Курсовая работа - Пейзаж и его художественные функции в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин - файл n1.doc

Курсовая работа - Пейзаж и его художественные функции в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин
скачать (247 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc247kb.01.06.2012 12:59скачать

n1.doc

  1   2


Министерство образования Республики Беларусь

УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина»

кафедра русской и зарубежной

литературы

Курсовая работа

Пейзаж и его художественные функции в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


Выполнила: студентка 3 группы,

5 курса дневной формы обучения

Минчук Алеся Александровна
Научный руководитель:

Чернейко И.Л., старший преподаватель


Мозырь, 2011
Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3-5

Глава 1. Лирические отступления в литературном произведении

    1. Лирические отступления и их художественные функции в произведении……………………………………………...................................6-8

    2. Образ автора в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин»………........9-14

Глава 2. Образы природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

2.1. Пейзаж в литературе и его художественные функции……………….15-19

2.2. Лирические отступлении о природе в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин»………………………………………………………………………20-31

2.3. Герои романа «Евгений Онегин» и картины русской природы……..32-42

Заключение…………………………………………………………………43-44

Литература………………………………………………………………….45-46


ВВЕДЕНИЕ
Пушкиннаше всё

Ап. Григорьев
Актуальность исследования. Значение творчества и масштабы гения Пушкина позволяют назвать его исключительным явлением всемирной литературы и культуры, «началом всех начал». Его достижения в области художественного творчества определили и во многом обусловили развитие русского литературного процесса XIXXXI веков.

«При имени Пушкина, - сказал Н.В.Гоголь, - тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит емуэто русский человек в его развитии, в каком он, может быть явится через двести лет [2, c.88]. Гоголь четко указал нам на глубокую метафизическую связь судьбы России с Пушкиным, увидев в нем культурный ориентир для русского человека.

В творчестве каждого писателя есть самое значительное, самое любимое произведение, где с исключительным мастерством соединены моральные и эстетические идеалы автора как личности. У Пушкина таким произведением является роман в стихах «Евгений Онегин».

Пушкин был основоположником реализма в русской литературе, в котором новаторски использовались и переосмысливались эстетические достижения романтизма. В литературе это направление возникло, как попытка трезво оценить действительность. Пушкина обвиняли в грубости, нездоровом интересе к низменным чувствам, упрекали за то, что он вводит в поэзию житейские слова и понятия. А он видел прекрасное именно в народной жизни и её приметах.

«Евгений Онегин» - это гениальное произведение, по словам Белинского «энциклопедия русской жизни» того времени. В роман «Евгений Онегин» Пушкин смело вводил реалистические картины русской природы и русского народного быта. Пейзажные зарисовки помогали автору передать состояние души героев, выразить свои мысли, чувства.

В большинстве произведений Пушкина немало страниц посвящено красоте природы, её величию и могуществу. Каждый поэт с любовью и нежностью воспевает прелести родного края, его природную неповторимость. Образы природы всегда играют важную роль в художественных произведениях. Любовь к Родине, к природе не оставляет равнодушным, пожалуй, ни одного писателя и поэта. Именно природа соединяется с человеческим сердцем той его возвышенной силой, которую издавна называют поэзией. Каждый поэт воспевает любовь к природе по- своему, своеобразно рисует картины родного пейзажа. Удивительному миру природы посвящено великое множество лирических произведений русского поэта A.C. Пушкина.

Функции пейзажа в романе «Евгений Онегин» исследовались многими известными учёными и литературоведами. Вклад в разработку данной проблемы внесли известные литературоведы Е.А. Маймин, И.Е. Науменко, А.С. Майхрович, А.И. Княжицкий, Л.И. Фигловская.

Актуальность избранной темы заключается в том, что сейчас остро стоит вопрос о связи человека и природы, его осознанному, бережному отношению к ней. Художественное произведение великого мастера слова способно пробудить в сознании людей патриотические чувства по отношению к природе, родной земле, своему национальному достоинству.

Цель данной работы: показать образы природы и их художественные функции в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Глава 1. Лирические отступления в литературном произведении




1.1. Лирические отступления и их художественные функции в произведении

Лирическое отступление - авторская речь в эпическом или лиро- эпическом произведении, выражающая непосредственное отношение автора к изображаемым событиям [7 с. 214].
Лирическое отступление — композиционно-стилистический прием в художественной прозе и главным образом в поэзии, заключающийся в том, что автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанные или совсем не связанные с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они играют роль торможения фабулярного развития романа или поэмы, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать личные суждения по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме [5, с. 145].

Лирические отступления — непосредственное выражение автором в литературном произведении своих мыслей и чувств. [1, с. 127].

Лирические отступления это высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении [19, с. 137].

Лирическое отступление - форма авторской речи; слово автора- повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанное с действием произведения [8, с. 186]. Условность и эмоциональность стихотворной речи делают характерным лирическое отступление прежде всего для романа и повести в стихах («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), но возможно его наличие и в экспрессивной прозаической речи. Лирические отступления непосредственно вводят в мир авторского идеала и помогают строить образ автора как живого собеседника читателя.

Специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как это субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. При этом прямой разговор от имени лирического я нимало не обязателен. Авторский монолог — это лишь предельная лирическая форма. Лирика знает разные степени удаления от монологического типа, разные способы предметной и повествовательной зашифровки авторского сознания — от масок лирического героя до всевозможных «объективных» сюжетов, персонажей, вещей, зашифровывающих лирическую личность именно с тем, чтобы она сквозь них просвечивала [4, с. 27].

В лирике активен субъект, но субъект лирики не обязательно индивидуален. О чем свидетельствуют, например, абстрактные и стандартные авторские образы классической жанровой системы. Эстетическая мысль не раз уже приходила к пониманию лирики как поэтической переработки личностью разнородного жизненного опыта, переработки, при которой личность эта, с ее раздумьями, чувствами, с ее отношением к совершающемуся, всегда присутствует и всегда ощутима (в отличие от эпического автора).

Композиционная роль лирических отступлений очень многообразна. Отметим некоторые из распространенных случаев. При помощи лирических отступлений писатели усиливают нужное, с их точки зрения, восприятие и оценку читателями персонажей, их характеров и поведения.

Лирические отступления могут занимать большое место в произведении. Таковы отступления в «Евгении Онегине» (только в главе I - отступления о театре, о юности, творчестве, о плане романа и т.д.). Эти разнообразнейшие по темам богатые по содержанию отступления способствуют широте охвата действительности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни» [20, с. 137].

Лирические отступления дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. Их взволнованность, задумчивость обладают особой силой убеждения. При этом лиричность отступлений не означает, что писатели замыкаются в мире исключительно собственного «я», они передают важные для всех мысли, чувства, настроения. Общезначимое содержание выражается в них обычно от лица рассказчика или лирического героя, воплощающего типическую позицию современника, его взгляды и чувства. Лирические отступления часто публицистичны, выражают активную гражданскую позицию автора, связь его творчества с современной общественно- политической жизнью.

Лирические отступления относятся к внесюжетным элементам произведения, содействуют раскрытию его идейного содержания.

Так, в «Евгении Онегине» композиция «свободного романа» позволяет органически включить в него многообразные авторские отступления:

Таким образом, лирические отступления в литературном произведении выполняют следующие функции: придают энциклопедичность, широту произведению, выражают авторскую точку зрения на происходящие события; способствуют более глубокому пониманию идейно-образного содержания произведения.

1.2. Образ автора в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин»

Личность самого Автора и его лирический голос особенно выявился в лирических отступлениях романа. Современное литературоведение

неоднозначно трактует проблему автора. Нам кажется наиболее убедительной концепция Б. О. Кормана, для которого автор - это:

а) реально существующий (или существовавший) человек, то есть «автор биографический»;

б) автор как некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение;

в) автор — повествователь, рассказчик;

г) автор как особая форма выражения авторского сознания в лирике, отлична от лирического героя [18, с. 89].

Проблема автора в пушкинском романе, по мнению большинства пушкинистов, раскрывается в следующем:

а) в идейно-эмоциональном отношении к героям и изображаемым событиям;

б) в сюжетно-композиционной структуре произведения;

в) в авторских, так называемых лирических отступлениях [18, с. 89].

Зеркало исторической эпохи, «Евгений Онегин» - одновременно зеркало внутреннего мира и самого автора. «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», - замечает в связи с этим В. Г. Белинский [56, с. 90]. Но при столь сильно выраженном авторском присутствии отношение в «Евгении Онегине» между субъективным и объективным началами - автором и его героями, изображаемой им действительностью - также носит принципиально новый характер, соответствует новому реалистическому качеству пушкинского романа в стихах. Поэт отнюдь не равнодушен к героям своего произведения, ко всему, о чем в нем рассказывается, В его попутных суждениях, высказываниях, оценках — итог всего им пережитого, передуманного, перечувствованного - «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» [18, с. 91]. При этом за ним все время ощутим человек не только большого, горячего сердца, но и передовых понятий и идеалов, стоящий «в просвещении» «наравне» со своим веком, не только современник, но и друг, брат, товарищ декабристов.

Но авторское начало в «Евгении Онегине» не ведет, как это было у сентименталистов и романтиков, к произвольному смешению субъективного и объективного планов, к подмене одного другим. В романе ярко выражено «сознание» автора, но наряду с этим не менее ярко предстает в нем и не зависящее от его сознания объективное «бытие». Действительность дана не в субъективных авторских оценках, даже не только в качестве объекта авторского рассказа, она как бы живет в романе своей собственной жизнью, сама рассказывает о себе, звучит всеми своими голосами. Это было едва ли не самой замечательной победой автора «Евгения Онегина» как писателя-реалиста, осуществленной с помощью целого ряда тончайших и разнообразнейших художественно- стилистических приемов.

Подобно тому, как в прозе мы получаем возможность найти единый ключ к пониманию самых различных языковых особенностей повествования писателя, понимая их внутреннее единство, видя в них различные проявления образа повествователя, - в лирической поэзии мы обнаруживаем это внутреннее единство, опираясь на понятие лирического героя.

Образ автора органически сочетается со всеми другими образами романа; при его посредстве и создается художественная целостность и оригинальность «Евгения Онегина». Повествуя о событиях, которые образуют сюжетное действие романа, живописуя и оценивая его героев, делая отступления в прошлое, признаваясь в своих симпатиях и антипатиях, обращаясь непосредственно к читателям, автор раскрывается как особый характер, без участия которого Пушкин не смог бы столь лаконично и ярко воссоздать в романе полноту русской жизни и выразить свое отношение к ней.

Пушкинский повествователь и он же лирический герой включен в структуру романа как один из центральных героев. Его характер раскрывается в воспоминаниях, в прямых оценках изображаемого, в исповедях, в размышлениях по поводу важнейших проблем русской жизни и мировой истории, в бесчисленном множестве мелких замечаний и обобщений, касающихся литературы, театра и других искусств.

С образом повествователя-поэта связано решение вопроса о назначении человека, о смысле бытия. Онегин его не решил, Ленский не успел, Татьяна не может преодолеть известной односторонности, связав свой ответ на волнующие вопросы жизни лишь с жертвенной верностью супружескому долгу. И только в тех отступлениях, где повествователь - поэт вновь обращается к этому вопросу, понятие о долге наполняется конкретным итоговым смыслом. Долг для него - это такое деяние, которое оставит след в жизни современников и сохранит его ценность для потомков.

С первых строф Пушкин дает понять читателю, что их мысленному взору предстает художественная реальность вымышленная, созданная, сочиненная автором, но в то же время являющаяся частью, инобытием реальности того мира, в котором живут авторы и читатели:

Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных.

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может, быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гуляй, и я:

Но вреден север для меня [14, с. 4].

Четырнадцати строк хватило Пушкину, чтобы явить многие ипостаси Автора, но более всего заметно схождение творца и персонажа. «Друзья Людмилы и Руслана», - это говорит пока еще не названный Онегин - «это герой моего романа». А через три строчки: «Онегин - добрый мой приятель», и эти слова проговаривает персонаж, который затем будет дружить с героем в параллельном сюжете и собирается с ним в путешествие, которое не состоится. Тонкость построения заключается в том, что повествователь у Пушкина не вполне превращается в изображенное лицо: в героя, рассказчика, летописца, хроникера, мемуариста и т.п. У Пушкина Автор находится как бы на пороге своего романа, «Евгений Онегин» еще только явился в «смутном сне» и пишется на глазах у читателя. Однако в альтернативном пространстве того же текста, в другом его измерении, сочинитель романа гуляет в белую ночь вместе с Онегиным по берегам Невы уже в качестве сочиненного персонажа. В этой несовместимости обликов Автора и в то же время их включенности друг в друга суть и секрет неотразимого воздействия пушкинского романа в стихах. Но это же есть наведение на таинственное устройство мира. Различные облики Автора, переходя из одного в другой или пересекаясь, воспринимаются читателями слитно и цельно, в качестве завершенной фигуры, покрытой нераздельным авторским «я», первым лицом единственного числа. Лишь аналитически постигается «ступенчатость» построения, изолирующая в цельнооформленном облике Автора его чужеродные составляющие, которые к тому же не фокусируются в одной точке. Чем не модель человеческого сознания вообще?

Уже первое знакомство читателей с главным героем романа обставляется Пушкиным так, чтобы читатели сразу поняли, что они имеют дело с вымыслом, но особого рода - максимально приближенным к действительности и сливающимся с нею. Онегин - лицо явно вымышленное: он герой романа, поставленный в один ряд с другими вымышленными персонажами - Русланом и Людмилой, героями полюбившейся читателям первой поэмы Пушкина, но вместе с тем герой «повёрнут» к реальности. Он «добрый приятель» автора. Сам же автор романа,

А.С. Пушкин, введенный в роман в качестве не только создателя своего нового творения, но и одного из его героев, оказывается и реальной и одновременно вымышленной личностью.

Что же представляет собой образ автора в романе? Это одновременно и реальный поэт Пушкин, хорошо знакомый читателям по его прежним произведениям, начиная с поэмы «Руслан и Людмила», и на глазах читателей сочиняющий свое новое творение - стихотворный роман - и одновременно вымышленное лицо, живущее вместе с героями условной «романной» жизнью: он их «добрый приятель», поверенный их сердечных тайн, «сопереживатель», советчик и критик.

Пушкин намеренно демонстрирует это сочетание реально- жизненного и литературно-условного, вымышленного. После краткого, но энергичного вступления повествовательного характера, из которого читатель узнает о мыслях и чувствах Онегина, скачущего «в пыли на почтовых» к больному дяде, следует первое лирическое обращение к читателям. И если первая строфа создает иллюзию полного правдоподобия повествования, то во второй строфе Пушкин недвусмысленно дает понять читателям, что они вступают в особый художественный мир, в котором реальность порождает вымысел, а вымысел обращен к реальности

Образ лирического героя выступает не только как обобщение существенных свойств людей определенного общественного типа, но и как носитель определенной эстетической нормы, идеала, к которому он зовет читателей, воспитывая в них соответствующий строй чувств и мыслей.

Характерно замечание известного чтеца В. Яхонтова о «Евгении Онегине» Пушкина: «Автор всюду. Нужно только учуять личность автора, который так много, богато и сложно чувствует. Оттенки его души, его отношение к миру и к своим переживаниям так явственны, что можно взять его в качестве основного, ведущего героя романа. Очарованием его личности освещен весь роман в стихах. И о чем бы ни шла речь, а забывать автора не следует» [12, с. 280]. В. Яхонтов именно как исполнитель ощущает внутреннее единство всего повествовательного строя романа Пушкина, организованного образом лирического героя.

Отмечая, что «в нашем литературоведении при анализе лирических стихотворений получило широкое хождение и утвердилось почти как «обязательное», и в теории и на практике, понятие так называемого «лирического героя», Д. Благой выражает опасение, что это понятие может заслонить от нас то личное содержание, которое вкладывает поэт в свое произведение, «выражая себя, свое переживание» [16, с. 281]. Это важное соображение: понятие лирического героя, никоим образом не должно заслонять от нас живое, индивидуальное содержание творчества поэта как личности.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин», наряду с другими героями действует Автор не только как рассказчик, но и как действующее лицо.


Глава 2. Образы природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

2.1. Пейзаж в литературе и его художественные функции

Пейзаж в литературе издавна был жанром самостоятельным и великим. Тютчев справедливо считал, говоря о природе, что «в ней есть душа, в ней есть

свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» [16,с 153]. Образы-пейзажи, т.е. описания природы, занимают значительное место в системе образов большей части литературных произведений. «Человека не может не занимать природа,говорил И.С.Тургенев, - он связан с ней тысячью неразрывных нитей: он сын её...» [11, с.39]. В литературоведении под пейзажем (франц. Paysage, от pays - местность, окрестность) понимают изображение картин живой и неживой природы в художественном произведении.

Пейзажа в его современном понимании, как объективно-реального изображения природы, до XYIII века в литературе не было. Открытие пейзажа связано с осознанием нового положения человека во Вселенной как включенного, вписанного в неё. Впервые пейзаж, как важное средство отражения жизни, стал использоваться в творчестве писателей- сентименталистов и романтиков. Сентименталисты обычно показывали своих героев на фоне тихой, спокойной природы, которая хорошо воздействовала на душу и чувства человека, противостояла шумному городу. Романтики использовали пейзаж для выявления бурных чувств и страстей своих героев, для создания экзотических картин, в которых действовали герои. Наиболее широко роль пейзажа выступает в реалистических произведениях.

Для некоторых писателей пейзаж стал особенной идейно- художественной доминантой их творчества. В поэзии существует особенный жанр - пейзажная лирика. В стихотворениях этого типа пейзаж обычно психологически, нередко и социально наполнен, связан с переживаниями лирического героя.

Известными мастерами пейзажа в русской литературе были Ф.Тютчев, И.Тургенев. Л.Толстой, К.Паустовский и многие другие

Природа часто выступает как существенный элемент композиции. Она может гармонировать с мировосприятием персонажа, помогая раскрыть его с большей полнотой. Но пейзаж не является обязательным слагаемым художественного мира. Существуют произведения, в которых вообще нет пейзажа, представить же его отсутствие в окружающей нас действительности сложно. Если обратиться к такому роду литературы, как драма, то здесь функцию пейзажа могут выполнять декорации или указания на место в речи персонажа. Театральной системой «трёх единств», которая была основой драматургии, выдвигалось требование не менять место действия, что, естественно, ущемляло права пейзажа. Однако в литературе большую часть составляют произведения, где есть пейзаж. И если автор включает в свой текст описания природы, то это всегда чем-то мотивировано.

Пейзаж - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие фунщии в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан, метода писателя, а также от рода и жанра произведения.

Функции пейзажа в литературоведении разнообразны.

Одной из важнейших функций пейзажа является обозначение места и времени действия. Образы природы уточняют, конкретизируют обстановку, время и место действия произведения. Именно с помощью пейзажа читатель наглядно может представить себе, где происходят события (на борту теплохода, на улицах города, в лесу и пр.) и когда они происходят (т.е. в какое время года и суток). Иногда об этой роли пейзажа говорят и сами заглавия произведений: «Кавказ» Пушкина, «На Волге» Некрасова, «Невский проспект» Гоголя, «Степь» Чехова, «Старик и море» Э. Хемингуэя. Но пейзаж это не конкретное указание на время и место действия, а художественное описание, т.е. использование образного, поэтического языка.

Пейзаж как место действия важен потому, что оказывает незаметное, но, тем не менее, очень важное воспитывающее влияние на формирование характера. Классический пример такого рода пушкинская Татьяна, «русская душою». Её образ раскрывается в значительной мере благодаря постоянному и глубокому общению с русской природой.

Другой не менее важной функцией пейзажа является сюжетная мотивировка. Природные и, в особенности, метеорологические процессы (изменения погоды: дождь, гроза, буран, шторм на море и пр.) могут направить течение событий в ту или иную сторону. Так, в повести Пушкина «Метель» природа вмешивается в планы героев и соединяет Марью Гавриловну не с Владимиром, а с Бурминым; в «Капитанской дочке» буран в степи - мотивировка первой встречи Петра Гринёва и Пугачёва, «вожатого». Динамика пейзажа очень важна в хроникальных по преимуществу сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей. Персонаж традиционно выступает атрибутом жанра «путешествий», а также произведений, где основу сюжета составляет борьба человека с препятствиями, которые чинит ему природа, с различными её стихиями. Много места занимает пейзаж и в анималистской литературе, например в повестях и рассказах Дж. Лондона или В. Бианки.

Одной из наиболее частых функций пейзажа является форма психологизма. Описание природы часто составляет психологический, эмоциональный фон развития сюжета. Именно пейзаж создаёт психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Показателен в этом смысле «чувствительный пейзаж» сентиментализма. К примеру, сцена из «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях своих бледную, томную, горестную подругу, которая, прогцаясь с ним, прогцалась с судьбой своею. Вся натура пребывала в молчании» [19, с.231].

Пейзаж, данный через восприятие героя, - знак его психологического состояния в момент действия. Но он может говорить и об устойчивых чертах его мировосприятия, о его характере. В рассказе «Снег» К.Г.Паустовского герой, лейтенант Потапов, пишет своему отцу, живущему в одном из маленьких провинциальных городков России, с фронта: «Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. Эх, если бы ты знал, как я полюбил всё это отсюда, издали! Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот её маленький и самый милый для меня уголок - и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и берёзовые рощи за рекой, и даже кота Архипа» [19, с. 241]. Природа выступает здесь не только как эстетическая ценность, но и как высшая этическая категория. Именно это в рассказе является скрытым фундаментом возникающего чувства любви между героем и героиней. Близость их характеров, их ранимый и чуткий внутренний мир видны через одинаковое, внимательное и трепетное отношение к, казалось бы, мелочам, таким, как расчищенная от снега дорожка к беседке в саду.

Пейзажный образ, как знак определённого чувства, может варьироваться и повторяться в рамках одного произведения. Таковы в рассказе Паустовского мотивы «снега», «заснеженного сада», «меркнущего неба» и т.д. Иногда авторы прибегают к прямому сопоставлению изображений каких-либо существ и явлений из мира природы с образами людей. Пейзажные образы в контексте рассказа приобретают богатую символику, становятся многозначными. Они символизируют и чувство родины, и романтику любви, и полноту бытия, счастье взаимопонимания.

Ещё одна необходимая функция пейзажа - форма присутствия автора. Выделяют различные способы передачи авторского отношения к происходящему. Первый - точка зрения героя и автора сливаются («Снег» Паустовского). Второй - пейзаж, данный глазами автора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для персонажей - носителей чуждого автору мировоззрения. Примером может служить образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Таким образом, природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей. Человек учится у природы, он не признает ее. Природа органично входит в жизнь героев, переплетается с их мыслями, иногда помогает пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее. Красота природы, ее величие, необозримость развивают у человека идейно–нравственные, патриотические и гражданские убеждения, чувства гордости, любви к родной земле, эстетические понятия, художественный вкус, обогащают ощущения, эмоциональное восприятие, представление, мышление и язык. Природа делает каждого благороднее, лучше, чище, легче, милосерднее. А художественная литература, воссоздавая природу в слове, воспитывает в человеке чувства бережного отношения к ней.
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации