Петровский А.В. Словарь. Общая психология - файл n1.doc

приобрести
Петровский А.В. Словарь. Общая психология
скачать (1748.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1749kb.07.07.2012 00:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Общая психология.

Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.

В словаре "Общая психология" освещены теоретико-методологические аспекты психологического познания, включая самые последние исследования на эту тему. Даны характеристики исторических предпосылок развития психологии, направлений, отраслей, концепций; представления о важнейших психических свойствах, процессах и состояниях; психологии языка и речи; наиболее общих методах психологии. Пять разделов словаря соответствуют предметной структуре Общей психологии. В таком качестве он может быть полезен как студентам, так и преподавателям факультетов психологии вузов, а также всем, кто интересуется психологией.

Абстракция [лат. abstractio — отвлечение] — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), которое также обозначается термином "А.".

М.Г. Ярошевский

Авиационная психология — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет А. п. — психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект А. п. — деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект А. п. — летный и инженерно-технический состав, авиационные диспетчеры.

В.А. Бодров

Австрийская (Грацкая) школа — группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших в 1880—1910-е гг. в основном в Грацком университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии (1894) и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. Известна прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостности сознания. Именно Эренфельс ввел в психологическую науку термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в том числе экспериментально — на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, например, для ассоциативной психологии, к целостному подходу, предложенному и развивавшемуся гештальтпсихологией и лейпцигской школой, хотя представители А. ш. в целом не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности ("гештальт-качество") — например мелодию, форму — еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме звуков или зрительных ощущений как еще один новый элемент — "автоматически" (Эренфельс) или в результате особого "продуктивного" духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись в А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси). Вместе с тем А. ш. поставила проблему иных единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостнообразующих факторов и проблему активности субъекта в построении целостного образа (что впоследствии неправомерно игнорировалось гештальтпсихологией). А. ш. также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, оптико-геометрических иллюзий, кажущегося движения, философских, гносеологических и этических вопросов.

Е.Е. Соколова

Автокинетический эффект — один из иллюзорного движения феноменов, наблюдаемый в ситуации длительной фиксации взора на неподвижном объекте маленького размера на однородном, "неструктурированном" фоне. Например, если в темной комнате пристально смотреть на неподвижную светящуюся точку, то через некоторое время (1—3 мин.) это пятно воспринимается хаотически движущимся в разных направлениях. А. э. может иметь парадоксальный характер: ощущение движения возникает одновременно с восприятием этого же объекта неподвижным. Проявление А. э. зависит от освещенности и структурированности стимульного поля, движения глаз, позы тела, инструкции, установки испытуемого, социальных норм и других факторов. Амплитуда движений при А. э. может достигать нескольких десятков градусов, не совпадая при этом ни по амплитуде, ни по направлению с движениями глаза. Поэтому А. э. не может объясняться смещением изображения по сетчатке или собственными движениями глаза. Общепринятого объяснения А. э. в настоящее время не имеет.

В.И. Панов

Автоматизм (в психологии) [греч. automatos — самодействующий] — действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются "первичные" А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и "вторичные" А., образующиеся прижизненно. При "вторичных" А. устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки.

А.И. Подольский

Агапе — античное понятие, обозначающее любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий "А.", выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и "эрос", представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение собственных потребностей. С начала распространения христианской культуры понятие "А." получило новый импульс для развития: в раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг другу. Во многих философских системах понятие "А." заняло центральное место, например в философии Плотина ("Эннеады") или Ч.С. Пирса (1839—1914), который видел в нем творящую энергию эволюции природы.

И.М. Кондаков

Адаптация — приспособление строений и функций организма к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостазиса. Понятие А. применяется в качестве теоретического в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания (например, гештальтпсихология, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже). Наряду с сенсорной А. (т. е. с приспособительным изменением органов чувств к действующему раздражителю) в психологии говорят об А. к социальным условиям, об А. к детскому учреждению, школьной А. (или дезадаптации) и пр.

Б.М. Величковский

Адаптация сенсорная (от лат. adaptatio — приспособлять и sensus — чувство, ощущение) — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. Последовательный образ). А. с. может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация).

Б.М. Величковский

Ажитация [фр. agitation — сильное волнение, возбужденное состояние] — аффективное состояние человека, возникающее в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. А. проявляется в форме сильного двигательного возбуждения, сопровождается тревогой, страхом, потерей целенаправленности в действиях, ускоренной малопонятной речью.

Л.А. Карпенко

Активность — 1) "причинность причины" (И. Кант); 2) деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество — способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, — говорят, что он выступает как субъект А. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие проявления А., как активация, безусловно- и условно-рефлекторные акты, поисковая А., произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью А. субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. А. характеризуется здесь следующими свойствами: спонтанностью, т. е. обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью, т. е. обусловленностью того, что совершается актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения; надситуативностью, т. е. выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, т. е. устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен А. как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также схемы "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемый спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной. В отличие от детерминации со стороны прошлого (обычные причинно-следственные отношения) или со стороны возможного будущего (целевая детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах Канта — в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.

В.А. Петровский

Актуализация [лат. actio — действие, деятельность] — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию. Например, для узнавания, припоминания, воспоминания или непосредственного воспроизведения какой-либо информации необходимо извлечь (актуализировать) из долговременной или кратковременной памяти соответствующие мысли, образы, чувства, желания, движения, которые уже были в опыте субъекта. При этом А. может быть легкой или трудной, полной или неполной, обобщенной или избирательной в зависимости от уровня сохранности в памяти извлекаемой информации. По современным представлениям, процесс А. обеспечивается за счет возбуждения ранее образовавшихся систем временных связей в нервной системе.

Л.А. Карпенко

Аллюзия [лат. alludere — подшучивать, намекать] — выражение, при помощи которого говорящий намекает на известное историческое событие, литературное произведение, образ и т. п., т. е. "отсылка к культурной традиции" (Р. Барт). А. может заключаться в прямом упоминании ("настоящий Вильгельм Телль", "требуется новый Моисей" и т. п.), в намеке посредством сходно звучащего слова ("Гениалиссимус" у В. Войновича) и быть скрытой. Скрытые А. часто являются перифрастическими ("подобно библейскому силачу, поднял на себе Газские ворота" (А.П. Чехов) — имеется в виду Самсон) или устроены как загадка (например: "Другой поэт роскошным слогом / Живописал нам первый снег" (А.С. Пушкин) — речь идет о П.А. Вяземском). По цели создания различаются А. нейтральные и пародийные (иронические); по сфере распространения — общеизвестные и контекстные. Последние понятны лишь в определенную эпоху, в определенном кругу и т. п., как например, "кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки" — намек В.В. Маяковского на поэтов-современников К.Н. Митрейкина и А.А. Кудрейко. Прием А. широко использовался для маскировки смысла в условиях подцензурной печати ("эзопов язык"). Возможен случай, когда воспринимающий видит А. там, где по замыслу автора ее нет: например, поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" может быть воспринята как намек на крепостное право.

С.А. Шаповал

Амбивалентность чувств [греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. valentia — сила] — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся одновременным принятием и отвержением (например, переживание ревности, в котором может сочетаться чувство любви и ненависти). Термин А. ч. был предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейлером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Этот термин вскоре получил более широкое употребление в психологии и психиатрии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства, появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и в связи с многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вызывают одновременно и отрицательные, и положительные чувства. А. ч. достаточно рано появляется у детей по отношению к окружающим предметам и людям. В частности, А. ч. проявляется в феномене амбивалентного поведения, которое наблюдается у многих детей раннего возраста.

Е.О. Смирнова

Анализ [греч. analysis — разложение, расчленение] — процесс расчленения целого на части. А. включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять А. на уровне оперирования понятиями. А. как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления.

О.К. Тихомиров

Анализ через синтез — термин позднего С.Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий "механизм" (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта т. о. как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Например, один и тот же отрезок прямой, включаемый в различные геометрические фигуры, выступает в соответственно разных качествах: как биссектриса, медиана, диагональ параллелограмма и т. д. А. ч. с. обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса, поскольку по ходу последнего познающий субъект непрерывно взаимодействует именно с объектом, а не с самими по себе знаками, словами, понятиями, значениями, смыслами и т. д. (все они в разной степени выражают содержание этого объекта). Тем самым А. ч. с. обеспечивает не только преемственность мышления как процесса ("тот же" объект включается во все новые связи), но и психические новообразования (он же выступает в новых качествах). Один и тот же познаваемый объект — неразрывное единство уже известных (для данного субъекта) и еще неизвестных, новых свойств и их отношений, т. е. старое и новое принадлежат соответственно не двум разным объектам, а одному объекту. А. ч. с. и все мышление в целом как процесс формируются человеком преимущественно неосознанно, бессознательно внутри и по ходу мышления как деятельности, осуществляемой субъектом преимущественно осознанно (под контролем всегда осознаваемых целей и т. д.). А. ч. с. — это механизм мышления как процесса не только индивидуального, но и группового субъекта. Когда в ходе группового решения задачи объект, включаясь в разные системы связей, выступает в соответственно новых качествах, то эти системы объективных существенных отношений вначале вычленяются соответственно разными индивидами. Тогда между последними может возникнуть дискуссия. Следовательно, различные системы отношений и выступающие в них качества объекта как бы персонифицируются разными индивидами и потому соотносятся (синтезируются) друг с другом в субъектах и через субъектов. В состав этих отношений входит и изменяющееся в процессе мышления отношение человека к познаваемому объекту, потому что, открывая новые качества объекта, субъект вместе с тем все более адекватно определяет их значение для своей деятельности и общения. По ходу мышления как процесса формируется мотивация для его дальнейшего протекания. При таком подходе к проблеме значение и смысл выступают прежде всего как в разной степени раскрываемые и переживаемые субъектом различные качества одного и того же объекта. Тем самым А. ч. с. — это мыслительный, а не собственно речевой механизм человеческого мышления, всегда неразрывно связанного с языком и речью. Такова альтернативная позиция по отношению к той, согласно которой не только общение, но и мышление есть функция речи, а потому последняя и является механизмом мыслительной деятельности. Нет оснований так сильно абсолютизировать речь, хотя она, не отторжимая от мышления, бесспорно, есть важнейшее средство общения. Мышление и его механизм "А. ч. с." — это функция не речи, а субъекта, осуществляющего деятельность (в т.ч. познавательную), общение, поведение, созерцание и т. д.

А.В. Брушлинский

Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления — психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования — архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Целью психического развития человека А. п. считает индивидуацию — особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя А. п. отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей — экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от А. п. развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

М.Г. Ярошевский

Аналогия [греч. analogos — соответственный, соразмерный] — сходство между объектами в некотором отношении. Использование А. в познании является основой для выдвижения догадок, гипотез. Рассуждения по А. нередко приводили к научным открытиям. В основе рассуждений по А. лежат образование и актуализация ассоциаций. Возможен и целенаправленный поиск А. Задания на установление А. входят в содержание психодиагностических обследований. Затруднения в нахождении сходства между объектами по абстрактному признаку могут служить показателем недостаточного развития мышления или его нарушения.

О.К. Тихомиров

Анкета [фр. enquкte — список вопросов] — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. Анкетные опросы проводятся в целях выяснения биографических данных, мнений, оценок, ценностных ориентаций, установок, диспозиций и т. п.

В.И. Слободчиков

Антиципация [лат. anticipatio — предвосхищение] — способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия "А.": 1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена; 2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или "опережающее отражение") обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

Л.А. Карпенко

Апперцепция [лат. ad — к, perceptio — восприятие] — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, А. — универсальный объяснительный принцип, "внутренняя духовная сила", обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. — зависимость восприятия от сложившихся особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т. п.).

А.В. Петровский

Аристотеля опыт (иллюзия Аристотеля) — иллюзия осязания, суть которой заключается в том, что, если между двумя скрещенными пальцами руки (указательным и средним или другими) поместить маленький круглый предмет (например, горошину), то возникает ощущение прикосновения не одного, а двух объектов. Иллюзия усиливается от легкого скольжения скрещенных пальцев по объекту. Известны упоминания об этом феномене в XVII — XIX вв. Со временем А. о. был описан и для других участков тела: губ, языка, ушей. А. о. объяснялся непривычностью, искусственностью, неестественностью положения пальцев. В современных исследованиях, рассматривающих модифицированный вариант А. о., осуществляется поиск точки перехода от нормального положения пальцев к скрещенному, т. е. границы, где адекватные тактильные ощущения сменяются иллюзорными. В настоящее время нет убедительных объяснений А. о. Не выяснено также, на каком уровне нервной системы (периферическом или центральном) возникает эта иллюзия.

Н.Л. Морина, Т.С. Погорельцева

Артефакт [лат. artefactum — искусственно сделанное] — факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой или условиями изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии А. называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

А.А. Брудный

Архетип [греч. archetypos — первообраз, дословно "древнейший образец"] — способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. А. — центральное понятие аналитической психологии.Согласно К. Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задает общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

А.А. Брудный

Ассоциативная психология (ассоцианизм) — общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения психических феноменов. В развитии А. п. можно выделить следующие этапы. 1. Предпосылки возникновения А. п.: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. п. — начало XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для объяснения процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), образования предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк). 2. "Классический ассоцианизм" (середина XVIII — начало XIX в.). В этот период возникают законченные системы А. п., в которых ассоциация становится объяснительным принципом всей психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию "ментальной механикой", Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений). 3. Середина XIX — начало ХХ в. Начало кризиса А. п. в теории и разработка отдельных идей А. п. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию А. п. активности субъекта, Я ("ментальная химия" Джона Стюарта Милля, "творческие ассоциации" А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. п. использутся для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, З. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др. 4. 1920-е гг. Окончательное исчезновение А. п. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация — это вообще не столько "механизм", сколько явление, конечно, фундаментальное, которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ различных идей А. п. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

М.Г. Ярошевский

Ассоциативный эксперимент — термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности. Предложен в начале ХХ в. К.Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, латентные периоды (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого, его установках и т. п. В 1920-е гг. А.Р. Лурия предложил для диагностики "скрытых следов аффекта" т.н. сопряженную моторную методику, которая представляла собой модифицированный вариант.

Е.Е. Соколова

Ассоциация [лат. associatio — соединение] — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление А. было описано еще Платоном и Аристотелем, однако сам термин "А." предложил Дж. Локк в XVII в. В ассоциативной психологии были выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж.Ст. Милль) выделяли А. по сходству (голубое-синее), по контрасту (черное-белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. были выделены "вторичные" законы (Т. Браун), т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности или/и патологические особенности индивида и т. п. Впоследствии А. Бэн выделяет т.н. творческие А., образование которых объясняется "спонтанной активностью ума", а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии. Можно выделить также две противоположные точки зрения на "механизмы" А.: одни авторы считали А. только "тенью" мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Т. Гоббс, Гартли, Милль, Бэн), другие приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Т. Браун) занимали промежуточную позицию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И.П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству — их генерализацией. Павлов использовал также понятие "подкрепление" для объяснения избирательного образования А. Различались также точки зрения психологов на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей, другие выделяли наряду с А. еще другие типы связей ("разумные" у Локка, апперцептивные у В. Вундта и др.). Понятие А. до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл.

Е.Е. Соколова

Аффект [лат. affectus — душевное волнение, страсть] — сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и развивающаяся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессию), сложившийся в процессе биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта — аффективных комплексов (следов), эмоционально запечатляющих отдельные элементы породившей А. ситуации и в будущем предупреждающих о возможном ее повторении. У человека А. могут возникать при фрустрации как его биологических потребностей (например, при угрозе жизни), так и социальных ценностей (при оскорблении, столкновении с несправедливостью). Иногда А. возникает вследствие многократного повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатление безысходности в отношении не конкретной ситуации, а всей жизни; в таких случаях происходит т.н. аккумуляция А., вследствие которой он может возникать и приводить к неуправляемому поведению при одном из многих столкновений с несправедливостью, т. е. в ситуации, не отличающейся исключительностью. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды своего поведения и развития событий, к заметному притуплению чувствительности к боли, а в случае исключительно сильного А. — завершиться потерей сознания и полной амнезией. Поскольку А. предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по его преодолению, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике, подчеркивают важность избегания порождающих А. ситуаций, представления нежелательных последствий, выполнения отвлекающих действий и т. п. Устойчивость к вовлечению в состояние А. зависит как от природной конституции человека, так и от уровня развития личности, ее моральной мотивации. Диагностика А. является типичной задачей в практике судебно-психологической экспертизы; при ее решении помимо физиологического состояния организма и расстройств сознания в качестве показателей служат также характер действий человека в состоянии А. (импульсивность, стереотипность, отсутствие приготовлений) и степень их расхождения с обычным его поведением.

В.К. Вилюнас
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Общая психология
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации