Контрольная работа - Общение, как вид коммуникации - файл n1.docx

Контрольная работа - Общение, как вид коммуникации
скачать (122.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx123kb.01.06.2012 12:43скачать

n1.docx

Введение


Общение это необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности. Общение является так же процессом установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. [2]

Коммуникативную сторону общения подразумевают, когда говорят об общении как об обмене информацией. В узком смысле слова под коммуникацией, прежде всего, имеют в виду, что люди в ходе совместной деятельности обмениваются между собой различными идеями, интересами, представлениями, настроениями и т.д. Все это можно рассматривать как информацию.

При описании коммуникации в общении необходимо четко расставить акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

1. Общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только «движение информации», но и, как минимум, активный обмен ее. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

2.Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами - обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого. [1]

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. [1]

Основные элементы коммуникации


Любой процесс человеческой коммуникации состоит из трех основных элементов: люди, сообщения, средства передачи этих сообщений.

Основные элементы коммуникации:

1.Источник сообщения (коммуникатор) - является создателем сообщения, лицом генерирующим идею.

В условиях организации источником сообщения обычно является член организации, который располагает идеями, информацией, намерениями и имеет желание установить коммуникацию. Так же источником может быть организация, группа лиц или индивид. Но не всегда источник сообщения и коммуникатор это одно лицо.

2. Коды – символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации.

Неправильное кодирование и декодирование информации, а так же нарушение ее целостности приводят к нарушению смысла коммуникации. При разности процессов кодирования и декодирования весь смысл передаваемого блока информации может нарушиться, так как постоянно изменяются успехи общества, окружение, опыт, словарный запас языка, объем знаний, интересы, отношения, понятия о ценностях, личные качества и цели каждого человека. [2]

3.Сообщение – информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю.

Изложение информации зависит от представлений, социального класса, положения в обществе, наличия или отсутствия коммуникативных барьеров между источником и получателем информации. Чем тщательнее декодируется передаваемый блок информации, тем эффективнее коммуникация. Это определяет полную стоимость передаваемого блока информации до того, как будет получена приемником вся передаваемая информация. Оценки стоимости дают возможность человеку, получающему сообщение, слышать только ту часть передаваемого блока информации, которую он желает слышать. Следовательно, нужно и важно составить блок информации так, чтобы он полностью заинтересовал получателя. Желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе, так как правильность передаваемого блока информации редко бывает реальной. Возможность источнику, определить был ли получен передаваемый блок информации и вызвал ли он желаемую реакцию, обеспечивает канал, по которому идет передача блока информации. [2]

4.Каналы – средство, с помощью которого сообщение передается от говорящего к слушающему человеку. В условиях организации они могут принять форму беседы наедине, письменного сообщения, телефонного разговора, устного сообщения, неофициальной коммуникации, общего собрания и много другого.

4.1.Обычно каналы делятся на следующие виды:

4.1.1. технические (Средства массовой информации: пресса, телевидение радио, электронные средства);

4.1.2. межличностные - непосредственный обмен информацией между источником и получателем.

4.2.Каналы коммуникации, по эффективности воздействия, располагаются в следующем порядке:

4.2.1. Разговор «лицом к лицу».

4.2.2. Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.

4.2.3. Выступление перед большой аудиторией.

4.2.4. Телефонный разговор.

4.2.5. Письмо, личное письменное сообщение.

4.2.6. Текст, напечатанный на машинке (компьютере).

4.2.7. Сообщение на большую аудиторию.

4.2.8. Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой.

4.2.9.Статья в виде информационного письма компании.

4.2.10.Новости в печатных средствах массовой информации.

4.2.11. Реклама в средствах массовой информации.

4.2.12. Наружная реклама. Щиты.[2]

Наиболее эффективным каналом коммуникации является «общение один на один», т.е. «лицом к лицу».

Из выше сказанного весь процесс коммуникации можно описать примерно так. Источник пытается установить «общение» со своим предполагаемым приемником. Найдя источник, можно перейти к процессу кодирования. Функция кодирования заключается в том, чтобы обеспечить форму, в которой идеи и цели могут быть выражены в виде блока информации, предназначенного для передачи. Важно уметь подать информацию получателю так, чтобы она стала максимально понятной для него. Передаваемый блок информации должен заинтересовать собеседника, а форма, которую принимает блок информации, в значительной степени зависит от используемого канала (средство передачи). В зависимости от того, между кем и как происходит общение, выбирается соответствующая стратегия поведения по определенному каналу. [2]

Средства общения


Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные, но это далеко не так. Согласно проведенным исследованиям установили, что передача информации вербальными средствами (только словами) равна 7%, звуковыми средствами (включая тон голоса, интонации звука) - 38%, а передача информации невербальными средствами равна 55%. (Рис.1)

image004.gif(Рис.1)

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному - отношение к партнеру по общению. [3]

Вербальные средства общения.

В качестве знаковой системы вербальная коммуникация использует человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, которая включают два принципа: лексический и синтаксический. Речь - это важнейший компонент личности любого человека и главная составляющая делового имиджа. Так же она является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при помощи речи во время передачи информации меньше всего теряется смысл сообщения. Так как постоянно изменяются успехи общества, окружение, опыт, словарный запас языка, объем знаний, интересы, отношения, понятия о ценностях, личные качества и цели каждого человека, поэтому важна высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. [1]

Структура словесного общения.

1.Значение и смысл слов и фраз.

Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. [2]

2.Речевые звуковые явления.

К ним относятся: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация и дикция речи. Наблюдения показывают, что плавная, спокойная, размеренная манера речи является наиболее привлекательной в общении.

3.Выразительные качества голоса.

К ним относится характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, а так же паузы, кашель и т.д. [2]

Кодирование и декодирование информации осуществляются при помощи речи: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К – С – Р (коммуникатор – сообщение – реципиент) асимметрична. (рис. 2).

img04.gifРис. 2

Для коммуникатора процесс кодирования наступает после «смысла информации», так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации. [1]

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог является наиболее эффективной формой общения. Он является специфическим видом «разговора», в котором происходит последовательная смена коммуникативных ролей, тем самым выявляя смысл речевого сообщения, т.е. происходит «обогащение, развитие информации».

Успешность вербальной коммуникации в случае диалога зависит от того насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер. Во время диалога происходит не просто «движение информация», а воздействие особыми способами друг на друга участники коммуникации, они ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. [1]

Достаточно подробно исследованы формы различных коммуникативных барьеров и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, такое же – умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли из-за специфики фонетики говорящего, то ли из-за логики построения текста или особенностей его стилистики. Из этого следует, что всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, привлечь его, тем самым подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала и т.д. Особое значение имеет факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального характера общения и др. показатели. [1]

Существует три типа позиций коммуникатора во время коммуникотивного процесса:

1.открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

2.отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

3.закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этих позиций зависит от целей, задач, которые преследуются в коммуникативном воздействии, но важно, что каждая из названных позиций имеет определенные возможности для повышения эффекта воздействия.

Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области используется методика контент - анализа, которая устанавливает определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в данной области опровергли, что можно автоматически изменить поведение аудитории логически и фактически обоснованной информацией. Выяснилось, что никакого автоматизма в данном случае нет, а важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории. [1]

Легко видеть, что каждое из обозначенных здесь направлений исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане повышения эффективности средств массовой информации.

В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, необходимо проанализировать мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. [1]

Невербальные средства коммуникации.

Невербальное поведение человека служит средством выражения его психического состояния. В манере общения воссоздается образ человека, в них зрительно проявляются те его качества, которые положительно или отрицательно оцениваются окружающими. Люди довольно быстро приспосабливают свое вербальное поведение к меняющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. [3]

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Трудно переоценить значение манер и жестов в деловом имидже человека. Манеры могут быть плохими или хорошими в зависимости от того, как в них проявляется сам человек. В основе манер общения лежат физические движения, благодаря им каждый из нас владеет языком телодвижений. Особенность этого языка выражается в его проявлении импульсами нашего подсознания, и возможности подделать эти импульс - нет, и это позволяет доверять невербальному каналу больше, чем обычному вербальному каналу общения. [2]

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

1. Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особую роль в передаче информации играет мимика, которую недаром называют зеркалом души. Выделяют шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление и отвращение. Не зависимо от национальности и культуры люди одинаково выражают данные состояния. Наиболее точную информацию о состоянии человека дают брови и область вокруг рта. (рис.3 ) [3]

(Рис. 3)

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Если мимика отсутствует при общении, люди испытывают дискомфорт и стремятся к обоюдности. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону или «в пространство», когда мысль полностью готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше.

Визуальный контакт говорит о расположении к общению. Например, если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение. [3]

Если взгляд можно контролировать, что бы расположить к себе собеседника, то с помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, т.к. расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Если освещение достаточно и постоянно, то по состоянию зрачков можно определить настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.[2]

Таким образом, не только мимика лица и взгляд несут информацию о человеке. В общении важно знать, какую информацию можно получить, перенеся фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка. [3]

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Люди с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. [2]

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытом, либо открытом расположении к общению. [3]

«Закрытые» позы – это когда человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве. Обычно это скрещенные руки, положенная нога на ногу и др. Эти позы воспринимаются как недоверие, несогласие, противодействие, критика. (Рис. 4.1)

«Открытые» позы – это когда руки раскрыты ладонями вверх, расслабленное расположение рук и ног. Такие позы показывают доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт. (Рис.4.2) [2]

159.jpg (Рис.4)

Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, это происходит на уровне подсознания, поэтому далеко не всегда понимают, как они это делают. Так же легко могут быть понятны значения жестов, разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. [3]

Например, если человек заинтересован в общении, то он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, то будет все делать наоборот. Так же всем известный жест как «почесывание шеи» говорит о сомнении и неуверенности человека и его не согласии с собеседником. Если человек скрестил руки на груди, то это попытка спрятаться от неблагоприятной ситуации или несогласие с собеседником. (Рис.5)

(Рис.5)

При оценке информации, которую несет жестикуляция, прежде всего смотрят на ее количество. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании, достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено. [3]

В процессе общения не нужно забывать, что противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать.

Походка человека – это стиль передвижения, по которому довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Например, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая - при радости, вялая, угнетенная походка - при страданиях, самая большая длина шага - при гордости.

2. К просодическим и экстралингвистическим явлениям относят характеристики голоса. Голос создает образ человека, способствует распознанию его состояния и выявлению психической индивидуальности.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, экономят языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния человека. [3]

Радость и недоверие, гнев и страх обычно передаются высоким голосом, отличаются только диапазоны тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. [2]

Скорость речи также отражает чувства: медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости, а быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность.

Нужно научиться уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

3. Такесические средства общения – это рукопожатия, похлопывания, поцелуя, т.е. различные тактильные прикосновения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами (статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства ит.п.)

Рукопожатия можно разделить на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз); покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх); равноправное.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно - ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неправильное и неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. [3]

4. Проксемика – это пространственная ориентация движений партнеров в момент общения и дистанция между ними. [2]

Термин «проксемика» ввел амер иканский антрополог Э. Холл, буквальный перевод, которого означает «близость». Общение всегда пространственно организовано и нарушение оптимальной дистанции может быть воспринято негативно. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

•интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей;

•персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми;

•социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

•публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. [3]

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения. Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся, напротив; при обычной дружеской беседе - занимают угловую позицию; при кооперативном поведении - занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали. (Рис.6)

339.gif (Рис.6)

Следует отметить, что невербальное поведение личности многофункционально, так как оно:

1. создает образ партнера по общению;

2. выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

3. является индикатором актуальных психических состояний личности;

4. выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

5. поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

6. выступает в качестве показателя статусно - ролевых отношений. [3]

Модели коммуникации


В 1984 г. Джеймс Грунинг (Университет Мэриленд) и Тодд Хант (Государственный университет Нью-Джерси) разработали и обосновали 4 модели коммуникации с общественностью:

1.Агентство по связям с прессой / паблисити.

Главной целью является пропаганда достижений фирмы однонаправленным потоком информации: коммуникатор (адресант) – коммуникант (адресат). В данной модели процесс передачи информации рассматривается как однонаправленный процесс, основная цель которого говорение, а не слушание. Обратная связь здесь не важна, главное – донести информацию до аудитории. Данная модель встречается в спорте, театре, при продвижении продукта на рынок. Недостатком является возможность искажения информации, полуправда и неправда.

2.Общественно значимая информация.

Это также однонаправленный процесс. Данная модель коммуникации предполагает, что средства массовой информации будут получать и распространять только правдивую информацию, что способствовало бы формированию положительного паблисити. Процесс передачи информации осуществляется не обязательно с целью убедить кого-то. Степень воздействия на аудиторию измеряется количеством вовлеченной в систему коммуникации аудитории. Данная модель широко используется в сфере бизнеса и правительственными некоммерческими организациями.

3.Двусторонняя асимметрия.

В данной модели коммуникации идет запрос специалистами по связям с общественностью информации от целевых групп, и применяют ее для формирования эффективной информационной стратегии. Модель основывается на идее двустороннего коммуникационного процесса с использованием методов научного убеждения. Главная задача является обеспечение обратной связи. Усилия в основном направлены на планирование и выбор целевой аудитории. На практике осуществляется в сфере связей с общественностью и широко используется конкурирующими фирмами в борьбе за потребителя.

4.Двусторонняя симметрия.

Наиболее популярная модель коммуникации конца ХХ в. Её целью является достижение обоюдного взаимопонимания. В данной модели происходит изучение восприятия аудиторией действий той или иной организации с целью определения степени воздействия и последствий коммуникационного акта. Исследование степени воздействия и уровня обратной связи с аудиторией позволяет определить, насколько эффективна деятельность специалистов в области связей с общественностью. [2]

Коммуникационные барьеры


Реализация коммуникационной функции устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4 класса:

  1. Технический барьер – это шумы и помехи в искусственных коммуникационных каналах. Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно. Из-за их воздействия уменьшается различимость полезных сигналов и возникает актуальная задача распознавания сигналов на шумовом фоне. Эта задача актуальна для радиосвязи, проводной связи, видео-звукозаписи, компьютерной техники. [4]

  2. Межъязыковый барьер возникает при несоответствии языков, кодовых систем, коммуниканта и реципиента. Это ситуация «Вавилонского столпотворения», когда люди говорят на разных языках и не могут понять друг друга.

В настоящее время насчитывается несколько тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов. Главный ущерб, наносимый межъязыковым барьером, состоит не в том, что чужеземцы, сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться на бытовые, торговые или военные темы. Здесь устное разноязычие преодолевается за счет невербального или иконического канала (если нет переводчика). Главная беда состоит в том, что в силу социально - мнемической функции, функции социализации и мировоззренческой функции естественный язык накладывает печать своеобразия на национальную культуру, общественное сознание, индивидуальное мировоззрение. Межъязыковые барьеры разделяют род человеческий на чуждые и враждующие друг с другом этносы, народы, нации. Манящий идеал межчеловеческой гармонии и мира оказывается не достижимым; разноязычное человечество не может быть единым человечеством.

3. Социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же языке, но принадлежащими к различным социальным группам. Например, затруднено взаимопонимание разных поколений (споры «отцов» и «детей»), представителей разных классов и сословий, имеющих антагонистические интересы. Сущность социального барьера состоит в различии ценностных ориентации, личного психофизиологического и житейского опыта, содержание групповой памяти. Эти различия неустранимы, да и нет необходимости стремиться к их устранению, так как это привело бы к унылой унификации рода человеческого — «все на одно лицо».[4]

4. Психологический барьер возникает вследствие искажений в перцепции, неизбежно сопровождающей коммуникацию. Перцепция - это познание (восприятие) коммуникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим. Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник — подчиненный и др. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный имидж, т. е. представление о себе самом.

Краткая характеристика коммуникационных барьеров показывает их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Однако для познания законов социальных коммуникаций важно познакомиться с попытками, иногда весьма впечатляющими, преодоления этих барьеров. [4]

Существует множество приёмов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Например:

1.Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

2.Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, это свидетельствует, что «я - ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует, положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

3.Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

4.Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.

5.Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. [4]

Заключение


В данной работе было выявлено, что общение связано с общественными и с личными отношениями человека и реализуются они именно в общении. Следовательно, общение это реализация всей системы отношений человека. Кроме того, общение и человеческая деятельность связаны неразрывно. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Можно отметить, что вербальные и невербальные средства коммуникации являются частями одной и той же коммуникационной системы. Поэтому процесс коммуникации осуществляется по многим или даже всем каналам одновременно. Но иногда информация, поступает по различным каналам и передает один и тот же смысл, и несет одно и тоже содержание. А это усиливает эффект воздействия. Но иногда сообщения, поступают по различным каналам, могут быть противоречивыми, несогласованными между собой, что, естественно, затрудняет их понимание.

В процессе коммуникации происходит взаимное влияние людей друг на друга, а также обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п.

Процессы, протекающие в организации, отражают динамику организационной системы. В то же время эти процессы сами должны быть управляемыми. Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом.

Построение коммуникационных сетей позволяет организовать коммуникации наиболее эффективным образом в соответствии со сложившейся ситуацией. Существуют различные стили управления, использование которых также носит ситуационный характер. Порой ключевую роль в коммуникации играют ее невербальные формы.

Список литературы.


1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник/ Г.М. Андреева 3-е издание. – М.: Наука, 1994. – 375с.

2. Зельдович, Б.З. Деловое общение [Текст]: учебное пособие/ Б.З. Зельдович. – М.: « Альфа – Пресс», 2007.-456с.

3. Лавриненко, В.Н. Психология делового общения [Текст]: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415с.

4. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации [Текст]: учебное пособие / А.В. Соколов. – СПб.: Санкт – Петербург, 2002. -461с.



Введение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации