Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз - файл n1.doc

приобрести
Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз
скачать (849 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc849kb.07.07.2012 00:14скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Иванченко Г.В.

Реальность Паблик рилейшнз. Смысл, 1999, — 153 с.
Источник текста: http://socioline.ru/library/

Оглавление


Оглавление 1

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА 1

АЛХИМИЯ РR. ВВЕДЕНИЕ 3

PR как профессия 11

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ И МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 22

Средства и функции Паблик рилейшнз 27

Паблик рилейшнз и отношения со средствами массовой информации 33

ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ 39

И еще о человеке в организации 47

Мотивационные исследования 51

ЧТО ЕЩЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СПЕЦИАЛИСТУ ПО ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ 55

Практика и исследования: к преодолению взаимного недоверия 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА


Паблик рилейшнз в России больше чем паблик рилейшнз. И одновременно меньше. Когда на заре рынка в перестроечную пору в Россию пришло это понятие, которое до сих пор и на русский-то не удается перевести однозначно, оно упало на почву, подготовленную мощной и вполне профессиональной индустрией партийной пропаганды. Уж что-что, а воздействовать на общественность у нас умели. Хотя, с другой стороны, характер этого воздействия был, скажем так, несколько однобоким и специфическим (что уловлено в знаковом «Списке опечаток» Андрея Кнышева: «Вместо... Павлик Морозов... лучше читать... Паблик рилейшнз») и рассчитан на довольно однородную общественность. Сейчас, когда общественность стала гораздо труднее поддаваться прямолинейному агитпропу, во всех областях — и в политике, и в бизнесе, и в социальной сфере — востребуются новые технологии ПР. Но пиаровцы оказались в сложном положении. С одной стороны, им приходится доказывать, что Паблик рилейшнз — это не просто треп, а сфера профессиональной деятельности, в основе которой лежат специфические, и подчас очень непростые технологии, а с другой — убеждать, что эти технологии не тождественны приемам обмана, манипулирования, введения в заблуждениями т.п. Это нелегко, особенно после недавних муниципальных выборов в Санкт-Петербурге, на которых само слово «технологии» было морально дискредитировано.

Эта книга, открывающая новую серию «Бизнес-образование» издательства «Смысл», невелика по объему,но по своей информационной насыщенности она не только не уступает, но и превосходит более пухлые выходившие у нас руководства. Автор этой книги — кандидат психологических наук Галина Иванченко, много лет преподающая ПР в МГТУ им. Баумана и за нимающаяся практическим консалтингом в научно-производственной фирме «Смысл», отказалась от наиболее популярного у нас жанра «anecdotal evidences» — описания случаев из практики — и подошла к ПР именно как к системе технологий. В основе книги лежит преимущественно изучение зарубежного опыта и она построена так, чтобы стать настольным справочным ру-ководством, причем не только для пиаровцев. Границы между ПР и рекламой, ПР и маркетингом провести непросто, автор и не очень стремилась это делать. В результате специалисты по маркетингу (в том числе по-литическому маркетингу), рекламе и оргконсультиро-ванию также найдут в этой книге немало интересного и ценного для себя. Не случайно треть книги занимают справочно-информационные приложения. Уверен, что эта книга надолго войдет в арсенал специалистов.

Дмитрий Леонтьев,
кандидат психологических наук,
генеральный директор
научно-производственной фирмы «Смысл»

АЛХИМИЯ РR. ВВЕДЕНИЕ


В конце 1980-х гг. в перечнях средств рекламы российских руководств по рекламному делу появилось нечто загадочное — Паблик рилейшнз. Картину немного прояснило появление в 1990 г. в переводе на русский язык книги С.Блэка «Паблик рилейшнз. Что это такое?». Почувствовав возможность РК-деятельности в России, получили аккредитацию такие фирмы, как Тhе РВN Company, ВВОО Маrketing,Young & Rubicam. Вслед за этим лишь за 1—2 года у нас были созданы специализированные агентства и профессиональные ассоциации, услуги РR предлагало каждое четвертое рекламное агентство, на выставках по рекламе проводились круглые столы и практические конференции, о Паблик рилейшнз заговорили руководители коммерческих организаций и банков, депутаты парламента, чиновники и журналисты. Но термину «public relations» в России не повезло. Множество других — от аудита до яппи — | прочно осели в газетной и разговорной речи, а вот по 1 отношению к Паблик рилейшнз то и дело предлагаются «исправленные и дополненные» варианты перевода на русский язык. Термин «связи с общественностью» среди российских теоретиков и практиков РR столь же тщательно избегается, как «паблисити» среди американских (считающих его узким, устаревшим, неадекватным современным задачам и методам). Наиболее обоснованы теоретически «Общественное взаимодействие» (А.Матвейчук), «Развитие общественных связей» (П.Шихирев), «Создание управляемого образа» (И.Ви-кентьев), «Общественные коммуникации» (И.Крылов).

Сейчас трудно сказать, какой из них быстрее и прочнее приживется на российской почве. Мы же пойдем испытанным путем употребления транскрипции этого термина наряду с англоязычной аббревиатурой PR.

Впервые термин public relations в современном зна-; чении был использован в материалах, рассылаемых Ассоциацией американских железных дорог в 1897 г. издателям и потенциальным клиентам (Emery, Emery, 1992, p. 297). В словарях этот термин встречается начиная с 1948 г. Новый международный словарь Уэбстера (Webster's New International Dictionary) предлагает следующее определение Паблик рилейшнз: «Содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством: распространения разъяснительного материала, обмена информацией и оценки общественной реакции». В одном из последних изданий Американской энциклопедии Паблик рилейшнз определяется как «Поле деятельности, связанной с нахождением взаимопонимания между организацией и ее публикой» (Encyclopedia Americana, 1990, v. 22, p. 760). Близкое, но нетождественное определение PR дают Х.Джоханнсен и Г.Пэйдж: «Планируемые долговременные усилия по установлению; и поддержанию взаимопонимания между организацией; и ее публикой» (Johannsen, Page, 1990, p. 240). Как известно, еще в 1960-е гг. насчитывалось свыше четырехсот определений культуры. Численность определений Паблик рилейшнз также измеряется сотнями. Так, Р.Харлоу в 1976 г. насчитал 472 различных дефиниции. Ограничимся лишь некоторыми из них, — еще не цитированными в российской литературе по PR. Определение Р.Харлоу, синтезированное из почти пяти сотен других, выглядит следующим образом: «Паблик рилейшнз — определенная функция менеджмента, которая позволяет устанавливать и поддерживать линии коммуникации, взаимопринятия и кооперации между организацией и ее публикой; включает в себя менеджмент проблем; помогает менеджерам сохранять информированность в отношении общественного мнения; определяет ответственность менеджмента в отношении служения общественным интересам, помогает улавливать и эффективно использовать изменения их, будучи системой, позволяющей еще на ранних стадиях предсказать направление трендов PR. В качестве основных средств использует данные исследований и различные коммуникационные техники» (Harlow, 1976, с. 36).

Журнал «Public Relations News», один из ведущих в данной области, так определяет PR: «Функция менеджмента, представляющая собой оценку установок публики, распознавание соответствия линии поведения индивидуума или организации интересам публики, и выполнение программы действий, понимаемых и принимаемых публикой» (цит. по Grunig, Hunt, 1984, p.8). Многие авторы акцентируют такое средство PR, как убеждение. Например, Ж.Пик определяет PR как «Планируемые усилия по переубеждению общественного мнения либо его укреплению и оценка результатов этих усилий для последующего использования» (Реаке, 1980). Л.Нолтэ к идее убеждения как базиса PR добавляет идею двусторонней коммуникации между организацией и публикой «Паблик рилейшнз — функция менеджмента, позволяющая организации адаптироваться в социальной, политической и экономической среде, а среде — к организации, к взаимной выгоде обеих. Существует два типа PR-активности. Первый— когда практик PR должен убедить руководство сделать некоторые шаги, чтобы выглядеть достойными одобрения публики. Второй — когда практик PR должен внушить публике, что организация заслуживает ее поддержки и одобрения» (Nolte, 1979, р. 10). И, наконец, приведем краткое и, на наш взгляд, удачное определение Р.Край-тнера: «Паблик рилейшнз — деятельность, предназначенная для создания и поддержки благоприятных отношений между организацией и различными видами ее публики» (Kreitneret al., 1990, p. 423).

Полезны и «негативные определения» — чем не являются PR. Однако объяснить, почему Паблик ри-ейшнз не сводятся к пропаганде, паблисити, рекламе, созданию имиджей, лоббированию, невозможно без хотя бы краткого обращения к истории.

Полная и всеобъемлющая история PR еще не написана и вряд ли вообще возможна, поскольку Паблик рилейшнз в широком смысле стары, как и цивилизация. В основе любой PR-активности лежит стремление переубедить, необходимость воздействовать, то есть желание реализовать предположительно существовавшие даже в самых примитивных обществах социальные потребности. Движущая сила PR — убеждение, и многие приемы, используемые практиками Паблик рилейшнз, были известны еще в античности (если не ранее).

Трудно переоценить влияние, которое разные виды социальной активности (квалифицируемые историками PR как их предыстория) оказали на развитие искусства и| общества. В авторитетном руководстве по Паблик рилейшнз С.Катлипа и А.Центера подчеркивается неизмеримость этого влияния:«Почти все, что известно нам сегодня об античном Египте, Ассирии и Персии, дошло до наших дней благодаря материалам, целью которых было прославление очередного правителя. Большая часть литературных произведений и памятников античного искусства создавалась с целью поддержки и признания заслуг царей, правителей и других лидеров. "Георгики" Вергилия были написаны с тем чтобы убедить горожан переселиться в сельскую местность и производить продовольствие для растущих городов. Стены Помпеи были испещрены предвыборными лозунгами. Юлий Цезарь тщательно готовил общественное мнение Рима к своему переходу Рубикона в 49 г. до н.э.: отправлял сообщения, представляющие его эпические свершения на посту правителя Галлии. Историки полагают, что и знаменитые "Комментарии" создавались Цезарем с целью самопропаганды... Задолго до нынешней усложненности коммуникаций появилась потребность в "третьей силе" — посреднике между властью и народом. Во многом таким посредником была церковь. Само слово "пропаганда" появилось в XVII столетии, когда католическая церковь установила "Congregatio de Propaganda" — объединение верующих с целью распространения веры» (Cutlip, Center, 1978, p. 66—67).

Но еще раньше (1456 г.) Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок— воздействие на общество этого события очень скоро стало ощутимым. Джон Марстон в своей книге «Современные Паблик рилейшнз» утверждает, что именно широкое распространение более дешевых и легко читаемых (по сравнению с рукописными) книг усилило в XV—XVI вв. религиозность грамотного населения, и в итоге Европу охватили религиозные войны (Marston, 1979, р. 19). Ренессанс и Реформация — это и ренессанс общественного мнения. Вновь, как в античности, оно ценится, для его изменения и сохранения прилагаются усилия политиков и государственных деятелей. Слово как орудие политических комбинаций и кампаний оценил XVII в. — достаточно вспомнить, например, «мазаринады» — остроумные стихотворные памфлеты, направленные против всесильного кардинала Мазарини, мгновенно подхватываемые всей Францией.

С начала XVII в. во многих европейских странах выходят газеты. Отмена цензуры (в Англии — в 1695 г., во Франции — в 1789 г., в США — в 1791 г.) дало большую свободу для PR-акций, особенно политикам, партиям и движениям, находящимся в оппозиции.

Можно, конечно, считать «Риторику» Аристотеля «первой из книг по Паблик рилейшнз» (Grunig, Hunt, 1984, p. 15), ватиканские энциклики —. образцом проблемных ньюс-релизов (например, одна из энциклик папы Григория IX в связи с созданием ордена францисканцев начинается словами — «Так как умножились трудности...»). Можно называть PR-акциями все Великие и малые посольства, организацию крестовых походов, раздачу орденов и медалей.. Однако в более строгом смысле история Паблик рилейшнз все же ведется с конца XIX в.

Ряд специалистов По Паблик рилейшнз сдвигает эту историческую веху на целое столетие назад. Так, известный американский историк А.Невинс (кстати, успев-ший применить свои знания и способности также и на ниве PR и журналистики) называет «грандиознейшей из выполненных в Америке работ в области Паблик рилейшнз» общественную активность федералистовсторонников конституции, принятой в 17871788 гг. (Newins, 1978). Среди противников федералистов тоже были яркие фигурыТ.Джефферсон, например, поэтому межпартийная борьба этих лет являла собой впечатляющее зрелище.

В конце XIX в. возникают рекламные агентства, увеличивается интенсивность избирательных кампаний. Писатели и журналисты охотно участвуют в создании паблисити и сами все чаще пробуют свои силы в бизнесе. Памфлеты, рекламные плакаты, эмблемы, пресс-релизы использовались политиками еще в «Джексонов-скую эру», но особенно активно — начиная с предвыборной президентской кампании 1896 г. В 1883 г. Т.Н.Вэйл рассылал охапки писем, интересуясь мнением общественности о руководимой им компании «American Bell Telephone Company», а в 1889 г. в компании Д.Вестингхауза появился служащий, отвечающий исключительно за связи с прессой. Вскоре и на предприятиях Рокфеллера появились служащие, выполняющие PR-функции, а впоследствии — и целые отделы. Г Начинался первый этап существования Паблик рилейшнз — «эра одурачивания публики». Так характеризовал эти годы в небольшой книге о возникновении PR Э.Голдмэн (Goldman, 1948). Самая яркая и характерная фигура этого периода — Пинеас Т. Барнум.

«Плохого паблисити не бывает»,— таково было его жизненное кредо. Еще он любил говорить, что не обращает внимания на нападки газет до тех пор, пока его имя пишется в них правильно. А недостатка во внимании со стороны прессы Барнум не испытывал никогда. Для этого стоило, считал Барнум, потрудиться в начале карьеры. Один из самых скандально известных случаев связан с Джойс Хет — старой женщиной, утверждавшей, что никто иной как она сама сто лет тому назад нянчила Джорджа Вашингтона. Барнум раздул вокруг этой истории ажиотаж и всячески поддерживал его, — например, писал под вымышленными именами письма в газеты. После смерти Хет анализы показали, что ей восемьдесят, от силы восемьдесят пять лет, но уж никак не сто шестьдесят, как утверждали они с Барнумом. Барнуму пришлось признать, что «он был введен в заблуждение», однако к тому времени в среднем по $ 1 500 в неделю принесли ему доверчивые жители Нью-Йорка, страстно желающие самолично увидеть престарелую негритянку, неторопливо курившую сигары одну за другой. «Простаки рождаются каждую минуту», — это выражение П.Т.Барнума не только жизненно, но и живо в Америке. Барнум был постановщиком «Величайшего Шоу на Земле» (1871), спонсором лилипута Тома Тьюмба, «шведской Найтин-гейл» Дженни Линд, он создал имя большому числу актеров и актрис. Термин «сиамские близнецы» тоже придумал Барнум, раздувший шумиху вокруг «открытых» им сросшихся близнецов из Сиама. Но Пинеас Т.Барнум был не только авантюристом, алчным продавцом и покупателем рекламного пространства, беспринципным публицистом. Он интуитивно чувствовал, как привлечь и удержать внимание самой широкой публики, и не его вина, что вкусы большей части аудитории были столь невзыскательны. Для многих последователей Барнума результаты продолжали оставаться более важными, чем средства. Однако без этих бесчисленных пресс-агентов звезд и звездочек невозможно представить нарождавшуюся в конце прошлого века в Америке развлекательную индустрию. Все же наступающая «эпоха большого бизнеса» требовала иных подходов, иной жизненной и профессиональной философии, чем «известность любой ценой». Эту иную философию ярко и последовательно утверждал Айви Ледбеттер Ли, один из самых известных практиков Паблик рилейшнз. «Правду, только правду и ничего кроме правды» Айви Ли предлагал говорить даже в том случае, если она угрожает самому существованию той или иной организации. Артикулированная истина,считал Ли, потребует от пострадавшей организации изменения своей политики; если же изменить ничего не удается, то правда все равно должна быть высказана. Публика же, по убеждению Ли, состоит из рационально мыслящих индивидов, которые на основе полной и точной информации способны принимать правильные решения. (Во многих российских руководствах по Паб-лик рилейшнз рассказывается о том, как Айви Ли коренным образом изменил имидж Дж.Рокфеллера, «реабилитировав» его в глазах американцев. Этот и другие знаменитые клиенты сделали авторитет еще совсем мо-лодого тогда Ли непререкаемым. Однако судьба вскоре повернулась к блестящему журналисту и аналитику другой стороной. В некотором смысле Ли стал жертвой собственной жизненной философии и политики. Он всегда интересовался проблемами взаимопонимания между народами, межгосударственными отношениями. Считается, что официальное признание СССР Соединенными Штатами в 1933 г. стало возможнымпо крайней мере отчастиблагодаря усилиям, предпринятым в 1920-е гг. А.Ли как публицистом и человеком, определявшим редакционную политику ряда влиятельных изданий. А далее произошло следующее: к Ли обратились за консультацией из German Dye Trust (органа контроля и цензуры в Германии)как возможно улучшить отношения между Америкой и Германией? В условиях усиливающейся международной изоляции нацистского режима это был непростой вопрос. Айви Ли ответил практически так же, как и всем другим своим клиентамнеобходимо вести честную и открытую политику, убрать цензуру, и отношения наладятся. Правительство Германии, естественно, и не подумало последовать этим советам; однако как только стало известно, что нацистское правительство обраща-лось к Айви Ли, пресса сразу же назвала его «пресс-агентом Гитлера», началось расследование Комитета по антиамериканской деятельности, и все, кто ненавидел Ли и завидовал ему их было немало), испытали огромное удовлетворение. В возрасте пятидесяти четырех лет Айви Ли умер, и его имя в тот момент газеты и журналы проклинали и склоняли на все лады.

Начинающемуся с 1900-х гг. периоду посвящено немало специальных исследований. Всплеском интереса к этому «формативному периоду» в истории PR и рекламы отмечены 1960-е гг. Именно тогда вышли мемуары основоположника PR Эдварда Бернейза (Bernays, 1965); биография первого практика PR Айви Ли (Heibert, 1966); исследование Джона Хилла «The making of a PR man» (Hill, 1963) и т.д. Практически в каждом учебном пособии развитию PR в начале века отводится специальный раздел (см. например, Seitel, 1995; Cutlip et al., 1995). Разнообразную информацию по этому периоду также можно найти в книге Мишель и Эдвина Эмери «Пресса и Америка. История Масс Медиа», вышедшей седьмым изданием в 1992 г. (Emery, Emery, 1992).

Техники паблисити, промоушн и пропаганды бурно развивались в течение Первой мировой войны. Президент В.Вильсон основал комитет публичной информации (CPI — Committee on Public Information), в функции которого входили координация программ военного времени, распространение информации и стимуляция общественной деятельности. Председателем CPI был Джордж Крил, а одним из сотрудников — Эдвард Бер-нейз. В Пресс-бюро по связи с зарубежными странами (занимавшемся отбором и подачей информации в зарубежные СМИ — так, чтобы подчеркнуть роль США в антигерманской коалиции) Э.Бернейз попал после того как отправился добровольцем в действующую армию, но был признан негодным к военной службе из-за плохого зрения и плоскостопия. Деятельность CPI давала возможность направленно влиять на общественное мнение. Эти уроки в дальнейшем были использованы для создания благоприятного имиджа продукции и корпораций, в сфере политики и социальной работы.

Дальнейшее развитие проблемного поля PR на долгие годы определили,две книги, вышедшие в США в начале 1920-х гг. —'«Кристаллизация общественногомнения» Эдварда Бернейза и Дорис Флейшман {Bernays, Fleishman, 1923) и «Общественное мнение» Уолтера Ляппшана ) Liрртап, 1922). У.Липпману, публицисту и социологу, удалось показать, каким образом мнения кристаллизуются в «социальную цель» (social purpose) и «национальную мечту» (national will). Но, безусловно, чаще всего эта работа упоминается благодаря впервые введенному в ней понятию «стереотип». Под стереотипом У.Липпман понимал упрощенное до однозначности, предвзятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. У.Липпман практически приравнивал стереотипы к предрассудкам, говоря об их неадекватности реальности, детерминированности групповым мнением, защитной функции Liрртап, 1922, р. 59-60).

Консультант крупнейших компаний, исследователь, преподаватель, писатель Эдвард Бернейз считается одним из основателей PR в Америке. Он продолжал работать и в 1990-е гг. Его многолетняя сотрудница (и впоследствии жена) Дорис Флейшман — до замужества репортер «Трибьюн» и издатель — вела активную деятельность вплоть до своей смерти в 1980 г. Лидирующее положение Эдварда Бернейза в 1920-е гг. во многом объясняется интеллектуализацией Паблик рилейшнз в эти годы. Бернейз родился в 1981 г. в Вене, вскоре его родители эмигрировали в Америку, где отец занимался крупным бизнесом, связанным с экспортом сельхозпродукции. Дядей Эдварда был Зигмунд Фрейд (причем и с материнской, и с отцовской стороны — Фрейд был женат на родной сестре отца Эдварда, а тот — на сестре Фрейда). В начале 1920-х гг. Бернейз помог Фрейду опубликовать англоязычные переводы его трудов в Америке. Между ними велась довольно оживленная переписка. Несомненно, что знаменитый родственник оказал влияние на возникновение у Эдварда интереса к исследованиям поведения человека. Первый университетский курс по Паблик рилейшнз был прочитан Э.Бернейзом в 1922 г. в Нью-Йоркском университете. Помимо «Кристаллизации общественного мнения», перу Э.Бернейза принадлежат работы «Пропаганда» (1928), первое учебное пособие для университетов по Паблик рилейшнз {Bernays, 1952), ряд других книг и масса статей. Выдающийся практик PR, Бернейз чаще всего; видел свою задачу в том, чтобы найти в деятельности фирмы или корпорации черты, привлекающие публику, и затем усиленно освещать именно этот аспект, или — обратная задача — определить ценности и установки публики и затем предложить организации способы, которыми она может продемонстрировать публике наличие этих аттитюдов и ценностей в своей деятельности! Эти две стратегии Бернейз называл соответственно «кристаллизация общественного мнения» и «инженерия концептов».

Одно из самых первых специализированных PR-агентств — «Hill & Knowlton» — было создано в 1927 г. в Кливленде. Впоследствии его основатели работали практически независимо — Джон Хилл в Нью-Йорке, а Дон Ноултон в Кливленде. Это агентство ныне является одним из двух самых крупных американских PR-агентств (наряду с «Burson-Marsteller»).

Современные техники исследования рынка и общественного мнения берут свое начало в 1930-х гг., когда появляются и совершенствуются методы количественной оценки общественного мнения (в работах Джорджа Гэллапа, Эльмо Роупера, Клода Робинсона и др.), хотя первый опрос общественного мнения был проведен за восемьдесят лет до этого — в конце 1850-х гг. в США.

После Второй мировой войны потребительский бум благоприятствовал развитию PR. Если в 1950 г. в США насчитывалось 17 тысяч мужчин и 2 тысячи женщин-практиков PR, то в 1960 г. — 23870 и 7271 соответствен-ю {Emery, Emery, 1992, p. 382). Особенно быстро рас-ширялась область корпоративных PR. Фирмы открывали отделы по связям с общественностью или расширяли имеющиеся. Дж.Пимлотт писал в 1951 г.: «PR, не являясь исключительно американским феноменом, нигде не процветают так, как в США. Нигде они не распрос-транены столь широко, столь выгодны, столь претенциозны, столь респектабельны и дискредитированы, столь часто подозреваемы во всем и всеми превозносимы» (Pimlott, 1951, р. 3). Чтобы это амбивалентное отношение перешло в интерес и признание со стороны общественности и бизнеса, профессионалам PR пришлось приложить немало усилий. Так, в значительной степени благодаря Паблик рилейшнз началось инвестирование средств в такие сферы, как образование, здравоохранение, нужды местных общин и федеральные программы. Становление Паблик рилейшнз как признанной профессиональной области подтвердило принятие этического кодекса (первый, краткий вариант— в 1954 г., более полный — в 1959 г.). Наиболее детальные описания деятельности отделов по связям с общественностью крупнейших компаний приведены в материалах форумов, проведенных при поддержке Миннесотского отделения PRSA в начале 1950-х гг. (Proceedings..., 1951 — 1955). Именно в Миннесотском университете традиционными стали конференции PRSA (Public Relations Society of America), созданной в 1948 г. на базе более ранних организаций (главным образом Американского совета по Паблик рилейшнз — American Council of the Public Relations, — появившегося в 1940-х гг. благодаря усилиям Рекса Хар-лоу). Р.Харлоу — автор одного из первых учебников по PR (Harlow, 1947) и первого руководства по применению социальных наук в Паблик рилейшнз (Harlow, 1957) — преподавал в Стэнфордском университете, организовал регулярные Семинары по социальным наукам для PR-деятелей в 1950-х гг., а также издание «Public relations Journal» в 1940-х гг.

В начале 1960-х гг. крупнейшими фирмами, консультирующими в области PR, были «Карл Райор энд Ас-социэйтс», «Хилл энд Ноултон» и «Рудер энд Финн».; Наиболее заметной была активность отделов PR таких крупнейших корпораций, как «Дженерал Моторс», «AT энд Т», «Юнайтед Стэйт Стил» и «Дюпон». В 1965 г. PRSA была утверждена довольно жесткая программа профессиональной аккредитации. Менее половины практикующих PR-специалистов в США аккредитованы по этой программе.

Есть ли внутренняя логика у истории Паблик рилейшнз, можно ли выделить какие-то этапы в этом непрерывном процессе?

Джеймс Грюниг и Том Хант (Grunig, Hunt, 1984) предложили схему включающую четыре основных этапа развития Паблик рилейшнз. Каждому этапу соответствует свой тип PR-активности. Авторы подчеркивают, что это идеальные, абстрактные типы, упрощающие реальность, отражающие ее существенные (но не все) характеристики.

1. Модель PR как паблисити

Цель PR на этом этапе — пропаганда. Коммуникация однонаправленная, причем соответствие ее содержания истинному положению вещей не слишком существенно. Исследования малозначимы.

2. Модель PR как информации публики

Целью PR является распространение информации, причем, что существенно, правдивой и как можно более полной. Коммуникация продолжает оставаться однонаправленной. Роль исследований по-прежнему невелика, изучаются «читабельность» материалов и потенциальная аудитория.

3. Двусторонняя асимметричная модель PR

Убеждение, поставленное на научную основу, — основная задача PR. Коммуникация двусторонняя, однако несбалансированная (организации не меняются сами, но пытаются изменить взгляды публики). Значимость исследований существенно повышается, преимущественно изучаются установки публики.

4. Двусторонняя симметричная модель PR

Основной целью на этом этапе является взаимопонимание. Процесс коммуникации двухсторонний, субъектами взаимодействия могут быть группы, исследуется преимущественно понимание, исследования значимы Примерами практиков, использовавших ту или иную модель в своей деятельности, могут служить: первуюПинеас Т.Барнум, вторуюАйви Ли, третью и отчасти четвертуюЭдвард Бернейз. Дж.Грю-ниг полагает, что взгляды Э.Бернейза со временем эволюционировали от «публика будет информирована» до «необходимо понять публику и принять во внимание потребности людей».

Паблик рилейшнз различных типов сосуществуют в пространстве реальности. Первая модель используется примерно в 15% организаций, занимающихся Паблик рилейшнз, — в продвижении на рынок новых товаров, в театральной, спортивной сфере. Вторая модель характерна для половины всех организаций, в особенности для правительственных и некоммерческих, но также и в бизнесе. Третья (20%) используется PR-агентствами и в тех видах бизнеса, где велика конкуренция. Сравнение здесь выступает как катализатор процессов. Так, в пищевой промышленности компании могут с помощью исследований определить качества продуктов, которые предпочитает покупатель, например, «удобство использования» или«натуральные качества». Затем в рекламе своих продуктов компания делает акцент на присутствии этих качеств. PR-менеджеры также готовят сообщения для СМИ, в которых совмещаются образы продуктов компании и качеств, предпочитаемых потребителем. | Нефтяным компаниям исследования могут подсказать, что потребители ожидают от них поиска новых источников энергии. Тогда на службы PR возлагается задача организовать имиджевую рекламу на TV, в которой большая часть сообщений связана именно с таким научным поиском, и лишь некоторая — с основными аспектами деятельности фирмы (напомним читателю, что речь идет об американской нефтяной индустрии с ее высокой конкурентностью. А какой бы размах получил «поиск новых источников», будь он поставлен как задача государственной важности перед гигантом-монополистом, например, «Газпромом»! Но это была бы не третья, а первая модель Паблик рилейшнз).

И, наконец, оставшиеся примерно 15% всех организаций используют четвертую модель: «...больше говорят о ней, чем используют на практике», — как отмечают Дж.Грюниг и Т.Хант. Это крупные фирмы, деятельность которых регулируется правительственными и неправительственными структурами и должна соответствовать представлениям о «социальной ответственности». Обычные шаги в этом случае — приглашение журналистов на экскурсии и дискуссии, диалоги с лидерами местной общественности (в итоге и представители фирм и местные лидеры лучше узнают друг друга и возникающие проблемы).

Реализация четвертой модели во многом напоминает «фокус-группы» — получивший широкое распространение начиная с 1987 г. метод маркетинга. «Фокус-группы» проводятся преимущественно в двух вариантах— как «Дни развития бизнеса» (business development days) и как конференции. «Дни развития бизнеса» посвящаются интенсивному общению (в том числе за завтраком, ланчем и обедом) менеджеров высшего уровня управления компании, организации или банка с местными и правительственными клиентами. Выясняется мнение клиентов об имидже и о предлагаемых компанией планах дальнейшего развития бизнеса и участия в общественной жизни. Конференции проводятся по одной, реже нескольким темам, актуальным в данный момент для обеих сторон. Материалы дискуссий, проводимых по «горячим» темам, позволяют более детально прогнозировать будущее нового продукта или услуги, а также проводить «ревизию имиджа» (image audit)— выяснять мнение общества о деятельности организации.

Подводя итог краткому экскурсу по более чем столетней истории PR, следует вернуться к определению сущности Паблик рилейшнз.(Открытость и диалогич-ность коммуникации, использование средств и методов коммуникативных техник, сочетание функций анализа, прогноза, установления и поддержания каналов взаимодействия между организациями и их публикой, ко всему этому теория и практика PR пришла в результа-те долгого развития. Область Паблик рилейшнз приобрела статус прикладной социальной науки, PR-специалисты ищут способы решения все новых проблем и на основе этих решений создают теоретические модели, проверяя их истинность в дальнейших практических действиях. Также, как знание медицины или законов может быть использовано во вред обществу, знание средств и методов Паблик рилейшнз может применяться в антисоциальных целях. Так, в начале 1920-х гг. благодаря грамотным PR-действиям численность Ку-Клукс-Клана выросла с 4 000 до 100 000 человек (Shotwell, 1974).

Для древних германцев мир был разделен на безопасный, обжитой «митгард» и населенный чудовищами, наполненный тайнами и опасностями «утгард», непроглядными ночами подступавший прямо к крыльцу, подстерегавший в пещерах и оврагах. У границ каждой области человеческого знания, в особенности практического, каждого встречают химеры ложных надежд на единственно верное истолкование, соблазны простых и поспешных решений, сирены быстрой и повсеместной известности. Защита и спасение — в профессиональной этике и профессиональной ответственности, и именно о них пойдет речь в следующей главе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Иванченко Г.В
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации