МДС 12-8.2007 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин - файл n1.doc

приобрести
МДС 12-8.2007 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин
скачать (969 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc969kb.01.06.2012 12:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
     МДС 12-8.2007  

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
     

      Рекомендации содержат положения о системе технического обслуживания и ремонта строительных машин, указания по планированию, организации и учету этих работ, а также типовые нормы периодичности, продолжительности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта.

При работе с Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99) рекомендуется использовать в качестве исходных данных типовые нормы трудоемкости технического обслуживания и ремонта настоящих Рекомендаций.

Рекомендации предназначены для организаций, эксплуатирующих строительные машины и выполняющих их техническое обслуживание и ремонт, а также для проектных организаций, занимающихся вопросами планирования и организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.

Рекомендации способствуют выполнению основных требований ГОСТ 25646-95 "Эксплуатация строительных машин. Общие требования".

Рекомендации МДС 12-8.2007 являются переизданием МДС 12-8.2000 с изменениями и дополнениями.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ распространяется на основные строительные машины, применяемые при строительстве (реконструкции, ремонте) жилых, общественных и производственных зданий.

2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

ГОСТ ИСО 9001-2001* Система менеджмента качества. Требования.

________________

     * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 9001-2001

ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.

ГОСТ 2.601-95*. ЕСКД. Эксплуатационные документы.

________________

     * На территории Российской Федерации действует  ГОСТ 2.601-2006.

ГОСТ 2.602-95. ЕСКД. Ремонтные документы.

ГОСТ 15150-69* Машины, приборы и другие технические издания. Исполнения для различных климатических районов.

ГОСТ 25044-81. Техническая диагностика. Основные положения.

МДС 12-13-2003 Годовые режимы работы строительных машин.

МДС 12-21-2004. Сдача в ремонт и выдача из ремонта строительных машин

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Для обеспечения высокого уровня качества эксплуатации строительных машин строительные организации разрабатывают и внедряют согласно требованиям ГОСТ 25646-95 и с учетом рекомендаций ГОСТ ИСО 9001-2001 систему управления качеством эксплуатации строительных машин (УКЭСМ).

Основой эксплуатации строительных машин (далее - машин) является их техническое обслуживание и ремонт.

3.2. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняют на основе диагностирования их технического состояния. Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонт машин разрабатывают и осуществляют с учетом эксплуатационной (по ГОСТ 2.601-95) и ремонтной (по ГОСТ 2.602-95) документации заводов-изготовителей, а также требований к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации, установленных государственными нормативно-техническими документами.

3.3. Согласно ГОСТ 25646-95 проводят следующие виды технического обслуживания:

а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО) в начале или после использования машины, выполняемое в течение смены;

б) техническое обслуживание (ТО), выполняемое через плановые периоды наработки;

в) сезонное обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в летний или зимний периоды.

Некоторым видам технического обслуживания (ТО) конкретных машин может присваиваться в зависимости от периодичности выполнения и состава работ порядковый номер: TO-1, TO-2, TO-3. В состав работ технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технических обслуживании, включая ежесменное.

3.4. В соответствии с ГОСТ 25646-95 выполняют ремонты двух типов: текущий (Т) и капитальный (К).

Текущий ремонт обеспечивает ресурс машины до очередного ремонта.

Капитальный ремонт обеспечивает полный или близкий к полному ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые.

3.5. Техническое диагностирование входит в состав технического обслуживания (ТО) и ремонта и обеспечивает их проведение по фактическому техническому состоянию машин.

При техническом диагностировании с помощью приборов измеряют диагностические параметры машины, составных частей, сборочных единиц и деталей.

В результате технического диагностирования прогнозируют техническое состояние машины и ее остаточный ресурс, принимают решение о ее дальнейшей эксплуатации или определяют потребность в техническом обслуживании и ремонте.

3.6. Настоящие Рекомендации содержат сводные данные о видах технического обслуживания и ремонта, периодичности их проведения для каждого вида и типа основных машин.

Типовые нормы трудоемкости и продолжительности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту разработаны на основе указаний по составу работ, содержащихся в эксплуатационной и ремонтной документации, а также фактических затрат труда и времени на эти работы в строительных организациях и на ремонтных предприятиях.

3.7. Периодичность технического обслуживания и ремонта устанавливается в часах наработки машин.

Наработку машин определяют по показаниям приборов-счетчиков. Наработку машин, не имеющих счетчиков, определяют по данным учета сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования.

3.8. Типовые нормы трудоемкости включают средние суммарные затраты труда в человеко-часах на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием машины.

3.9. Продолжительность технического обслуживания и ремонта - это затраты времени на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием машины и измеряемые в часах.

3.10. Типовые нормы трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний и текущих ремонтов машин определены на основе обработки статистических данных с учетом условий проведения работ на эксплуатационных базах, в организациях, эксплуатирующих смешанные парки с количеством машин 100-250 в центральной природно-климатической зоне России.

Типовые нормы трудоемкости и продолжительности капитальных ремонтов определены на основе обработки статистических данных и применительны к ремонтным предприятиям, ремонтирующим до 100 машин одной модели в год.

При условиях работ и программах технического обслуживания и ремонта, отличных от приведенных, нормы подлежат корректировке применительно к местным условиям строительной организации.

При количестве машин менее 100 и более 250 вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие и понижающие нормы до 1,1 раза.

При эксплуатации машин в северных и южных климатических районах по ГОСТ 15150-69* вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие и понижающие нормы до 1,2 раза.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

4.1. Строительные организации разрабатывают годовой план и месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта машин по ГОСТ 25646-95.

Годовой план технического обслуживания и ремонта является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах, в производственных площадях ремонтных мастерских и профилакториев, в технологическом оборудовании, в передвижных средствах.

4.2. Количество технических обслуживаний и ремонтов в планируемом году  определяется по формуле

,                                                                 (1)

где  - фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации, ч;

 - планируемая наработка на расчетный год, ч;

 - периодичность выполнения соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, ч;

 - количество всех видов предшествующих технических обслуживаний и ремонтов (при расчете капитального ремонта  равно нулю).

Планируемую наработку определяют по методическим указаниям МДС 12-3-2003.

Расчеты производят в следующей последовательности: капитальный ремонт, текущий ремонт, технические обслуживания (ТО-3, TO-2, TO-1).

4.3. Порядковый номер месяца, в котором должен производиться капитальный ремонт , определяют по формуле

.                                                              (2)

Если при расчете 12, капитальный ремонт машины в этом году не планируется.

4.4. Месячным планом-графиком устанавливают дату технического обслуживания или ремонта и продолжительность простоя машины. Порядковый рабочий день месяца , в который начинается проведение технического обслуживания или ремонта машин, определяют по формуле

,                                                                      (3)

где  -число рабочих дней в планируемом месяце;

 - планируемая наработка на расчетный месяц, ч.

Если , соответствующий вид технического обслуживания или ремонта в этом месяце не проводят.

Для определения даты к  добавляют число выходных дней, приходящихся на вычисленное число рабочих дней.

Примечание - Результаты расчетов по формулам (1)-(3) округляют до целых чисел в меньшую сторону.

4.5. При составлении месячных планов-графиков планируют равномерную загрузку дней в месяце. Для этого допускается корректировка периодичности в сторону увеличения или уменьшения.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН

5.1. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняются строительной организацией на эксплуатационной базе или на местах использования машин с помощью передвижных средств.

5.2. Техническое обслуживание и ремонт организуют по системе УК ЭСМ, основой которой являются стандарты предприятия, устанавливающие порядок и организацию выполнения функций: планирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, технологической подготовки производства, материально-технического снабжения, метрологического обеспечения, подготовки и обучения кадров, информационного обеспечения, стимулирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, правового обеспечения.

5.3. Ежесменные технические обслуживания машин проводят машинисты.

Технические обслуживания (ТО), (СО) и текущие ремонты машин проводят специализированными бригадами (звеньями).

Техническое диагностирование машин организуют в соответствии с положениями ГОСТ 25044-81. Для выполнения работ по техническому диагностированию, как правило, комплектуют специальные звенья.

5.4. Слесарные и прочие работы по техническому обслуживанию и ремонту выполняют во взаимосвязи с диагностическими работами.

Диагностические работы выполняют, как правило, на специализированных участках диагностики, реже - на участках, совмещенных с другими работами по техническому обслуживанию.

Работы выполняют по следующей маршрутной технологии: уборочно-моечные работы, диагностические работы для определения технического состояния машины, далее - необходимые работы по техническому обслуживанию и ремонту, установленные в результате диагностики, затем - диагностические работы для оценки качества выполненного технического обслуживания и ремонта и определения ресурса машины.

Диагностические параметры машин, измеряемые и оцениваемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3, приведены в приложении 1.

5.5. Ремонт производится агрегатным методом. Необходимый для этого обменный фонд агрегатов создают как из новых, так и из восстановленных агрегатов.

5.6. Сдачу машин в ремонт на ремонтные предприятия и их приемку после ремонта проводят по методическим указаниям МДС 12-21-2004.

6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН

6.1. Организации, эксплуатирующие машины, ведут учет их наработки в объеме, определяемом эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601-95.

6.2. При техническом диагностировании составляют диагностическую карту по форме приложения 2. В карте записывают результаты диагностирования, дают заключение о необходимом объеме и содержании работ по техническому обслуживанию и ремонту.

6.3. Выполненные плановые технические обслуживания и ремонты учитывают в журнале учета технического обслуживания и ремонта машин, а неплановые - в журнале учета работ по устранению неисправностей машин. Формы журналов заполняют по ГОСТ 25646-95. Записи из журналов ежемесячно переносят в формуляры (паспорта) машин.

6.4. Порядок ведения учета и контроля технического обслуживания и ремонта машин в строительной организации устанавливается в стандартах системы УК ЭСМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МАШИН,

ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПРИ ТО-1, ТО-2 И ТО-3

     















Объект технического диагностирования


Диагностические параметры


ТО-1


ТО-2


ТО-3


1. Двигатель дизельный (в целом):


Мощность двигателя, расход топлива, частота вращения коленчатого вала


-


-


+


цилиндро-поршневая группа


Параметры вибрации и шума в подшипниках, механизме газораспределения и т.д., количество газов, прорывающихся в картер


-


+


+




Компрессия в цилиндрах


-


-


+


кривошипно-шатунный механизм


Давление масла в главной магистрали


+


+


+




Суммарный зазор в верхних головках шатуна и пальцев в бобышках поршня


-


-


+


система смазки


Давление масла в главной магистрали


+


+


+




Производительность масляного насоса


-


-


+


механизм газораспределения


Момент затяжки шпилек крепления головки цилиндров, зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел, неплотность клапанов газораспределения, угол начала открывания впускных клапанов, утопание клапанов в гнездах головок цилиндров


-


-


+


система охлаждения


Натяжение ремня вентилятора


+


+


+




Перепад температур охлаждающей жидкости на входе в радиатор и на выходе из него


-


-


+


система очистки и подачи воздуха


Засоренность воздухоочистителя


-


+


+


система питания двигателя


Производительность насоса, равномерность подачи топлива, угол начала подачи топлива, давление вспрыска топлива, перепад давлений до и после фильтра


-


-


+


2. Двигатель электрический и силовое электрооборудование


Параметры цепи питания, стартера, статора, контакторов, ротора и пускового реостата, электрогидравлических толкателей


+


+


+




Ток, потребляемый электродвигателем, частота вращения ротора, параметры вибрации и шума, тормозов


-


+


+


3. Гидросистема (в целом):


Продолжительность рабочего цикла, усадка штоков гидроцилиндров


-


-


+


насос


Давление, производительность


-


+


+


гидрораспределитель


Усилие перемещения золотника и ход его от нейтрального положения, усилие затяжки гаек стяжных шпилек и болтов крепления блоков золотников управления и предохранительных клапанов, утечка жидкости по золотнику


-


-


+


гидромотор


Давление и объемный КПД гидромотора


-


-


+


гидроцилиндры


Внутренние перетечки, объемный КПД


-


-


+


фильтры


Давление перед фильтром


-


-


+


рабочая жидкость


Параметры качества жидкости


-


+


+


4. Электрооборудование


Уровень электролита аккумуляторных батарей, натяжение ремня генератора


+


+


+



Плотность электролита, точность встроенных контрольно-измерительных приборов


-


+


+



Напряжение батарей, сила света фар, сила звучания сигнала, зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора


-


-


+


5. Пневмосистема


Натяжение ремня компрессора, герметичность системы


+


+


+


6. Ходовая система:
а) гусеничный ход


Натяжение гусеничных цепей, размер зубьев звездочек, радиальные зазоры в подшипниках направляющих колес и опорных катков, осевые зазоры в подшипниках поддерживающих роликов и кареток подвески


-


+


+


б) пневмоход


Давление воздуха в шинах


+


+


-




Величина тормозного пути


-


+


+




Высота протектора шин, угол развала и схождения колес, осевые зазоры в подшипниках колес и шкворней


-


-


+


в) ход башенных кранов


Величина тормозного пути, износ ходовых колес, рельсов, рельсовых захватов и противоугонных устройств


+


+


+


7. Трансмиссия и система управления


Суммарный зазор в механизмах трансмиссии, усилия на рычагах и педалях, люфт рулевого колеса и усилие на его ободе, зазоры в подшипниках бортовых передач, зазор в подшипниках карданной передачи


-


-


+


8. Крановая часть


Параметры приборов безопасности, канатов, тормозов крановой части, крюковой обоймы


+


+


+




Трещины в металлоконструкциях и сварных швах, погнутости и вмятины. Степень коррозии


-


+


+




 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА МАШИНЫ















































Марка машины


Номер машины










Год изготовления




Вид последнего ремонта
















Дата его выполнения  "  




"


2007 г.












Дата технического диагностирования "




"


2007 г.


































Объект диагностирования и диагностические параметры


Единица измерения

Значение параметров

Заключение о техническом состоянии и необходимый вид воздействия






номинальное

допустимое по норме

фактическое при замере


фактическое после регулировки




1


2


3


4


5


6


7

  1   2   3   4   5   6   7


РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации