Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии - файл n1.doc

приобрести
Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии
скачать (1109 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1109kb.06.07.2012 23:46скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
УДК 796/799 ББК 75.5 К66

Подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление

детей, подростков и молодежи в Российской Федерации

(2002—2005 годы)» Федеральной целевой программы

«Молодежь России» (2001—2005 годы)

Рецензенты:

И.Г. Абрамова, доктор педагогических наук, профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валлепберга;

СП. Евсеев, доктор педагогических наук, профессор СПбГАФКим. П.Ф. Лесгафта

Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей К66 с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапко-вой. — М.: Советский спорт, 2002. — 212 с. ISBN 5-85009-782-1

Пособие знакомит с особенностями организации игровой деятельности. В нем дано описание более 200 подвижных игр и упражнений для ослабленных детей и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата. Для каждой игры, помимо подробного описания, предлагаются возможные варианты и методические указания по ее проведению.

Книга написана коллективом преподавателей, аспирантов, студентов — выпускников факультета адаптивной физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта и предназначена для вожатых, родителей, воспитателей, волонтеров и других лиц, работающих с детьми-инвалидами.

УДК 796/799 ББК 75.5

ISBN 5-85009-782-1 О Коллектив авторов, 2002

О Оформление. Издательство «Советский спорт», 2002

ВВЕДЕНИЕ

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований — от мистических до научно-передовых. Игра — не порождение скоропреходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие «игра» неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра — это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Настоящее пособие раскрывает некоторые психологические, биологические и педагогические аспекты игры, формулирует требования, предъявляемые к игровой деятельности, определяет функции организатора игр, а также предлагает конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности во время лет-

него отдыха детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии. Методическое пособие составлено совместными усилиями педагогов, аспирантов и студентов кафедры адаптивной физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, изучающих данную проблему. Оно предназначено для вожатых, учителей, родителей и других людей, имеющих отношение к воспитательной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными функциональными возможностями.

Глава 1 ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Игра как форма активности занимает значительное место и жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется немало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра все равно привлекала к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии.

Однако оба этих взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому естественно возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребенка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии.

Рассмотрим некоторые основные концепции игры, опираясь на научные труды, авторы которых в разные годы и с разной целью изучали игру ребенка (В.Г. Яковлев, 1975; Л.В. Былеева,

6

Глава 1

Игра в жизни ребенка

1


И.М. Короткое, 1982; Г.А. Волкова, 1983; Л.С. Выготский, 1983; В.Л. Страковская, 1987, 1994; А.В. Кенеман, 1989; З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, 1991; Д.М. Маллаев, 1992; Е.А. Покровский, 1994; Э. Майнберг, 1995; В.В. Зеньковский, 1996 и др.).

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сфере. Если ребенку предложить представить себя тонкой, гибкой березкой, стоящей на пригорке, которая подставляет свои ветки и листья солнышку и покачивается от свежего ласкового ветерка, ребенок сделает плавные наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде и показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнить движение более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции — умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями.

Ведь сколько бы ни повторялась одна и та же игра, она каждый раз проходит по-новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Проявляется это еще до начала игры, причем ребенка мало интересует конечный результат — закончится игра поражением или победой.

Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребенка. Дети легко перевоплощаются в цаплю и волка, бабочку и цветок, космонавта и паровоз, тигра и паука. Превращаясь в героев игры, они не удивляются тому, что светофор разговаривает с паровозом, а лягушка — с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьезностью и оберегают ее. Порожденные фантазией и творчеством воображаемый и реальный миры сливаются воедино.

Один из психологов так описывает характерную сцену: «Однажды девочка 5 лет, играя с деревянным барашком, изображала, как он заболел. Она плакала, звала доктора, озабоченно разговаривала с доктором о том, как спасти барашка, и представляла это с таким увлечением, что даже обеспокоила отца. Отец сказал ей в досаде: «Чего ты плачешь? Ведь он же не настоящий, а деревянный». Девочка рассердилась на отца и разрыдалась; действительно, своими словами отец разрушил всю иллюзию игры. Девочка и сама знала и помнила, что барашек ненастоящий, но в процессе игры он для нее был настоящим, и по отношению к нему она испытывала настоящее беспокойство».

Важно не забывать о чрезвычайной хрупкости души ребенка, особенно имеющего физические недостатки. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму, и тогда ребенок может «уйти в себя». Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время игры. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок — это деятель. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений — один из показателей правиль-

8

Глава I

п./ш а жизни ребенка

9


ного нервно-психического развития. К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры — значит познать природу детства.

У человека, в отличие от животных, детство составляет около трети жизни. Любопытную гипотезу высказал по этому поводу детский психологВ.В. Зеньковский еще в 1924 году: игры нужны по ТОЛЬКО для физического, но и для социально-психического созревания; прежде чем войти в реальную жизнь, ребенок должен пройти фазу свободного своего проявления, чтобы сформироваться, окрепнуть, приобрести независимость и социальный опыт. Этим автор объясняет продолжительность детства, а игре отводит преимущественную роль в формировании физической, психической и социальной активности маленького человека.

Играя, ребенок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познает свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем проходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Важное место в этом процессе принадлежит родителям, от которых ребенок сознательно или бессознательно усваивает привычки, отношение к окружающему миру, манеру поведения. Поэтому семья, близкие могут способствовать или препятствовать физической активности ребенка, особенно больного. Часто родители занимают позицию гиперопеки

над ребенком, запрещая ему те или иные физические упражнения, опасаясь вредного влияния, переутомления, травм и Т.П., и тем самым тормозят развитие ребенка. А ведь совместная игра — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: мама и бабушка, папа и дедушка. Не случайно психологи считают, что подлинно доверительные отношения между родителями и детьми возможны только в игре. Игры привлекают своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, справедливостью, неповторимыми переживаниями.

Для ребенка самая большая радость в игре — это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, — все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. У детей с проблемами интеллекта и нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможен-ностыо поведения и т.п.

При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие

10

Глава 1

Игра в жизни ребенка

11


от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм — они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

II. БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адаптивные возможности организма.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности. Другими словами, организм начинает раньше времени стареть. Здесь уместно вспомнить высказывание русского врача и ученого Е.М. Максимовича-

Амбодика: «Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет».

Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии, особенно в условиях летнего отдыха, является расширение двигательной активности детей и подростков, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера на свежем воздухе с использованием основных спортивных движений, обеспечивающих оздоровительный, общеукрепляющий эффект.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Условно, независимо от возраста, выделяют три группы детей, характеризующихся большой, средней и малой подвижностью.

Дети с большой подвижностью отличаются высокой реактивностью, неуравновешенностью поведения, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорое утомление, что сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в общение со сверстниками, поэто-

12

Глава 1

Игра в жизни ребенка

13


му они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребенка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычкой к малоподвижному образу жизни.

III. НАГРУЗКА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это, вместе взятое, и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм. Так, например, слабовидящим детям противопоказаны резкие, сотрясающие тело прыжки, силовые упражнения, заставляющие натуживаться, кувырки, висы вниз головой, так как подобные упражнения могут ослабить остаточное зрение. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Для того чтобы определить величину нагрузки, в практике часто используется простой и достаточно точный показатель — подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС). Известно, что у ребенка, находящегося в состоянии покоя (после сна), она составляет 60—80 ударов в минуту (уд/мин). Любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения, таким образом, чем больше нагрузки, тем выше ЧСС. Спокойные малоподвижные игры не вызывают повышения ЧСС, однако бывает так, что только они и оказываются доступны больному ребенку. В играх с большим количеством разнообразных движений, быстрых перемещений, с сильным эмоциональным напряжением ЧСС может увеличиваться даже в 2 раза (по сравне-

нию с состоянием покоя). Такие игры развивают легкие, укрепляют систему кровообращения и тем самым усиливают оздоровительный эффект от занятия. Однако подвижные игры большой интенсивности доступны не всем детям (это зависит от состояния их здоровья). Чтобы не ошибиться в выборе игры, необходимо для каждого ребенка определить доступный режим физической и эмоциональной нагрузок. Существует несколько так называемых зон интенсивности (напряженности) для игр с разной степенью подвижности.

  1. ЧСС до 100 уд/мин — зона самой низкой интенсивности. Игры проводятся преимущественно лежа или сидя с локальным воздействием на мелкую моторику («пальчиковые игры»), активизацию дыхания, координацию и точность движений. Амплитуда небольшая, продолжительность игрового занятия 10—15 минут, включая паузы для отдыха. В течение дня эти игры можно предлагать неоднократно детям любой группы заболеваний. Редко, когда такая нагрузка является предельно доступной по состоянию функциональных возможностей. По медицинским показаниям малоподвижные игры рекомендованы всем детям с ограниченными возможностями, и в первую очередь детям, не способным к самостоятельному передвижению, с поражением спинного мозга, миопатией, тяжелыми формами детского церебрального паралича и др., так как развитие мелкой моторики связано с развитием психических процессов, речевой деятельности, интеллекта.

  2. ЧСС 100—120 уд/мин — зона умеренной интенсивности. Характерна для таких подвижных игр, как «Запрещенное движение», «Совушка», «Поезд» и др. Эти игры служат не только для развлечения, они развивают внимание, четкость и слаженность движений, быстроту реакции, координацию движений (особенно мелких и средних мышечных групп). Способ организации — малогрупповой, по 4—8 человек. Продолжительность одной игры 3—5 минут. Игра повторяется 3—4 раза, в зависимости от желания играющих. Но лучше включить несколько подвижных игр, рассчитанных на развитие разных групп мышц, так как разнообразие движений, вариативность

14

Глава 1

Игра в жизни ребенка

15


сюжета, смена ролей, включение игровых речитативов усиливают воздействие игры на организм и личность ребенка. Суммарная продолжительность подвижных игр составляет 15—20 минут. Нагрузка при ЧСС 100—120 уд/мин не вызывает перенапряжения организма и развивает общую выносливость.

3. ЧСС 120—140 уд/мин — зона тонизирующей нагрузки. Характерные игры: «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Лохматый пес» и др. Двигательная активность в этой зоне является наиболее типичной для многих подвижных игр, частота пульса отражает степень физической и психической напряженности. Продолжительность одной игры 2—3 минуты, но повторяются такие игры многократно. Как правило, в одно игровое занятие включаются 2—3 хорошо освоенные игры и 1—2 новые. Тренирующее воздействие достигается за счет суммарной .величины нагрузки. В процессе каждой подвижной игры организм приспосабливается к небольшому утомлению и восстанавливается во время отдыха между играми. Подвижные игры и эстафеты включают самые разнообразные движения: бег, прыжки, метание, лазанье, упражнения с предметами, имитацию движений животных, упражнения на воде и т.п. Подвижные игры с тонизирующей нагрузкой оказывают широкое оздоравлива-ющее действие на все функции организма и в зависимости от их содержания требуют внимания, ловкости, быстроты реакции, равновесия, умения ориентироваться в пространстве. Форма организации — малогрупповая, от 6 до 10 человек. Многие игры и эстафеты проводятся в виде соревнований. Общая продолжительность игрового занятия — 30—40 минут. Индивидуальное участие зависит от медицинских показаний, физического состояния, личного интереса детей.

4. ЧСС 140—160 уд/мин — зона тренирующего воздействия. Характерными для этой зоны являются «Пятнашки», «Космонавты», «Кто быстрей», «12 палочек» и другие подвижные игры, переходные к спортивным: «Мяч капитану», «Челночный бег», «Живая корзина», «Встречная эстафета», а также спортивные игры по упрощенным правилам: мини-футбол, волейбол в круге, баскетбол, хоккей на полу, бадминтон, настольный теннис.

Подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т.п.) в течение 10—15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыхом, а затем снова и снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки.

Подвижные игры — переходные к спортивным и спортивные — сопряжены с соревновательной деятельностью и требуют длительного поддержания работоспособности. Но даже та интенсивность, на которую способны дети и подростки с ограниченными физическими возможностями в соревновательных играх, ведет к повышению ЧСС до 150—160 уд/мин, а иногда и выше. Такая реакция вызывается не только физической нагрузкой, но и эмоциональным напряжением, потому что состязания — это всегда соперничество, желание одержать победу, они связаны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, комбинаторикой, фантазией, поиском наиболее рациональной техники и тактики.

Сопереживание, радость, гордость за проявленное упорство переполняют не только играющих, но и болельщиков, у которых ЧСС также достигает больших величин, что естественным образом отражается на положительных реакциях организма.

Было бы ошибочным считать, что каждый из предложенных режимов физической нагрузки годится только для какой-то одной, строго определенной категории детей. Это, несомненно, сузило бы представления о роли игры в жизни детей и подростков. Совершенно очевидно, что каждый руководитель (учитель, волонтер, вожатый) должен знать, как влияют те или иные подвижные игры на организм ребенка, для того чтобы подбирать их содержание и нагрузку соответственно возрасту, двигательному опыту, уровню физического и умственного развития ослабленных детей, их индивидуальным особенностям и состоянию сохранных функций.

16

Глава I

Игра в жизни ребенка

17


Разумеется, любые из перечисленных режимов физической нагрузки могут быть использованы как в одной игре, так и в целом комплексе на специально организованном игровом занятии (на спортивной площадке, прогулке в лес, походе на озеро) как для отдельной группы детей со сходными нарушениями в развитии, так и для интегрированных групп, где участниками подвижных игр являются дети с разными дефектами, а также здоровые дети, а возможно, и родители. При этом важна организация подвижной игры, соблюдение правил и ограничений, суть которых сводится к тому, чтобы не навредить здоровью ребенка. Так, например, известно, что эмоциональная активность мобилизует резервные возможности организма. Однако перенасыщенность подвижной игры эмоциями или слишком большая продолжительность игры могут оказаться чрезмерными и превысить физиологические возможности ребенка, что проявляется в неадекватных поведенческих реакциях, излишнем возбуждении, плохом самочувствии, беспокойном сне и т.п.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые композиции относят к игровому методу. Создается условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание, переноска груза, упражнения, сопровождаемые речитативами, с предметами и без них, выполняемые в помещении или на свежем воздухе: на поляне, игровой площадке, в лесу, на пляже, в

воде и т.п. Игры доступны и тем детям, которые передвигаются в коляске.

Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных групп. Но когда игра предлагается в летнем оздоровительном лагере детям-инвалидам и детям с ограниченными функциональными возможностями, то ее главной целью становятся развлечение, общение, эмоциональный досуг, оздоровление и закаливание организма. При этом подвижные игры имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность ребенка, что создаются неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей-инвалидов мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Естественно, что в группах с разными видами заболеваний содержание игровой деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом и другими факторами. Тем не менее все дети, независимо от характера нарушений, предпочитают игру другим формам двигательной активности, так как она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения.

Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников.

По количественному составу участников подвижные игры могут быть индивидуальными, парными и коллективными. В индивидуальных играх каждый ребенок сам устанавливает для себя правила и изменяет их по своему желанию.

18

Глава 1

Игра в жизни ребенка

19


Иногда дети дошкольного возраста играют в ролевые игры, выполняя при этом все роли участников. В парных играх участвуют двое, напарником могут быть другие дети, родственники, волонтеры, воспитатели. В коллективных играх одновременно могут участвовать и множество детей, и всего несколько человек. Коллективные игры проводятся либо одной группой, либо с разделением на две-три команды.

Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития. Так, дети младшего школьного возраста (7—9 лет) отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребностью в движении. Однако их организм еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры довольно быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с пробежками, увертыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Салки», «Вызов номеров», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам» и др.).

Младший школьный возраст — это и период совершенствования речевого аппарата. Многие дети с нарушениями в развитии — глухие и слабослышащие, с последствиями ДЦП, задержкой психического и умственного развития, а также с сочетанием нескольких патологий — имеют серьезные речевые нарушения: неверные звукопроизношение и фонематическое восприятие, малый словарный запас, неумение передавать свои мысли, что приводит к затруднению в общении, снижению интеллектуальных возможностей. Поэтому включение в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок, потешек, имитации звуков, характерных для насекомых, птиц, зверей и т.п., полезно для коррекции речи.

В возрасте 10—12 лет у детей наблюдается заметное развитие координационных возможностей, силы, быстроты, что ведет к лучшему управлению своим телом и способности к более сложным подвижным играм. Развитие оперативного

мышления, устойчивость внимания и заинтересованность характеризуют психику детей этого возраста. Это особенно важно, поскольку детей этого возраста начинают интересовать игры с элементами соревнования между отдельными участниками (командами).

Игры мальчиков и девочек существенно не различаются. Но мальчики все же более склонны к играм с признаками соперничества, взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры с ритмичными и точными движениями с предметами (с мячом, скакалкой и пр.). Игры детей 10—12 лет отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки (примером могут служить игры «Круговая лапта», «Веревочка под ногами», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Перетягивание через черту» и др.). Сюжеты подвижных игр симво-личны, и дети понимают их условность, но действуют по правилам и с полной отдачей сил. В этом возрасте формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляются самостоятельность, смелость, инициатива, решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Однако при чрезмерной физической нагрузке, не соответствующей возрасту, нередки вспышки резкости, нетерпеливости, грубости. Поэтому при организации игровых занятий нельзя допускать излишнего возбуждения и напряжения.

Подростковый возраст (13—15 лет) называют переходным потому, что это период интенсивного развития и перестройки всего организма. Усиленно растут костная и мышечная системы. Сердечно-сосудистая система теперь мгновенно реагирует на физическую нагрузку и сравнительно быстро восстанавливается. Более развитое логическое мышление, способность к анализу и обобщению определяют мотивы поведения подростка.

Функциональные перестройки в подростковом возрасте могут сказываться и на психической деятельности, что нередко выражается в неуравновешенности, обострении самолюбия, концентрации внимания на себе. Иногда подростки полностью отказываются от занятий физическими упражнениями, предпо-

20

Глава 1

Игра в жизни ребенка

21


читая другие формы досуга. Педагогам или вожатым при проведении подвижных игр с подростками-инвалидами следует проявлять такт, выдержку, терпение, сочетая их с требовательностью, умением избегать конфликтных ситуаций.

Подростки с увлечением играют в баскетбол, настольный теннис, волейбол и другие спортивные игры по упрощенным правилам. Среди подвижных игр — эстафеты с бегом, прыжками, метанием, «Круговая лапта», «Мяч капитану», игры с преодолением комбинированных препятствий, требующие точности, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, координации движений, быстроты реакции.

В работе с девушками и юношами 16-—18 лет могут быть использованы игры предшествующей возрастной группы. Играя, они сосредоточивают внимание на тактике и результатах игры, проявляя большую самостоятельность. Многие из них с удовольствием берут на себя роль лидера, капитана команды, организовывая согласованные действия играющих.

Юношей больше интересуют игры, где есть возможность проявить силу, ловкость. Большим успехом пользуются всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, с переноской тяжести, сложными заданиями на координацию, быстроту действий. Девушки предпочитают подвижные игры спортивного характера, упражнения, развивающие гибкость, выразительность и пластичность движений, — аэробику, шейпинг, занятия с элементами художественной гимнастики, танцы.

При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования организма у них еще не закончены. Поэтому особенно важно регулировать нагрузку так, чтобы сформировать устойчивый интерес к занятиям и уверенность в своих силах.

Для детей-инвалидов любого возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным. Отсутствие нормальных контактов со сверстниками, вызванное дефектом, незрелость эмоциональной и волевой сфер, недостаточная самостоятельность, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизненных ситуациях, нереализованная потреб-

ность в признании и самоутверждении — все это отчетливые признаки социально-психической дезадаптации. Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развивать у детей-инвалидов мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, времени и пространства, улучшать качество внимания, звукопроговари-вания, они помогают также освоению элементарных математических представлений и т.п., то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Летний отдых на природе, естественные факторы закаливания, двигательная активность в виде специально подобранных подвижных игр могут существенно изменить психологический статус ребенка. В игре приобретаются навыки общения как со взрослыми, так и с детьми, появляются новые друзья и единомышленники, дети осваивают новые интересные игры, которые улучшают настроение, поднимают жизненный тонус, дают возможность научиться лучше ориентироваться в пространстве, улучшить свое физическое состояние, скорректировать телосложение, ошибки в движениях и т.п.

Организация подвижных игр детей с нарушениями в развитии в условиях летнего оздоровительного лагеря имеет свои особенности, которые прежде всего обусловлены составом отдыхающих, характеризующимся:

• наличием здоровых детей, родителей, помощников.
Указанные особенности должны быть учтены руководите
лем при организации и проведении подвижных игр.

22

Глава 1

Игра в жизни ребенка
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации