Реферат книги Жака Ле Гоффа. Цивилизация Средневекового Запада - файл n1.doc

Реферат книги Жака Ле Гоффа. Цивилизация Средневекового Запада
скачать (198 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc198kb.01.06.2012 12:40скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

Основные линии эволюции Запада между V и XV вв

и, наконец,

Долгое Средневековье: от 2-3 века до 18 и даже позже.

Первая часть книги – историческая эволюция, вторая – средневековая цивилизация. (10-14 век).

Концепция тотальной истории – техника, экономика, повседневная жизнь, художественная и интеллектуальная культура. Между этим нет детерминизма, не определяется как базис и надстройка. Основа всего – социальная история.



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ


ГЛАВА I. Расселение варваров (V – VII вв.)

Средневековый Запад зародился на развалинах римского мира. Рим поддерживал, но одновременно и парализовал его рост. Передал в наследство два пути развития – открытый и закрытый (легенда о Ромуле и Реме). Сам Рим избрал закрытый путь – достигнув оптимальных размеров, в I веке закрылся пограничным валом. Внутри – жизнь эксплуатации и потребления, консерватизм. Но: во второй половине II века этот мир подвергся эрозии под воздействием сил разрушения и обновления.

Кризис III века. Провинции эмансипировались и потом шли в наступление. Эдикт Каракаллы 212 года – возвышение провинций, усиление центробежных сил.

Средневековый Запад унаследовал борьбу – христианского единения и национального обособления.

Запад терял средства к существованию – уходили на Восток.

Основание КП и перенос столицы – тот же отход на восток. Византия – агония Рима. Запад, оскудевший и варваризованный, поднялся с новой силой на исходе Средневековья.

Последняя успешная война – при Траяне, с даками. Внутренняя стагнация – нехватка рабской рабочей силы. Отношения с варварами – прием в армию, конфедераты. Процесс смешения.

Христианство – мыслилось как опора Рима, но пережило Рим, не замкнулось на одной цивилизации. Хотя и унаследовало от Рима склонность к замкнутости.

Кризис III века – начало переворота, варварские нашествия V века – ускорение преобразования. Варвары – кимвры и тевтоны при Марии, начиная с правления Марка Аврелия (161-180) – натиск постоянный. Алеманы и франки в 276 году в Галлии, Испании и Северной Италии. Неизлечимые раны хозяйству повлекли за собой социальные изменения – крестьяне – к крупным землевладельцам. Восстания типа багаудов и циркумцеллионов. На Востоке появляются готы. В 269 г. они были остановлены императором Клавдием II близ Ниша, но они заняли Дакию, а их блестящая победа 9 августа 378 г. над императором Грацианом при Адрианополе была ударом грома, предвещающим ливень, который затопил Рим. Источник о готах – Иордан, хотя и жил в 6 веке, но пользовался не дошедшей до нас «Историей готов» Кассиодора.

Путь готов: из Скандинавии к Азовскому морю через Мекленбург, Померанию и болота Припяти. Около 230 г. они основали свое государство в южной России. Вскоре они продвинулись в Восточную Померанию. Позже в Скифию.

Причины: изменение климата, демографический рост, привлекательность плодородных земель.

Особенность нашествий – всегда были подгоняемы кем-то другим. Жестокость – часто от отчаяния, особенно когда Рим отказывал им в убежище. Святой Амвросий в конце IV в.: «Гунны набросились на аланов, аланы – на готов, готы – на тайфалов и сарматов; готы, изгнанные со своей родины, захватили у нас Иллирию. И это еще не конец!»

Отношение римлян к варварам: в зависимости от обстоятельств – принимали, селили, как Валент (Аммиан Марцеллин описывает переправу готов через Дунай). Но чаще всего считались скорее животными, чем людьми. Описание гуннов у Аммиана Марцеллина.

Христианские авторы – тоже. Амвросий («бесчеловечные враги»). Но некоторые – по-другому. Августин подчеркивает то, что Аларих сохранял право убежища в церквях.

Сальвиан, монах с острова Лерен, 440 год, «О божественном управлении»: пытается оправдать варваров и объяснить причины их успеха. «Римляне сами себя уничтожили». Объясняет превосходством вооружения. Восставшие и отчаявшиеся – присоединялись к варварам.

Варвары не были народами, только вышедшими из лесов и степей, они прошли долгий путь эволюции во время своих нередко вековых странствий, вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Христианство, но в арианской форме. Преклонялись перед римской культурой и политическим устройством.

Смешение племен. Римляне спешно романизировали пришедших первыми, чтобы обратить их против последующих. Стилихон использовал против узурпатора престола Евгения и его союзника франка Арбогаста армию, состоявшую из готов и аланов. События, описанные во второй половине V в. в «Житии святого Северина» его учеником Евгиппием.

Длинный меч великого варварского нашествия, который впоследствии стал и оружием рыцарства, накрыл Запад своей смертоносной тенью. Прежде чем постепенно возобновилось созидание, Западом надолго овладела исступленная сила разрушения.

С начала V в. то в ритме медленной инфильтрации и относительно мирного продвижения, то в ритме неожиданных набегов, сопровождавшихся вооруженной борьбой и насилием, нашествие варваров к концу VIII в. глубоко изменило политическую карту Запада.

Взятие Рима 410 года.

Вандалы, аланы, свевы разоряли Иберийский полуостров. Благодаря краткому пребыванию вандалов юг Испании был окрещен Андалузией. С 429 г. вандалы, единственные из варваров, имевшие флот, перебрались в Северную Африку и завоевали римскую провинцию Африку

Вестготы после смерти Алариха хлынули в 412 г. из Италии в Галлию, затем в 414 г. – в Испанию, откуда в 418 г. отошли назад, чтобы обосноваться в Аквитании. На всех этих этапах не переставала действовать римская дипломатия.

Вторая половина V в.– время решительных перемен. На севере скандинавы, англы, юты, саксы после серии нападений на Британию на протяжении 441 – 443 гг. захватили ее. Часть побежденных бриттов пересекла море и обосновалась в Арморике, ставшей отныне Бретанью.

Образование, хоть и недолговечное, гуннской империи Аттилы – объединил к 434 г. монгольские племена, пришедшие на Запад, а затем разбил и подчинил других варваров; по отношению к Византии он держал себя двулично, терся около нее, чтобы овладеть ею, пока не дал убедить себя (после неудачи на Балканах в 448 г.) в необходимости направить силы в Галлию, где римлянин Аэций благодаря главным образом вестготскому контингенту остановил его продвижение на Каталаунских полях в 451 г. Гуннская империя развалилась, и ее орды возвратились на восток, а в 453 г. умер Аттила.

В империи был поселен императором еще один народ – бургунды, которые одно время обитали близ Вормса, откуда сделали попытку захватить Галлию, но потерпели сокрушительное поражение от Аэция и его наемников гуннов. В 443 г. римляне уступили им Савойю. В 468 г. вестготы Эриха возобновили завоевание Испании и за десять лет овладели ею.

Хлодвиг, король франков, которые в V в. просочилось в Бельгию, а оттуда на север Галлии. Он собрал вокруг себя большинство франкских племен, подчинил Северную Галлию, одержав победу над римлянином Сиагрием у Суассона, ставшего его столицей, затем отбил нападение алеманов в сражении при Тольбиаке и в 507 г. захватил Аквитанию у вестготов, король которых Аларих II был разбит и погиб близ Вуйе. Ко дню смерти Хлодвига в 511 г. франки стали хозяевами всей Галлии, кроме Прованса.

Под занавес на империю обрушились остготы. Под предводительством Теодориха они атаковали в 487 г. Константинополь, но ушли оттуда и завоевали в 493 г. Италию.

Империя Теодориха. Вмешался в дела франков, в 507 году запретил Хлодвигу присоединять Прованс.

476 год. Почти не был замечен современниками.

V век был свидетелем того, как сошли со сцены последние великие люди, состоявшие на службе Западной империи: Аэций, Сиагрий, Стилихон, Рицимер, Одоакр.

Политика византийских императоров: оборона, откупались золотом, направляли на Запад. Королей – в подданство, титулы консулов и патрициев, но старались не допустить к морю.

Юстиниан – отвоевания. Африка (533 – 534), с большим трудом положили конец владычеству готов в Италии (536 – 555) и вырвали в 554 г. у вестготов Бетику в Испании. Успехи оказались, однако, недолговечны, они еще более ослабили Византию перед лицом угрозы с Востока и еще сильнее истощили Запад, где к опустошениям от войн и голода в 543 г. прибавились бедствия от чумы. Большинство земель в Италии, за исключением Равеннского экзархата, Рима с окрестностями и южной окраины полуострова, были потеряны (568 – 572) под натиском новых завоевателей – лангобардов, тронувшихся на юг в попытке спастись от нового азиатского нашествия – аварского.

Вестготы в конце VI в. отвоевали Бетику. Наконец, Северная Африка начиная с 660 г. стала ареной арабских завоеваний.

Влияние ислама на политическую карту Европы. Арабы прежде всего оторвали от западнохристианского мира Магриб, затем растеклись по Испании, легко отбив ее в 711 – 719 гг. у вестготов, исключение составила северо западная часть полуострова, где христианам удалось сохранить свою независимость. На какое то время они овладели Аквитанией и Провансом, пока Карл Мартелл не остановил их в 732 г. у Пуатье и они не были вытеснены франками за Пиренеи, где после потери Нарбонна в 759 г. они и осели.

VIII век – век франков. Крещение в католичество – поддержка от церкви. . В VI в. франки завоевали бургундское королевство (523 – 534), а затем Прованс (536).

Начало VIII века – «ленивые короли», франки – уже не единственные католики (ослабление роли франкского духовенства). Вестготы, лангобарды, англосаксы (Григорий Великий и Августин), Бонифаций(719) и Виллиброрд(695) – Германия и Фризия. Но Бонифаций – реформа церкви, Каролинги сменили Меровингов.

Хотя Пипиниды уже десятилетия держали власть в своих руках, только Пипин Короткий сделала решительный шаг. Восстановил католический приоритет франков и заключил с папой обоюдовыгодный союз. В 754 г положило начало светской власти папства(Константинов дар), сыгравшей столь великую роль в политической и духовной истории средневекового Запада. Взамен папа признал за Пипином титул короля и короновал его.

За время от смерти Феодосия (395) до восшествия на императорский престол Карла (800) Средневековый Запад обрел свои очертания.
Синтез двух миров.

Распадение Римской империи на изолированные части началось уже в III веке. Это унаследовал средневековый Запад – самодовлеющие мирки. Упадок городов – т.к. прекращаются торговые потоки, людям приходится бежать туда, где есть производство продукции. Бегство богатых в свои поместья и исход бедных на земли богатых. Но варварское нашествие, дезорганизовавшее экономические связи и нарушившее торговлю, лишь ускорило аграризацию населения, а не породило ее.

Упадок римских дорог – их функцию взяли реки (Рона, Сонна, Маас). Соответственно изменилась и карта городов. Но торговля по этим рекам – только предметы первой необходимости, предметы роскоши (евреи). Золотые монеты при Меровингах – скорее не экономический атрибут, а политический – для поддержания престижа.

Римское общество – профессиональное и социальное размежевание. Прикрепление к коллегиям. В Средневековье смена сословия стала практически грехом.

Варвары – не кочевники, а оседлые беженцы. Марк Блок – «кочевье людей» сменилось «кочевьем полей». Скотоводство – на привилегированном положении. Средство обмена, удобно перемещаться. В Салической правде половина краж – скот.

Равенства не было. И, несмотря на кажущееся (судя по законам Раннего Средневековья) различие между рабами варваров и свободными варварами и римлянами, делившимися на свои категории, ощутимая граница лежала скорее между «могущественными» (potentiores) людьми варварского и римского происхождения и «смиренными» (humiliores) из обеих этнических групп. Слияние этносов, особенно в отношении сельскохозяйственной организации. Аграризация и рост крупного землевладения. Крупные земельные владения – прослеживаются по топонимике. «Курт» и «виль», от curtis и villa.

Расселение варваров – стремились сохранить себя, не сливаться. Препятствия слиянию – язычество и арианство.

Персональность права. Теодорих пытался преодолеть – Эдикт Теодориха. Салическая правда (в списке конца VIII в.). Закон Гундобада (†516) – бургунды. Вестготы – Эрих (466 – 485), Леовигильд (568 – 586). Эдикт Ротари (643) – лангобарды. Алеманы - «Расtus» VII в. и «Аламанская правда» VIII в. «Баварская правда», навязанная баварам в середине VIII в. франками, их покровителями.Законы для римлян - упрощенный вариант кодекса Феодосия 438 г. Таковы «Бревиарий Алариха» (506 г.) и «Lex romana Burgundiorum» у бургундов. Воздействие церкви, особенно после обращения в католицизм королей ариан, и унификаторские устремления Каролингов в конце VIII – начале IX в. содействовали исчезновению персональности права. Тенденции к обособленности права сохранились – «дух родной колокольни», столь свойственный Средневековью.
Упадок - количественный: жизни, памятники архитектуры и хозяйственные постройки, , произведения искусства, дороги, мастерские, склады, системы орошения, посадки сельскохозяйственных культур. Качественный, технический – упадок ремесла. Падение нравов: Фюстель де Куланж о правлении Меровингов: «умеряемый убийством деспотизм». (Григорий Турский, нормы Салической правды).

Упадок системы управления и уничижение власти. Король – длинные волосы, поднимали на щите, в сопровождении нескольких писцов, домашних рабов и гвардии антрустионов. Налоги не поступали.

Церковь – епископы брали на себя функции: политическую, вступая в переговоры с варварами, хозяйственную, распределяя продовольствие и милостыню, социальную, защищая слабых от могущественных, и даже военную, организуя сопротивление или борясь «духовным оружием». Формирование канонического права – смягчить нравы.

Варваризация – Божьи суды, культ мощей и др.

Церковь дейстовала в своих интересах – накопление богатств, усиление власти. Авит Виеннский в Бургундии, Григорий Турский. В конце концов, стремясь использовать друг друга, короли и епископы себя взаимно нейтрализовали и парализовали.

В Галлии, несмотря на усилия франкских королей не допускать до придворных и государственных должностей духовенство и несмотря на безжалостные конфискации Карлом Мартеллом обширных церковных владений, взаимопроникновение двух властей, церковной и светской, было таково, что упадок меровингской монархии и франкского духовенства шел рука об руку. И прежде чем проповедовать Евангелие в Германии, св. Бонифаций должен был реформировать франкское духовенство. С этого начался каролингский Ренессанс.

Стремление церкви к установлению клерикальной власти – понтификат Григория Великого (590-604).

Преемственность между Античностью и Средневековьем возобладала над разрывом.

Средневековые люди с VIII вплоть до XVI в. испытывали потребность вернуться к Риму. Но возрождаться значило продвигаться, а не возвращаться.
ГЛАВА II. Попытка организации германского мира (VIII – X вв.)

Каролинги – не имея флота, не могли мечтать о Британии (Мерсия, король Оффа (757 – 796)), не могли покуситься и на мусульманскую Испанию, вынуждены уважать светскую власть папы в его новом государстве.

В этих пределах восстановление единства западного мира Каролингами происходило за счет Италии, частично Испании и Германии.

Италия

Пипин Короткий – поход против лангобардов в 754 г., а затем в 756 г.

Карл Великий в 774 г. взял в плен короля Дезидерия в Павии, низложил его с престола и возложил на себя корону Италии, затем вынужден продолжить войну, чтобы утвердить свою власть на севере, на юге Сполето и Беневенто ускользнули от него.

Испания

На юго западе начал завоевания Пипин, отнявший у мусульман город Нарбонн в 759 г. Позднее, в 801 г., воспользовавшись междоусобицами мусульман, Карл захватил Барселону. Так была создана Испанская марка, простиравшаяся от Наварры до Каталонии, причем главным образом усилиями графа Гильома Тулузского.

В 778 г. Карл взял Памплону, Уэску, Барселону и Жерону, но, не осмелившись атаковать Сарагосу, снес Памплону и вернулся на север. Горцы баски устроили засаду его арьергарду, чтобы захватить франкский обоз. 15 августа 778 г. в Ронсевальском ущелье они уничтожили войско, которым командовали сенешаль Эггихард, пфальцграф Ансельм и граф Бретонской марки Роланд.

Саксы

Христианизация силой оружия. Вдоль побережья Северного моря прежде всего были с трудом завоеваны после ряда походов с 772 по 803 г. саксы; явные победы здесь чередовались с восстаниями временно побежденных, из которых наиболее впечатляющим было восстание 778 г. под руководством Видукинда.

Карл перебирается восточнее. Геристаль, Тионвиль, Вормс, а особенно – в Нимвеген, Ингельхейм и Ахен.

Бавария

Тассилон, баварский герцог с 748 г., пытался использовать против франков лангобардов. Но, разбив лангобардов и одержав первые победы над саксами, Карл Великий в 787 г. двинулся в Баварию, где благодаря поддержке папы и местного духовенства (епископ ЗальцбургаАрнольд) овладел всем герцогством в 788 г.

Авары

Бавария подвергалась набегам аваров. Каганат на среднем Дунае. 796 взял Ринг, Тудун – крестился (Карл – крестный отец).

Славяне

Походы, совершенные по нижнему течению Эльбы после завоевания Саксонии, привели к покорению одних славянских племен и оттеснению на восток других.

Греки

Идея восстановления империи на Западе, кажется, принадлежала скорее папе, а не Карлу. В «Libri Karolini» 792 г. он именует себя «королем Галлии, Германии, Италии и сопредельных провинций», а василевса – «королем, имеющим резиденцию в Константинополе».Равенство и независимость. Иконоборчество и собор 787 года. Libri Carolini – оспаривают это.

Лев III в 799 г. тройная выгода: авторитет среди лангобардов, власть в своем патримонии и мечтал сделать Карла императором всего христианского мира, включая сюда и Византию, дабы искоренить иконоборческую ересь и установить супрематию римского понтифика над всей церковью.

25 декабря 800 г. Когда дипломатические демарши и план женитьбы на императрице Ирине провалились, он провел ряд военных операций в северной Адриатике, на границе между империями. Но из за нехватки судов он потерпел поражение от греческого флота. Военное превосходство на суше, однако, позволило ему захватить Венецию. В конце концов в 814 г., за несколько месяцев до смерти Карла Великого, было заключено соглашение. Франки возвращали Венецию, сохраняя за собой земли в северной Адриатике, а василевс признавал за Карлом титул императора.

Внутренняя политика

Администрация и эффективное управление. Высшие чины, советники, секретари, образовывавшие двор государя, сохраняли те же функции, что и при Меровингах, но они были более многочисленными, а главное – более образованными. Больше письменных указов. Капитулярии, одни из которых издавались для отдельных районов, как саксонские капитулярии, а другие были всеобщими, как Геристальский капитулярий о реорганизации государства (779 г.), капитулярий о поместьях, регламентирующий управление королевскими вотчинами, или капитулярий «De litteris colendis» о реформе образования. Государевы же посланцы обеспечивали управление лично; это были важные светские или церковные персоны, посылавшиеся с годичной миссией надзора за уполномоченными государя – графами, а в пограничных областях маркграфами или герцогами – или же с целью реорганизации управления. Вершину этой системы управления составляли общие собрания влиятельной церковной и светской знати королевства, которые ежегодно созывались государем в конце зимы. Это был своего рода аристократический парламент (слово «народ», «populus», прилагавшееся к нему, не должно вводить в заблуждение), который обеспечивал Карлу повиновение подданных и который, напротив, навязывал волю магнатов его слабым преемникам.

Грандиозное здание каролингской монархии в течение IX в. стало быстро разваливаться под совместными ударами внешних врагов – новых завоевателей – и внутренних сил дезинтеграции.
Норманны

Шведы покорили русские земли. На западе норвежцы атаковали преимущественно Ирландию, а датчане – прибрежные районы Северного моря и Ла Манша. После 834 г. ожесточенные норманнские нападения на порты Квентовик и Дуурстеде в устьях судоходных рек Шельды, Мааса и Рейна стали ежегодными, и наметилось стремление здесь обосноваться. В 839 г. норманнский вождь основал королевство в Ирландии, сделав столицей г. Арма. В 838 г. король Дании потребовал у императора уступить земли фризов. В 859 г. они прорвались в Италию и дошли до Пизы. Это их наиболее глубокий в географическом отношении рейд. Жертвой их бесчисленных набегов стал в 881 г. и Ахен, где они сожгли гробницу Карла Великого. Однако, как и другие завоеватели в другие времена, они начали помышлять о том, чтобы осесть.

В 878 г. по Уэдморскому миру они вынудили Альфреда Великого признать за ними часть Англии, а с 980 г. при Свенде и его сыне Кнуте Великом (1019 – 1035) стали ее полными господами. Карл Простоватый уступил будущую Нормандию Роллону по договору в Сен Клер сюр Эпт в 911 г. . В 1066 г. они завоевали Англию; начиная с 1029 г. постепенно утвердились в Южной Италии и на Сицилии.

Арабы

Ифрикийские пираты с 806 г. стали появляться на Корсике, в 827 г. они предприняли завоевание Сицилии и менее чем за столетие захватили ее. На Италию – самый впечатляющий набег 846 г., разграбили собор св. Петра в Риме и захватили Таранто и Бари, откуда их изгнал в 880 г. византийский император Василий I. Наступление Аглабидов отягощалось на западе Средиземноморья нападениями испанских мусульман.

Мадьяры

В VII в. венгры осели в государстве хазар. Но к середине IX в. печенеги уничтожили хазарскую империю и изгнали венгров на запад. На месте авар. Начиная с 899 г. венгры совершили разрушительные набеги на венецианскую область, Ломбардию, Баварию, Швабию. В начале X в. они покончили с Великоморавским государством и вскоре начали нападения на Эльзас, Лотарингию, Бургундию и Лангедок. Среди их главных жертв – Павия, взятая в 924 г., где они сожгли сорок четыре церкви, и Верден, спаленный в 926 г. Но в 955 г. король Германии Оттон разбил их наголову в битве на реке Лехе, близ Аугсбурга. В конце X века на свет появилась Венгрия. Нашествие помогло восстановиться оттоновской династии.
Каролинги рассматривали королевство как свою собственность, наподобие своих поместий или сокровищ. Тионвильский указ 806 г Карла Великого. Но в 814 один Людовик Благочестивый. В 817 г. он разделил королевство между тремя сыновьями, императорское достоинство Лотарю. Новые разделы, борьба – во всех этих событиях, которыми полно его царствование, Людовик Благочестивый полностью утратил власть. После его смерти в 840 г. переделы и борьба продолжились. В 843 г. был произведен верденский раздел, Лотарь получил «коридор» от Северного моря до Средиземного с Ахеном и Италию с протекторатом над Римом; Людовик – восточные территории и стал Людовиком Немецким; Карл Лысый – западные земли. В 870 г. в Мерсене Карл Лысый и Людовик Немецкий поделили между собой Лотарингию за исключением Италии, оставшейся во владении сына Лотаря, Людовика II вместе с императорским титулом. После рибемонтского передела 880 г., когда Лотарингия отошла к Восточно Франкскому королевству, единство империи оказалось как будто на какое то время восстановленным при Карле Толстом, третьем сыне Людовика Немецкого, ставшим императором и королем Италии в 881 г., единственным королем Германии в 882 г. и, наконец, королем Западно Франкского королевства в 884 г. Но после его смерти (888 г.) началось стремительное крушение этого каролингского единства. Императорский титул носили лишь итальянские корольки, а в 924 г. он вообще исчез. В Западно Франкском королевстве короли стали выборными и на престоле чередовались каролинги и представители рода графа Франции, то есть Иль де Франса, Эда, героя сопротивления парижан норманнам в 885 – 886 гг. В Германии каролингская династия угасла вместе с Людовиком Дитятей в 911 г., и королевская корона, также вручаемая магнатами после выборов, перешла сначала к герцогу франконскому Конраду, а затем к саксонскому герцогу Генриху I Птицелову. Его сын Оттон I и стал основателем новой императорской династии.
Верденский договор – не этнические или естественные, а экономические зоны. Важна торговля севера и юга. Сформировались будущая Франция и Германия. Германия – отпор славянам, натиск на запад – Лотарингия, юг – Италия. Италия – угроза от германских императоров и от светских притязаний пап. Бургундия и Прованс – обречены на поглощение (хотя был и подъем – при анжуйской династии и при великих герцогах).
Усиление магнатов. Монастыри. Много источников по ним – полиптики (описание имущества монастыря и повинностей крестьян). Полиптик аббата Ирминона.

Раздача бенефициев – противоречивый эффект. Раздавались для упрочения власти короля, но вели в конце концов к ее ослаблению. Начиная с середины IX в. понятие «miles» (солдат, конник) часто используется взамен понятия «vassus» для обозначения вассала. Капитулярий, изданный в Кьерзи сюр Уаз, которым Карл Лысый, готовясь к походу в Италию, обеспечивал вассалам неприкосновенность прав наследования отцовских бенефициев для их юных сыновей в случае их смерти. Благодаря наследственности бенефициев вассалы сплачивались в социальный класс. Тенденция к тому, что «вассал моего вассала – не мой вассал». Эти изменения в каролингское время – основа всего Средневековья. Верность – главная добродетель средневекового человека.
Оттон – занял престол в 936 году, сделал герцогов вассалами. Восстания герцогов в Андернахе (939 г.)., подавлено. Западно-Франкское королевство – выступил арбитром на синоде в Ингельхейме (948 г.) (Каролинги ?Робертины), закрепился в Лотарингии (944 г.), стал королем Италии (951 г.), победил венгров на Лехе и славян на берегах Регница (955 г.), получил 2 февраля 962 г. императорскую корону от папы Иоанна XII.

Договор 962 г. отношения между императором и папой. Подтверждал власть над патримонием, но в обмен потребовал, чтобы ни один папа не был избран без его согласия. Военные кампании против византийцев - признания его титула в 972 г., женитьба его старшего сына на византийской принцессе Феофано.

Преемники – возвеличивания императорского титула без укрепления власти.

Оттон II (973 – 983) заменил титул «императора августа», который носил его отец, титулом «императора римлян» (Imperator Romanorum). Оттон III обосновался в 998 г. в Риме и провозгласил восстановление Римской империи, издав буллу, на печати которой с одной стороны изображена голова Карла Великого, а с другой – женщина с копьем и мечом, Aurea Romа. В 1000 г. признал независимость Польши, Болеслав Храбрый получил титул союзника империи; признана независимость Венгрии, Стефан, крестившись, получил королевскую корону.

Единомышленник Оттона – папа Сильвестр II. Восстание римлян. В январе 1002 г. умер.

Генрих II предпочел вернуться к «королевству франков».

Но ностальгия по Риму сохранилась, в добавление к этому – установить власть над папами. Противостояние и борьба за инвеституру.
Можно сказать, что если каролингское возрождение имело место, то это было прежде всего возрождение экономическое. Хрупкое и стертое нашествием, но было. Возобновления торговли в VIII – IX вв. Монетная реформа Карла Великого, экспорт сукон фламандских (фризских), Карл Великий послал в дар халифу Гарун аль Рашиду.

Развитие аграрного производства: дробления манса, происходящие благодаря распашке новых земель; появление новой системы упряжи, реформа календаря, произведенная Карлом Великим. Бобовые культуры. Влияние мусульманского мира, мира городских метрополий, которые стимулировали производство сырья и другой продукции на экспорт – древесины, железа (франкские мечи), олова, меда и человеческого товара – рабов (Верден). Прогресс технологий – колесный плуг с отвалом, трехпольный севооборот, новая упряжь, прогресс в военном деле… Социальное возвышение магнатов-землевладельцев-рыцарей – класс, способный воспользоваться экономическим шансом, который предоставился благодаря росту земледелия, а также торговли, еще, правда, ограниченной, часть доходов от которой этот класс оставлял профессионалам – первым западным купцам.
ГЛАВА III. Становление христианского мира (XI – XIII вв.)

Причины и следствия иногда трудно определить – и то, и другое. Строительство, демографический подъем, мир (ограничение времени войны и защита определенного населения).

Господствующий класс осел на землю – подъем сельскохозяйственного производства. Варвары, оседавшие на землю, нормандцы, например, тоже усердно занимались сельским хозяйством. Дудо Сен-Кантенский (нормандский хронист) – о защите плугов. Трехполье. Население удвоилось между X и XIV веками. Экстенсивное развитие, внутренняя экспансия, в Средние века не было возможностей для интенсивного. Освоение целины.

Внешняя экспансия тоже. Немцы – на восток, на земли славян.

Хотя и христианизация - Польша при Мешко в 966 г.; Венгрия при Иштване I, ставшем королем в 1001 г.; Дания при Харальде Синезубом (950 – 986); Норвегия при Олафе Триггвесоне (969 – 1000) и Швеция при Олафе Скотконунге. Русь и Болгария (865 – Борис), пруссы в XIII в., образование немецкого государства тевтонских рыцарей, их пригласил в 1226 г. польский князь Конрад Мазовецкий. Литовцы – 1385 г., Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и, крестившись в Кракове 15 февраля 1386 г., стал христианским королем Польши и Литвы Владиславом.

Альбрехт Медведь (1150-70), маркграф Бранденбургской марки, тевтонские рыцари, завоевавших земли пруссов в 1226 – 1283 гг.

Скандинавы. Исландия, Гренландия, Винланд. Англия – при Свене (1014), Кнуте(1016-1035). 1035 – Эдуард Исповедник отвоевал, 1066 – нормандцы.

Нормандцы в Южной Италии – Роберт Гвискар – Кампания, вынудил папу Николая II в 1059 г. признать свою власть. Сицилия (1060-61), у византийцев – Барии (1071). Так образовалось Королевство Обеих Сицилий.

Франция – на юг – альбигойские войны (завершились Парижским договором 1229 г.), после смерти Альфонса де Пуатье (1271) Лангедок отошел к короне. Карл Анжуйский – королевство Обеих Сицилии, отобрали у наследников Фридриха II, разбив его незаконного сына Манфреда при Беневенто в 1266 г., а его внука Конрадина у Тольякоццо в 1268 м. Но Сицилия ускользнула от Карла Анжуйского после «сицилийской вечерни» 1282 г. и отошла к Арагону.

Реконкиста – наемники и рыцари, чаще всего французские. Клюнийские монахи. Разрушение базилики в Сантьяго де Компостелле в 997 г. Аль Мансуром, разгром другим Аль Мансуром в 1195 г. короля Кастилии в Аларкосе; недолговременные успехи – взятие Валенсии Фердинандом I в 1065 г., которое пришлось повторить в 1094 г. Родриго Диасу де Вивару – Сиду; длительные периоды бездействия. Решающий этап начался в 1085 г. со взятием Толедо Альфонсом VI Кастильским и завоеванием в 1093 г. всей области между Дуэро и Тахо; затем последовало взятие Сантарена, Синтры и Лиссабона, позднее утраченных и вновь захваченных в 1147 г. Великой датой стало 16 июля 1212 г. В этот день короли Кастилии, Арагона и Наварры одержали блестящую победу над халифом Кордовы у Лас Навас де Толоса. Однако плоды этой победы, сломившей мусульманское сопротивление, пожаты были позднее. В 1229 г. Яков I Арагонский завоевал Майорку, в 1238 г .– Валенсию, а в 1265 г. – Мурсию. Отныне арагонцы и каталонцы получили морское признание. Взятие Сицилии в 1282 г. подтверждает это. В 1248 г. кастильцы захватили Севилью. И к концу XIII в. мусульмане в Испании оказались оттесненными в маленькое Гранадское государство.

Реконкиста – опыт религиозной войны, проложила в военном и духовном отношении путь крестовым походам.

Не утолили жажды земли, не были источником хороших иль плохих заимствований, не способствовали подъему торговли, не принесли ни технических новшеств, ни новых производств, непричастны к духовным ценностям, непричастны к распространению роскоши. Позволили некоторым итальянским городам – Генуе, но более всего Венеции – быстро разбогатеть; но не пробудили торговлю. Напротив, они способствовали оскудению рыцарства; распаляли зарождающиеся национальные противоречия, вражду между латинянами и греками, вместо того чтобы смягчить нравы, священная война в своем неистовстве привела крестоносцев к худшим эксцессам, начиная еврейскими погромами и кончая массовыми избиениями и грабежами, например в Иерусалиме в 1099 г. или в Константинополе в 1204 г; причина увеличения папских поборов и появления практики продажи индульгенций, а духовно рыцарские ордена, осели на Западе, чтобы предаться там всем видам финансовых и военных злоупотреблений. Таков тяжкий итог этих экспедиций. И я не вижу ничего иного, кроме абрикоса, который христиане, возможно, узнали благодаря крестовым походам.

Первый опыт европейского колониализма

Когда Урбан II в Клермоне в 1095 г. разжигал огонь крестовых походов и когда св. Бернард его раздувал в 1146 г. в Везеле, они надеялись превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. В добавок к этому усилить власть церкви на Западе.

Разные слои населения. Беднота.

В 1099 г. Иерусалим взят, возникло латинское государство. Людовик VII и Конрад III в 1148 г. не смогли ему помочь, сокращающаяся шагреневая кожа. В 1187 г. Саладин вернул Иерусалим; Ричард Львиное Сердце во время Третьего крестового похода (1189 – 1192) безуспешно расточал свои подвиги, тогда как Филипп Август поспешил вернуться в свое королевство. Другая эфемерная латинская империя, в Византии, просуществовавшая с 1204 по 1261 г. Тем временем Фридрих II, отлученный папой от церкви, путем переговоров восстановил власть христиан в Иерусалиме в 1229 г., но в 1244 г. город был вновь захвачен мусульманами. Людовик Святой, первый раз в 1248 г. в Египет, где он попал в плен к неверным, а во второй раз в 1270 г. в Тунис, где он и умер.
Города.

В основном военные, административные и политические центры, а не экономические. Континуитет – мнимый, как предместье (portus). Или из мелких малозначимых городов. В Раннее Средневековье поддерживались епископами – даже небольшая экономическая функция, как распределение запасов. Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, Милан, Париж, Брюгге, Гент, Лондон, Гамбург и Любек, – все они являются творением Средневековья. Исключения: Кельн, Майнц и Рим (но Рим – религиозный центр в основном).

Пробудившаяся торговля, подъем сельского хозяйства, homines novi, поддерживающие их представители земельной аристократии и духовенства; минестериалы.

Наиболее урбанизированные районы – там, где завершались крупные торговые пути, активная торговля. Северная Италия, Северная Германия и Фландрия, северо-восточная Франция. Самые плодородные земли. Связь развития города и деревни. Сложно понять, где причина, и где следствие. Город как сеньория.

Роль двигателя в экономической сфере. Из просто центра обмена становился центром производства. Именно в городах зародилось и развивалось разделение труда. Но динамика развития и независимость – не такая уж и большая. Феодалы сковывали – сырье поступало в основном из вотчин, феодалы обладали правом на сбор пошлин. Цеха – картели, не допускали конкуренции. На экспорт мало кто работал, только дорогие ткани в Северной Италии и Фландрии.

Города как центры торговли. Предметы роскоши и предметы первой необходимости (соль). Ярмарки Шампани. Итальянцы – генуэзцы, венецианцы, флорентийцы – в основном в пределах своих городов. На севере – сильная торговая конфедерация – Ганза.

1161 г. (Генрих Лев) – мир между немцами и жителями Готланда, создавалась община немецких купцов, торгующих с Готландом. Конец XIII века – пик могущества.

Торговая колонизация – венецианцы (привилегии от Византии в 992 и 1082 гг). После Четвертого крестового похода (1204) – настоящую колониальную империю на берегах Адриатики, на Крите и на островах Ионического и Эгейского морей. Генуэзцы обосновались в Малой Азии и в Северном Причерноморье.

Ганза – Брюгге, Лондон, Стокгольм, Новгород, Рига. Привилегии, территориальная экспансия. XIII век – «век возврата к золоту». Флорентийский флорин 1252 г., экю Людовика Святого 1263 1265 гг., венецианский дукат 1284 г.

Монетные реформы Карла Великого – равнодушно восприняты, монетные операции Филиппа Красивого – негодование среди всех слоев.

Города и культура. XI и отчасти XII век – монастыри и церкви – ведущая роль (Клюни, Сито). Но в течение XII века город опередил монастыри в образовании. Из епископальных школ – университеты. Корпорации. Болонский – студенты, Парижский – преподаватели. Схоластика развивалась в городах.

В архитектуре города опередили монастыри – готика.
Церковь. Вклад церкви в подъем христианского мира. Экономическая роль – богатства, которые были только у церкви, пускала в оборот – строительство. Идеологическая поддержка всех слоев. Реабилитация купцов. Апология бедности.

Монахи – стремление к простоте – труд, новые технологии, трехполье, мельницы, кузни. Символом противостояния нового и старого монашества стал спор между цистерцианцем св. Бернардом, аббатом Клерво (1115 – 1154), и клюнийским аббатом Петром Достопочтенным (1122 – 1156). Божественная служба противопоставлялась молитве, соединенной с трудом, «романское барокко» - более упорядоченной готике.

Религиозные анархисты и отшельники.

Нищенствующие ордена – Пьер Вальденс в Лионе в 1170г., Франциск в Ассизи в 1206. Папы (Иннокентий III, Гонорий III, Григорий IX) – стремились включить в церковную организацию. Франциск жил в Ла-Верне, умер в 1226. Знатный испанский каноник Доминик Гусман охотно принял от папы в 1216 г. устав для небольшой группы проповедников, которых он объединил, чтобы проповедью и примером бедности вернуть на путь ортодоксии еретиков. В городскую среду стремились. Продублировали монастырские кафедры университетскими. Фома Аквинский – доминиканец, Бонавентура – францисканец.

Но в отличие от Раннего Средневековья церковь уже не руководила. С конца XII века теряется доверие к цистерцианцам, даже нищенствующие ордена теряют доверие, доминиканцы – из-за инквизиции. Петр Страстотерпец (1252 год в Вероне).

Соборы уже не задают тон, а приспосабливаются. IV Латеранский собор в 1215 – попытка вернуть влияние. В 1277 г. епископ Парижский Этьен де Тампье, издав перечень из 217 осуждаемых им тезисов, и архиепископ Кентерберийский доминиканец Роберт Килуордби с помощью аналогичного документа попытались обуздать интеллектуальную эволюцию. Осуждали куртуазную любовь, падение нравов, чрезмерное обращение к разуму в теологии и т.п.

Шампанский крестьянин Леутард, проповедовавший неортодоксальное Евангелие жителям Вертю и окрестностей, итальянские еретики из Монтефорте, миланцы патарены, связанные с городскими движениями. Ученые еретики, как Росцелин, Абеляр, его ученик Арнольд Брешианский – в более ограниченные круги населения. Церковь часто поддерживали государи. В 1022 г. в Орлеане запылали первые костры с еретиками.

Более мощное и опасное течение (связь с манихеями и богомильцами с Балкан) – катары. Дворянство частично, в основном – горожане, бюргеры и ремесленники. Связь с вальденсами, иоахимитами – Иоахим Флорский, хилиазм, 3 эры, конец света в 1260 году. Сам умер в 1202. Папа Целистин V вроде бы поддерживал идею, но скоро был смещен.

Альбигойцы – создали антицерковь. Альбигойские войны. Инквизиция.

Эти ереси называют антифеодальными, и, в рамках общих объяснений это имеет смысл. Нападали на феодализм как основу общества.
Феодализация и городское движение были двумя сторонами одной и той же эволюции, которая одновременно организовывала и пространство, и общество.

Наиболее законченный во Франции и в Германии, он не достиг завершенности в Италии, где прочность античных традиций и раннее участие сеньоров в городской жизни связывали его развитие. Еще более незаконченным он был в Испании, где особые условия Реконкисты предоставили возглавлявшим ее королям полномочия, ограничивавшие власть феодалов, и где права, предоставлявшиеся воинам и переселенцам, ограждали их свободу. В Англии, в нормандском королевстве Обеих Сицилии, в Святой земле феодализм был «импортированным», более четким и более схожим с некоторыми теоретическими моделями, чем в других странах, но зато и более хрупким. В славянских и скандинавских странах местные традиции придали феодализму другие нюансы.

Феодализм – это прежде всего система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества. Эти связи имели реальную основу – бенефиций, которым сеньор жаловав своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Феодализм в узком смысле слова – это оммаж и фьеф. Термин оммаж – Барселонского графства (1020), графства Сердань (1035), Восточного Лангедока (1033) и из Анжу (1037). Во Франции оно распространилось во второй половине XI в., в Германии впервые появилось в 1077 г. Вассал обязан был сеньору советом (consilium), что, в общем, означало его обязательство участвовать в созывавшихся сеньором собраниях вассалов и вершить, в частности, от его имени суд, а также помощью (auxilium), особенно военной и в определенных случаях финансовой. Вассал, таким образом, должен был вносить свой вклад в сеньориальное управление и судопроизводство и служить в войске. Взамен сеньор обязывался оказывать покровительство вассалу. Фьеф – слово появилось на западе Германии в начале XI в. и получило распространение в своем техническом значении к концу столетия. Скорее термин историков и юристов Нового времени.

До XIII в. передача фьефа оформлялась письменным актом лишь в исключительных случаях. Феодализм был эпохой жеста, а не письменного слова. Наиболее существенным в эволюции фьефа было то, что если поначалу сеньор владел им по праву, подобному праву римской собственности, а за вассалом было право пользования доходами, то с XI в. право вассала значительно выросло. Установление наследственности фьефа – во Франции рано, в X – начале XI в. В Германии и Северной Италии процесс был ускорен Конрадом II в 1037 г., позднее. В Англии наследственность распространилась лишь в XII в.

Каждый человек часто был вассалом нескольких сеньоров, которые добивались 2тесного оммажа» - hommage lige.

Локальное исследование эволюции феодализма, какое проделал Жорж Дюби в отношении Маконне XI – XII вв.

В конце X в. еще разделение свободных и сервов, многие крестьяне еще свободные. Власть графа еще уважалась. Но замок стал центром сеньории, к которой постепенно отходили все формы власти – экономическая, судебная и политическая. В 971 г. появился титул рыцаря, а в 986 м – первый частный суд, в аббатстве Клюни; в 988 г. впервые сеньор, граф де Шалон, стал взимать подати как с сервов, так и со свободных крестьян. 1004 годом датируется последнее упоминание наместнического суда, независимого от сеньора, а 1019 годом – последний приговор, вынесенный графским судом против кастеляна. Начиная с 1030 г. получил распространение вассальный договор, а в 1032 г. понятие «nobilis» (знатный) сменяется «miles» (рыцарь). Положение всех крестьян, за исключением аллодистов и министериалов, унифицировалось – один общий класс (manants), среди сеньоров устанавливалась иерархия. К 1075 г. рыцарство, поначалу группа, отличавшаяся «богатством и образом жизни», стало «наследственной кастой, истинной знатью». Оно составляло два эшелона:

1) кастелянов, владельцев замков (domini, castellani), которые осуществляли на той или иной территории всю публичную власть (бывший королевский бан)

2) простых рыцарей, за которыми было лишь «небольшое число лично зависимых людей».

В своем замке сеньор был господином территории, где он пользовался, вперемешку, и частными, и публичными правами, и это была так называемая баналитетная сеньория, хотя понятие «бан» (bannus) было в эту эпоху довольно редким.

К 1160 г. новые перемены, и между 1230 и 1250 гг. иное феодальное общество. «Кастелянство перестало быть несущей конструкцией в организации бановой власти». Расширение слоя знати - мелкие деревенские рыцари в начале XIII в – свои замки. Ослабление власти сеньоров над крестьянами, сверху – изъятие части кастелянских полномочий крупными сеньорами, принцами и королем. В 1239 г. область Маконне отошла к королевскому домену. Классический феодализм закончился.

Жорж Дюби - «начиная с середины XI в. социальное движение и экономическое идут в противоположных направлениях: первое, замедляясь, ведет к сплочению классов и замкнутых групп, второе, ускоряясь, подготавливает ослабление всех рамок и освобождение» - согласен с Марком Блоком. Я, однако, не уверен, что эти два движения не происходили в одном направлении дольше.

В XIII в. распространялось движение по освобождению крестьян, которое улучшало если не материальное, то юридическое их положение. Ограничение сеньориальных поборов и замена барщины и трудовых повинностей обычно фиксированной податью, цензом, а также определение хартиями.

Но экономическая эволюция, преимущественно с начала XIII в., не благоприятствовала мелкому и среднему рыцарству.
Политическая история. Очень запутанная.

После 1000 года на первый взгляд два персонажа – папа и император. Папство пало под ударами итальянского нобилитета, потом – германских императоров. Но: григорианская реформа, названная по имени папы Григория VII (1073 – 1085), была лишь наиболее внешним проявлением мощного движения, которое тогда увлекло церковь на возвратный путь к ее истокам. Речь шла о восстановлении перед лицом класса воинов автономии и власти класса священников. Декрет Николая II от 1059 г.об избрании папы конклавом кардиналов. Энциклика «Диктат Папы» (1075). Григорий VII и Генрих IV – Каносса (1077). Более благоразумный Урбан II – крестовый поход, усиление авторитета. Компромисс – Вормсский конкордат 1122г., Каликст II и Генрих V – посох, кольцо и жезл. Фридрих I Барбаросса (1152 – 1190) в 1177 г. перед папой Александром III; но Констанцский мир 1183 г. – независимость городов Ломбардии, союз с ними – мог теперь оказывать давление на папство. Пик – при Фридрихе II в первой половине XIII в. Папы: Иннокентий III (ум. в 1216 г.) Григорий IX (1227 – 1241) и особенно Иннокентий IV (1243 – 1254). Вроде бы папство победило, Фридрих низложен на Лионском соборе 1245 году, умер в 1250, Великое междуцарствия (1250 – 1273). Но папы в борьбе с императорами упустили усилившихся королей. Филипп Красивый, Бонифаций VIII, пощечина в Ананьи (1303) и «пленение» папства в Авиньоне (1305 – 1376). Столкновение в первой половине XIV в. между папой Иоанном XXII и императором Людовиком Баварским было лишь пережитком, позволившим сторонникам Людовика, и особенно Марсилию Падуанскому в его «Защитнике мира» (1324), определить черты нового христианского мира, где светская и духовная власть четко разделены.

Сильные монархии и государства, тем не менее, не имели в то время ни династической преемственности, ни определенной территории.

Англия – пример централизованной монархии. Правление Генриха I (1110 – 1135) и особенно Генриха II Плантагенета (1154 – 1189). 1085 – книга Страшного суда, опись королевских владений и прав. Финансовые учреждения (палата Шахматной доски), королевские чиновники – шерифы.

В начале XIII в. – кризис. Иоанн Безземельный ограничение королевской власти Великой хартией вольностей (1215), восстания дворянства под руководством Симона де Монфора - Оксфордские провизии (1258). Эдуард I (1272 – 1307) и Эдуард II (1307 – 1327) стабилизировали королевскую власть, допустив парламентский контроль. Войны против Уэльса (удачные) и против Шотландии (неудачные) дали новое вооружение и тактику и приучили часть народа к участию в военных действиях и к участию в местном и центральном управлении. Обеспечило победу в начале Столетней войны.

Франция. Слабые Капетинги – от Гуго (987) до Людовика VII (1137), боролись с мелкими сеньорами Иль-де-Франса. 1124 год – угроза со стороны германского императора, Франция выступила на стороне короля. Путь французских королей – увеличение королевского домена. Прогресс, очевидный уже при Людовике VII (1137 – 1180) и ошеломляющий при Филиппе Августе (1180 – 1223), пошел вширь и стал устойчивым при Людовике VIII (1223 – 1226), Людовике Святом (1226 1270). Филиппе Храбром (1270 – 1285) и Филиппе IV Красивом (1285 – 1314). Финансовая база слабая, король жил «за счет своего». Но администрация – при Филиппе Августе учреждены должности сенешаля, прево и бальи. Легисты. Расширен Совет, в нем выделяются палаты, особенно финансовые и судебные. 1303 – создание парламента (высший судебный двор). Генеральные штаты скорее помогали королю. Феодальная реакция после смерти Филиппа в 1315, смена династии – Валуа в 1328.

Папство – не в патримонии Св. Петра, а как наднациональная монархия – назначение епископов, кодификация канонического права, финансовые поступления. Выдержало Авиньонское пленение и даже стало сильнее.

Пиренейские государства. Португалия с 1140 г., Наварра, Кастилия, Арагон – устойчивые политические образования. Царствование Альфонса X Мудрого (1252 – 1284) в Кастилии – сборник законов «Партида» и подъема, при королевском покровительстве, Саламанкского университета. Арагон стал крупной державой при Якове Завоевателе (1213 – 1276), а после ее раздела (1262) расцвета достигло королевство Майорка. Особенность – активные кортесы.

Италия. Неудача – светская власть пап, императорская. Борьба гвельфов и гибеллинов. Королевство Обеих Сицилий (Неаполитанское), хотя и усилия нормандцев, германцев (Фридрих II – мельфийская конституция 1231 г) и анжуйцев – слишком частая смена инсотранных владычеств.

Германия. Итальянский мираж. Фридрих II вроде бы покончил с самым сильным феодалом – Генрихом Львом, герцогом Саксонии и Баварии, но все распалось. Великое междуцарствие 1250-73. В конце XIII века живые политические силы Германии – ганзейские города и старые и новые княжеские дома. Рудольф Габсбург – император в 1273 г.

Скандинавия. В Дании королевская власть после взлетов и падений вроде бы взяла в начале XIV в. верх над феодалами, но король был столь беден, что вынужден был в 1319 г. заложить страну своему кредитору графу Голштинскому. В Швеции короли стали в XIII в. выборными, но при короле Магнусе Ладулосе (1274 – 1290) и особенно при Магнусе Эриксене (1319 – 1332) там на время удалось закрепиться династии Фолькунгов. Наиболее удачливой была, кажется, Норвегия, где Хакон V Старый (1217 – 1263) разбил светскую и церковную аристократию и установил наследственную монархию.

Швейцария. 1 августа 1291 г. жители долины Ури, вольная община из долины Швиц и объединившиеся люди из долины Унтервальден перед лицом габсбургской угрозы создали союз. Позже он станет основой Гельветической конфедерации. 15 ноября 1315 г. побед над Леопольдом Габсбургом у Моргартена.
Будущее – за городами? Феодализм силен в социально-экономическом отношении, но уже ослабевает в политическом. Города укрепляются, подтверждение – военные победы. 1176 г. города Северной Италии нанесли Фридриху Барбароссе поражение у Леньяно, в 1302 г. близ Куртре пехотинцы фламандских городов разбили наголову цвет французского рыцарства (пятьсот золотых шпор). Но экономическая база городов еще слаба для политической деятельности. С конца XIII века города могли удержаться двумя путями:

  1. конфедерации – ганзейский путь

  2. собирание вокруг себя сельской округи – фламандский путь

Но всё же время островков, небольших поселений и малых социальных ячеек готово было пройти, как и время феодализма.

ГЛАВА IV. Кризис христианского мира (XIV – XV вв.)



Христианский мир в целом дошел до своих границ. Экспансии прекратились, нашествия практически тоже (не считая монголов). Но: прекратилась запашка новых земель, демография – вниз, рост цен. Восстания – последняя треть XIII в (в Безье в 1280 г, Тулузе в 1288 г., Реймсе в 1292 г., Париже в 1306 г.), завершилась в 1302 г. на землях современной Бельгии почти всеобщим восстанием. 1284 – рухнули своды собора в Бове. Девальвация, кризис в торговле, в сельском хозяйстве – неурожайные годы 1315-17 и голод. Великая чума с 1348 г.

Сокращение феодальной ренты и перемены, вызванные растущей ролью денег в крестьянских повинностях, пошатнули основы власти феодалов. Пережив период неурядиц, класс феодалов приспособился и стал в широких масштабах заменять земледелие более доходным скотоводством. Он изменил условия эксплуатации крестьян, характер повинностей и платежей. Пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующих классов – Столетняя война.

Кризис XIV в. окупился перекройкой экономической и социальной карты христианского мира. Он создал благоприятные условия для государственной централизации.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ГЛАВА V. Генезис


Отношения, установившиеся между языческим наследством и христианством. Отношение выражено св. Августином, который заявил, что христиане должны пользоваться древней культурой точно так же, как евреи использовали в свое время добычу, захваченную у египтян. камни от разрушенных древних храмов, но иногда брали целые куски, как колонны для соборов, а бывало и целые храмы, как Пантеон в Риме, превратившийся в начале VII в. в христианскую церковь ценой небольших переделок и легкого камуфляжа.

часто даже один и тот же автор колеблется между двумя полюсами средневековой культуры – страхом перед языческой литературой, бегством от нее и страстным восхищением ею, влекущим широкие заимствования.

в каролингскую эпоху, в XII в., и, наконец, в эпоху великого Возрождения.

досадным интеллектуальным приемам: это систематическое искажение мысли древних авторов, постоянные анахронизмы, выдергивание цитат из контекста.

Св. Фома Аквинский в XIII в. сказал, что мало значит то, что хотел автор сказать, важно то, что он сказал и что может быть использовано. Благодаря идее «передачи» (translatio) Рим как бы уходил из Рима, и начиналось великое средневековое смешение всего и вся. Но этот синтез был условием возникновения нового мироустройства.

от Поздней империи, которая настолько перемолола, упростила и разложила греко римскую литературу, мысль и искусство

Словари, мнемонические стишки, этимологии (ложные), флорилегии – вот тот примитивный интеллектуальный материал, который Поздняя империя завещала Средневековью. Это была культура цитат, избранных мест и дигест.

то же самое произошло и с христианской частью культуры

Библия утонула в экзегетике. И Реформация XVI в. ощущала вполне понятное чувство ее обретения.

Сочинения отцов церкви также были тем материалом, из которого хорошо ли, плохо ли извлекали суть учения.

Упадок был вызван необходимостью приспособить к эпохе. Например, ораторское искусство не нужно – нет форумов и народных собраний, поэтому меняется система образования.

Опроститься, чтобы завоевать сердца, – таков был их выбор.

несмотря на варваризацию, шел поиск ценностей не менее важных, чем ценности греко римского мира

вещи, реалии имеют преимущество перед словами

что это было также время великих еретических движений или скорее великих доктринальных колебаний

триумф ортодоксии был успехом «среднего пути» между примитивностью арианства или манихейства и сложностью пеласгианства или присциллианства

отношение к свободе воли и благодати – пробный камень. Тоже выбрали средний путь.

отражавшее дух той эпохи монастырское устройство соединило презрение к миру с хозяйственной и духовной организацией жизни.

традиционные очаги культуры в той или иной мере еще сохраняли жизнь

благодаря торговле восточных купцов, паломничествам. Другие центры – городские резиденции варварских королей и епископов.

Павия при Лиутпранде (712 – 744), Монца при королеве Геоделинде на рубеже VI и VII вв., Толедо в царствование Реккареда (586 – 601) и до мусульманского завоевания в 711 г., Париж и Суассон при Меровингах

Ремесленники

Вкус варваров к роскоши и блеску мишуры удовлетворялся мозаиками, изделиями из слоновой кости и драгоценных металлов, дорогими тканями

Меровинги, предпочитали жить в своих сельских поместьях

богатые епископальные центры: Суассон, Париж, Сане, Тур, Орлеан, Клермон, Пуатье, Бордо, Тулуза, Лион, Вьенн, Арль. В вестготской Испании ярким очагом городской жизни была Севилья во времена епископата братьев Леандров (579 – 600) и Исидора (600 – 636).

наиболее крупными центрами раннесредневековой цивилизации были монастыри, причем монастыри сельские – мастерские, скриптории, земельные владения – все стороны культуры

цивилизация отдельных очагов жизни и оазисов культуры среди пустошей, лесов и заросших полей

Развал системы коммуникаций

возрождаться древние обычаи

Лерен – время христианизации городов, не ученая экзигеза, а аскетизм, духовная медитация. С 430 по 500 г. через Лерен прошли почти все крупные прелаты провансальской церкви – Сальвиан, Евхерий Лионский, Цезарий Арелатский, Фавст из Рие, бывшие вдохновителями провансальских синодов, на которых были выработаны глубоко запечатлевшиеся в западном христианстве каноны.

. Бенедикт Нурсийский, обосновавшийся около 529 г. в Монтекассино

Устав – отказался от излишнего восточного аскетизма. Равновесие между ручной, религиозной и интеллектуальной деятельностью – успехи бенедиктинского монашества в VI – XI вв. умерить власть аббатов, требуя мягкости и братских чувств

Совсем иным был дух ирландского монашеского движения. Распространение монастырей, проповедь и обращение язычников.

Путешествие Брендана.

Колумбан, который между 590 и 615 гг. основал Люксей и Боббио, в то время как его ученик Галл дал свое имя другому монастырю (Сен Галлен около 510 г.), которому было уготовано блестящее будущее. Всем этим и другим общинам Колумбан дал свой устав

строгая аскеза

Св. Кевин – 7 лет, птицы свили гнездо

Возродились библейские табу – похожи на древнекельтские, полуязыческие. Искусство - каменные кресты и книжная миниатюра. Романский стиль – почерпнул что-то из этого, скорее всего.

Боэций (480 – 524)

об Аристотеле и его логике - схоластика

музыка

Кассиодор (480 – 573)

«Наставлениями в божественных и светских науках» - основы риторики.

Переписка книг – скриптории

Исидор Севильский (560 – 636)

«Этимологии», программа семи свободных искусств, научный словарь

Страсть к энциклопедическому познанию

Беда Достопочтенный (673 – 735)

теория четырех смыслов Священного писания – экзегетика

астрономия
каролингское возрождение – преувеличено значение, церковные школы такого типа были и до этого, традиции сохранялись

академия при дворе – детские игрушки, как и мягкие буквы под подушкой у Карла

скорее предмет эстетического наслаждения и способ укрепления престижа, нежели образованность и средство управления

Тем не менее Каролингское возрождение было одним из этапов

Алкуин программа семи свободных искусств. Рабан Мавр энциклопедия «О вселенной» и педагогический трактат «О воспитании клириков»

гениальный и загадочный Иоанн Скот Эриугена, которого открыли в XII в, «Карл Великий схоластической философии»

это был новый ряд интеллектуальных авторитетов

шедевры миниатюры

ГЛАВА VI. Пространственные и временные структуры (X – XIII вв.)


Огромный покров лесов и ланд с разбросанными по нему возделанными плодородными прогалинами

бегства от мира (fuga mundi): отшельники, любовники, странствующие рыцари, разбойники, люди вне закона – Тристан и Изольда, Персеваль, предтеча Робина Гуда

для трудового люда лес был источником дохода

знать – охота, дичь

«Лесные сержанты», отлавливали расхитителей-виланов

Иоанн Безземельный – Лесная хартия, кроме Великой хартии вольностей

Опасности – реальные и вымышленные – волки, разбойники. Чудовища, чары (Карл VI Безумный).
чрезвычайная мобильность средневековых людей

собственность – не так, как в современном мире

рыцари, крестьяне, монахи, студенты, паломники, бродяги

христианская мысль – люди- странники на земле

но при этом церковь иногда не очень одобряла паломничества – они были для покаяния, чтобы искупить грехи

история с человеком, детьми, Иаковом и ослом (из Золотой легенды)

медленная долгая дорога

из Болоньи в Авиньон, путь с шампанских ярмарок в Ним занимал 22 дня, из Флоренции в Неаполь – от 11 до 12

между двумя измерениями: ограниченными горизонтами прогалины, где они жили, и отдаленными горизонтами всего христианского мира

по морю – быстрее, но опасней.

Распространенный образ – корабль, захваченный бурей. Чудеса – усмирение бури. Св Николай в Золотой легенде

Лес, море, дорога – в то же время символы

мистических и псевдонаучных абстракций

символизм заслонял реальную картину

4 элемента, из которых состоит вселенная, макрокосм, и человек, микрокосм – земля, вода, воздух и огонь

4 реки – Тигр, Ефрат, Фисон и Нил

Индия – страна грез, драгоценные камни, редкое дерево, пряности

За античными географами делили Землю на 3 части – Европу, Азию и Африку. Но абстрактно – ближе было религиозное деление.

Отношение к византийцам – христиане, но еретики, раскольники. IV крестовый поход – превратил трещину в пропасть. Не понимали язык. Смесь зависти и презрения.

В 968 г. ломбардец Лиутпранд, епископ Кремонский, посланный германским императором Оттоном I в Константинополь. Вы не римляне, а лангобарды. Ереси родились у вас, а мы с ними боролись. На выходе отобрали 5 пурпурных плащей, потому что их вывоз был запрещен.

IV Крестовый поход - церковники успокаивали угрызения совести.

Но переговоры о церковном союзе - при Алексее I в 1089 г., Иоанне II в 1147 г., Алексее III в 1197 г. и почти при каждом императоре с середины XIII в. до 1453 г.

Лионский собор 1274 г., Флорентийскй собор 1439 г.

нападения на Византийскую империю, предпринятые норманнами Робера Гвискара в 1081 г., Боэмундом в 1185 г., взятие Константинополя западными рыцарями в 1204

В 1097 г., во время приема лотарингских крестоносцев императором Алексеем I, один из них, раздраженный всем этим этикетом, уселся на трон, «находя неподобающим, чтобы один человек сидел, когда столько храбрых воинов пребывают стоя».

Людовик VII во втором крестовом походе - епископ Лангрский, «испытывая сострадание к королю и будучи больше не в силах выносить длинные фразы оратора и толмача, сказал им: „Братья мои, соблаговолите не говорить столь часто о славе, величии, мудрости и благочестии короля; он себя знает, и мы его знаем тоже; скажите ему быстрее и без обиняков, чего вы хотите“».

На Западе главная ценность – верность. Не понимали византийцев, которые могли преступить клятву из соображений государственной пользы.

Византийцы относились с отвращением к «латинянам» - воинственные, даже клирики.

Богатство византийцев. Огромное количество реликвий. Робер де Клари в 1204 г в одной церкви все – от креста с гвоздями и венцом до головы Иоанна Крестителя.

Шелк и золотая монета (бизант).

Богословие.

Отношение к мусульманам – без всяких угрызений. Недолюди. Магомет – антихрист. Но Паскас Радберт, например, различает мусульман и язычников. Познали Бога и не познали совсем.

11 век – пропаганда, крестовые походы. Жуанвиль и другие называют мусульман язычниками.

Но связи – торговля, хотя папа и налагал запреты. Интеллектуальный обмен. Арабская наука питала возрождение XII века. Сделали доступными греческую науку. Отвоеванный христианами в 1085 г. Толедо стал центром притяжения.

В Палестине – отношения мирного сосуществования. испано мусульманский хронист Ибн Джубайр во время путешествия в Палестину в 1184 г.:

Христианизация настоящих язычников и обращение еретиков. Более или менее мирно – Бонифаций. Карл Великий – насильно, и это становится нормой. Хронист Галл Аноним, определяя географическое положение Польши, пишет: «У северного моря ее соседями являются три очень свирепых варварских народа, населяющих Силезию (область лютичей), Померанию и Пруссию, против которых польский князь ведет бесконечную войну, дабы обратить в (истинную) веру. Но он не преуспел ни в том, чтобы вырвать из их сердца коварство мечом проповеди, ни в том, чтобы выкорчевать всю их гадючью породу мечом избиения».

Обращение к язычеству – 973 г. крупное славянское восстание уничтожило церковную организацию между Эльбой и Одером, в землях велетов и ободритов; и 1038 г. произошло восстание в защиту язычества в Польше, а и 1040 г. пришел черед вероотступничества Венгрии

Проповедь к массам – мало успеха, в основном к элите. Элита и государи понимают выгоды. Первые христиане – низы, навязавшие веру верхам, даже императору, сейчас- верхи насильно обращают низы. Выбор Рим-Константинополь.

Монгольский миф. Восточная и Центральная Европа – жестокие язычники. Запад – миф – готовы принять христианство. Миф о пресвитере Иоанне. Два доминиканца и два францисканца, направленные в 1245 г. папой Иннокентием IV, французское посольство, отправленное в 1249 г. Людовиком IX Святым, и в 1253 г. еще одна доминиканская, а также францисканская миссия во главе с фламандцем Вильгельмом Рубруком. Марко Поло и Джованни Плано Карпини. Разочарование.

Христианство замкнулось. «Светильник» Гонория Августодунского (настольная книга среднего христианина XII века) – подборка цитат из НЗ, доказывающая, что Христос умер за избранных.

До Григория Великого ирландские монахи отказывались проповедовать Евангелие своим ненавистным соседям англосаксам, которых они обрекали на адские муки, чтобы не рисковать встретиться с ними в раю

Язычники – славяне и англосаксы – ресурс рабской силы.

почти все, что выходило за пределы необходимого: роскошные ткани, пряности; византийское и мусульманское золото и серебро подстегнуло его переход к денежному хозяйству; его искусство, начиная со степных мотивов, которые вдохновляли все варварское ювелирное ремесло, и кончая куполами и стрельчатыми арками, пришедшими из Армении, Византии или Кордовы; его наука, обращавшаяся к греческим источникам через посредничество арабов,– все это было вскормлено заимствованиями
но зато открыто небу – «итинерарий» - путь к небу (если воспользоваться термином св. Бонавентуры

сферы – античное наследие (Беда Достопочтенный - воздух, эфир, олимп, огненное пространство, звездный свод, небо ангелов и небо Троицы)

сохранить тезис о божественной нематериальности, не задевая при этом наивных верований в реальное (как говорили тогда, субстанциональное) бытие Бога

для массы Бог существовал телесно – иконография

Догмат о Троице или Духе Святом легче усваивался богословами или мистиками, нежели массой верующих, и народная религиозность колебалась между чисто монотеистическим видением Бога и дуалистическим образом Бога Отца и Бога Сына.

Иконография Отца – рука-власть

Сына – агнец с крестом, потом – человек

Борьба с арианством – подчеркивать Сына так, что чуть не слили с Отцом.

Замалчивание всего, что связано с смирением и унижением

Пантократор (прибавилась атрибутика Поздней империи). Dominus, феодальный владыка.

Бог-царь и Христос-царь даже больше, чем сеньор.

Христос – Пастырь, учитель. Символы: льва или орла – знаки могущества, единорога – знак чистоты, пеликана – знак жертвы, феникса – знак воскрешения и бессмертия.

Отношения с Христом: Спаситель, Ворота (церковная архитектура – арки, тимпаны, порталы)

Страдающий Христос. Почитание самого креста (в народных ересях часто отторжение – куску дерева поклоняться или как орудие позорной казни)

Культ орудий страдания. Ecce Homo – в XIV веке.

Человеческая жизнь Христа – циклы фресок и т.п. Джотто, например.

С XI века дьявол как фигура более заметен. Вероломный вассал.

Манихейство – ереси, но и подсознательно во всех. Рай и ад, без чистилища пока. Черное и белое, бескомпромиссное.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации