Шпоры по социологии труда - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по социологии труда
скачать (247.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc248kb.07.07.2012 00:37скачать

n1.doc

  1   2   3
2. Общественно-исторические предпосылки возникновения социологии труда.

Социология труда возникает как исследование об удовлетворенности трудом. Хоторнские эксперименты выявили след социальные факторы производительности труда: индустриальное производство; НОТ; поиск мотивов трудовой деятельности; разработка методов управления трудом. Поиск алгоритма увеличения производительности труда – появляются новые алгоритмы организации труда. Новая парадигма: кроме неких материальных факторов стимулирования труда есть и факторы опосредованного влияния на личность работника, воздействие на групповое сознание было эффективным, т.к. человек – «стадное существо», ему свойственно подстраиваться под группу. Можно воздействовать на социальную составляющую человека, работника как индивида, субъекта с социально-психологическими качествами. В США впервые появилась социология труда как индустриальная социология. В западной Европе (Франция, Германия, Италия, Англия) появилось другое название - социология труда, инициатор – француз Алан Тюрен. Начало 70-х – новый этап в социологии – появление социологии труда. 1984г. – появление отделения социологии труда в МГУ (факультет философии) и ЛГУ (факультет экономики). Появление социологии труда предопределило изменение практической жизни. 60гг 19в – отправная точка – развитие классического капиталистического (массового) производства. Использование техники стремилось к увеличению производительности труда и экономия на человеческом труде привели к конфликту между техникой и человеком (с внедрением техники уменьшается использование человеческого труда на предприятии). 90гг 19в – развитие техники так велико, что она выходит на первый план, труд второстепенен, но необходим; человек выполняет роль»затычки» – он делает то, что не может сделать техника. НОТ – подчинение труда человека движению техники – человек перестает быть природным существом Появляются новые законы – законы функционирования производства (расписание режима работы на предприятии предопределяется техникой) 60-70гг – наука подчиняется индустриальному производству, следовательно, необходимы методы подчинения труда человека производству. 2-я предпосылка возникновения социологии труда – развитие и институционализация разделения труда.


4. Предмет социологии труда.

Труд - сущность человека, основное, необходимое и естественное условие существования человеческого общества.

Труд – это процесс, между человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Социология труда – это поведение работодателей и наёмных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой – ограничивают его. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда – это область социологии, изучающая:
- трудовую деятельность как социальный процесс;
- социальные факторы повышения эффективности труда;
- влияние технико-технологических и социальных условий на отношение к труду. Предмет социологии труда - это социальное отношение процесса в сфере труда, определяющееся различием и сходством социальной группы, социального коллектива.
Труд, писал Ф. Энгельс, есть "первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. Кроме того, социология труда изучает различные социально-психологические стороны механизма включения работника (индивидуального или совокупного) в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворенность работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности и производительности труда.
Основополагающее понятие социологии труда - это прежде всего категории "характер труда", "содержание труда", "социальные формы труда", "условия и организация труда", "стимулирование трудовой деятельности" и другие.


5. Труд как категория социологической науки. (Г. Зиммель «Философия труда»)



Понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Зиммель «Философия труда»


С т. з. экономики существует несколько факторов, которые создают понятие ценности (экономической ценности):

1. обмен (вещь ценна, если ее можно поменять на что-либо)

2. полезность

3. редкость

4. полезность труда

Ценность как продукт труда рассматривается Зиммелем более подробно.

В труде объединяется психика и физиология человека, его интеллект и воля.

Так или иначе все факторы можно выразить через труд и , если труд является единственным носителем ценности, о тогда ценность выражала бы суть человеческой практической натуры

Ценность придают только продуктам человеческого труда (т.е. труд создает впервые ценность), но сам труд в виде физиологической функции не может обладать ценностью, присущей лишь рабочей силе.

Ведь рабочая сила поддерживается в человеке из-за потребления жизненных продуктов, которые в свою очередь является продуктом труда, т. обр. происходит некоторое зацикливание, самовоспроизводимость ценности (одной и той же)

Здесь Зиммель начинает разбирать трудовую теорию ценности. Она дать определение «труда, одинаково применимое к мускульной и к психической работе.

При этом теория все же считает, что мускульный труд является носителем первоначальной ценности или создателем ценности.

Дальше товарищ З. пытается разобрать мускульный и умственный труд, т.к. некорректно отдавать первенство физ. труду.

Экономисты трудовой теории ценности, видимо, полагали, что Умственный Труд не требует никакого замещения использованных сил, след-но, не может повышать стоимость продукта, следовательно, не участвует в формировании меновой стоимости продукта.

Но участие ума в производстве имеет 2 стороны. !!!

Пример столяра и стула.

Столяр делает стул. След-но, его действиями управляет сознание – это первая затрата психической энергии.

Дальше. Чтобы он мог делать этот стул, он знал как его делать, была затрачена псих. энергия многих людей, поколении – традиция, т.е. история общества, если м. так сказать, сумма затрат ума многих людей до столяра.

Так же существует 3 момент – сама идея стула, она не подвергается изнашиванию, не увеличивает стоимость стула, но тем не менее участвует в производстве.

Идея осуществляется с помощью интеллекта субъекта труда.

Итак, существует 2 крупных элемента умственного труда. Разница между ними оплачивается услугами интеллекта.

Говоря о роли псих. труда в процессе образования ценности, мы должны иметь ввиду только психическую затрату сил подражателя и изобретателя.

Недостаточно говорить о ценности благ как потраченном на них труде, т.к. таким образом не устраняются количественные различия труда.

Меньшее количество высшего труда создает равную или большую ценность, чем более значительное количество низшего труда.

Тогда выстраивается шкала, которая опирается не на труд как труд, а на различия носителем которых оказался труд.

Высший труд служит выразителем большего по количеству труда воплощенного не просто в чувственно-воспринимаемом направлении, а в концентрировании и накоплении предшествующего напряжения.

Это напряжение обуславливает теперешний труд.

И талант и гениальность, прибегая к понятию «наследственность», представляются концентрированным результатом труда целых поколений.

Так что более высокой ценностью можно наделить такой труд, ведь его можно свести к просто количественно большему труду. Этот факт можно выразить и в виде объективного процесса.

Существуют определенные категории труда, которые заранее относятся к более высоко оцениваемым, чем другие, хотя деятельность первой категории не требует ни больших затрат усилий, ни большей одаренности. Т.е. одна категория труда оплачивается дороже другой, и это признается справедливым.

Для устранения этой несостыковки надо сделать классификацию родов труд с точки зрения количественного труда, уже накопленного в технических условияхъ турда, необходимых для этого отдельного труда.

При этом остается несправедливым из этой созданной совершенно не индивидуальным трудом ценности объективного труда, выводить особенно высокое вознаграждение и оценку его случайного носителя. Эту несправедливость Зиммель объясняет как «жизнь такова, что приходится считаться с подобными случайностями».

Маленький вывод: Различные оценки качественного труда(при равенстве субъективных сил) все таки соответствуют различиям в количестве труда.

По теории издержек производства, ценность веского субъективного труда измеряется ценностью средств поддержания существования (пищи, жилища, одежды и !!!удовольствий!!! и т.д.) необходимых индивиду для произведения данной работы/ для возмещения затраченной на нее силы.

Здесь опять можно говорить об отношении между физическим и психическим трудом. Понятно, что затраты псих. труда могут быть огромными, больше чем физического (в зав-ти от сложности работы), поэтому возмещение следовало бы делать другим.

Псих. труд зависит не только от особенностей питания, он гораздо больше зависит от организации всей жизни, различных внешних и внутренних условий. Поэтому более высокое вознаграждение псих. труда объясняется физиологическими условиями его функционирования.

Важно подчеркнуть, что более высокая плата за П.Т. обуславливается не более высокой ценностью, а психофизиологией его носителя, в которой содержится большая ценность, сем при физическом труде.

Получается, что величины ценностей зависят от величин затрат, необходимых для поддержания рабочей силы трудящегося. Так как они чисто внешнего свойства и носят физиологический характер, то в общем они одинаковы для мускульного и психологического труда.

Т.обр. те средства существования, которые обуславливают ценность психического труда, производятся в конце концов физическим трудом. Но в то же время в любом труде существует часть психического труда.


6. Труд и социальный обмен.

Труд и обмен в эпоху натурального хозяйства. Единственным средством повышения производительности труда на этом этапе развития являлось его разделение. В свою очередь, разделение труда предполагает обмен сначала деятельностью, а затем и ее продуктами. Эти два вида обмена определяют и два типа хозяйственного устройства: преобладание обмена деятельностью характерно для системы натурального хозяйства, обмен продуктами труда характерен для товарного хозяйства. Первоначально обмен носил случайный, спорадический характер и, в основном, происходил между родственными общинами. Однако со временем специализация общин на производстве разной продукции превращает обмен в регулярное общественное явление. Появление класса купцов было третьим крупным общественным разделением труда. Обмен к этому времени развился настолько, что появились и сформировались отдельные рынки. Купцы выступали не только в качестве посредников между производителями и потребителями, они часто заказывали производителям товары для продажи.
7. Общая природа и социальная сущность труда.

Труд – это процесс, который совершается между человеком и природой, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Основные формы проявления труда: затраты человеком энергии (психофизиологическая сторона); взаимодействие работника со средствами производства (организационно-технологический аспект); взаимодействие работников как по горизонтали, так и по вертикали. Любой процесс труда предполагает наличие предметов труда, средств труда и самого труда как деятельности. Предмет труда – это всё то, на что направлен труд, что притерпивает изменения. Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда. Содержание труда раскрывает труд как процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Показатели труда: форма собственности; распределение отношений; степень социальных различий. Труд может быть: творческим и репродуктивным; физическим и умственным; простым и сложным; исполнительным и организаторским; самоорганизованным и регламентированным. Перемена труда может осуществляться как во времени (полное переключение с одного вида работы на другой, осуществляемое в больших интервалах времени и чередование различных видов деятельности), так и в пространстве (управление более сложными автоматизированными системами, которые включают в себя разнообразные виды работ). 3 основные формы перемены труда: переход от одного вида работы к другому; сочетание одного вида работы с другим; перемена труда в границах данной профессии. Труд с момента своего возникновения имел, имеет и всегда будет иметь общественную природу и общественный характер, так как осуществляется сообща. В процессе труда люди взаимно нуждаются друг в друге.
Общественный труд - исключительное достояние человека, выступающего ведущей силой в процессе взаимодействия с окружающей средой. Все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда".
8. Содержание и характер труда как социальные обусловленные явления.

Основополагающее понятие социологии труда - это прежде всего категории "характер труда", "содержание труда", "социальные формы труда", "условия и организация труда", "стимулирование трудовой деятельности" и другие. Понятие "характер труда" выражает единство его технико-экономического содержания и общественной формы, социально-экономическое качество общественного труда на той или иной ступени развития производительных сил и производственны отношений, обусловленное особенностями способа соединения работника с орудиями труда. Суть одной из них состоит в закрепленности работников за экономически и социально неоднородными видами труда, которые имеют неодинаковую оценку с точки зрения общественной полезности. Проявляясь на уровне общественной организации в целом, характер труда воспроизводит социально-ролевые функции конкретного труда. В отличие от характера труда понятием "содержание труда" обозначают конкретную трудовую деятельность работника и ее признаки. Это его социально-технологическая характеристика, учитывающая виды, функции и организацию трудовых действий на рабочем месте, физическое и интеллектуальное напряжение, степень самостоятельности, или технологической привязанности работника, монотонность и разнообразие труда. Содержание труда включает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и другие) на рабочем месте и выражается в совокупности выполняемых операций. Вещественной стороной данной категории являются предмет, средства и продукт труда. Взаимодействуя друг с другом они образуют совокупность трудовых операций, что характеризует содержание труда.
На уровне рабочего места совокупность операций выступает как содержание индивидуального труда. На уровне общества она превращается во взаимосвязанную систему отраслей и видов труда, то есть как содержание общественного труда.
Наряду с вещественной (предмет, средства и продукт труда) содержание труда характеризуется и личностной, собственно социальной стороной, включающей в себя целесообразную деятельность работника, структуру мотивов, отношение к труду общественного (совокупность отраслей и видов труда) и индивидуального (совокупность операций) уровней. По взаимосвязи вещественные и личностные стороны определяют сущность категории "содержание труда".
Наибольшее влияние на позитивное изменение характера и содержания труда оказывает комплексная механизация и автоматизация производства. Именно это несет изменения в характере и содержании труда всех слоев рабочего класса и производственной интеллигенции. Развитие технической вооруженности предприятий, переход к технологическим нововведениям (внедрение микропроцессоров, роботизированной техники) сказывается на содержании индивидуального труда, и изменения затрагивают не только его вещественные, но и живые (самих работников) компоненты. В новых экономических условиях вырастают требования к качеству рабочей силы. Единственным источником роста благосостояния становятся высокое профессиональное мастерство, творческая самоотдача в труде.

9. Двойственная природа труда.

Абстрактный, конкретный, общественный, частный. Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Трудовая теория стоимости К. Маркса, в основе которой лежит претендующее на открытие положение о двойственном характере труда. Маркс различал в труде конкретный, специфицированный труд в какой-либо полезной форме (труд пекаря, сапожника, портного и т.п.), создающий конкретные потребительные стоимости, и абстрактный, всеобщий труд, как затраты человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, созидающий или образующий стоимость (ценность) товаров.   В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена (таким образом, понятие товара у К. Маркса является более узким, чем понятие [экономического] блага у маржиналистов, в частности, у К. Менгера и У.С. Джевонса. Необходимым условием для системы товарного производства, т.е. системы, основанной на обмене продуктов труда, является сочетание общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Эти два фактора в конечном счете обуславливают двойственный характер труда и двойственную природу товара, как это видно из схемы. При этом едва ли не основная предпосылка теории ценности К. Маркса состоит в несоизмеримости потребительных ценностей различных товаров (т.е. свойств товаров, удовлетворяющих те или иные потребности людей). Потребительная ценность - это только необходимое условие для того, чтобы данный продукт труда мог быть обменен на другой продукт труда, но она не отражает его ценности. Последняя определяется затратами абстрактного труда, т.е. расходованием «... человеческой рабочей силы в физиологическом смысле...», вне зависимости от конкретного вида труда (т.е. труда маляра, скульптора или музыканта). Таким образом, абстрактный труд нужно отличать от конкретного труда. К. Маркс считал, что ценность - это «воплощенный в товаре абстрактный труд», «сгусток лишенного различий человеческого труда». Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно - окольно через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена. Таким образом, К. Маркс полагал, что ценность (товара) - категория, присущая исключительно товарному производству. Определяется она, как уже было сказано, общественно-обусловленными затратами абстрактного труда, а измеряется в ценности другого товара, на который обменивается данный товар, или (при «капиталистическом товарном производстве») - в денежной цене данного же товара. Следует учесть, что денежная цена товара вовсе не обязательно должна быть равна его ценности. Цена - это только «превращенная форма» («форма проявления») ценности; ценность - это всего лишь «центр тяготения» цены, т.е. величина, к которой цена товара «стремится». При этом тот факт, что труд может быть разным по интенсивности и качеству, с точки зрения К. Маркса, не опровергает его концепцию: ведь все виды «сложного» труда - согласно принципу редукции труда - можно свести с определенным коэффициентом к «простому среднему труду», и якобы это все время и происходит на рынке при установлении меновой ценности товаров. Здесь можно отметить, что вряд ли обоснованно отстаивать идею соизмеримости затрат труда и одновременно говорить о несоизмеримости потребительных ценностей.


10. Труд как фактор воспроизводства общественных отношений.

Через труд осуществляется вклад в общественное развитие и посредством труда происходит удовлетворение общественных потребностей. Следовательно, чем больше человек трудится, тем более его общественная значимость. Следовательно, человек вынужден осуществлять трудовую деятельность, так как это единственный способ удовлетворения потребностей. Мерилом человеческого вклада являются деньги – но это больше экономическая сущность, чем социальная, т.к. они не определяют статус человека. Статус определяется: богатством; трудовым вкладом. Социальный контекст труда включает социальную составляющую труда. Труд – источник воспроизводства общества, т.к. посредством труда человек становится социально значимым и воспроизводит свой социальный статус. Чем более человек удовлетворяет потребности общества, тем более он социально значим.


11. Общественное разделение труда. (Э. Дюркгейм, А. Смит)

Развитие производительной силы труда, преобладающая часть мастерства, ловкости и сообразительности явились результатом РТ. Рост РТ происходит от того, что социальные сегменты теряют свою индивидуальность, что разделяющие их перегородки становятся более проницаемыми. Чем более развита ячеистая система, тем более отношения замкнуты в пределах ячейки, к которой мы принадлежим. Социальная жизнь обобщается. Социальные, а точнее, внутрисоциальные отношения становятся многочисленнее, т.к. они простираются далее своих первоначальных границ. РТ прогрессирует. Прогрессивное уплотнение обществ в процессе исторического развития происходит 3 способами: 1. в то время как низшие общества располагаются на огромных площадях, у более развитых народов население всё более концентрируется; 2. образование городов и их развитие (города всегда происходят от потребности, побуждающей индивидов находиться в максимально возможной близости друг к другу; 3. имеется множество быстрых путей сообщения и связи (уничтожение или уменьшение пустоты и увеличение плотности общества). Социальный объём оказывает на РТ то же влияние, что и плотность. РТ развивается прямо пропорционально объёму и плотности обществ, и если оно прогрессирует непрерывно в процессе социального развития, то потому, что общества становятся более плотными и, как правило, более объёмистыми. В одном и том же городе различные профессии могут сосуществовать, т.к. они преследуют разные цели. Но чем больше сближаются функции, чем больше между ними точек соприкосновения, тем более они расположены к борьбе (удовлетворяются различными способами одинаковые потребности). Всякое уплотнение социальной массы, особенно если оно сопровождается ростом населения, вызывает прогресс РТ. РТ есть результат борьбы за существование; но оно представляет её смягчённую развязку. Благодаря ему соперники не вынуждены истреблять друг друга, могут сосуществовать бок о бок. Для экономистов РТ состоит главным образом в том, чтобы производить больше. РТ может происходить только между членами уже установившегося общества: индивиды должны быть материально связаны друг с другом; нужно, чтобы между ними существовали моральные связи. Коллективное сознание по мере развития РТ становилось слабее и неопределённее. РТ становится главным источником солидарности. Прогресс РТ будет тем быстрее, чем легче индивид сможет гармонировать со своей личной средой. Индивидуальная личность не только не уменьшается благодаря прогрессу специализации, но развивается вместе с РТ. Идеал человеческого братства может осуществляться только в той мере, в какой прогрессирует РТ. Но если РТ производит солидарность, то не только потому, что оно делает из каждого индивида обменщика, как говорят экономисты, а потому, что создаёт между людьми целую систему прав и обязанностей, надолго связывающих их друг с другом. Трудное дело создать общество, где каждый индивид будет занимать то место, которого он заслуживает, и будет вознаграждаться так, как он заслуживает; где все будут сотрудничать для блага всех и каждого.


12. Рынок труда как социальный институт.

Рынок труда считается одной из самых сложных проблем экономики. Проблемы рынка труда носят многоаспектный, многофункциональный характер. Их нельзя искусственно сво­дить только к проблемам занятости и безработицы, при всем значении этих аспектов в экономическом и социальном отно­шениях. Полноценное рассмотрение рынка труда требует комплексного изучения социально-экономических и организа­ционно-технических вопросов формирования профессиональ­но-квалификационного состава работников, управления персо­налом, организации трудовой деятельности, методов ее измерения, нормирования, оценки и оплаты труда, создания благоприятных условий труда и обеспечения его эффективнос­ти, повышения жизненного уровня населения. Что же такое рынок труда? Как его можно определить? Рынок труда можно определить как действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаи­моотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т. е. потенциальным работником) предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени-Предметом, отногиений на рынке труда является обмен ква­лификации, знаний, умений, способностей и времени человек на заработную плату и прибыль. Таким образом, рынок труда состоит из всех тех, кто покупает или продает труд. Это совокупность взаимоотношений между распорядителями средств производства и собственниками рабочей силы. Основными компонентами рынка труда обычно являются: биржи труда, центры подготовки кадров, фонд занятости, коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предпринимательству, пенсионный фонд и т.п. Становление рынка труда в России связано с возникновением и развитием новых форм собственности, нового воспроизводственного механизма, новых типов экономического поведения, новых социальных институтов. Формирование рынка труда предполагает выработку опре­деленных принципов и методов построения структуры и меха­низма функционирования. В зависимости от масштабов эконо­мического пространства рынок труда формируется на макро- и микроуровнях (на предприятии и вне его). Суть формиро­вания рынка труда состоит в создании устойчивых экономи­ческих связей (прямых и обратных) и социальных взаимодей­ствий между его субъектами. Создается система рынков труда, в которой внутренние и внешние рынки органически взаимо­связаны и взаимодействуют друг с другом. Они не могут суще­ствовать друг без друга. Следовательно, принципиальным отли­чием рынка труда от директивного распределения рабочей силы является возможность многовариантного выбора и непо­средственного сочетания интересов работодателей и работни­ков путем достижения взаимоприемлемого согласования спро­са и предложения. В роли субъектов спроса и предложения труда выступают юридические и физические лица. Первую группу составляют нуждающиеся в рабочей силе; вторую — предлагающие рабо­чую силу и, наконец, третью — выполняющие посреднические 11 консультационные функции в процессе взаимоотношений Между первыми двумя группами лиц. Цель формирования внутренних рынков — это создание гибких форм обеспечения предприятия необходимым персоналом на основе оптимального сочетания принципов его ста­бильности и мобильности. Для этого предприятие может ограничить постоянный штат работников основным контингентом требуемых рабочих и специалистов (костяком), привлекая ос­тальных работников с внешних рынков по мере необходимос­ти. Такой подход избавляет от необходимости постоянного со­держания лишнего штата работников, как это практиковалось при директивном планировании и сокращении штатов, тради­ционно сложившейся структуре персонала и отсутствии внеш­них рынков труда. Доля постоянного и временного персонала, естественно, должна зависеть от темпов обновления продук­ции и технологии. Учитывая необходимость комплексного подхода к анализу и формированию персонала на предприяти­ях, целесообразно в настоящих условиях на базе действующих разрозненно и неполноценно традиционных подразделений (отдел кадров, труда и заработной платы, подготовки кадров и т.д.) создать единую службу управления персоналом.

Внешние же рынки труда формируются с учетом професси­ональных и социальных признаков рабочей силы. Как видим, при рассмотрении рынка труда очень часто употребляется по­нятие «рабочая сила» и она признается товаром. Признание же рабочей силы товаром предполагает определение ее стои­мости и цены, как основы установления уровня оплаты труда. Стоимость рабочей силы характеризуется двумя факторами: во-первых, профессионально-квалификационным уровнем ра­ботника (набором необходимых знаний и умений) и во-вто­рых, набором жизненных средств, включаемых в потребитель­скую корзину. Отсюда цена рабочей силы может быть определена в денежной форме исходя из удельных затрат на обучение, подготовку и переподготовку работников, повыше­ние квалификации и из средней цены потребительской корзи­ны с учетом социально-демографических условий. При определении уровня оплаты труда естественно исхо­дить из сложности и объема выполняемых работ и функций. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что в условиях рынка роль нормирования и тарификации работ не только сохраняется, но и существенно возрастает. В то же время номинальный уровень оплаты труда при прочих равных условиях зависит от состояния рынка товаров, от конкурентоспособности произведенной продукции. Для формирования полноценного рынка труда необходимо исходить из его неразрывной связи с другими рынками: рынками товаров и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д. От этого зависит решение таких важных задач, как развитие предпринимательства, создание конкуренции на рынке труда, обеспечение свободного перемещения рабочей силы, ее трудоустройства, переобучения, социальной защиты безработных и т.д. Все эти и другие социально-экономические задачи обуслов­лены достижением максимально возможного сбалансированного спроса и предложения рабочей силы. В условиях рынка должна формироваться и новая социаль­ная политика в сфере труда. Ее составляющими должны быть четыре направления (стратегии). Компенсационная стратегия. Ее объект — высвобождаю­щиеся работники, подлежащие перераспределению и перепод­готовке. Эта стратегия должна обеспечивать необходимую социальную защиту трудящихся. Стимулирующая стратегия. Она предполагает создание и реализацию такого социального механизма, который бы обес­печивал ответственное, заинтересованное отношение к труду различных занятых групп и максимально учитывал разнообра­зие их установок и трудового поведения. Стратегия социальной адаптации. Она обеспечивает плю­рализм форм трудового образа жизни. Люди могут выбрать себе любой вид трудовой деятельности, например, заняться Индивидуальной трудовой деятельностью, если нет работы на государственных и частных предприятиях. Стратегия социального партнерства. Ее основное назначе­ние — это достижение согласия по разным аспектам трудовой Деятельности между тремя социальными субъектами: правительством, предпринимателями (руководителями предприятий) и трудящимися. Основная в этом случае стратегия это ведение диалога между тремя сторонами.



  1   2   3


2. Общественно-исторические предпосылки возникновения социологии труда
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации