Курсовая работа - Психология и технология принятия управленческих решений - файл n1.doc

Курсовая работа - Психология и технология принятия управленческих решений
скачать (238 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc238kb.07.07.2012 00:29скачать

n1.doc


Курсовая работа


Тема: Психология и технология принятия управленческих решений

Содержание


Курсовая работа 1

Содержание 2

Введение 3

1. Процессы принятия решений в управлении 5

2. Психологические аспекты принятия управленческих решений 19

Завалкевич Л. Психология управленческого решения// http://www.nlp.ru/center/d/leon.html 29

Завалкевич Л.П психология управленческого решения// http://www.nlp.ru/center/d/leon.html 30

Завалкевич Л. Психология управленческого решения// http://www.nlp.ru/center/d/leon.html 31

Заключение 33

Список литературы 35

Приложение 1 37

Приложение 2 38

Приложение 3 39

Введение


Принятие решений — это функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, возможно, специа­листы консультационных организаций. Свою управленческую деятельность руково­дитель реализует через решения, поэтому они являются его основной «продукцией». Если одного из руководителей автомобильного завода спросить, что является непос­редственным продуктом его деятельности, он ответит; «Выпуск автомобилей». Он от­ветит неверно. Продуктом непосредственной деятельности руководителя является принятие грамотных решений. Выпуском же конкретной продукции занимаются те или иные исполнители на определенных рабочих местах. Принятие решений — это задача для руководителя, решаемая в процессе управления. В связи с этим знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профес­сиональной квалификации руководителя.

Принятие эффективных решений руководителями любого ранга — одно из наи­более важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурент­ной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды.

Принятие решения, как функция управления является основой, стержнем деятельности менеджера. Принятие решения осуществляется в результате выбора из альтернатив, вариантов действий. Таким образом, основная функция (и результат) менеджера, или системы управления - выбор. Значит, основная задача менеджера - эффективно выбирать: что, где, когда и как делать, то есть определять стратегию, тактику и технику деятельности личной, групповой или организационной.

Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу – междисциплинарных, поскольку выбор способа действий – это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математического, правового, технического и др.

В рамках небольшой работы осветить все аспекты принятия верных управленческих решений полностью невозможно. Поэтому целью данной работы является – изучение психологии и технологии принятия управленческих решений.

Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

Для написания работы автором изучены книги, учебные пособия по менеджменту, психологии управления, материалы периодических изданий («Управление персоналом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Социс» и др., а также статьи из Интернет.

1. Процессы принятия решений в управлении

1.1 Понятие управленческих решений


«Управленческие решения (УР) - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям1».

Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.

«В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной2». Место решения в процессе управления показано на рис. 1 (Приложение 1).

Важнейшие требования к УР3:

Основные признаки УР4:

Волевой акт при разработке и принятии УР может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации УР принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.

УР имеют ряд специфических особенностей, как правило

В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующие5:

1.2 Классификация, структура управленческих решений


Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам6:

- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

- ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

- учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- сложности (простые и сложные).

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован7 (табл.1).

Таблица 1

Содержание основных фаз принятия и реализации решения

Фаза

Содержание фазы

1. Сбор информации овозможных проблемах

1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы
1.2. Наблюдение за внешней средой

2. Выявление и определение причин возникновения проблемы

2.1. Описание проблемной ситуации
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема
2.3. Формулировка проблемы
2.4. Оценка ее важности
2.5. Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование целей решения проблемы

3.1. Определение целей фирмы
3.2. Формулировка целей решения проблемы

4. Обоснование стратегии решения проблемы

4.1. Детальное описание объекта
4.2. Определение области изменения переменных факторов
4.3. Определение требований к решению
4.4. Определение критериев эффективности решения
4.5. Определение ограничений

5. Разработка вариантов решения

5.1. Расчленение задачи на подзадачи
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче
5.3. Построение моделей и проведение расчетов
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
5.7. Разработка вариантов решения всей задачи

6. Выбор лучшего варианта

6.1. Анализ эффективности вариантов решения
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров

7. Корректировка и согласование решения

7.1. Проработка решения с исполнителями
7.2. Согласование решения с функциональновзаимодействующими службами
7.3. Утверждение решения

8. Реализация решения

8.1. Подготовка рабочего плана реализации
8.2. Его реализация
8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации
8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения


На практике, разумеется, все проходит не так гладко:

- подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;

- процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;

- ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;

- предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;

- нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;

- участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов;

- менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

В процессе принятия решений решается задача поиска, распознавания, класси­фикации, упорядочения и выбора. Для решения этих задач используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции8.

Анализ — расчленение (мыслимое или реальное) объекта на элементы. Синтез — соединение элементов в единое целое.

Индукция предполагает ход рассуждений, направленный на получение умозак­лючения (общего утверждения) на основе логики от частного (отдельных фактов) к общему. Методы прецедента, аналогий, рассмотрение конкретных ситуаций в целях принятия решения представляют примеры использования метода индукции.

Дедукция — получение выводов по правилам логики, рассуждения строятся на основе некоторых аксиом, постулатов, гипотез (посылок), имеющих характер общих утверждений, из которых выводятся следствия. Если какая-то посылка истинна, то истинно и ее следствие. Приводимая ниже задача принятия решения во многом осно­вана на использовании метода дедукции.

Принятие верных управленческих решений, возможно при выполнении условий КИО, то есть (К)омпетентность (И)нформированность (О)перативность9. Рассмотрим эти условия подробнее.

Компетентность. Все больше успешное развитие компаний зависит от уровня компетентности менеджмента. Есть огромное количество определений понятия компетенция. В нашем случае компетенция менеджера – это  знание особенностей объекта управления  и владения методами управления этим объектом.  Во главе компаний стоят люди, которые могут быть как мощными двигателями, так и серьезными ограничителями развития компании. Рост масштабов бизнеса, это с одной стороны увеличение  возможностей, с другой - необратимое усложнение системы управления. От компетентности менеджмента зависит, сможет ли компания преодолеть неизбежные  кризисы роста или закончит свое существование.

Информированность. Живя в век информации современному руководителю все сложнее быть информированным. На лицо противоречие, когда с одной стороны информации очень много, с другой - она часто абсолютно бесполезна. Владение достоверной, полной и своевременной информацией дает серьезное конкурентное преимущество. Но недостаток или избыток информации, наряду с противоречивостью, мешает принятию правильного управленческого решения.  

Оперативность (своевременность). Если два первых условия выполнены, этого недостаточно. Необходимо оперативно принимать своевременные управленческие решения. По мере роста компании внутренние коммуникации усложняются,  что неизбежно  затрудняет оперативность принятия  решений.  

В приложении 2 (рис. 2) показаны основные факторы, влияющие на принятие решений10.

1.3 Теории принятия управленческих решений


В зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решений делается акцент, можно выделить следующие три подхода к теоретическим построениям в этой области.

В рамках математической теории принятия решений разрабатываются норматив­ные модели принятия решений (первый подход). Цель применения этих моделей — выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается решение. Нормативные модели делают акцент на том, как ЛПР должно подходить к принятию решений, чтобы добиться достижения постав­ленных целей (нормативов), какие методы обоснования решений целесообразно ис­пользовать. Основной акцент в этой концепции делается на разработке математичес­ких методов, моделей и алгоритмов выбора решений. Роль ЛПР практически игно­рируется. Однако в целом данная концепция не адекватна процессу формирования решений, поскольку наиболее сложные и неформальные процедуры, связанные с постановкой задачи, формированием ситуаций, целей, ограничений, вариантов ре­шений и оценкой их предпочтений, в ней не рассматриваются. Эта концепция сфор­мировалась и развивалась математиками и кибернетиками и была ориентирована в основном на решение задач в технических системах.

«Кроме того, данный подход основан на предположении, что все ЛПР являются «экономически мыслящими» людьми, т. е. в пределах, допустимых законами, мораль­но-этическими стандартами и т. п., они стараются оптимизировать результаты произ­водственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако в жизни ЛПР не всегда стремится максимизировать экономический ре­зультат. Вместо этого ЛПР принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие крите­рии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана» и т. п11».

Попытка осмыслить истинные причины принятия решений привела к возник­новению дескриптивных моделей, в основе которых лежит поведенческая теория при­нятия решений (второй подход). Она носит ярко выраженный объясняющий (как фактически принимаются решения), а не предписывающий (какими должны быть решения) характер. В ней используются психологические модели, в которых учиты­ваются процессы и силы, объясняющие реальное поведение ЛПР.

В этих моделях учитывается, что большое влияние на подходы к принятию ре­шений оказывают личностные качества ЛПР. Люди по-разному относятся к риску, к оценке отдаленных последствий принятых ими решений, к воздействию их на дости­жение целей других людей и т. п.

В психологическом направлении предметом исследований является мыслитель­ная деятельность человека, роль мотивов его поведения, эмоции и воли в процессе принятия решений.

Психологическая теория решений — это система мотивированных утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений12. В процессе принятия решений большое значение имеют такие личностные особенности ЛПР, как память, скорость переработки информации.

Важнейшими типами утверждений психологической теории принятия решений являются следующие:

1. ЛПР упрощает ситуацию, не учитывает некоторые альтернативы или их по­следствия.

2. Принимая решение, ЛПР исходит из субъективной ценности того или ино­го варианта решения, называемой полезностью.

3. Оценивая субъективную вероятность тех или иных последствий принимае­мого решения, ЛПР переоценивает вероятность наступления маловероят­ных событий и одновременно недооценивает вероятность наступления очень правдоподобных событий.

4. При выборе альтернатив, связанных с риском, ЛПР основывает свое реше­ние на максимизации линейной комбинации полезности и субъективной вероятности ее получения (об этом пойдет речь в одной из статей данного цикла).

5. Чем сильнее у ЛПР потребность в доминировании, тем более высокий уро­вень риска оно допускает. Коллективные решения более рискованные, чем индивидуальные.

6. ЛПР скорее старается не максимизировать, а найти достаточно хорошее ре­шение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Ины­ми словами, скорее традиции принятия решений, личные качества ЛПР яв­ляются определяющими, чем стремление к максимизации какого-либо кри­терия.

«Описание того, чем руководствуются ЛПР при принятии решений, используе­мых ими аргументов, психологических аспектов этого процесса (дескриптивная мо­дель), — важная и сложная задача. Эта сложность усугубляется тем, что многие коли­чественные оценки, используемые при подготовке решений («веса» целей и критери­ев, например), носят субъективный характер. Недостатком данного подхода является то, что практически не используются математические методы. Качественный описа­тельный характер исследований в рамках этой концепции приводит к очень нечетко­му представлению о закономерностях процесса принятия решений13».

В основе логической схемы процесса принятия решения, рассматриваемого в данной работе, лежит комплексное использование нормативных и дескриптивных моде­лей «третий подход».

Комплексная концепция управленческих решений характеризуется рациональ­ным использованием логического мышления и интуиции ЛПР, математических мето­дов и вычислительных средств при принятии решений. Однако математические мето­ды и вычислительные средства рассматриваются как вспомогательный инструмент. Важной особенностью этой концепции является использование качественных дан­ных, которые с помощью математических методов могут быть подвергнуты количе­ственному анализу.

Такой комплексный подход имеет свои особенности.

1. Построение комплексных методик обоснования решений, сочетающих при­менение взаимодополняющих методов структуризации, характеризации и оптимиза­ции, направленных на последовательное уменьшение неопределенности в процессе принятия решений14.

Структуризация — это выделение основных элементов задачи и установление отношений между ними. Процедура структуризации позволяет получить в явном виде структуру задачи, т. е. логически упорядоченную систему, удобную для последующего анализа, что дает обоснование для получения необходимой информации. Результаты структуризации отражаются в виде формальной символической записи, схем, таблиц. Примером структуризации является схема процесса принятия решений, деревья це­лей и решений.

Второй фазой уменьшения неопределенности является характеризация — опре­деление системы характеристик, количественно описывающих задачу принятия ре­шения. Определение вероятностей ситуаций, приоритетов целей, предпочтений ре­шений является примером характеризации в задаче принятия решений. Проведение характеризации приводит к более полному и точному описанию решаемой задачи по сравнению с фазой структуризации и дает исходные данные для последней фазы - оптимизации.

Фаза оптимизации — это преобразование всей имеющейся информация в ко­нечную форму - решение. Во многих случаях ЛПР, как отмечалось ранее, осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения.

Применение этих трех групп методов дает возможность последовательно сни­жать неопределенность в процессе принятия решения, повышает эффективность де­ятельности ЛПР и специалистов, готовящих решения.

2. Сочетание формальных и неформальных методов обоснования решений пред­полагает широкое использование экспертных оценок и человеко-машинных проце­дур подготовки и принятия решений.

3. Включение руководителя в процесс подготовки, принятий и реализации реше­ния на всех его основных этапах.

Комплексный подход дает возможность сконцентрировать неформальное мыш­ление ЛПР на наиболее критических аспектах проблемной ситуации, в которой при­нимается решение, и предлагаемых альтернативах решения возникшей проблемы.

При этом выявляются и становятся более ясными скрытые предположения, мо­тивы поведения, аргументы: они логически включаются в модели процесса подготов­ки, принятия и реализации решения.

1.4 Риск при принятии решений


Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском.

Известны два взгляда на сущность риска. Во-первых, риск - это возможная неудача, материальная или финансовая потеря; во-вторых, риск отождествляют с удачей, благоприятным исходом, извлечением прибыли, которые могут наступать в результате реализации отдельных удачных решений. Поэтому параметр, характеризующий риск, обязательно включают в критерий оценки эффективности операции или системы.

Риск может заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).

Можно различать риск15:

- общий (угрожает предприятию как целому);

- специальный по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);

- специальный при изготовлении продукции (брак, не те способы, в НИОКР, в хранении);

- специальный при оценке продукции (при сбыте, в цехах, в гарантиях, в оплате).

Риск можно подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет.

По отношению к риску, как вероятной неудаче, возможны: предупреждение, снижение, поглощение16.

Предупреждением (устранением) условимся называть исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска также выделим два подхода: широкий и узкий.

Узкий подход состоит в предупреждении риска за счет конкретных мероприятий, проводимых, например, за счет страховых сумм и по инициативе страховщика. Широкий подход реализуется вне рамок страхования.

Снижением (контролем) риска условимся называть снижение вероятности реализации источника риска в результате действия субъектов риска. Страхование экономически более целесообразно, если меры по предупреждению и снижению риска неэффективны и (или) дороги.

Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования.

Известны и выделяют следующие функции риска17:

1) стимулирующую, которая проявляется в двух аспектах: конструктивном и деструктивном. Конструктивная стимулирующая функция риска состоит в исследовании источников риска при проектировании операций и систем и конструировании специальных устройств, операций, форм сделок, исключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения. Деструктивная стимулирующая функция риска проявляется в том, что реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к реализации объектов или операций, которые относят к авантюрным, волюнтаристским;

2) защитную. Эта функция имеет два аспекта. Первый аспект-историко-генетический, а второй аспект защитной функции – социально-правовой. Историко-генетический аспект состоит в том, что юридические и физические лица вынуждены искать средства и формы защиты от нежелательной реализации риска. Для такой защиты используют как фондовую, так и нефондовую формы страхования.

Суть социально-правового аспекта защитной функции риска состоит в объективной необходимости законодательного закрепления понятия "правомерности риска", правового регулирования страховой деятельности.

Представляется возможным выделить третью – компенсирующую функцию риска. Эта функция может обеспечивать компенсирующий успех (положительную компенсацию) – дополнительную прибыль в случае благоприятного исхода (реализации шанса).

Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий18 (рис.2 приложение 1)

2. Психологические аспекты принятия управленческих решений

2.1 Психологические константы личности и их роль в принятии решений


Какие конкретные характеристики личности играют наиболее важную роль в принятии решений? Прежде всего, поведение человека обусловлено особенностями его психики — темпераментом (уровнем психической активности и эмоциональности) и характером (волевыми качествами). Кроме того, поведение человека обусловлено его умственными способностями, включающими в себя независимые составляющие — память, интеллект и личностные знания. Темперамент, характер, память и интеллект являются психологическими константами личности, т.к. практически не зависят от социальной среды и весьма незначительно меняются с течением времени. Личностные знания человека, напротив, постоянно изменяются и дополняются в зависимости от особенностей его социального окружения и продолжительности существования.

Психологические константы

Темперамент. В современной психологии под ним понимают только динамические характеристики психики человека — интенсивность и ритмичность протекания психических процессов, а не их содержание. Темперамент является биологическим фундаментом личности, обусловлен свойствами нервной системы человека, строением его тела и особенностями обмена веществ в организме. С одной стороны, темперамент зависит от наследственных факторов и практически не поддается изменению, а с другой — существенно определяет стиль поведения человека, психологические способы организации его деятельности, в том числе в сфере принятия решений. Поэтому необходимо рассматривать типы темперамента — сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. В зависимости от типа темперамента личности, необходимо ориентироваться на различные методологические принципы при организации процесса подготовки и принятия решений19.

Так, к сангвинику (обладателю сильного, уравновешенного и подвижного типа нервной системы) применим принцип "доверяй, но проверяй". в силу своей жизнерадостности и сверхобщительности, сангвиник легко дает обещания, но далеко не всегда их выполняет, поэтому для него нужно создавать дополнительные условия контроля.

К холерику (обладателю неуравновешенного типа нервной системы, с преобладанием возбуждения над торможением) применим принцип "ни минуты покоя". Холерик постоянно должен быть занят делом, иначе в силу быстрой возбудимости и вспыльчивости он может направить свою активность в разрушительном направлении, в том числе на собственных подчиненных.

Для флегматика (обладателя сильного, уравновешенного, но инертного типа нервной системы) актуален принцип "не торопи": в силу своей медлительности, "толстокожести", флегматик не может эффективно работать в условиях навязанного дефицита времени, его не нужно подгонять, поскольку он сам рассчитывает свое время, индивидуальный темп решения проблемы.

Наконец, для меланхолика (обладателя слабого и неуравновешенного типа нервной системы) актуален принцип "не навреди": в силу высокой чувствительности, мнительности и замкнутости, на него нельзя кричать, делать ему резкие и жесткие указания, поскольку он весьма чувствителен к интонациям и очень раним.

В "чистом виде" конкретный тип темперамента встречается редко. Скорее можно говорить о доминировании у человека того или иного типа темперамента. При этом, при выработке и принятии решений полезно учитывать, в частности, что сангвинику легче всего работать с меланхоликом, холерику — с сангвиником, а меланхолику — с флегматиком. Однако для сферы принятия политических решений достаточно на общем качественном уровне учитывать специфику темперамента лиц, он является важным, но не главным фактором, влияющим на выработку и принятие решений.

Характер. Он образует устойчивые особенности поведения личности, обусловленные в первую очередь его волевыми качествами. К его чертам относят внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность и т.д. Важно учитывать качества характера, обусловленные, прежде всего, волевыми качествами. Человек с сильной волей отличается самостоятельностью в принятии решений, определенностью намерений и поступков. Безволие обычно расценивается как слабохарактерность, из-за которой даже при значительных знаниях и опыте человек в ряде случаев оказывается не в состоянии реализовать свои возможности. В этом плане полезно обратить внимание на следующие типы характера: демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый20.

Демонстративная личность отличается повышенной решительностью, склонна к сильному выражению эмоций, к импульсивному обдумыванию и принятию решений; способна "вживаться в нужный образ", вытесняя из сознания травмирующие представления и активно демонстрируя свою веру в желаемое (даже если это желаемое нереально или маловероятно) с целью убедить в определенных действиях окружающих.

Педантичная личность, в силу нерешительности и боязни ошибиться, склонна постоянно проверять и перепроверять свои действия, чрезмерно долго и тщательно обдумывать принимаемые решения. В этом смысле педантичная личность — антипод демонстративной личности.

Человек застревающего типа характера склонен к длительной задержке сильных чувств — ярости, гнева, страха, радости и т.д. — которые могут с новой силой вспыхивать спустя недели, месяцы и даже годы. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью, у них наиболее распространенными "темами зацикливания" являются ревность, преследование, месть. Такие люди могут простить обиду, но не забыть ее.

Наконец, возбудимая личность склонна к частому проявлению недовольства и раздражительности; склонна к импульсивным и непродуманным поступкам. Неумение управлять своими эмоциями часто приводит такую личность к конфликтным отношениям с окружающими.

Память. Процесс принятия решений существенно зависит от особенностей памяти человека. Как известно, существует три ее типа: сенсорная, кратковременная и долговременная21. Виды памяти различаются временем удержания, объемом, способом кодирования и хранения информации. Первоначально информация из внешнего мира поступает в сенсорные регистры, где хранится примерно около трети секунды. Затем информация поступает в кратковременную память, где подвергается кодированию и может храниться в течение примерно 30 секунд. Без повторений информация в кратковременной памяти быстро вытесняется другой информацией. После кратковременной памяти информация поступает в долговременную память, представляющую собой неограниченное по объему хранилище, в котором информация, как показывают исследования психологов, может храниться неограниченно долго.

Кратковременная память является основной системой, где осуществляются обработка информации и процессы принятия решений. При этом лишь часть объективно поступающей информации становится субъективно-воспринятой, а последняя часть переходит в долговременную память, из которой, в свою очередь, человек не всегда может извлечь (воспроизвести) необходимую информацию. Таким образом, для повышения эффективности принимаемых решений личность должна организовать процесс получения и обработки информации, учитывая объективные ограничения, накладываемые на этот процесс человеческой памятью.

Интеллект. Он — главный интегрирующий параметр личности, посредством которого достигается понимание проблемной ситуации и на этой основе осуществляется. непосредственный акт принятия решений, выбора определенной альтернативы действий, при котором важно учитывать следующие относительно независимые друг от друга компоненты интеллекта: аналитичность, рефлексивность и интуиция.

Аналитичность (способность объективного анализа проблемной ситуации, свободного от эмоциональных оценок) обеспечивает интеллектуальную устойчивость личности к навязыванию мнений со стороны ближайшего окружения, экспертов, различных групп влияния.

Рефлексивность (способность объективного самоанализа) обеспечивает самокритичность, умение отделить объективные характеристики явлений от их личностной эмоциональной оценки со стороны личности.

Наконец, интуиция (способность синтеза, нахождения неожиданных, аналитически "непросчитываемых" решений) обеспечивает личность средствами решения наиболее сложных проблем и принятия решений в условиях информационной неопределенности и риска. Интуиция особенно важна при принятии решений в условиях информационной неопределенности и риска. Достаточно часто личность оказывается вынужденной "довериться интуиции, пойти на риск. Во-первых, потому, что даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно. Во-вторых, потому, что, как правило, такой вещи, как абсолютная уверенность не существует <...> 1000 процентов необходимой информации никогда не удается собрать"22. Хотя четкий механизм действия интуиции еще не выявлен, имеется общее понимание того, что "интуиция опирается на ранее приобретенные знания, на зафиксированную мозгом информацию. Не всегда эта информация становится достоянием сознания и может быть точно описана словами или представлена другими логическими формами, т.е. речь идет о сигналах, воспринимаемых подсознанием. Здесь важен сам факт существования информации, ее наличия в мозге человека, принимающего решение, ибо только в этом случае возможен акт принятия решения на интуитивном уровне"23. Таким образом, поскольку в сфере принятия решений роль интуиции особенно велика, эффективность принимаемых решений существенно зависит не только от психологических констант человека, но и тех личностных знаний, которыми обладает лицо, принимающее решения.

Рассмотренные компоненты интеллекта относительно независимы и в то же время достаточно тесно связаны друг с другом. Типовые взаимосвязи между этими компонентами также важно учитывать при разработке механизмов и методов принятия решений. Наиболее значимой является, в частности, обратная взаимосвязь между аналитичностью и интуицией: чем выше аналитичность личности, тем слабее его интуиция, и наоборот. Отсюда вытекают вполне естественные методологические рекомендации по организации процесса принятия решений в зависимости от того типа интеллекта (аналитического или интуитивного), которым характеризуется лицо, принимающее решение.

2.2 Личностные знания как важнейшая динамическая характеристика принятия решений


В отличие от рассмотренных выше психологических констант личности, личностные знания являются важнейшей динамической характеристикой процесса принятия решений. Их структура и содержание влияют на весь процесс принятия решений. Среди различных подходов к интерпретации структур знания глубоким представляется "фреймовый" подход, в рамках которого принятие решения представляется как результат взаимодействия иерархических структур знания (фреймов), объединяющих как знания, уже имеющиеся в арсенале лидера, так и новые, поступающие извне.

«Фреймы представляют собой блоки информации, описывающие упорядоченную во времени последовательность стереотипных событий. Роль фреймов в процессе принятия решений значительно сложнее: с одной стороны, они служат основой для формирования прогнозов относительно дальнейшего хода событий, с другой — задают рамки интерпретаций. В результате, механизм фреймов выступает в роли структурного ограничителя всего процесса обработки информации. Использование фреймов оказывается особенно плодотворным при обработке информации, в которой опущены или редуцированы ее отдельные звенья. Блочный принцип организации фреймов, в соответствии с которым при активизации одной из частей фрейма активизируются и все остальные его части, позволяет объяснить процесс восстановления невыраженной информации. Фреймы, представляющие наиболее стереотипные ситуации, активизируются быстрее, чем те, которые отражают менее типичные ситуации. При этом при анализе ситуации обычно активизируется одновременно несколько фреймов. Их построение — сложный, динамичный и творческий процесс, в основе которого лежит необходимость выбора, принятия того или иного решения. Фреймовая методология организации знаний удовлетворяет целям анализа лишь простых и стереотипных ситуаций24».

Анализ сложных, комплексных ситуаций, в которых лидер должен одновременно, в течение ограниченного времени активизировать множество взаимосвязанных фреймов и осуществлять выбор наиболее подходящего фрейма, уже не укладывается в рамки фреймового подхода». В процессе принятия решений происходит не только структурирование новой информации, но и активизация имеющихся структур знаний, дополнительное привлечение различных фоновых, образующих своеобразный "информационный контекст", который формируется на самых ранних стадиях процесса принятия решения. Поскольку каждая новая порция поступающей информации изменяет информационный контекст последний необходимо рассматривать не как статическую совокупность знаний, а как подвижную и изменяющуюся коммуникативную систему. Начальный этап данного процесса предполагает выявление сходства между уже известной и получаемой новой информацией. На первом этапе принятия решения лидер имеет ограниченную информацию. При этом, извлекая из памяти необходимые фреймы, лидер осуществляет процедуру вывода, часто не дожидаясь получения всей информации. В то же время, значимость финальной информации может оказаться столь высокой, что ее учет приводит к полному пересмотру предварительно сформулированного решения. В целом при принятии решений необходимо учитывать зависимость фреймовых структур от динамики изменения информационного контекста личностных знаний.

Хотя фреймовый подход существенно проясняет механизм принятия решений, за его пределами остаются важнейшие вопросы: каким образом информация, полученная при восприятии, соединяется с активизируемыми фреймами? Каким образом на процесс трансформации знаний влияет мотивация и эмоциональный фон лиц, принимающих решения?

Поиск ответов на эти вопросы может быть осуществлен на основе построения специальных ситуативных моделей представления личностных знаний. Как отмечает один из ведущих американских психологов В. Кинч, — ситуативные модели играют решающую роль в понимании ситуаций. Они включают знания, которыми лидер располагает относительно ситуаций, и это знание представляет собой результат опыта, накопленного в столкновениях с ситуациями подобного рода. При этом каждая новая информация может быть использована для расширения и совершенствования соответствующих ситуативных моделей25. Роль ситуативных моделей во многом подобна роли фреймов — организация и упорядочивание информации и на этой основе прогнозирование будущих событий на основе ранее встречавшихся сходных по структуре событий. Однако в отличие от фреймов в основе ситуативных моделей лежат не абстрактные знания о стереотипных событиях и ситуациях, а знания, аккумулирующие предшествующий индивидуальный опыт лидера, его установки и намерения, чувства и эмоции. Ситуативные модели важны, прежде всего, как общая основа интерпретации информации. Без такого рода моделей лидер не в состоянии принять адекватное решение в сложных ситуациях. Именно поэтому, например, в ряде сфер деятельности — и в особенности в сфере политики, — возраст, как основной фактор накопления и формирования ситуативных моделей, является необходимым условием получения высоких профессиональных должностей 26.

Кроме фреймов и ситуативных моделей, при принятии решений человек опирается на усвоенные или врожденные каузальные схемы (причинные связи между фактами и событиями), которые широко используются в ситуациях, когда не хватает информации или нет времени на ее анализ. В этом случае вывод строится на основе подтверждения какой-либо известной каузальной схемы, либо (если открываются непредвиденные обстоятельства) активно ищутся новые.

Согласно традиционному пониманию, каузальные схемы — особые гипотетические представления о причинах тех или иных событий, выполняющие систематизирующую, объяснительную и предсказательную функции. Они являются сложными структурами знаний, содержащими различные гипотезы о явлениях объективной действительности. В ходе их применения человек осуществляет процесс проверки гипотезы, состоящий из следующих основных этапов27: формулирование исходной гипотезы; правил ее проверки; поиск информации, необходимой для проверки гипотезы; оценка значимости оцениваемой информации; принятие или отвержение исходной гипотезы.

Выбор гипотезы как потенциальной объяснительной схемы зависит от многих факторов, в том числе от индивидуальных и ситуационных. На этой стадии велика роль самооценки, поскольку во многом от нее зависит отбор релевантной информации. В тех случаях, когда решение основывается не на уже известной каузальной схеме, а на формулировании новой (включающей отбор и проверку новой гипотезы), многое зависит от мотивации и ценностных установок лидера. Субъективные эмоционально-ценностные предпочтения сказываются и на первоначальном формулировании гипотезы, и на отборе и оценке информации, и принятии окончательного решения. В ситуациях, когда значим мотив самоуважения, решение может приниматься сразу, без проверки гипотез и предварительной аналитической обработки релевантной информации.

2.3 Интуитивные и рациональные решения, психические уровни принятия решений


Одни решения легко приходят в голову, как бы сами собой. Эти решения будем называть интуитивными, иррациональными, эмоционально обусловленными. С другими решениями нужно постараться, помучиться, подумать, шаг за шагом приближаясь к единственно верному варианту. Такие решения называют логическими, рациональными. Первые отличаются простотой, скоростью, лёгкостью, в определённом смысле надёжностью, основанной на том, что организм-психика свободной личности бессознательно хорошо чувствуют внутренние психические и физические ресурсы. Эти решения опираются на оперирование эмоционально окрашенными образными ассоциациями. Механизм формирования эмоциональных решений трудно объяснить и структурировать.

В свою очередь, рациональные решения опираются на логическую последовательность. Их главной особенностью является возможность их понимания и объяснения другим. Принципиальная модель многоуровневой цифровой обработки информации в вычислительной технике отражает отличие механизмов принятия указанных решений. В частности28:

Ассоциативно-образное мышление при этом осуществляется быстрее по сравнению с логическим, подобно тому как легче и быстрее пользоваться мышкой в сравнении с написанием команд знаками. Оно же, эмоционально-образное мышление соответствует оперированию целостными смысловыми конструктами. Так мы воспринимаем картину гениального живописца. Но чтобы передать свои смыслы по поводу рассматриваемой картины другому, нам необходимо свои смыслы разложить на значения и знаки, буквы и звуки, и уже эти вещи, определённым образом организовав логически, мы можем передать сознанию собеседника в процессе рассказа.

Эмоционально-интуитивные решения имеют ещё одну отличительную особенность - специфическую эффективность. Рациональное, логически-последовательное осмысление решений необходимо как алгоритм для компьютера, но, работая со многими программами, очевидно удобнее и быстрее пользоваться мышкой. Например, чтобы скопировать текст, мы не набираем его заново, а выделяем и целиком переносим туда, куда нужно, экономя время и силы. Так же и эмоционально-образное мышление обуславливает более эффективное принятие решений, не распыляя внимание при этом на содержание цепочек значений. Изучение внутренних механизмов эмоциональных решений позволит овладеть способами повышения эффективности деятельности менеджера в типичных для его работы условиях неопределённости, характеризующихся специфической сложностью. Факторы сложности принятия решения на современном, информационном этапе развития общества - это:

В связи с этим, возникает необходимость принципиального изменения "систем принятия решения" (парламента, дирекции, руководства, администрации и т.п.). Перспективным направлением является переход к "образному" системному мышлению, к формированию не процедурных правил принятия решения, а принципиальных законов организации управления, позволяющих гибко приспосабливаться к меняющимся воздействиям рынка, эффективно формулировать и оперативно изменять (корректировать) стратегию и тактику. Совершенствование системы принятия решений необходимо начинать с развития управленческих способностей и умений непосредственных носителей творческого управленческого начала - менеджеров. Способность менеджера к управлению персоналом или процессом, к принятию решений детерминируют ряд факторов29:

Важную роль в определении управленческой позиции менеджера играет понимание видового разнообразия решений. В соответствии с гомеостатическими потребностями системы30 можно классифицировать решения по направленности:

  1. решения, направленные на поддержание гомеостаза (рутинные, ведомственные решения, связанные с решением типичных повседневных задач);

  2. решения, направленные на восстановление гомеостаза в усложняющейся ситуации (текущие уточнения отклонений в области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных и экстремальных случаях);

  3. решения, направленные на повышение гомеостаза, на развитие компании (стратегические, инновационные и целеопределяющие решения).

Психические уровни принятия решения31:

Говоря об интуитивных (эмоциональных) решениях необходимо заметить, что в основе интуиции лежат:

Эмоциональные (интуитивные) и поведенческие (эмпирические) управленческие решения эффективны в неопределённых ситуациях дефицита времени, сил и информации.








Заключение


Поставленные во введении цели, на мой взгляд, в работе раскрыты. Подведя итоги, можно отметить некоторые выводы.

1. Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

2. На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности и риска или неопределенности.

3. Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

4. Требования, кото­рым должно удовлетворять управленческое решение. К их числу можно отнести: сво­евременность принятия решения, его обоснованность, директивность и адресность, непротиворечивость и ответственность за результаты решения.

5. Принятие верных управленческих решений, возможно при выполнении условий КИО, то есть (К)омпетентность (И)нформированность (О)перативность.

6. В зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решений делается акцент, можно выделить следующие три подхода:

- в рамках математической теории принятия решений разрабатываются норматив­ные модели принятия решений;

- поведенческая теория при­нятия решений, в ней используются психологические модели;

- комплексная концепция управленческих решений характеризуется рациональ­ным использованием логического мышления и интуиции, математических мето­дов и вычислительных средств при принятии решений.

7. Все решения связаны с риском. По отношению к риску, как вероятной неудаче, возможны: предупреждение, снижение, поглощение. Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий.

8. На принятие решений влияют психологические константы ЛПР и личностные знания.

9. Решения могут быть интуитивными или логическими, рациональными.

И последнее. Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

Список литературы


  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Наука, 1980. – С. 528

  2. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Оценка рисков принятия стратегических решений// http://docum.cos.ru/portal

  3. Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений// Социс. – 2006. - № 5. – С. 93-102

  4. Голубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений//Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 1. – С. 122-134

  5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог, 1995. – 145 с.

  6. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995. – 189 с.

  7. Диев В.С.Управленческие решения: Неопределенность, модели, интуиция. Новосибирск, 1998. - 180с.

  8. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 1984. – 176 с.

  9. Завалкевич Л. Психология управленческого решения// http://www.nlp.ru/center/d/leon.html

  10. Завалкевич Л.Э. Психология эффективного менеджера. - К., 2003. –230с.

  11. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие для вузов, 2000. - 582 с.

  12. Коллинз Т., Блэй Дж. Структурные методы разработки систем: от стратегичес­кого планирования до тестирования. — М.: Финансы и статистика, 1984. – 364 с.

  13. Маслов В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры : Учебник , 2004. - 288 с.

  14. Михайлов Г. С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. - 2001. - N 5. - С. 2-18

  15. Нурпеисов М. Качество управления: условия принятия верных управленческих решений // National Business. – 2006. - №5. – С. 34-40

  16. Титова Н. Л. Разработка управленческих решений: Курс лекций. – М., 2004. – 236 с.

  17. Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2003. – 191 с.

  18. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения// Управление персоналом. - 1999. - N 9. - С. 109-111

  19. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмен : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. и направлению "Менеджмент" , 2001. - 447 с.

  20. Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 1990. - 384 с.

Приложение 1



Место решения в процессе управления

Рис. 1

Приложение 2


Факторы, влияющие на принятие решений


Рис. 2




Приложение 3


. Инструментарий снижения влияния риска




Эластичность

- многофункциональность средств производства и персонала.

Стимулирование сотрудников

- связь их интересов с риском.

Системы обеспечения

- охрана труда, пожарная безопасность, безопасность от провала, растрат, надежность продукции.

Сокращение систем

- дублирование ненадежных элементов.

Указатели ошибок

- тревожная сигнализация перед отказом.

Быстрое отключение

- нулевые схемы при критической ситуации.

Ограничение риска

- выбор правовой формы, рассредоточение, встречные сделки, оговорки о собственности, незначительная наличность в кассе, рассредоточение складов, производств, патентная защита.

Перекладывание риска

- на третьих лиц (поставщиков, кредиторов, наемных работников, покупателей, государство).

Обеспечение

- договор о страховании.


Рис. 3


1 Титова Н. Л. Разработка управленческих решений: Курс лекций. – М., 2004. – С. 5

2 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог, 1995. – С. 85

3 Титова Н. Л. Разработка управленческих решений: Курс лекций. – М., 2004. – С. 6

4 Там же. – С. 6


5 Титова Н. Л. Разработка управленческих решений: Курс лекций. – М., 2004. – С. 7

6 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог, 1995. – С. 87

7 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог, 1995. – С. 89

8 Голубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений//Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 1. – С.126-127

9 Нурпеисов М. Качество управления: условия принятия верных управленческих решений// National Business. – 2006. - №5. – С. 36


10 Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2003. – С. 143

11 Голубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений//Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 1. – С.132

12 Коллинз Т., Блэй Дж. Структурные методы разработки систем: от стратегичес­кого планирования до тестирования. — М.: Финансы и статистика, 1984. – С. 120


13 Голубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений//Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 1. – С.133

14 Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 1984. – С. 98


15 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог, 1995. – С. 97

16 Бандурин А.В., Чуб Б.А. Оценка рисков принятия стратегических решений// http://docum.cos.ru/portal


17 Бандурин А.В., Чуб Б.А. Оценка рисков принятия стратегических решений// http://docum.cos.ru/portal


18 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог, 1995. – С.98

19 Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений// Социс. – 2006. - № 5 С. 93-94

20 Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений// Социс. – 2006. - № 5 С. 94-95


21 3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. – С. 38

22Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 1990. - С. 75.

23 Диев В.С.Управленческие решения: Неопределенность, модели, интуиция. Новосибирск, 1998. - С. 127.


24 Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений// Социс. – 2006. - № 5. - С. 96

25 Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений// Социс. – 2006. - № 5. - С. 94-98

26 Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск, 1995. – С. 89

27 Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений// Социс. – 2006. - № 5. - С. 98

28 Завалкевич Л. Психология управленческого решения// http://www.nlp.ru/center/d/leon.html




29 Завалкевич Л.П психология управленческого решения// http://www.nlp.ru/center/d/leon.html


30 Завалкевич Л.Э. Психология эффективного менеджера. - К., 2003. – С. 150

31 Завалкевич Л. Психология управленческого решения// http://www.nlp.ru/center/d/leon.html






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации