Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ 2012. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ - файл n1.doc

приобрести
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ 2012. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ
скачать (904 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc904kb.11.06.2012 05:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт

0БЩЕСТВ03НАНИЕ

ПРАКТИКУМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПОВЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ЕГЭ
Рекомендовано ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ
Издательство «ЭКЗАМЕН»

МОСКВА 2012

УДК 372.8:3 ББК 74.266.0 Л17
Лазебникова, А.Ю.

Л17 ЕГЭ 2012. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / А.Ю. Ла­зебникова, М.Ю. Брандт. — М: Издательство «Экзамен», 2012. — 104 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

ISBN 978-5-377-04580-9

Практикум ЕГЭ по обществознанию предназначен как для работы в классе, так и для самостоятельного контроля знаний.

Авторы заданий — ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное уча­стие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ.

Предлагаемое пособие содержит тренировочные варианты тестовых заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, составленных с учетом всех особенностей и требований ЕГЭ.

Особое внимание уделяется отработке навыков правильного заполнения бланка ответов. Учащемуся предлагается выполнить реальный экзаменационный тест, заполняя при этом реальный бланк ответов на за­дания ЕГЭ. Приводятся примеры типичных ошибок при заполнении бланков, которые даже при правильно выполненных заданиях ведут к снижению оценки.

Практикум предназначен для преподавателей и методистов, использующих тесты для подготовки уча­щихся к Единому государственному экзамену, а также ученикам для самоподготовки и самоконтроля.

Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия изда­тельства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях.

УДК 372.8:3 ББК 74.266.0
Справочное издание

Лазебникова Анна Юрьевна Брандт Максим Юрьевич

ЕГЭ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПРАКТИКУМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПОВЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ЕГЭ
Издательство «ЭКЗАМЕН»

Гигиенический сертификат № РОСС RU. АЕ51. Н 15295 от 13.04.2011 г.

Редактор Н.В. Павлова. Дизайн обложки Л.В. Демьянова Технический редактор Т.В. Фашюхина. Компьютерная верстка М.В. Дерендяева, Е.Ю. Лысова

105066, Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 1. www.examen.biz E-mail: по общим вопросам: info@examen.biz; по вопросам реализации: sale@examen.biz тел./факс 641-00-30 (многоканальный)

Подписано в печать 05.07.2011. Формат 60x90/8. Гарнитура «Школьная». Бумага газетная. Уч.-изд. л. 6,37. Усл. печ. л. 13. Тираж 23 000 экз. Заказ № 7634.

Общероссийский классификатор продукции OK 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры, литература учебная

Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ЗАО «ИПК Парето-Принт», г. Тверь, www.pareto-print.ru

ISBN 978-5-377-04580-9

© Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю., 2012 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2012

СОДЕРЖАНИЕ
Описание бланков Единого государственного экзамена 4

Извлечение из инструкции по заполнению бланков 4

Инструкция по выполнению работы 10

Вариант 1 11

Часть 1 11

Часть 2 14

Часть 3 17

Вариант 2 23

Часть 1 23

Часть 2 26

Часть 3 ,...28

Вариант 3 33

Часть 1 33

Часть 2 36

Часть 3 38

Вариант 4 , 43

Часть 1 43

Часть 2 46

Часть 3 49

Вариант 5 53

Часть 1 , 53

Часть 2 57

Часть 3 60

Вариант 6 65

Часть 1 . 65

Часть 2 68

Часть 3 71

Ответы 75

Вариант 1 75

Часть 1 75

Часть 2 ; 75

Часть 3 75

Вариант 2 80

Часть 1 80

Часть 2 80

Часть 3 80

Вариант 3 85

Часть 1 85

Часть 2 85

Часть 3 85

Вариант 4 90

Часть 1 90

Часть 2 90

Часть 3 90

Вариант 5 95

Часть 1 95

Часть 2 95

Часть 3 95

Вариант 6 100

Часть 1 100

Часть 2 100

Часть 3 100

Описание бланков Единого государственного экзамена

Бланк ответов 1

Фон бланка — малиновый.

В средней части бланка ответов № 1 расположены поля для записи ответов на задания типа А с выбором ответа из предложенных вариантов. Максимальное количество таких за­даний 60. Максимальное число вариантов ответов на каждое задание 4.

Ниже этого приведены поля для замены ошибочных ответов на задания типа А и поля для служебного использования. Максимальное количество замен ошибочных ответов 12.

Далее размещены поля для записи результатов выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме (слово или число). Максимальное количество кратких ответов — 20. Макси­мальное количество символов в одном ответе 17.

В нижней части бланка ответов № 1 предусмотрены поля для замены ошибочных отве­тов на задания типа В. Максимальное количество замен ошибочных ответов — 6.

Бланк ответов М 2 Фон бланка — бежевый.

Поле для ответов на задания располагается на оставшейся части бланка, включая обо­ротную сторону, и разлиновано пунктирными линиями «в клеточку».

Извлечение из инструкции по заполнению бланков
1. Общая часть

1.1. При проведении ЕГЭ экзаменационная работа выпускника (поступающего) оформ-
ляется на бланках, утвержденных приказом Рособрнадзора.

1.2. Информация, внесенная в бланки ЕГЭ, сканируется и обрабатывается с использо-
~ ванием ЭВМ. Поэтому при заполнении полей бланков ЕГЭ необходимо точнсГТюблюдать на-
стоящую инструкцию.
2. Основные принципы заполнения бланков ЕГЭ

  1. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использо­вание гелевой, капиллярной или перьевой ручек. В случае отсутствия у выпускника (посту­пающего) указанных ручек и использования им, вопреки инструкции, шариковой ручки, контур каждого символа при заполнении необходимо аккуратно обводить 2-3 раза, чтобы исключить «проблески» по линии символов.

  2. Линия метки («крестик») в полях меток не должна быть слишком толстой. Если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо крестика в поле метки нужно провести только одну диагональ квадрата (любую). Использовать иные символы, кроме «крестика», нельзя (см. помету 2 стр. 7).

  3. Выпускник (поступающий) должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации, бланка ответов № 1 и регистрационной части бланка ответов № 2, тщательно копируя образец ее написания из верхней части бланка с образцами написания символов. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно (см. помету 6 стр.*7).

  4. Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (см. помету 8 стр. 7).

  5. Если выпускник (поступающий) не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков). Исправления не допускаются (см. по­мету 1 стр. 7).

  6. Категорически запрещается:




  1. На бланках ответов № 1 и № 2 не должно быть пометок, содержащих информацию о личности выпускника (поступающего).

  2. При записи ответов необходимо строго следовать инструкциям по выполнению ра­боты (к группе заданий, отдельным заданиям), указанным в контрольном измерительном материале (далее — КИМ).


3. Заполнение бланка ответов № 1

  1. В средней части бланка ответов № 1 расположены поля для записи ответов на за­дания с выбором ответа из предложенных вариантов (тийа А). Максимальное количество та­ких заданий — 60. Максимальное число вариантов ответов на каждое задание — 4.

  2. Область ответов на задания типа А состоит из горизонтального ряда номеров зада­ний КИМа. Под каждым номером задания расположен вертикальный столбик из четырех клеточек. Для того, чтобы отметить номер ответа, который выпускник (поступающий) счи­тает правильным, под номером задания он должен поставить метку («крестик») в ту клеточ­ку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа. Для удобства работы клеточ­ки на левом и правом полях бланка ответов № 1 пронумерованы.

  3. В области ответов на задания типа А нельзя допускать случайных пометок, клякс, полос размазанных чернил и т.д. (см. помету 5 стр. 7), так как при автоматизированной об­работке это может быть распознано как ответы на задания КИМа. Если не удалось избежать случайных пометок, их следует отменить в области «Замена ошибочных ответов на задания типа А».

  4. При заполнении области ответов на задания типа А следует строго соблюдать инст­рукции по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), приведенные в КИМе. В столбце, соответствующем номеру задания в области ответов на задания типа А, следует делать не более одной метки (см. помету 3 стр. 7). При наличии нескольких меток такое задание заведомо будет считаться неверно выполненным.

  5. Можно отменить ошибочно отмеченный ответ и поставить другой. Замена ответа осуществляется заполнением соответствующих полей в области замены ошибочных ответов на задания типа А. Нельзя зачеркивать ошибочный ответ (см. помету 4 стр. 7).

  6. Заменить можно не более 12 ошибочных ответов по всем заданиям типа А. Для этого в соответствующее поле области замены ошибочных ответов на задания типа А сле­дует внести номер ошибочно заполненного задания, а в строку клеточек внести метку верного ответа. В случае если в поля замены ошибочного ответа внесен несколько раз но­мер одного и того же задания, то будет учитываться последнее исправление (отсчет свер­ху вниз и слева направо).

Область для ответов на задания типа В

3.7. Ниже области замены ошибочных ответов на задания типа А размещены поля для записи ответов на задания типа В (задания с кратким ответом). Максимальное количество ответов 20. Максимальное количество символов в одном ответе 17.

3.8.1Сраткий ответ записывается справа от номера задания типа В в области ответов с названием «Результаты выполнения заданий типа В с ответом в краткой форме».

  1. Краткий ответ можно давать только в виде слова, одного целого числа или комби­нации букв и цифр, если в инструкции по выполнению работы не указано, что ответ можно дать с использованием запятых для записи ответа в виде десятичной дроби или в виде пере­числения требуемых в задании пунктов. Каждая цифра, буква, запятая или знак минус (ес­ли число отрицательное) записывается в отдельную клеточку, строго по образцу из верхней части бланка. Не разрешается использовать при записи ответа на задания типа В никаких иных символов, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака де­фис (минус) (см. помету 7 стр. 7).

  2. Если числовой ответ получается в виде дроби, то её следует округлить до целого числа по правилам округления, если в инструкции по выполнению работы не требуется за­писать ответ в виде десятичной дроби. Например: 2,3 округляется до 2; 2,5 до 3; 2,7 до 3. Это правило должно выполняться для тех заданий, для которых в инструкции по выпол­нению работы нет указаний, что ответ нужно дать в виде десятичной дроби.

  3. В ответе, записанном в виде десятичной дроби, в качестве разделителя следует указывать запятую.

  4. Записывать ответ в виде математического выражения или формулы запрещается. Нельзя писать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и т.д.). Недо­пустимы заголовки или комментарии к ответу.

  5. В бланке ответов № 1 предусмотрены поля для записи новых вариантов ответов на задания типа В взамен ошибочно записанных. Максимальное количество таких исправле­ний — 6.

  6. Для изменения уже внесенного в бланк ответа на задание типа В надо в соответ­ствующих полях отмены проставить номер исправляемого задания типа В и записать новое значение верного ответа на указанное задание.


4. Заполнение бланка ответов № 2

  1. Бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом.

  2. Для выполнения заданий с развернутым ответом по литературе, математике, исто­рии России, физике и информатике используется бланк ответов № 2 увеличенного размера (формата A3).

  3. При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов № 2 выпуск­ник (поступающий) может продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись «смотри на обороте». Для удобства все страницы бланка ответов № 2 пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями «в клеточку».


В настоящем пособии использованы задания Е.Л. Рутковской (варианты 1 и 2, зада­ния В2) и Е.С. Корольковой (вариант 1, задания В5, .В6; вариант 2, задания А18, В2, В5; вариант 3, задания В6; вариант 4, задания В5, В6; вариант 5, задания В2, В5; вариант 6, задания В2, В5).


ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ1
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 ми­нут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.

Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова или словосочетания.

Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного отве­та (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии време­ни пропускайте-вадание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к про­пущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь вы­полнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!


ВАРИАНТ 1

Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов1 под номе­ром выполняемого вами задания (А1-А20) поставьте знак «а» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
AI. Сознательное участие человека в общественной жизни характери­зует его как

  1. индивидуальность

  2. индивида

  3. творца

  4. личность


А2. Абсолютная истина, в отличие от относительной

  1. добывается только научным путем

  2. является исчерпывающим знанием о предмете

  3. требует усилий для своего понимания

  4. содержит объективное знание о предмете

A3. Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает

  1. основное образование

  2. полное (среднее) образование

  3. среднее профессиональное образование

  4. высшее профессиональное образование

A4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном об­ществе?

А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много столетий назад.

Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения -

  4. оба суждения неверны


А5. Командная экономика, в отличие от рыночной

  1. порождает товарный дефицит

  2. подвержена циклическим колебаниям

  3. обеспечивает пропорции между производством и потреблением

  4. создает условия для внедрения в производство технических достижений

А6. Равновесная цена в рыночной экономике — это цена совпадения

  1. денежной и товарной массы

  2. спроса и предложения

  3. производства и сбыта

  4. производства и потребления

А7. Превышение доходов государства над его расходами называют
бюджетным (ой)

  1. сальдо 3) профицитом

  2. балансом 4) прибылью


А8. Дивиденд — это

  1. доход владельца акций

  2. процент по вкладу в банке

  3. доход от сдачи в аренду недвижимости

  4. ставка ипотечного кредцта


А9, Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Государственный бюджет — это особая форма перераспредели­тельных отношений.

Б. Государственный бюджет — это финансовый план страны на определенный период времени.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А10. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?

  1. рост числа занятых в сфере информационных технологий

  2. ослабление позиций среднего класса

  3. увеличение притока сельского населения в города

  4. ликвидация люмпенства как социального явления

All. Для обозначения перехода человека из одной социальной позиции в другую служит понятие

  1. социальная адаптация

  2. социальная мобильность

  3. социальный статус

  4. социальная роль

А12. Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?

А. Авторитет — это оценка обществом социальных позиций, за­нимаемых личностью.

Б. Престиж —. это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А13. Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической сис­темы характеризуют ее

  1. нормативный компонент

  2. коммуникативный компонент

  3. культурный компонент

  4. организационный компонент


А14. Жесткая партийная дисциплина, фиксированное членство, при­верженность к идеологии являются признаками

  1. партий избирателей

  2. массовых партий

  3. кадровых партий

  4. авангардных партий


А15. К характеристике политического режима относится термин

  1. унитарное государство

  2. федеративное государство

  3. республиканское государство

  4. демократическое государство


А16. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. При пропорциональной системе от каждого избирательного ок­руга избирается только один кандидат.

Б. При мажоритарной системе абсолютное большинство голосов набирает тот кандидат, за которого проголосовали не менее 50% + 1 избиратель.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны


А17. Какая ситуация регулируется нормами семейного права?

  1. гражданину К. было отказано в заключении брака с несовер­шеннолетней гражданкой Л.

  2. гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры

  3. гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера

  4. гражданин П. не оплатил проезд в автобусе

А18. К органам исполнительной власти в РФ относится

  1. Самарская областная Дума

  2. Администрация Президента РФ

  3. Совет Федерации РФ

  4. Министерство образования и науки РФ


А19 Согласно Конституции РФ, в нашей стране

  1. граждане вправе соблюдать Конституцию и законы РФ

  2. каждый имеет право платить налоги и установленные законом сборы

  3. каждый имеет право на образование

  4. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, имеют право заботить­ся о нетрудоспособных родителях


А20. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. В Российской Федерации никакая идеология не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной.

Б. В Российской Федерации никакая религия не может устанав­ливаться в качестве государственной или обязательной.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосоче­тание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образ­цами.




В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма».

Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, соци­альная структура, самоконтроль.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Ответ:

ВЗ.

Установите соответствие между видами деятельности и их харак­теристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбе­рите соответствующую позицию из второго столбца.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. деятельность в воображаемой ситуации Б) практическая полезность

  2. нацеленность на обретение знаний

Г) замещение реальных объектов условными Д) преобразовательная направленность

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. труд

  2. учение

  3. .игра

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бу­квами.

А

Б

В

Г

Д
















В4.

Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. формулируется и поддерживается государством

  2. существует как в устной, так и в письменной форме

  3. за нарушение правовых норм следуют меры общественного воз­действия (выговор, бойкот и др.)

  4. относится к нормативной системе общества

5) определяет границы должного поведения людей
Ответ:

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В современной России процесс партийного строительства идет довольно активно. (Б) Конституция РФ признает свободу образо­вания партий. (В) Однако свобода политических партий долж­на иметь границы даже в демократическом государстве. (Г) По­этому российское законодательство, как и закоцодательства ряда других демократических стран, запрещает политические партии, которые ставят своей целью насильственное изменение конститу­ционного строя, ставят под угрозу независимость и территори­альную целостность России.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, циф­ру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г















В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств яв-
ляется умение применять правовые (А) на практике. Од-
нако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопро-
сами права основывается, как правило, на потере уверенности в

силе (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной

правового беспредела, (В) стало одной из основ личного

мировоззрения. Для современной России, возрождающей духов-
ные традиции, очень важно формирование у граждан правовой
(Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначаль-
ном смысле права, понять его общественную (Д). Одна из

аксиом права заключается в том, что право, так же как и рели-
гия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым
тесным образом связано с другими сферами общественной
(Е). Например, связь и отношение политики и права лег-
че всего просматривается через понятие (Ж)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (сло­восочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.




1)

нормы




2)

суд



3)

право




4)

понятие




5)

жизнь




6)

власть




7)

ценность




8)

культура




9)

закон

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на про­пуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер вы­бранного вами слова.

А

Б

В

Г

д

Е

/XV























87. Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модер-
низации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. осуществление промышленного переворота

  2. господство государства над обществом и общества над лично­стью

  3. невысокий уровень социальной мобильности

  4. формирование рыночного хозяйства

  5. формирование гражданского общества

Ответ:
88. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех ос-
тальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру,
под которой оно указано.

  1. знания

  2. мировоззрение

  3. ценности

  4. установки

  5. убеждения


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов1.

  1   2   3   4   5   6   7


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации