Психологический портрет личности - файл n1.docx

приобрести
Психологический портрет личности
скачать (42.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx43kb.07.07.2012 00:46скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx



Оглавление

1.Что такое психология………………………………………………….2

2.Психология в обыденной жизни и профессиональной деятельности……………………………………………………………...5

3.Психологический портрет………………………….………………….7

3.1.Свойства нервной системы…………………………………………..8

3.2.Темперамент..…………………………………………………………9

3.3.Эмоции………………………………………………………………..11

3.4.Познавательные процессы…………………………………………..12

3.5.Характер и самооценка………………………………………………14

3.6.Программа саморазвития…………………………………………….16

4.Заключение……………………………………………………………...17

Список использованных источников…………………………………….18

1.Что такое психология.

Психология в общем понятии – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.

В середине двадцатого века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли, основными отраслями психологии являются:

  1. Общая психология. Изучает общие законы, характерные для всех психических явлений, и дает самые общие объяснения человеческого поведения.

  2. Социальная психология. Рассматривает зависимость психологии и поведения людей от социальных явлений и процессов, а также выясняет влияние психологии и поведения отдельных людей и социальных групп на явления и процессы в обществе.

  3. Медицинская психология. Исследует психологию и поведение больных людей, а также людей, имеющих психические или поведенческие отклонения от медицинской нормы, например детей и взрослых людей с теми или иными органическими поражениями.

  4. Возрастная психология. В данном случае речь идет об изучении психологии и поведения людей разного возраста, а также законов психического и поведенческого возрастного развития людей.

  5. Дифференциальная психология или психология индивидуальных различий. Здесь изучается индивидуальное своеобразие психических явлений и поведение человека, те особенности, которые отличают людей друг от друга.

  6. Педагогическая психология. Она исследует то, как психология и поведение людей формируются и изменяются под влиянием организованного обучения и воспитания в учреждениях системы образования.

Кроме перечисленных отраслей психологии есть еще и другие: экономическая психология, инженерная психология, психология труда, психология спорта и др. Все они имеют дело с психологическими особенностями и поведением людей в различных сферах их деятельности.

Развиваясь как теоретическая наука, психология все ближе подходит к практике. И возникает необходимость интеграции знаний из различных областей для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науке – практической психологии.

Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором заключены : личностная структура, система психологических процессов, свойств, функций, система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке, но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект – человек.

В центре внимания практической психологии стоит реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную среду жизнедеятельности и наполненный различными жизненными проблемами.

Задача психологии и психологов – помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психологических напряжений.

В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методы практической психологии и результат, к которому можно прийти, используя рекомендации практической психологии.

Практическая психология состоит из четырех частей :

  1. Психология индивидуальности;

  2. Психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

  3. Психология профессиональной деятельности;

  4. Психология личной и обыденной жизни;

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями). Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их: устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

2. Психология в обыденной жизни и профессиональной деятельности.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, женой, матерью, членом профсоюза, игроком сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной ), другие приобретаются прижизненно.

Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного её носителя в деталях: всё зависит от того, насколько индивид примет роль. Акт усвоения определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своём конкретном проявлении приобретают определённую "личностную окраску".

Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определённым "стилем исполнения роли". Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы межличностных отношений.

Таким образом, интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах, исследования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств и качеств личности.

Социальная психология – это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение.

Психологические знания необходимы для эффективного построения общения, межличностных связей с окружающими.

В ряду различных наук о человеке особое значение имеют социологические и гуманитарные науки, в частности, социальная психология.

С одной стороны, социально-психологические знания вместе с другими социальными и гуманитарными знаниями будут способствовать нейтрализации технических подходов во взглядах, мироощущений и деятельности технического специалиста, они помогут увидеть всю сложность и глубину реальных человеческих отношений, не позволяющих искать упрощенные ответы и решения.

С другой стороны, профессиональная деятельность инженера (познавательная, преобразовательная, исследовательская и т. п.) представляет собой не только контакт с объектом (конструкцией, техникой, технологией), но и включает необходимый элемент живого человеческого общения. Помимо постановки целей и принятия решения здесь проявляются такие социально-психологические компоненты мышления, как координация групповых целей и представлений, умение разрешать конфликты внутри группы.

Приходится учитывать и решать проблемы комфортности и коллективности, лидерства. Все эти проявления межличностного общения требуют от инженера социально-психологических знаний и социально-психологической культуры: инженер-исследователь их должен получить вместе с профессиональными знаниями в процессе обучения в институте.

3. Психологический портрет.

Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

Б.Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

  1. Свойства нервной системы;

  2. Темперамент;

  3. Эмоции и эмоциональные состояния;

  4. Познавательные процессы;

  5. Характер;

  6. Направленность и самооценка;

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

3.1. Свойства нервной системы.

Нервная система – проводник внешних сигналов во внутреннюю среду организма. Состоит из: нервных клеток, проводящих путей, анализаторов. Нервная система делится на центральную нервную систему и периферическую нервную систему. Периферическая нервная система делится на вегетативную и соматическую, а центральная на головной и спинной мозг.

Головной мозг состоит из белого и серого вещества. Кора – серое вещество. Мозг делится на несколько долей: лобную долю, височную, затылочную, обонятельную луковицу, сильвиеву борозду, долю мозолистого тела. Доли делятся на борозды, которые образуют валики. Извилины – соответствуют областям с определенными функциями. Также существуют зоны: сенсорная (получает информацию от рецепторов), моторная (отправляет команды к движению), ассоциативная (отвечает за переработку информации и программ действия).

Свойства нервной системы: сила/слабость, уравновешенность, подвижность.

Принцип работы нервной системы : начало работы нервных клеток - процесс возбуждения, т.е. нервные клетки отвечают возбуждением на раздражение. Процесс торможения – конец работы нервных клеток.

Свойства возбуждения и торможения зависят от живого существа.

Для определения силы нервных процессов использовали “Тепинг-тест” Е.И. Ильина. Данный тест был выполнен самостоятельно. По результатам данного теста, мой тип нервной системы можно отнести к слабому типу. Из полученного результата можно сделать следующий вывод : моей нервной системе свойственна слабость нервных процессов, не способность выдерживать длительную раздражимость, низкий порог чувствительности.

Нервные процессы разделяются на уравновешенные и неуравновешенные. Различают два вида уравновешенных нервных процессов: инертные и подвижные.

Для определения уравновешенности нервных процессов использовали “Тест-пунктир” на аудиторных занятиях.

Полученный мною коэффициент подвижности равен 0.76. таким образом, можно сделать вывод, что мне свойственна уравновешенность нервных процессов, мне легко дается переключение с одного вида деятельности на другой.

3.2. Темперамент.

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V—IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова "желчь", сангвинический — от слова "кровь", флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

  1. Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);

  2. Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

  3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;

  4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов:

  1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы; жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность — и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

  2. . «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

  3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность — и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

  4. «Не навреди». Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.

Для изучения типа темперамента использовали “Тест Айзенка” на аудиторных занятиях. По результатам данного теста, типом моего темперамента является меланхолик, интроверт, с повышенным уровнем нейротизма. Таким образом, можно сделать вывод, что моему типу темперамента свойственны : высокая чувствительность, деликатность, человечность и такт.

3.3. Эмоции.

Эмоции - это отражение мозгом, человека или животного, какой либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворить.

Основные эмоциональные явления:

  1. Аффект – это наиболее мощная эмоциональная реакция. Аффект всегда интенсивен и относительно не продолжителен.

  2. Собственные эмоции – это эмоции, отражающие события обобщенной субъективной оценки.

  3. Чувства – наиболее устойчивые эмоции состояния, имеют четко выраженный предметный характер (отношение к собеседникам, другим людям и т.п.).

  4. Настроение – наиболее длительное эмоциональное состояние, фон на котором протекают все психические процессы. Настроение отражает полную обстановку принятия или не принятия мира (возможно зависит от темперамента).

  5. Стресс – это физиологическая реакция организма на напряженную обстановку, выражаемая в мобилизации резервов возможностей.

У эмоций есть две основные функции: сигнальная и регулирующая.

Характер эмоций определяется интенсивностью, глубиной переживаний, внешним выражением, качеством и амбивалентностью.

Существуют эмоции первичные и вторичные. К первичным эмоциям относятся тревога, радость, гнев и т.п., к вторичным – обида, стыд, зависть и т.п., т.е. эмоции, возникающие в процессе общения.

Тревожность – индивидуальная особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях. В основе тревожности лежит повышенная возбудимость нервной системы.

Для определения степени тревожности личности в данной ситуации использовали “Тест Спилберга-Ханина”. По результатам данного теста, мое состояние на тот момент можно было отнести к числу пригодных для получения новой информации, т.е. для обучения.

3.4. Познавательные процессы.

Познавательные процессы – процессы, при которых отражаются качества и свойства предметов.

К данным процессам относят ощущения, восприятие, представление, мышление, память, внимание и др.

Для исследования уровня познавательной деятельности, использовали “Тест Скрытые фигуры” на аудиторных занятиях. По результатам данного теста, мой показатель познавательной деятельности является выше среднего значения.

Ощущения – это отражение различных свойств предметов или явлений при непосредственном воздействии на рецепторы. Свойства ощущений: модальность, интенсивность, локализация.

Восприятие – это целостное отражение предметов или явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность и обобщенность.

Внимание – ограничение поля восприятия. Группы факторов избирательного внимания: внешние и внутренние факторы.

Основной эффект внимания :

Основные характеристики внимания :

В результате самонаблюдения и самоанализа, мне известно, что у меня нет проблем с концентрацией внимания на чем-либо и мой уровень концентрации внимания лежит в средних допустимых значениях.

Память – свойство центральной нервной системы фиксировать и хранить информацию о внешнем мире с целью ее дальнейшего использования.

Существует пять основных процессов: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Память делится на генетическую и прижизненную.

Виды прижизненной памяти: двигательная, образная, эмоциональная, символическая. Символическая память делится на словесную и логическую.

Формы памяти можно разделить на две составляющие: по объему хранения и по времени хранения информации.

Формы памяти:

  1. Мгновенная память (10-60 секунд);

  2. Кратковременная память (объем небольшой, время хранения несколько секунд);

  3. Промежуточная память (время хранения несколько часов, очищается во сне);

  4. Долговременная память (время хранения неограниченно).

Мышление – это обобщенное отражение действительности. Мышление всегда является актом искусства. Анализ и синтез – основные операции мышления. Сравнение – важнейшая операция мышления, которая также состоит из анализа и синтеза. Понятие получается в результате синтеза абстрагирования и обобщения.

Существуют определенные формы мышления, а именно: суждение (устанавливает связь между двумя явлениями), умозаключение (позволяет делать выводы из суждений).

3.5. Характер и самооценка.

Характер (греч. — "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность); к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм); к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм); к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого нс оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником — благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов — словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

3.6. Программа саморазвития.

Потенциальные возможности человеческой психики поистине неисчерпаемы. Так же неисчерпаемо многообразие комбинаций способностей у людей. Но нужно уметь распоряжаться этим бесценным даром природы, помочь себе и другим людям раскрыть и развить свои способности.

С точки зрения психолога Б.М. Теплова, существует три особенности способностей: индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; такие индивидуальные особенности , которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие “способность” сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые не выработаны у данного человека, а являются как бы приятной предпосылкой для их формирования.

В свою собственную программу саморазвития я включаю:

  1. Улучшение навыков самоанализа с целью увеличения точности осознания собственных мыслей и чувств;

  2. Улучшение памяти и внимания посредством различных тренингов с целью повышения собственной успеваемости в университете;

  3. Тренинг силы воли и, как одно из следствий данного стремления, повышение собственной самооценки;

  4. Самовоспитание, самоорганизация – наиболее важные для меня шаги к достижению понимания собственной значимости и смысла своего существования.

На данный момент, моей главной целью является получение высшего образования, как определенной базы подготовки для будущей взрослой жизни.

4. Заключение.

При выполнении данной работы, я столкнулась с немалым числом различных трудностей по причине моего скептического отношения к науке психологии, на что есть определенные причины: мой первый и единственный опыт общения с психологами, пожалуй навсегда определил мое мнение о психологии. Вместо ожидаемой помощи, я получила банальную отговорку, вовсе не способствующую душевному восстановлению и покою.

Мне очень нелегко даются любые попытки размышления на психологические темы и тем более, попытки описать себя с точки зрения психологии.


Список использованных источников

О.Б. Годлинник, Е.А. Соловьева “Психология и педагогика: методические указания к выполнению курсовой работы для студентов первого курса всех специальностей”. СПб.,2007.23 с.

И.В. Дубровина “Практическая психология образования”. М.,2007.584 с.

М.К. Тутушкина “Практическая психология”. СПб.,1993. 249 с.

http://www.elitarium.ru/

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации