Белых В.И. Поведение потребителей - файл n1.doc

приобрести
Белых В.И. Поведение потребителей
скачать (141.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc142kb.11.06.2012 05:45скачать

n1.doc

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ



Методические указания и задания

по выполнению контрольной работы

для студентов специальности 061500

«Маркетинг» заочной формы обучения


Министерство образования Российской Федерации

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)


Кафедра менеджмента и маркетинга

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Методические указания и задания

по выполнению контрольной работы

для студентов специальности 061500

«Маркетинг» заочной формы обучения

Составитель В.И. Белых

Омск

Издательство СибАДИ

2004
УДК 658 5

ББК 65.050.9(2)25


Рецензент д-р экон. наук, проф. В.В. Бирюков

Работа одобрена методической комиссией факультета экономики и управления в качестве методических указаний по выполнению контрольной работы для студентов специальности 061500 «Маркетинг» (для заочной формы обучения).

Поведение потребителей: Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 061500 «Маркетинг» /Сост. В.И. Белых. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. – 16 с.

Выполнение контрольной работы по дисциплине «Поведение потребителей» позволит студентам закрепить полученные теоретические знания концепций, подходов и методов управления поведением потребителей на рынке товаров и услуг, идей в условиях глобализации.
Библиогр.: 10 назв.

 Издательство СибАДИ, 2004

Цель и задачи дисциплины



Цель дисциплины – формирование у студентов навыков работы с потребителями, определение значимости потребителя и успеха работы с ним.

Поведение потребителя – область знаний, выходящая за рамки сугубо маркетинговой сферы деятельности. Она актуальна для каждого, кто стремится прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспевать в ней, используя широкую гамму профессиональных методов управления потребительским поведением.

Основные задачи дисциплины – обеспечить выпускникам необходимый уровень знаний работы с потребителями. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителем становится все более актуальной для каждого участника рыночных отношений, прямо или опосредованно вынося продукт на суд потребителя.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины маркетолог должен:

Знать

Владеть

Уметь



Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Поведение потребителей и маркетинг
Тема 1.1. Потребители, их поведение и маркетинг

Поведение потребителей: становление области знаний. Маркетинг и потребитель: концепции производства; маркетинговая ориентация организации – ориентация на потребителя. Обмен: маркетинг отношений; теория справедливости и обмен; особенности обмена в поведении индивидуальных и индустриальных потребителей. Стратегия маркетинга и поведение потребителей.
Раздел 2.Факторы внешнего влияния на поведение потребителей
Тема 2.1. Глобальные рынки: кросскультурные вариации в

поведении потребителей

Глобализация рынков: глобальный подход к маркетингу. Демография и структура глобальных рынков. Концепция культуры: функционирование культуры; культурные ценности и потребительское поведение; идентификация культурных ценностей. Вариации в культурных ценностях: ценности, ориентированные на другого; ценности, ориентированные на среду; ценности, ориентированные на себя. Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях: время; пространство; дружба; соглашения; вещи; символы; этикет. Кросс-культурные и глобальные маркетинговые стратегии: факторы разработки кросскультурной/глобальной маркетинговой стратегии.
Тема 2.2. Социальная стратификация

Социальное положение и маркетинг. Концепция социального класса: социальное неравенство; детерминанты социального класса; кристаллизация статуса. Социальная структура в США: функциональный и репутационный подходы к социально-классовой структуре; высшие американцы (14 %); средние американцы (70 %); низшие американцы (16 %). Изменение социального статуса: однокритериальные показатели; мультикритериальные показатели; выбор шкалы оценки социального статуса. Социальная стратификация и маркетинговая стратегия. Сегментация рынка и особенности покупочных решений социальных классов: осознание потребности и оценочные критерии; информационные процессы; покупочный процесс.
Тема 2.3. Группы и групповые коммуникации

Группы и их типы. Референтные группы: первичные и вторичные группы; группы устремления и диссоциативные группы; формальные и неформальные группы. Влияние референтных групп на поведение потребителей: информационное влияние; нормативное влияние; идентификационное, или ценностно-экспрессивное, влияние; маркетинговые стратегии, основанные на влиянии референтных групп; ролевая теория и ее маркетинговое использование. Влияние «из уст в уста»: типы коммуникаций «из уст в уста»; модели процессов персонального влияния; влиятели – лидеры мнений; использование персонального влияния в маркетинговой стратегии. Диффузия инноваций: инновации и их виды; диффузионный процесс; факторы скорости диффузионного процесса; типы потребителей в диффузии инноваций.
Тема 2.4. Семья и домохозяйство

Домохозяйство и его типы. Жизненный цикл домохозяйства. Решение домохозяйства о покупке; распределение ролей; потребительская социализация.
Раздел 3. Внутренние факторы поведения потребителей
Тема 3.1. Восприятие

Обработка информации и восприятие. Экспозиция. Внимание: стимульные факторы; индивидуальные факторы; ситуационные факторы. Интерпретация: индивидуальные характеристики; ситуационные характеристики; стимульные характеристики; мисинтерпретация маркетинговых сообщений. Память в восприятии. Восприятие и маркетинговая стратегия: розничная стратегия; разработка торговой марки и лого; медиа-стратегия; реклама и дизайн упаковки; оценка рекламы.
Тема 3.2. Обучение, память и позиционирование продукта

Сущность обучения. Методы обучения потребителей: условная рефлексия; когнитивное обучение. Основные характеристики обучения: сила обучения; гашение; генерализация стимулов; дискриминация стимулов; среда реакции. Память в обучении: сенсорная память; краткосрочная память; долгосрочная память. Стратегия позиционирования продукта.
Тема 3.3. Мотивация, личность и эмоции

Сущность мотивации. Теории мотивации: теория мотивации Мак-Клелланда (McClelland); иерархия потребностей Маслоу (Maslow); психологические мотивы Мак-Гира (McGuire). Мотивационная теория и маркетинговая стратегия: маркетинговая стратегия, основанная на множественных мотивах; маркетинговые стратегии, основанные на мотивационном конфликте. Личность: психоаналитическая теория; социальная теория; теория самоконцепции; теория индивидуальных черт личности. Эмоции: типы эмоций; подъем и сокращение эмоций как продуктивная характеристика; эмоции в рекламе.
Тема 3.4. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы

потребителей

Персональные ценности. Концепция жизненного стиля. Методы описания жизненного стиля: модель AIO; модели VALS и VALS-2; модель LOV; геостили и международные стили жизни. Ресурсы потребителей: экономические ресурсы; временные ресурсы; когнитивные ресурсы.
Тема 3.5. Знание и отношение

Содержание знания потребителя: знание о продукте; знание о покупке; знание об использовании. Организация и измерение знания потребителя. Отношение и его компоненты: когнитивный компонент; аффективный компонент; поведенческий компонент; взаимосвязь компонентов отношения. Изменение отношения: изменение когнитивного компонента отношения; изменение аффективного компонента; изменение поведенческого компонента.
Раздел 4. Процесс принятия решения потребителями
Тема 4.1. Ситуационные факторы

Типы ситуаций: коммуникационные ситуации; ситуации покупки; ситуации использования покупки. Факторы ситуационного влияния: физическое окружение; социальное окружение; временная перспектива; цель потребительского поведения; предшествующие состояния.
Тема 4.2. Процесс потребительских решений

Сущность и варианты потребительского выбора. Этапы процесса потребительского решения. Типы процессов решений: решение привычной проблемы; решение ограниченной проблемы; решение расширенной проблемы; импульсивная покупка.
Тема 4.3. Осознание потребности и информационный поиск

Процесс осознания потребности. Осознание проблемы и маркетинговые решения: выявление и измерение проблем потребителей; реакция на осознание проблемы; активизация осознания проблемы потребителем. Информационный поиск: внутренний и внешний поиск; типы искомой информации; источники информации; измерения и детерминанты поиска.
Тема 4.4. Оценка и выбор альтернатив

Процесс оценки и выбора альтернатив. Оценочные критерии. Правила решений: некомпенсационные правила решения; компенсационные правила решения. Маркетинговое применение правил решения.
Тема 4.5. Покупка

Покупочные намерения и типы покупок. Выбор источника и предмета покупки: характеристики покупателей и выбор источника покупки; характеристика источника покупки и его выбор. Внутримагазинные факторы покупки.
Тема 4.6. Процессы после покупки

Послепокупочный диссонанс. Потребление. Избавление. Оценка покупки: варианты оценки после потребления; реакции неудовлетворенности; удовлетворенность, повторные покупки и приверженность потребителя.
Раздел 5. Поведение потребителей: организации и общество
Тема 5.1. Организационное покупательское поведение

Сущность и масштаб организационных рынков. Специфика организационного покупательского поведения. Модель организационного покупательского поведения. Факторы организационного стиля: покупающий центр. Типы закупочных операций. Процесс организационной закупки.
Тема 5.2. Консьюмеризм, этика и социальная политика

Консьюмеризм, государственное регулирование и бизнес: американские корни консьюмеризма; глобальная перспектива консьюмеризма; российская действительность и консьюмеризм; реакция бизнеса на движение потребителей. Права потребителей и маркетинг.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По дисциплине «Поведение потребителей» студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу. Цель контрольной работы – закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, выработать навыки самостоятельной работы над курсом.

Объем контрольной работы составляет 18 – 20 страниц ученической тетради. Работа должна быть написана разборчиво, аккуратно. К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы и в какой степени использована рекомендуемая литература. В ответах на вопросы задания необходимо показать умение анализировать и обобщать изученный материал.

При выполнении контрольной работы можно пользоваться консультациями преподавателей кафедры в устной или письменной форме. Для получения письменной консультации иногородним студентам следует написать заявление на кафедру менеджмента и маркетинга с просьбой ответить на неясный вопрос.

Выполненная контрольная работа высылается студентом в деканат вуза в сроки, установленные графиком учебного процесса. Полученная после проверки контрольная работа должна быть защищена на кафедре. Незачтенная работа возвращается студенту для доработки и вместе с дополнениями или переработанная представляется на кафедру для повторного рецензирования.

Без контрольной работы или с незачтенной работой студент к сдаче зачета или экзамена не допускается. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки. Варианты контрольной работы студент определяет по таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела (зачетной книжки).

В таблице по горизонтали «Б» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра зачетной книжки. По вертикали «А» также размещены цифры от 0 до 9, каждая из них предпоследняя цифра зачетной книжки. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с вариантами заданий контрольной работы студента.

Таблица


для определения вариантов контрольной работы


Б

А

Последняя цифра номера зачетной книжки


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предпоследняя цифра зачетной книжки

0

1

29

59

2

30

60

3

31

61

4

32

62

5

33

63

6

34

64

7

35

65

8

36

66

9

37

67

10

38

68

1

11

39

69

12

40

70

13

41

71

14

42

72

15

43

73

16

44

74

17

45

75

18

46

76

19

47

5

20

48

6

2

21

49

7

22

50

8

23

51

9

24

52

10

25

53

11

26

54

12

27

55

13

28

56

14

29

57

15

30

58

16

3

31

59

17

32

60

18

33

61

19

34

62

20

35

63

21

36

64

22

37

65

23

38

66

24

39

67

25

40

68

26

4

41

69

27

42

70

28

43

71

29

44

72

30

45

1

31

46

2

32

47

3

33

48

4

34

49

5

34

50

6

36

5

51

7

37

52

8

38

53

9

39

54

10

40

55

11

41

56

12

42

57

13

43

58

14

44

59

15

45

60

16

46

6

61

17

47

62

18

48

63

19

49

64

20

50

65

21

51

66

22

52

67

23

53

68

24

54

69

25

55

70

26

56

7

71

27

57

72

28

58

73

29

59

74

30

60

75

33

61

76

34

62

5

35

63

6

36

64

7

37

65

8

38

66

8

9

39

67

10

40

68

11

41

69

12

42

70

13

43

71

14

44

72

15

45

73

16

46

74

17

47

75

18

48

76

9

19

49

1

20

50

2

21

51

3

22

52

4

23

53

5

24

54

6

25

55

7

26

56

8

27

57

9

28

58

10



ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



1.Поведение потребителей: становление области знаний. Определение, значение, содержание поведения потребителей.

2.Маркетинг и потребитель: концепция товаропроизводства; маркетинговая ориентация организации – ориентация на потребителя.

  1. Обмен: маркетинг отношений; теория справедливости и обмен; особенности обмена в поведении индивидуальных и индустриальных потребителей.

  2. Стратегия маркетинга и поведение потребителей.

  3. Глобализация рынков: глобальный подход к маркетингу.

  4. Демография и структура глобальных рынков.

  5. Концепция культуры: функционирование культуры; культурные ценности и потребительское поведение; идентификация культурных ценностей.

  6. Вариации в культурных ценностях: ценности, ориентированные на другого; ценности, ориентированные на среду; ценности, ориентированные на себя.

  7. Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях: время; пространство; дружба; соглашения; вещи; символы; этикет.

  8. Кросскультурные и глобальные маркетинговые стратегии: факторы разработки кросскультурной/глобальной маркетинговой стратегии.

  9. Социальное положение и маркетинг.

  10. Концепция социального класса: социальное неравенство; детерминанты социального класса; кристаллизация статуса.

  11. Социальная структура в США: функциональный и репутационный подходы к социально-классовой структуре; высшие американцы (14 %); средние американцы (70 %); низшие американцы (16 %).

  12. Изменение социального статуса: однокритериальные показатели; мультикритериальные показатели; выбор шкалы оценки социального статуса.

  13. Социальная стратификация и маркетинговая стратегия.

  14. Сегментация рынка и особенности покупочных решений социальных классов: осознание потребности и оценочные критерии; информационные процессы; покупочный процесс.

  15. Группы и их типы.

  16. Референтные группы: первичные и вторичные группы; группы устремления и диссоциативные группы; формальные и неформальные группы.

  17. Влияние референтных групп на поведение потребителей: информационное влияние; нормативное влияние; идентификационное, или ценностно-экспрессивное, влияние; маркетинговые стратегии, основанные на влиянии референтных групп; ролевая теория и ее маркетинговое использование.

  18. Влияние «из уст в уста»: типы коммуникаций «из уст в уста»; модели процессов персонального влияния; влиятели – лидеры мнений; использование персонального влияния в маркетинговой стратегии.

  19. Диффузия инноваций: инновации и их виды; диффузионный процесс; факторы скорости диффузионного процесса; типы потребителей в диффузии инноваций.

  20. Домохозяйство и его типы.

  21. Жизненный цикл домохозяйства.

  22. Решение домохозяйства о покупке; распределение ролей.

  23. Потребительская социализация.

  24. Обработка информации и восприятие.

  25. Экспозиция.

  26. Внимание: стимульные факторы; индивидуальные факторы; ситуационные факторы.

  27. Интерпретация: индивидуальные характеристики; ситуационные характеристики; стимульные характеристики; мисинтерпретация маркетинговых сообщений.

  28. Память в восприятии.

  29. Восприятие и маркетинговая стратегия: розничная стратегия; разработка торговой марки и лого; медиа-стратегия; реклама и дизайн упаковки; оценка рекламы.

  30. Сущность обучения.

  31. Методы обучения потребителей: условная рефлексия; когнитивное обучение.

  32. Основные характеристики обучения: сила обучения; гашение; генерализация стимулов; дискриминация стимулов; среда реакции.

  33. Память в обучении: сенсорная память; краткосрочная память; долгосрочная память.

  34. Стратегия позиционирования продукта.

  35. Сущность мотивации.

  36. Теории мотивации: теория мотивации Мак-Клелланда (McClelland); иерархия потребностей Маслоу (Maslow); психологические мотивы Мак-Гира (McGuire).

  37. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия: маркетинговая стратегия, основанная на множественных мотивах; маркетинговые стратегии, основанные на мотивационном конфликте.

  38. Личность: психоаналитическая теория; социальная теория; теория самоконцепции; теория индивидуальных черт личности.

  39. Эмоции: типы эмоций; подъем и сокращение эмоций как продуктивная характеристика; эмоции в рекламе.

  40. Персональные ценности.

  41. Концепция жизненного стиля.

  42. Методы описания жизненного стиля: модель AIO; модели VALS и VALS-2; модель LOV; геостили и международные стили жизни.

  43. Ресурсы потребителей: экономические ресурсы; временные ресурсы; когнитивные ресурсы.

  44. Содержание знания потребителя: знание о продукте; знание о покупке; знание об использовании.

  45. Организация и измерение знания потребителя.

  46. Отношение и его компоненты: когнитивный компонент; аффективный компонент; поведенческий компонент; взаимосвязь компонентов отношения.

  47. Изменение отношения: изменение когнитивного компонента отношения; изменение аффективного компонента; изменение поведенческого компонента.

  48. Типы ситуаций: коммуникационные ситуации; ситуации покупки; ситуации использования покупки.

  49. Факторы ситуационного влияния: физическое окружение; социальное окружение; временная перспектива; цель потребительского поведения; предшествующие состояния.

  50. Сущность и варианты потребительского выбора.

  51. Этапы процесса потребительского решения.

  52. Типы процессов решений: решение привычной проблемы; решение ограниченной проблемы; решение расширенной проблемы; импульсивная покупка.

  53. Процесс осознания потребности.

  54. Осознание проблемы и маркетинговые решения: выявление и измерение проблем потребителей; реакция на осознание проблемы; активизация осознания проблемы потребителем.

  55. Информационный поиск: внутренний и внешний поиск; типы искомой информации; источники информации; измерения и детерминанты поиска.

  56. Процесс оценки и выбора альтернатив.

  57. Оценочные критерии.

  58. Правила решений: некомпенсационные правила решения; компенсационные правила решения.

  59. Маркетинговое применение правил решения.

  60. Покупочные намерения и типы покупок.

  61. Выбор источника и предмета покупки: характеристики покупателей и выбор источника покупки; характеристика источника покупки и его выбор.

  62. Внутримагазинные факторы покупки.

  63. Послепокупочный диссонанс.

  64. Потребление.

  65. Избавление.

  66. Оценка покупки: варианты оценки после потребления; реакции неудовлетворенности; удовлетворенность, повторные покупки и приверженность потребителя.

  67. Сущность и масштаб организационных рынков.

  68. Специфика организационного покупательского поведения.

  69. Модель организационного покупательского поведения.

  70. Факторы организационного стиля: покупающий центр.

  71. Типы закупочных операций.

  72. Процесс организационной закупки.

  73. Консьюмеризм, государственное регулирование и бизнес: американские корни консьюмеризма; глобальная перспектива консьюмеризма; российская действительность и консьюмеризм; реакция бизнеса на движение потребителей.

  74. Права потребителей и маркетинг.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Азоев Г.В. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: ЦэиМ, 1996.

  2. Алешина Н.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2000.

  3. Гудмэн Г.С. Семь секретов прирожденного продавца – М.: «ГРАНД–ФАИР», 1999.

  4. Джуди Д. Эффективный самомаркетинг: искусство создания положительного образа. – М.: Филинъ, 1998.

  5. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995 г.

  6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.

  7. Крылов И.В. Маркетинг (психология маркетинговых коммуникаций). – М.: Центр, 1998.

  8. Стек Дж. Большая игра в бизнес. – М.: Деловая лига, 1994.

  9. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М.: Агенство «ФАИР»: Информпресс +, 1999.

  10. Юданов А.И. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.



СОДЕРЖАНИЕ


Цель и задачи дисциплины…………………………………………………3

Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………….3

Содержание разделов дисциплины………………………………………...4

Раздел 1. Поведение потребителей и маркетинг………………………..4

Тема 1.1. Потребители, их поведение и маркетинг……………………...4

Раздел 2. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей…4

Тема 2.1. Глобальные рынки: кросскультурные вариации в

поведении потребителей……………………………………….4

Тема 2.2. Социальная стратификация……………………………………4

Тема 2.3. Группы и групповые коммуникации………………………….5

Тема 2.4. Семья и домохозяйство………………………………………...5

Раздел 3. Внутренние факторы поведения потребителей……………..5

Тема 3.1. Восприятие……………………………………………………...5

Тема 3.2. Обучение, память и позиционирование продукта……………5

Тема 3.3 Мотивация, личность и эмоции…………………………….…..5

Тема 3.4.Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы

потребителей………………………………………………...….6

Тема 3.5. Знание и отношение………………………………………...….6

Раздел 4. Процесс принятия решения потребителями………………...6

Тема 4.1. Ситуационные факторы………………………………………..6

Тема 4.2. Процесс потребительских решений……………………….…..6

Тема 4.3. Осознание потребности и информационный поиск………….6

Тема 4.4. Оценка и выбор альтернатив…………………………………..7

Тема 4.5. Покупка………………………………………………………….7

Тема 4.6. Процессы после покупки………………………………………7

Раздел 5. Поведение потребителей: организации и общество………...7

Тема 5.1. Организационное покупательское поведение…………….…..7

Тема 5.2. Консьюмеризм, этика и социальная политика…………….….7

Методические указания по выполнению контрольной работы……….….8

Вопросы контрольной работы………………………………………………9

Библиографический список...……………………………………………...14
Учебное издание


ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Методические указания и задания

по выполнению контрольной работы

для студентов специальности 061500

«Маркетинг»

(заочной формы обучения)


Составитель Белых Владимир Иванович


Редактор Н.И. Косенкова

Лицензия ИД № 00064 от 16.08.99.

Подписано к печати 17.03.2004.

Формат 60х90 1/16. Бумага писчая.

Оперативный способ печати.

Гарнитура Times New Roman Cyr.

Усл. п. л. 1,0, уч-изд. л. 1,0.

Тираж 80 экз. Изд. №14. Заказ ___.

Цена договорная.

Издательство СибАДИ

644099, Омск, ул. П. Некрасова, 10

___________________________________________

Отпечатано в ПЦ издательства СибАДИ

644099, Омск, ул. П. Некрасова, 10

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации