Ланкин В.Е. Менеджмент организаций - файл n1.doc

приобрести
Ланкин В.Е. Менеджмент организаций
скачать (2867 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2867kb.07.07.2012 00:36скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ


Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог:
ТРТУ, 2006.

Настоящее учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ, бакалавра менеджмента по направлению 080500 МЕНЕДЖМЕНТ. Пособие содержит ответы по всем темам курсов "Экономика", "Основы менеджмента", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент", "Маркетинг", "Логистика", "Антикризисное управление" составленным в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (№ гос. регистрации 234 эк/сп от 17.03.00г.).

Пособие разработано коллективом авторов: Алесинская Т.В. (разд. IV, VII), Арутюнова Д.В. (разд. III, IV,) Дейнека Л.Н. (разд. I, вопр. 11, 13, 14, 22, 30, 36), Катаев А.В. (разд. V), Орлова В.Г. (разд. I, вопр. 4-6, 10, 12, 15, 20, 24, 28, 29, 33-35, 37), Проклин А.Н. (разд. I, вопр. 1, 2, 9, 17, 39-49), Подопригора М.Г. (разд. II, вопр. 14, 16, 18), Рудикова Е.В. (разд. I, вопр. 27), Седова Т.В. (разд. II, вопр. 13, 17), Серафимович Е.Н. (разд. I, вопр. 3, 16, 31, 32, 38), Фоменко Л.В. (разд. II, История менеджмента, Общий менеджмент вопр. 1-12, 15, 19), Шаронина Л.В. (разд. I, вопр. 7, 8, 18, 19, 21, 23, 25, 26), Татарова А.В. (разд. VI), Ткаченко Г.Б. (разд. VI).

Данное учебное пособие является электронной версией работы:
Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 "МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ", бакалавра менеджмента по направлению 080500 "МЕНЕДЖМЕНТ"/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.

(C) Таганрогский государственный
радиотехнический университет
, 2006.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
1. Структура потребностей. Ограниченность ресурсов. Экономический кругооборот
2. Собственность и хозяйствование экономических объектов
3. Экономический выбор. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки
4. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Эластичность спроса
5. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Эластичность предложения
6. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя
7. Теория потребительского поведения. Оптимум потребителя
8. Эффект дохода и эффект замещения
9. Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренняя среда
10. Производственная функция. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба
11. Теория поведения производителя. Оптимум производителя
12. Валовая выручка и издержки
13. Прибыль бухгалтерская и экономическая
14. Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков
15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация
16. Монополистическая конкуренция
17. Олигополия
18. Рынки факторов производства
19. Заработная плата
20. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности
21. Рента
22. Экономическая неопределенность. Риски, страхование, экономическая безопасность
23. Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы
24. ВВП (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход
25. Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики
26. Межотраслевой баланс
27. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS)
28. Инфляция и безработица
29. Модели сбережения, потребления, инвестиций
30. Макроэкономическое равновесие в модели "Кейнсианский крест"
31. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты. Кривая Лаффера
32. Денежное обращение (М. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия
33. Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор
34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег
35. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
36. Теории экономического роста и его типы
37. Экономический цикл: причины, типы. "Длинные волны"
38. Валютный курс: фиксированный и плавающий курсы. Паритет покупательной способности
39. Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья
40. Меркантилизм. Учение физиократов
41. Классическая политическая экономия
42. Марксизм
43. Маржиналистская революция. Австрийская школа
44. Неоклассическое направление экономической науки
45. Теория регулируемого капитализма Д.М. Кейнса
46. Монетаризм М. Фридмена
47. Экономические теории институционализма
48. Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев
49. Экономико-математическая школа России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман В.В. Новожилов, Л.В. Кантарович)

II. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Природа управления и исторические тенденции его развития
2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
3. Этапы и школы в истории менеджмента
4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
5. Развитие управления в России
6. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Общая теория управления
2. Закономерности управления различными системами
3. Управление социально-экономическими системами (организациями)
4. Методологические основы менеджмента
5. Инфраструктура менеджмента
6. Социофакторы и этика менеджмента
7. Интеграционные процессы в менеджменте
8. Моделирование ситуаций и разработка решений
9. Природа и состав функций менеджмента
10. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
11. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента
12. Мотивация деятельности в менеджменте
13. Регулирование и контроль в системе менеджмента
14. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
15. Управление человеком и управление группой
16. Руководство: власть и партнерство
17. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера
18. Конфликтность в менеджменте
19. Факторы эффективности менеджмента

III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Сущность стратегического менеджмента
2. Основные уровни разработки стратегии в организации
3. Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы
4. Содержание отраслевого и конкурентного анализа
5. Модель конкурентных сил Портера
6. SWOT-анализ
7. Основные базовые конкурентные стратегии
8. Основные виды диверсификации
9. Ключевые задачи реализации стратегии

IV. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Процесс разработки и вывода товаров на рынок
2. НИОКР как бизнес
3. Отбор и оценка НИОКР
4. Роль научно-технической подготовки производства
5. Организация и порядок выполнения НИР
6. Основные задачи и этапы ОКР
7. Интегральный технический показатель изделия и его эффективность
8. Интегральный экономический показатель изделия и его эффективность
9. Организационные структуры НИИ

V. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
2. Эволюция развития маркетинга и концепции маркетинга
3. Система маркетинговой информации
4. Комплексное исследование товарного рынка
5. Маркетинговая среда и ее структура
6. Поведение потребителей
7. Сегментация рынка
8. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс)
9. Формирование товарной политики и рыночной стратегии
10. Товар в маркетинговой деятельности
11. Разработка нового товара
12. Разработка ценовой политики
13. Формирование спроса и стимулирование сбыта
14. Распределение товаров
15. Система маркетинговых планов
16. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
17. Финансы и контроль маркетинга

VI. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов
3. Потребность и необходимость в антикризисном управлении
4. Механизм антикризисного управления
5. Стратегия и тактика антикризисного управления
6. Государственное регулирование кризисных ситуаций
7. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства
8. Санация предприятий
9. Управление рисками
10. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости
11. Механизмы антикризисной устойчивости
12. Человеческий фактор антикризисного управления
13. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления

VII. ЛОГИСТИКА
1. Логистика. Задачи и функции логистики
2. Факторы и тенденции развития логистики
3. Принципы логистики
4. Информационная логистика
5. Механизмы закупочной логистики
6. Логистика производственных процессов
7. Организация материальных потоков в производстве
8. Организация производственного процесса во времени
9. Логистика распределения и сбыта
10. Логистика запасов
11. Транспортная логистика
12. Логистика сервисного обслуживания
13. Организация логистического управления

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1. Структура потребностей. Ограниченность ресурсов. Экономический кругооборот

Экономическая наука прежде всего изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Экономические потребности это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.

Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино – театр – цирк) и т.д. Примерами комплиментарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Экономические ресурсы (или факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и информация. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно, использовать все другие факторы производства.

Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами. Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют прежде всего индивидуальные деловые предприятия, предприятия партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.

В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным экономическим агентом признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы: фирмы – как юридические фикции, а государство – как агентство по спецификации и защите прав собственности.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения (рис. 1.1).

При всей условности схемы кругооборота она отражает главное – в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.



Рис. 1.1. Кругооборот спроса и предложения

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, осуществляемых на рынках потребительских товаров и услуг. Продажа этих товаров и услуг составляет выручку фирм. Покупка ресурсов, необходимых для этого, означает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, процент, прибыль). Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (рис. 1.2).



Рис. 1.2. Рыночный кругооборот благ и доходов

2. Собственность и хозяйствование экономических объектов

Экономическая стратегия государства определяется господствующим типом собственности на основные ресурсы: землю и другие природные ресурсы, рабочую силу, капитал.

В качестве стратегических экономических целей современных развитых государств можно выделить следующие:

  1. высокие темпы экономического роста и экономическая обеспеченность населения;

  2. обеспечение полной занятости трудоспособных граждан;

  3. преодоление инфляции и поддержание стабильного уровня цен;

  4. достижение экономической эффективности в распределении ресурсов и производстве;

  5. справедливое распределение доходов;

  6. установление и поддержание экономической свободы для фирм и домашних хозяйств;

  7. разумное регулирование платежного баланса и государственного долга.

Это далеко не полный перечень стратегических целей, приоритеты которого могут изменяться в зависимости от данного типа экономической системы. В истории цивилизации существовало множество типов экономических систем, своеобразие которых отражало национальные особенности, природные условия, религиозные устои и др. Обобщая огромное разнообразие этих систем, экономическая теория выделяет три основных типа. Сначала рассмотрим два крайних случая: свободный рынок («чистая» рыночная экономика) и командная (центрально-управляемая) экономика.

В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все решения по поводу распределения ресурсов и товаров принимаются домашними хозяйствами и частными предприятиями (фирмами) на соответствующих рынках. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и являются главным инструментом (индикатором) устранения дефицита или избытка товара на рынке. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого.

Полная противоположность экономике свободного рынка – командная экономика. В командной экономике все решения о производстве, распределении и потреблении принимаются государством. Оно распределяет ресурсы между отраслями, определяет точный объем производства, способ, которым осуществляется работа и способ определения количественных объемов потребления для каждого члена общества.

Следующий тип экономических систем получил название «смешанная» экономика.

В «смешанной» экономике производство основано в основном на частной собственности на ресурсы и системе свободных рынков, но государство играет гораздо более существенную роль в экономике.

Экономическая политика правительства может иметь разнообразный набор целей и зависеть, в частности, от того, какая партия или социальная группа находится у власти. Например, приоритетной целью может быть снижение безработицы в случае, если у власти стоят представители рабочего класса, если же к власти пришли представители бизнеса, приоритетной целью может стать борьба с инфляцией. Экономическая политика проводится по двум основным направлениям – это налогово-бюджетная (фискальная) политика и кредитно-денежная политика.

Налогово-бюджетная политика может быть стимулирующей (экспансионистской), которая проводится в периоды экономического спада или кризиса, и сдерживающей, как один из путей преодоления инфляции. В первом случае, правительство снижает налоги1 [1] и увеличивает государственные закупки, увеличивая тем самым совокупный спрос. Во втором случае, наоборот, правительство должно повысить налоги и сокращать государственные закупки. Изменение структуры налогообложения и трансфертных выплат оказывает сильное воздействие на экономическую систему, влияя на такой важный экономический параметр, как потребление.

Вышерассмотренный тип фискальной политики функционирует посредством изменения законов, постановлений правительства и т.п. и называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.

При всем многообразии рынков экономическая теория выделяет четыре основных типа рынка:

  1. рынок совершенной конкуренции;

  2. рынок монополистической конкуренции;

  3. рынок олигополии;

  4. рынок чистой монополии.

На первом типе рынка конкуренция наиболее сильна и уровень цен наиболее низок, поскольку продавцов тысячи и миллионы. На четвертом типе конкуренция минимальна, поскольку на рынке действует только один продавец. То есть типы рынков проранжированы по степени убывания силы конкуренции по мере перехода от первого типа ко второму, от него к третьему и затем к четвертому типу. В дальнейшем будут подробно рассмотрены все модели определения цен и объемов производства на каждом типе рынка. Забегая вперед, можно сделать вывод, что силы конкуренции увеличиваются прямо пропорционально количеству фирм, действующих на рынке. Но этот вывод является только одним из многих. Следует обратить внимание на относящиеся к конкуренции и ключевые факторы, которые конкуренцию усиливают или ослабляют.

На каждом рынке характер конкуренции уникален, но ее проявления на всех рынках имеют много общего. В целом, конкуренция на рынке является результатирующей пяти перечисленных ниже сил (рис.2.1.):

  1. соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;

  2. попытки компаний из других отраслей привлечь покупателей покупать их товары-заменители;

  3. угроза входа в отрасль новых фирм;

  4. рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны поставщиков ресурсов;

  5. рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны покупателей товара.



Рис. 2.1. Модель пяти сил конкуренции (по Портеру)

Эта модель – наиболее распространенный метод анализа конкуренции.

3. Экономический выбор. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки

Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора оптимума производственных ценностей и самого процесса производства, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов с учетом эффекта масштаба производства и закона падающей производительности.

Любое общество, каждый экономический агент стремятся эффективно использовать ресурсы. Они стараются получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства.

Наиболее возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям с тем, чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции. Очевидно, что каждый ресурс должен использоваться по назначению и в адекватных условиях.

Экономика полной занятости всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между производством нескольких товаров путем перераспределения ресурсов. Граница производственных возможностей (ГПВ) показывает значение альтернатив для общества (рис.3.1). Кривая производственных возможностей иллюстрирует пропорции обмена для упрощенной экономической системы, в которой производятся только два товара. При построении ГПВ количество факторов производства и уровень технологии считаются неизменными.



Рис. 3.1. Кривая производственных возможностей

При абсолютном использовании ресурсов (в экономике полной занятости) все точки возможных комбинаций производства двух товаров находятся на границе производственных возможностей.

Если абсолютно все ресурсы общество израсходует на производство товаров народного потребления, то можно получить их максимальное количество и полностью отказаться от досуга (точка А), используя тот же ресурсно-технологический максимум, можно достичь обратной ситуации (точка В), когда в обществе существует только индустрия досуга. Между этими крайностями существует множество комбинаций распределения ресурсов и в той и в другой отрасли – точки С, D. Начиная с любой из этих точек, невозможно произвести больше одного товара, не урезая при этом производство другого товара. Объемы производства товаров народного потребления и индустрии досуга не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов.

Общество, находящееся на рассматриваемом максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов, не в состоянии одновременно увеличить производство товаров народного потребления и сферы услуг и переместиться в точку S. Эта точка достижима в результате экономического роста.

При неполной загрузке производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства двух товаров находятся не на кривой, а, например, в точке М. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить производство в обеих рассматриваемых отраслях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации