Реферат - Теоретические концепции градостроительства эпохи Возрождения - файл n1.doc

Реферат - Теоретические концепции градостроительства эпохи Возрождения
скачать (4014 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4014kb.06.07.2012 23:31скачать

n1.doc

Белорусский национальный технический университет

Архитектурный факультет

Кафедра «Градостроительство»

Реферат

На тему «Теоретические концепции градостроительства эпохи Возрождения»

Выполнила: студентка 4 курса гр.111 166

Черненко Анна

Проверила: Протасова Ю.А.
Минск 2010 г.

Содержание:


Введение…………………………..……………………………………………1

Теоретические концепции……………………………………………………………………....2

Идеальные города…………………………………………………………..……………….3

А.Филарете………………………..……………………..……………………..5

Л.Б. Альберти……………………………………………..……………………6

Леонардо да Винчи……………………………………………………………..7

Андреа Палладио………………………………………….……………………7

Джорджо Вазари………………………………………………………………..8

Виченцо Скамоцци…………………………..…………………………………9

Список литературы……………………………………………………………..10


Введение.
В этот период произошли большие сдвиги в мировоззрении и искусстве.

Архитекторам и художникам становились тесны рамки сословно феодальных отношений и средневековых традиций. У них появилось стремление к познанию окружающего реального мира, вырабо­талась гуманистическая позиция, по­явился интерес к античной культуре, однако


это не бы­ло простым копированием античных образцов. В области градостроительства это выразилось как предпочтение регу­лярной планировочной системы и стремление к гармонизации архитектур­ной и городской среды посредством возрождения архитектурных ордеров и пропорционирования городских про­странств. Теоретики города XV-XVI вв. были тесно связаны с изучением творческого наследия античности и прежде всего трактата Витрувия. Венецианский ученый, знаток архитектуры Даниеле Барбаро(1514-1570 гг.) посвятил большую часть своей жизни изучению трактата Витрувия, результатом чего явилась его книга под названием «Десять книг об архитектуре Витрувия с комментарием Даниеле Барбаро», написанной в 1556 г.

В этой книге отразилось отношение к античной архитектуре не только самого автора, но и большинства архитекторов XVI в. Авторитет Витрувия под­черкивали Альберти, Палладио, Барбаро, Вазари и другие.

С новой волной интереса к античности начинается и новая планировки италь­янских городов по древнеримским об­разцам. Альберти (1404-1472) разра­батывает проект радиальных городов с геометрическими жилыми площадями. Его современник Филарете в своей книге «Трактат об архитектуре- (Вазари: «...са­мая абсурдная книга, которая когда-либо была написана») частично отталкивается от идей Альберти и размышляет об иде­альном городе под названием «Сфорцинда» со всеми удобствами, включая и 10-этажную «Башню добродетели и по­рока» с обсерваторией на крыше и пуб­личным домом на нижнем этаже.

1

Если замкнутые площади античного пе­риода располагались еще в стороне от транспортных путей, то теперь площади становятся репрезентативно и монумен­тально используемыми пространствами как места встреч горожан, арены общест­венных акций, рынки. Сама же площадь как свободное пространство перед город­скими зданиями дает возможность любо­ваться со всех ракурсов красотой и гармо­нией обрамляющих ее сооружений. Мно­гие из замкнутых площадей производят впечатление внутреннего пространства. Их значение так велико, что. например, в Венеции словом «пьяцца» (площадь) разрешается называть только площадь Сан-Марко.
Теоретические концепции.
Для градостроительного искусства эпохи Возрождения свойственно было параллельное развитие теоретической мысли и практической деятельности. В некоторых областях, например в осмыслении модели города нового ти­па, теория обгоняла практику, однако в целом они развивались синхронно и за­частую градостроители Ренессанса сов­мещали в себе роль теоретиков и практи­ков.

Писалось множество тракта­тов, посвященных архитектуре, планировке и укреплению городов. Тема так называемого «идеального города» про­чно вошла в градостроительную теорию XV-XVI вв. Авторы теоретических трактатов хо­рошо представляли себе функциональ­ную базу городов своего времени. Они рассуждали о размещении городов с экономической, гигиенической, оборонной и эстетической точек зрения. Они искали оптимальное размещение жилых кварталов, религиозных, торговых и обще­ственных центров, садов и парков на го­родской территории и рассуждали о социальном и профессиональном со­ставе городского населения.

Развитие архитектурной теории XV-XVI вв. в области градостроитель­ства можно условно разделить на два этапа. Первый этап относится ко второй половине XV - началу XVI вв., когда тео­ретики главным образом искали опти­мальные природные и санитарно-гигие­нические условия развития городов: размышляли о просторных и чистых го­родских площадях, об эвакуации грязи из жилых домов и улиц,

об инсоляции внутренних помещений, о водоснабже­нии и удобстве подъездных путей. Имен­но эти мысли имеются в трактатах Аль­берти, Филарете, Леонардо да Винчи.

Второй этап относился ко второй половине XVI в. Архитекторы Катанео, Вазари, Скамоцци занимались поисками наилучших городских укреплений, а так­же изучением торговли и управления го­родов. Что же касается художественных проблем, то они были свойственны и первому и второму периодам.

2
Идеальные города.


Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете, учёный и художник Леонардо да Винчи, авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

Характерно, что все проекты эпохи Возрождения демонстрируют нам новые города, выстроенные по новым правилам и на чистом месте. Все они имеют четкую геометрическую форму круга или многоугольника, вписанного в круг. Характерная форма подчеркивается расположением внешних фортификационных укреплений, а центрическое расположение главной площади легко объяснить стремлением по возможности удалить ее от опасности артиллерийского обстрела.

Идеальный город в форме звезды эпохи Возрождения представляет собой усовершенствованный, получивший значительное развитие средневековый тип города с собором, крепостью или площадью в центре и окружающими их одним, двумя, тремя или четырьмя кольцевыми рядами застройки.


От расположенных в форме многоугольника бастионов к зданию в центре города вели радиальные улицы. Это была, по меньшей мере, основная схема планировки города. В центре города стоит башня или он остается свободным от застройки, как в звездообразном городе Пальманова (1593). Из этой идеальной точки можно было просматривать диагонально идущие улицы в перспективном ракурсе. Сами улицы, как правило, ориентированы, с одной стороны, на входные ворота в город, а с другой — на важнейшие сооружения города, расположенные на центральной площади (или площадях).

Именно идее замкнутой уличной перспективы, ясно ведущей к значимой архитектурной цели, предстояло вызвать серьезные сдвиги в практике градостроения, радикально изменить облик городов, характер взаимосвязи архитектуры и планировки. Однако поначалу столь важная идея оставалась только на бумаге. Обладая высокоразвитым чувством места, архитекторы Возрождения преемственно развивали средневековые города, умело подстраиваясь к сделанному их предшественниками.
3

Но в эпоху Ре­нессанса почти все проектировщики являются теоретиками. Поскольку ста­рые города Италии и Германии сосре­дотачивают свои градостроительные усилия на внутренней перепланировке,то из многочисленных проектов теоретиков реализуются лишь немногие: Пальманова (близ Триеста, спроектирован­ный Винченцо Скамоцци (1552-1616) по древнеримскому плану и построен­ный в 1590-1603 гг.

1593 - В Пальманова возводится крепость по плану девятиугольной звезды. Цель сооружения - защита от турок и от Габсбургов. В память о битве при Лепанто, первый камень закладывается 7 октября); через 100 лет неукрепленный Граммикеле на Сицилии; Фройденштадт; все со­хранились.



В период ба­рокко абсолютистские властители, на­против, стремились и содействовали строительству идеальных городов. В результате лишь тогда реализуются разработанные еще в период Ренес­санса далеко идущие планы:
-город как рациональное, функцио­нальное произведение искусства

-предпринимательское использова­ние суверенной земли, которую как сельское поместье нельзя облагать повышенными налогами

-город как престижный объект

-разгрузка городов, увеличение чис­ленности населения которых уже не остановить

-правильность симметрично-полиго­нального плана, часто в продолже­ние идей Витрувия

4
-основание чаще на равнине и при­вязка к реке, порту, транспортным и торговым путям

-распределение населения и мест их деятельности по оптимальным точ­кам города

-функционализм внутригородских транспортных путей (сеть дорог в виде квадратов или радиальных улиц, тротуары)

-оборонительные сооружения, соот­ветствующие развитию военной тех­ники

-обеспечение жизнедеятельности граждан, их численности, экономиче­ской и военной -эффективности влас­ти означают максимальный контроль со стороны владетельного князя
Элементы, усиливаемые или внедряе­мые барокко:
-дворец, замок, цитадель как обособ­ленное сооружение, центр или ис­ходный пункт города.

-садово-парковые комплексы при замке или в городе. Сходство парко­вых и городских структур

-пространства площадей между7 ре­презентативными фасадами,

-новые типы зданий для администра­тивно-управленческих служб, суда, чиновников; доходные дома, соору­жения для наемной армии (казарма, конюшни, арсенал, учебный плац)

-одинаковые формы зданий, предназ­наченных для одинаковых целей, особенно жилых домов

-обособление деловых или производ­ственных зданий от частных домов
Рассмо­трим некоторые положения, касающие­ся городов в учениях теоретиков Возро­ждения.


А. Филарете
Первым теоретиком, целиком посвя­тившим свой трактат проблеме идеаль­ного города, был уроженец Флоренции Антонио Аверлино по прозванию Фила­рете (7—1471 г.). Антонио Аверлино долгое время работал при дворе герцога Сфорца в Милане, результатом чего явился его трактат под названием «Сфорцинда». Этот трактат, напи­санный в 1460-1464 гг., так и остался не­напечатанным, хотя рукописные списки с него имелись.

Предлагаемый Филарете план идеального города Сфорцинда представлял собой в плане восьмиуголь­ную звезду, образованную пересечением под углом 45° двух равных квадратов со стороной, равной 3,5 км. В выступах этой звезды располагалось восемь круглых башен, а в «карманах» восемь городских ворот. И к воротам и к баш­ням были направлены радиальные улицы, противоположным своим кон­цом сходившиеся к центру города. Часть улиц представляла собой судоходные каналы с тротуарами и портиками по бо­кам. В центре города, доминирующем по рельефу, располагалась главная пря­моугольная в плане площадь, по корот­ким сторонам которой должны были на­ходиться княжеский дворец и городской собор, а по длинной стороне-судебные и городские учреждения.

5

В центре глав­ной площади размещался обширный во­доем, питавший водой город. Главную площадь фланкировали две другие, на которых располагались дома зажи­точных купцов и ремесленников. Кроме того, были намечены площади и на пере­сечении радиальных улиц с кольцевой магистралью. Восемь из них предназ­начались для местной торговли, а остальные - для размещения приход­ских центров и церквей. В геометриче­ском центре города Филарете предпола­гал разместить высокую дозорную башню, нарядные контуры которой он нарисовал на полях своего трактата. Имелись также рисунки других ведущих зданий идеального города. Из этих ри­сунков видно, какое большое значение придавал этот теоретик XV в. красоте и богатству архитектурных форм, обра­зующих силуэт города, и какую роль придавал он окружающему природному ландшафту.
Л.Б. Альберти

Леон Батиста Альберти — первый в истории человечества подлинный теоретик градостроительства — подробно описывает, «как делать город», начиная от выбора места и кончая его внутренним устройством. В 50-е годы XV в. появляется трактат «Десять книг об архитектуре» Леона Альберти . В нем рассматриваются многие вопросы градостроительства, начиная от выбора места и планировки города и кончая типологией зданий и декором. Особый интерес представляют его рассуждения о красоте.
Альберти писал, что «красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, – такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Фактически Альберти первый провозгласил основные принципы городского ансамбля Возрождения, связав античное чувство меры с рационалистическим началом новой эпохи. Заданное соотношение высоты застройки к расположенному перед ней пространству (от 1:3 до 1:6), согласованность архитектурных масштабов главных и второстепенных зданий, уравновешенность композиции и отсутствие диссонирующих контрастов – таковы эстетические принципы градостроителей Ренессанса.

Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом.
6

Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам — кварталы ремесленников и мелких торговцев. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий — школ, терм, театров.


Леонардо да Винчи
Крупнейший мыслитель и художник XV-начала XVI вв. Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), будучи человеком самых разносторонних интересов, также неод­нократно обращался к градостроитель­ной теме. Помимо решения конкретных задач, так или иначе связанных с потребностя­ми его времени, Леонардо да Винчи уде­лял большое внимание поискам футурологического порядка. К ним относится, например, идея Леонардо да Винчи о со­здании города, функционирующего в двух уровнях: верхнем, отданном пе­шеходам и наземным дорогам, и ниж­нем, предназначенном для гужевого и водного грузового транспорта, связан­ного с подвалами домов. Не меньший интерес представляют эскизы Леонардо да Винчи, относящиеся к последним го­дам его жизни во Франции. Имеется в виду проект города в форме веретена с разделением кварталов для ремеслен­ников и торговцев, а также грандиозный проект постройки Роморантенского ка­нала, которым предполагалось соеди­нить бассейны рек Луары и Соны, и про­ект Роморантенского замка.

Рассматривая в целом градострои­тельные идеи Леонардо да Винчи на те­му города и его окружения, можно ска­зать, что для него инженерные про­блемы были неотделимы от художе­ственно-образных задач и что он пытал­ся решать их с одинаковой проницатель­ностью и глубиной

Андреа Палладио
Среди теоретиков XVI в. Андреа Палладио (1508-1580 гг.) занимал осо­бое место. В своем трактате «Четыре книги об архитектуре» Палладио не вы­делял специального раздела о городе, однако весь его труд по существу был посвящен именно этой теме. Он говорил, что «город - не что иное, как некий боль­шой дом, и обратно, дом - некий малый город» (кн. II, гл. XII). Ставя знак равен­ства между жилым домом и городом, Палладио тем самым подчеркивал це­лостность городского организма и взаи­мосвязанность его пространственных элементов.

7

Как и все теоретики эпохи Возрожде­ния, Палладио отмечал преимущество прямолинейных улиц. В то же самое вре­мя, в отличие от ортодоксальных при­верженцев регулярной планировки горо­дов, он, как и Альберти, допускал возможность криволинейных очертаний улиц и находил в этом даже свою прелесть.

Палладио считал, что при строитель­стве городов, как и при строительстве зданий, необходимо придерживаться определенных правил: «...хотя разно­образие и новизна всем должны быть приятны, тем не менее нельзя делать то­го, что противоречит правилам искус­ства и указаниям разума» (кн. I, гл. XX).

В то же самое время Палладио ценил свойственную архитектуре тенденцию к разнообразию. Недаром он отождест­влял архитектуру с природой. Он писал; «Будучи (подобно другим искусствам) подражательницей природы, архитекту­ра не терпит, чтобы какая-нибудь ее часть была чужда природе и далека от того, что свойственно природе» (кн. I, гл. XX)

Особой заслугой Палладио являлась его попытка поставить проблему город­ского пространства как самостоятель­ную тему. Как известно, Палладио уде­лял большое внимание интерьерам зданий, их габаритам и пропорциям. Ка­залось бы, ему оставалось лишь перене­сти найденные объемно-простран­ственные закономерности интерьеров зданий на городские пространства, и тем самым осуществить методологическую формулу «город-дом». Однако ни сам Палладио, ни его современники так и не переступили этого порога, хотя и делали многочисленные попытки в этом направлении.


Джорджо Вазари
Джорджо Вазари млад­ший (1549-1619 гг.), родственник знаме­нитого флорентийского ученого и архи­тектора Джорджо Вазари старшего. В своем рукописном трактате об идеаль­ном городе, написанном в 1598 г., Ваза­ри младший говорил о городских пло­щадях различного назначения и предла­гал различные варианты застройки этих площадей.

В конце XVI в. при осаде городов ста­ло употребляться артиллерийское ору­жие с разрывными снарядами. Это за­ставило градостроителей пересмотреть характер городских укреплений. На сме­ну крепостным стенам и башням при­шли земляные бастионы, которые, буду­чи вынесенными вперед за городские границы, способны были как отражать атаки врага, так и вести фланговый об­стрел приблизившегося к городу не­приятеля. Исходя из этого, отпала необ­ходимость защищать городские ворота, которые отныне из мощных оборонных узлов превратились в главные въезды в город. В проектах идеальных городов Виченцо Скамоцци и Лорини эти новов­ведения нашли свое отражение.

8


Виченцо Скамоцци




Венецианский архитектор Виченцо Скамоцци (1552-1616 гг.) в своем трак­тате «Об идее универсальной архитек­туры», изданном в 1615 г., поместил гра­вированный план идеального города. Согласно этому плану, территория горо­да была окружена 12 бастионами и име­ла четверо городских ворот. Городская планировка была регулярной. Две главные улицы, идущие от городских во­рот, пересекались под прямым углом. На пересечении их находилась главная площадь, на которую были обращены

фасадами дворец, собор, а также здания, в которых помещались суд, таможня, ар­хиепископство и университет. Главную городскую площадь фланкировали с за­падай с востока еще две площади торго­вого назначения. Кроме того, на севере располагалась биржевая площадь, а на юге-площадь для торговли дровами и сеном. Территорию города пересекала река, которая за его пределами раз­ветвлялась на два рукава. Ближе к пери­ферии города в определенном ритме располагались восемь приходских церк­вей. Идеальный город Виченцо Скамоц­ци был важной ступенью на пути форми­рования городов-крепостей, сыгравших важную роль в следующем столетии.
Виченцо Скамоцци, автор одного из проектов «регулярных» новых городов, попытался осуществить свой замысел в натуре при строительстве города-крепости Пальманова близ Венеции. Девять лучевых магистралей, пересеченных кольцами поперечных улиц, сходились в одной точке — на главной площади города
9

Итак, на протяжении более чем полуторавекового периода теоретическая мысль работала над поисками опти­мальной модели города нового типа. В процессе этой работы определились ведущие принципы градостроительства эпохи Возрождения, принципы, которы­ми руководствовались практики, строившие городские ансамбли и укреп­ления. Следует сказать, что эпоха Возро­ждения оставила следы во многих горо­дах Италии. Наиболее яркими примера­ми в этом отношении были Флоренция, Венеция и Рим.

Литература:

Саваренская Т.Ф. «История градостроительного искусства»

Вильфрид Кох «Энциклопедия архитектурных стилей»

http://www.offtop.ru/castles/v18_582430__.php?of406=b17c80b1e1567b3abb9c9393adef9135

http://www.glazychev.ru/books/mir_architectury/glava_2/glava_02-05.htm

10

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации