Курсовая работа - Психологическая характеристика принятия решения - файл n1.docx

Курсовая работа - Психологическая характеристика принятия решения
скачать (95.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx96kb.01.06.2012 12:42скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5


Содержание: страница

Введение 4

1.Роль мышления в принятии решения 6

1.1.Факторы усвоения понятий 6

1.2.Становление интеллекта в ходе развития мышления 11

1.3.Комплекс решений мыслительной задачи в ситуации 14

2.Роль воли в принятии решения 18

2.1.Волевые процессы и их формирования 18

2.2.Волевые усилия и решительность 23

2.3.Волевая регуляция человеческого поведения

в принятии решения 25

3.Принятия решений человеком в экстремальных условиях 27

Заключение 31

Список использованных источников 33

Введение


Мы знаем действия многих причин, но мы

не знаем причин многих действий.

Ч. Колтон

Поскольку принятие решений зависит как от личности и его психологических особенностей, так и от объективных условий, в которых он находится, все факторы, влияющие на этот процесс, можно разделить на две большие группы — личностные (субъективные) и ситуационные (объективные).Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств, влияющих на процесс принятия решений. Поэтому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Психические процессы обычно разделяют на три основных вида: познавательные, волевые и эмоциональные. Наиболее важную роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные, или когнитивные, процессы, к которым относят ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение, воли и внимание.

Кроме того, в отдельную группу можно выделить мотивационные процессы, которые предопределяют направленность, интересы, предпочтения, притязания личности и влияют на формирование целей деятельности человека. Эти процессы оказывают значительное влияние на принятие решений, которое рассматривается как регулятивный психический процесс, включающий все «базовые» или частные психические процессы — познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. В современной психологии под психическим состоянием понимается целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Психические состояния очень изменчивы и мало подвластны человеку. Они полностью характеризуют содержание психики людей, но в различные моменты и периоды времени. Из данного определения следует вывод, что психические состояния зависят как от конкретной ситуации, в которой находится человек, так и от его индивидуальных психологических особенностей.

Можно привести такие примеры психических состояний, как бодрость, усталость, утомление, психическое пресыщение, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, скука, стресс, фрустрация, тревога, истощение и многие другие. Очевидно, что психические состояния оказывают значительное влияние на качество решений и способы принятия решений, однако определение относительной силы такого влияния для разных состояний нуждается в дальнейших исследованиях и экспериментах.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. Всю совокупность психических свойств, или качеств, можно разделить на два класса: общие и индивидуальные. К общим свойствам относятся наиболее типичные и фундаментальные особенности психики, присущие всем людям, и прежде всего, ограничения индивидуальных возможностей по хранению и переработке информации. Например, всегда ограничена скорость переработки информации человеком. Одна из причин этого явления состоит в том, что кратковременная память человека имеет ограниченный объем, что сильно влияет на принятие решений и объясняет многие эффекты, сопровождающие этот процесс. Как показали эксперименты, человек одновременно может удерживать в кратковременной памяти не более 7±2 смысловых единиц информации (так называемых чанков), что приводит к явлению «диагностического обеднения»: в силу ограниченности объема кратковременной памяти люди обычно сокращают число рассматриваемых альтернатив. Реально это количество редко превосходит 4-5 вариантов.

1.Роль мышления в принятии решения.

1.1.Факторы усвоения понятий.


Все факторы, влияющие на процессы принятия управленческих решений, можно разделить на две большие группы – ситуационные и личностные. Ситуационные факторы, или переменные, определяются как влияние внешней и внутренней среды организации на ее деятельность и достижение поставленных целей. В современной теории и практике управления эти факторы достаточно полно изучены и для их описания разработаны многочисленные методики (SWOT-анализ, PEST-анализ и другие). Гораздо меньшее внимание уделяется личности. В связи с этим большое значение имеет выявление и диагностика личностных факторов, влияющих на качество и способы принятия управленческих решений. В данной работе рассматривается трехуровневая классификация личностных факторов принятия решений, которые определяются своеобразием психических процессов, состояний и свойств личности. Любая произвольная деятельность, будь то учебная или производственная, обязательно требует предвидения ее результатов. Чтобы предвидеть, надо обобщать факты и, исходя из этих обобщений, делать выводы, которые можно распространить и на другие подобные факты. Этот двойной переход - от единичного к общему и от общего вновь к единичному - осуществляется в ходе сложного познавательного психического процесса, который называется мышлением.

Мышление - это процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними. Иными словами, мышление - это обобщенное и опосредованное отражение действительности.Первый важнейший признак мышления - обобщенность. Это означает, что в результате мышления человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и суммирующую в сжатой, «свернутой» форме наиболее существенные черты этих объектов. Мышление создает их идеальный образ как свойственное только человеку субъективное психическое явление. При этом мышление есть результат переработки опыта не только одного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. Второй признак мышления - то, что оно есть опосредованное отражение действительности. Это означает, что мышление позволяет выявить, понять и то, что непосредственно не действует на анализаторы и становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами.

Понятие - отражение общих и притом предметов и явлений действительности. Каждое понятие представляет собой обобщенный образ объективного мира. Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В процессе мышления протекает иногда весьма длительная мыслительная деятельность, обобщающая ряд мыслительных действий.

Мыслительным действием называют акт мышления, при котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые. Любое мыслительное действие начинается с возникновения какой-либо задачи.

Решение задачи завершает мыслительное действие. Однако уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий или сложных, а иногда и длительных мыслительных процессов. Мышление опирается на знания, а приобретение новых знаний - на мышление. Но в этой их взаимосвязи мышление играет более существенную роль. Сейчас уже стало общепризнанным, что задача любого обучения - это не столько научить определенным знаниям, но в первую очередь научить мыслить. Совокупность знаний, проверенных практикой, является основой уверенности, которая, в свою очередь, входит основным компонентом в убеждения.

Элементарные связи представлений и понятий между собой, в силу которых одно появившееся представление или понятие вызывает другие, называются ассоциациями. Без ассоциаций мышления не бывает. Различают три типа ассоциаций: по смежности, по сходству и контрасту. Если возникающие ассоциации не имеют прямого отношения к мыслительной задаче, стоящей перед человеком, то вместо целенаправленного процесса мышления происходит нецеленаправленное течение мыслей. Оно может увести человека далеко в сторону от решения задачи.

Суждение - простейший акт мышления, отражающий связи предметов и явлений или тех или иных их признаков. Являясь актом мышления, суждение в трудовой деятельности отвечает на какой-либо возникший в процессе труда вопрос. Суждение - это основа понимания. Специфический интерес для психологии представляют ошибки суждения, приводящие к ошибочному пониманию. Сложной формой мышления являются умозаключения, состоящие в образовании из нескольких суждений нового суждения.

Умозаключение, снимающее неопределенность и дающее ответ на вопрос, осознается как понимание. Понимание - это познание связей между предметами и явлениями, переживаемое как удовлетворение познавательной потребности. При повторении умозаключение как мыслительное действие становится навыком мышления. А ряд близких автоматизированных мыслительных и сенсорных навыков, давая взаимный положительный перенос, обобщаются в интуицию (1.2).

Индуктивным умозаключением (или индукцией) называется процесс перехода от единичных, частных суждений к общему суждению; от суждений, отражающих отдельные факты, к суждению, выражающему более общее положение. Посредством индукции человек подводит итог своим отдельным наблюдениям и опытам, обобщает результат своей практики или делает выводы, вытекающие из практики других людей. Дедуктивным умозаключением (или дедукцией) называется процесс перехода от суждения, выражающего какое-либо общее положение, к суждению, выражающему менее общее положение или частный случай. Дедукция позволяет глубже понять сущность познаваемых явлений.

Процесс формирования понятий и образование на их основе суждений и умозаключений предполагает использование ряда умственных мыслительных операций. К ним относятся:

*анализ - мысленное расчленение предмета, явления или понятия и выделение его отдельных частей, признаков или свойств;

*синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое;

*сравнение - установление сходства и различия между предметами или явлениями действительности;

*абстракция - мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение одних лишь существенных особенностей группы предметов или явлений;

*конкретизация - мысленный переход от более общего понятия к более частным, связанный с дедукцией. Конкретизация в практической работе преподавателя проявляется в поиск и использовании каких-либо примеров того или иного общего положения.

Только выполнив самостоятельно операции анализа, синтеза, сравнения и конкретизации всех понятий, определений и положений, выделенных шрифтом в этой работе, ее читатель сможет добиться того, что эти положения будут поняты и усвоены. Простейший вид мышления - наглядно-действенное мышление, непосредственно включенное в практическое действие. Особо характерно этот вид мышления проявляется у рабочего в случаях неисправностей оборудования и в аварийных ситуациях. Опираясь на уже имеющийся опыт, при отсутствии анализа и абстракции, в этих случаях оно называется практическим мышлением.

У рабочего любой профессии формируется в чем-то своеобразный склад мышления, называемый техническим мышлением. Техническое мышление, как и все другие формы, включает в себя и оперирование образами. Образное мышление характеризуется тем, что при решении определенных задач человек оперирует в основном содержащимися в памяти образами предметов и явлений, включенных в прошлом в его деятельность.

Образное мышление по сравнению с наглядно-действенным более сложно и гибко, более обобщенно. Но оно не в состоянии отражать сложные процессы объективной действительности, не выражаемые каким-либо наглядным образом. Абстрактно-логическое мышление отражает такие факты, закономерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному наглядно-действенному и образному познанию; это понятийное мышление. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности», - писал Ленин.Очень сложно по своей психологической структуре мышление вероятностями, опирающееся не на непосредственно воспринимаемые предметы и явления, а на учет степени вероятности ожидаемых событий.

Особая форма мышления - понимание устной или письменной речи, при котором все необходимые связи, отношения и обобщения не открываются человеком вновь самостоятельно, а уже даны в определенной системе понятий и суждений, отражающих эти связи. Понимание - основа усвоения прочтенного или услышанного. Особо необходима рабочему и такая форма мышления, как планирование предстоящей деятельности. Оно тесно связано с воображением и мышлением вероятностями. Это ответ на вопрос о том, как достичь цели, состоящей в осознании путей, способов, средств и сроков, необходимых и достаточных для достижения цели, направленный на преодоление возникающих на этом пути неясностей, трудностей и препятствий. Более кратко планирование определяется как процесс сознательного и целенаправленного построения рабочим своего труда.

Воображение или фантазия - это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятия позволяют человеку создать образы настоящего, память - прошлого, то воображение как форма мышления позволяет это сделать в отношении будущего. Поэтому воображение - одно из важнейших условий творчества, новаторства в любом виде труда. «Эта способность чрезвычайно ценна... Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было без фантазии... Фантазия есть качество величайшей ценности» , - писал Ленин. Своеобразный вид творческого воображения - мечта как воображение, создающее образы желаемого будущего. У одних людей мечта становится могучим толчком, стимулом к творческому труду, у других она служит его заменой.

Индивидуальные особенности мышления учащегося характеризуют свойства его ума, в своей совокупности определяющие его продуктивность. В профессионально-техническом обучении преподавателю нередко приходится сталкиваться с такими учащимися, мышление которых еще недостаточно развито и, конечно, не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к нему осваиваемая профессия. Поэтому он должен не только объяснять учебный материал, но и развивать у учащихся такое мышление, которое требуется для успешного выполнения действий в изменяющихся производственных условиях. С этой целью необходимо:

а) часто задавать учащимся вопросы, требующие осмысливания объясненных и показанных действий;

б) когда учащийся правильно объясняет порядок и технику выполнения осваиваемого действия, спрашивать: «Почему надо действовать так, а не иначе?»;

в) добившись правильного и достаточно точного объяснения или практического выполнения осваиваемого действия в наиболее простых условиях, изменять и усложнять условия его выполнения, требуя находчивости и сообразительности;

г) создавать проблемные производственные ситуации, требующие от учащегося самостоятельного осмысления и принятия соответствующего решения о порядке и характере действия в этих ситуациях;

д) во время упражнений требовать теперь от учащихся постоянного самоконтроля своих действий, анализа причин допускаемых ими ошибок и самостоятельных решений.

Преподавателю следует постоянно иметь в виду психологическую закономерность: там, где учащийся не понимает, правильны или неправильны его мысли и действия, он ничему не научится, и наоборот, чем лучше он понимает их ход и результаты, тем быстрее усваивает нужное. «Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их». Эти слова В. И. Ленина всегда надо помнить, оценивая и формируя мышление учащихся.

Ситуационные факторы. Принятие решений зависит не только от психологических особенностей, но также от ситуационных факторов, т.е. конкретных обстоятельств, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив. Рассмотрим их более подробно.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА. Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений. Они носят названия макроокруение и непосредственное окружение (или деловая среда) организации. Макроокруженue включает факторы, оказывающие опосредованное влияние на организацию. К ним относятся экономические условия, политика, право, социокультурные, технологические, природно-географические факторы.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА. В процессе принятия управленческих решений любой руководитель вынужден учитывать не только внешние факторы, но и ситуацию, сложившуюся внутри организации. Эта ситуация характеризуется набором внутренних факторов, или переменных, которые включают цели, структуру, культуру, процессы и ресурсы организации. Цель — это мысленное предвосхищение в сознании руководителя желаемого результата будущих действий. Как говорил Аристотель, цель — это «то, ради чего нечто существует». Организация существует ради достижения своих целей, которые направляют ее деятельность и определяют содержание всех управленческих решений.

Структура организации — это совокупность наиболее устойчивых связей, обеспечивающих функционирование и развитие организации как социальной системы.

Конкретные значения факторов внешней и внутренней среды организации образуют ситуацию принятия решения. Вместе с тем нужно отметить, что ситуационные факторы могут играть разные «роли» в процессе принятия управленческих решений. В большинстве случаев они играют роль ограничений, влияющих на формирование множества допустимых решений.

Таким образом, принятие управленческих решений— это сложный психический и организационный процесс, который находится под влиянием большого числа факторов, обусловленных как психологическими особенностями личности руководителя, так и конкретной ситуацией принятия решения. Поэтому для достижения успеха руководитель организации должен не только хотеть, но и уметь принимать решения, т.е. делать выбор альтернативы осознанно с учетом знаний о себе и знаний о ситуации, в которой он находится.

При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Понятие "риск" используется здесь не в смысле опасности. Риск скорее относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельствах или состояниях природы. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности риска или неопределенности.

РИСК. К решениям, принимаемых в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна 1. В условиях определенности существует только одна альтернатива.Вторая возможность - действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Если на процесс принятия решений влияют неопределенные факторы, то говорят о принятии решений в условиях неопределенности. В общем случае неопределенность в процессе принятия решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов альтернатив. Если каждая альтернатива приводит только к одному возможному исходу, то говорят о принятии решений в условиях определенности. Неопределенность служит причиной риска в принятии решений. Риск возникает только в условиях неопределенности. Скажем, если выпадает решка, вы проигрываете один доллар, если — орел, то выигрываете. Поэтому более точным является определение, согласно которому риск понимается как возможность неблагоприятного исхода в условиях неопределенности. Противоположным риску является понятие «шанс», которое связывается не с угрозой потерь, а, напротив, с возможностью выигрыша или приобретений. Поэтому шанс можно определить как возможность благоприятного исхода в условиях неопределенности. По природе неопределенности выделяют случайные факторы и факторы, имеющие нестохастическую природу (неслучайные факторами):

• К случайным относят такие неопределенные факторы, которые при массовом появлении обладают свойством статистической устойчивости и описываются определенным законом распределения вероятности. Напомним, что вероятность понимается как степень возможности свершения случайного события и изменяется в интервале от 0 до 1. Если известно, что некоторое событие произойдет наверняка, то оно называется достоверным и вероятность такого события полагается равной 1. Если же известно, что некоторое событие не произойдет никогда, то оно называется невозможным и его вероятность равна 0. В общем случае сумма вероятностей всех возможных событий должна быть равна единице.

Наиболее желательный способ определения вероятности случайных событий — это использование объективной информации. Если это возможно, то вероятности называются объективными, и их значения определяются с помощью математических методов на основе некоторого закона распределения вероятности либо путем обработки статистической информации. В первом случае (когда известен закон распределения) говорят о принятии решений в условиях стохастической неопределенности. Такой вид неопределенности является самым простым и «желательным», поскольку, зная закон распределения, можно относительно легко вычислить вероятность любого события, которое этому закону подчиняется. Во втором случае (когда закон распределения неизвестен) говорят о том, что решение принимается в условиях статистической неопределенности, которая, в свою очередь, делится на два вида — с известными и неизвестными параметрами распределения (числовыми характеристиками).

• К неслучайным относят такие неопределенные факторы, которые не обладают свойством статистической устойчивости и не описываются каким-либо законом распределения вероятности. Поэтому вероятность тех или иных событий, связанных с воздействием этих факторов, определить невозможно. В этом случае говорят о принятии решений в условиях нестохастической неопределенности. Подобного рода неопределенность возникает, когда требующие учета факторы по своей природе не описываются никаким законом распределения либо эти факторы настолько новы и сложны, что о них невозможно получить достаточно достоверной информации. В итоге вероятность того, что неопределенные факторы примут некоторое значение, невозможно получить с требуемой точностью. Другими словами, нестохастическая неопределенность — это неизвестность, которая обусловлена нехваткой или отсутствием информации о личностных или ситуационных факторах, не подчиняющихся законам теории вероятностей. Например, к таким факторам относятся изменчивость психических состояний, его индивидуальные психические свойства, нечеткие или противоречивые цели деятельности, поведение конкурентов и поставщиков, изменение экономических и политических условий, появление новых технологий, законов и решений правительства.

Информация необходима для рационального решения проблем. Порой, однако, необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченные на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т. д. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации