Шпоры по литературоведению - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по литературоведению
скачать (72 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc72kb.01.06.2012 12:15скачать

n1.doc


28. Пролетарская литература как художественное направление.

Литература рельефно отразила резкую социальную дифференциацию в обществе, процессы обострявшейся классовой борьбы: возникла пролетарская, социалистическая литература; продолжала развиваться прогрессивная демократическая традиция критического реализма; существовала литература буржуазно-мещанская и монархическая, проникнутая консервативным и реакционными тенденциями, причем зачастую они соединялись с тенденциями «чистого искусства», аполитичности. Пролетарская литература, представленная творчеством великого художника М. Горького, талантливыми прозаиками и поэтами А. Серафимовичем, Д. Бедным и других, ярко отразила общественный подъем, революционную борьбу народа, социалистические идеалы. Пролетарские писатели выступали на страницах большевистских газет. В 1914 и 1917 годах М. Горький издал два сборника произведений пролетарских писателей. Это было широкое, влиятельное направление, активно боровшееся с социальной реакцией, с антиреволюционными идеями в литературе. В его недрах формировался реализм нового типа. Большую роль продолжал играть в эту эпоху критический реализм, нашедший выражение в творчестве художников мирового значения – Л. Толстого и А. Чехова, прозаиков И. Бунина, В. Короленко, А. Куприна, В. Вересаева, А. Толстого, поэтов В. Маяковского, А. Блока. Это направление, однако, не отличалось такой цельностью и единством, которые были свойственны пролетарской литературе. Критика различные стороны существующего общества – царскую армию, чиновничье-бюрократический государственный аппарат, обличали социальную эксплуатацию и национальный гнет. Писатели правдиво показали противоречия, антагонизмы в обществе, контрасты богатства и бедности в условиях капитализма, духовную нищету и индивидуализм буржуа и мещанства. В ряде произведений они выразили веру в грядущие социальные перемены, отразили нарастание народного протеста и революционных стремлений в русском обществе.

29. Социалистический реализм как художественное направление.

Социалистический реализм – художественный метод правдивого воспроизведения действительности в ее революционном развитии в свете научного марксистко-лененинского мировоззрения и в интересах обеды социализма и коммунизма во всем мире. У реалистов досоциалистической эпохи главная задача заключалась в критике эксплуататорского строя и его пороков, то писатели социалистического реализма главный смысл своего творчества видят в утверждении нового, социалистического строя. Соц лит развивается под благотворным влиянием политики и идеологии Коммунистической партии. Главный герой- активный борец за социализм и коммунизм, человек живущий одними мыслями и стремлениями со своими товарищами по борьбе, присущи черты коммунистической убежденности, преданности партии, гуманизм, патриотизм. В центре событий не обязательно стоит положительный герой, и если что его тут же высмеивают. Народность- связь литературы с жизнью, устремлениями и творчеством широких народных масс, изображнение в творчестве писателей народных типов и характеров, отображение идейно- эстетических взглядов и идеалов народа, близость по форме и по тому насколько произведение близко народу, стало ли достоянием народа, получило всенародное признание. Партийность- принадлежность писателя к той или иной партии, в осознанной и активной защите жизненных и политич интересов определенных классов, социальных групп и полит партий. Классовость – принадлежность к тому или иному классу.

30. Постмодернизм как художественное направление.

Европейский и американский постмодернизм сложился в конце 60-х –начале 70-х г.г. Постмодернизм основывается на культивировании художественной цитаты, заимствованного сюжета, языкового упрощенчества, ориентируется на плебейский вкус. Он возник, имея в своей основе философию конца человеческой истории, философию «естественного» человека, поддающегося диктату психофизиологических потребностей. На первых порах постмодернизм имел некоторые позитивные художественные результаты (творчество Гарсиа Маркеса, Умберто Эко, Х.-Л.Борхеса, частично В.Набокова («Лолита»). Позднее он измельчал в содержательном, стилевом и жанровом отношениях. Отрицая возможность жизненной гармонии, принимая жизнь как некий общечеловеческий хаос, постмодернисты, по существу, отказались от главных законов искусства, в которых цельность миропорядка и мироздания хотя и не абсолютные, но все же реальные истины. Эстетически гибельным было стремление постмодернистов создать некий художественный гибридный мир, где явления никак не могут быть соединены в реальности. Эстетические компромиссы постмодернистов между «высоким» и «низменным», составлявшие сердцевину их поэтики, привели к разрушению художественной целостности в конкретном произведении. В научной литературе постмодернистская поэтика обозначается термином оксюморон (остроумно-глупое).



31. Национальное своеобразие художественной литературы.

Литература — это искусство слова, поэтому особенности национального языка, на котором она написана, являются непосредственным выражением ее национального своеобразия.

Поскольку в мире сейчас насчитывается более двух с половиной тысяч языков, то можно предположить, что существует такое же количество национальных литератур. Несмотря на различия в языке, некоторые народы, еще не сложившиеся в нации, часто обладают общностью литературных традиций, прежде всего — единым народным эпосом. Писатели могут также пользоваться одним и тем же языком, а творчество их представляет различные национальные литературы. На арабском языке, например, пишут и египетские, и сирийские, и алжирские писатели. Характерно и то, что при хорошем переводе на другой язык художественная литература вполне может сохранить печать национальной самобытности.

Очень большую роль играет общность территории, потому что на ранних стадиях развития общества определенные природные условия часто порождают общие задачи в борьбе человека с природой, общность трудовых процессов и навыков, а отсюда — обычаев, быта, миропонимания.(Прометей,Гун)

Территориальная общность ведет к общим путям экономического развития, создает общность исторической жизни народа. Это влияет на темы литературы, порождает различия художественных образов.

Литературе принадлежит почетное место в раскрытии особенностей национального характера.. Характеры людей в их национальных особенностях не только выступают объектом художественного познания, но и изображаются с точки зрения писателя, тоже несущего в себе дух своего народа, своей нации.

32. Содержание и форма литературного произведения.

Художественная литература существует в форме литературных произведений. Основные свойства литературы, о которых шла речь в первом разделе, проявляются в каждом отдельно взятом произведении. Художественное произведение представляет собой целостную картину жизни или целостную картину переживания. Единство содержания и формы закон искусства. Содержание должно облечься в форму, вне которой оно не может существовать с полной определенностью; форма имеет смысл и значение тогда, когда она служит проявлению содержания. Содержание произведения определяется так же, как и содержание литературы: явления жизни, отраженные писателем в свете его восприятия мира. Формой мы называем внешнюю сторону литературного произведения: стиль, жанр, композицию, речь художественную, ритм и т.д., а содержанием – внутреннюю: тему, фабулу, конфликт, характеры и обстоятельства, идею художественную, тенденцию и т.д. Внутренняя целостность произведения обусловливается всеми компонентами содержания и формы и, прежде всего, темой, идеей, композицией, сюжетом, специфическими особенностями языка.

33. Сюжет и композиция литературного произведения.

Сюжет (от фр. sujet - предмет) - система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство, развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет состоит из ряда элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога. Экспозиция - первоначальные сведения о действующих лицах, которые мотивируют их поведение в условиях возникшего конфликта. Завязка - событие, которое кладет начало развитию действия, конфликту. После завязки начинается развитие действия, высшей точкой которого является кульминация. Развязка - событие, снимающее конфликт. Эпилог - сведения о событиях, последовавших после развязки. Иногда. автор сам заключительную часть повествования называет эпилогом. Фабула- хронологическая последовательность событий в произведении (прием ретроспекции-возвращение во времени) пример:Герой нашего времени

Композиция (от лат. componere - составлять, соединять) - построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания. В композиции различают внешние элементы - деление на части, главы, и внутренние - группировка и расстановка образов.Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета(если это эпическое или драм произв), выбор формы повествования ( в виде дневника, от автора, от героя, устного повествования), общую композицию, то есть сведения всех компанентов в единое целое.

34. Проза и поэзия – две разновидности художественной речи.

Поэзия и проза – два основных типа организации художественной речи. Каждое литературное произведение написано либо в поэтической, либо в прозаической форме.

Поэзией называют ритмически упорядоченную речь. Поэзия отличается от прозы привнесением в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка. Считается, что поэзия возникла раньше прозы: в дописьменный период произведения хранились в народной памяти и передавались из уст в уста. Чтобы тексты легко запоминались, им придавали стихотворную, т.е. ритмически упорядоченную форму. При этом ошибочно полагать, что рифма является обязательным признаком поэзии. Стихи могут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Поэтическая речь отличается тем, что записывается стихами - ритмически упорядоченными строками. В отличие от поэзии, проза – это устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесённость синтаксических конструкций.

Отдельная строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу, называется стихом (некорректно «стихом» называть стихотворение).


35. Системы стихосложений.

В мировой поэзии существует несколько систем стихосложения. С точки зрения ритмической организации выделяют:1) количественное (квантитативное) стихосложение- система песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству, долготе «музыкально-совпадающих» элементов. Таково напр. Античное (гекзаметр,пентаметр) или русское народное стихосложение(раёжный,песенный,говорной,речетативный стих), где в основе ритмической соизмеримости лежит принцип изохронности, временной однородности повторяющихся единиц ритма; 2) качественное (квалитативное) стихосложение- лишены принципа изохронности и средств музыкальной выразительности вообще. Ритмические единицы здесь соизмеряются по порядку и однородности, в первую очередь по акцентам.Эта система делится на: тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических особенностей языка.

1)Силлабическая система- ритм определяется количеством слогов в строке. Рус. силлаб. стих строился из 7-9-11-13 слогов. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века, учёный-монах, приближённый к царскому двору, Симеон Полоцкий(Монаху подобает в келий седети,Во посте молитися, нищету терпети, Искушения врагов силно побеждати И похоти плотския труды умерщвляти…);2)Силлабо-тоническая(слогоударная)- правильное чередование ударных и безударных слогов в стихе. Тредиаковский, Ломоносов. Л: введение стопы и 5 размеров; 3)Тоническая- стих строится на основе равного количества удар.слогов в строке (Русалка плыла по реке голубой,Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.)

36. Рифма.

Рифма– это звуковой повтор в заключительных слогах строки. Говоря о рифмах, следует иметь в виду их звучание, произношение, а не написание. В зависимости от того, насколько совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на точные,приблизительные и неточные.Точные (белый — смелый), приблизительные (белым — смелом), неточные (я — меня, пламя — память, неведомо — следом) По расположению ударения в рифмующихся словах или сочетаниях слов рифмы бывают мужские, женские и дактилические. В мужской рифме ударение падает на последний слог строки(Жди меня, и я вернусь.Только очень жди..) В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строки.( Слова их скупы и случайны,Но взоры ясны и упрямы,)

Намного реже встречается дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строки). Ночи безумные, ночи бессонные,Речи несвязные, взоры усталые

Если рифма оканчивается на гласный звук, она называется открытой, а если на согласный – закрытой. По наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные

По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок:

1. смежная, или парная – рифмуются соседние строки (аабб),2. перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (абаб),

3. кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)

Существует также белый стих, без рифмы. Белый стих следует отличать от верлибра (свободного стиха), который не имеет ни рифмы, ни размера и отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки.




37. Строфические формы организации стихов.

Строфа́—сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы.

1. Двустишие-дистих(Без чердаков и без подвалов зданья

как люди без души подсознанья.)

2. Трехстишие-терцет(Нет,не жди ты песни страстной,Эти звуки-бред неясный,Томный звук струны); терцина-трехстишие,где средняя рифма терцина рифмуется с крайними строками следующей строфы 5 стопный ямб

3. Четверостишие-катрен (парная,перекрестная,кольцевая рифмовка)Ты перед праздною толпой И с балалайкою народной Сидит в тени певец простой И бескорыстный и свободный!

4. Пятистишее (квинтет) – строфа из пяти стихов. (Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз; Как сладкую песню отчизны моей,Люблю я Кавказ.)

5. Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

6. СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов.

7. Восьмистишие-октава(строфа итальян.происхождения с расположением рифм abababcc 5 или 6 стопный ямб)

8. ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

9. Десятистишие-децина

10. Сонет-14 строк (2 катрена + 2 терцета-Италия; 3 катрена+дистих-Англия Шекспир), рифмы многовариантные

11. Онегинская строфа,особенность-твердая форма, сплошные 14 строк 4-стопного ямба с твердой рифмовкой abab ccdd effe gg

39. Ритмико-интонационная организация стихов.

В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы стихосложения распределяются на две основные группы: количественное (квантитативное) стихосложение и качественное (квалитативное) стихосложение. Стих определяется т.о. не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и интонации: музыкальной и речевой/смысловой. Особое создание экспрессии стихов принадлежит интонации. Смысловая мелодия заключается в самом строе речи. Интонация выражается тембром, высотой и силой голоса:1) повышение и понижение голоса;2)расстановка фразового ударения;3)ускорение или замедление произношения;4)расстановка логического ударения;5)красочно-оценочное выделение слов;6)красочно-оценочное выделение звуков в словах.

40. Поэтическая фонетика.

«Поэтической фонетика» — звуковой строй художественной речи отдельных произведений.Такая построенность поэтических текстов заключается часто в звуковых повторах, которые не связаны прямо с предметной изобразительностью произведений, но только усиливают их эстетическое совершенство. Это от-носится прежде всего к рифмам в стихах, из которых состоит произведение. Но звуковые повторы возникают не только в оконча¬ниях стихов, но и в их начале, и посредине. Это могут быть повторы гласных звуков, называе¬мые ассонансами (созвучиями).(Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.)

Гораздо чаще возникают повторы согласных зву¬ков, называемые аллитерациями (сходствами

букв)пример: А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Иногда звукопись применяется для усиления не зри-тельных и эмоциональных впечатлений, но впечатлений слуховых. Звуками своей поэтической речи поэт жи-вописует звуки, возникающие в самой изображаемой жиз¬ни. Такой вид звукописи называется звукоподра¬жанием.пример: Бежит и слышит за собойКак будто грома грохотаньеТяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. Воспринимая это изображение, мы не только видим «мед¬ного всадника», но как бы слышим удары копыт его коня — аллитерации резких звукосочетаний: «гр», «тж»,«зв», «ск», «тр». Звуковые повторы усиливают эстетическое совершенство произведений, иногда вместе с тем живописуют изобра¬женную жизнь в ее внешней или внутренней, эмоциональ¬ной стороне, иногда воспроизводят ее звуки.



38. Тоническое стихосложение.

Стих строится на основе равного количества ударных слогов в строке. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение.

1. речетативный стих в фольклоре (количество безударных слогов между ударными от 1 до 3, что дает плавное звучание

2. акцентный стих (Маяковский: С этого знамени/ с каждой складки / снова/ живой/ взывает Ленин:/ Пролетарии,/

Стройтесь/ к последней схватке!) количество безударных между ударными от 0 до 7, отсюда нарушение ритма, создается разговорная интонация; +рифма; построение в форме лесенки создавало дополнительные паузы,выделяло нужное слово.

Промежуточное положение занимают дольник и тактовик. Дольник- Промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов («Черный ворон в сумраке снежном», А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в.; тактовик- те же свойства, но межиктовый промежуток= 1,2,3 или 0,1,2 . Тактовик появляется в русском литературном стихе как имитация народной поэзии: у Сумарокова, Пушкина, Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Тактовик активно используется у З. Гиппиус, Гумилёва, Есенина и других


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации