Контрольно-курсовая работа. Архитектура Средневековой Европы. Техника, материалы, конструкции - файл n1.doc

Контрольно-курсовая работа. Архитектура Средневековой Европы. Техника, материалы, конструкции
скачать (442.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc443kb.01.06.2012 12:16скачать

n1.doc



Министерство образования науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

по дисциплине


История архитектуры, градостроительства и дизайна

Контрольно – курсовая работа

на тему:

Архитектура Средневековой Европы.

Техника, материалы, конструкции.




Содержание:
  1. Введение........................................................................................................стр2

  2. Дороманский период (5-10 века).................................................................стр4


  1. Романский период (11-12 века).................................................................стр12

  1. Готический период (13-15 века)...............................................................стр19

  1. Заключение.................................................................................................стр26

  2. Список использованной литературы........................................................стр27


Введение:


Средними веками принято обозначать 5-15 века. В эту богатую потрясениями тысячелетнюю эпоху возникновения, расцвета и упадка феодальных отношений складывались основные контуры политической карты Европы, создавались предпосылки для бурного развития национальных культур европейских народов.

Кризис рабовладельческого способа производства, восстания рабов и угнетённых Римом народов, вторжения в пределы расшатанной Римской империи германских и славянских племён привели в 4-5 веках к её окончательному крушения и возникновению на её развалинах ряда»варварских государственных образований», развивавшихся в условиях новых производственных отношений, в основе которых лежали крупное феодальное землевладение и труд крестьян, попавших в личную крепостную зависимость от феодалов.

Огромную роль в жизни общества играла церковь, служившая опорой феодализму. Подчинив себе философию, науку, литературу и искусство, она опутала все стороны жизни средневекового человека. Важное место, занимаемое церковью во всех сферах жизни общества и государства, обусловило определяющую роль церковных знаний в градостроительной структуре населённых мест и общем развитии архитектуры. Церковное здание явилось совершено новым архитектурным типом, не знавшим аналогов в прошлом. Другой новый архитектурный тип – феодальный замок.

История архитектуры 5-15 века отчётливо делится на три периода.

  1. Дороманский период (VI—Х вв.). Охватывает время, когда строительство предпринималось спорадически возникавшей инициативой епископов, монастырей и крупных сеньоров. За исключением Италии, для Европы в целом это было время глубокой варваризации римской строительной традиции, время поисков жизнеспособных композиционных формул для церковных зданий, в основном – базилик, выполненных в грубой каменой технике.

  2. Романский период (XI—XII вв.) отмечен резким ускорением формообразующего процесса в условиях феодальной государственности и появлением отработанного типа церковного здания. Период укрепления феодализма (11-12 века) вызвал к жизни ни менее самобытный романский замок как тип укрепления, выполняющего в то же время функции жилища феодала. Название «ро­манский» происходит от слова «Roma», Рим, и возникло условно в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской.

  3. Готический период (XIII—XV вв.). Название «готика» происходит от названия народов – готов, как символ варварского искусства.

  4. Типологические и стилистические особенности, отличавшее зодчество в каждый из этих периодов имели строго историческую обусловленность, меняясь в зависимости от главнейших этапов социально-политической и культурно-исторического развития средневековой Европы. Этот период связан с расцветом средневековых городов. Благодаря богатству, свободолюбию и энергии своего населения они скоро стали сосредоточием средневековой культуры, вытеснив монастыри, начавшие клониться к упадку. Мировоззрение горожан постепенно освобождалось от церковной догматики. Эпоха готики ознаменовалась новыми конструктивными и композиционными принципами не только в области культовой архитектуры: появляется ряд новых типов зданий светского назначения – ратуши, церковные дома и др. Особо важное значение приобретают городские укрепления.



Дороманский период (5-10 века).



В конце 4го столетия после разделения Римской империи и переносом императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого становится его новая столица Константинополь.

Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоёванных народов. Глубокий синтез античных и восточных элементом составляют характерную черту византийской культуры.

Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов монументального строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные развития, в которых проявлялись особенности отдельных народов.

Важнейшим вкладом Византии и историю мирового зодчества является развитие купольных купольных композиций храмов, проявившееся в появлении новых композиционных структур – купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах, и крестово-купольной системы. Развитие первых двух попадает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесённые стенами укреплённые пункты, внутри которых помимо хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапеза и доминирующее здание – церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте ассиметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции – ансамбли.

В архитектуре раннехристианского Рима и Равенны были к концу 6 века созданы композиционные приёмы, которые составили в дальнейшем тип средневекового храма. Трёхнефная базилика с нартеком и трансептом, трёхапсидное завершение её восточного конца, кольцевой обход вокруг главного алтаря, план в форме латинского креста (мавзолей Галлы Плакидин), двухъярусный разрез (базилики с галереями и некоторые центрические церкви), симметричность западного фасада, аркатурная галерея, башни Равенны, тектонический декор, членящий каменные стены и пластически моделированные наружные формы апсиды, а также, сводчатые и купольные перекрытия, - всё это складывало тип раннего здания церкви, по преимуществу монастырсокй.

В Римских базиликах организация внутреннего пространства была подчинена двум задачам: помещение базилики должно был быть местом для объединения верующих и в то же время средой, которая соответствовала бы впечатляющей торжественности богослужения.

Комбинация базилики и центрического сооружения, когда к пятинефному параллелепипеду основного пространства прилегает святилище с усложнённый планом трилистника, заключавшее в себе алтарное пространство, отражает сочетание двух функций в одном здании, сочетающее в себе дом общей молитвы и поминальное святилище.

В то же время строились и небольшие однонефные церкви с двумя помещениями по сторонам апсиды.

Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы, свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основ­ным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирую­щем значении внутреннего пространства. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элемен­ты — купола, своды, аркады, ясно читае­мые в интерьере с подчеркнуто выявлен­ными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаич­ная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельеф­ный рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохра­нились ордерные мотивы, но исчезла ха­рактерная для Древнего Рима ордерная аркада.

Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в визан­тийской архитектуре господствующим мо­тивом. Форма аркады — конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть — колонна, воспринимаю­щая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основани­ем на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает фор­му опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка вы­полнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика — варьировались. Ствол колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны на­кладывались свинцовые прокладки. Все элементы системы отличались целесооб­разностью.

В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики — удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых не­фов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах— в Сирии, Малой Азии, Закав­казье.

Материалы.

Первое время средневековые архитекторы использовали готовые части разрушенных или специально разбиравшихся на материал зданий. Так добывали колонны карнизы и прочие части зданий. На юге Франции до 12 века применялся в качестве забудки массивных стен и столбов из тесаного камня, а также в пазухах столбов, бетон римского типа, но худшего качества. При массивности стен он позволял экономить тесанный камень, доставка которого была проблематична.

Однако в Византии бетонная техника не получила столь широкого распространения, как в Риме. Стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Применяли плоский кирпич — плинфу толщиной около 5 см. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5х 35,5x5,1 см. Крепостные стены возводились чаще всего из случайного материала (обломков римского кирпича, валунов и гальки), связанного раствором. Такая техника кладки в дальнейшем использовалась и при сооружении зданий, стены которых строились в бутобетонной технике с применением облицовки из сравнительного мелкого камня Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые, иногда соче­тавшиеся с деревянными конструкциями.

Бесчисленные памятники деревянного зодчества, рассеянные на всём пространстве Средней и Северной Европы, отличаются несравненными конструктивными достоинствами. Дерево всегда оставалось основным материалом для сельского строительства, зачастую использовалось для перекрытий, применялся даже для небольших каменных сооружений.

В Италии основным строительным материалом был местный кирпич. Мрамор был распространён преимущественно на Пиренейском полуострове.

Тяжелый известняк применялся для возведения сводов и опор.


Конструкции.

Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды, чаще всего имевшие вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диа­гональных ребер обычного свода и пере­хода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба. В опирании купола на квадратное основание нередко использо­вался восточный прием — тромпы.

Наиболее существенным конструк­тивным достижением византийской ар­хитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Парусный свод представляет собой сфери­ческую поверхность, образованную путем пере­сечения полусферы под прямым углом четырьмя вертикальными плоскостями. При пересечении по­лусферы горизонтальной плоскостью, касательной к вершинам вертикальных арок, образуется круг, который может служить основанием для опирания купола. Благодаря образованным таким образом четырем сферическим треугольникам-парусам вертикальная нагрузка от основания купола распре­деляется в сводах и собирается в четырех опорных точках. Боковые контуры сферических треугольни­ков-парусов образованы четырьмя подпружными арками.

Вначале купол опирался непосредствен­но на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объ­ем — барабан, в стенах которого остав­ляли проемы для освещения подкупольного пространства.

Эта конструктивная система позволи­ла освободить интерьер зданий от гро­моздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полу­куполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигав­шее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из вы­дающихся достижений византийской ар­хитектуры.

Типы структур и конструкции в архитектуре Византии

1 — центрическая купольная структура — церковь Сергия и Вакха в Константинополе, 527 г.; 2 — купольная базилика — собор Софии в Константинополе (532—537 гг.): а— план; б — продольный разрез; в — конструктивная система (фраг­мент центральной части интерьера); 3 — крестово-купольная структура: а — план Календер-Джами, IX в.; б — конструк­тивная система центральной части; 4— схема парусного свода и купола на парусах; 5 — византийская кладка стен




Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрическо­го строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массив­ность Опорных конструкций, рационально распределить в них строительные мате­риалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.

Техника.

Для стен в основном использовался кирпич –плинфа, укладываемая на растворе. В восточных областях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье).

В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич — цемянку для придания раство­ру большей прочности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в не­сколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов плинфы, уложенных на толстом слое раствора, че­редовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.

Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купо­ла по древневосточному обычаю — без применения дорогостоящих лесов. При воз­ведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции вос­точных областей империи и сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревян­ным кружалам.

Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды по­крывались черепицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металличе­ские и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или по­лосового железа.

В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый ка­мень на растворе.

Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а также появившие­ся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очертанием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Из­вестен написанный на рубеже VI—VII вв. оригинальный труд епископа Исидора «20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по архитек­турно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основывающийся на Витрувии, отражает также потребности визан­тийского времени.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими элли­нистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Кон­стантинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас коммен­тария к книге Герона Александрийско­го «О конструировании сводов». Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О па­радоксах механики».




Романский период (11-12 века).


Романской обычно называют западно­европейскую архитектуру XI—XIII вв., по­скольку она наследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приемы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. И то, и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы. Это исторический стиль зрелого средневековья, характе­ризующийся общностью типов зданий, их конструктивных приемов и выразительных средств. Собственно романскому периоду (XI—XIII вв.) предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V—X вв.).

Архитектура раннего средневековья несет на себе следы общего относительно­го застоя в развитии экономики и культуры западноевропейских стран. Строительные достижения древних римлян были в зна­чительной мере утеряны, уровень строи­тельной техники снизился. С развитием феодальных отношений постепенно скла­дываются новые типы укрепленного жили­ща феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом — баптисте­рии), так и базиликальный. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика.

Своими истоками средневековая бази­лика уходит в позднеримскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехри­стианского храма. Среди них построенная Константином базилика св. Петра в Риме, 330 г., и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Павла в Риме, IV—V вв.; базилика св. Аполинария в Равенне, VI в., и др.). Они представляли собой фронтально-осевую композицию с вытянутым по основной оси пространством, разделенным двумя или четырьмя рядами колонн на три — пять нефов. Средний был значительно шире и выше остальных и ос­вещался сквозь окна, устроенные в верхней части стен. Ряды опор, разделяющие нефы, обычно делались в виде аркад на колоннах, пролеты между опорами имели плоские пе­рекрытия по деревянным балкам, в основ­ном нефе подвешиваемым к деревянным фермам. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного простран­ства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф — тран­септ. Перед зданием иногда устраивался окруженный галереями двор— атриум, посреди которого стояла чаша для обряда крещения (см. рис. 28).

В дальнейшем развитии этот тип бази­лики совершенствовался путем увеличения площади для алтаря и перед алтарем, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения — нартекса, куда допускались «оглашенные», т. е. люди, еще не принявшие христианства. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. Устройство второ­го яруса давало возможность увеличить вместимость храма. Так, к XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлинен­ной ветвью), с трансептом и тремя апсида­ми, из которых центральная увеличена. За­падный конец церкви, где помещался вход для мирян, обычно фланкировался двумя башнями, поскольку помимо своих основ­ных функций храмы часто имели и важное оборонное значение. Позднее в некото­рых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Наряду с базиликальными строи­лись и так называемые зальные храмы, в которых, в отличие от базилики, средний неф не имел значительного превышения над боковыми.

В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений:

  1. продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики;

  2. более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Материалы.

В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева.

Несколько позже, основным строительным материалом стал камень, главным образом известняк. Сначала он использовался лишь для строительства храмов и крепостей, позднее применялся и для построек светского характера. Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка; или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. Размеры камней могли быть 75 40см; 70 45см;50 40см. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку. При­менялись также разноцветные камни вул­канического происхождения (в некоторых областях Франции), гранит (в Нормандии), а для облицовки — мрамор (в Средней Ита­лии).

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, как правило, очень твердый и сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

Несмотря на наличие в центральной части Франции и на западной части Пиренейских гор гранита, в 11 веке он нашёл применение только в замке Каркассон.

Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор применяемый в различных эффектных комбинациях, стал характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Конструкции.

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

Романская арка и крестовый свод








Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе - во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермоне). С переходом к цилиндрическим сводам массив стеновых опор стал резко возрастать.

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064 - 1077; монастырская церковь в Лорш - первая полностью перекрытая сводами базилика). Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод. Крестовые своды ис­пользовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала XII в. они начинают применяться для перекрытия главного про­лета. Как и в Византии, романский кресто­вый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью па­русов или тромпов.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062 - 1066).

Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредото­чение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы — контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия, распорных усилий. Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основой для развития готической системы.

В период зрелой романской архитек­туры (XII в.) принцип дифференциации конструкции начинает проявляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых сочетается с выступающими реб­рами — гуртами. На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Расчлененная структура несущего столба явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках.

В период зрелой романской архитек­туры (XII в.) принцип дифференциации конструкции начинает проявляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых сочетается с выступающими реб­рами — гуртами. На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Расчлененная структура несущего столба явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках.
Техника.

Романские строители полностью отказались от приемов укладки камней насухо, а также от бетонной кладки горизонтальными слоями, характерной для римской техники. Стены обычно выполня­лись трехслойными с забуткой из камен­ного балласта и раствора; внешние ряды из тесаного камня также укладывались на растворе.

Своды романских зданий делались из клинчатых тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись по дере­вянным кружалам. В целях экономии ма­териала камни для кладки стен имели различную длину и высоту. Выравнивались по высоте лишь камни, находящиеся в одном горизонтальном ряду; сами же ряды часто имели различную высоту. Отеска камня и его окончательная обработка, включая резьбу по камню, производилась до уклад­ки квадров на место. При этом тщательно обрабатывалась лишь лицевая сторона.

Особое значение приобретал уклады­ваемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределе­ния давления в кладке стены или свода.

В зависимости от применяемых мате­риалов кладка стен, обычно не оштукату­ривавшаяся, была важнейшим средством художественной выразительности, способ­ствуя выявлению особенностей тектоники зданий.




Готический период (13-15 века).


Со второй половины XII—XIII вв. за­падноевропейская архитектура достигает особенно высокого развития, что связано с быстрым развитием в городах ремесел и торговли. В отличие от романского пе­риода, когда центром строительства были монастыри, город все более становится средоточием экономической, политиче­ской и культурной деятельности. В горо­дах ведутся широкие строительные работы, возводятся монументальные здания и со­оружения, вырастают кварталы ремеслен­ников и торговцев.

Строительная деятельность, выйдя из-под опеки монастырей, становится уделом профессиональных строителей, скульпторов и художников-горожан, объединен­ных в цеховые организации. Растет про­фессиональная квалификация мастеров, резко повышается уровень строительной техники. Развивая достижения романско­го периода, строители ищут более со­вершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добы­ча и транспортировка которого в период средневековья были сопряжены с боль­шими трудностями.

Как и ранее, ведущая роль в строи­тельстве остается за архитектурными школами Франции. Однако центр тяже­сти нового строительства перемещается в наиболее развивающиеся тогда север­ные районы страны — Иль-де-Франс, Пикардию и Шампань с главными горо­дами — Парижем, Амьеном, Реймсом. Здесь зарождается и зреет новое стиле­вое направление в архитектуре, получив­шее позднее название готического. В XIII—XV вв. готическая архитектура рас­пространилась в другие страны Европы, приобретая в каждой из них национальные особенности.

В период готики получают развитие различные типы городских зданий, строи­тельство которых связано с развитием торговли, ремесел, городского управления (ратуши, здания купеческих гильдий, дворцы городской знати, больницы и др.). Ведущее значение в архитектуре получают городские соборы — культовые и обще­ственные центры городов. Универсальное назначение соборов и их общественная роль в жизни городов сказываются на ха­рактере архитектуры; в их образах наряду с чертами, идущими от религиозной мис­тики, все более отражаются гражданские чувства горожан с возросшей жаждой познания окружающего мира, осознанием рациональных основ человеческой дея­тельности.

Материалы.


В стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.

В некоторых странах, как, например, в Северной и Восточной Германии, где не было пригодного строительного камня, здания воздвигали из хорошо отформованного и обожженного кирпича. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). При Этом мастера виртуозно создавали фактурные и ритмические эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.

Строительным материалом служил местный горный камень - отесанный и бутовый. Особенно старательно пригонялись постели, то есть горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Связующим раствором готические зодчие пользовались весьма умело, достигая при его помощи равномерного распределения нагрузки. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.

Конструкции.

Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным. Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами, или гуртами) основой сводчатой конструкции. Возведение крестового свода начинали, выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра - диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки). Они создавали как бы скелет свода. Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал.

Схема кладки каркаса готического свода.




Такой свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы.

Готический свод. Схемы расположения нервюр.




Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок - так называемые лиерны ( ЕО, GO, FO, НО). Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине,- так называемые тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.

Так как на каждый столб-устой приходилось несколько нервюр, то, следуя романскому принципу, под пяту каждой нервюры ставилась особая капитель или консоль, или колонка, примыкающая непосредственно к устою. Так устой превращался в пучок колонн. Как и в романском стиле, этот прием ясно и логично выражал художественными средствами основные особенности конструкции. В дальнейшем, однако, готические зодчие выкладывали камни устоев так, что капители колонн полностью упразднялись, и опорная колонка от основания устоя продолжалась без перерыва кладки до самой вершины свода.

Боковой распор нервюрного свода, строго лаколизованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами - контрфорсами. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу.

Конструкция и пластическая разработка форм в готической архитектуре

1 — собор в Реймсе, XIII в.: а— план; б— поперечный разрез; в— членение и декор основного нефа; г— фраг­мент бокового фасада; 2 — схема распределения распора и ветрового давления; 3 — стрельчатый крестовый свод; 4 — нервюры свода; 5 — возведение свода по деревянным кружалам; 6 — разрез по наружной стене храма; 7— кладка стены с внутренней забутовкой; 8— готические детали: а— фиал; б— окно-роза; в— профили нервюр; г— двухпролетный аркбутан; д — окно бокового фасада; 9 — деревянная фахверковая конструкция средневекового дома

Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Совершенно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе.

Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим - на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода.

При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Стена как конструктивная часть здания становилась излишней; она либо превращалась в легкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами - до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Возрастали и темпы строительства. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки; так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет.

Техника.

Готическая архитектура знаменует со­бой огромный подъем мастерства камено­тесов. Для возведения зданий использовал­ся местный природный камень, а в северной Германии, Нидерландах, некоторых рай­онах Ломбардии и Южной Франции — так­же и кирпич. Из камня выкладывались не только стены, но и тонкие колонны, своды и все остальные элементы зданий; кроме того, из камня высекались узорчатые окон­ные переплеты и другие художественные детали. Кровельным материалом служили шифер или обожженная черепица.

Общий уровень архитектурно-строи­тельных знаний XIII в. отчасти нашел свое выражение в капитальном энциклопеди­ческом труде доминиканского монаха Винцента де Бове «Великое зерцало», со­стоящем из соединенных в три тома 83 книг, написанных на основе использования множества разрозненных трудов, принад­лежавших авторам различных народов. Трактат во многом развивает и положения Витрувия.

Сохранившиеся источники дают осно­вание утверждать, что имелись опреде­ленные методы вычисления размеров час­тей зданий и сооружений. Существовали строительные правила, писались трактаты по сводостроению и другим вопросам строительного искусства, интересовались зодчие и проблемами механики. Сохрани­лись источники, говорящие о назначении размеров конструкций в соборах с уче­том не только обычных нагрузок здания, но и сотрясения от колокольного звона, дающего специфические вибрационные нагрузки.

В готической архитектуре возведению здания обычно предшествовал проект. Если в романский период достаточно было схе­матического наброска с размерами, фик­сирующего общие пожелания заказчика, то проект готического времени, как об этом свидетельствуют сохранившиеся ма­териалы по строительству Страсбургского и Кёльнского соборов, уже представлял собой выполненные на больших листах пергамента чертежи, на которых сравни­тельно точно были определены основные конструктивные и архитектурные элементы здания.

Заключение.

Архитектура была ведущим ведущим искусством средневековья и, может быть выражала устремления и противоречия всей эпохи. Время крушения рабовладельческого строя, распада Римской империи, переселения народов и образования более или менее долговечных «варварских» королевств ознаменовалось выработком типа базиликального храма, сначала Т-образного, затем крестообразного. Ему суждено было стать главным типом средневекового сооружения, так как идеологией в Западной Европе стала религия в форме католического христианства, а этот тип храма лучше всего соответствовал господствовавшему мировоззрению и потребностям богослужения.

После глухого для западной Европы 10го века начал складываться первый самостоятельный стиль средневековья, получивший условное название «романского». Единство стиля определялось тем, что повсеместно решались, хоты и по-разному одни и те же конструктивные задачи. Главная задача заключалась в перекрытии каменным сводом пролёта самого широкого и самого высокого главного нефа и вместе с тем его освещение.

Готический стиль возник в начале 12го века как новая конструктивная система. Эта система имела ряд очевидных преимуществ. Романские нервюры массивного свода были превращены в скелет, требовавший лишь заполнение лёгкими каменными плитами. Это позволило перекрывать сводами пролёты невозможной ранее ширины и на невиданной ранее высоте. Оказалось возможным сильно облегчить устои. После усовершенствования аргбутанов и контрфорсов сложилась система каркасной постройки. Исторические судьбы готики были иными, чем у романского стиля. Исчерпав свои технические возможности, перестав отвечать передовым идеям своего времени, она изжила себя в декорацях, а само строительство сделалось стандартным. Только тогда готическая конструкция перестала удовлетворять конструктивно, идеологически и эстетически. Именно поэтому против неё восстали художники эпохи Возрождения, творцы нового искусства, не отдававшие себе отчета в том, сколь многим были ей обязаны.

Список использованной литературы.

  1. Н.В.Баранов., А.В.Бунин., В.В.Большаков. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 4 архитектура Западной Европы. Средние века. Стройиздат., 1973. С. 635-659.

  2. Гуляницкий Н. Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий в пяти томах, том I – история архитектуры. М., 2007. С. 53-89.

  3. Алпатов М. В., Ростовцев Н. Н. Искусство. Живопись, скульптура, архитектура, графика. В трёх частях, часть первая. М., Просвещение. 1987. С. 117-152.

  4. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. М., Искусство. 1964. С.

  5. Тяжелов В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., Искусство. 1981.




Министерство образования науки России
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации