Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика - файл n1.doc

приобрести
Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика
скачать (2167.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc7324kb.04.10.2009 03:45скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 13

Введение. Теоретические основы политической регионалистики 15

Глава 1. Теория и методология политической регионалистики 30

1.1.Региональная структура государства 30

  1. Государство как территория 30

  2. Регион и территориальная структура (геоструктура) 36

  3. Регионализация в многосоставном обществе 43

  4. Факторы и формы регионализации 46

  5. Методология исследования регионализации 49

1.2 Географическое моделирование и региональный политический анализ 52

  1. Географическое моделирование региональной структуры 52

  2. Диффузия политических инноваций 59

  3. "Понимающая" политическая регионалистика 63

1.3.Государство как территориально-политическая система 68

  1. Территориально-государственное строительство 68

  2. Регион в балансе отношений "центр — регионы" 70

  3. Центр в балансе отношений "центр — регионы" 72

  4. Концептуализация баланса "центр — регионы" 75

  5. Функционалистский подход к изучению баланса отношений

"центр — регионы" 78

  1. Понятие "региональная политика" 80

  2. Содержание региональной политики 83

  3. Подходы в региональной политике 88

  4. Региональное участие и региональный политический процесс 89

1.4.Территориально-политическая специфика федеративного государства 90

  1. Понятие "федерализм" 90

  2. Особенности федеративной территориально-политической

системы 95

1.4.3.Концепции федерализма 100

Литература 104

Контрольные вопросы 106

Глава 2. Мировой опыт территориально-государственного строительства 108

2.1. Административно-территориальное деление государства 108

  1. Основные понятия 108

  2. Факторы административно-территориального деления ПО

5

Оглавление

  1. Формат административно-территориального деления 116

  2. Топонимика административно-территориальных единиц 130

  3. Морфология административно-территориального деления 133

  4. Столичность в системе административно-территориального

деления 136

  1. Уровни административно-территориального деления 138

  2. Сценарии реорганизации административно-территориального деления 139

  3. Принципы изменения административно-территориального

деления 147

2.1.10. Государственная юрисдикция на море 149

2.2. Политико-административные границы и пограничные споры 151

  1. Основные понятия 151

  2. Особенности политической лимологии 153

  3. Процесс создания границы 154

  4. Морфология границы 156

  5. Пограничный спор как отражение конфликта в системе административно-территориального деления 160

2.3. Территориально-политическая децентрализация 162

2.3.1. Основные понятия 162

2.3.2 Децентрализация в унитарных государствах 164

  1. Создание регионалистских государств 167 v

  2. Постколониальные модели децентрализации 171

2.4. Современный сравнительный федерализм 176

2.4.1. Компаративные исследования федерализма 176

2.4.2 Генезис федерализма и исторические модели федерализации 176

  1. Факторы федерализации 194

  2. Классификации федераций 197

  3. Федератизм как форма федерализма 200

  4. Федеративная трансформация 202

Литература 204

Контрольные вопросы 208

Глава 3. Моделирование государства как территориально-политической

системы: мировой опыт 209

3.1. Общенациональный территориально-политический контроль 209

  1. Единство общенационального правового пространства 209

  2. Территориальная сеть агентов центральной администрации.

Прямое и непрямое федеральное администрирование 211

3.1.3. Специальные институты централизованного контроля и санкций

в отношении региональной власти 217

3.1.4. Институт федеральной интервенции: определение интервентора

и формальных поводов для интервенции 221

3.1.5. Непрямые санкции 222

3.2. Институты регионального влияния на общегосударственном уровне 223

  1. Бикамерализм и региональные палаты 223

  2. Иерархия палат и функциональные различия между ними 224

  3. Способ формирования региональной палаты 226

  4. Нормы регионального представительства 227

  5. Другие формы обеспечения регионального представительства

в парламентах федераций 230

  1. Региональный бикамерализм в унитарных государствах 231

  2. Другие формы регионального влияния в федерациях 233

  3. Общераспространенные формы регионального влияния 235

3.3. Разграничение полномочий между уровнями власти 241

  1. Принципы разграничения полномочий 241

  2. Идеология разграничения полномочий и определение компетенции центра 246

  3. Разграничение полномочий в экономике 250

  4. Разделение полномочий по вопросам земли, недр

и аграрного сектора 252

  1. Разграничение полномочий в социальной сфере 254

  2. Разграничение полномочий в инфраструктурных отраслях 258

  3. Некоторые общие принципы разграничения полномочий 259

3.4. Региональная власть в современном государстве 261

  1. Организация региональной власти 261

  2. Модель выборного губернатора 262

  3. Парламентская модель 266

  4. Канадская и австралийская модели (квазипарламентская модель) 267

  5. Модель назначаемого губернатора 268

  6. Монархическая модель 270

  7. Швейцарская модель 271

  8. Региональная власть в унитарном государстве 271

3.5. Местная власть в современном государстве 273

  1. Концептуальные основы и существующая практика местного самоуправления 274

  2. Территориальные субъекты местного самоуправления 281

  3. Организация местной власти 285

3.5.4. Компетенция местной власти 289

Литература 293

Контрольные вопросы 295

Глава 4. Политико-историческое развитие российской системы "центррегионы" 296

4.1. Отношения "центр — регионы" в средневековой России 296

  1. Конфедеративно-вотчинная модель XIII—XIV вв 297

  2. Переходная удельно-уездная модель XV в 304

  3. Земская модель XVI в 312

  4. Асимметрия в региональной политике в контексте управления инокультурной периферией 319

4.2.Отношения "центр — регионы" при династии Романовых 323

  1. Переходная военно-административная модель XVII в 323

  2. Петровская модель региональной политики (губернская модель

с элементами самоуправления) 327

  1. Послепетровская централизация 334

  2. Екатерининская модель региональной политики

(обновленная губернская модель) 335

  1. Император Павел: новая централизация и упрощение региональной политики 339

  2. Александр I: частичная децентрализация 341

  3. Николай I: новое упорядочение в системе 344

  4. Земская модель Александра II 347

  5. Александр III: новая частичная централизация 353

4.2.10. Николай II: потеря баланса в отношениях "центр — регионы" 355

4.3. Отношения "центр — регионы" в советский период 358

  1. Февральская революция и ее последствия 358

  2. Советы: от альтернативных органов самоуправления к новой государственной власти 360

  3. Октябрьская революция и рождение советского федерализма 362

  4. Расколы российского пространства 365

  5. Национально-государственный полицентризм и его преодоление 372

  6. Суверенитет и территориально-политическая субординация

в советском федерализме 378

  1. Национально-территориальная автономия в РСФСР 383

  2. Региональное участие 393

  3. Региональное и местное самоуправление 395

4.3.10. Территориальное экономическое планирование и управление 397

Литература 398

Контрольные вопросы 400

Глава 5. Региональная структура современной России 402

5.1. Эволюция административно-территориального деления России 402

  1. Дореволюционная система административно-территориального деления 402

  2. Формирование новой системы административно-территориального деления в советский период 405

5.2. Современный федерализм и политико-административная структура России 413

  1. Влияние распада СССР на региональную структуру России 413

  2. Современная политико-административная структура 416

  3. Факторы формирования региональной структуры 421

  4. Проблемы дробности административно-территориального

деления и укрупнения регионов 430

  1. Система федеральных округов 431

  2. Принципы создания новых субъектов федерации 435

5.3. Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии 440

  1. Определение статуса субъектов федерации 440

  2. Национально-территориальная автономия и асимметрия 441

  3. Особый статус российских республик 445

  4. Статус автономных округов 458

  5. Некоторые перспективы 464

5.4. Межрегиональные границы и пограничные споры в современной

России 466

  1. Правовые основы межрегиональных границ и их изменения 466

  2. Межрегиональные пограничные споры 467

5.5.Экстерриториальные формы этнической самоорганизации 473

Литература 475

Контрольные вопросы 478

Глава 6. Региональная политика и баланс отношений

"центррегионы" в современной России 479

  1. Правовые основы региональной политики в России 479

  2. Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы" 484




  1. Президент России 484

  2. Правительство России 486

  3. Роль Федерального Собрания 488

  4. Роль Конституционного суда 489

  5. Роль судебных органов и прокуратуры 490

  6. Роль групп влияния как субъектов региональной политики 491

6.3. Правовые механизмы и институты федерального вмешательства

и централизованного контроля 492

  1. Конституционные полномочия президента в сфере федерального вмешательства 492

  2. Институты президентского влияния в региональной политике 496

  3. Система ведомственных вертикалей 503

  4. Отстранение губернаторов от должности 505

  5. Роспуск региональных органов законодательной власти 510

  6. Изъятие полномочий у региональной власти 511

6.4.Институты регионального влияния на федеральном уровне 512

  1. Особенности российского бикамерализма 512

  2. Эволюция Совета Федерации 515

  3. Функции Совета Федерации в законотворческом процессе 518

  4. Региональное и федеральное влияние в Совете Федерации 519

  5. Консультативные органы регионального представительства 521

  6. Региональный лоббизм на федеральном уровне 524

  7. Региональные интеграционные структуры 527

6.5.Разграничение полномочий между центром и регионами 531

  1. Правовые основы разграничения полномочий 531

  2. Полномочия центра и регионов в России 535

  3. Полномочия автономных округов 540

  4. Договора о разграничении полномочий между центром

и регионами 541

6.6. Экономическая региональная политика как особая форма региональной политики 548

6.6.1. Роль экономической региональной политики в политическом процессе 548

  1. Региональные финансовые ресурсы и их динамика 550

  2. Финансовая зависимость регионов от центра 553

  3. Адресная федеральная помощь 557

  4. Особый экономический режим в регионах 560

  5. Позиции регионов-лидеров 563

6.7.Моделирование отношений "центр — регионы" в России 566

  1. Постсуверенизационная модель отношений 1991 — 1993 гг 566

  2. Модель 1994—1996 гг. (модель Ельцина — Черномырдина) 569

  3. Модель 1997 г. (модель молодых реформаторов) 571

  4. Модель 1998 г. (модель Примакова) 574

  5. Модель рецентрализации 2000—2005 гг. (модель Путина) 577

  6. Оптимизация отношений "центр — регионы" после 2005 г 582

Литература 582

Контрольные вопросы 586

Глава 7. Региональная и местная власть в современной России 588

  1. Системы региональной власти 588

  2. Исполнительная власть в субъектах федерации 591




  1. Исполнительная власть в республиках 592

  2. Модели исполнительной власти в республиках 594

  3. Исполнительная власть в других регионах России 597

  4. Основные параметры института губернатора 602

7.3. Организация исполнительной власти в регионах: сравнительный анализ 609

  1. Структура региональной исполнительной власти 610

  2. Институт вице-президента (вице-губернатора) 613

  3. Институт регионального правительства 616

7.4. Законодательная (представительная) власть в субъектах федерации 619

  1. Основные параметры института регионального законодательного собрания 623

  2. Разделение властей и система сдержек и противовесов в российских регионах 631

7.5.Системы местной власти 632

  1. Конституционные принципы организации местного самоуправления 633

  2. Формирование местного самоуправления в современной России 634

  3. Территориальный формат местного самоуправления 637

  4. Формирование органов местного самоуправления 639

  5. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления 641

  6. Нормы ответственности местного самоуправления перед государством 643

  1. Формы горизонтальной интеграции муниципальных образований 645

  2. Территориальное общественное самоуправление 645

7.6.Политические конфликты в российских регионах 646

  1. Подходы к изучению региональных конфликтов в России 646

  2. Конфликт между губернаторами и законодательными собраниями ....649

  3. Конфликт между губернаторами и местным самоуправлением 651

  4. Конфликт "губернаторы против «федералов»" 655

  5. Партийное и корпоративное измерение региональной конфликтности 656

Литература 659

Контрольные вопросы 661

Глава 8. Расстановка политических сил в регионах России

(региональные элиты, группы влияния и политические режимы) 663

8.1.Региональные элиты 663

  1. Основные понятия 663

  2. Структурные трансформации региональной элиты 665

  3. Этапы обновления региональной элиты 668

8.2. Основы регионального политического анализа 671

  1. Изучение региональной политической ситуации 671

  2. Политические институты и группы влияния в региональной политической ситуации 674

  3. Региональные политические режимы 684

8.3. Региональные политические режимы и политическая ситуация в республиках 688

8.4. Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации 696

  1. Северо-Западный федеральный округ 696

  2. Центральный федеральный округ 701

  3. Приволжский федеральный округ 707

  4. Южный федеральный округ 711

  5. Уральский федеральный округ 715

  6. Сибирский федеральный округ 718

  7. Дальневосточный федеральный округ 724

Литература 727

Контрольные вопросы 729

Заключение. Прикладная политическая регионалистика 731

Приложение 735

Abstract (in English) 777

Contents 781


ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие "политическая регионалистика" используется в российской науке с 1990-х гг. Постепенно оно получило широкое распространение в политологии, превратив­шись в одно из признанных научных направлений. Конечно, региональные поли­тические исследования, которым посвящена политическая регионалистика, сущест­вуют и проводятся достаточно давно. Наверное, столько же, сколько и политические исследования как таковые, ведь в любом политическом исследовании всегда есть хотя бы малая толика регионального содержания, пространственного измерения, как скажем мы, прочитав учебник. Но, пожалуй, только во второй половине XX в. начи­нается работа над созданием специализированных научных направлений. Эту ра­боту можно представить как встречное движение. С одной стороны, географы за­нялись исследованиями в области политической географии — науки, которая, по сути, пережила в постсоветской России новое рождение. С другой стороны, по­литологи, занимающиеся региональными исследованиями, все чаще стали иден­тифицировать свое направление как политическую регионалистику. Со временем политическая регионалистика получила статус и признание, вошла в перечень обязательных учебных дисциплин для политологов. Возникла потребность и в но­вых учебниках. Как это часто бывает, на первых стадиях становления политиче­ской регионалистики как политологической дисциплины возник разнобой мне­ний и оценок по поводу ее смысла и содержания.

В 1999 г. автор данной книги выпустил учебное пособие "Политическая география", тоже одно из первых в своем роде. С тех пор региональные политиче­ские исследования ушли далеко вперед. Автор продолжал работу над теорией и ме­тодологией региональных исследований, было собрано и переработано огромное количество нового фактического материала как по России, так и по зарубежным странам. Российская политическая жизнь тоже не останавливалась ни на минуту, давая обильную пищу для размышлений. Очень полезными оказались материалы лекций, на протяжении многих лет читаемых автором на факультете прикладной политологии Государственного университета — Высшей школы экономики, на географическом и философском факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова. Да и сам лекционный процесс, общение со студентами оказали неоценимую пользу. Итогом этой работы и стало новое учебное пособие — "Политическая регионалистика".

В его различных разделах представлен весь спектр проблем, которыми за­нимается политическая регионалистика, прежде всего:

13

Предисловие

Учебное пособие позволило представить политическую регионалистику в качестве целостной политической науки, имеющей свой научный аппарат и свою методологию (совокупность определенных политологических и географических ме­тодов). Кроме того, в нем удалось собрать воедино большое количество полезной информации о процессах территориально-государственного строительства, регио­нальной политике и региональных политических процессах в России и других странах мира.

Работа над учебным пособием была начата при поддержке Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Учебно-методический материал, который соста­вил основу данного учебного пособия, был одобрен Независимым комитетом по сертификации учебных материалов в качестве базового при подготовке специали­стов по направлению "Политология" (сертификат № 092, выдан на основании решения Совета НКСУМ, протокол № 5 от 23 декабря 2004 г.). При подготовке некоторых разделов учебного пособия также были использованы результаты ис­следований, проведенных автором в рамках работы по гранту Российского гумани­тарного научного фонда, проект № 02-03-18012а. Частично текст учебного пособия перекликается с некоторыми статьями автора, но его основная часть публикуется впервые и была подготовлена специально для данного издания.

Автор выражает благодарность:

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

РЕГИОНАЛИСТИКИ

В современной науке можно встретить множество понятий, которые обозначают области знания, изучающие пространственные аспекты разнородных явлений. Среди них: регионалистика, география, регионология, регионоведение, краеведе­ние, региональная наука, географическое государствоведение, геополитика, регио­нальная политология. Для того чтобы понять, что такое политическая регионали­стика и какие научные задачи она решает, необходимо разобраться со всем этим многообразием понятий.

Региональные исследования и их многообразие

Самым первым, базовым понятием, которое еще не обозначает конкретную нау­ку, но зато очерчивает обширную предметную область, является понятие "регио­нальные исследования". Любое исследование можно признать региональным в том случае, если оно использует один из двух принципов (или оба принципа сразу):

Следование указанным принципам позволяет изучать пространственное измерение любых явлений. Пространственное измерение явлений любого проис­хождения составляет предмет региональных исследований.

Необходимо подчеркнуть, что понятие "пространство" используется здесь в своем классическом понимании, известном как из философии, так и из геогра­фии. Пространство понимается как совокупность объектов (предметов и явлений), которые рассматриваются с помощью таких атрибутов, как положение относитель­но друг друга, протяженность, форма, расстояние и ориентация .

1 В политической науке можно встретить понятие "политическое пространство", которое нередко идет без объяснений, представляя собой даже не понятие, а скорее мета-

15

Введение Теоретические основы политической регионапистики

Все названные выше области знания так или иначе занимаются региональны­ми исследованиями. Попытаемся определить, чем объясняются и в чем состоят раз­личия, чтобы в конечном итоге понять, что представляет собой политическая ре-гионалистика.

Столь большое и изрядно запутанное многообразие понятий имеет свои объ­яснения.

Во-первых, исторически первой региональными исследованиями стала зани­маться география — наука, название которой, как известно, имеет перевод: "земле­описание". Однако в поступательном развитии географии возникли существен­ные проблемы. Главная из них — ограниченное развитие теоретической геогра­фии при обилии разнородных "землеописательных" исследований. Недостаточная зрелость теоретической географии выражается в большом количестве разнообраз­ных концепций, ни одна из которых пока не стала интегрирующей и широко при­знанной научной парадигмой общегеографического характера. Слабость теоретиче­ской географии сочетается с практическим отсутствием распространения и попу­ляризации ее концепций за пределами географического сообщества.

Кроме того, география исторически возникла как наука естественная, в ос­нове которой находится изучение природы. Социальные и гуманитарные аспекты были привнесены в нее позднее. Притом география на протяжении длительного пе­риода, вплоть до первой половины XX в., отличалась природоцентризмом, пытаясь рассматривать социальные явления как функцию природных условий2.

В такой ситуации гуманитарии, не являющиеся географами по образованию, исследуя регионы, нередко стремятся к поиску новых понятий, позволяющих опре­делить региональные исследования без использования понятия "география".

Во-вторых, особенность региональных исследований заключается в неизбеж­ном и даже обязательном дублировании объекта исследований с другими наука­ми. В этой связи полезно вспомнить известную классификацию наук, предложенную немецким философом И. Кантом и использованную знаменитым теоретиком гео­графии А. Геттером [Геттер, 1930]. В соответствии с подходом И. Канта и А. Гетт-нера, науки делятся на три группы:

фору, обозначающую представляемые автором конфигурацию, соотношение политических институтов и явлений, или политическую среду, в которой происходят те или иные соци­альные процессы. В нашем случае понятие "пространство" используется в строгом, "изна­чальном" смысле.

2 Парадигма географического детерминизма рассматривает социальные явления в их зависимости от природных, физико-географических характеристик.

16

Введение Теоретические основы политической регионалистики

Региональные исследования одновременно относятся к первой и третьей группам. Это значит, что у них нет специфического объекта исследований, или, иными словами, их объектом исследований является само пространство в его структурном многообразии. Но каждый элемент этого многообразия обязательно изучается какой-либо специализированной наукой. Причем неизбежно эта специа­лизированная наука учитывает и в какой-то степени исследует региональные разли­чия, связанные со своим объектом.

Таким образом, региональные исследования представляют собой переходную область знаний, они являются междисциплинарными по самой своей сути. К ре­гиональным исследованиям приходят специалисты с разным образованием, и они неизбежно используют те теоретические знания, которые были получены в рамках своей специализированной науки.

В-третьих, выделяется целый ряд уровней региональных исследований. Дело в том, что пространство поддается масштабированию, оно может быть представлено в виде совокупностей объектов самой разной величины в зависимости от задачи конкретного исследования. Поэтому возможны специальные региональные иссле­дования, где пространственное измерение имеет тот или иной масштаб в широких пределах от глобального до локального уровня. В результате эти разновидности ре­гиональных исследований по мере накопления материала и теоретического бага­жа стремятся к обособлению и ищут собственную идентичность.

В такой ситуации строгое различение понятий представляется непродук­тивным, поскольку все направления региональных исследований взаимосвязаны, перетекают одни в другие. Попытки жестко определить и четко ограничить те или иные частные разновидности региональных исследований в качестве отдельных и самостоятельных наук следует признать непродуктивной схоластикой.

Региональная наука и политическая регионалистика

Наряду с географией и исторически — после географии, но не вместо нее возникло новое общее определение области знания, с помощью которого в мировой прак­тике принято объединять региональные исследования социально-гуманитарного профиля. Это понятие — "региональная наука" (regional science; возможен также другой перевод этого понятия — "наука о регионах"). Региональная наука изучает пространственное измерение социальных, экономических, политических и поведен­ческих явлений. Она достаточно активно развивается с середины XX в. Действует Международная ассоциация региональной науки, основанная в 1954 г., ее штаб-квартира находится в британском городе Лидс.

Понятие "регионалистика" этимологически очень близко к понятию "ре­гиональная наука". Оно является результатом словообразования, произошедшего в русском языке, и не имеет прямого перевода на английский и другие языки, наи-

17

Введение Теоретические основы политической регионалистики

более распространенные в мировой науке. В сущности, единственным адекватным вариантом перевода понятия "регионалистика" на английский язык является как раз "региональная наука". В то же время принцип разграничения уровней региональ­ных исследований позволяет нам выделить предметное поле политической регио­налистики, рассматривая ее как обособленную часть региональной науки (см. ниже).

Региональные исследования не могут проводиться "вообще", у них все-та­ки должен быть более определенный объект. Мы говорим о том, что региональные исследования берут объекты других наук и рассматривают их пространственные измерения. Но в то же время каждое конкретное региональное исследование должно исходить из наличия своего специального объекта. Например, вышедшая в Нью-Йорке в 1960 г. и переведенная в 1966 г. на русский язык работа У. Изарда "Ме­тоды регионального анализа: введение в науку о регионах" посвящена социально-экономической проблематике [Изард, 1966]. В этой работе подробно излагаются методы сбора и анализа региональной социально-экономической информации, но концептуальные рамки и ориентиры собственно региональной науки остаются не обозначенными. В то же время сам автор в заключении отмечает: "очень об­ширную область этой науки (т.е. науки о регионах, regional science. — Авт.) нель­зя ограничивать разработкой методов анализа, даже если эти методы дополнены обильными, хорошо продуманными и организованными исследованиями гео­графов и других ученых. Наука о регионах должна вторгнуться в область теории, в которой центральное место займут районные и межрайонные структуры и функ­ции. Такая теория должна вскрыть и обобщить взаимозависимости между систе­мой и ее подразделениями... Она должна выйти за пределы ортодоксальных тео­рий социальных наук и сделать акцент на тех основных взаимодействиях полити­ческих, социальных и экономических факторов, которыми до сих пор обычно пре­небрегали" [Изард, 1966, с. 656].

Таким образом, существует условная отраслевая структура региональной науки, связанная с конкретными объектами исследований. Хотя надо понимать, что комплексные связи явлений на конкретной территории не позволяют рассматри­вать выбранный объект в отрыве от других, например политические явления — в отрыве от экономических или культурных. Поэтому, выбрав один объект и иден­тифицировав через него отраслевое направление региональной науки, можно и за­частую необходимо рассматривать влияние на него иных объектов, выступающих в роли факторов. Например, политические региональные исследования могут рас­сматривать в качестве факторов, влияющих на территориальные особенности своего объекта, экономические и культурные факторы. Не случайно У. Изард в своих рабо­тах подчеркивает момент взаимодействия политических, социальных и экономи­ческих факторов. Результатом такого взаимодействия становится размещение тех или иных явлений (объектов), анализом которого и выявлением соответствующих закономерностей занимается региональная наука.

18

Введение Теоретические основы политической регионалистики

Объектом политической регионалистики является объект политологии, т.е. политические институты, явления и процессы. Как результатом синтеза географии и политологии является политическая география, так результатом синтеза регио­нальной науки и политологии стала политическая регионалистика.

Следует заметить, что политическая регионалистика — политическое от­ветвление в региональной науке, пока не является столь развитым научным на­правлением в мировой практике. Западная региональная наука по-прежнему ориентирована в большей степени на изучение социально-экономических, демо­графических, градостроительных, экологических вопросов в контексте размеще­ния, пространственного структурирования и перемещения объектов и явлений (позднее к ним в логике развития западной науки добавилась поведенческая про­блематика). В таком виде региональная наука гораздо ближе к экономической географии и региональной экономике. Вообще региональная наука в мировой практике пока не претендует на статус отдельной науки и представляет собой скорее попытку организации диалога между региональными направлениями, су­ществующих в различных науках, и специалистами в этих областях. Вопросы, близкие к политической регионалистике, рассматриваются в большей (но тоже пока недостаточной) степени в западной политической географии, которая в по­следние десятилетия все дальше уходит от традиционной географии и приближа­ется к политологии.

Политическая регионалистика все еще переживает этап становления, на За­паде она тоже пока не сложилась как наука. Россия с ее уникальным комплексом региональных проблем вполне может стать одним из центров развития политиче­ской регионалистики. Сама политическая регионалистика, на наш взгляд, может рассматриваться в качестве особого научного направления с самостоятельными пер­спективами, хотя имеющего отчетливо междисциплинарную природу и неразрывно связанного с другими науками.

Таким образом, объект исследований в политической регионалистике во многом является тем же самым, что и для политологии в целом. Но для его более четкого определения следует использовать правило территориальной дифферен­циации, которое означает рассмотрение только тех политических явлений, кото­рые характеризуются территориальной неоднородностью:

19

Введение Теоретические основы политической регионалистики

Итак, объекты исследований в политической регионалистике должны пред­полагать возможность районирования (деления на территориальные фрагменты по заданным критериям) или сравнения между субнациональными территориальны­ми ячейками (что означает наличие различий между этими ячейками). Другими словами, каждый интересный для политической регионалистики политологиче­ский объект должен иметь территориальную проекцию.

С учетом этого правила возможными объектами исследований в политиче­ской регионалистике можно считать следующие.

1. Политические институты. Например, к политическим институтам отно­
сятся государство и его административные3 единицы. Для политической региона­
листики интерес представляет как общенациональная власть (в контексте ее дея­
тельности, имеющей территориальную проекцию и территориальный эффект), так
и власть на региональном и местном уровнях.

Также политическая регионалистика рассматривает такие институты, как партии, группы интересов и группы давления. Правило территориальной диффе­ренциации опять-таки означает, что мы рассматриваем только региональные про­екции партий, т.е. их деятельность в регионах и в связи с регионами.

  1. Политические системы и политические режимы. Рассматривается мера ре­гиональных различий в общенациональной политической системе и в общенацио­нальном политическом режиме. При достаточно больших различиях можно говорить о региональных политических системах и региональных политических режимах.

  2. Политические процессы. Здесь речь идет о территориальной проекции общенациональных политических процессов. Примером можно считать исследова­ние региональных различий в результатах национальных выборов. Либо рассматри­ваются политические процессы сугубо регионального или местного уровней.

  3. Политическая культура, политическое поведение и политическое участие. Как в случае с политической системой и политическим режимом, исследователь рассмат­ривает меру региональных различий в политической культуре, определяя региональ­ные политические культуры.

  4. Политические элиты и политическое лидерство. По аналогии с другими объ­ектами исследований здесь можно рассматривать процессы формирования регио­нальных политических элит и политическое лидерство на региональном уровне.

  5. Политические коммуникации. В политической регионалистике могут также учитываться региональные особенности политических коммуникаций. В частно-

5 Корректно говорить об административно-территориальных единицах (ATE), на ко­торые делится территория государства. В качестве упрощенного синонима ATE можно ис­пользовать понятие "административная единица". В целом понятие "административный" (возможный синоним — "управленческий", что соответствует переводу слова administratio с латинского) используется в политической регионалистике в отношении территориальных явлений, имеющих государственно-правовой статус (регионы, границы, центры и пр.).

20

Введение Теоретические основы политической регионалистики

сти, это политические коммуникации между центром и регионами, различия в особенностях политических коммуникаций между регионами, политические ком­муникации в отдельно взятых регионах.

Предметом политической регионалистики как особой политической науки является пространственное измерение политических явлений.

Этот предмет включает:

При этом в рамках горизонтального измерения можно делать акцент как на различиях политических явлений от места к месту (принцип дифференциации), так и на локализованных комплексах политических явлений (принцип локализации).

Современная отечественная наука в целом следует этой теоретической схеме. Приведем в качестве примера два известных ранее определения политической ре­гионалистики.

Политическая регионалистика и политическая география

Разграничение политической регионалистики и политической географии не явля­ется и не может быть жестким. Оно связано с некоторыми, на самом деле, неболь­шими различиями в расстановке акцентов. Обе науки имеют междисциплинарный характер.

Политическая география делает больший акцент на применении специальной методологии, разработанной в теоретической географии. Известный теоретик со-

21

Введение Теоретические основы политической регионалистики

временной отечественной географии Б. Родоман говорил о том, что у географии "разобранный предмет" и "собирающий метод" [Родоман, 1990]. Обычно под географическими понимаются те методы, которые позволяют исследовать терри­ториальную дифференциацию явлений, различия от места к месту, а также лока­лизованные комплексы явлений, каждое из которых по отдельности изучается другими науками. Иными словами, политическая география основана на попытках теоретизации принципов дифференциации и локализации и пространственного измерения в целом (подробнее ее историю и содержание см.: [Колосов, Миро-ненко, 2001; Туровский, 1999]).

В то же время недостаточное развитие теоретической географии ведет к тому, что политическая география иногда по-прежнему распознается по своей описательности, которое ей присуще "по определению" ("география"). На практи­ке в самом простом виде политическая география обычно основана на изучении географических объектов (стран, местностей, населенных пунктов и пр.), она опи­сывает их характеристики и различия. Для политической географии в большей сте­пени свойственны пространственное моделирование и интерпретация взаимосвязи явлений в пространстве. В меньшей степени — анализ сути этих явлений, который остается прерогативой специализированных предметно-ориентированных наук.

Согласно одному из западных учебников, политическая география "занима­ется исследованиями территориальной организации, пространственного распре­деления и распространения политических явлений, включая их воздействие на другие территориальные компоненты общества и культуры" [Fellmann et al., 1992, p. 412]. Типичные концепты, которыми оперирует политическая география, — это территориальная организация, распространение (от слова "пространство"), распре­деление в пространстве (на территории). Эти концепты имеют явно описатель­ный характер, а исследование в данном случае обычно представляет собой гео­графическое моделирование явлений и может быть представлено в виде карты, простой или синтетической.

Политическая регионалистика как часть региональной науки и политической науки одновременно делает акцент на своем объекте, предполагая комплексное ис­пользование географических и политологических методов. Таким образом, политиче­ская регионалистика представляет собой переходную зону политологии и регио­нальной науки. Она отталкивается от политического явления и далее изучает его территориальную проекцию. Политическая регионалистика, как и политическая география, тоже приходит к изучению пространственного измерения политиче­ских явлений, но своим путем.

Отличие политической регионалистики состоит в том, что она ближе к по­литологии, чем к географии. Для политической регионалистики принципиально важен объект исследования, т.е. политика, а ее специализация в рамках политоло­гии определяется необходимостью исследовать пространственное измерение по-

22

Введение Теоретические основы политической регионалистики

литики. При этом политическая регионалистика имеет полное право пользоваться и географическими методами, которые безусловно обогащают ее теоретический багаж. Это означает, что между политической географией и политической регио-налистикой не может быть определенной границы. Тенденции развития полити­ческой географии во второй половине XX в. и в XXI в. также свидетельствуют о стирании граней между политической географией и политической регионалисти-кой, поскольку географы все в большей степени занимаются исследованием со­циальных объектов. Кроме того, политическая география является научной дис­циплиной с большим "стажем", и в ее рамках разработано немало теоретических схем, применимых в политической регионалистике — науке более молодой.

Пространственные уровни региональных исследований

Очерчивая предметную область политической регионалистики, необходимо опре­делить и тот масштаб, в рамках которого она проводит свои исследования. Поли­тическая география такого масштаба не имеет, поскольку в ее основе находится методология, позволяющая изучать явления любого масштаба — от глобальных до локальных. Региональная наука тоже может изучать пространственное измерение политических явлений любого масштаба. Однако в особом случае политической регионалистики необходимо определить не только предметное поле, но и про­странственный уровень исследований.

В сложившейся практике в качестве регионов в политической регионалистике рассматриваются части отдельно взятых государств, т.е. субнациональный уровень региональных исследований.

Понятие "политическая регионалистика" семантически связано с понятием "политический регион". Под политическими регионами в соответствии с существую­щей практикой можно понимать и государство, и более крупные, наднациональные политические образования (например. Ближневосточный регион). Однако это чрезмерно расширит предметное поле политической регионалистики, вызовет пол­ное стирание ее границ и с политической географией, и с региональной наукой. Кроме того, рассмотрение наднациональных политических образований влечет за собой пересечение предметных полей политической регионалистики и геополити­ки, что тоже было бы неверным, приводя к излишнему усложнению и без того запутанной терминологической ситуации.

Политическую регионалистику целесообразно признать такой
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 13
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации