Реферат-Восприятие человека человеком - файл n1.doc

Реферат-Восприятие человека человеком
скачать (183.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc184kb.06.07.2012 23:25скачать

n1.doc

Содержание


Введение…………………………………………………………………………

2







1. Особенности восприятия людей друг другом в процессе общения………………………………………………………………………….


3

1.1. Перцептивное общение………………………………………………..

3

1.2. Установки социальной перцепции……………………………………

4

2. Первое впечатление и его роль в общении………………………………………………………………………….


6

2.1. Влияние внешнего вида на первое впечатление о человеке………………………………………………………………………….

2.2. Влияние позы на первое впечатление о человеке…………………………………………………………………………


6
7

2.3. Влияние окружения на первое впечатление о человеке…………………………………………………………………………


8

3. Типичные ошибки в восприятии человека человеком при первом впечатлении, их влияние на общение…............................................................


9

3.1. Эффект ореола…………………………………………………………......

9

3.2. Эффект проекции………………………………………………………

10

3.3. Эффект бумеранга……………………………………………………...

11

3.4. Эффект первичности…………………………………………………...

11

4. Стереотипы восприятия человека человеком………………………………………………………………………..


13

5. Механизм восприятия других людей…………………………………………………………………………….


18

4.1. Идентификация…………………………………………………………

18

4.2. Эмпатия…………………………………………………………………

18

4.3. Аттракция………………………………………………………………

20

4.4. Рефлексия………………………………………………………………

20

5. Каузальная атрибуция, её роль в формировании отношений людей…………………………………………………………………………….


21

7. Словарь……………………………………………………………………….


24

Заключение……………………………………………………………………...


25

Список литературы……………………………………………………………..

26














ВВЕДЕНИЕ
Целью данного реферата является попытка разобраться в том, как воспринимает человек человека в общении.

Умение понимать мотивы поведения других людей помогает на глубже анализировать собственные поступки.

Общение есть необходимое условие любой деятельности че­ловека, имеющей общественную природу. Невозможно исследо­вать развитие и функционирование человеческого обще­ства, развитие и функционирование человеческой личности (не говоря уже о взаимоотношениях личности и общества), не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя это понятие тем или иным образом и не анализируя его кон­кретных форм и функций в тех или иных социальных и исторических условиях.

Каждый человек живет и работает среди людей. Они работают, ходят в гости, встречаются с друзьями, выполняют с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом, отдыхают и т. д. В любой ситуации люди, независимо от их желания, общаются между собой: знакомыми и незнакомыми, родителями, сверстниками, преподавателями. При этом каждый человек к окружающим людям относится по-разному.

Человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людь­ми, лучше узнавая их, каждый так или иначе участвует в общении.

Психология общения исследует такие явления, как восприя­тие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятель­ность и межличностные отношения. При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникно­вения выступает сфера общения между людьми.


1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ ДРУГОМ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
1.1. Перцептивное общение.

Процесс общения начинается с наблюдения за собеседни­ком, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним челове­ком другого.

Очевидно, что эффективное общение невозмож­но без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания парт­неров. Данная важная и обязательная составная часть об­щения получила название перцептивной стороны общения. При­чем термин перцепция, или «восприятие», здесь употребляется не совсем в общепринятом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого чело­века..

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку и он сам всегда воспринимается другими людьми как личность. На основе внешней стороны поведения человек, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читает» другого человека, расшифро­вывает его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания дру­гого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить страте­гию своего собственного поведения.

Таким образом, когда говорят о перцептивной стороне обще­ния, то имеют в виду особенности восприятия не физических, а социальных объектов, к которым относятся формирование пред­ставления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установ­ках и т. д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые свя­зывают наблюдаемого и наблюдателя.

Какие свойства на­блюдаемого являются наиболее важными и информативными для наблюдателя? На что прежде всего обращают внимание люди, оце­нивая партнера по общению?

К таким наиболее существенным свой­ствам наблюдаемого, позволяющим вынести суждение о нем, можно отнести: выражение лица (мимика), способы выражения чувств (экспрессия), жесты и позы, походка, внешний вид (одеж­да, прическа), особенности голоса и речи.

Как же в общем виде разворачивает­ся процесс восприятия одним человеком (наблю­датель) другого (партнер). В своем партнере на­блюдатель может увидеть лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества, внешность, одежда, макияж и проч.) и по­ведение (совершаемые действия, эмоциональные реакции, мими­ка и т. д.). С другой стороны, видя эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые выводы (часто бессознательно) о внутренних психологичес­ких свойствах своего партнера по общению. Сумма свойств, при­писанных партнеру, в свою очередь, дает наблюдателю возможность сформировать определенное отношение к нему, которое чаще всего носит эмоциональный характер и укладывается в рамки понятий «нравится — не нравится».

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и объясне­ние на этой основе его поступков. В эти процессы вклю­чены как минимум два человека, и каждый из них последова­тельно становится то наблюдаемым, то наблюдателем. Следова­тельно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия прихо­дится принимать в расчет не только потребности, мотивы и ус­тановки другого, но и то, как этот другой понимает наши потреб­ности, мотивы и установки. Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции.

Представление о другом человеке зависит от уровня разви­тия самосознания, представления о собственном «Я» (Я-концеп­ция). Поэтому чем богаче, интереснее внутренний мир человека, тем интереснее и привлекательнее кажутся ему окружающие люди. У тех же, у кого внутри «пустота», кто совершенно не задумыва­ется о расширении своего внутреннего «содержимого», не обращает на себя внимание, не думает о себе, своем поведении, наполненности своего внутреннего мира, будет иметь скудное представление об окружающих. Люди из­лишне самоуверенные, самонадеянные, считающие себя непогре­шимыми, в практически не задумываются о своих собеседни­ках, их интересами пренебрегают и рассматривая их как приемников или исполнителей своих сверх­ценных идей.

Самые различные факторы влияют на восприятие и оценку людьми друг друга. Исследованиями установлено, что дети и взрослые сильно отличаются по особенностям своей социаль­ной перцепции. Дети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличитель­ных признаков: униформа, очки и др.). Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам. Было установлено, что преподаватели замечают и оценивают в своих студентах иные качества и черты, чем те же студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение бывает при восприятии и оценке руководителями подчиненных и наоборот.
1.2 Установки социальной перцепции

Внутренние психо­логические и социальные установки наблюдателя как бы «зас­тавляют» его оценивать окружающих по строго определенным параметрам. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблю­дателя. При оценке людей педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемых; милици­онеры — на их внешний вид, а спортивные тренеры прежде все­го замечают физическое сложение человека.

Сами установки имеют три измерения: когнитивное, аффек­тивное и поведенческое.

Когнитивное измерение включает мне­ния и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов и людей, которые позволяют нам су­дить, что, на наш взгляд, является истинным, правдоподобным или возможным.

Аффективное измерение составляют положи­тельные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеж­дениями, они придают установке эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое мы собираемся совершить.

Это действие и есть поведенческое измерение установки, которое предполагает реакцию человека, соответствующую его убежде­ниям и переживаниям.

Так, например, если преподаватель кажется студенту слишком строгим (когнитивная составляющая установки), а студент не любит, когда его заставляют что-либо делать (аффективная составляющая), то очень вероятно, что студент редко будет посещать занятия этого преподавателя, где его может ждать принуждение (поведенческая составляющая).

Точно так же, если человек (первый) кажется образованным (когни­тивная составляющая), а другому человеку (второму) нравится обсуждать те темы, в ко­торых первый разбирается (аффективная составляющая), первый наверное, будет искать общества второго (поведенческая составляющая). Эта установка верна для тех людей, которых не пугает слово «образование».

2. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕНИИ.
2.1. Влияние внешнего вида на первое впечатление о человеке.

Социальная перцепция — это сложный процесс, включающий в себя ряд простых: восприятие, понимание и объяснение поступков другого человека.

Изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке явля­ется важной сферой исследования социальной перцепции. Можно сказать, что 80% успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психологи -ческая наблюдательность. Для правильного и эффективного по­строения своего общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собесед­ника. Источником информации о них служат внешность парт­нера по общению, его речь, его поступки и особенно невербаль­ное поведение.

Внешний вид человека оказыва­ет большое влияние на первое впечатление о нем. «Человека встречают по одежке, а провожают по уму» - русская пословица. Если одного и того же человека, оде­того по-разному, показать в группах испытуемых и попросить написать его характеристику, то окажется, что, помимо черт, отме­ченных у этого человека всеми группами, будут также названы черты характера, на которые явно указывает его одежда. Напри­мер, когда человек одет в тренировочный костюме, ему приписы­ваются такие качества, как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военную форму — дисциплинированность, аккуратность; жен­щины в деловом костюме оцениваются как обладающими упорством, деловитостью, строгостью, трудолюбием, и, наоборот, если та же женщина одета в короткое платье яркой расцветки, то говорится о том, что ей присуща веселость, открытость по отношению к другим людям, беззаботность и сво­бода в проявлении чувств.

Мы можем создать опреде­ленный образ у нашего партнера по общению, повышать свой престиж, доказывать свою значимость, зная «секреты» одежды. Независимо от нашего понимания фактор престижа действует и руководит поведением человека.

Прежде чем одеваться, человек должен решить, зачем, для кого или для чего он это делаете. Предположим, вам предсто­ит официальная встреча с деловым партнером. Вы можете создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, к вашей честности и на­дежности с помощью пра­вильно подобранной одежды.

Силуэт вашего костю­ма должен приближаться к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, - это считается силуэтом костюма человека с высоким статусом, а «низкостатусным» и, следова­тельно, вызывающим меньшее доверие считается силуэт приближающийся к шару. В ситуациях неофициального, нефор­мального общения существует обратная тенденция: на дружес­кой вечеринке мягкий пуловер воспринимается лучше, чем стро­гий пиджак.

Цвет является вторым фактором в одежде, отмеченным как признак стату­са. Символические значения цветов отличают­ся в разных культурах, но в европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от веяния моды) считаются ахро­матические цвета (черно-бело-серые оттенки) и натуральная гамма с преобладанием светлых тонов, а чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.

Цена одежды является немаловажным фактором в фор­мировании «статусного» впечатления. Цену мы и окружающие вычисляем, видя качество одежды. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой, мы тоже можем судить о цене одежды.

Все три фактора важны во взаимо­действии. Если предполагаемая высокая цена одежды соче­тается с неподходящим и нелепым силуэтом, то его «носитель» будет признан скорее всего деятелем искусства, а если вы­сокая цена «просматривается» в яркой разноцветной одежде, то возникает впе­чатление, что человек совсем недавно улучшил свое материальное положение и еще не привык к своему новому статусу и не умеет одеваться соответственно. Вызовет ли это доверие?

Массивные золотые перст­ни у мужчин, огромные бриллиантовые кольца у женщин хотя и подчеркнут большие финансовые возможности своих «носите­лей», но иногда могут вызвать неожиданный эффект: вашему парт­неру вдруг может показаться, что вы хитры и неискренни, что вы стремитесь доминировать и претендуете на большее внима­ние. А небольшое обручальное кольцо на безымянном пальце будет свидетельством вашей надежности, жизненного опыта и создаст более высокий статус в глазах вашего партнера.
2.2. Влияние позы на первое впечатление о человеке.

Поза существенно влияет на впечатление, которое формируется у людей о данном человеке. Считается, что наиболее ярко характер раскрывается именно в позе человека: как он стоит, как идет, как сидит, в какой позе засыпает. В обыденном сознании сложилось, на пример, мнение, что люди высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивают грудь, отбрасывая голову назад. Подхалим весь наклоняется вперед, взгляд заискивающий, хотя в уголках глаз едва заметен хитрый смех, на лице широкая подобострастная улыб­ка. Результаты экспериментов показали, что люди нравятся ок­ружающим больше, если сидят на стуле свободно, наклонив кор­пус немного вперед. Если человек садился ровно или слегка от­клонялся назад, то такие мужчины и женщины вызывали негативное отношение. Такое же отношение наблюдалось, если испытуемый сидел с перекрещенными руками или ногами.

Если женщина пред­почитает сидеть на краешке стула, сжав колени, то она очень активна, жизнерадостна, непоседлива. Постоянно хватается за все, не доводя начатое до конца. Слишком нетерпелива, но зато вов­лекает в любое начинание даже тех, кому та или иная работа не по душе. Положение крест-накрест в области колен, ноги выд­винуты вперед, лежащие на коленях руки — тип эгоистичных, самодовольных, самовлюбленных натур. Такая женщина любой ценой старается привлечь к себе внимание и стремится показать себя умнее других во всех вопросах. Если это ей не удается, она становится агрессивной или же уединяется. Вытянутые вперед ноги, одна чуть впереди другой, «говорят» о неустойчивом, не­уживчивом характере. Эти женщины считают, что они знают все, и лишь в исключительных случаях признают свои ошибки. Их упорство в желании убедить собеседника в собственной правоте быстро надоедает. Вопреки этому аргументы их неред­ко неотразимы, и во многих вопросах логика на их стороне.
2.3. Влияние окружения на первое впечатление о человеке.

Окружение человека является не менее важным фактором, определяющим наше восприя­тие других людей.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Слова этой поговорки относятся не столько к определе­нию черт характера человека, сколько к тому, какое впечатление производит он, появляясь где-то с другими людьми. Как известно, короля королем делает его свита, а алмаз становится бриллиан­том только в хорошей оправе.

3. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ ПРИ ПЕРВОМ ВПЕЧАТЛЕНИИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕНИЕ
Как же вторая часть пословицы: «...провожают по уму»? Тут не все верно, и, к сожалению, достаточно часто оказывается, что как встречают, так и провожают. При восприятии людьми друг друга часто возникают различные стереотипы. Первое впечатле­ние становится определенным внутренним предубеждением, ус­тановкой, которую трудно разрушить, от которой трудно отка­заться. Истолкования и оценки внешнего мира чаще всего основываются на установках, создающихся у людей на протяжении всей жизни. Установки — это те ориентиры, которые позволяют людям в любой момент предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности». Ситуация формирования первого впечатления сопровождает­ся определенным дефицитом сведений о партнёре, но решение надо принимать в очень ограниченное время. При кратковре­менных контактах обычно опираются на сложившиеся эталоны восприятия. Сравнивая собеседника с определенным эталоном на основе некоторых общих признаков между людьми, человек припи­сывает ему одновременно и множество других черт, которые, по опыту, обычно встречаются у людей такого типа.

Социальные установки, лежащие в основе трудностей обще­ния, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях, среди которых можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социаль­ной справедливости, представления о собственном превосход­стве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе. Наиболее популярные про­явления этих представлений — эффект ореола и эффект стереотипизации.
3.1. Эффект ореола.

Природа эффекта ореола объясняется формированием спе­цифической установки, отношения к партнеру по общению. Эта установка определяет направленное приписывание ему опреде­ленных качеств. Если что-то человека необычайно волнует, приносит положитель­ные эмоции, он готов слепо отвергать любую критику своего идола — что хорошо известно по влюбленным.

Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, ко­торый уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовав­ший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действитель­ные черты партнера по общению. При формировании первого впечатления ореол может выступать в форме как положитель­ной, так и отрицательной предварительной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле.

Когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по како­му-то одному, но важному для него параметру (уму, росту, мате­риальному положению или какому-либо другому), он оценивает его значительно выше и по остальным параметрам. Говоря дру­гими словами, происходит его общая личностная переоценка. Поэтому если первое впечатление о человеке в целом благо­приятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться. Мы отмечаем и преувеличиваем в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваем или не замечаем. Причем чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем скорее воз­никнет ореол у партнера. В экстремальной ситуации происхо­дит как бы снижение планки доверия, и люди часто готовы пол­ностью согласиться с теми, кого не стали бы слушать в спокой­ной обстановке. Этим часто пользуются различного рода мошенники, которые, видя озабоченность незнакомого человека, обещают разрешить все его проблемы. И за такое обещание мы хватаемся как за спасительную соломинку, становясь в дальней­шем жертвой обмана.

Если при­менять умело «эффект ореола», он может принести большую пользу. Создавая хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: коллегам по работе, друзьям в сво­ей компании и т. д., через некоторое время с удивлением обнаруживается, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.

В настоящее время в некоторых фирмах нередко можно встретить людей, равно­ценно выполняющих одну и ту же работу. Они разделяют свои функции следующим образом: то один принимает клиента, вни­кает в его проблемы, а потом заявляет, что это сложное дело, с которым может справиться только второй, специалист именно по этим вопросам. Приглашается второй, которому уже создан соответствующий «ореол», и все его слова воспринимаются кли­ентом значительно весомее. Со следующим посетителем работ­ники меняются ролями.
3.2. Эффект проекции.

Эффект проекции является близким к эффекту ореола. Он возникает тогда, когда приятному для человека собеседнику он склонен приписывать свои собственные достоинства, а неприят­ному — свои недостатки. Совершенно справедливо утвержде­ние: «Мы верим тому, чему хотим верить». Каждый из нас мо­жет вспомнить случай, когда, слушая человека, согласного с на­шими взглядами, мы радовались: «Как хорошо, что есть умные люди!» Таким образом, эффект проекции побуждает нас нахо­дить в других, как в зеркале, наши собственные свойства, состо­яния, черты, которые ярко представлены у нас самих. Такая про­екция получила название атрибутивной.

Защитная проекция заключается в том, что импульсы и чувства, неприемле­мые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. Поэтому неграмотный человек очень внимателен к ошиб­кам других, трус радуется сомнениям и неудачам смелых, а из­лишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих.

Особенно часто зеркальная проекция наблюдается в конф­ликтных ситуациях. Обе стороны конфликта приписывают сход­ные добродетели самим себе и пороки — своим противникам. Например, восприятие русскими людьми Америки во времена «холодной войны» было точно таким же, как и у американцев восприятие Советского Союза. Рус­ские считали, что правительство США состоит из агрессивных милитаристов, что оно эксплуатирует и угнетает американский народ, что в дипломатических отношениях ему нельзя доверять. В Америке до настоящего времени существует такое же стереотипное мнение.

Анализ образов американского и русского восприятия, про­веденный психологами и политологами, выявил, что зеркальное восприятие сохранялось и в настоящее время..
3.3 Эффект бумеранга.

Слишком активное общение (предложение что-то сде­лать или отстоять свое мнение в споре) приводит к обратному результату

Особенно наглядно это видно в политике: некото­рые лидеры партий всеми доступными способами доказывают, что их курс самый лучший, а народ голосует за их противников. Этот феномен получил название эффект бумеранга.

Людям свойственно подсознательно оказывать противодей­ствие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свобод­ного выбора. Вспоминается одна реклама по телевидению: «Вас еще не знают на мировом рынке? Не беда! Зато знают нас! Толь­ко у нас вы найдете то, что вам нужно!» Интересно, кто у них после этого что-нибудь купит?

Оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений.'Подобная тенденция смягчать оцен­ки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего получила название эффекта средней ошибки. Возможно, по­этому мы верим, что даже отпетый негодяй имеет в себе что-то хорошее и может исправиться, а внутри вполне благоприс­тойного человека живут черные мысли. Вспомните: «В тихом омуте черти водятся».

Если информация о человеке оказывается противоречивой, то мы сталкиваемся с эффектом первичности и новизны. Оказы­вается, что после первой встречи с незнакомыми людьми боль­ший вес, значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми мы, наоборот, больше доверяем последним сведениям.
3.4. Эффект первичности

Если человек слышит то, что уже знает, то зачастую просто не обращает внимания на сообщение. Поэтому, когда в группу людей при­ходит новый человек, в нем интересно все: как говорит и работает, во что одевается и откуда приехал и т.д. Мнение, сложившееся вначале, очень часто на­долго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей. Это явление пси­хологи назвали эффектом первичности. Отсюда понятно, почему столь важно при встрече с новым человеком сразу произвести благоприятное впечатление. Американский психолог Э. Берн советует особое внимание об­ращать на первые 10 секунд общения, потому что человек еще не знает, какую «роль» с нами играть, и является тем, кто он есть на самом деле.

О людях же, с которыми уже столько лет проработали вместе, мы, как нам кажется, знаем все, поэтому изменить отношение к ним может только новая, внезапная информация, переворачивающая все наше миропонимание, изменяющая сло­жившиеся установки.

Полностью избежать указанных ошибок не может никто, но каждому вполне по силам разобраться с особенностями воспри­ятия, его эффектами и научиться корректировать свои ошибки
4. СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Стереотип — устойчивый и в то же время упрощенныйобраз какого-либо явления или человека, скла­дывающийся в условиях нехватки информации. Стереотип — как бы уже привычный человеку взгляд, штамп, к которому он обра­щаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют людям существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Таким образом, они выполняют фун­кцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой как бы прибор «гру­бой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологи­ческие ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социаль­ного применения: используется при оценке групповой, националь­ной или профессиональной принадлежности человека.

В ходе стереотипизации человек классифицирует поведение ок­ружающих и пытаемся объяснить причины путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам. Например, люди, которые носят очки воспринимаются как более умные, прилежные и тру­долюбивые. То же самое относится к людям, имеющим высокий лоб. Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто люди, носящие очки, могли повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое простран­ство для мозга и т. д. В пожилых и полных мужчинах видим людей надежных, уверенных в себе, а владельцев улыбающихся лиц воспринимаем как умных и доброжелательных людей.

Наука физиогномика — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей построена именно на стереотипности восприятия людей. Физиогномисты старались «научно» по внешним признакам устанавли­вать психологические особенности этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость; нос, как у льва, — важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, — робость, волосы жес­ткие, как у львов и кабанов, — храбрость.

Физиогномисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки при описании особенностей другого человека. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. Лафатер в своей «Физиогномии» писал: «Все, что содержит че­ловеческое естество, вложено в его уста. Как в спокойном со­стоянии, так и в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат целый мир характеров. Они — главная резиденция разума и безумия, силы и слабости, добродетели и порока, дели­катности и грубости человеческой, они — резиденция любви и ненависти, искренности и лицемерия, смирения и гордости, исти­ны и лжи». А Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы — признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, лю­безность), и чем больше — тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает опре­деленная маска, соответствующим образом связанная с характе­ром. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, свет­лой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.

В речи также проявляются характерные черты человека , а не только в ми­мике его рта. Человек раскрывается как в содержа­нии речи, т. е. в том, о чем преимущественно он говорит, так и в форме речи, в том, как он говорит.

Глаза человека считались самым важным показателем характера. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н. Толстой различал, на­пример, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холод­ный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

Американские пси­хологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера и примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темны­ми глазами обладают большей жизненной инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения.

Люди с темно-голубыми глазами весь­ма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают кап­ризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-се­рым цветом глаз — упрямы и смелы, они настойчивы и добива­ются всего, несмотря на различные трудности; бывают вспыльчи­вы и злопамятны; ревнивы, большей частью однолюбы.

Люди с темно-карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы; влюбчивы, но не очень постоянны; общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Нередко поступают опрометчиво, после чего мучаются раскаянием. Облада­тели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, меч­тательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюби­вы, старательны, на них можно положиться — они не подведут.

О романтических наклонностях свидетельствуют синие глаза, но в то же время и об эгоизме и высоком самомнении. Синегла­зые люди легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несом­ненно положительная черта — правдивость.

Люди с зелеными и серо-зелеными глазами имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Они отличаются постоянством; бывают жесткими и несговорчивыми.

Зная специфику поступков, поведения, деятельности человека можно получить наиболее яркое, отчетливое представление о нем.

Известный русский физиолог Н.А. Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения живого организма отлича­ет от движения машины «избыточность степени свободы». Одно и то же действие можно совершить множеством способов, по­этому в каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смыслом этого действия. Благодаря это­му писатели могут очень точно передавать характер своего ге­роя. Так, например, М.Ю. Лермонтов в повести «Герой нашего времени» писал: «Его походка была небрежна, ленива, но я заме­тил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности».

Французские психо­логи начала XX , Андре и Гастон Дюрвили, по мнению которых, выражение — это жест, закрепленный долгим повторением. Идея и внешний ее образ тесно связаны между собой. Именно поэто­му движения музыкантов красивы, гармоничны, а люди слабоум­ные обычно неловки в своих движениях. Боязливые же люди, как считают Дюрвили, выдают себя нестройными жестами. Это вызвано «безрассудными страхами, которые носятся вихрем в их умах. Так же беспорядочно жестикулируют их брови, лоб, губы, руки, ноги. Если они захотят сказать что-нибудь, то не мо­гут из-за заикания. Для них характерно сломать стул, сесть на чью-нибудь шляпу, пролить чай и пр.».

Все свои мнения, стереотипы, оценки и убеждения мы приоб­ретаем в ходе общения с другими людьми, через контакты в семье, социальной группе, школе, институте и т. д. Стереотипизация может складываться как результат обобщения нашего лич­ного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. д. Таким образом, формирующиеся в ре­зультате этих контактов стереотипы, как и установки, — это тоже в основном продукт влияний, которым мы подвергаемся с самого раннего детства, нашего личного опыта и взаимодей­ствий с другими людьми.

Основная часть стереотипов передаются и развиваются в соответ­ствии с образами, заложенными в нашем сознании еще роди­телями. Свою окончательную форму они, однако, обретают между 12-м и 30-м годами жизни. Образовавшись в подростковом воз­расте, установки и стереотипы между 20-м и 30-м годами «кри­сталлизуются». После этого данные образования меняются с большим трудом.

Центральные стереотипы образуют ядерную часть системы образов, используемых нами при «рас­шифровке» социальных явлений. Периферическая часть, осно­ванна на мнениях и убеждениях, играющих меньшую роль в социальной адаптации людей. Поскольку значимость перифе­рии для людей меньше, то эти образы меняются легче, чем центр. Поэтому людям легче поверить рекламе и сменить марку зубной пасты, чем свои политические убеждения или установки, заложенные воспитанием. При этом стереотипизированные зна­ния могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочны­ми, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубо­ко неверными, формируя ошибочные знания людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Эт­нические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами вне­шности и особенностями характера. Таковы характерные для нашей культуры стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев.

Велика живучесть профессиональных стереотипов. Мы, не работая в данных сферах, не задумываясь, говорим о дис­циплинированности военного, точности математика, строгости прокурора, сердечности медсестры. М.Я. Басов писал: «Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и 1г. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга про­фессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характер­ные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп». Хотя при этом внутри каждой профессии есть самые совершенно разные люди, они объединяются, сливаются в образ типичного профессионала.

Чем проще, однороднее деятельность, выпол­няемая человеком, чем меньше поле проявления его активнос­ти, тем больше сфера образования стереотипов. Иллюстрируя этот факт, Адам Смит писал: «Человек, жизнь которого прохо­дит в выполнении немногих простых операций, не имеет слу­чая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность... становится таким тупым и невежественным, каким только может стать челове­ческое существо».

В каждой профессии имеются свои стереоти­пы солдата, ученика, преступника, больного. Исследования пси­хологов показали, например, что в результате длительного на­хождения в профессии восприятие педагога изменяется: в его сознании формируется стереотипный образ идеального студента. Как правило, это такой студент, который поддерживает педагога в его роли и делает его работу приятной: исполни­тельный, готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дис­циплинированный.

Важно, что ожидания, формирующиеся у учителей по отноше­нию к ребенку, и в самом деле начинают определять его реаль­ные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Например, в исследованиях было так же показано, что дети, носящие имя, которое нравится учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими имена, не принимаемые педаго­гом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с ус­пехами в учебе данного ребенка.

В педагогической практике наблюдаются следующие прояв­ления стереотипов оценки учащихся. Прежде всего стереотипы проявляются в отношении их ответов. «Хороших» учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохим» ученикам педагог посредством жестов и фраз с самого начала дает по­нять, что ничего хорошего он от них не ждет. Возникает пара­докс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачи­вает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако сам учи­тель, подверженный «стереотипу ожидания», субъективно воспринимает ситуацию как обратную и искренне считает, что тратит основную долю учебного времени на отстающих. Сте­реотип сказывается и на характере помощи при ответах. Неза­метно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вы­тягивает именно плохого ученика. Внешне стереотип порожда­ет характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих педагог критикует больше и резче с исполь­зованием обобщений типа «Ты в своем репертуаре», «Опять не выучил», «Другого от тебя не ожидали» и пр.

То же самое относится к другим профессиональным группам и к оценке представителей одной группы другой. Когда мы оце­ниваем людей, принадлежащих к определенным группам (вра­чей, юристов, режиссеров-постановщиков, профессоров психоло­гии), мы склонны преувеличивать сходство внутри групп и раз­личия между группами. Само деление на группы может вызывать эффект внутригрупповой гомогенности — чувство, что они «все на одно лицо» и отличаются от «нас» и «нашей группы». По­скольку нам обычно нравятся люди, которых мы считаем на нас похожими, и не нравятся те, кого мы воспринимаем как непохо­жих, то естественным результатом будет внутригрупповой фа­воритизм. При этом мы считаем нашу группу гораздо лучше всех остальных.

Известный мим Марсель Марсо хорошо демонстрировал в свое время подобные изменения личности. Человек на сцене приме­ривает маску, радуется. Снимает и прикладывает ее к лицу вновь и вновь. И вдруг... Мим пытается оторвать маску от лица, а она не снимается, она срослась с лицом... Смысл этой сцены очеви­ден: выполняя какую-то деятельность, человек берет на себя оп­ределенные обязательства, которые ограничивают проявление его индивидуальности. Мы начинаем смотреть на окружающий мир через «очки-профессию», «очки-возраст», «очки-хобби», «очки-местожительство» и пр. Длительное занятие одной и той же дея­тельностью, нахождение в одной и той же ситуации делает эту маску-очки практически неотторжимой, она не снимается ни в каких ситуациях.

Уиливать стереоти­пы относительно «других» может похое или хорошее настроение. При плохом самочувствии мы вос­принимаем людей и события в более негативном свете. Но даже позитивные эмоции могут вмешиваться в процесс мышления, приводя к тому, что мы воспринимаем людей из других групп более похожими друг на друга, чем это есть на самом деле. Счастливые люди, ощущая себя удовлетворенными, прилагают меньше усилий в борьбе с различиями. Более того, ощущение, что все на самом деле хорошо, как полагают психоло­ги, может наполнять нас чувством некоторого превосходства.

5. МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ученые выделили ряд универ­сальных психологических механизмов, объясняющих, как проис­ходит процесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних особенностей. Эти механизмы можно разделить на три группы: во-первых, познания и понимания людьми других (иден­тификация, эмпатия, аттракция); во-вторых, познания самого себя (рефлексия); в-третьих, механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибу­ция). Рассмотрим основные из них.
5.1 Идентификация.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации человек пытается понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. По­этому, когда он считает, что окружающие его неправильно по­нимают, человек говорим: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым он как бы приглашает «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у раз­ных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль сле­дующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».

Идентификация с другим дает возможность понять его нор­мы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Идентификация тесно связана с другим близким по содержа­нию явлением — эмпатией.

5.2. Эмпатия

,Эмпатию можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании дру­гому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Пережива­ние человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, соучастие) являются одной из важ­ных характеристик личности. Эмпатия является основой содей­ствия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Благодаря эмпатии мы, чи­тая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тре­вогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существо­вание этих разных точек зрения. Эмпатические способности че­ловека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.

Механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует уме­ние поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами — не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ста­вим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой, В случае проявления эмпа­тии мы просто принимаем к сведению особенности его поступ­ков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.

От типа и характера межличност­ных отношений зависят формы эмпатии. Так, с когнитивной эмпатией люди встречаются в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллек­туальные компоненты, и они пытаются сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям собеседника Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при лю­бых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с челове­ком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно ока­зывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помощь им в подготовке к приему гостей.

Эта высшая форма эмпатии — действенная — характеризу­ет нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опи­раться на эмпатийные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрос­лых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая при­мер, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действен­ную поддержку.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обуслов­ленным. Развитая эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир парт­нера по общению (прежде всего в обучении и воспитании). Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «учителю сле­дует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитрудней­шего — сформирования способности ощущать душевное состоя­ние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И далее: «Глухой к другим лю­дям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собст­венных поступков».

5.3. Аттракция.

Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого чело­века, основанную на возникновении к нему положительных чувств. В том случае, когда познание партнера по общению осуще­ствляется через механизмы формирования привязанности, дру­жеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от про­стой симпатии до глубокой любви.

Внешнее или внутреннее сход­ство партнеров нередко является причиной возникновения положительных чувств по общению. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет про­блемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мото­циклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.
5.4. Рефлексия

Способность человека представлять то, как он воспринима­ется партнером по общению, получила название рефлексии. По­нятие «рефлексия» возникло очень давно. Для того чтобы правильно понять партнера по общению, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Еще Декарт подразу­мевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на со­держании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но здесь добавляется еще и выяснение того, как дру­гие знают и понимают рефлексирующего, его личностные осо­бенности, умственные способности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание как бы переносится с партнера на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. С учетом рефлексии и взаимного отобра­жения партнеров в общении участвуют уже не двое, а как бы шесть человек:

«Я», каким я являюсь в действительности;

«Я», каким я вижу самого себя;

«Я», каким меня видит партнер по общению.

Соответственно эти же три позиции можно обнаружить и у партнера по общению.

Когда одна группа людей стремится понять, как она оценива­ется другими, то рефлексия называется групповой. Данное уме­ние особенно важно для руководства предприятиями, политичес­ких партий, так как от этого будет зависеть их авторитет. Имен­но для этого социологические службы проводят многочисленные опросы общественного мнения. Лишь учитывая его, можно стро­ить свои дальнейшие планы, видеть перспективу.
6. КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ
Стремясь верно оценить человека в це­лом и какие-то качества в отдельности, понять его, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно людей интересует то, что заставляет окружающих дей­ствовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние пру­жины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в усло­виях дефицита информации и, не зная истинных причин поведе­ния других, начинаем приписывать им самые разнообразные мо­тивы, причины. В их основе может лежать сходство поведения воспринимаемого лица с каким-то другим известным образцом или анализ собственных мотивов, проявляющихся в аналогич­ной ситуации.

Бывает, что приписанные причины негативны, глубоко обид­ны и могут полностью разрушить сложившиеся отношения. Студентка, идущая к одногруппнику заниматься может представляться обывателю девицей, имеющей намерение найти жениха; человек, купивший большой дом на честно заработанные деньги, — жуликом, обманывающим го­сударство и окружающих; ученый, защитивший диссертацию, — карьеристом.

Может быть и положительное приписы­вание. Например, вернувшаяся с работы мама, обнаружив пол­ностью убранную квартиру, думает, что ее дочка наконец-то взя­лась за ум и решила помочь ей. Хотя на самом деле, пока ро­дителей не было дома, дочь устроила в квартире буйную вечеринку и теперь пытается скрыть ее следы. Такое приписы­вание причин поведения другому человеку называется каузаль­ной атрибуцией, которая, как мы видели, бывает положитель­ной и отрицательной.

Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого че­ловека или знают их недостаточно. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои привычные, любимые способы или схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна личностная атрибуция. Такие люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретно­му человеку, но только не себе. Другие же привыкли к обстоя­тельственной атрибуции. Они винят обстоятельства, не стре­мясь выяснить конкретного виновника. Третьи используют стимульную атрибуцию: человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам ви­новат, что попал под машину).

Атрибуция также бывает внутренней и внешней. Пытаясь определить черты личности другого человека, мы можем искать причину его поведения либо в его внутренних склонностях, либо, наоборот, в элементах ситуации, в которой он оказался.

Успех студента на экзамене мы можем припи­сать либо его умственным способностям, старательности и упор­ной работе, либо тому факту, что экзамен был легким или что во время экзамена он сумел воспользоваться шпаргалкой. Ссору между влюбленными можно объяснить либо дурным характе­ром одного из них, либо происками и сплетнями недоброжелате­лей, строящих им различные козни. Совершенное преступление можно приписать либо «злобной» или «агрессивной» личности преступника, либо той ситуации, что заставила его отстаивать свои интересы. Жизнь обездоленных людей можно объяснять либо нехваткой у них «таланта» или духа предпринимательства, либо социальной средой и неравными шансами на успех.

Психологи установи­ли различные закономерности изучая процесс каузальной атрибуции, Вспомним, как мы объясняли родителям, почему получили плохую или хорошую отметку в школе. Здесь может быть множество различных случаев. Од­нако можно согласиться с учеными в том, что причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи — обстоятельствам. Мало найдется таких людей, которые бы честно признались: «Да, я виноват».

Оценка события будет различна в случаях, если человек был участником (соучастни­ком) или наблюдателем. Причем общая тенденция состоит в том, что чем более значимо для нас событие, тем скорее мы склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атри­буции к личностной. Если болельщик наблюдает за тем, как любимая команда проигрывает очередной матч, то обычно он ищет причины в самих игроках или тренере. Но если бы ему самому пришлось выйти на площадку в составе этой команды, то он нашел бы совсем другие объяснения своего проигрыша.

Ошиб­ки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении по­ведения членов группы, - утверждает американский психолог Томас Петтигру . Эти ошибки позволяют оправдывать членов своей собственной группы: «Она принесла себя в жерт­ву, потому что у нее доброе сердце. Он ответил отказом, потому что его вынудили обстоятельства». При объяснении действий членов других групп люди чаще предполагают самое худшее: «Она принесла себя в жертву, чтобы получить покровительство; она ответила отказом, потому что она — эгоистка». Точно так же родители воспринимают шалости своих детей. Если толкает­ся собственный ребенок, то любящие родители воспринимают это как желание разрядиться, размяться, а когда то же самое делает чужой, то это воспринимается как агрессия и насилие.

Как «редкий случай» рассматриваться положительное поведение членов «чужой» группы, а чаще всего оно не замечается. («У него определенно светлая голова, и он усиленно работает — совсем не так, как другие студенты-технологи»); как удачное стечение обсто­ятельств («Его, наверное, приняли потому, что на ФАРМе был недобор студентов»); как требуемое ситуацией («Что еще мог сделать в этой ситуа­ции Петров, как не оплатить его билет?») или как результат приложения сверхусилий («Студенты — выходцы из деревни получают лучшие оценки, потому что преподаватели оцени­вают их крестьянское трудолюбие»). Группы, находящиеся в менее привилегированном положении, в меньшей степени про­являют подобные пристрастия в пользу группы.

Предубеждения и неверное приписывание групповых при­чин поведения постепенно начинает отражаться в нашем языке, искажая его. Группа итальянских ученых под руководством Энн Маасе обнаружила, что позитивное поведение члена сво­ей группы часто описывается как общая тенденция (например, «Катя всегда поможет на контрольной»). То же самое поведе­ние, демонстрируемое членом «чужой» группы, часто описыва­ется как случайность («Катя позволила кому-то заглянуть в свою тетрадь»).

7. СЛОВАРЬ
Дистанция социальная — степень близости иликлассов, социальных групп и лиц по их положению в обществе.

Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Контроль социальный механизм саморегуляции в со­циальных системах (группах, коллективах, организациях, обще­стве в целом), осуществляющий ее посредством нормативно­го (морального, правового, административного и т. д.) регули­рования поведения людей.

Конформность — психологическая характеристика пове­дения человека, выражающаяся в его податливости «давлению» группы, т. е. в ситуации конфликта между своим мнением и мне­нием группы он формирует мнение, совпадающее с мнением большинства.

Пространство социальное – социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, про­странственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика соци­альной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возмож­ностей) их развития.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутрен­них психических актов и состояний.

Санкции социальные — оперативные средства социаль­ного контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к последним за конкретные социальные действия.

Идентификация — психологический процесс отождеств­ления индивидом себя с другим человеком, группой, коллек


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение общение показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявления и функций этого явления. Сложность общения требует выделения отдельных его составляющих, описание структуры общения.

В данном реферате я рассмотрел перцептивную сторону общения, представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга, а именно: роль первого впечатления на общение людей друг с другом; типичные ошибки в восприятии человека человеком при первом впечатлении, их влияние на общение; стереотипы восприятия человека человеком; роль каузальной атрибуции в формировании отношений людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Андреева ГМ. Социальная психология. —М. «Академия», 1989. - 332 с.

  2. Атватер И. Я вас слушаю... - М., «Просвещение»,1988. – 225 с.

  3. Добрович А.Б. Общение : наука и искусство. — М.,1980.

  4. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия /Сост. Б.Н.Лозовский. —М., «Просвещение», 1993. – 554 с.

  5. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений. – М,: «Академия», 2005. – 368 с.

  6. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2002. – 336 с.

  7. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского и др. — М., 1990.






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации