Контрольная работа Диагностическое исследование интеллектуального развития дошкольника - файл n1.docx

Контрольная работа Диагностическое исследование интеллектуального развития дошкольника
скачать (2899.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx2963kb.29.01.2012 08:27скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

Методика «Дорисовывание фигур»

(О.М.Дьяченко)

Цель: определить уровень развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используются два комплекта карточек, на каждой карточке нарисована одна фигура. В каждом наборе 10 карточек. Размер каждой карточки составляет четверть листа А4. Карточки с изображением фигур предъявляются по одной. Ребенок должен давать название своим рисункам, это позволяет более точно оценить графический образ.

Набор карточек №1

Набор карточек №2





Перед обследованием педагог говорит ребенку: « Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Интерпретация методики.

Для оценки уровня выполнения задания подсчитывается количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются. Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения. В норме это 8-10 различных изображений в серии для детей 5 лет, 9-10 различных изображений для дошкольников 6 лет и 10 изображений для детей 7 лет.

Затем оценивается разработанность изображения, то есть степень его детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из 2-3 элементов; 6 лет – 3-4 элементов; 7 лет – из 4-5 элементов.

И наконец, определяется оригинальность изображения, которая оценивается по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении. Хорошим уровнем развития данного показателя считается наличие двух – трех включений (вне зависимости от возраста испытуемого).

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Проведение диагностики и анализ результатов.

Диагностика проводилась с мальчиком Федей 5 лет (старшая группа)

Для проведения диагностики использовался набор карточек №1.



Картинки дорисованы ребенком и им даны названия

(рисунки уменьшены для данной работы, реальные изображения в конверте приложения)



«Домик с чердаком и окнами»



«Трамвай»



«Стрекоза»



«Сердечко»



«Будка для щенка»





«Штанга»



«Снеговик»





«Дельфинчик»




«Флажок»



«Две радуги-маленькая и большая»





Каждое последующее изображение отличалось от предыдущего, представлено 10 разных изображений, поэтому можно говорить о высоком уровне развития гибкости воображения.

Подавляющее большинство изображений состоит из 3-4 элементов, что соответствует нормативному показателю для данного возраста и даже выше.

Что касается показателя оригинальности, то Федя дорисовал фигуру «подкова» таким образом, что превратил ее в стрекозу с глазами, ртом и носом. Поэтому можно говорить о наличии одного образа воображения, созданного с помощью действия включения (Это видно и по другим фигурам).

Большинство изображений оригинальны («Дельфинчик», «Две радуги», «Трамвай», «Стрекоза»), что свидетельствует о их высоком качественном уровне.

Вывод исследования: можно сказать, что у Федора высокий уровень развития воображения для 5-ти летнего ребенка.

При подготовке работы использованы источники:

1. Венгер А.Л. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.

2. Материалы сайта: http://psylist.net

Методика «Дорисовывание фигур»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации