Контрольная работа - Война как способ разрешения национальных конфликтов - файл n1.docx

Контрольная работа - Война как способ разрешения национальных конфликтов
скачать (46.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx47kb.01.06.2012 12:56скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская академия государственной службы»

Филиал в г.Тюмени

Контрольная работа по дисциплине

«Социология»

Война как способ разрешения национальных конфликтов

Выполнила:

студентка 1 курса, группы 411

специальности государственное

и муниципальное управление

Власенко Т.Н.

Проверил:

ведущий преподаватель,

к.и.н., доцент

Чернышев А. А.

Тюмень

2010

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3

  1. Межнациональный конфликт: понятие, причины………………………5

  2. Международное право и мирное разрешение международных конфликтов………………………………………………………………..9

  3. Война как способ урегулирования межнациональных конфликтов…12

    1. Начало войны………………………….…………………………13

    2. Участники боевых действий………………………………………15

    3. Средства и методы ведения войны………………………………..17

    4. Окончание войны и его последствия…………………………….18

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………22

Введение
С начала существования цивилизации не было, пожалуй, периодов межнациональной и межрелигиозной стабильности, особенно длительных. По вине германских нацистов межнациональные конфликты в 20 веке достигли уровня геноцида. Но и после Второй мировой войны проблемы межэтнических отношений оставались острыми в связи с крушением колониальной системы и ростом национального самосознания во многих странах мира.

Актуальность изучения этнических конфликтов в последние десятилетия обусловлена трудноразрешимостью подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Вооруженные конфликты в Югославии, Нагорном Карабахе, Молдове, Южной и Северной Осетии, Чечне оказались серьезными проблемами 90-х годов XX века.

Почти все многонациональные государства подвержены межнациональным трениям и конфликтам, корни которых уходят вглубь истории. В них в сложный узел сплетаются социальные, духовные, государственные, правовые, демографические и иные проблемы народов. Это касается и промышленно развитых, и развивающихся стран, причем самой разной политической ориентации, уровня экономического развития, общественно-политического строя, государственного и конституционного устройства, разной конфессиональной принадлежности.

Межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями, они осложняются большими потоками беженцев. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций.

  1. Межнациональный конфликт: понятие, причины.


Межнациональные или межэтнические конфликты (нередко их называют просто этническими) стали распространенным явлением в современном мире. Большая часть всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. Распад СССР и переход к демократизации в нашей стране также сопровождались острыми межнациональными, межэтническими конфликтами.

Одна из важнейших потребностей человека – потребность принадлежности к какой-либо общности - семейной, родовой, профессиональной. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. «Я – русский» или «я – украинец» – это не просто фиксация «прикрепленности» индивида к некой социальной группе, но и выражение потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей – этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.

Этноконфликтолог В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму "гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий".

Что же такое «этнос»? Несмотря на уже довольно долгую историю науки этнологии общепризнанного понятия «этнос» не выработано. Разные этнологические школы выдвигают на первый план то объективные факторы формирования этносов (связь с природной средой, общность территории, языка), то субъективные (самоназвание, общность духа, религии, чувство солидарности), то природные, то исторические. В. А. Тишков предлагает следующее определение: «Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или другие контакты)»1.

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии – Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно сказать, что нация – это этнос, обретший свою государственность.

Только при этом надо обязательно учитывать, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств. А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, граждане США – это одна нация, хотя этносов в ней перемешано множество.

В сегодняшнем мире насчитывается около 200 суверенных государств. А всего этносов, по некоторым оценкам, более 5000. В одной только России их около тысячи.

И естественно между этническими общностями существовали и существуют конфликты и столкновения интересов. Однако, далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, или группа, которая ощущает на себе или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту.

Существуют самые разные точки зрения на суть, происхождение, структуру, типологию конфликтов. Одни исследователи считают конфликт логическим концом, предельным случаем обострения противоречий, другие называют его особым видом социального взаимодействия, третьи - социальной болезнью, четвёртые - нормальным состоянием динамического общества.

Национальный конфликт в целом можно определить как особую разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы с противоположными интересами (или с интересами, которые осознаются как противоположные) поляризуются друг против друга по национальному признаку.

Корни национальных конфликтов находятся, как правило, в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако национальные конфликты имеют и свою определённую внутреннюю логику развития.

Национальный конфликт всегда формируется в определённой ситуации, содержащей проблему (или проблемы), т. е. такие противоречия, которые представляются данным национальным группам (этническим общностям) как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация есть «совокупность факторов и предпосылок (включая определённое состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений»2.

Конфликтная ситуация порождается обычно резко противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов сторон, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения поставленных целей.

Развитие конфликтной ситуации начинается обычно с роста этноцентризма. Этноцентризм – это такая позиция, при которой своё национальное рассматривается как средоточие всего позитивного, а всё инонациональное – как отклонение от нормы. Нарастанию напряжённости конфликтной ситуации способствует усиление негативных оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Тогда наступает межнациональное отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях.

Однако чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс - инцидент. В случае национального конфликта таким инцидентом выступают как правило действия со стороны оппонентов, направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны. Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то межнациональный конфликт из потенциального становится реальным.


  1. Международное право и мирное разрешение международных конфликтов (споров).


Современные проблемы, противоречия и конфликты в сфере международных отношений являются сложной и специфической частью социальной реальности. Недооценка их чревата серьёзными последствиями для общественного развития.

Принцип мирного урегулирования международных конфликтов (споров) является одним из основных принципов современного международного права. Этот принцип логически вытекает из другого принципа международного права – принципа мирного сосуществования государств, принципа неприменения силы. Если принцип ненападения обязывает государства воздержаться от угрозы силы или применения силы в отношениях между собой, то принцип мирного разрешения международных споров обязывает государства решать споры между собой любыми мирными способами.

Г.И. Тункин говорит о соотношении этих двух принципов: «они являются в известном смысле двумя сторонами одной медали. Если государствам запрещается прибегать к силе в их отношениях с другими государствами, следовательно, и в разрешении споров с этими государствами, то это значит, что остаются открытыми только мирные пути разрешения споров. С другой стороны принцип мирного разрешения международных споров означает, что нельзя использовать силу для их урегулирования».

Старое международное право не знало принципа мирного разрешения международных споров. Оно исходило из того, что споры между государствами можно решать не только мирными, но и немирными средствами, включая войну. В Гаагских конвенциях 1899 и 1907гг. содержались лишь рекомендации обращаться к добрым услугам и посредничеству, «прежде, чем прибегнуть к оружию», «насколько позволят обстоятельства». Главным образом это было связано с тем, что прежнее международное право предусматривало право государств на войну, которым государства могли пользоваться для разрешения конфликтных ситуаций между ними.

Первое признание принципа мирного решения международных споров как принципа международного права было выражено в Парижском договоре 1928г. (Пакт Бриана-Келлога об отказе от войны). Позже он был выражен в резолюциях Лиги наций.

Юридическое содержание принципа мирного решения международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств – участников спора:

Спорящие стороны обязаны разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI Устава ООН. Согласно п.1 ст.33 Устава: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Государства не вправе оставлять свои международные споры не разрешёнными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принёс позитивных результатов.

На государства возлагается обязанность воздержаться от действий, которые могут привести к обострению спора.  Под такими действиями понимаются действия сторон, последствия которых могут привести к нарушению международного мира и безопасности, а также могут изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон, при этом нарушив интересы другой.

Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе права и справедливости. Это предполагает применение норм и принципов международного права, а также современных норм договорного и обычного права, которые определяют средства, способы и процедуру мирного урегулирования международных споров. Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В ходе развития международного права они претерпевали значительные изменения, совершенствовались и приобретали настоящий демократический характер.

И.П. Блищенко так определяет такую категорию как  мирные средства урегулирования международных споров – это международно-правовые способы и средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами современного международного права, без применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочнения мира, развития мирных отношений.

Однако, в современном цивилизованном мире не всегда удается избежать вооруженных столкновений между государствами, нациями, не удается избежать войны.

3. Война как способ урегулирования межнациональных конфликтов.


Эммануил Кант охарактеризовал стремление к миру, как историческую необходимость, которая исключает в конечном итоге войну, как форму международных отношений. Он говорил, что если не отвергнуть войну, как форму международных отношений, то нашу цивилизацию «ожидает вечный мир на гигантском кладбище человечества».

Война – это состояние борьбы или конфликта между двумя или несколькими государствами с использованием вооружённых сил; вооружённая борьба между государствами или общественно-политическими кланами за осуществление их политических, экономических и других целей.

Международное запрещение агрессивных войн ещё не ведёт к искоренению из общественной жизни причин, которые порождают военные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооружённой силе в международных отношениях, государства нередко прибегают к ней для разрешения споров между собой. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооружённых конфликтов, в целях его максимально возможной гуманизации. Эти отношения регулирует соответствующая группа норм международного права – нормы права вооружённых конфликтов. Они устанавливают взаимные права и обязанности участников конфликта относительно применения средств и методов ведения военных действий, регулируют отношения между воюющими и невоюющими государствами, определяют ответственность за нарушение соответствующих норм и принципов.


    1. Начало войны.

Согласно международному праву война должна объявляться заранее. Гаагская конференция об открытии военных действий  1907 года устанавливает, что военные действия между государствами  не должны начинаться без предварительного  и недвусмысленного предупреждения. Оно предусматривается в двух формах:

1) мотивированное объявление войны,

2) ультиматум – категорическое, не допускающее возражений требование, при условии невыполнении которого будет начата война.

Следует отметить, что эта норма действует и в современных условиях. Сам факт объявления войны, не являющейся актом самообороны, считается агрессией и невыполнение требований международных норм еще больше отягощает это преступление. В соответствии с определением агрессии Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, факт объявления войны, которая не является актом самообороны согласно Уставу ООН, не превращает войну противозаконную в войну законную, а представляет собой акт агрессии, и сам факт объявления войны становится международным преступлением. Соблюдение норм международного права вооруженных конфликтов обязательно независимо от того, объявлена война или нет.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти. Объявление войны (или состояние войны) влечет за собой ряд международно-правовых последствий независимо от фактического начала военных действий, даже если оно не сопровождается боевыми действиями. Боевых действий может вообще не быть, но состояние войны с юридическими последствиями будет сохраняться вплоть до его прекращения.

К важнейшим правовым последствиям состояния войны относятся: прекращение мирных отношений между государствами, что влечет за собой  разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений, торговых и других. Дипломатические и другие представительства закрываются, и персонал их покидает территорию неприятельского государства. Иногда это связано с большими трудностями, занимает много времени, особенно если боевые действия начаты между соседними государствами.

Защита прав и интересов граждан воюющих государств поручается третьему, обычно нейтральному, государству (с его согласия), которое поддерживает  дипломатические отношения с обоими воюющими государствами. Например, во время второй мировой войны германские интересы в СССР представляла Швеция, и она же представляла интересы СССР в Германии.

Начало войны приводит к тому, что политические, экономические и другие договоры прекращают свое действие. Запрещаются торговые сделки с юридическими лицами неприятельского государства. Имущество, принадлежащее неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатического и консульского представительств). Однако собственное имущество неприятельских граждан является, в принципе, неприкосновенным. Сами граждане подвергаются различным ограничениям. Они могут быть принуждены к проживанию на период войны в отдельных районах  (интернированы).

Территория, на которой развёртываются военные действия, называется театром войны. Она может включать в себя сухопутную, морскую и воздушную территории, а также открытое море и воздушное пространство над воюющими государствами. Не может использоваться в качестве театра военных действий территория нейтральных государств. В международном праве выделяют нейтрализованные территории. К ним относятся Магеланов пролив, Суэцкий и Панамский каналы, Аландские острова, Антарктика и др. Согласно Договору по космосу 1967г. в театр военных действий нельзя включать Луну и другие небесные тела. Современное международное право исключает также из театра военных действий открытые города и центры сосредоточения больших культурных ценностей.


    1. Участники боевых действий.


В международных конфликтах участниками являются, прежде всего, вооружённые силы. Ведение тотальной войны, где не проводится различия между гражданскими и военными участниками запрещено международным правом и считается преступным. Понятие «вооружённые силы» так определяется Дополнительным протоколом №1 к Женевским конвенциям: они «состоят из всех организованных вооружённых сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчинённых, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооружённые силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооружённых конфликтов» (п.1 ст.43).

Но вооружённые силы с точки зрения применения против них оружия неоднородны: среди них различают комбатантов и некомбатантов.

Дополнительный протокол №1 определяет комбатантов как лиц,  входящих в состав вооружённых сил, которые  принимают непосредственное участие в военных действиях. Как уже было сказано выше, они непосредственно принимают участие в военных действиях и только к ним может быть применено насилие вплоть до физического уничтожения. Попав в плен они становятся военнопленными. К комбатантам относят:

Наёмники, военные консультанты не являются комбатантами, при чём первые считаются военными преступниками, а вторые действуют на основе двусторонних соглашений и присланы для оказания помощи другим государством для создания вооружённых сил, военных кадров, обучения войск. Следует также различать шпионов и разведчиков. Шпион – это человек, скрывающий своё настоящее лицо и свою деятельность, тайно собирающий сведения о вооружённых силах противника. Разведчик – это человек, который действует открыто, в военной форме, не скрывающий своей принадлежности к вооружённым силам противника. При этом разведчик относится к комбатантам, а шпионы нет.

К некомбатантам  относятся медицинский и интендантский состав, военные юристы, корреспонденты, репортёры, капелланы. К ним не должно применятся оружие. Однако если они принимают непосредственное участие в военных действиях, они становятся комбатантами.

В случае занятия армией территории чужого государства, население не должно быть обязано принимать участие в войне против своего отечества. Армия может завладеть движимой собственностью, фондами и долговыми требованиями другого государства. Государство-захватчик не имеет права истреблять общественные здания, недвижимость, леса и сельскохозяйственные угодья. Запрещается угон и депортирование гражданских лиц на территорию оккупирующей страны, также не разрешается перемещение собственного населения на территорию оккупированной державы (все выше описанные действия могут проводиться только исходя из соображений безопасности населения).


    1. Средства и методы ведения войны.


Под средствами ведения войны понимают оружие и иную военную технику, применяемые вооружёнными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавлению его сил и способности к сопротивлению.

Методы боевых действий – это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Право сторон в выборе средств и методов ведения боевых действий не является неограниченным. Т.е. международное право выделяет дозволенные и недозволенные средства ведения войны.

К недозволенным относятся все виды оружия массового уничтожения, оружие способное причинять излишние повреждения или излишние страдания людей, средства, способные причинять долговременный и серьёзный вред окружающей среде. Международно-правовыми документами прямо запрещены некоторые виды оружия: разрывные пули или снаряды, содержащие горючие и зажигательные вещества, яд и отравленное оружие, напалм, фосфорные мины, применяемые против невоенных объектов, шариковые и игольчатые бомбы, мины-ловушки, противопехотные мины.

Надо сказать, что ядерное, радиологическое, нейтронное, инфразвуковое, лазерное, генетическое, психотропное оружие пока ещё не являются объектом прямого запрета.

Кроме запрещённых средств выделяют также запрещённые методы ведения войны. Это, прежде всего вероломные методы: предательски убивать или ранить неприятеля, убивать сдавшихся или раненых, незаконно пользоваться парламентским флагом или флагом Красного Креста, военными знаками и форменной одеждой неприятеля. Международное право не запрещает военные хитрости: маскировку, передвижение войск, дезинформацию, ложные операции.

К недозволенным методам относятся также бомбардировка незащищённых городов, селений, жилищ, госпиталей, разрушение памятников культуры. Запрещается отдавать города на разграбление. Запрещается какое-либо воздействие на окружающую среду, природу: поворот океанский течений, вызывание цунами, землетрясений, других климатических изменений.

Международное право запрещает вести варварские методы ведения войны: захват заложников, отдавать приказ не оставлять никого в живых, использование пыток, использовать голод среди гражданского населения в качестве средства ведения войны.

    1. Окончание войны.

Прекращению состояния войны предшествует прекращение военных действий. Одним из способов прекращения таких действий является перемирие. Перемирие бывает частным (на отдельном участке фронта) и общим (по всему фронту). Оно может устанавливаться как на определённый срок, так и бессрочно. При бессрочном перемирии стороны могут возобновить военные действия в любое время, с предшествующим предупреждением противоположной стороны.

Военные действия могут прекращаться также при капитуляции одной из сторон. В данном случае прекращение войны происходит на условиях, поставленных победителем. Капитуляция может быть безоговорочной (побеждённый не делает ни каких оговорок).

Однако, ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Оно прекращается различными международно-правовыми средствами и формами.

Под окончанием войны следует понимать, прежде всего, прекращение состояния войны. Между воюющими странами восстанавливаются дипломатические, консульские и торговые отношения, устраняются и другие юридические ограничения вызванные войной.

Одним из средств прекращения состояния войны может быть односторонний акт или двусторонняя декларация. Специальной международно-правовой формой прекращения войны является мирный договор. В нём рассматриваются все моменты подписания мира (действие довоенных договоров, территориальные вопросы, судьба вооружённых сил побеждённого государства, выплата репараций и др.).


Заключение

Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. Войнам всегда находилось объяснение: религиозные, династические, политические, экономические. М. Вебер говорил: «нация простит ущемление её интересов, но не простит оскорбление её чести».

Изучение межэтнических (международных, национальных) конфликтов является, несомненно, очень важной и необходимой задачей для социологии и других наук, так как, изучив причины конфликта, мы сможем найти пути их урегулировать и не допустить в будущем.

Конфликты не похожи один на другой и, следовательно, однозначного пути для урегулирования различных конфликтов нет, в разных частях мира конфликты не могут быть решены, используя только один и тот же метод. Конфликт зависит от двух составляющих: обстоятельства и конфликтующих сторон. Следовательно, разрешение этого конфликта надо искать именно в этих двух факторах.

Конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам. Сам факт развития, изменения конфликта открывает возможности для его урегулирования. Именно в силу появления новых аспектов в отношениях между сторонами-участниками конфликта они могут прийти к согласию, которое еще вчера казалось невозможным. Таким образом, если конфликт не урегулируется в данный конкретный момент, то это не означает, что он вообще не подлежит урегулированию. Суть урегулирования как раз и заключается в том, чтобы изменить ситуацию и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения.

Двадцатый век не дал универсального рецепта решения таких конфликтов. Единственно, что стало очевидным, - эти конфликты не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными сторонами конфликта. Третья сторона может выполнять либо роль посредника, либо - гаранта. А условием мирной трансформации конфликта может быть только отказ от применения силы, именно потому, что в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между конфликтующими сторонами.

Список использованной литературы:


  1. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. - М., 2004.
  2. Арутюнян Ю.В. Этносоциология, М., 1998.


  3. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения/Учебное пособие под ред. проф. В.А. Шаповалова/. - Ставрополь, 1993.

  4. Волков Ю.Г., Мостовая.И.В. Социология.- Ростов на Дону,1999.

  5. Гулиев М.А. Этноконфликтология (учебный курс). - Москва-Ростов-на-Дону, 2007

  6. Додонов В.М. «Международное право: словарь-справочник» М.1997

  7. Здравомыслов А.Г. "Социология конфликта". - М.: Аспект Пресс, 1996

  8. Здравомыслов A.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997.

  9. Кравченко А.И.Социология. - М.,2007 .

  10. Левин Д.Б. «Принцип мирного разрешения международных споров» М.1977

  11. «Международное право в документах» М.,2000




1 Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии.-1990. -№12.-С. 8.


2 Осипов А.Г. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов. Этнические конфликты в СССР: Причины, особенности, проблемы изучения. - М.: ИЭА РАН, 1991.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации