Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта - файл n1.doc

приобрести
Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта
скачать (2741.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2742kb.07.07.2012 00:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Конфликт: понятие и предмет изучения.

    1. Представления о конфликте и эволюция понятия.

    2. Конфликт как предмет исследования. Конфликтология – интегративная область научных знаний о конфликтах.

    3. Конфликт как вид критических ситуаций.

    4. Многоликость конфликта. Источники, причины и функции конфликтов.


Глава 2.Феноменология и анализ конфликта.

2.1. Возникновение конфликтных отношений и ситуаций.

2.2. Анализ структурных элементов конфликта

2.3. Типология конфликтов.

2.4. Динамика конфликта.
Глава 3. Личность и конфликт.

3.1. Внутриличностный конфликт: особенности и виды, модели поведения и

преодоления

3.2. Личностные предпосылки возникновения конфликтов. Конфликтность и

конфликтные типы поведения.

3.3. Межличностная перцепция и личностные свойства в предвосхищении

конфликтов.
Глава 4. Конфликты в межличностных отношениях.

4.1. Виды и причины конфликтов в межличностном взаимодействии.

4.2. Мотивационный подход.

4.3. Когнитивный подход.

4.4. Деятельностный подход.

4.5. Организационный подход.

4.6. Межличностный конфликт на различных этапах онтогенеза.
Глава 5. Психология управления конфликтами: психотехники и технологии.

5.1. Психологический контекст управления конфликтами.

5.2. Психодиагностика и прогнозирование конфликтов.

5.3. Психопрофилактика и предупреждение конфликтов.

5.4. Выбор стиля поведения в конфликте.

5.5. Регулирование и разрешение конфликтов.
Психодиагностический практикум.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Практически каждый человек хотя бы раз в жизни попадал в конф­ликтную ситуацию.

Конфликты одновременно похожи и непохожи. Похожи они прежде всего реакциями на них. У большинства людей конфликты вызывают не­приятные ассоциации, эмоции, воспоминания, переживания.

Однако мы только думаем, что знаем о конфликте все. Что делать, если он возник? Как его избежать? Что нужно делать для того, чтобы конфликты не разрушали жизнь? Как превратить их из негатива в пози­тив? И наконец, всегда ли конфликт — это негатив?

Каждый отвечает на эти вопросы самостоятельно, обобщая и анали­зируя личный опыт конфликтов, вырабатывая способы конструктивного поведения, эффективные стратегии и тактику поведения в конфликтных ситуациях и передавая из поколения в поколение.

В простейшей ситуации можно и без специальных знаний уйти от конфликта, приспособиться к нему и даже жить в нем, не приводя к раз­рушению межличностные отношения. Или же, сориентировавшись в конфликте, принять решение, что сделать и как поступить.

Однако насыщенность современной жизни конфликтами, своеобра­зие каждого из них в сочетании с крайними проявлениями эмоций или переживаниями, вызванными неправильной трактовкой конфликта либо действий его участников, неумением адекватно воспринимать и интер­претировать конфликты, использованием непродуктивных форм реаги­рования на них, порождают высокий потенциал конфликтогенности лич­ности, среды, общества, способствуют развитию психосоматических состояний, неврозов, формированию неадекватных психологических за­щит и стереотипов поведения, снижают трудоспособность и эффектив­ность профессиональной деятельности.
Человечество за всю историю существования накопило колоссальный опыт жизни и выживания в конфликтах — опыт развязывания и разре­шения конфликтов начиная от недоразумений, ссор и заканчивая война­ми. Научный анализ и обобщение этого опыта способствовали возник­новению и становлению новой междисциплинарной и интегративной области научных знаний о конфликтах, способах их анализа и регулиро­вания — конфликтологии.

Психология конфликта как фундаментальная составляющая конфлик­тологии и базовая система психологических знаний о диагностике, про­филактике и коррекции конфликтов, о психологических методах анализа и регулирования конфликтов представляет интерес для специалистов, работающих в системе "человек — человек" (психологи, менеджеры, педагоги, врачи, социальные работники и т. п.). Конфликты неизбежны, поэтому нужно знать, как предотвратить их деструктивность и послед­ствия, как вести себя в ходе конфликта, как завершить его или как конст­руктивно, удачно для конфликтующих сторон разрешить конфликт.

Предлагаемое пособие ориентировано на углубленное изучение кур­сов "Психология конфликта" и "Основы конфликтологии" будущими психологами и менеджерами.

Психологические знания о личностных предпосылках конфликтно­го поведения раскрывают важность осознания своих желаний, целей, поступков, умения слушать другого и формулировать свои желания, не­обходимость гибкого применения различных тактик в конфликтах и прежде всего тех, которые психологически эффективны в сложных, кри­тических ситуациях.

Психологические знания о правилах и особенностях бесконфликт­ного общения и поведения помогают строить продуктивные межлично­стные отношения, облегчают ориентацию на обоюдный выигрыш в реа­лизации жизненных целей, в конструировании деловых отношений, содействуют психическому и физическому здоровью личности, семьи, коллектива.

В последние годы появилось много изданий по конфликтологии, но в них практически не освещаются вопросы психологии конфликтов, пра­вила и закономерности диагностики, а также коррекции конфликта как сугубо психологического феномена.

Предлагаемое учебное пособие состоит из пяти глав, посвященных основным психологическим проблемам конфликтов, методам их изуче­ния и управления ими.

В гл. 1 дается представление о понятии "конфликт", об истории этого понятия и его научном изучении, определяется место конфликта в систе­ме базовых психологических знаний. Здесь рассмотрены предмет и зада­чи конфликтологии как интегративной и междисциплинарной системы научных знаний о конфликтах и методах их анализа и разрешения, обо­значаются взаимосвязь конфликтологии и психологии конфликта, а так­же место и особенности психологии конфликта в системе знаний о кон­фликтах.

В гл. 2 рассматриваются феноменология и психологические пробле­мы анализа конфликта и его составляющих, а также классификация кон­фликтов.

В гл. 3 анализируются личностные предпосылки возникновения и эскалации конфликтов, типовые психологические особенности конфлик­тной личности и конфликтных типов поведения, особенности внутриличностных конфликтов и их связи с межличностными и межгрупповы­ми конфликтами.

В гл. 4 приводятся психологические особенности наиболее распрос­траненных видов противоречий — конфликтов в межличностных отно­шениях, их связи с межличностным общением в группах, а также осо­бенностям онтогенеза межличностных конфликтов в кризисные периоды становления личности.

В гл. 5 рассматриваются психотехника и психотехнология управ­ления конфликтами — прогнозирование, предотвращение и разрешение конфликтов. Анализируются наиболее распространенные и эффектив­ные технологии предотвращения конфликтов, техники бесконфликтного общения, технологии разрешения конфликтов, медиаторства (посредни­чества) и ведения переговоров в процессе урегулирования конфликтов.

Авторы, имеющие опыт практической работы в психологическом консультировании и психокоррекции конфликтных ситуаций и кон­фликтов, в проведении психотренингов и обучающих курсов по пси­хологической профилактике и разрешению конфликтов, в подготовке специалистов в области психологии к решению профессионально-психо­логических задач прогнозирования, предотвращения и разрешения кон­фликтов, попытались в доступной форме осветить тематику психологии конфликтов.

Авторы выражают благодарность коллегам, обмен мнениями с кото­рыми способствовал глубокому освещению проблем психологии конф­ликтов. Особо признательны авторы Т. В. Ложкиной и Т. П. Колганову, заинтересованное участие которых способствовало созданию предлага­емого учебного пособия.


Глава 1

КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ

И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Конфликты неистребимыони появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти... Конфликтыэто норма жизни. Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс.

Ч. Никсон


1.1. Представления о конфликте и эволюция понятия
Там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они — постоянный спутник бытия и общественного развития.

Распространенность конфликтов, их роль в общественной жизни при­влекали внимание еще с древних времен.

О конфликте писали древние мудрецы. Античные философы рассмат­ривали конфликты как важнейший и необходимый атрибут обществен­ной жизни и развития. В частности, Гераклит полагал, что именно нега­тивные последствия столкновений и войн заставляют людей искать мира и стремиться к нему. Более того, он настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях и борьбе, являют­ся источником появления нового в мире.

Конфликт—это и "пережиток варварской эпохи" (так его рассматри­вали в эпоху Возрождения гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Бэ­кон и др.), и одновременно "естественное состояние войны всех против всех", по И. Канту (XVIII в.), и, еще более определенно, "позитивное явление в развитии общества", по Г. Гегелю (начало XIX в.). Являясь сто­ронником сильной государственной власти, Г. Гегель выступал против различных смут и беспорядков в обществе, расшатывающих государ­ственное единство.

В течение всей истории развития общественной и научной мысли, особенно начиная с конца XIX — середины XX в., конфликты (напри­мер, у социальных дарвинистов У. Самнера, Л. Гумпловича, социологов Г. Зиммеля, Э. Бэрджесса, Р. Парка, А. Смолла) как важнейший источник социальных перемен занимают одно из центральных мест среди типов социального взаимодействия (соревнование, конфликт, приспособление и ассимиляция), нуждающихся в трансформации и преобразований. Марксизм также активно рассматривал социальные конфликты на всех уровнях общественного развития как важнейшие и неизбежные явления жизни.

Особое внимание к исследованиям в области изучения конфликтов наметилось во второй половине XX в., в основном в работах виднейших зарубежных социологов Т. Парсонса, Э. Мэйо, Л. Козера, Р. Дарендорфа, А. Гоулднера, психологов и специалистов по управлению Дж. Г. Скотта, Р. Фишера, У. Юри и др.

Учитывая основополагающий характер отражения знаний о категори­ях и базовых понятиях, проведем краткий экскурс в историю становле­ния термина, а в дальнейшем—и понятия "конфликт", прочно утвердив­шегося во второй половине XX в.

Слово "конфликт" (от лат. conflictus) в переводе буквально означает "столкновение". В русском языке оно употребляется с XIX в. Однако в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля его еще нет. Лишь в первой трети XX в. термин "конфликт" появляется в Энциклопе­дическом словаре Русского библиографического института "ГРАНТ" (1928-1934 гг.) с таким толкованием: "Конфликт—столкновение, спор, в частности, разногласие между правительствами и народными предста­вителями".

В Малой Советской энциклопедии (1929 г.) понятие "конфликт" пер­воначально определялось как столкновение интересов, чувств, взглядов, однако по мере переизданий уточнялось и расширялось.

В первом издании Большой Советской Энциклопедии — БСЭ (1937 г.) этого термина нет. Второе и третье издания БСЭ определяют конфликт как "столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы".

Философская энциклопедия (1964г.) рассматривает конфликт как "предельный случай обострения противоречия".

В Украинской Советской Энциклопедии (1977г.) термин "конфликт" определяется как столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезных противоречий, т. е. понимание конфликта не претерпевает су­щественных изменений по сравнению с уже изложенными. В целом же такой подход приводит к ограниченному пониманию природы и сущно­сти конфликта, поскольку акцент в основном делается на борьбу проти­воположных сил (сторон).

В специальных изданиях последних лет понятие "конфликт" суще­ственно уточняется. Например, в Политологическом словаре (1995 г.), где, на наш взгляд, дано наиболее полное и всеобъемлющее определение, конфликт рассматривается как столкновение двух или более разнонап­равленных сил с целью реализации их интересов в условиях противо­действия.

В психологической справочной литературе к определению конфлик­та подходят с различных сторон.

В Кратком словаре системы психологических понятий (1981 г.) кон­фликт трактуется как "вид общения, в основе которого лежат различно­го рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся лич­ностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состоя­ний". Здесь же выделяется понятие "внутренний конфликт" как "тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств или затянувшейся борьбой мотивов".

В Психологическом словаре-справочнике руководителя (1982 г.) кон­фликт отождествляется с конфликтной ситуацией, которая объясняется как "столкновение различных социально-психологических установок (оценок, взглядов, мнений)".

Психологический словарь (1983г.) рассматривает конфликт как "трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональны­ми переживаниями".

В словаре "Психология" (1990 г.) конфликт трактуется как "столкно­вение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мне­ний или взглядов, оппонентов или субъектов взаимодействия"; здесь же выделено понятие "конфликт продуктивный (конструктивный)".

В словарях по специализированным отраслям психологии рассматри­ваются адекватные разновидности конфликтов: "социальный конфликт", "художественный конфликт", "противоречие", "противостояние", "про­тивоборство", "столкновение", "стычка" и т. п.

Анализ научной литературы показывает, что в ней не только отсут­ствует единство понимания термина "конфликт", но и наличествуют различные уровни его применения:

Обобщая изложенное, можно отметить, что общепринятого определе­ния термина "конфликт" пока еще нет. Исходя из этого попытаемся оп­ределить основные различия в дефинициях, которые могли бы стать предметом обсуждения и были бы учтены в дальнейшем в понятии "кон­фликт" и понимании его сущности.

Представленный в определениях характер направленности сил, на основе которых может возникать конфликт, является предметом конф­ликта между субъектами или сторонами конфликта. Понятие "разнонаправленность" шире понятия "противоположность направленности". С учетом этого снимаются ограничения в понимании проблемы в данной плоскости и некоторая ее абсолютизация. Вместе с тем устраняется и элемент антагонизма.

Кроме того, в определение конфликта обязательно должно быть включено общее для субъектов или сторон конфликта поле взаимодей­ствия. Иначе разнонаправленность сил не будет достаточным условием для возникновения взаимодействия сторон.

И, наконец, следует уточнить, что такое сторона конфликта. Учи­тывая, что субъектом взаимодействия является индивид или группа как источник познания и преобразования действительности и как носитель активности, предпочтительнее использовать понятие "сторона взаимо­действия" или "сторона конфликта".

Таким образом, конфликт можно трактовать как столкновение разнонаправленных сил (ценностей, интересов, взглядов, целей, позиций) субъектовсторон взаимодействия.
1.2. Конфликт как предмет исследования.

Конфликтологияинтегративная область научных знаний о конфликтах
Конфликты существовали всегда, с момента появления человека и на­чала его взаимоотношений с окружающим миром. Однако конфликтоло­гия как наука возникла сравнительно недавно—во второй половине XX в.

Конфликтология относительно новая и специфическая область научных знаний, изучающая теорию и практику предупреждения и раз­решения конфликтов.

Конфликтология — прикладная научная дисциплина и вместе с тем область профессиональной деятельности, требующая специальных знаний, умений и навыков по урегулированию конфликтов и, соответ­ственно, специальной подготовки.

Становление конфликтологии связано с практикой управления обще­ственными и групповыми отношениями/Общепринятого определения конфликтологии еще нет. Одни видят в ней относительно самостоятель­ную область научных знаний, возникшую на стыке философии, социоло­гии, психологии и даже психиатрии [43], другие же считают ее ком­плексной научной дисциплиной, объединяющей в единую систему "не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рам­ках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии и не­которых других наук (например, психиатрии, экономики)" [ 4, с. 5].

На сегодняшний день уже накоплен достаточно обширный фонд ли­тературы по проблемам конфликтов. Конфликтология входит в програм­му профессиональной подготовки социологов, менеджеров, психологов, социальных работников; существует система международной сертифи­кации медиаторов (профессиональных посредников в урегулировании конфликтов).

Становление конфликтологии обусловлено прежде всего высокой общественной потребностью в познании конфликтов и способах их уре­гулирования. Вместе с тем до сих пор дискутируется вопрос о том, существует ли конфликтология как самостоятельная область научных знаний.

Значение конфликтологии как самостоятельной и ориентированной на практику интегративной и междисциплинарной области научных знаний постоянно возрастает, поскольку она помогает прогнозировать и предупреждать серьезные социальные потрясения, снижать их остро­ту, разрешать возникающие противоречия между людьми.

Многие специалисты не исключают, однако, и того, что в дальнейшем конфликтология будет развиваться не столько как самостоятельная наука, сколько как практически ориентированная интегративная сфера челове­ческой деятельности.

Знание конфликтологии необходимо и желательно каждому человеку, каждому члену группы, коллектива, общества, каждому профессионалу в различных областях знаний и человеческих отношений как один из способов гармонизации человеческих отношений.

Предметом конфликтологии как интегративной области научных знаний являются общие закономерности возникновения, развития и раз­решения конфликтов, а также основные принципы, способы и прие­мы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление кон­фликтом.

В последние годы развиваются отрасли и специфические методы конфликтологии как новой интегративной науки, в частности общая конфликтология и отраслевые, или специальные, ее направления. Опре­деляется и предмет изучения общей конфликтологии природа воз­никновения и развития конфликтной ситуации, измерение степени раз­вития конфликта, возможные пути целенаправленного влияния на кон­фликтную ситуацию [5].

Такая отрасль конфликтологии и психологии конфликтов, как педаго­гическая (как область теоретического и прикладного знания), находится на стадии становления, поскольку основным условием ее формирования становится накопление конкретных фактов для последующего их обоб­щения, анализа, синтеза и интерпретации. Педагогический конфликт как феномен реальной педагогической действительности должен изучаться, оцениваться, восприниматься в практической деятельности, во взаимо­связи с исследовательскими усилиями педагогов, психологов, медиков, социологов, правоведов, специалистов по управлению.

Конфликтология базируется на подходах и методах различных наук, прежде всего философии, социологии, психологии. При этом каждая из перечисленных наук рассматривает конфликтологию с точки зрения собственного предмета изучения конфликтов и используемых методов.

С точки зрения психологии конфликтология — область научных зна­ний о путях и способах предвидения, предупреждения, преодоления про­тиворечий в отношениях между отдельными людьми, группами, объеди­нениями и их гармонизации.

С точки зрения философии конфликтология — область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения и преодоления противоречий в жизни общества, государства.

С точки зрения педагогики конфликтология — область научных пси­холого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвиде­ния, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учеб­но-воспитательном процессе.

С психофизиологической и медицинской точки зрения конфликто­логия — область научных знаний, посвященная психогигиене отноше­ний между людьми, психопрофилактике и коррекции порожденных кон­фликтом отклонений в их психосоматическом статусе [6].

Итак, с одной стороны, конфликтология — интегративная и междис­циплинарная наука, в которой существенное место занимают, в частно­сти, психологические знания и методы. С другой стороны, в различных отраслях психологии и в профессиональной психологической деятельно­сти (например, в психологии управления коллективами, при оказании психологической помощи, в психотерапии, психоконсультировании) важнейшее значение имеют психологические проблемы и анализ кон­фликтов, особенности конфликтного реагирования и поведения в кон­фликтах, продуктивное преобразование и преодоление, а также конст­руктивное разрешение конфликтов.

В психологической лексике непосредственное отношение к конфлик­тологии имеет, прежде всего, такое ключевое понятие, как "конфликт". Однако трактовка его в разных областях психологических знаний, в раз­ных сферах и отраслях психологической науки различна.

Инженерная психология исследует феномен конфликта при рас­смотрении групповой деятельности в системах "человек — машина" [10; 51; 53; 73]. В ходе взаимодействия операторов в группе реализуются ин­формационные, регулятивные и аффективные функции. Конфликтогенным фактором является психологическая несовместимость операторов в условиях различных систем "человек — машина" (например, в иерар­хических АСУ, где возникают сложные проблемные ситуации высокой конфликтогенности). Инженерная психология использует в качестве ба­зового понятия термин "сработанность" группы. Субъективная удовлет­воренность друг другом и адекватное взаимопонимание способствуют бесконфликтному решению задач при малых энергозатратах.

Экономическая психология анализирует конфликтогенные ситуации, вызываемые преобразованием экономики, производственных процессов, разрушением стереотипов производственных отношений. Конфликты здесь выражаются в психологическом и конкретно-деятельностном со­противлении нововведениям, особенно если они не осознаются как вы­годные и предпочтительные в их субъективном или объективном значе­нии. Тщательно изучается один из парадоксов сопротивления новому: старое сохраняет свою ценность, от которой трудно отказаться. Преиму­щество нового пока остается недоказанным [39].

Военная психология анализирует конфликты при рассмотрении субъективных факторов взаимоотношений рядового и командного соста­ва в воинских подразделениях. Зрелые и незрелые взгляды, позитивные и негативные черты характера, разноуровневый военный профессиона­лизм могут привести к возникновению конфликтов по вертикали и спо­собствовать развитию напряженных ситуаций по горизонтали [50].

В социологии под конфликтом понимают предельный случай обо­стрения социальных противоречий различных социальных общностей. Разработчики социологии производственных конфликтов утверждают, что конфликт в одних условиях стимулирует самоорганизацию систе­мы, способствует достижению целей эффективными средствами, а в других — приводит к нестабильности, дезорганизации, развалу систе­мы [31].

Различные точки зрения на конфликты высказывают представители социальной психологии [35; 40; 44; 53]. Конфликт как естественное про­тиворечие, возникающее между людьми, порождается проблемами лич­ной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, соци­альных установок людей.

Выделяются противоречия новаторства и консерватизма; противо­речия групповых взаимно неприемлемых интересов; противоречия, вы­зываемые эгоистическими побуждениями конфликтующих: корыстью, карьеризмом. Рассматриваются конфликты длительные и кратковремен­ные; глобальные и локальные; мелкие столкновения и масштабные; бес­следно проходящие конфликты и вызывающие глубокие психологичес­кие потрясения.

В работах по психологии управления рассматриваются разруши­тельные конфликты, дезорганизующие нормальный ход коммуникаций трудовых коллективов и групп на производстве [41; 67; 69]. Межлич­ностные конфликты в производственном коллективе имеют сложную объективно-субъективную природу, что обусловлено как чисто чело­веческими особенностями характеров конфликтующих, так и внешни­ми условиями, которые способствуют или препятствуют их возникно­вению. Универсальным психологическим механизмом возникновения конфликта считается превышение индивидуального порога толерантно­сти участников конфликта, тесно связанное с уровнем стрессогенности условий труда и особенностями конкретных ситуаций.

Интерес к психологическим конфликтам в педагогической деятель­ности вызван прежде всего взаимоотношениями учащихся, педагогов и родителей. Педагоги до недавнего времени предпочитали говорить о трудных ситуациях и барьерах. Однако по природе эти ситуации конфликтогенны, хотя в научных сообщениях в таком аспекте не фигуриру­ют. Можно предположить, что умолчание конфликтов было вызвано идеологическими догмами о мягких, несущественных противоречиях в этой сфере.

В исследованиях педагогических конфликтов авторы в основном об­ращаются к разноплановым противоречиям, возникающим между участ­никами учебно-воспитательного процесса [29; 66; 89].

К противоречивым позициям относится оценка конфликтов в педаго­гике как явлений нормальных или аномальных. Как и часть психологов, некоторые исследователи относят конфликт к разрушительным событи­ям по отношению к естественно протекающему процессу взаимодей­ствия участников обучения и воспитания. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, объединяющей множество людей с разнообразными личными качествами, опытом, ха­рактерами. Наиболее адекватным подходом к этой теме является целост­ное отражение конфликта как естественного проявления жизнедеятель­ности педагогической системы, ее структуры.

Большинство публикаций по конфликтологии и психологии конфлик­тов носят практически ориентированный характер. Объектом изучения являются конфликты разных уровней: внутриличностные, социальные (межличностные, межгрупповые, межгосударственные) и др. При этом преобладают исследования конфликтов, возникающих между субъекта­ми одного уровня (личность—личность, малая группа—малая группа и т. п.). Сторонники различных концепций рассматривают конфликт с разных сторон, и каждое из многочисленных его определений отражает специфику предмета анализа.

Один из подходов заключается в том, что поведение человека и груп­пы рассматривается гомеостатично как ряд функциональных единиц, каждая из которых начинается с нарушения равновесия внутри группы и заканчивается его восстановлением. Высказывается мнение, что "кон­фликт есть нарушение гомеостаза, следствием которого может быть вос­становление гомеостаза (прекращение конфликта), изменение гомеоста­за (характера процессов в системе или взаимодействия систем в надсистеме), изменение морфологии системы (надсистемы), разрушение час­ти или всей надсистемы (прекращение гомеостаза)" [ 26, с. 287]. Это ут­верждение полностью справедливо только в принципе. Реакция системы на нарушение гомеостаза может быть (и бывает в большинстве случаев) автоматической. При детальном рассмотрении процессов, происходящих в этот момент в системе, можно обнаружить конфликтные реакции на два-три системных порядка ниже рассматриваемого. Например, рефлек­торная, автоматическая реакция организма сопровождается конфликт­ными процессами на клеточном или молекулярном уровне. Возможно, такими проявлениями конфликтов следует пренебречь, учитывая, что восстановление системного гомеостаза реализуется не только с помо­щью конфликта. Факторами самоорганизации, которая рассматривается как адаптационная реакция на возмущение внешней среды, наряду с кон­фликтами являются автосинхронизация процессов и кумулятивность, а взаимодействие систем является организующим, дезорганизующим и переформирующим.

Таким образом, можно считать, что конфликт является реакцией сис­темы на возмущение внешней среды, нарушающее системный гомеостаз. Но не любое возмущение внешней среды требует конфликтной реакции, а только неспецифическое возмущение, т. е. такое, на которое в системе не сформирована автоматическая реакция. Если стимул новый или ред­ко встречавшийся ранее, система вынуждена рефлексировать с тем, что­бы выработать адекватную реакцию. Термин "рефлексия" применяется здесь в широком смысле как средство реализации качественного скачка в развитии системы. Суть его — в превращении средства в цель, или, пользуясь терминологией теории управления, в превращении параметра системы управления в объект управления. Это предполагает изменение структуры системы путем изменения ее компонентов либо связей между ними, т. е. формирование новой функциональной подсистемы. На лич­ностном уровне изменяются установки, навыки, привычки, на групповом уровне—взаимоотношения, групповая культура и т. д. Таким образом, адаптация системы к непосредственному стимулу из внешней среды про­исходит в виде конфликта.

Очевидно, что рефлексия системы начинается с фазы деструкции и заканчивается фазой конструкции новой структуры, способной вырабо­тать адекватную реакцию (эти фазы могут быть частично параллельны­ми). Когда конструктивная фаза завершена и система вновь стала равно­весной, считается, что конфликт разрешен.

Следовательно, конфликт — это адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, происходящая путем пе­рестройки структуры системы. Этот общесистемный подход вполне со­гласуется с различными взглядами психологов на сущность как внутри-личностного, так и межличностного конфликта. Так, высказывается мнение, что конфликт возникает тогда, когда наблюдается рассогласова­ние между возможностями субъекта (по существу, структурой его лично­сти) и конкретными условиями, в которых он действует [44].

Р. Кричевский и Е. Дубовская рассматривают конфликт как дисгармо-низацию межличностных отношений [45], а А. Ишмуратов — как бо­лезнь общения [34].

А. Анцупов и А. Шипилов показывают, что "межличностный ролевой конфликт возникает на основе несоответствия ролевой структуры диады взаимодействия требованиям актуальной ситуации и проявляется в пере­стройке ролевых взаимоотношений" [4, с. 5].

А. Донцов, характеризуя функционально-ролевую структуру группы, утверждает, что она "стремится" к соответствию с объективно необходи­мой в настоящих условиях, но никогда полностью не совпадает с ней [23, с. 26]. В постоянно возобновляющемся преодолении этого противоречия он видит одну из движущих сил развития предметной активности этой группы, предпосылку адаптации групповой деятельности к изменяю­щимся условиям ее воспроизводства. Приведение в соответствие суще­ствующего уровня предметно-деятельностных связей требуемому сопро­вождается перестройкой собственно межличностных отношений и системы внутригрупповых ожиданий.

Динамика функционально-ролевой дифференциации, степень ее пол­ноты, адекватность персонификации ролей возможностям и способу дей­ствий их исполнителей, мера расхождения с требованиями ситуации закономерно продуцируют некоторую напряженность и, возможно, конфликтогенность межличностных связей в коллективе. Кроме того, меж­личностный конфликт, по какой бы причине он не возник, сопрово­ждается дезинтеграцией системы эмоциональных связей в группе. Это означает, что конфликт в формальной структуре неизбежно вызывает та­кую же реакцию в структуре неформальных отношений.

Все перечисленные идеи позволяют сделать вывод, что с точки зре­ния групповой динамики конфликт — это состояние взаимоотношений в группе, характеризующееся их деструкцией и реконструкцией, направ­ленными на создание ролевой структуры, наилучшим образом отвечаю­щей требованиям ситуации (структуре стимула).

Деструкция и реконструкция взаимоотношений сопровождаются на­рушением коммуникативных процессов в группе. Именно поэтому го­ворят о конфликтном взаимодействии как этапе динамики конфликта, характеризующегося внешними действиями, конфликтным противо­борством, поскольку в этот период в группе частично нарушаются социальные связи, а общение и взаимодействие усложнены. Соответ­ственно затрудняется и социальная ориентация членов группы, рассог­ласовываются системы ожиданий ее членов по отношению друг к дру­гу. Изменяется и психическое состояние индивидов, участвующих в конфликте. Вследствие этого возникают и внешние проявления кон­фликтного поведения, всплески негативных эмоций. Для эффективного управления конфликтами недостаточно стремления к ликвидации этих внешних проявлений. Необходимо воздействовать на коммуникативные процессы, управлять конфликтным общением и конфликтным взаимо­действием.

Таким образом, конфликт как адаптационная реакция группы на не­специфическую ситуацию проявляется в перестройке ролевых взаимоот­ношений. Предпосылкой возникновения конфликта является объективно существующее противоречие, неоднородность ожиданий членов группы по отношению друг к другу. В этом случае прогнозы индивидов относи­тельно действий других членов группы становятся неадекватными. Кон­фликт возникает тогда, когда поведение партнера по взаимодействию оценивается как несовместимое с ожиданиями индивида. Следователь­но, можно говорить об объективном факторе возникновения конфлик­та — ситуации несовместимых ожиданий и субъективном факторе — восприятии и осознании индивидом несовместимости взаимных ожида­ний и действий.

Неоднородность ожиданий членов группы происходит тогда, когда группа оказывается в ситуации, для разрешения которой в ней еще не сформировалась ролевая структура, т. е. в новой или редко встречавшей­ся ранее ситуации. Иными словами, невыполнение ролевой структурой группы своего функционального предназначения на индивидуальном и групповом уровнях создает объективные и субъективные предпосылки конфликта.

Новизна ситуации определяется следующими элементами ее психо­логической структуры.

Задача. Любая задача, стоящая перед группой, конфликтогенна, если она ранее не встречалась или встречалась редко (т. е. для ее решения в группе не сформирована функционально-ролевая структура).

Ведущий элемент (внешний стимул) определяет тип ситуации. В соответствии с особенностями задач, компонентов и ресурсов можно выделить такие ситуации: решения основных задач; решения каждой из неспецифических задач; недостатка каждого вида ресурсов; включения в коллектив новых людей; связанные с личностными характеристиками. Для этих типов ситуаций формируются структуры. Их особенности и общие черты соответственно влияют на возникновение и протекание межличностных конфликтов.

Следует отметить, что существуют конфликтогенные ситуации и существуют роли, более или менее чувствительные к изменению раз­личных психологических элементов этих ситуаций в силу своего функ­ционального предназначения, а следовательно, более или менее конф­ликтные.

Анализируя неформальные ролевые взаимоотношения и сущность межличностного ролевого конфликта, приходим к выводу, что этот кон­фликт возникает тогда, когда сложившиеся в группе ролевые взаимоот­ношения не отвечают требованиям новой ситуации. Это выражается в противоречиях:

Динамика развития ролевых взаимоотношений в группе заключается в последовательном формировании ролевых структур для ситуаций жизнедеятельности группы. При возникновении группы (либо измене­нии ее состава) прежде всего формируются ролевые структуры для ре­акции на наиболее необходимые, а значит, часто возникающие ситуации, от решения которых зависит выживаемость группы, ее социально-психо­логические характеристики, например целостность, управляемость и т. Д. Пока не произошло распределение ролей в наипростейших ситуаци­ях, возможно возникновение функциональных противоречий и соответ­ствующих им конфликтов по любому, даже незначительному поводу.

Когда первичная адаптация группы завершилась, осваиваются более редкие, но все-таки достаточно обыденные ситуации, связанные с основ­ным предназначением группы. При этом, с одной стороны, обогащаются ролевые взаимоотношения, а с другой — расширяется и уточняется ролевой набор и способы поведения каждого участника группы. Происходит более точное согласование поведения исполнителей различных ролей. В последующем осваиваются новые, уже не типичные, не специфи­ческие для данной группы ситуации.

Конфликты представляют собой реакции на редкие, все более неспе­цифические стимулы. Такой подход согласуется с данными Т. Шибутани о том, что "повторение критических ситуаций приводит к развитию но­вых способов организации совместной деятельности и часто имеет сво­им результатом установление специальных ролей" [91, с. 101].

Ролевые взаимоотношения—только компонент психической жизни группы, более того — это лишь один из типов взаимоотношений. Па­раллельно и взаимосвязано развиваются все компоненты. Цельной кар­тины развития группы пока нет, и приходится управлять развитием каж­дого компонента в отдельности. Следует отметить, что в отличие от некоторых концепций группового развития, концепция ролевого разви­тия достаточно динамична. В ряде концепций предполагается наличие некоторого конечного идеального состояния группы, стадии его развития (например, группа — коллектив), и цель социального управления здесь — довести группу до этой стадии.

В ролевых взаимоотношениях картина развития иная. Здесь тоже можно выделить стадию, когда ролевые структуры для основных ситуа­ций жизнедеятельности группы уже сформировались. Однако на этом развитие (и управление развитием) не прекращается. Происходит освое­ние все новых и новых ситуаций, часто разнородных для различных групп. И каждая освоенная ситуация уточняет ролевые структуры, все более обогащает ролевые взаимоотношения и придает группе ролевую (и психологическую в целом) индивидуальность.

Резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что ролевые взаимо­отношения в группе развиваются дискретно, под влиянием окружающей среды. Каждый цикл развития начинается с нарушения ролевого равно­весия под влиянием внешнего стимула и завершается его восстановлени­ем путем спецификации очередного неспецифического стимула и меж­личностного конфликта.


1.3. Конфликт как вид критических ситуаций

Поскольку конфликты всегда связаны со столкновением интересов, взглядов людей, в их зарождении, развитии и разрешении огромную роль играет психологический фактор. Начиная с 60-х годов опубликовано до­статочно много работ, посвященных психологической проблематике кон­фликтов и особенностям их психологического изучения.

Появилось новое научное направление — психология конфликта, в основе которой лежит анализ межличностных и внутриличностных противоречий, а также вопросы практического и прикладного характера, связанные как с исследованием психологических предпосылок возник­новения и эскалации конфликтов, так и поиском психологических средств регуляции и разрешения конфликтов.

Становление психологии конфликта происходит на базе и с учетом достижений психологии личности, социальной психологии, психологии управления, психологии общении, психотерапии, психоконсультирова­ния и др.

Что же такое конфликт с точки зрения психологии?

Каждый, кто хочет понять поступки других или собственное поведе­ние, начинает с поиска причин соответствующих действий, в том числе и конфликтных, а также анализа ситуации, в которой находится или на­ходился.

Современная психологическая наука различает четыре ключевых по­нятия, описывающих психологический контекст возникновения конф­ликтов прежде всего как критических жизненных ситуаций. Это — стресс, фрустрация, кризис и конфликт [15]. Безусловно, жизнь всегда богаче любых классификаций, и потому усмотреть четкую границу меж­ду этими понятиями удается далеко не всегда.

Стресс — неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Естественная природа стрессовых реакций проявляется в том, что жизнь без стресса немыслима, а "полная свобода от стресса,—как пишет Г. Селье, основатель Международного институ­та стресса в Монреале, — означает смерть" [53, с. 20]. Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические состояния вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоак­туализации личности.

Фрустрация определяется как состояние, вызванное двумя момента­ми: наличием сильной мотивированности достижения цели (удовлетво­рения потребностей) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут быть причины различно­го характера: физического (лишение свободы), биологического (болезнь, старение), психологического (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурного (нормы, правила, запреты). Если рассматривать выра­женность этого состояния, то можно говорить о различных степенях перехода ситуации затруднения в ситуацию, когда трудность в осуществ­лении деятельности становится непреодолимой. С точки зрения наруше­ний в сфере поведения фрустрация может проявляться в двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как сни­жение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (поте­ря терпения и надежды).

Однако не всякая фрустрация приводит к конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворением потребнос­тей, должны перейти определенную границу, за которой агрессия высту­пает в форме направленного социального действия. Эта граница опреде­ляется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрес­сивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия соци­альных институтов, человек легче переходит грань, отделяющую его от конфликта.

Фрустрация постоянно присутствует внутри человека, она загнана вглубь и может при определенных благоприятных условиях в любой момент выйти наружу в форме агрессии. Агрессивное поведение, часто вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они являются причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит направленно социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вы­зывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается конфликт.

Таким образом, для возникновения конфликта необходимо, во-пер­вых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное действие возникла ответная реакция, т. е. взаимодействие.

Кризис характеризует состояние, порождаемое возникшей перед ин­дивидом проблемой, от которой он не может уйти й которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близкого че­ловека, тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменение социального статуса и т. п.).

Различают два типа кризисных ситуаций в зависимости от того, ка­кую возможность они оставляют для человека в реализации последую­щей жизни. Кризис первого типа представляет собой серьезное потрясе­ние, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Ситуация второго типа — собственно кризис — бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные цели, планы, оставляя как единственный выход из положения модификацию личности и ее смысла жизни.

Ф. Василюк называет процесс преодоления критических ситуаций переживаниями, наполняя этот термин новым смыслом. До сих пор это понятие связывалось с переживанием — созерцанием, эмоцией, отража­ющей в сознании субъективное отношение к вызвавшему ее фактору. Он же рассматривает переживание как внутреннюю интеллектуально-воле­вую работу по восстановлению душевного равновесия, утраченной ос­мысленности существования ("производство смысла") в критической ситуации [15].

Конфликт как критическая психологическая ситуация предполагает наличие у человека довольно сложного внутреннего мира и актуализа­цию этой сложности требованиями жизни. И если при фрустрации пре­градой являются внешние причины или же внутренние, не подлежащие обсуждению, то причины, порождающие конфликт, не являются само­очевидными, не представляют безусловное табу и всегда связаны с усло­виями проблемной задачи.

В случае конфликта именно сознание должно соизмерить ценность мотивов, сделать между ними выбор, найти компромиссное решение. С критической ситуацией имеют дело тогда, когда субъективно невоз­можно ни выйти из сложившейся конфликтной ситуации, ни найти при­емлемое решение, в результате чего сознание капитулирует перед нераз­решимой задачей.

Таким образом, критические ситуации, если идти от сравнительно легких к наиболее трудным их формам (от стресса через фрустрацию и конфликт к кризису), требуют от человека различной внутренней рабо­ты. Различные стрессовые реакции часто проявляются в виде предель­ной активизации внутренних ресурсов личности, отстаивающей свои

прежние возможности в реализации жизненных планов. Более сложные жизненные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня его жизненных целей, потребностей и притязаний и одновременной ре­конструкции своего "Я".

Конфликт как вид критических ситуаций, таким образом, является и одним из типичных видов критических ситуаций, и одновременно тес­но связан с каждой из них. Конфликты всегда связаны со стрессом, и практически всегда при этом проявляются фрустрированность, неудов­летворенность, стрессовость и кризисность определенного периода либо ситуации в жизни человека. Конфликты являются одновременно и при­чинами, и предметом, и, наконец, следствием (как позитивным, так и не­гативным) различных критических ситуаций в жизни человека.
1.4. Многоликость конфликта. Источники, причины и функции конфликтов
Конфликт в современном понимании — это чрезвычайно многоли­кое и многостороннее явление, одновременно позитивное и негативное, развивающее и разрушающее, и снова развивающее, и отражающее во всем многообразии истинную диалектику жизни.

Еще древние мудрецы, осуждая ссоры и столкновения между людь­ми и советуя избегать их, признавали в то же время, что в спорах, столк­новениях и противоречиях рождается истина, что они—движущая сила изменений и развития.

Конфликт может служить стимулом к переменам и толчком к про­грессу, утверждают австралийские психологии X. Корнелиус и Ш. Фэйр [43]. Если конфликт разрешается неправильно, подавляется, игнорирует­ся, его негативная сторона выходит наружу и проявляется в разнооб­разных, в том числе и психологических, последствиях, например в тре­воге, смятении, одиночестве, низкой производительности труда, вялости, затаенном гневе, стрессе, усталости и др.

В то же время если конфликт конструктивен, если он разрешается правильно, то видны его позитивные стороны, в частности возникает ощущение покоя, удовлетворения, подъема энергии, облегчения, радос­ти общения, расширяются возможности личностного роста и др.

Несмотря на несколько упрощенный подход к определению пози­тивных и негативных сторон конфликта, можно согласиться с выводами авторов о том, что конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным в зависимости от того, как его раз­решают.

Кроме того, существенное место в проявлении многоликости конф­ликта занимает установление его психологических причин, особеннос­тей диагностики и, соответственно, позитивности или негативности про­гноза.

Конфликт имеет обостренное, нередко до предела, противоречие, ко­торое психологически и является источником конфликта.

Таким образом, источники конфликтовэто противоречия, а они возникают там, где есть рассогласование:

Источники конфликтов тесно связаны с предпосылками возникнове­ния конфликтов или внешними и внутренними условиями их развития.

Любой коллектив состоит из людей, которые различаются по возрас­ту, образованию, стажу работы, профессиональному и жизненному опы­ту, целям и задачам, которые они перед собой ставят, а также по сред­ствам и способам достижения целей, функциям и обязанностям, ролям и статусам, личностным особенностям, ценностям, установкам, взглядам на возникающие в процессе работы проблемы. Вследствие перечислен­ных различий в коллективах появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов.

Конфликты — одно из условий развития субъекта, социальных сис­тем и отношений. Однако признав наличие конфликтов как условия развития социума, необходимо учитывать, что их возникновение не яв­ляется неизбежным. Процесс развития социума всегда содержит потен­циальные конфликты, но управление изменениями с целью оптимизации взаимоотношений субъектов снимает возможность перехода потенциаль­ного конфликта в его открытую форму.

Понимание сущности и причин возникновения конфликта связано с уровнем его протекания, который прямо зависит от проявления дезинте­грации личности. Дезинтергация выражается в обострении существо­вавших ранее или в возникновении новых противоречий между различ­ными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности. Следовательно, дезинтеграция личности проявляется в нарушении пре­жней структуры личности, изменении связи и соотношения мотивов и отношений личности.

Конфликт возникает только при определенных условиях, одновре­менно внешних и внутренних.

Внешние условия возникновения конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мо­тивов и отношений личности либо становится невозможным либо ставится под угрозу. Внешние условия конфликта в жизни любого человека в любом обществе возникают с неизбежной необходимо­стью. Во-первых, из-за объективных препятствий для удовлетво­рения мотивов и отношений личности. Во-вторых, реализация одних мотивов с неизбежностью порождает новые, еще не удов­летворенные. Это непрерывное появление неудовлетворенных еще мотивов — необходимое условие развития личности и обще­ства в целом.

И наконец, одно из важнейших внешних условий возникновения кон­фликтов заключается в том, что общественная жизнь с необходимостью требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких и активных, например стремления к сохранению жизни. Поэто­му, хотя содержание и характер внешних условий конфликта различны и зависят от общеисторических, социальных и индивидуально-психологи­ческих предпосылок, их возникновение неизбежно и необходимо.

Однако все перечисленные внешние условия, препятствующие удов­летворению мотивов и отношений личности, недостаточны для возник­новения конфликта. Даже смертельная опасность может не быть источ­ником конфликта. Так же и голод, болезнь, инвалидность далеко не всегда приводят к конфликту; он возникает только тогда, когда эти вне­шние условия порождают определенные внутренние условия.

Внутренние условия, или предпосылки, играют основную роль и среди них прежде всего личностные условия возникновения и раз­вития конфликтов (конфликтность как относительно устойчивое личностное свойство, деструктивные внутриличностные конфликты, акцентуации характера, сложившиеся негативные стерео­типы поведения и др.).

Источники и условия конфликтов обусловливают предпосылки и при­чины возникновения конфликтных ситуаций и развития конфликтов.

Различают объективные и субъективные причины конфликтов. Объективные причины приводят прежде всего к конструктивным конф­ликтам, возникающим в деловой сфере. Субъективные причины чаще всего обусловливают деструктивные конфликты, характерные для личностно-эмоциональной сферы.

Н
а рис. 1.1 показаны взаимосвязи различных причин возникновения конфликтов.

Рис. 1.1. Взаимосвязи причин конфликтов
Рассмотрим некоторые объективные причины, приводящие к конст­руктивным конфликтам в деловой и производственной сфере:

• недовольство оплатой труда;

Положительное разрешение конфликта — это прежде всего устране­ние источников и причин конфликта. Если эти причины объективные, связанные с несовершенством производства и управления, то их устра­нение означает совершенствование производства и управления.

К субъективным причинам конфликтов в деловой и производствен­ной сфере относятся:

• неправильные действия и руководителя, и подчиненных.

Субъективные причины порождают чаще всего деструктивные конф­ликты.

Конфликты могут выполнять как негативные (деструктивные), так и позитивные (конструктивные) функции. С точки зрения психологии важ­нейшее значение имеет ограничение негативных, разрушающих функ­ций конфликта и форсирование, максимальное использование его пози­тивных функций.

Позитивные функции конфликтов:

Негативные функции конфликтов:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ
1. Когда возникло понятие "конфликт"?

2.Дайте определение конфликта и объясните его основные отличия

от кризиса, стресса и фрустрации.

  1. Дайте определение конфликтологии как науки. Чем отличается конфликтоло­гия от других наук, например от социологии, психологии?

  2. В чем состоит интегративность конфликтологии как науки?

  3. Дайте определение предмета конфликтологии.

  4. Какие направления и отрасли современной конфликтологии являются веду­щими?

  5. Отличительные особенности конфликта как вида критических

ситуаций.

  1. Определите собственную позицию в позитивном и негативном видении кон­фликта. Постарайтесь сформулировать ее четко.

Основные виды причин конфликта. Приведите примеры объективных и субъективных причин, например, семейных конфликтов.

ТЕМА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
"Причины конфликтов и их психологический анализ" обсуждением примеров конфликтных ситуаций).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ОГЛАВЛЕНИЕПредисловиеГлава 1. Конфликт: понятие и предмет изучения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации