Дипломная работа - Методика изобразительного искусства - файл n1.docx

Дипломная работа - Методика изобразительного искусства
скачать (111.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx112kb.01.06.2012 12:23скачать

n1.docx

Оглавление

Введение 4 Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы.

1.1 Эстетика как наука 7

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства 10

Выводы по главе I

Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах

2.1 Графика как вид искусства 14

2.1.1 Рисунок – вид графики 17

2.1.2 Гравюра – вид графики 20

2.2 Графические художественные материалы и техники 24

2.2.1 Технологии в графике 27

2.2.2 Выразительные средства графики 29

2.3 Виды графических рисунков в программе начальной школы и методика их выполнения 31

Выводы по главе II

Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ»

3.1 Констатирующий эксперимент 35

3.2 Формирующий эксперимент 37

3.3 Контрольный эксперимент 39

Заключение 43

Список использованных источников 46

Приложение:

Конспекты

Методические рисунки

Рисунки детские

Листы анкетирования


Введение

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы

сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким

будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим». [22]

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут

любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а

что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов»[6]

Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах—изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др. [21]

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.[10]

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели. Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».[6]

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего

школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах,

можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему моего исследования: «Методика выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах».

Объект исследования: процесс обучения в начальных классах.

Предмет исследования: применение графических техник и материалов на уроках ИЗО в начальной школе.

Цель: выявление возможностей применения графических материалов и техник при выполнении рисунков на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Задачи исследования:

1.Систематизировать знания об эстетическом воспитании в начальных классах общеобразовательной школы.

2.Раскрыть методику выполнения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

3. Рассмотреть особенность графики как вида искусств.

4. Изучить особенность графических рисунков на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

5. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию

уровня интереса младших школьников к искусству.

Гипотеза: при использовании нетрадиционных графических техник повысится интерес к урокам изобразительного искусства, увеличится разнообразие и улучшится качество детских рисунков.

Методы исследования:

  1. Педагогический эксперимент;

  2. Анализ и синтез;

  3. Анкетирование;

  4. Беседа;

Предполагаемый результат: применение нетрадиционной графической техники вызовет у детей интерес к изобразительной деятельности.
Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы

1.1 Эстетика как наука

Эстетика (от греческого слова “aisthetikos” – относящийся к чувственному восприятию) – наука, изучающая законы и особенности художественного восприятия объективного мира, природу и сущность прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного.

Предметом эстетики является человеческая чувственность , ответственная за целостное , образное постижение мира. [5]

Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве. [2]

Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоении мира в процессе любой деятельности человека , и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

История эстетики насчитывает тысячелетия. Она сформировалась гораздо раньше, чем появился сам термин эстетика. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее. [22]

Основные этапы развития эстетики как науки

Предыстория развития эстетики это мифология. Именно она была источником философского знания. В ее рамках впервые ставились вопросы о красоте, об искусстве, о том, как связаны между собой эти феномены. Первый этап развития теоретической эстетики начался в древней Греции в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в начале ХУ111 столетия.  Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств носили теоретический характер. Второй этап истории эстетики (с XVIII но середину XIX в.) период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный, емкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. Это период немецкой классической философии. Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, атропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику. Ее же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории. [6]

Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения к миру, сущность и закономерность искусства. Эстетика выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей .[21]

Эстетика изучает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах. С точки зрения эстетической ценности в обыденной жизни мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, высокие моральные поступки людей, прекрасные произведения художественной культуры. Разнообразные эстетические отношения, возникающие у человека к повседневности.    

Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят два главных феномена: совокупность всех явлений, процессов и отношений, обозначаемых как эстетические, так и искусство в его сущностных основаниях.

Особенность эстетики как науки заключается в том, что она не имеет своей эмпирической базы, а использует материал других наук. Дело в том, что эстетика это наука особого рода, причем не только наука: в чем-то она совпадает с наукой. А в чем-то выходит за ее пределы. Говоря об эстетике как о науке, нельзя забывать о ее своеобразии.[23]

Наиболее тесно эстетика связана с искусством и выступает методологий для искусствоведческих дисциплин. Искусство как плод художественного творчества становится предметом исследования эстетической науки. Эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства.[21]

Таким образом, эстетика – это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства. [10]


1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.[12]

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.[10]

Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать. Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...». Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.[1]

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление». А бывает, что читают, смотрят или слушают из соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. [24]

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основывать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.[3]


Выводы по главе I.
Эстетика изучает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах. Так же эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства. Таким образом, эстетика – это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства.

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основывать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.


Глава II. Графические работы на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

2.1 Графика как вид искусства

Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Термин «Графика как вид изобразительного искусства» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале.[18]

Тогда Графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого. Такое понимание Графика как вид изобразительного искусства в дальнейшем было расширено. Также Графика использует штрих и пятно, контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги. Графика не исключает и применения цвета.

Наиболее общий отличительный признак Графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Графике как виду изобразительного искусства могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета.

Ёмкость образа в Графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать Графику с поэзией. Поэтому в Графике наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции).[20]

Активную роль в Графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техники приёмов. Особое место занимают в Графике неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями Графики— от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений Графики , требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической Графике бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524—26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. Графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в Графике определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов. По технике Графику разделяют на рисунок и печатную Графику. По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Графика и плакат. Одна из основных областей применения Графики — книга. В древнем мире появился шрифт, также относимый к Графике поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика включает иллюстрации. Сравнительно молодая область Графики — плакат. [19]

Связь Графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства. [17]

На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства, использующимся при оформлении полиграфической продукции, наружной рекламы, а также изображения на одежде и рисунки мультипликационных фильмов.

Таким образом, связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.[9]

2.1.1 Рисунок – вид графики

Самые разные по своему характеру и назначению изобретения, выполненные различными художественными материалами, называют рисунками.[16]

Основные виды рисунка:

- Набросок часто служит подготовительным целям, но может носить и самостоятельный характер. Главное в нем – быстрота исполнения и концентрированное воплощение замысла. Если рисунок «набросан» с натуры, он лучше всего удержит свежесть впечатления;

- Эскиз всегда имеет подготовительный характер, даже если работа, в конце концов, не осуществилась. В нем художник намечает общее расположение групп и фигур, распределение света и тени, основные конструктивные элементы будущей композиции.

- Этюд связан с изучением натуры и является проработкой деталей композиции в отдельных рисунках.

Рисунок – широко распространенный вид искусства и первый, с которым сталкивается человек в своем эстетическом опыте.[17]

Архитектурные и дизайнерские проекты, иллюстрации в художественных книгах и учебниках, различные элементы оформления научных трудов, карикатуры в журналах и газетах, эскизы моделей костюмов, наброски и разработанные композиции, зарисовки и схемы орнаментов, а также многие другие изображения можно объединить словом рисунок.

Рисовать можно графитным карандашом на бумаге и картоне, углем на стене, фломастером на стекле, тушью и пером на ткани, краской на ткани, краской на холсте, золотом на металлическом подносе, палочкой на песке, карандашом на лице и другими материалами.

Рисунок помогает художнику в изучении натуры и постижении секретов её изображения на плоскости или на объемном предмете, в декоративной переработке натурных объектов, При воспроизведении жизненных наблюдений и фантастических идей, сюжетов. Рисунок рассматривается как вид графики и как самостоятельное явление искусства. [16]

Графика – это изображение (рисунок), выполненное художником на бумаге или картоне с помощью карандаша, пера, угля, кисти, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин печатающих его в большом количестве экземпляров. [7]

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде Рисунок – основной вид графики. Как правило, графическое изображения выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств – графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы сделать графический рисунок .

Рисунок как вид графики занимает особое положение в мире изобразительного искусства, так как рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности. Многочисленные виды рисунка различаются по технике, методам и характеру, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, участвовать в создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет:

- Станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение . Это могут быть рисунки различных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др. Темы для рисунков подсказывают сама жизнь, история или фантазия.

- Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI в. и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем с живой натуры.

- Учебный рисунок – включает рисование с натуры, рисование по памяти и воображению. Он составляет основу художественного образования. Например, для рисования с натуры предлагаются разнообразные геометрические тела, гипсовые орнаменты, натюрморты, объекты мира техники и природы. Не только с натуры, но и по памяти рекомендуется рисовать фигуру человека, пейзаж, архитектурные постройки и др. Воображение помогает запечатлеть невиданные края и фантастические образы. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их выполняют по мере нарастания сложности под контролем педагога.

Итак, искусство рисунка, как и любое другое искусство, создается с помощью особого языка. Им необходимо овладеть, чтобы наилучшим образом понимать рисунок и научиться рисовать. Искусство рисунка связано с различными, порой очень существенными изменениями в его характере, однако, начиная с эпохи Возрождения, до наших дней оно не утратило своего самостоятельного значения. [16]

2.1.2 Гравюра – вид графики

Вид искусства графики, включающий изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисункам, называется гравюра. Гравюра более сложный вид графики, по сравнению с рисунком. [7]

Гравюра известна с 6—7 вв. в Китае, с 14—15 вв. в Европе.

Различается выпуклая и углубленная гравюра.

- В выпуклой гравюре все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2—5 мм. Рисунок возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение.

К выпуклой гравюре относятся:

Гравюра на дереве (ксилография)

«Обрезная» ксилография (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание.

«Торцовая» ксилография (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка.

Гравюра на линолеуме (линогравюра). Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих.

Рельефная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем), применявшаяся до конца 15 в.

- В углублённой гравюре рисунок механический или химический (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка.

Резцовая гравюра (Taille-douce) - разновидность углубленной гравюры, имеющая чёткую чисто линейную структуру (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением линий и их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета.
Техника выполнения резцовой гравюры  требует большего мастерства: на ровной  и тщательно отполированной металлической доске художник  вырезал специальным  инструментом – резцом или штихелем заранее нанесенный рисунок. 

После этого в доску втиралась краска, снимались ее излишки, и можно было печатать лист. Резцовая гравюра на металле появилась в середине XV века. Древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером в 1446 году.  А первым, хотя и анонимным, наиболее заметным мастером резцовой гравюры является «Мастер игральных карт», работавший в Базеле и в верховьях Рейна. Многие виды углублённой гравюры  — отдельно или в различных сочетаниях с другими видами — часто служили репродукционным целям. Прямо имитируют карандашный рисунок гравюры карандашной манерой (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски). Традиционные материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево — пластиком, металл — оргстеклом и т. д.

Как выпуклая, так и углублённая гравюра может быть цветной. Краски могут наноситься тампонами на разные участки одной доски. При другом способе каждая краска наносится на особую обработанную лишь в соответствующих частях доску, а изображение возникает в результате последовательного оттискивания всех досок на одном листе.

К гравюре  относят также и литографию («плоская гравюра»), создание которой не связано с процессами гравирования. Она была  изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером. [9]

Литография (Lifhographie от лито... и ... графия ), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Литография явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в Литографии служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня.

Литографский камень - это известняк довольно твердый и однородный, его   добывают в Баварии и режут на пластины разной толщины.  На полированный камень наносится рисунок жирным карандашом,  камень промывают водой. Затем камень покрывают тушью и проглаживают валиком: тушь пристает лишь к жирным пятнам рисунка, но не пристает к частям смоченным водой. Затем делается отпечаток. Чтобы улучшить качество отпечатка производят травление камня кислотой, что повышает впитывание воды. Литографы пользуются жирными веществами смешанными с пигментами (в основном сажей) что усиливает эффекты. Жирное вещество - это литографский карандаш или специальная тушь, которая наносится с помощью кисти или пера. Художник может также процарапать рисунок, и получить таким образом белые штрихи на черном фоне. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на специальной литографской бумаге — корнпапире. [13]

Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности ( контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет ) и применяется в характерных для графики целях — для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и других печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. [19]

2.2 Графические художественные материалы и техники

Для рисования, как правило, не требуется сложных приспособлений. Каждому приходилось рисовать карандашами, фломастерами или авторучками на бумаге. Поговорим о бумаге. Как известно, бумагу в основном делают из массы специальным образом обработанных древесных волокон с добавлением минеральных (каолина, мела) и проклеивающих веществ, красителей. Бумага была изобретена в Китае в 1 в. до н.э. Ее делали из древесного луба, а во 2 в. н.э – из шелковых волокон.

Существуют разные сорта бумаги:

- Плотная белая бумага – ватман или полуватман – высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, она прочная и хорошо проклеена нужна для работы карандашом или красками.

- Бумага, покрытая ровным слоем мела с небольшим количеством связующих веществ, - мелованная, или меловая, бумага. Хорошо воспринимает краску; штрих и линия приобретают отчетливость; тушь ложится очень ровно и плотно. Возможна ретушь по готовому рисунку, т.е. внесение изменений и исправлений с помощью иглы, скальпеля, ножа.

- Цветная бумага дает рисунку тоновую среду, по ней можно работать одновременно и темным, и светлым.

Для выполнения заданий по рисунку наиболее предпочтительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель. Каждый художественный материал имеет свои особые качества.

Графитный карандаш удобен как в учебных, так и в творческих работах. [16]

Существуют два основных вида этого карандаша:

- графитный стержень в деревянной оболочке.

- Стержень без оболочки, который вставляется в разнообразные держатели.

Карандаши выпускаются различной твердости и обозначаются соответственно буквами – М(мягкий), Т(твердый) и цифрами показывающими степень твердости и мягкости. На импортных карандашах проставляются буквы В(мягкий), Н(твердый), Е(средний) и соответствующие цифры.

Уголь позволяет добиваться нужных контрастов света и тени, дает четкую и бархатную линию. [7]

Им можно работать двумя способами:

- Линии;

- Штрихи с применением тональной тушевки.

Сангина материал красно – коричневого цвета. Другое название этого материала - красный мел. Она вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек разных оттенков.

Соус , или, как раньше называли , «черный мел», внешне похож на сангину: он бывает черного, серого и коричневого цвета. [16]

Перо один из распространенных способов графического изображения, особенно при выполнении набросков и зарисовок с натуры, первоначальных эскизов, композиций, элементов журнальной и книжной графики. [7]

Перо – главный инструмент европейского рисунка. С VI в. в употребление входит гусиное перо. В XVI в. обращаются к тростниковому перу. Металлическое перо - с XIX в. [16]

Кисть тонкие беличьи, собачьи кисти использовали для нанесения отмывок мягким расплывчатым слоем и для рисования тонкими линиями, наподобие пера. Хорошие материалы для рисунка кистью – черная и цветная тушь. Акварель только серая или коричневая.

Тушь изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол. Сохраняет неизменным глубокий черный цвет, при разбавлении в воде дает серый.

Акварель соединение чистых пигментов со связующим – гуммиарабиком, растворимое в воде. Дает прозрачный цветовой слой на белой бумаге, не позволяет вносить изменения в рисунок.

Гуашь разновидность акварели с примесью белил, что делает краску плотной, непрозрачной. Применяется чаще всего вместе с акварелью.

Пастель натуральные пигменты разных цветов в виде порошка, смешанные с мелом и другими добавками и отпрессованные в виде палочек или карандашей. [17]

Знание художественных материалов и разных техник работы с ними поможет наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке. Тонкое понимание особенностей той или иной техники рисунка, овладение ими раскроют своеобразие их художественной выразительности. [16]


2.2.1 Технологии в графике

Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, как впрочем, и все другие виды изобразительного искусства. Но именно графика привлекает детей больше всего разнообразием техник, простотой исполнения.

Техника рисования карандашом.

Для рисования карандаш должен быть заточен очень остро и длинно (от 1,3 см до 3 см) конической формы. Ошибочно проведенные линии удаляются мягкой резинкой.[16]

Чтобы движения руки и пальцев во время рисования были более свободными, не кладите кисть руки на бумагу, а пользуйтесь как точкой опоры только мизинцем. Короткие линии проводятся движением пальцев, а длинные – движением руки. Все линии проводятся сначала очень легко, чтобы была возможность поправить. Контурный, то есть чисто линейный карандашный рисунок располагает большими возможностями. Пользуясь только линиями, очертанием формы изображаемого предмета можно дать почувствовать его положение в пространстве, его объем и характер поверхности(фактуру). Карандашные линии могут иметь различный тон – от самого светлого до самого темного, быть различными по толщине резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Усиливая или ослабляя нажим на карандаш, линиями можно предавать большую или меньшую степень черноты. [4]

Техника рисования углем.

«Прессованный уголь » работать лучше на мало проклеенной бумаге с ровной шероховатой поверхностью, которая хорошо держит уголь, годится оберточная бумага, обратная сторона обоев и т.д. Трудности рисования углем заключаются в том, что уголь легко стирается и осыпается при малейшем прикосновении руки. Чтобы не повредить рисунок, приходится работать с большой осторожностью. Можно применять следующий прием. Вначале весь рисунок покрывается тонким слоем угля. На этом ровном фоне, как на серой бумаге, намечается контур, затем тампоном (кусочком ваты), снимается уголь в светлых местах. В дальнейшем углем усиливается, где нужно, общий тон и наносятся тени, мякишем хлеба или резинкой выбираются самые светлые места. Рисунки, исполненные углем, крайне не прочны. Уголь легко осыпается, поэтому законченные рисунки углем фиксируются фиксативом. Самый простой фиксатив можно приготовить из жидкого обезжиренного молока с примесью небольшого количества сахара. Фиксатив наносится на рисунок, положенный горизонтально на стол, из пульверизатора. Так же можно пропитать уголь маслом. Уголь опускается на одну – две минуты в растительное масло. Рисунок таким углем хорошо держится на бумаге, как фиксированный.

Техника рисования пером, палочкой.

Перо – очень выразительное и своеобразное выразительное средство. Но техника его требует от художника безупречного чувство рисунка. В основе рисования пером лежит линия. Пером можно работать контуром; в ажурно-кружевном характере, где из линий как бы сплетается, орнамент. Можно работать и точками, и пунктиром и штрихом. При этом характер выразительности изображения будет в каждом случае различным. Работать пером лучше всего по гладкой бумаге, можно пользоваться и мелованными видами ее. Для рисования используются самые разнообразные перья. Вместо стального пера можно пользоваться и другими инструментами: гусиным пером, остро заточенной палочкой или спичкой с прорезью на конце, бамбуковой палочкой, заточной «лопаточкой», или с несколькими прорезами на конце.[11]
2.2.2 Выразительные средства графики

Язык графики и главные выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. [16]

Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применения в графике цвета. Цвет подчиняется особенностям изображения, присущим рисунку. Формы и пространство строятся преимущественно с помощью линий, штрихов и пятен, скрытые участки фона могут разрушать непрерывность изображения.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии отличаются по своему характеру. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение. Линия бывает :

- Чертежная линия – это линия одной толщины одного тона.

- Живописная линия – это линия, которая из самой тонкой, светлой, прерывистой становится толстой, жирной, подчеркивающей.[17]

Штрихи должны быть легкими, чуткими и выразительными. [15] Штриховка – это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима, а значит и степени черноты на том или ином расстоянии друг от друга. [8] Существует несколько видов штриховки:

- Косая;

- Крестом;

- Штриховка по форме.

При рисовании самое главное - правильный контур. Рисовать его надо осторожно, внимательно, не давить карандашом или пером бумагу. Пером можно выполнять и декоративные рисунки, построенные на изящном контуре.[15]

Пятно – основное средство изображения на плоскости. Художник на плоскости наносит разнообразные пятна – большие и маленькие, округлые и протяженные. Они могут, изгибаясь перетекать друг в друга, а могут быть твердо очерченными, но при этом они обязательно светлые или темные – черное и белое – два полюса изобразительных возможностей графики. Важным выразительным средством являются тональные переходы – иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна.[17].

Таким образом, графика – прекрасная возможность экспериментировать и искать новые выразительные средства.


2.3 Виды графических рисунков в программах Кузина В.С, Неменского Б.М, Шпикаловой Т.Я.

Программа Кузина Владимира Сергеевича предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

В основу программы положены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоциально – эстетического и нравственно – оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Данная программа рассчитана на обучение с шести лет с учетом одного часа в неделю. Но можно добавить один час из вариативной части Базисного учебного плана.

Программа Неменского Бориса Михайловича является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Цель программы Шпикаловой Тамары Яковлевны: формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и художественного труда на народных традициях.

Отличительные особенности курса:

-раскрываются доступные пониманию учащихся исконные общерусские художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства;

-активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью;

-учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края; учатся понимать, что искусство своего региона отечества – путь к познанию искусства любых эпох и народов.

Программа построена с учетом интегрированного подхода, который отражен в её структуре:

- изобразительная деятельность;

- из образовательной области «Технология» или из вариативной части Базисного учебного плана.[14].


Выводы по главе II

На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства. Таким образом, связь графики с современной жизнью, является созданием условий для возникновения всё новых видов графического искусства.

Рисунок – широко распространенный вид искусства и первый, с которым сталкивается человек в своем эстетическом опыте. Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде Рисунок – основной вид графики. Таким образом, рисунок, как и любое другое искусство, создается с помощью особого языка.

Гравюра – это один из видов графики, включающий изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисункам. Гравюра более сложный вид графики, по сравнению с рисунком.

Главные выразительные средства графики – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги.

Таким образом, графика – прекрасная возможность экспериментировать и искать новые выразительные средства.
Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Особенности проведения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Тема исследования: Особенности проведения графических работ на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Мы выдвигали гипотезу о том, что при использовании нетрадиционных графических техник повысится интерес к урокам изобразительного искусства, увеличится разнообразие и улучшится качество детских рисунков.

Предполагаемый результат: применение нетрадиционной графической техники вызовет у детей интерес к изобразительной деятельности.

Этапы экспериментальной работы:

  1. Изучение литературы по теме исследования (ноябрь-декабрь )

  2. Разработка уроков по изобразительному искусству (декабрь-январь)

  3. Проведение эксперимента (январь-февраль)

  4. Анкетирование учащихся (февраль)

  5. Анализ результатов и формирование выводов (март-апрель)

Участники эксперимента: учащиеся второго класса.

База эксперимента: Кислянская СОШ.

Сроки эксперимента: с 14 января по 11 февраля.

Оформление результатов экспериментальной работы: ВКР.

3.1 Констатирующий эксперимент

Цель: Выявить исходный уровень сформированности у учащихся навыков работы графическими и живописными материалами.

Задачи: 1. Выявить знания о графике как виде искусства, о графических материалах и техниках и грунтографии.

2. Изучить практические умения и навыки детей работы в карандаше, цвете.

Место проведения: Кислянская СОШ.

Дата проведения: 28 января.

Участники эксперимента:

Бажуков Евгений

Байманов Влад

Варлаков Максим

Коровина Юля

Курова Любовь

Маюров Андрей

Надикта Лилия

Осипов Евгений

Першин Александр

Хайдукова Ирина

Яковлев Данил

Методы: анализ продуктов творческой деятельности, анализ, синтез.

Описание проведения эксперимента: Для того, чтобы изучить практические умения и навыки детей, а так же выявить знания о графике как виде искусства, о графических материалах и техниках, мы провели беседу и уроки, где дети должны были отразить в рисунках своё предпочтение к графическому или живописному исполнению работы по одной и той же теме. В результате беседы выявилось следующее: дети не имели представления о графике и особенностях графических рисунков. Проведённые уроки показали, что графика не вызвала интерес у детей. Все рисунки были выполнены в цвете.(Приложение № 3)

3.2 Формирующий эксперимент

Цель: Выявить пути совершенствования навыков выполнения графических работ.

Задачи: опираясь на данные констатирующего эксперимента, разработать систему конспектов формирования знания и умения в выполнении графических работ в нетрадиционных техниках.

Место проведения: Кислянская СОШ.

Дата проведения: 4 февраля.

Участники проведения:

Бажуков Евгений

Байманов Влад

Варлаков Максим

Коровина Юля

Курова Любовь

Маюров Андрей

Надикта Лилия

Осипов Евгений

Першин Александр

Хайдукова Ирина

Яковлев Данил

Разработка конспектов уроков по теме исследования (приложение № 1 )

Дата

Тема урока

Приёмы, методы, средства.

28.01

Беседа о графике и грунтографии.

Словесный.

04.02

«Зимние развлечения». Подготовка грунта.

Практический

11.02

«Зимние развлечения». Работа над изображением.

Практический

11.02

Анкетирование

Анализ и синтез


Мы провели урок, в начале которого была проведена беседа о графике как виде искусства, чтобы вызвать интерес был подготовлен наглядный материал, иллюстрации, методические рисунки. (Приложение № 2).

Мы провели систему уроков по той же теме, но ребятам было предложено выполнить работы в технике грунтографии. Чтобы детям было легче выполнять работу, я показала методику рисования объектов композиции. Не смотря на то, что работа трудная, дети работали с интересом, особенно им понравилось появление изображения по мягкому восковому грунту. Работы получились выразительные. В конце работы мы провели анкетирование с целью выявления интереса к новому виду работы. (Приложение № 4)

3.3 Контрольный эксперимент

Цель: выявить итоговый уровень сформированности знаний о графических материалах и различных техниках графических работ.

Задачи: сравнить и проанализировать рисунки, полученные в результате констатирующего и формирующего экспериментов (Приложение12)

Место проведения: Кислянская СОШ.

Дата проведения: 11 февраля.

Участники эксперимента:

Бажуков Евгений

Байманов Влад

Варлаков Максим

Коровина Юля

Курова Любовь

Маюров Андрей

Надикта Лилия

Осипов Евгений

Першин Александр

Хайдукова Ирина

Яковлев Данил

Методы: Анкетирование.

Сравнительный анализ результатов: Сравнив рисунки, полученные на уроках в результате констатирующего и формирующего экспериментов, и, проведя анкетирование, мы пришли к выводу о том, что наша гипотеза нашла подтверждение. При использовании нетрадиционной графической техники – грунтографии рисунки были выполнены качественно. (Приложение №)

Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов и выводов констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, можно сделать общий вывод: с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по знакомству с изобразительным искусством, развитию их нравственных качеств, эстетического восприятия графики и по культурному развитию в целом.

В результате анкетирования мы составили графики и выявили следующее, что самым сложным ребята назвали построение сюжета в карандаше - 42%. При чем из этого труднее было нарисовать человека - 82%. На последний вопрос, в какой технике больше понравилось работать, выбрали работу в технике грунтографии 82% школьников. Краски никто не хотел использовать, несмотря на то, что в констатирующем эксперименте выполнили в цвете все работы по предложенной теме.
Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5


Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных

факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Эстетика изучает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах. Таким образом, эстетика наука о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства.

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основывать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства. Таким образом, связь графики с современной жизнью, является созданием условий для возникновения всё новых видов графического искусства.

Рисунок – широко распространенный вид искусства и первый, с которым сталкивается человек в своем эстетическом опыте. Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде Рисунок – основной вид графики. Таким образом, рисунок, как и любое другое искусство, создается с помощью особого языка.

Гравюра – это один из видов графики, включающий изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисункам. Гравюра более сложный вид графики, по сравнению с рисунком.

Главные выразительные средства графики – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги.

Таким образом, графика – прекрасная возможность экспериментировать и искать новые выразительные средства.

В какой раз мы доказали себе, что графика как вид изобразительного искусства, изучается в начальных классах. Познакомились подробно с программами: Кузина В.С, Неменского Б.М, Шпикаловой Т.Я., изучили виды графических работ, выполняемых в каждой из программ.

Таким образом, знакомство детей с графикой как видом искусства открывает им окно в мир прекрасного и доброго.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.

Экспериментальная работа показала, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы,

подтвердилась. Действительно, при использовании нетрадиционных графических техник у детей повышается интерес к урокам изобразительного искусства, увеличивается разнообразие и улучшается качество детских выполненных работ.

Список использованных источников

  1. Абрамович, Г.Л. Основы эстетического воспитания./ Г.Л. Абрамович. – М.: 2001.

  2. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник ./ Ю.Б. Борев. – М.: Высш.школа, 2002.

  3. Буров, А.И. Эстетическое воспитание школьников./ А.И. Буров., Б.Т. Лихачев. – М.: 2002.

  4. Ветров, В.Н. Методика обучения рисованию. / В.Н. Ветров. – М.: Московская типография № 2, 2000.

  5. Грушевицкая, Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. Пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. / Т.Г. Грушевицкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  6. Кривцун, О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  7. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1999.

  8. Кузин, В. С. Комплект «Изобразительное искусство». 1 – 4 классы. / ВС. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: Дрофы, 2005.

  9. Левитан, Е.С. Современная графика. / Е.С. Левитан. – М.: Просвещение, 2005.

  10. Лихачев, Б.Т. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы./ Ю.Т. Лихачев., В.В. Квятковский. – М.: 2003.

  11. Мелик, А.А. Общественно – педагогический и научно – методический журнал. / под ред. А.А. Мелик – Пашаев. – М.: Искусство в школе, 2000.

  12. Неменский, Б.М. О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя./ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2001.

  13. Нешумова, Б.В. Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов./ Б. В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М.: Просвещение, 2000.

  14. Петрова, И.А.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2. / И.А. Петрова, Е.О. Яременко. – М.: Просвещение, 2001.

  15. Рожкова, Е. Е. Изобразительное искусство./ Е. Е. Рожкова. – М.: Просвещение, 2003.

  16. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. / Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  17. Сапожникова, Т. Практическая работа на уроках ИЗО/ Т. Сапожникова // Искусство, 2008.-№9. – с 18-19.

  18. Сидоров, А.А. Графика первого десятилетия 1917 – 1927./ А.А. Сидоров. – М.: Просвещение, 2001.

  19. Фаворский, В.А. О графике как основе книжного искусства в сборнике: Искусство книги. / В.А. Фаворский. – М.: Просвещение, 2004.

  20. Чегодаев, А. Д. Русская графика. / А.Д. Чегодаев. – М.: Просвещение, 1999.

  21. Яковлев, Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

  22. http:// Studentam. net. ua / con tent / viem / 3740/ 83 /

  23. http:// Libsib.ru/ estetika/ estetika – как наука./

  24. http:// www. ege – center.ru/ vospit iskuss.htm/


Глава I. Эстетическое воспитание в начальных классах общеобразовательной школы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации