Курсовая работа - История возникновения защиты прав граждан-потребителей в Великобритании - файл n1.rtf

Курсовая работа - История возникновения защиты прав граждан-потребителей в Великобритании
скачать (925.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf926kb.01.06.2012 12:19скачать

n1.rtf

  1   2   3   4
Содержание
Введение

Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

1.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании за рубежом и в Российской Федерации

1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании

Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации

2.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании

2.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли

3.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей

3.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей

Заключение

Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.

В развитых странах признается приоритетность интересов потребителей по сравнению с другими субъектами рынка. В условиях насыщенности рынка товарами и услугами современный потребитель имеет все возможности для того, чтобы поднять уровень своих требований к товарам, услугам и качеству обслуживания. Торговля, являясь посредником между изготовителями и потребителем, призвана защищать интересы потребителей, предъявляя к изготовителям, продавцам требования в отношении качества и безопасности товаров, предоставления необходимой информации, упаковки, обеспечивая одновременно торговое их обслуживание.

Разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов являются не только социально-экономической, но и политической функцией государства. За последние годы в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Совокупность всех правил и составляет те нормы, которые устанавливают обязанность и ответственность торговой организации, индивидуального предпринимателя - продавцов перед потребителем и защищают его права. Но его недостаточно знают сами продавцы, потребители и контролирующие органы. Производители и торговые предприятия зачастую пытаются навязать потребителям выгодные для себя и не выгодные для него условия приобретения товаров. Значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасной для жизни и здоровья людей. В наши дни рынок наводнен подделками и продукцией низкого качества. В погоне за большой прибылью изготовители забывают о потребностях человека в качественном товаре, продавая некачественную продукцию по цене продукции хорошего качества. Поэтому для каждого потребителя необходима поддержка государства, которое законодательно отстаивает права граждан-потребителей, заставляя производителей выпускать товары высокого качества. Такое законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяя права потребителей и механизм их реализации.

Защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.

Основными нормативно-правовыми регулирующими отношения в сфере защиты прав потребителя в Российской Федерации являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон "О защите прав потребителей". Существует еще ряд нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в этой сфере, о которых будет упомянуто в данной дипломной работе позже.

Степень научной разработанности. Вопросы защиты прав потребителей рассматривали такие ученые как А.В. Селянин, Е.Б. Козлова, Е.А. Копыстыринский, Л.В. Мелихова, В.Н. Ткачев, С.П. Гурская, И.В. Зыкова, П.П. Богдан, Э.Г. Корнилов, Я.Е. Парций, А.Н. Распонин, В.П. Смолянинов и многие другие.

Объект исследования - являются общественные отношения, возникающие области защиты прав потребителей.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

нормы гражданского и смежного законодательства;

практика реализации норм, предусматривающих применение защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Целью данной работы является:

формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;

выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;

выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;

совершенствование законодательной базы в этой области права.

В данной работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть и проанализировать основные права потребителей в торговом обслуживании, закрепленные законодательством Российской Федерации;

изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;

выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
1.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании за рубежом и в Российской Федерации
Еще в древнейшие времена, с появлением частной собственности, возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в древности. Поэтому практически во всех сводах законов уже с тех времен присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Люди старались защищать права покупателя еще в древние времена. Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи - царя, правившего Вавилоном в 18 в. до н.э. Так законы Хаммурапи регулировали отношения кредита, качества товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров. В средние века процесс купли-продажи жестко регулировался городскими властями во многих странах. Например, в Австрии в 15 в. продавец разбавленного или прокисшего молока должен был выпить все некачественное молоко. Во многих странах существовали специальные должности "рыночных инспекторов"1.

В римском праве была предусмотрена ответственность продавца за недостатки проданной вещи, за эвикцию вещи (лишение покупателя владением полученной от продавца вещи, вследствие отсуждения ее каким-либо третьим лицом). "… продавец обязан предоставить покупателю свободное и спокойное обладание вещью и обеспечить покупателя от эвикции проданной вещи со стороны третьих лиц, а если эвикция произвойдет - возместить покупателю ущерб. "2

Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консъюмеризме - общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консъюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю за продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. Первый протест потребителей, имеющий документальное подтверждение, зафиксирован в 1775 году в штате Массачусетс, когда продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. После этого на проблему защиты прав потребителей стало реагировать государство, для чего и стало формировать законодательную базу.

Но как массовое явление движение потребителей получило свое распространение в 20 веке. Сначала внимание потребителей было обращено на продукты питания, в это же время была написана книга "Джунгли", в которой говорилось о стандартах безопасности при производстве мясных продуктов, она вызвала большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что в 1906 году было принято решение о создании государственного органа "Администрация по надзору за питанием и медикаментами". В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Дж.Ф. Кенеди, который заявил: "Потребители, по определению, это мы все. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен"3.

15 марта 1962 года он представил конгрессу послание "Специальное сообщение по защите прав потребителя", в котором были провозглашены права потребителей, такие как право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным.

Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно, начиная с 1983 года 15 марта отмечается как всемирный день защиты прав потребителей. 4

Процессы глобализации социально-экономических отношений в мире придали консъюмеризму межнациональный характер.

В Японии создание административно-правовой защиты потребителей происходило двумя путями. Первый состоял из принятия законодательных актов, основным из которых является основной закон об охране интересов потребителя. Он определил ответственность государства, местных организаций и производителей в области защиты прав потребителей. Другой путь - организация системы государственных учреждений, которые вырабатывают общую политику, выполняют координационные и контролирующие функции, осуществляют товарные инспекции, помогают решать спорные вопросы, информируют потребителей. Но созданная защита не стала надежным щитом японских потребителей, а подлинным защитником интересов потребителей стало потребительское движение.

Во Франции еще в 1905 году был принят Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг. В 1977 году одобрен Закон об охране прав и информации о потребителях. Государство обеспечивает защиту потребителей через различные организации и службы. Из них наиболее значительные: служба предотвращения обмана покупателей и контроля за качеством товаров и национальный институт потребления.

В Великобритании в 1984 году опубликована Белая книга, которая посвящена обеспечению безопасности товаров и на основе которой в 1987 году был принят закон, предусматривающий ответственность за ущерб причиненный потребителю дефектами изделия.

В Западной Европе консъюмеризм в значительной степени концентрирует свое внимание на экологии. Зеленые оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы. В результате госструктуры предъявляли экологические требования к производителям. Реакцией европейского бизнеса являлось появление продуктов, не оказывающих вредного влияния на окружающую среду. В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Германское федеральное Агентство защиты среды учредило ярлык Голубого Ангела для экологически чистых продуктов. В Бельгии была создана линия чистящих средств, не загрязняющих среду.

9 апреля 1985 г. Была принята резолюция Генеральной Ассамблеей ООН "Руководящие принципы для защиты прав потребителей" в качестве основы для разработки правительствами политики в этой области.

С точки зрения экономических условий, уровня образования потребители находятся в неравном положении.

Руководящие принципы для защиты прав потребителей преследуют следующие цели:

содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей,

способствование созданию независимых групп потребителей,

расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей

и другие (ст.1 Принципов).

Руководящие принципы для защиты прав потребителей закрепляют следующие права потребителей:

право на безопасность;

право на информацию;

право на качество;

право на потребительское образование;

право на выбор;

право на удовлетворение своих потребностей;

право быть услышанным;

право на возмещение ущерба5.

Все они являются основными и нашли свое отражение и в российском законодательстве.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно - в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Одной из особенностей правового регулирования в области защиты прав потребителей являлось множественность подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.

Действующее законодательство не вполне соответствовало нормам международного права, в частности, единогласно принятым 9 апреля 1985 года "Руководящим принципом для защиты интересов потребителей" (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248). Это несоответствие прежде всего проявлялось в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединять в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно не урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала государственная система защиты интересов потребителей.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров низкого качества, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях отсутствия свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.

Первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Уже само появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Но проект не избежал недостатков (не было различия между потребителем юридическим лицом и потребителем-гражданином, основные права потребителей формулировались лишь относительно обеспечения права на качества товаров). Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.

Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года в СССР закона "Защите прав потребителей", который так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР. 6

Образование СНГ и принятие входящими в него странами актов о суверенитете способствовали развитию в них собственного потребительского законодательства.

В условиях перехода России к рыночной экономике правовое регулирование защиты прав граждан-потребителей, становиться одним из основных регуляторов экономической жизни страны и приобретает особое значение. 7

Действовавшее до принятия Закона "О защите прав потребителей" законодательство не в полной мере соответствовало международному уровню защиты потребительских прав. Данное несоответствие проявлялось в том, что: во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей либо не были решены на законодательством уровне либо, если и решались на этом уровне, то в чисто традиционном плане отраслевым законодательством без учета приоритета охраны прав потребителей, во-вторых, не все международно-признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества), гражданско-правовые способы защиты прав потребителей не имели надежного механизма реализации, в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирования, ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов граждан. Что же касается специальных государственных органов по защите прав потребителей, то таковые вообще отсутствовали. 8

9 января 1996 года был принят Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей", который в последующем изменялся и усовершенствовался, но в настоящее время, несмотря на то, что Закон определяет права потребителя как в целом так и в торговом обслуживании, все-таки он, на мой взгляд, остался не полностью доработанным, не все моменты встречающиеся на практике оговорены в Законе. Поэтому, думаю, что в связи с тем, что экономическая и политическая ситуация в стране может изменяться, то и данный Закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные акты в будущем тоже потерпят изменения.
1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании
Благополучие человека складывается не только из политических, личных, социальных и культурных прав и свобод, но и экономических. Экономика любого государства должна строиться на реальных потребностях человека. Именно в удовлетворении потребностей человека и народонаселения страны суть экономики. Потребность - желание или необходимость обладать, пользоваться данным товаром, услугой, нужным для самого воспроизводства жизни и поддержания определенного уровня жизни. Мотивы этих потребностей могут быть самыми разными. Прежде всего человек стремиться к удовлетворению главных потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. все многочисленные потребности человека разделил и ввел в науку медик-психолог А. Маслоу, который создал иерархию потребностей человека. 9

Возникновение потребностей зависит от некоторых факторов, например, от возраста, пола, климата, семьи, образования, цели в жизни, здоровья, доходов и т.п.

Однако в сфере торгового права говориться только о тех потребностях, за которые необходимо уплатить определенную денежную сумму, то есть о возмездных. Потребности, реализуемые в сфере торгового обслуживания, воплощаются в:

Качестве и количестве товаров, обеспечивающих сохранение идеальнейшее развитие достигнутого уровня потребления;

Условиях приобретения товаров, потребления услуг, обеспечивающих экономию времени, комфортность покупки;

Стремлении к самовыживанию через приобретение или заказ определенных товаров, отвечающих культурному уровню, вкусу и взглядам потребителя, его привычкам и наклонностям;

Социальном общении, получении и передаче необходимой и достоверной информации.

Согласно Закона РФ "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Приказом МАП РФ от 20 мая 1998 года № 160 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" разъяснено, что прибыль нужно понимать в соответствии со ст.2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары, использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли. Цели, для которых приобретается товар должны быть исключительно личные (бытовые). Товары могут приобретаться (заказываться) для личных нужд либо для бытовых, либо одновременно и для личных, и для бытовых. Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар, но и гражданин пользующийся им, но не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве. 10

Судья Фрунзенского районного суда г. Иваново Э. Корнилов в статье "Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей" считает неправильным то, что из Закона "О защите прав потребителей" выведены юридические лица, которые приобретают товары для нужд своих сотрудников. Он приводит случай, когда коллектив ЖЭКа приобрел для своих сотрудников холодильник, впоследствии оказавшийся неисправным, имеющим существенные недостатки. Продавец, при этом всячески пытается уклониться от положительного разрешения спора. В данном случае нормы Закона "О защите прав потребителей" не могут применяться к урегулированию данной ситуации только потому, что в качестве покупателя выступает организация, хотя товар приобретен ею не для коммерческих целей, а для личных нужд работников. 11

В странах развитой рыночной экономики термин "потребитель" используется в законодательстве как категория противостоящая "коммерсанту", в шведском праве термин "потребитель" определяется как частное лицо, приобретающее товары, главным образом для личного пользования, а не для перепродажи. В Германии этот субъект называется ein Verbraucher (конечный потребитель). Во Франции, Бельгии, Дании и Великобритании термин этот встречается в законодательстве, но без каких-либо специальных определений, а в остальных странах Европы он введен в оборот судебной практикой. В Испании правам потребителя посвящен целый специальный параграф Конституции. В целом же термин "потребитель" трактуется как непрофессионал, приобретающий предметы в целях личного потребления на рынке товаров и услуг (конечный потребитель) 12.

В преамбуле Закона "О защите прав потребителей" под продавцом понимается - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи. 13

По мнению судьи Э. Корнилова понятие продавец, данное в Законе требует уточнения, так как исходя из определения этого понятия в Законе, можно сделать вывод, что в качестве продавца может выступать любое юридическое лицо или физическое лицо. Если гражданин совершил разовую сделку, т.е. реализовал товар, он с позиции Закона уже считается продавцом. Он предполагает внести в Закон изменения в этой части "уточнив, что продавцами являются не просто лица, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, а лишь делающие это систематически в отношении широкого круга потребителей". 14

Согласиться с его мнением я не могу, так как в Законе ясно указано, что продавцом является либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. А предлагаемые судьей изменения, могут повлечь вот какие последствия: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занимающиеся иной деятельностью, кроме торговли, решит продать какую-либо вещь, и с позиции "видоизмененного" Закона он не будет считаться продавцом, что повлечет за собой ущемление прав потребителя.

В Законе "О защите прав потребителей" под производителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Если фирма реализует товары торговым предприятиям, то является изготовителем, а если же она реализует товары непосредственно потребителям, то она является продавцом. Организация признается изготовителем лишь в том случае, если она производит товары для последующей их реализации потребителям. Как пишет Л.В. Мелихова, если же организация не имеет намерений реализовывать товары потребителям, то и действия Закона на нее уже не будут распространяться, и в этом случае будет действовать общегражданское законодательство. 15

Согласно ст.2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке свои филиалы и представительства на территории РФ и осуществляющие свою деятельность как изготовители, продавцы, исполнители на территории РФ, должны соблюдать правила гражданского законодательства РФ, в том числе и законодательства о защите прав потребителей. 16

Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой концентрируются интересы других отраслей народного хозяйства и населения. Еще в начале 20 в. профессор Г.Ф. Шершеневич дал следующее определение торговли, ее целей и задач: "Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителем и потребителем при обращении экономических благ, называется торговлей. Её задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей. Изменение благ ей чуждо". 17 Следовательно, торговля концентрирует в себе экономические отношения по поддержанию непрерывной взаимосвязи производства и потребления, выражает сущность и особенности товарно-денежных отношений. Именно при покупке товаров завершается процесс признания производственного товара как общественной потребительской стоимости и подтверждается целесообразность его изготовления, доставки, продажи. Но ее функции не ограничиваются простым пространственным перемещением товаров от изготовителя до потребителя. Торговля, путем активного воздействия на производство и потребление, способствует увеличению выпуска товаров необходимого ассортимента и качества, а также способствует расширению потребления и внедрению новых товаров.

Говоря о защите прав потребителей необходимо дать понятие розничного рынка, деятельности по продажи товаров и т.п.30 декабря 2006 года принят Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации", которым регулируются отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность. В Законе также дан ряд понятий необходимых в данной правовой сфере. Согласно Закона "О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации" деятельность по продаже товаров на розничном рынке - есть продажа товаров, осуществляемая по договору розничной купли-продажи, розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. Также Законом определены понятия сельскохозяйственного рынка, сельскохозяйственного кооперативного рынка, управляющей рынком компании, торгового места, лица, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места. Хочу заметить, что в данном Законе определено иное понятие продавца, нежели в Законе "О защите прав потребителей", так согласно Закона "О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации" продавцом может быть и гражданин, то есть физическое лицо, которое заключило с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места. Согласно Закона "О защите прав потребителей" продавцом не может быть гражданин, физическое лицо. Надеюсь, что такое различие не будет носить отрицательные последствия, ведь основным предметом регулирования Закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" является не защита прав потребителей, а регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, и данное понятие продавца будет использоваться в сфере регулируемой этим законом. Данный Закон вступил в силу с 11 апреля 2007 года18.

Говоря о защите прав потребителей в торговом обслуживании важно отметить, что понятия защиты и охраны нередко смешиваются, хотя они имеют различное значение и в обычном словоупотреблении и тем более в качестве терминов. Охрана каждого права существует постоянно и имеет своей целью обеспечить его осуществление, не допустить его нарушения. Охрана обеспечивается, прежде всего, государством, предусматривающим субъективные права и их защиту. Носитель права и сам может предпринять различные меры охраны своих интересов. К защите же прав появляется необходимость прибегнуть лишь при их нарушении, оспаривании либо угрозе нарушения. В статье 35 Конституции РФ говориться об охране прав, а в ст.45 Конституции РФ говориться о защите прав. Согласно данной статьи каждый имеет право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Согласно ст.46 и 48 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, каждый имеет право на юридическую помощь.

Ученый А.П. Сергеев считает, что к собственно правовым мерам охраны, относятся все меры, с помощью которых обеспечивается как развитие гражданских правоотношений в нормальном не нарушенном состоянии, например, закрепление гражданской право - дееспособности субъектов, установление обязанностей и т.п., так и восстановление нарушенных или оспоренных прав и интересов, что нормальный гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраны. Он же пишет, что в соответствии со сложившейся в науке традиции понятием "охрана гражданских прав" охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется и понятие охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. В целях избежания терминологической путаницы охрану в узком значении этого слова принято именовать защитой гражданских прав. 19

Другой же ученый В.А. Тархов считает, что защиту можно определить как меру дозволенного поведения управомоченного лица, выраженную в возможности самостоятельно или посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного характера с целью устранения препятствий в осуществлении субъективного права либо восстановления его в прежнее положение или наказания за нарушение. 20

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления нарушенного или оспариваемого права. Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной концепции право на защиту является составной частью самого субъективного права на ряду с правом на собственные действия, а также требовать определенного поведения от обязанных лиц. 21

Такому пониманию права на защиту противостоит получающее все большее распространение в литературе мнение, в соответствии с которым право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, которое в качестве реальной правовой возможности появляется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнегои реализуется в рамках возникающего при этом охранительного гражданского правоотношения. По мнение А.П. Сергеева эта позиция представляется наиболее убедительной. 22

Субъективное право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны, возможность требования определенного поведения от обязанного лица. Предметом защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы (ст.3 ГПК РФ).

Следовательно, субъектом права на защиту является лицо, наделенное законодателем правами, которые по каким-либо причинам нарушены другим лицом или лицами. Российский потребитель наделен законом правами, например право на безопасность товара, право на получение информации о товаре и т.п., а значит, в случае нарушения его субъективных потребительских прав, потребитель становиться субъектом права на защиту.

Думается, что только в том случае, если нарушены права потребителя он становиться субъектом права на защиту, так как в случае, если право потребителя не нарушено, то смысла в защите его права нет, нет необходимости защищать ненарушенное право. Как уже говорилось, необходимо различать понятия охраны и защиты. Охранять ненарушенное право возможно и необходимо, и для этого есть различные способы и методы. Защищать же возможно только нарушенное право.

  1   2   3   4


Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации