Головатый Н.Ф. Социология молодежи - файл n1.doc

приобрести
Головатый Н.Ф. Социология молодежи
скачать (1113 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1113kb.06.07.2012 20:16скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999


Источник: www.socioline.ru

Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999 1

Введение 4

1. Социология молодежи кап наука 7

1.1 МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ ГРУППА В ОБЩЕСТВЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 7

1.2 РОЛЬ И МЕСТО МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ 12

РЕЗЮМЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

2. Образовательная и профессиональная подготовка молодежи на современном этапе 18

2.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ 18

2.2 ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

3. Социальные вопросы труда и обеспечения занятости молодежи 28

3.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 29

3.2 ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

4. Ценностные ориентации и потребности современной молодежи 44

4.1 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ 44

4.2 ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

5. Социальные проблемы духовного развития молодежи и формирования ее гражданской позиции 56

5.1 ДУХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ 56

5.2 ДУХОВНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕЛОВЕКА 60

РЕЗЮМЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

6. Социальная работа как средство социализации личности 73

6.1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 74

6.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ 75

РЕЗЮМЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

7. Молодежное движение как объективный и субъективный факторы молодежной политики 84

7.1 МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ ЛИЧНОСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 84

7.2 ПЕРИОДИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УКРАИНЕ 93

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

8. Социологические особенности политико-правового регулировании жизнедеятельности молодежи 102

8.1 ДИАЛЕКТИКА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ 102

8.2 ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ 107

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114

9. Концептуальные особенности и принципы формирования государственной молодежной политики в переходном обществе 115

9.1 ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРЕХОДНОМ ОБЩЕСТВЕ 115

9.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 120

Заключение 126

Словарь 135



Введение


Любое общество независимо от его политической системы, уровня материального и духовного развития заинтересовано в постоянном преумножении своих богатств во всех сферах жизнедеятельности. Для этого ему приходится решать целый комплекс социально-экономических, политических и других задач, которые призваны создать необходимые условия прежде всего для реализации и самореализации каждого гражданина как личности, объекта и субъекта общественных отношений и преобразований.

Свобода выбора каждым членом общества и реализация им своих интересов, запросов и потребностей всегда в значительной мере ограничиваются уровнем развития конкретного общества, существующими в нем социальными отношениями. И все же в любом обществе, особенно высокоразвитом, на первый план выдвигается приоритет именно личности по принципу: свободный гражданин — свободное, демократическое общество. На этом следует акцентировать внимание в силу того, что в бывшем СССР, да и в странах так называемого социалистического лагеря, длительное время идеология формирования личности строилась наоборот: провозглашался приоритет общественных интересов, а не личностных. Сама личность, особенно молодой человек, был больше объектом воздействия и воспитания, нежели субъектом социально-экономических, политических и духовных преобразований.

Общеизвестно, что с 1985 г. практически во всех республиках бывшего СССР, а ныне суверенных государствах происходят неоднозначные процессы ломки не только государственных, но и всех социальных структур, формирования качественно иных государственных, политических, экономических систем, принципиально новых социальных отношений.

В такой ситуации человек, как правило, оказывается далеко не в комфортных условиях, которые позволили бы ему более или менее успешно реализовать себя, свои потенции и возможности. Особенно это касается подростков, молодых людей и граждан, принадлежащих к так называемым группам социального риска: сирот, инвалидов, пьяниц, наркоманов, пенсионеров и т. п. Наиболее остро на

дестабилизационные процессы, общественное неустройство реагирует такая большая и динамичная социально-демографическая группа, как молодежь.

Можно утверждать, что личная деятельность, инициатива молодежи являются следствием политики, осуществляемой по отношению к молодежи в конкретной стране и обществе, и зависят от условий, которые созданы в государстве для социализации и самореализации молодежи.

Проблемы молодежи условно можно разделить на национальные и общепланетарные, или глобальные. При этом первые нельзя по-настоящему определить, вычленить и понять без учета вторых.

Сегодняшнее поколение молодых людей живет в очень сложном, неодномерном и противоречивом мире. Вот лишь несколько впечатляющих фактов:

• за последние двадцать лет объемы производства продуктов питания возросли на 20% по сравнению с увеличением численности населения на планете;

• втрое повысился уровень образованности взрослого населения;

• большая часть населения Земли живет в демократических плюралистических обществах;

• годовые расходы на вооружение в мире превысили 800 млрд дол., что равняется доходам половины населения планеты;

• более 900 млн чел. в мире не умеют ни читать, ни писать;

• более 200 млн детей постоянно недоедают.

В целом завершающийся XX век войдет в историю как век фантастических открытий, огромных достижений во многих областях знаний, ускорения технического и общественного развития, обеспечения высокого уровня благосостояния на Земле. Однако остается немало стран с крайне низким уровнем развития, для которых XX век запомнится в первую очередь как время огромных потрясений, насилия, кризисов и катаклизмов.

XX век — это век борьбы и победы над фашизмом, образования и распада СССР и социалистической системы, начала формирования более двадцати новых самостоятельных, суверенных государств, в том числе и Украины. Многие из этих стран стали на путь капиталистического развития, хотя в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро специальная Конференция ООН, в которой принимали участие главы 147 государств, вынесла ... приговор капиталистическому пути развития, констатируя, что парадигма развития, в которой главным элементом была

погоня за максимальной прибылью, исчерпала себя и не может быть больше основной движущей силой прогресса.

Таким образом, человечество стоит на пороге XXI века, который ожидается не менее противоречивым и сложным, чем нынешний.

В последние годы в мире произошло множество изменений глобального характера, что существенно повлияло прежде всего на положение и социальное самочувствие молодежи.

Речь идет о переходе от индустриально-технологических обществ к информационным. А это означает, что сложились иные, чем в XX веке, социально-экономические условия социализации и интеграции молодежи во все сферы жизни и деятельности.

За последние десятилетия существенно изменились отношения между отдельными странами, особенно европейскими. Идеологическое противостояние, образ врага, "железный занавес" — все это уже ушло в прошлое. Налицо интенсивный процесс межгосударственной интеграции, в результате которого молодежь приобретает более широкие возможности для плодотворного овладения всеми достижениями человеческой культуры, тем гуманистическим наследием человечества, без которого невозможно становление социально активной личности.

Именно в такой сложный мир вошла суверенная Украина, являющаяся двадцатым по величине государством в мире, с ее богатыми природными ресурсами, талантливыми людьми. Она должна стать и, безусловно, станет хозяйкой собственной судьбы.

Восемь лет после провозглашения независимости Украины ощутимых положительных результатов в развитии экономики страны не дали. По сравнению с большинством восточноевропейских стран (Болгарией, Польшей, Венгрией и др.), с Россией положение Украины осложнено еще и тем, что ей необходимо не просто реформировать свое общество, но и добиться построения национальной государственности.

Сегодня Украина еще не является единым (однородным) государством ни в политическом, ни в экономическом, ни в социальном плане. Продолжается болезненный, сложный процесс становления новой политической системы, формирования рыночных отношений, среднего класса, который во многом является основой стабильности общества. Все убыстряется социальное расслоение, люмпенизация значительной части населения, увеличивается количество безработных.

В социальном отношении центральной для Украины является проблема национального, духовного и культурного возрождения. Речь идет о языке, традициях и обычаях, культуре, свободе конфессий, обеспечении прав национальных меньшинств и т. п.

В наиболее общем плане ситуацию, связанную со становлением украинской государственности, можно было бы охарактеризовать следующим образом.

В целом Украина сегодня переживает период, свойственный всем посттоталитарным обществам. Однако действие факторов, наиболее характерных для такого общества, в Украине довольно своеобразно преломляется и конкретизируется особенностями действительности, влиянием исторических факторов и традиций. Речь идет о достаточно глубоких экономическом и нравственном кризисах, пассивности одной части населения и значительной активности другой, напрямую связанной с элементами рыночной, особенно теневой, экономики.

Специфические особенности имеет и складывающийся в украинском обществе политический плюрализм. Пока его характер труднообъясним и непредсказуем. Как свидетельствуют различные исследования и подтверждает практика, ни одна из ныне действующих в Украине политических сил — партий, объединений, организаций, движений — не имеет оснований претендовать на неоспоримое лидерство в масштабах всего государства ни сегодня, ни в обозримом будущем. Другими словами, политический плюрализм в Украине пока еще четко не обозначился.

Все более насущной становится необходимость входа Украины в европейское и всемирное пространство. Однако происходит это в обстановке усугубляющегося экономического и политического кризиса, усиливающейся социальной напряженности в обществе, при отсутствии достаточно четкого геополитического курса. Ведь Украина может войти в мировое сообщество лишь при условии принятия ряда мер оперативного и долгосрочного действия по стабилизации обстановки, более продуктивного развития всех демократических процессов, приостановления падения уровня жизни граждан, обеспечения социальной защиты и гарантий для отдельных особо нуждающихся слоев населения. На решение этих задач прежде всего и должны быть направлены экономические и социальные реформы.

В условиях кризисного состояния в любой стране целью социальной политики государства чаще всего бывает предотвра-

шение массовой безработицы и обнищания населения; сохранение определенных социальных ориентиров при радикальном изменении социально-экономических отношений в обществе; помощь социально незащищенным слоям и группам населения; содействие социальному становлению и развитию молодежи; сохранение (в относительных показателях) уровня финансирования приоритетных направлений социальной инфраструктуры — образования, культуры, здравоохранения и т. п.

Таким образом, Украина является достаточно динамичным, неструктурированным обществом переходного периода, в котором молодые люди (как и представители других социальных групп) получили важнейшее право — право выбора собственного жизненного пути. Этот выбор стал еще более сложным и непрогнозируемым. В обществе появились проблемы, ранее не существовавшие: безработица, огромные масштабы миграции населения, проблемы беспризорных детей, ксенофобия, высокий уровень преступности, наркомания, токсикома-ния, алкоголизм.

Существуют проблемы молодежи в образовании, профессиональной подготовке, занятости, передаче социального опыта от старших поколений к младшим, а также доверия молодежи к власти, политическим партиям, общественным объединениям, движениям, различным социальным институтам общества.

Не перечисляя далее основные проблемы — национальные и глобальные, которые предстоит решить человечеству в XXI веке, чтобы претворить в жизнь так называемую идею "устойчивого развития", акцентируем внимание на том, что все они по сути являются молодежными, т. е. в различной степени касающиеся молодежи и сказывающиеся на ней.

Почему? Потому, что в силу биологических (возраст) и социальных причин решать существующие проблемы мирового, общепланетарного и узконационального (в рамках одного государства) развития предстоит в первую очередь молодежи.

Молодежь должна не только осознать свою роль в создании собственного суверенного, самостоятельного, демократического государства и осуществить необходимые преобразования в Украине, но и внести свой вклад в реализацию общепланетарной идеи культуры, мира и демократии.

Молодежи предстоит научиться жить в эпоху новых ценностей, новой этики взаимоотношений между людьми, народами, странами, ценя

все достигнутое предыдущими поколениями, осваивая и развивая при этом новую планетарную этику, новую систему идей и ценностей.

Проблемы молодежи невозможно разрешить без сильной молодежной политики, без участия самой молодежи в ее реализации.

С 1980 г. эти проблемы постоянно находятся в центре пристального внимания ООН, которая в 1980, 1982, 1992 г. заслушала специальные доклады о положении молодежи. 1985 год был объявлен ООН Международным годом молодежи под девизом "Участие. Развитие. Мир", а в 1995 г. была одобрена Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период.

Не остаются безучастными к проблемам молодежи и другие международные организации и объединения. Так, ЮНЕСКО в 1997 г. объявила молодежь основным приоритетом своей деятельности.

В последние годы в Украине, как и в других посткоммунистических странах, немало сделано для решения проблем молодежи и ее социализации, а также разработана и осуществляется принципиально иная, новая государственная молодежная политика. Ее особенности наряду с другими вопросами будут рассмотрены далее.

Предлагаемый курс лекций призван дать определенное представление о социологии молодежи как комплексной научной проблеме, ее концептуальных особенностях, понятиях и категориях, о молодежи как объекте и субъекте социальных преобразований, о молодежной политике в целом, и государственной молодежной политике в частности, о путях, формах и методах социализации, о формировании политической культуры и гражданской позиции молодого человека как непосредственных атрибутах социально активной личности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации