как принудительное воздействие па индивида.

Дюркгейм говорит, что до него социология почти исключительно рассуждала о понятиях, задача же заключается в том, чтобы перейти от них к изучению и характеристике социальных фактов, которые могут быть «приравнены» к вещам вследствие их объективности, независимости от индивида. В качестве социальных фактов следует рассматривать обычаи и законы, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.д., т.е. то, что человек застает готовым при рождении и что существует и функционирует независимо от него. Эти социальные факты оказывают на человека известное давление, принуждают его к определенным действиям и поступкам. Из таких социальных фактов и состоит влияние социальной среды, в структуру которой Дюркгейм включает как материальные, так и идеальные факторы.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации