Шпаргалка по дисциплине Психология экстремальных ституций - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по дисциплине Психология экстремальных ституций
скачать (300.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc301kb.29.05.2012 22:03скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13





Шпаргалка по дисциплине «Психология экстремальных ституций»

1 Цель, задачи, предмет, объект ПЭС.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ

- отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных - непривычных - условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и пр.
Объект – ситуации, классифицируемые как «экстремальные» и состояния психики, классифицируемые как «подвергшиеся стрессу» (психические состояния и поведение человека до, во время и после экстремальной ситуации)
 Предмет – процесс адаптации психики человека к ситуации, классифицируемую как «экстремальную»
 Цель – исследование уровня экстремальности ситуации и, связанной с этим уровнем, динамикой психических состояний и типами поведения человека.
 Задачи – управление психическими состояниями и поведением человека до, во врем---------------------------------------------------------------------

5. Определения стресса. Стрессоры (средовые и индивидуальные).

 Стимул, запускающий реакцию «борьба или бегство» (Cannon W.B., 1932)

 Неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования … состоящий в адаптации к возникшей трудности, какая бы она ни была (Selye H., 1956)

 Звено адаптации (Меерзон Ф.З., 1985)

 Разность между давлением и адаптивностью (Greenberg J.S., 1999)

 Мера отклонения итоговой конфигурации объектов от исходных оценок различия (~Наследов А.Д., 2006)

 Адаптация организма к любой новой информации, воспринимаемой человеком через призму понятия «СМЕРТЬ», и реализуемая по единой защитной программе, с целью экономии энергии и времени на выживание (2006)

Средовые стрессоры:

 ПЛАНЕТАРНЫЕ и биологические ритмы влияют на адекватность переработки информации человеком

 ПРИРОДНЫЕ – влияют на поведение человека в естественных условиях природы (туристические походы, экспедиции, природные катастрофы) [географическая зона, рельеф, температура, УФ, питание, воздух и пр.]

 СОЦИАЛЬНЫЕ: психология человека в условиях социального конфликта – как столкновение интересов различных лиц, группировок (военная психология, спортивная психология, криминальная психология, семейная психология)

 ТЕХНОГЕННЫЕ: психология поведения человека в условиях технических и экологических систем (система «человек-машина», особые условия деятельности, техногенные катастрофы, экологические катастрофы)

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ: манипуляция массовым сознанием современными СМИ, электроникой (РЭБ), психотроникой

Индивидуальные стрессоры

(связаны с потребностями):

 БИОЛОГИЧЕСКИЕ (физиологические, потребности в безопасности) – популяционные (видовые), гендерные, возрастные, общий уровень здоровья (скорость адаптации), биоритмы.

 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – индивидуальная реакция человека на неожиданно возникшую информацию – вплоть до шоковой, невозможность проявить «немотивированное поведение» (по А. Маслоу), эмоциональная депривация

 СОЦИАЛЬНЫЙ (потребности в любви и принадлежности, уважении) – фрустрация, как реакция на неудовлетворение потребностей

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ – уровень образования, как система знаний, навыков, умений.  ЭСТЕТИЧЕСКИЕ – невозможность удовлетворить потребность в «страстном стремлении к прекрасному» (по А. Маслоу)

 ДУХОВНЫЙ (потребность в самоактуализации) – внутренний мир человека и психология его поведения в процессе самопознания (критерии ценностей)

6 Понятие «смерти», лежащее в основе распознавания ситуации, как экстремальной (история, традиции, определение, отношение).

Первобытные обряды инициации;Инициа́ция — обряд, знаменующий переход на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества.Корни обряда можно проследить в глубокой древности, практически у всех народов. Инициация обычно сопровождается праздничным обрядом, нередко с различными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением татуировок, телесных повреждений, укусами муравьёв, хирургические вмешательства и т. д.). Нередко применялись различные средства, вызывающие сонливость или значительное снижение болевой чувствительности, благодаря чему создавались условия для преодоления болезненных испытаний. . Своеобразным отголоском обряда инициации является принятие воинской присяги.

Формирование понятия «смерть»

Смерть всегда несла отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает вечная и счастливая жизнь. У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. Также имелись и обряды поклонения смерти. В начале XX века смерть из мистической «вещи в себе», может быть пока ещё только в умах учёных, превратилась в объект научного поиска, требующий специальных исследований и анализа.

Танатотерапия

Смерть (гибель) — необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Для одноклеточных живых форм завершением периода существования отдельного организма может являться как смерть, так и митотическое деление клетки.В медицине изучением смерти занимается танатология. В психотерапии существует направление танатотерапия.Танатотерапия (от греч. «thanatos» — смерть и «therapia» — уход, забота, лечение; акцент делается на первых двух значениях) — это система и метод телесной психотерапии, где акцент делается на работе с телом и через тело клиента. ..оказание специфической помощи в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания … моделирование т. н. правильной смерти…. модель тотального расслабления. ….В основе метода танатотерапии лежат целительные биологические реакции (они организуют и корректируют общий энергобаланс, запуская процессы саморегуляции). …. «настраивание» разбалансированной внутренней реальности через «настраивание» тела….приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное «заземление»), чем создаются условия для безопасной (не разрушающей) встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации болезненных переживаний и представлений….. достигается особый результат: тело отпускает ровно столько энергии (момент т. н. «активизации»), которая тут же поглощается самим телом (момент т. н. «абсорбции»). Тело, таким образом, выступает своеобразным гарантом безопасности и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии. Это «программы» самого тела, работа которых зависит только от условий, которые способствуют их запусканию.В основе всех человеческих проблем и болезней танатотерапия рассматривает четыре базовые проблемы и соответствующие им части тела (своеобразная «проблемная анатомия»): контроль/сверхконтроль со стороны сознания (голова), чувства/контакты (руки, грудная клетка), сильные чувства/сексуальные отношения (паховая область), опоры (ноги). Телесность в танатотерапии рассматривается и как оппозиция/взаимодействие «социальное»-"биологическое" тело, и как представленное на уровне пяти физических тел: индивидуальное и ряд групповых (семья, организация, государство, цивилизация). Основной характер работы с четырьмя базовыми проблемами в танатотерапии чем-то напоминает своеобразную «телесную оптику»: филигранной телесной работой меняют ориентацию своеобразных «зеркал» внутри тела (другое название — body tuning, настройка тела). Тело тотально «заземляется», и контроль отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускают механизм поглощения («абсорбирования») энергии. Поглощение способствует дальнейшему «заземлению» и т. д. Привычные паттерны, блоки и защиты становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.

В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, сумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти.

С точки зрения эволюционного развития всего живого смерть является необходимым условием, так как только в этом случае могут эффективно функционировать эволюционные механизмы, а также снимается проблема неконтролируемого размножения живых организмов. Такое рамножение приводило бы к тому, что природные ресурсы, необходимые для жизни, были бы быстро исчерпаны.

Все основные религии имеют догматы, определяющее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку религии утверждают существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или «жизни вечной» (в христианстве).

Реинкарнация в буддизме, индуизме других религиях предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела.

В христианстве причиной смерти считается греховность человека: «Возмездие за грех — смерть» (Послание к Римлянам 6:23) Это означает, что «безгрешный человек» не будет знать смерти и будет жить вечно. Евангелия говорят, что в будущем, при наступлении Царства Божия смерти не будет: «Ототрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» Откровение 21.4

В каббале смерть рассматривается как необходимое условие для перехода в новое качественное состояние на пути исправления души. Для того чтобы перевернуть все основы души окончательно, необходимо отсечь предыдущее состояние и подняться к более высокому. Достичь этого возможно только путем освобождения человека от прошлого восприятия реальности и медленного, постепенного вхождения в новое мироощущение, начиная опять с самого рождения и далее, включая животное развитие (то есть развитие человеческого организма), личностное, духовное.[3]

Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.

В Исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях. Затем либо в Ад, либо в Рай.

------------------------------------------
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации