Курсовая работа - Кинезотерапия при бронхиальной астме и бронхоэктатической болезни - файл n1.doc

Курсовая работа - Кинезотерапия при бронхиальной астме и бронхоэктатической болезни
скачать (149.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc150kb.05.06.2012 09:08скачать

n1.doc



Введение
В течение длительного времени особое место занимают неспецефические поражения бронхов и легких: бронхиальная астма, бронхит, пневмония, бронхоэктатическая болезнь, ларингит, трахеит, плеврит и др. Эти заболевания широко распространены по всем континентам. От них страдает как детское, так и взрослое население.

Бронхиальная астма (БА) – это актуальная проблема педиатрии и клинической медицины в целом [1; 8]. Она относится к числу самых распространенных заболеваний и имеет наибольший удельный вес среди аллергических заболеваний у детей. Начавшись у детей, болезнь часто продолжается в зрелом возрасте, становясь причиной инвалидности, а иногда и летального исхода.

Бронхоэктатическая болезнь – характеризуется наследственно обусловленным диффузным расширением бронхов с образованием выпячиваний и вторичной инфекцией. В патогенезе ее имеет значение наследственная недостаточность эластической и хрящевой ткани бронхов (дисплазия), дефицит ?i-антитрипсина, а также тяжелая пневмония, коклюш в раннем возрасте. Для успешного осуществления процесса дыхания большое значение имеют подвижность грудной клетки, диафрагмы, эластичность легких. Изменить создавшуюся неблагополучную ситуацию может лишь активизация системы профилактики этих заболеваний. Одним из средств, применяемых с лечебной и профилактической целью, является лечебная гимнастика.

Исходя из актуальности проблемы, на современном этапе и личного интереса к заболеваниям органов дыхания определена тема курсовой работы, «ЛФК и массаж при бронхиальной астме и бронхоэктатической болезни»

Цель работы – изучение и выявление возможностей методик лечебной гимнастики и массажа при бронхиальной астме и бронхоэктатической болезни.

Гипотеза исследования: бронхиальная астма и бронхоэктатическая болезнь, возможности профилактики лечебной гимнастикой и массажем при наличии условий.

Основными задачами, являются:


Объект исследования: лечебная гимнастика и массаж

Предмет: бронхиальная астма и бронхоэктатическая болезнь, особенности течения, особенности проведения лечебной гимнастики и массажа.

Методологические основания работы – теоретические и клинические положения.

В нашей работе мы использовали следующие методы – анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение полученных знаний.

Исходя из сформулированной темы, поставленной цели и задач, мы определили главы нашей работы следующим образом:

1глава Физиологические основы реабилитации больных, куда мы включили анализ основных направлений;

2глава Возможности массажа и смежные методики, куда мы включили описание методик исследования в современных условиях;


Глава 1

Особенности течения бронхиальной астмы и бронхоэктатической болезни

В настоящее время многие неспецифические заболевания легких развиваются на фоне первоначального поражения бронхиального дерева. Патогенез нарушений бронхиальной проходимости сложен. Нарушения происходят при спазме гладкой мускулатуры бронхов, воспалительной отечности в бронхиальном дереве, гипотонии стенки бронхов, при уменьшении эластической тяги легких, скопление в просвете бронхов патологического содержимого. Для успешного осуществления процесса дыхания большое значение имеют подвижность грудной клетки, диафрагмы, эластичность легких. При заболеваниях бронхов и легких все методики лечебной гимнастики и массажа, применяемые с целью долечивания и реабилитации больных, служат улучшению альвеолярной вентиляции, т. е. процессу дыхания. Среди бронхолегочных заболеваний неспецифической этиологии бронхиальная астма занимает одно из первых мест. По данным эпидемиологических исследований, бронхиальной астмой страдает от 2 до

10 % населения, и с каждым годом этот показатель увеличивается [27].
1.1 Бронхиальная астма
Бронхиальная астма (БА) – заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление и гиперреактивность бронхов, проявляющееся приступами затрудненного дыхания (преимущественно на выдохе) в результате диффузной обструкции, обусловленной спазмом гладкой мускулатуры бронхов, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов. Основным клиническим проявлением астмы считается одышка экспираторного характера, сопровождающаяся ощущением заложенности бронхов и хрипами в грудной клетке. В течение заболевания выделяют период обострения и межприступный приод (период ремиссии) [6; 9]. Признаки нарушения функции внешнего дыхания обнаруживаются не только во время приступа, но и в межприступном периоде (правда, менее выраженные) [25]. В результате снижаются ЖЕЛ, объем выдоха; нарушается газообмен; развивается дыхательная недостаточность. Частые приступы неблагоприятно сказываются на функции сердечно-сосудистой системы и могут стать причиной сердечно-сосудистой недостаточности. Возможны такие осложнения, как ателектаз и эмфизема легких.

Причинами увеличения распространенности бронхиальной астмы являются:

– БА – экологически обусловленное заболевание;

– нарастающее ухудшение экологии жилых помещений также влияет на рост распространенности БА;

– увеличение использования в питании продуктов промышленного консервирования и напитков, содержащих ксенобиотики;

– увеличение частоты перинатальной патологии;

– увеличение частоты искусственного вскармливания;

– нарастающее распространение курения, в том числе пассивного; токсикомании и наркоманий;

Важную роль в лечении, больных бронхиальной астмой, играют немедикаментозные методы: лечебная физическая культура (ЛФК), массаж, физиотерапия, психотерапия, климатотерапия, иглорефлексотерапия и другие, то есть физическая реабилитация. В последние годы вопросам физической реабилитации больных бронхиальной астмой уделяется большое внимание [2; 14; 19; 20].

Реабилитация больных бронхиальной астмой включает комплекс восстановительных мероприятий, направленных на достижение стойкой компенсации заболевания, выздоровление, нормализацию или улучшение показателей функции легочного дыхания и сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности и трудоспособности [20].

Основная задача реабилитации при бронхиальной астме – купировать бронхоспазм, закрепить этот эффект на максимально длительный период, нормализовать или повысить показатели функции кардиореспираторной системы и подготовить больного к учебному процессу [16; 22]. Задачи реабилитации зависят от индивидуальных особенностей больных: одним показана только медицинская (включающая и физическую) реабилитация, другим – медицинская и профессионально-социальная [14]. Соблюдение основных принципов восстановительного лечения (раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, непрерывность, преемственность, учет функционального и общефизического состояния пациента, его социального статуса и профессиональных наклонностей) обычно является залогом положительных результатов всего процесса реабилитации [21].

Физическая реабилитация – необходимый этап в лечении больных бронхиальной астмой. Дело в том, что даже стойкое прекращение удушья, достигнутое в результате медикаментозной реабилитации, не является залогом полного восстановления функции легочного дыхания, миокарда и центральной гемодинамики. Процессы восстановления функции этих

органов и систем, иммунологической реактивности организма идут медленно и зачастую запаздывают за динамикой клинических проявлений бронхоспазма. Отсюда вытекает и основная цель физической реабилитации – ускорить и достичь наиболее полного восстановления функций организма, повысить защитные возможности его и способствовать созданию условий для возможности выполнения более интенсивных физических нагрузок по сравнению с теми, которые были под силу больному в период развития болезни.


1.2 Бронхоэктатическая болезнь
Бронхоэктатическая болезнь – гнойное заболевание бронхиального дерева за счет расширения бронхов (бронхоэктазы) с поражением ресничек мерцательного эпителия и повышением вязкости бронхиального секрета.

Заболевание чаще начинается в детском возрасте появлением кашля с выделением слизисто-гнойной или гнойной мокроты в основном по утрам. При физических нагрузках больные отмечают боли в грудной клетке. В стадии обострения появляется субфибрильная температура. При частых обострениях кожные покровы больных приобретают бледность с землистым оттенком, дети отстают в физическом развитии, пальцы приобретают форму барабанных палочек, а ногти напоминают часовое стекло. Вторичные бронхоэктазы могут развиваться при нарушении дренажной функции, гиперсекреции и присоединении вторичной инфекции (хронический бронхит, пневмокозы и др.) Бронхоэктазы – необратимые локальные расширения бронхов с изменением структуры их стенок. Форма расширенных бронхов различна, чаще наблюдаются цилиндрические и мешотчатые бронхоэктазы. Они могут быть (ограниченными, в одном сегменте и доле легкого) или распространенными (захватывают целое легкое и даже оба легких). Чаще бронхоэктазы наблюдаются в нижних долях легких. Различают врожденные и приобретенные бронхоэктазы. Врожденные бронхоэктазы возникают при нарушении развития бронхолегочной системы во внутриутробном периоде; иногда они сочетаются с другими пороками развития – стреловидным небом, расщеплением верхней губы. Приобретенные бронхоэктазы развиваются, после различных бронхолегочных заболеваний и при синдроме бронхиальной обструкции любого генеза. Изменение стенок бронхов обычно начинается с воспалительного процесса и заканчивается разрушением их мышечного и соединительнотканного каркаса, утолщением и нередко изъязвлением слизистой оболочки. Повышение внутрибронхиального давления бывает обусловлено сужением бронхов, скоплением в них секрета, длительным кашлем. Клиническая картина при врожденных и приобретенных бронхоэктазов часто бывает одинаковой, и дифференцировать их трудно. Симптомы определяются в основном степенью и распространенностью расширения бронхов, выраженностью деструкции бронхиальных стенок, активностью инфекции длительностью патологического процесса. При сухих бронхоэктазах клинические симптомы часто отсутствуют; иногда может возникать легочное кровотечение. В большинстве случаев в пораженных бронхах развивается периодически обостряющийся инфекционный процесс. Больные жалуются на кашель со слизисто-гнойной или гнойной мокротой иногда обильной, «полным ртом». Нередко наблюдается определенная регулярность возникновения приступов продуктивного кашля – он беспокоит больных по утрам при вставании, и по вечерам, в постели, в остальное время суток кашель может отсутствовать. При обострениях инфекционного процесса количество мокроты увеличивается и достигает 50-100 мл. в сутки и более. В ряде случаев мокрота приобретает неприятный, иногда зловонный запах, содержит примесь крови. При отстаивании такая мокрота разделяется на 3 слоя: внизу скапливается густой гной, в середине мутно-зеленоватая серозная жидкость, сверху слизисто-гнойная пена. Обострения инфекционного процесса сопровождается подъемами температуры тела особенно по вечерам, лейкоцитозом с нейтрофильным сдвигом, увеличение СОЭ. Нередко наблюдается отдышка, усиливающаяся по мере прогрессирования болезни, развитие хронического бронхита и эмфиземы легких, похудание, ухудшение аппетита, цианоз губ. У длительно болеющих при перкуссии – коробочный оттенок или притупление перкуторного звука; при аускультации – жесткое дыхание, рассеянные сухие хрипы, иногда влажные на ограниченном участке легкого. У некоторых больных периодически возникает легочное кровотечение. При многолетнем течении и прогрессировании заболевания могут развиваться амилоидоз внутренних органов, легочное сердце с исходом в легочно-сердечную недостаточность. При дифференциальной диагностике бронхоэктазов с хроническим бронхитом, абсцессом легкого, туберкулезом и раком легкого часто используют томографию и бронхоскопию; установить диагноз помогает бронхография. Лечение больных с бронхоэктазами комплексное, с использованием терапевтических бронхоскопических, а при необходимости – хирургических методов. Течение бронхоэктатической болезни длительное, рецидивирует заболевание весной и осенью. Осложнения бронхоэктатической болезни – легочные кровотечения, эмпиема плевры, злокачественные новообразования легких.

Консервативное лечение состоит из профилактики инфекции и ликвидации ее вспышек. Для этого необходимо обеспечить хорошее опорожнение бронхиального дерева от патологического содержимого с помощью дыхательных упражнений, перкуссионного и вибрационного массажа и пасторального дренажа. С целью разжижения густой и вязкой мокроты назначают препараты йода, ингаляции щелочных и протеолитических средств. Для борьбы с инфекцией применяются антибиотики широкого спектра действия и сульфаниламидные препараты, оптимально определение чувствительности к ним микрофлоры. Большое значение имеет санация бронхов при бронхоскопии. В настоящее время накоплен большой опыт успешного применения лечебной гимнастики и массажа в комплексном лечении больных заболеваниями легких в условиях поликлиники, стационара, санатория. На отдельных этапах курса лечения массаж способствует: а) предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; б) воздействию на «локально» протекающие болезненные процессы, ускоряя ликвидацию анатомических и функциональных нарушений; в) сохранению, восстановлению или созданию новых условий для адаптации организма больного.

1.3 Показания и противопоказания
Показания: хронические неспецифические заболевания лёгких, хроническая пневмония и бронхит, эмфизема, пневмосклероз, бронхиальная астма вне стадии обострения, бронхоэктатическая болезнь.

Противопоказаниями к назначению лечебной гимнастики и массажа больным являются обострение воспалительного процесса и общие противопоказания к массажу, экссудативный плеврит в острой стадии; острые лихорадочные состояния: бронхоэктатическая болезнь в стадии тканевого распада; легочно-сердечная недостаточность III степени; кровохарканье или угроза его развития; активная форма туберкулеза; астматический статус, гнойные заболевания, новообразования и другие общие противопоказания.

Противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания (более 5-7 с)

При ранениях и заболеваниях органов дыхания лечебная гимнастика и массаж дает положительный результат. Своевременное применение лечебной гимнастики и массажа в период рассасывания экссудата (скопление мокроты) предупреждает развитие осложнений, благотворно сказывается на общем состоянии больного. Массаж назначается даже при субфебрильной температуре и дает положительные результаты.

Глава 2

Физическая активность больных

2.1 Лечебная гимнастика при бронхиальной астме
Для каждого больного строго индивидуально подбирают те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут решить задачи, поставленные для достижения лечебного эффекта, кроме того, ЛФК имеет общие и профилактические цели:

– восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции и увеличения насыщения артериальной крови кислородом путем:

а) снижения напряжения дыхательной мускулатуры; б) выработки нормальных соотношений дыхательных фаз; в) развития ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом; г) увеличения дыхательных

экскурсий диафрагмы;

– развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем: а) укрепления дыхательной мускулатуры; б) увеличения подвижности грудной

клетки;

– улучшение функции системы кровообращения;

– адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке.

Исходные положения: лежа на спине, на боку; сидя на кровати, опустив ноги. Средства ЛФК: физические упражнения, преимущественно изотонического характера, охватывающие мелкие и средние мышечные группы; дыхательные упражнения – статические и динамические, произвольно управляемое (локализованное) дыхание. Нагрузки малой интенсивности.

Кроме того, используются УГГ, самостоятельные занятия, массаж (приемы поглаживания и растирания).

Метод проведения ЛГ и УГГ – индивидуальный и малогрупповой.

Полупостельный, или палатный, режим назначают выздоравливающим в раннем периоде выздоровления. Больные часть времени проводят, сидя

в постели. При благоприятных реакциях на измененный режим разрешается вставать и передвигаться по палате и в отделении.

Задачи ЛФК:

– нормализация функции внешнего дыхания;

– улучшение функций кардиореспираторной системы;

– дальнейшая адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

Исходные положения: сидя на стуле и стоя.

Средства ЛФК: физические упражнения (аналогично постельному режиму), постепенно включают в занятия упражнения для мышц и суставов плечевого пояса, конечностей и позвоночника; используют гимнастические снаряды и предметы (палки, булавы, мячи, амортизаторы и др.). Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений – 1:1; 1:2.

Свободный режим назначают выздоравливающим, подготовляемым к выписке из больницы.

Задача его – смягчить переход от больничного режима к домашнему и школьному. Задачи ЛФК:

– восстановление функции внешнего дыхания;

– дальнейшая адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке;

– подготовка больного к бытовым и профессиональным нагрузкам.

Исходные положения: сидя, стоя, свободное передвижение.

Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с дыхательными упражнениями. Используются гимнастические снаряды и предметы. Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений – 1:1; 1:2. Физические нагрузки средней интенсивности. Целесообразно использовать элементы спортивных игр, дозированную ходьбу в темпе от 60 до 90 шагов в минуту, велотренировки, тредмил, трудотерапию.

Курс ЛФК в стационарных условиях имеет раз-личную продолжительность и включает подготовительный и тренировочный периоды [11; 23; 24].

Подготовительный период обычно непродолжителен – 2–3 дня. Задачи подготовительного периода: исследовать состояние больного и его функциональные возможности; разучить с больным специальные упражнения для восстановления механизма правильного дыхания
2.2 Лечебная гимнастика при бронхоэктатической болезни
Задачами ЛФК при бронхоэктатической болезни являются: общее укрепление организма, стимуляция более полного выделения мокроты, улучшение вентиляции и газообмена в легких, тренировка дыхательных мышц, укрепление миокарда.

В методике ЛФК при бронхоэктатической болезни главное место занимают дренажные упражнения и дренажные положения тела – постуральный дренаж – все это способствует более эффективному удалению из легких патологического секрета. В зависимости от локализации патологического процесса существуют различные положения и упражнения.

Для создания лучшего оттока патологического секрета из пораженной верхней доли правого легкого необходимо, чтобы больной, сидя на стуле или лежа наклонял туловище влево с одновременным поворотом его на 45° вперед, при этом рука с больной стороны должна быть поднята вверх. В этом положении, откашливаясь, он задерживается на несколько секунд, а инструктор (или при самостоятельных занятиях другой больной, родственник) надавливает синхронно с кашлевыми толчками на верхнюю часть грудной клетки, механически способствуя выведению мокроты. Дренирование полости, находящейся в верхней доле, производится, когда больной лежит на здоровом боку. При этом головной конец кровати опущен на 25-30 см, рука со стороны поражения поднята вверх (вдох). На выдохе, чтобы предупредить затекание мокроты в здоровое легкое, больной медленно поворачивается на живот; в этом положении он находится несколько секунд и кашляет. Инструктор в это время синхронно с кашлевыми толчками надавливает на верхнюю часть грудной клетки.

С учетом топографии бронхов средней доли для ее дренирования больному, сидящему на кушетке (ножной конец кушетки или кровати приподнят на 20-30 см), необходимо медленно полностью откинуться назад. Инструктор при этом легко надавливает на переднюю поверхность грудной клетки, способствуя продвижению мокроты на выдохе; покашливая, больной делает повороты туловища влево и вперед. Поднимаясь с кушетки, он наклоняется вперед, стремясь руками коснуться стоп. Во время наклонов вперед больной выделяет мокроту. Инструктор во время покашливания больного надавливает на область средней доли (переднебоковая поверхность грудной клетки) синхронно с кашлевыми толчками. Затем следует пауза от 30 с до 1 мин и повторение упражнения до 3-4 раз.

Дренирование правой нижней доли легкого осуществляется из положения больного лежа на животе с опущенным головным концом кушетки или кровати на 30-40 см, руки опущены иногда до пола. При отведении правой руки в сторону, больной делает медленный полуповорот на левый бок, глубокий вдох, затем на медленном выдохе с покашливанием возвращается в исходное положение. Инструктор синхронно с кашлевыми толчками надавливает руками на нижние отделы грудной клетки.

Также хорошо мокрота отделяется при поражении правой нижней доли легкого из положения больного на левом боку (ножной конец кровати поднят). На вдохе больной поднимает вверх правую руку, на выдохе – с покашливанием он надавливает ею на боковой и нижний отделы грудной клетки толчкообразно, синхронно с кашлем. Инструктор в это время слегка поколачивает по заднесреднему отделу грудной клетки между лопатками, способствуя тем самым отделению мокроты от стенок бронхов.

Выполнение больным динамических дыхательных упражнений, стоя на четвереньках, способствует дренированию бронхов при двустороннем поражении бронхов. Рекомендуется следующее упражнение: на выдохе, сгибая руки, опустить верхнюю часть туловища, таз поднять как можно выше (имитация подлезания). В конце выдоха, покашливая, больной возвращается в исходное положение – вдох. Из основного положения на вдохе больной поочередно поднимает правую руку в сторону и вверх, одновременно опуская здоровую сторону туловища. На выдохе – наклон верхней части грудной клетки как можно ниже, таз поднять как можно выше (имитация подлезания). В конце выдоха – покашливание.

Особенно важно следить за улучшением вентиляции и состоянием бронхиального дерева нижних долей легких, поскольку это самые активные в функциональном отношении отделы и именно нижнедолевые бронхоэктазы чаще всего встречаются при гнойных заболеваниях легких. Регулярное выполнение больным 4-5 упражнений сразу после ликвидации острого воспалительного процесса способствует быстрейшему удалению мокроты, восстановлению функции внешнего дыхания. Улучшению вентиляции нижних отделов легких и подвижности диафрагмы способствует выполнение больным упражнений из исходного положения сидя на стуле или лежа на кушетке: разводя руки в сторону, он делает глубокий вдох, затем на выдохе поочередно подтягивает к грудной клетке ноги, согнутые в коленях, в конце выдоха – покашливание и выведение мокроты. В этом же положении (или в исходном положении сидя или лежа) обучению больного правильному вдоху и выдоху способствует упражнение, когда, глубоко вдохнув, он делает медленный выдох, руками надавливая на нижние и средние отделы грудной клетки.
2.3 Пассивная лечебная гимнастика
При многих заболеваниях органов дыхания назначается массаж как одна из составляющих комплексного метода лечения. Достаточно посмотреть на эффективность этих методик, и вы сразу же поймете, сколь важен массаж.

Верхние дыхательные пути богаты разнообразными рецепторами. Важную роль играют рецепторы легких, грудной клетки и дыхательных мышц, они выполняют функцию обратной связи между дыхательным центром и вентиляционным аппаратом. Сюда прежде всего следует отнести чувствительные нервные окончания, которые возбуждаются при растяжении и спадении легочной ткани. В последнее время большое значение в регулировании усилия, развиваемого дыхательной мускулатурой, придают функции проприоцепторов межреберных мышц. Массаж дыхательных мышц вызывает усиление импульсации из первичных окончаний мышечных веретен и вовлечение большого числа мотонейронов, что приводит к усилению сокращения межреберных мышц. Афферентные стимулы от рецепторов мышечно-суставного аппарата грудной клетки направляются в дыхательный центр по восходящим путям спинного мозга. Весь двигательный аппарат дыхательной системы (конечно, за исключением гладкомышечных образований трахеи и бронхов) управляется так же, как и остальная поперечно-полосатая мускулатура.

В этой связи для снятия утомления с дыхательной мускулатуры, улучшения бронхолегочной вентиляции, кровообращения, отхождения мокроты (при ее наличии) и для нормализации функции дыхания разработаны соответствующие методики массажа. У больных с преобладанием деструктивного процесса (бронхоэктазы) следует увеличить количество приёмов вибрации (непрерывистая лабильная вибрация, рубление, поколачивание, сотрясение).
2.3.1 Перкуссионный массаж
Выполняется в исходном положении лежа или сидя.

При этом на определенный участок грудной клетки кладется левая (или правая) кисть ладонной поверхностью, а сверху по ней наносят ритмичные удары кулаком. Начинается перкуссионный массаж спереди грудной клетки, а затем проводится со стороны спины. Осуществляются удары на симметричных участках. Спереди удары наносят в подключичной области и у нижней реберной дуги, а на спине — в надлопаточной, межлопаточной и подлопаточной областях. Наносятся два-три удара на каждый участок (зону). Затем осуществляется сжимание грудной клетки двумя руками. При этом руки массажиста находятся на нижнебоковом отделе ее, ближе к диафрагме. Во время вдоха больного руки массажиста скользят по межреберным мышцам к позвоночнику, а во время выдоха больного — к грудине (при этом к концу выдоха больного производится снимание грудной клетки). Затем обе руки массажист переносит к подмышечным впадинам, и вновь проводят те же движения. Такие приемы следует проводить в течение 2-3 минут. Для того чтобы больной не задерживал дыхания, массажист подает команду «вдох» (это когда его руки скользят по межреберным мышцам к позвоночнику), а затем команду «Выдох!» (когда его руки скользят к грудине); К концу выдоха проводится сдавление грудной клетки. До и после перкуссионного массажа проводят растирание грудной клетки и спины. При перкуссионном массаже создаются экстрапульмональные условия, улучшающие дыхание. Механические раздражения стимулируют дыхание и способствуют отхождению бронхиального секрета (мокроты). Сдавление грудной клетки раздражает рецепторы альвеол, корня легкого и плевры — это создает условия для повышения возбудимости дыхательного центра (инспираторных нейронов) и активного вдоха. При воздействии на дыхательные межреберные мышцы (проприорецепторы) происходит

рефлекторное влияние на дыхательный центр, стимуляция акта дыхания. Продолжительность перкуссионного массажа 5-10 мин. При легочных заболеваниях его проводят в течение 10-15 дней. В первые дни перкуссионный массаж проводится 2-3 раза в сутки (особенно при наличии мокроты), в последующие дни однократно (лучше утром, после сна).
Заключение
Лечебная физкультура имеет значение и как средство вторичной профилактики, и как вспомогательный элемент терапии приступов Б. а. и Б/Э б. Систематические физические упражнения и специальная дыхательная гимнастика «дисциплинируют» дыхание, помогают больному уменьшить утомляемость дыхательных мышц при бронхиальной обструкции за счет более совершенного распределения на них нагрузки, более эффективного использования движений диафрагмы при рациональном соотношении частоты и глубины дыхания, а также длительности вдоха и выдоха. В периоды ремиссий и при нетяжелом течении Б. а. без признаков постнагрузочного бронхоспазма интенсивная мышечная работа вызывает расширение просвета бронхов, приводит в процессе тренировок к перестройке регуляции дыхания, делает его экономным и способствует урежению и облегчению приступов удушья. При частых приступах и длительном состоянии затрудненного дыхания целесобразны специальные дыхательные упражнения, способствующие полному выдоху. К ним относятся так называемая звуковая гимнастика (длинный выдох с произнесением свистящих или шипящих звуков) и выдох с сопротивлением (через соломинку под воду, в различного рода приспособления и устройства).

Лечебная гимнастика при данных заболеваниях имеет

–общетонизирующее воздействие: стимуляция процессов, повышение нервно-психического тонуса, восстановление и повышение толерантности к

мышечной работе;

– профилактическое воздействие: улучшение функции внешнего дыхания, овладение методикой управления дыханием, уменьшение интоксикации,

стимуляция иммунных процессов, повышение защитной функции дыхательных путей;

– патогенетическое (лечебное) воздействие: коррекция «механики» дыхания, ускорение рассасывания при воспалительных процессах, улучшение

бронхиальной проходимости, снятие или уменьшение бронхоспазма, регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов.

Для каждого больного строго индивидуально подбирают те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут решить задачи, поставленные для достижения лечебного эффекта.
Список литературы


  1. Бронхиальная астма у детей: [учебно-методическое пособие] / автор-сост. Л. Г. Садовничая [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 176 с.

  2. Виды реабилитации: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж: [учебное пособие] / Т. Ю. Быховская [и др.] / [под общ. ред. Б.В.Карабухина]. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 557 с.

  3. Воробьева И. И. Двигательный режим и лечебная физкультура в пульмонологии / И. И. Воробьева. – М. : Медицина, 2000. – 64 с.

  4. Гончарова Т. А. Полная энциклопедия закаливания / Т. А. Гончарова. – М.: Изд. Дом МСП, 2002. – 592 с.

  5. Ефимова Л. К. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей / Л. К. Ефимова. – Киев : Здоров’я, 1988. – 88 с.

  6. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура./ В. А. Епифанов. – М.: Гэотар-Мед, 2002.

  7. Клинические рекомендации. Бронхиальная астма / [под ред. А. Г. Чучалина]. – М. : Изд. дом «Атмосфера», 2008. – 224 с.

  8. Лапис Г. А. Бронхиальная астма в вопросах и ответах / Г. А. Лапис. – СПб. : Вектор, 2005. – 192 с.

  9. Лечебная физическая культура в педиатрии / Л. М. Белозерова [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 222 с.

  10. Мазнев Н. И. Лечение заболеваний органов дыхания / Н. И. Мазнев. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО изд-во «ДОМ. ХХI век», 2008. – 61 с.

11 Мокина Н.А.  Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. Н. А. Мокина. /  – в: Вопросы

курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2003.

12 Малявин А. Г. Респираторная медицинская реабилитация: [практическое руководство для врачей] / А. Г. Малявин. – М. : Практическая медицина, 2006. – 416 с.

13 Мартынов С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей / С. М. Мартынов. – М. : Владос, 2002. – 224 с.

14 Орлов С. И. Заболевания дыхательных путей. Выбор правильного лечения / С. И. Орлов. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 125 с.

  1. Панаев М. С. Основы массажа и реабилитации в детской педиатрии / М. С. Панаев. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 320 с.

  2. Пешкова О. В. Физическая реабилитация при бронхиальной астме / О. В. Пешкова. – Харьков : ХГАФК, 2001. – 64 с.

  3. Потапчук А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2007. – 464 с.

  4. Суровенко Т.Н., Ящук А.В., Янсонс Т.Я., Ежов С.Н.  Эффективность

кинези- и гидрокинезитерапии в лечении детей, больных бронхиальной астмой. Т. Н. Суровенко, А. В. Ящук, Т. Я. Янсонс, С. Н. Ежов. /  – в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2003.

  1. Хрущев С. В. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: [учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений] / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 304 с.

  2. Шабалов Н. П. Детские болезни: [учебник] Т. 1. (в двух томах) / Н. П. Шабалов; – [5-е изд.]. – СПб.: Питер, 2006. – 832 с.

Приложение 1

Примерный комплекс упражнений при Б/эктатической болезни


  1. Ходьба мелким шагом со сменой направлений в течение 1 минуты

  2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч; повороты туловища вправо и влево, сопровождаемые свободными маховыми движениями рук. Повтор 3-4 раза в каждую сторону

  3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, кисти сжаты в кулаки, поднять руки вверх (вдох), наклониться вперед, опустить руки вниз (выдох), повтор 3-4 раза

  4. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища, поднять руки через стороны вверх (вдох), присесть, руки опустить вниз (выдох), повтор 4-5 раз

  5. Исходное положение: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, ладони упираются в пол, не меняя положение рук, перекатиться на спину, подняв, согнутые в коленях ноги. Подтянуть ноги к животу (выдох),вернуться в исходное положение (вдох), повтор 4-5 раз

  6. Исходное положение: сидя на стуле, кисти у плеч, поднять локти в стороны (вдох), опустить их вниз и прижать к груди (плавный выдох), повтор 3-4 раза

  7. Исходное положение: сидя на стуле, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки, медленные круговые движения руками от себя, повтор 8-10 раз

  8. Исходное положение: сидя на стуле, руки вдоль туловища, поднять руки в стороны, обхватить себя руками, сжимая грудную клетку (выдох), вернуться в исходное положение (вдох) повтор 3-4 раза

  9. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться (вдох), опустить руки вниз (плавный выдох) повтор 5-6 раз

  10. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, развести руки в стороны (вдох), согнуть ноги в коленях и, обхватить их руками (наклонить голову вперед, медленный выдох). повтор 3-4 раза

  11. Исходное положение: стоя на четвереньках, отвести левую руку в сторону с поворотом туловища влево, посмотреть на руку (вдох), вернуться в исходное положение (выдох), то же выполнить в правую сторону, повтор 2-3 раза в каждую сторону

  12. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища, поднять правую руку вверх (вдох), опустить руку (выдох), то же выполнить левой рукой, повтор 4-5 раз каждой рукой

  13. Исходное положение: сидя на стульчике или невысокой табуретки, ноги вместе, руки вдоль туловища, наклониться вправо, одновременно разводя обе руки в стороны, затем то же в левую сторону, повтор 3-4 раза в каждую сторону

  14. Исходное положение: сидя на стуле или невысокой табуретке, ноги вместе, руки опущены вниз, наклоняться вправо и влево, стараясь достать до пола, повтор 2-3 раза в каждую сторону

  15. Исходное положение: сидя на стуле или невысокой табуретке, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на животе, вытянуть руки вперед, затем опять прижать ладони к животу, имитируя движения гребца, повтор 4-5 раз

  16. Медленная ходьба в течение 1-2 минут

Регулярное выполнение этого комплекса упражнений позволяет существенно улучшить отхождение мокроты, уменьшить утренний кашель и избежать частых простудных заболеваний. Однако гимнастика не может быть единственным способом лечения бронхоэктатической болезни. Это лишь дополнение к назначениям врача


Приложение 2

Схема лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста

1. «Ворона». Исходное положение: сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх (вдох). Медленно опускать руки вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук К-А-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

2. «Гуси». Исходное положение: сидя на скамейке, руки к плечам. Сделать вдох, затем наклонить туловище вперед, сделать длинный выдох с произношением звуков Г-А-А или Г-У-У или Г-О-О. Повторить 4-5 раз.

3. «Жук летит». Исходное положение: сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад (выдох), на выдохе подражание звуку летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться в исходное положение; сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с отведением левой руки до отказа в сторону и назад с произношением на выдохе звука Ж-Ж-Ж. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. «Аист». Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе протяжно произносить звук Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

5. «Журавль». Исходное положение: ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны (вдох), опустить медленно вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук У-У-У-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

6. «Игра в мяч». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Большой резиновый мяч держать двумя ладонями на груди. Сделать вдох. Бросить мяч от груди вперед (выдох). На выдохе произносить звук Б-Р-У-Х-Х. Сделать 5-6 бросков.

7. «Коршун». Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на голове (вдох). Быстро присесть, руки опустить вниз, обхватить руками колени (выдох). Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

8. «Птица летит». Быстрая ходьба и бег по комнате (15-20 секунд), руки расставлены в стороны – движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.

9. «Заблудился». Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть и на выдохе громко и протяжно прокричать А-У-У. Повторить 3-4 раза.


Приложение 3

Схема лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей школьного возраста

1. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища. Одну ногу отставить назад на носок, одновременно руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь, хорошо прогнуться (вдох), затем руки медленно опустить в стороны вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно произносить звук М-М-М до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.

2. Исходное положение: ноги расставить в стороны, руки вдоль туловища. Поднять руки вперед (вдох). Затем медленно наклонить туловище вперед и вниз. Покачиваясь в согнутом положении (ноги не сгибать в коленях!), несколько раз достать пол концами пальцев (выдох). На выдохе произносить звук З-З-З. Повторить 3-4 раза.

3. Исходное положение: ноги расставлены в стороны, руки с гимнастической палкой подняты вверх. Вдохнуть, затем наклонить влево туловище, руки и палку (выдох). Принять исходное положение (вдох), затем сделать такой же наклон в другую сторону (выдох). Выдох делать медленно. На выдохе протяжно произносить звук У-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. Исходное положение: лежа на спине (на коврике), ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Сделать вдох, после чего ноги согнуть в коленных суставах, обхватить руками и сильно притянуть к груди (выдох). На выдохе произносить протяжно и громко звук П-Ф-Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

5. Исходное положение: лежа на спине (на коврике), ноги вместе, руки вытянуть вверх (лежат на коврике). Сделать вдох, после чего взмахнуть прямыми руками и перейти в положение сидя, потянуться вперед – руки вытянуть, пытаясь достать пальцами рук носки ног. Выдох делать протяжный с одновременным громким произношением звука Б-А-А-Х-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза.

6. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. Подняться на носки, плечи оттянуть назад, ладони повернуть от себя – наружу, хорошо прогнуться (вдох). Вернуться в исходное положение – сделать полный выдох с протяжным произношением звука Ш-Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

7. Исходное положение: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх в стороны, хорошо прогнуться (вдох), затем медленно присесть, обхватить колени руками, прижать к груди, голову опустить вниз (выдох). Выдох сделать до отказа, при этом громко произносить звук О-Х-Х-Х. Повторить 8-10 раз.

8. Спокойная ходьба по комнате, дыхание произвольное через нос – 2-3 минуты.

9. Исходное положение: сидя на стуле, откинуться на спинку, руки опустить вниз. Мышцы расслабить. Затем руки развести широко в стороны, прогнуться (вдох), не спеша скрестить руки на груди, нажимать на грудную клетку, живот втянуть, голову нагнуть (выдох). Выдох медленный, губы собрать в трубочку, плавно выдыхать воздух до полного выдоха с произношением звука Ф-Ф-Ф. Проделать 4-5 раз с перерывами между упражнениями 20-30 секунд.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации