Андрюшечкин С.М. Практикум по решению физических задач - файл n1.doc

приобрести
Андрюшечкин С.М. Практикум по решению физических задач
скачать (4526.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4527kb.11.06.2012 05:47скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7



С.М. Андрюшечкин

ПРАКТИКУМ

ПО РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Учебное пособие

Омск – 2010

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»


С.М. Андрюшечкин

ПРАКТИКУМ

ПО РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Учебное пособие


Омск


СибАДИ

2


010

У


ДК 53 (076.5)

ББК 22.3 я 7

А 65


Рецензенты:

д-р физ.-мат. наук В. В. Пластинин (ОМГИС);

канд. физ.-мат. наук О.Л. Курнявко (ОмИВТ)


Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для специальностей 270102 «Промышленное и гражданское строительство», 270100 «Строительство и архитектура».
Андрюшечкин С.М.

А 65 Практикум по решению физических задач: учебное пособие. – Омск: СибАДИ, 2010. – 62 с.


Учебное пособие предназначено для студентов вузов. В пособии приведены краткие методические указания и задачи к практическим занятиям по решению физических задач. Многовариантность предложенных задач повышает степень самостоятельности работы студентов и позволяет преподавателю объективно судить о глубине усвоения и степени понимания ими физических законов по теме практического занятия.

Табл.69. Ил.13. Библиогр.: 5 назв.
© ГОУ «СибАДИ», 2010


ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие предназначено для организации работы студентов при проведении практических занятий, посвященных решению физических задач.

Краткие методические указания нацеливают студента на повторение того теоретического материала, знание которого необходимо на конкретном практическом занятии. Решение задач для предварительной работы позволяет студенту проверить свое умение использовать теоретический материал в стандартной физической ситуации. Многовариантность предложенных задач повышает степень самостоятельности его работы. Задачи, предназначенные для анализа на практическом занятии, решаются, как правило, под руководством преподавателя и позволяют упрочить полученные навыки решения задач. Решение задач для самостоятельной работы на практическом занятии позволяют преподавателю судить о глубине усвоения и степени понимания студентом физических законов по теме практического занятия.

Краткие методические указания, задачи для предварительной работы студента, задачи для самостоятельной работы на практических занятиях составлены автором. Среди задач, предназначенных для анализа на практическом занятии, имеются как задачи, составленные автором, так и общеизвестные задачи, почерпнутые из популярных сборников, перечень которых завершает пособие.
Занятие 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Задачи для анализа на практическом занятии
Задача 1.1

Оцените скорость движения пальца при щелчке.
Задача 1.2

По берегу озера прогуливается юноша. В озере купается девушка. Внезапно она почувствовала себя плохо, начинает тонуть и зовет на помощь. По какой траектории должен двигаться юноша, чтобы быстрее всего прийти на помощь? Первоначально расстояние от юноши до кромки озера равно Н, расстояние от девушки до берега –h . Скорость бега юноши – ?, скорость плавания – u.
Задача 1.3

Оцените коэффициент трения грифеля карандаша по бумаге.
Задача 1.4

Какой толщины стальной канат был бы необходим, чтобы с его помощью удерживать Луну при ее движении вокруг Земли взамен силы всемирного тяготения?

Занятие 2
Решение задач

по теме «Динамика вращательного движения. Законы сохранения в механике»
Для решения задач на данном практическом занятии вам необходимо:

- знать основные понятия кинематики и динамики вращательного движения (угловая и линейная скорости, угловое ускорение, касательное и центростремительное ускорения, момент силы, момент импульса, момент инерции, кинетическая энергия вращающегося тела);

- знать определение и формулу для расчета импульса тела;

- уметь вычислять изменение векторной величины;

- знать формулировку и математическое выражение закона сохранения импульса;

- знать определение и формулу, определяющую кинетическую энергию тела;

- знать определение и формулу для расчета потенциальной энергии

тела, поднятого над поверхностью Земли;

- знать определение и формулу для расчета потенциальной энергии

при упругой деформации;

- знать формулировку, условия применения и математическое выражение закона сохранения механической энергии;

- уметь проанализировать, какие превращения механической энергии происходят в конкретной ситуации, описываемой в условии задачи.
Задачи для предварительной работы студентов
Задача 2.1

Тело массой m движется по окружности радиусом R так, что его линейная скорость ? меняется с течением времени по закону

? = b + ct2 + dt3. Определите угловую скорость, угловое ускорение, касательное и центростремительное ускорения, полное ускорение тела, момент силы, действующий на тело, момент импульса, кинетическую энергию вращающегося тела в момент времени t (табл. 1).
Таблица 1


Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Масса тела m, кг

1,5

0,80

0,50

2.5

3,0

1,5

2,2

4,0

2,0

5,0

0,50

1,7

Радиус вращения тела R, м

1,2

2,5

2,0

1,5

2,3

3,5

2,0

3,0

2,0

2,0

0,8

4,0

Коэффициент

b, м/с

0,8

2,0

3,0

4,0

6,0

4,0

5,0

0,5

2,0

2,5

5,0

4,0

Коэффициент

c, м/с2

0,5

1,6

7,0

3,2

4,5

1,5

3,0

12

2,4

4,0

8,0

8,0

Коэффициент

d, м/с3

5,0

3,0

2,5

6,0

1,0

2,0

5,0

0,3

2,0

8,0

0,6

8,0

Время t, с

4,0

2,0

3,0

1,5

3,5

2,5

5,0

3,0

2,5

6,0

2,0

1,5


Задача 2.2

Тело массой m движется равноускоренно с ускорением a и в момент времени t имеет импульс р. Начальная скорость тела ?0. Определите величину, обозначенную * (табл. 2). Вектор начальной скорости тела и вектор ускорения тела сонаправлены.
Таблица 2


Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Масса тела m, кг

1,5

*

0,5

2,5

3,0

1,5

*

4,0

2,0

5,0

0,5

*

Ускорение тела

a, м/с2

*

2,5

2,0

1,5

0,5

*

2,0

6,0

2,0

2,0

*

8,0

Время движения

t, c

2,0

2,0

3,0

4,0

*

4,0

5,0

0,5

2,0

*

5,0

4,0

Импульс тела

р, кг∙м/с

10

1,6

7,0

*

45

15

30

12

*

80

8,0

8,0

Начальная скорость ?0, м/с

4,0

3,0

*

6,0

10

2,0

5,0

*

2,0

8,0

6,0

8,0


Задача 2.3

Рыбак массой m запрыгивает в неподвижно стоящую на воде у берега озера лодку массой М. При этом лодка приходит в движение со скоростью ?'. Горизонтальная составляющая скорости рыбака в момент прыжка равна ?. Определите величину, обозначенную * (табл. 3).
Таблица 3


Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Масса рыбака m, кг

60

70

80

*

70

80

60

*

80

60

70

*

Масса лодки М, кг

40

50

*

40

50

60

*

40

60

40

*

50

Скорость лодки ?', м/с

1,2

*

3,4

1,8

2,9

*

1,1

2,5

2,8

*

2,1

3,6

Горизонтальная составляющая скорости рыбака в момент прыжка ?, м/с

*

4,0

6,0

3,0

*

6,0

2,0

4,0

*

2,0

4,0

6,0


Задача 2.4

На первоначально покоящееся тело массой m начинает действовать сила F. Через время t кинетическая энергия тела равна Е. Определите величину, обозначенную * (табл. 4). Какую кинетическую энергию приобрело бы тело за то же самое время, если бы на тело действовала в ? раз большая сила?
Таблица 4


Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Масса тела m, кг

4,0

2,0

5,0

*

2,0

4,0

2,0

*

5,0

5,0

4,0

*

Сила, действующая на тело, F, Н

100

400

*

400

200

100

*

200

400

200

*

100

Время действия силы t, с

2,0

*

4,0

5,0

4,0

*

5,0

2,0

5,0

*

2,0

4,0

Кинетическая энергия тела Е, кДж

*

100

200

300

*

200

300

100

*

300

100

200

?

3

2,5

2

1,5

2

3

1,5

2

2,5

2

3

2,5


Задача 2.5

Шайба массой m соскальзывает с наклонной плоскости высотой h и имеет у основания наклонной плоскости скорость ?. Количество теплоты, выделившееся за счет трения при скольжении шайбы, равно Q. Определите величину, обозначенную * (табл. 5). Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

Таблица 5



Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Масса шайбы

m, кг

0,16

*

0,20

0,16

0,18

*

0,16

0,18

0,20

*

0,18

0,20

Высота наклонной плоскости

h, см

*

50

60

70

*

60

70

50

*

70

50

60

Скорость шайбы у

основания наклонной

плоскости

?, м/с

3,2

2,3

2,0

*

2,4

2,5

2,3

*

2,6

2,6

1,5

*

Количество теплоты,

выделившееся при

скольжении шайбы, Q, Дж

0,30

0,40

*

0,60

0,40

0,50

*

0,70

0,50

0,60

*

0,80



Задачи для анализа на практическом занятии

Задача 2.6

Стержень длиной 1,5 м и массой 10 кг может вращаться вокруг неподвижной оси, проходящей через верхний конец стержня. В середину стержня ударяет пуля массой 10 г, летящая в горизонтальном направлении в плоскости подвеса стержня со скоростью 500 м/с, и застревает в стержне. На какой угол отклонится стержень после удара?
Задача 2.7

Доказать, что после упругого нецентрального удара тела в неподвижное тело такой же массы тела разлетаются под прямым углом друг к другу.
Задачи для самостоятельной работы студентов

на практическом занятии
Задача 2.8

Планета вращается вокруг звезды по эллипсу так, что наимень­шее ее удаление от светила равно r, а наибольшее – R. Минимальная орбитальная скорость планеты u, а максимальная – U. Рассчитайте ве­личину, обозначенную * (табл. 6). Расстояния r и R указаны в астрономических единицах. (1 а.е. = 149,6 млн км.)
Таблица 6


Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Наименьшее расстояние r, а.е.

*

2,58

3,15

0,31

0,72

0,98

*

4,95

*

18,3

29,8

29,5

Наибольшее расстояние R, а.е.

4,09

*

4,85

0,47

0,73

*

1,67

5,45

10,1

*

30,3

49,5

Минимальная скорость u, км/с

15,5

18,2

*

38,9

*

29,3

22,0

12,4

9,13

6,49

*

3,66

Максимальная скорость U, км/с

21,1

22,0

13,7

*

35,2

30,3

26,5

*

10,2

7,12

5,47

*

Задача 2. 9

Шар радиусом R вращается вокруг своей оси. Шар тормозят с помощью двух одинаковых диаметрально расположенных тормозных колодок, и частота вращения шара уменьшается от n1 до n2 за время t. При этом k (%) выделя­ющейся энергии идет на нагрев шара, и его температура увеличивает­ся на ?t. Определите величину, обозначенную * (табл. 7). Веще­ство, из которого состоит шар, указано в табл. 7. Вычислите угловое ускорение, с которым происходит торможение шара, и силу трения, действующую на поверхность шара со стороны тормозной колодки.
Таблица 7



Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Радиус шара R, см

12

8,0

*

6,0

8,0

*

10

10

6,0

10

8,0

*

Начальная частота вращения

n1,об/с

300

400

200

*

250

150

*

400

300

250

*

100

Конечная частота вращения

n2, об/с

*

200

100

200

100

50

50

*

200

100

150

50

Время торможения t, с

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

Коэффициент k, %

40

*

50

40

30

40

30

30

*

40

50

30

Увеличение температуры шара ?t, °С

4,0

4,5

8,5

0,6

*

0,4

1,0

7,0

1,5

*

2,5

0,3

Вещество

Аl

Сu

Рb

Аl

Сu

Аl

Fe

Сu

Fe

Аl

Сu

Sn


Задача 2. 10


Рис. 1
Мяч массой m после удара о стенку продолжает двигаться с прежней по величине скоростью ?, а направление скорости после удара составляет угол 90° с направлением скорости до удара (рис. 1). Модуль изменения импульса мяча при ударе равен |?р|. Определите величину, обозначенную * (табл. 8).
Таблица 8


Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Масса мяча m, кг

*

0,20

0,30

*

0,25

0,40

*

0,35

0,20

*

0,40

0,35

Скорость мяча ?, м/с

10

*

15

6,0

*

10

15

*

12

2,0

*

10

Модуль изменения импульса мяча ||, кг.м/с

4,2

2,3

*

2,1

2,8

*

7,4

3,9

*

0,85

5,6

*

Задача 2. 11




Рис. 2
Пружину игрушечного пистолета жесткостью k сжимают на х и совершают выстрел в горизонтальном направлении. При этом шарик, вылетевший из пистолета, попадает в мишень массой М, подвешенную на легкой нити (рис. 2). После удара шарик застревает в мишени, и она поднимается на высоту h. Определите величину, обозначенную * (табл. 9). Масса шарика 8 г. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
Таблица 9


Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сжатие пружины х, см

3,0

4,0

5,0

*

4,0

5,0

3,0

*

5,0

3,0

4,0

*

Жесткость пружины k, Н/м

200

250

*

250

150

200

*

200

250

150

*

150

Масса мишени М, г

50

*

60

70

60

*

70

50

70

*

50

60

Высота подъема мишени и шарика h, см

*

3,5

6,0

3,0

*

4,0

1,5

5,0

*

2,5

5,5

4,5



Занятие 3
Решение задач по теме «Основы МКТ»
Для решения задач на данном практическом занятии вам необходимо:

  1   2   3   4   5   6   7


С.М. Андрюшечкин
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации