Шпаргалка на экзамен по контроллингу - файл n1.doc

Шпаргалка на экзамен по контроллингу
скачать (93 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc93kb.01.06.2012 12:49скачать

n1.doc

Вопросы:

1. возникновение контроллинга

2. Контроль и контроллинг

3Цели и задачи контроллинга

4. функции контроллинга.

5Принципы контроллинга

6.Важнейшие виды деятельности службы контроллинга

7.Используется 4 варианта организации службы контроллинга:
8. Централизованная служба контроллинга:
9.Децентрализованная служба


10.Профессиональные и личностные качества контроллера

11. Виды контроллинга и их сущность

12.Стратегический контроллинг

13.Текущий контроллинг

14.метод текущего контролинга « АВС-анализ»

15. Целевое управление затратами (таргет-костинг)

16. Анализ объема заказов 

17. Анализ величин в точке безубыточности 

18. Метод расчета сумм покрытия

19 МТК«Анализ возникающих в организации узких мест»

20.МТК «анлиз отклонений»

21. Стандарт-кост

22 Директ-костинг



1. возникновение контроллинга

В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом на­чале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практи­ческом плане был проявлен со стороны банков - наиболее динамич­но развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:

  • создание системы управленческого учета;

  • разработка комплексной системы стратегического и оперативно­го планирования.

Из этого делаем вывод о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования.
8. Централизованная служба контроллинга:
главный контроллер подчиняется президенту компании, либо руководителю фирмы.
На главного контроллера возлагается обобщение рекомендаций, установление контактов с лицами, принимающими решение. Главный контроллер также деятельность централизованных служб контроллинга в области стратегического и оперативного планирования, анализа плановых и фактических показателей, берет на себя обработку специальных поручений от руководителя фирмы, особых заказов и заданий от лиц, принимающих управленческие решения.


2. Контроль и контроллинг

Контроль - важная функция менеджмента. По своему содержанию контроль является управленческой деятельностью, задачами которой служат количественная и качественная оценка и учет результатов работы не только всей организации, но и ее отдельных структурных единиц. Главные инструменты выполнения этой деятельности - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным корректируются ранее принятые решения и планы.

Эффективно поставленный контроль призван быть стратегически направленным, своевременным и достаточно несложным.

Деятельность любой фирмы всегда направлена на достижение конкретных целей. Чтобы не сбиться с намеченного курса, необходим постоянный контроль за тем, как реализуются разработанные программы.
9.Децентрализованная служба контроллинга позволяет делегировать часть задач централизованной службы контроллинга структурным подразделениям, филиалам, дочерним организациям, которые находятся далеко друг от друга. Но в подчинении главного контроллера остаются:
-                     контроллер по маркетингу;
-                     контроллер по логистике;
-                     контроллер по ВЭС (внешне-экономическим связям);
-                     контроллер по ресурсам.
Продолжение 6

составление отчетов для руководства компании в различные сроки их представления;

расчет эффективности новых проектов.

3Цели и задачи контроллинга

основными задачами являются:1) выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Решение этой задачи связано с:

- определением фактического состояния организации и его структурных единиц;

- прогнозированием состояния и поведения экономики организации на заданный будущий момент времени;

- заблаговременным определением места и причин отклонений значений показателей, характеризующих деятельность как организации в целом, так и его структурных единиц;

- обеспечением устойчивого производственно-финансового состояния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей;

- поиском слабых и узких мест в деятельности предприятия.

Результативность решения выявленной проблемы во многом определяется тем, как хорошо скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.

2)задача контроля и регулирования

3)Суть третьей задачи контроллинга состоит в информационном сопровождении процесса планирования. Решение связано с:

- разработкой методик планирования;

- представлением информации для составления планов;

- установлением допустимых границ отклонений;

- анализом причин и разработкой предложений для уменьшения отклонений;

- учетом и контролем затрат и результатов;

- разработкой инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений;

- стимулированием планирования.

Реализация всех трех задач делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, проясняет возникающие проблемы,

3 подготавливает предприятие к внезапным изменениям во внешней среде, улучшает координацию действий в организации и тем самым способствует длительному и эффективному функционированию предприятия и его структурных единиц.
4. функции контроллинга.

Контроллинг - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Функции определяются поставленными перед компанией целями:

1) Учет:

- создание системы сбора и обработки информации;

- унификация методов и критериев оценки деятельности компании;

- ведение системы внутреннего учета.

2) Планирование:

- информационная поддержка при разработке базовых планов;

- формирование и совершенствование всей системы планирования;

- установление потребности в информации;

- координация отдельных планов и процесса обмена информацией;

3) Информационно-аналитическое обеспечение:

- разработка системы информирования;

- стандартизация информационных носителей;

- предоставление цифр материалов для процесса планирования.

4) Контроль и регулирование:

- определение контрольных величин;

- сравнение плановых и фактических величин;

- определение допустимых отклонений, их анализ.

Специальные функции:

1) сбор и анализ информации о внешней среде;

2) проведение калькуляции для особых заказов;

3) расчет эффективности инвестиционных проектов.


5Принципы контроллинга

Реализация контроллинговой деятельности основывается на четырех принципах: движения и торможения; своевременности; стратегического сознания; документирования.

Принцип движения и торможения. Для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли.

Принцип своевременности. В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой.

Принцип стратегического сознания. Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия

Принцип документирования. Целью этого принципа является создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи стратегического контроллинга в действительности. В стратегическом контроллинге информация представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой их значимости. Письменная форма принуждает информатора к продуманному, полному и точному представлению положения дел. Документирование позволяет в любой момент установить посылающего и принимающего информацию, ее содержание и дату передачи.

6.Важнейшие виды деятельности службы контроллинга

Реализация функций контроллинга находит отражение в следующих видах деятельности и компетенции:

1. Построение системы планирования:

содействие при определении общего плана развития организации и ее целей;

руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета, согласование промежуточных целей и планов и их сведение в единый общий план организации;

разработка методов планирования;

определение необходимой для планирования информации.

При этом служба контроллинга не определяет, что планировать, а советует, как и когда планировать, оценивает возможность реализации запланированных мероприятий. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей.

2. Составление отчетности:

введение содержательной системы информации обеспечения и отчетности;

учет специфических потребностей менеджеров в информации и отчетности;

своевременное представление методической информации об отклонениях между фактическими и плановыми значениями показателей, характеризующих оборот, затраты, прибыль, состояние финансовых средств и инвестиций;

соо6щение руководству о своих соображениях при превышении сметы по определенным, уже введенным в план позициям, контрольным точкам, ориентирам;

анализ отклонений и обсуждение результатов анализа с ответственными руководителями подразделений фирмы, а также разработка альтернативных решений и рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации в качестве контруправления;

координация исчисления ожидаемых результатов деятельности организации и

10.Профессиональные и личностные качества контроллера

Контроллер - специалист, реализующий функции и задачи контроллинга. Котроллер выполняет сервисные функции в области экономики и управления:

1) обеспечивает ясность в отношении затрат и результатов в целом по предприятию и его структурным подразделениям;

2) организует работу по ведению учета с ориентацией на менеджмент;

3) координирует цели и планы;

4) отвечает за создание базы по управлению рентабельностью и ликвидностью.

Требования к профессиональным и личным качествам: основы экономики и организации предприятия; финансовый учет (бухгалтерия); расчет затрат; умение считать и анализировать баланс; планирование, расчет и анализ инвестиций; владение методами и инструментами планирования; владение методикой анализа по возможным отклонениям; не разглашать коммерческую тайну, включая факторы, подтверждающие наличие проблемных областей; умение оказывать моральную поддержку сотрудникам при возникновении проблем; видеть и ставить проблемы в условиях неопределенности; думать о факторах, влияющих на успех предприятия в перспективе; абстрагироваться от рутинной деятельности; оценивать новшество и содействовать его продвижению.


7.Используется 4 варианта организации службы контроллинга:
1)                Контроллер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, у главного контроллера он консультируется и инструктируется.
+: Контроллер работает в значительной мере самостоятельно. Интересы подразделений подчиняются интересам центральной службы контроллинга.
-: Однако, если блокировать связь подразделения с главным контроллером, то подразделение получает излишнюю самостоятельность, что нежелательно.
На практике этот вариант встречается редко.
2)       Контроллер подразделения административно подчинен руководителю подразделения, а функционально главному контроллеру.
+: Руководитель подразделения определяет, когда и где использовать контроллера подразделения. Главный контроллер определяет, как и что из круга проблем нужно решить в первую очередь.
-: Двойное подчинение приводит к конфликтным ситуациям.
Этот вариант считается классическим и широко распространен.
3)       Контроллер подразделения функционально подчинен руководителю подразделения, а административно главному контроллеру.
+: Руководитель подразделения решает, как и что из круга проблем должен решать контроллер, а главный контроллер – когда и где.
-: Контроллер подвержен сильным конфликтным ситуациям.
Этот метод также используется.
4)       Контроллер подразделения ориентирован на совместную работу вместе с руководителями подразделений, но функционально и административно он подчинен главному контроллеру.
Такая форма рекомендуется в кризисных ситуациях.

11. Виды контроллинга и их сущность

Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: стратегические (долгосрочные, перспективные) и оперативные (краткосрочные). Контроллинг, как система управляющая достижением целей, включает в себя, таким образом, два основных аспекта: стратегический и оперативный.

Цель стратегического контроллинга – обеспечение долговременного существования предприятия на рынке, поддержание потенциала успеха. Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия и обеспечение краткосрочного успеха в виде получения прибыли.
12.Стратегический контроллинг

Стратегический - помощь в использовании всего потенциала, определяет цели и задачи для оперативного. Целевая функция - обеспечение успешного функционирования. Показатели успеха – доля рынка, рост рынка и т.д. Перспектива - долгосрочная и среднесрочная. В целях поддержания стратегического плана нужно осуществлять стратегический контроль. При формировании его концепции решают задачи:

- установление нормативных величин;

- определение реальных величин;

- выявление необходимых действий для управления отклонениями.

Процесс стратегического контроля - 3 фазы:

- формирование конрольных величин;

- проведение контрольной оценки;

- принятие решения.

Основной источник информации в стратегическом контроллинке - стратегический учет, а инструмент - метод стратегических балансов. Они могут быть внешние (измерение шансов и рисков компании на рынке), и внутренние - выявление узких мест на предприятии.


19 МТК«Анализ возникающих в организации узких мест»

Происходит поиск места ограниченных возможностей предприятия: по времени, материалам, оборудованию. Для различных изделий рассчитывается величина доходности, формируемая на единицу узкого места. ( если у нас, например, ограниченное количество сырья, то использовать его надо для производства только тех товаров, продажа которых приносит нам максимальный доход.) На основе этого показателя происходит расчет оптимальной структуры выпуска продукции.

21. Стандарт-кост Теория и практика отечественной системы калькулирования в условиях развивающихся рыночных отношений нуждается в изучении организационных систем управленческого учета, применяемых в странах рыночной экономики. В данном случае выделяют две основных системы учета затрат: стандарт-кост и директ-костинг. Основное их отличие заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Стандарт-кост - это метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров. При методе директ-костинг постоянные расходы полностью относят на реализацию.

15. Целевое управление затратами (таргет-костинг) - это инструмент стратегического контроллинга, поддерживающий стратегию целенаправленного снижения затрат, обеспечивающего реализацию функций:

   - планирования производства новых продуктов;

   - превентивного контроля издержек;

   - калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.

Суть таргет-костинга заключается в том, что вместо стандартного вопроса: "Во сколько обходится производство продукции?" (производственно-ориентированная система управления затратами) контроллеры (или иные ответственные специалисты финансовых (экономических) служб предприятия) должны поставить другой вопрос: "Сколько допустимо стоить продукции?" (рыночно-ориентированная система управления затратами). Система таргет-костинга всецело ориентирует предприятие на условия конкурентной борьбы за рынок и покупателей. При этом выполняется ее основная задача: определение такой себестоимости продукции, которая при цене, жестко заданной рынком, позволит предприятию получить прибыль. При этом разрабатываемые продукты должны соответствовать требованиям потребителей по всем качественным характеристикам.

Таким образом, допустимый размер себестоимости по таргет-костингу определяется следующим образом:

Цена - Прибыль = Себестоимость

При вычислении целевых затрат традиционные сметные калькуляции "Затраты + Прибыль", которые определяют цену продукта, исходя из требуемых затрат и ожидаемой прибыли, должны быть заменены на следующую расчетную схему.


14.метод текущего контролинга « АВС-анализ» В основе этого метода лежит закон, открытый итальянским экономистом В.Парето. Применительно к затратам на создание материальных запасов этот закон формулируется следующим образом: 80% затрат приходится на 20% видов материалов (аналогично 80% выручки предприятия может приходиться на 20% видов продукции, 80% суммы дебиторской задолженности может числиться за 20% кредиторов, 80% кредиторской задолженности может выпасть на долю 20% поставщиков). Именно этим 20% следует уделять приоритетное внимание.

Суть АВС-анализа материальных потоков состоит в распределении всех видов материалов на три группы:

·      группа А – наиболее дорогостоящие виды материалов (20% материалов, на которые приходится 80% затрат);

·      группа В – материалы средней важности (те, на которые в сумме приходится 15% затрат);

·      группа С – маловажные материалы (те, суммарная стоимость которых составляет всего 5% всех затрат предприятия на создание материальных запасов).

Материалы группы А заслуживают повышенного контроля, материалы группы В требуют внимания лишь изредка, а управлению запасами материалов группы С не стоит уделять слишком много сил и времени. Именно такая политика поможет предприятию оптимизировать свои затраты на создание материальных запасов и наиболее эффективным образом использовать время и усилия своих сотрудников, занимающихся управлением материальными потоками.

18. Метод расчета сумм покрытия
  При расчете различают переменные и постоянные затраты. Переменные затраты возникают в связи с производством и сбытом продукции. Будем для простоты предполагать, что переменные затраты растут пропорционально загрузке производственных мощностей. Мы также предполагаем линейный характер поведения постоянных затрат.
  Переменные затраты можно списывать на продукцию в соответствии с принципом причинности. Постоянные затраты, напротив, представляют собой расходы на обеспечение готовности к производству. Они возникают в связи с тем, что для производства и сбыта продукции должны быть предоставлены мощности. Постоянные затраты появляются независимо от того, производилась ли продукция и сколько ее было продано. Поэтому невозможно установить причинно-следственную связь с целью отнесения постоянных затрат на продукцию.
  Переменные затраты зависят от объема выпуска и изменяются прямо пропорционально изменению загрузки производственных мощностей. Постоянные же затраты, напротив, не рассматриваются как затраты на продукцию, поскольку они возникают в течение определенного промежутка времени.


13.Текущий контроллинг

К задачам текущего контроллинга относят учет, анализ, планирование и управление результатами деятельности фирмы, осуществление контроля, выявление и устранение текущих трудностей, совершенствование мотивации коллектива для улучшения результатов деятельности. В его рамках осуществляется один их основных принципов рационального ведения дела - проверка работы каждого подразделения по соотношению «прибыль-затраты».

Учет осуществляется на основе предельных и производственных издержек с анализом сумм покрытия.

Предельные издержки - средняя величина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникших как следствие изменения объемов производства и реализации более чем на единицу.

Анализ результата осуществляется по основным параметрам принятия решения с детализированным определением и анализом порядка предпочтения товаров (при полной загрузке или недогрузке мощностей).

Планирование результата осуществляется на основе составления альтернативных планов с использованием основных параметров принятия решения, данных о целевых суммах покрытия и кривых защитных сумм покрытия.

Управление результатом осуществляется на основе использования метода начисления комиссионных с результата в комбинации с принципом начисления премий за выполнение планов и учетом сумм покрытия по клиентам.

Контроль результата осуществляется на основе анализа сумм покрытия нарастающим итогом, плановых сумм покрытия и степеней покрытия с одновременным анализом плановых и фактических данных; анализа других основных показателей.

Узкие места результата деятельности находятся при помощи данных о плановых
20.МТК «анлиз отклонений» Контроллинг предполагает не только сравнение плана и факта, но и объяснение причин отклонения. направлен не на поиск виновных, а на выявление причин, обусловивших полученное отклонение.

Важнейшими аспектами учета затрат по центрам ответственности является установление нормативных затрат и оценка результатов путем сравнения фактических расходов с нормативными. Разность между фактическими и нормативными затратами называют отклонениями.

Отклонения рассчитывают по каждому центру затрат и по каждой группе затрат.

Анализ отклонений - основной инструмент оценки деятельности центра затрат.

Текущий контроль и анализ отклонений позволяют своевременно перенастроить систему управления производством: менеджер имеет возможность в любой момент воздействовать на протекающие процессы, не дожидаясь окончания периода, на который были разработаны цели и критерии, отражающие их.

Отклонения являются следствием изменения трех основных факторов:

объема производства;

цен на ресурсы;

норм расхода на единицу выпуска;

обычно все факторы воздействуют одновременно.

Это можно объяснить следующим:

не выдержаны запланированные объемы производства (вследствие изменения спроса на продукцию, недостаток мощностей, нехватка оборотного капитала и пр.);

изменились цены на ресурсы;

произошли изменения норм расхода;

Для эффективного оперативного управления необходимо выявить причины отклонений:

определить, какие отклонения какими факторами вызваны;

принять решения, позволяющие избежать нежелательных отклонений в будущем.

Для этого на практике используют метод цепных постановок.

13 степенях покрытия и устраняются посредством управления затратами и результатами (отсутствие квалифицированных работников, система премий, затруднения со снабжением). .

Мотивация для получения успешного результата достигается посредством идентификации с духом фирмы и ее философии. Если профессиональные цели и представления некоторых групп работников организации совпадают с целями и представлениями фирмы, то членам отдельных коллективов легче самовыразиться в совместной работе.

Фирма, которая не знает или не учитывает минимальных размеров серий (партий) товаров, лишается возможности использовать эффекты регрессии расходов при переоборудовании, хранении продукции и преимущества в управлении процессом производства.

Минимальные объемы продаж должны по меньшей мере покрывать предельные затраты на реализованные товары, постоянные затраты на них и доли плановой суммы покрытия. В противном случае незаметно блокируется достижение цели. Прибыль может уменьшиться на 20-30%, что приведет фирму к убытку.

Минимальные цены, идентичные нижним пределам цены, необходимо обеспечить при помощи сумм покрытия, которые соответствуют полному покрытию затрат. Если конкуренция или экономический спад вынудят прибегнуть к минимальным ценам, контроллер будет знать, какие убытки (потери сумм покрытия) необходимо компенсировать.
20. Поочередная подстановка в формулы затрат фактических значений начинается с количественных факторов (объем) и заканчивается качественными (нормы и цены).

Поскольку отклонения, вызванные совокупными влиянием факторов, при этом будут отнесены на счет качественных факторов, такой порядок подстановки увеличит значимость качественных факторов.
22 Директ-костинг

выделяют две основных системы учета затрат: стандарт-кост и директ-костинг. Основное их отличие заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами.Директ-костинг является предметом полемики среди бухгалтеров. И не только потому, что не достигнуто согласие в описании образцов поведения постоянных и переменных расходов для целей управления и контроля, столько потому, что ставится вопрос о теоретической пригодности этого метода для составления внешней отчетности. Сторонники директ-костинга утверждают, что постоянная часть производственных расходов боле тесно связана со способностью производить (содействовать производству), а не с выпуском конкретных единиц. Поэтому их следует относить к затратам на период и сразу списывать на реализацию без внесения в себестоимость продукции. Оппоненты же этого метода доказывают, что запасы должны включать при их оценке и компонент постоянных производственных затрат, необходимых для производства продукции; обе партии этих расходов должны быть запасоемкими, не взирая на различия в поведении.


 16. Анализ объема заказов  Цель— регулярное отслеживание этого показателя и улучшение его значений. Поэтому необходимо ежемесячно или ежегодно рассчитывать средний объем заказов. Особое значение имеет выделение доли мелких заказов, поскольку их количество должно систематически снижаться.
  При проведении анализа объема заказов их сначала группируют в соответствии с определенной шкалой Затем устанавливают количество заказов и объем в стоимостном выражении для отдельных диапазонов шкалы. Наряду с абсолютными значениями показывают также аккумулированный итог.
17. Анализ величин
 в точке безубыточности 

При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от про­даж, затратами и прибылью.

Все затраты предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и прода­жи продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема произ­водства и продажи продукции.

Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не прино­сит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно вы­разить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополни­тельная единица проданной продукции будет приносить при­быль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж — Иго зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Расчёт безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприя­тия основывается на 17следующем взаимо­действии: затраты — объем продаж — прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический методы.

Аналитический способ расчёта безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно каждый раз чертить график, что довольно трудоёмко. Выведен ряд формул, с помощью которых можно рассчитать данные показатели.

 Анализ величины в точке безубыточности используется для:

·          определения целевой прибыли;

·          устранения уровня загрузки производственных мощнос­тей;

·          выбора номенклатурных групп, которые приносят наиболь­шую прибыль предприятию;

·          для принятия решений об объемах выпуска отдельных ви­дов продукции;

·          для устранения и контроля ценовой политики;

·          для принятия инвестиционных решений;

·          для определения критической выручки;

·          для определения финансовой устойчивости предприятия.



1. возникновение контроллинга
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации