Контрольная работа - Суицид и характеристика иллюзии бессмертия - файл n1.docx

Контрольная работа - Суицид и характеристика иллюзии бессмертия
скачать (57.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx58kb.01.06.2012 12:09скачать

n1.docx

СОДЕРЖАНИЕ

1. Суицид

3

ВВЕДЕНИЕ

3

1.1. Общая характеристика подходов к определению понятия «суицид». Причины суицидального поведения

4

1.2. Возрастные особенности суицидального поведения


13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

17



2. Характеристика иллюзии бессмертия

18

ВВЕДЕНИЕ

18

2.1. Базовые иллюзии как механизмы психологической защиты при столкновении со смертью

19

2.2. Характеристика иллюзии бессмертия

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

24



1. Суицид

ВВЕДЕНИЕ
Самоубийство – вечная проблема человечества. С каждым годом количество суицидальных явлений во всем мире неуклонно растет.

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, заложено в человеке от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают энергию в то, чтобы расстаться с жизнью.

Исключительно человеческий акт, суицид встречается во всех культурах. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Самоубийство является сложной формой поведения, на которую влияют психологические, социальные, биологические, идейно-философские и другие факторы.

Суицидом считают не все действия человека, которые влекут за собой смерть. Замах человека на собственную жизнь квалифицируют как самоубийство, при условии, что он осознает свои действия и управляет ими. Во всех других случаях осуществление человеком действий, которые причиняют вред его психическому и физическому здоровью, под влиянием психопатологических расстройств, в состоянии психоза следует классифицировать как автоагрессивное поведение, несчастный случай.

Рассмторим более подробно, что имеено принято называть сицидом, основные причины и факторы суицидального поведения, а также возрстаные особенности совршения самоубийств.

    1. Общая характеристика подходов к определению понятия «суицид». Причины суицидального поведения

Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. В соответствии с целью суицидальное поведение подразделяется на истинное и парасуицидальное. Истинные самоубийства, покушения и тенденции имеют целью лишение себя жизни.

Парасуицид нередко используется антисоциальными личностями для эпатажа окружающих, истероидными — для шантажа. Если попытка самоубийства заканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств, а не вследствие желания смерти, ее следует отнести к несчастному случаю. Парасуицид встречается также у аддиктов с их жаждой острых ощущений, с помощью которых они пытаются вывести себя из состояния бесчувственности и безрадостности. Для этого используются рискованные и болезненные действия: хождение по перилам моста и другие игры со смертью; прижигание кожи или удушение; демонстрация окружающим готовности покончить с собой, чтобы установить с ними эмоциональный контакт. [5, 39]

Свидетельством серьезности покушения, истинности суицидальных намерений являются

следующие факторы.

1. Обстоятельства попытки: изоляция (отсутствие поблизости или в контакте с суицидентом окружающих лиц, а также малая вероятность прихода кого-либо); время попытки (от 6 до 12 часов дня); отсутствие алкогольного опьянения; отсутствие суицидальных высказываний; принятие мер, препятствующих обнаружению или вмешательству (например, запирание двери на ключ); приготовление к смерти (смена белья и т. п.); насильственные способы суицидной попытки (падение с высоты, под транспорт, самоповешение, огнестрельные повреждения, колото-рубленые травмы).

2. Субъективные сведения: представления о высокой летальности выбранного способа; длительность пресуицида более суток; сожаление, что остался жив после покушения.

3. Медицинские критерии: высокая вероятность смертельного исхода в случае отсутствия медицинской помощи; необходимость реанимационных мероприятий. [5, 41]

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Обнаруживается ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Причины суицидального поведения очень сложны и многочисленны. Причины можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека.

Биологические теории объяснения причин суицидального поведения. Исследователи, указывая, что уровень суицидального поведения выше в определенных семьях, предполагают, что генетические и социальные факторы играют определенную роль в повышенном риске суицида. Также имеет значение в биологических факторах генетическая предрасположенность к психическим болезням, таким как шизофрения и алкоголизм, которые, в свою очередь, увеличивают риск суицида. [5, 15]

Психологические теории. В начале ХХ века австрийский психиатр Зигмунд Фрейд создал первую психологическую теорию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя. Американский психиатр Карл Менингер детально разработал идеи Фрейда. Он предположил, что все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных бессознательных причины: месть/ненависть (желание убить), депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).

Американский психолог, ныне рассматриваемый как пионер современной теории суицида, Эдвин Шнейдман, описал несколько наиболее серьезных характеристик суицида. Сюда включается чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а также мнение, что только смерть является единственным способом решить все проблемы. Психотерапевты когнитивной школы, которые изучают процесс обработки человеком информации, подчеркивают роль негибкого мышления ("жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть"), которое ведет к невозможности выработки решений своих проблем. Согласно его теории много суицидов символизируют крик о помощи, а также являются усилиями с целью привлечь внимание к своим проблемам. [1]

Подобным образом Э. Шнейдман (2001) выделяет три типа суицидов:

1) эготические самоубийства, связанные с внутриличностным конфликтом,

2) диадические самоубийства, адресованные значимому другому и

3) агенеративные самоубийства, вызванные утратой связи со своим поколением или человечеством в целом. [5, 23]

Э.Шнейдман перечисляет 10 общих психологических характеристик самоубийств:

  1. Общей целью самоубийства является нахождение решения.

  2. Общая задача самоубийства состоит в прекращении сознания.

  3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая душевная боль — психалгия.

  4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.

  5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность.

  6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

  7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.

  8. Общим действием при суициде является бегство.

  9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.

  10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

Автор выделяет пять групп психологических потребностей, фрустрация которых объясняет большинство самоубийств.

1. Неудовлетворенные потребности в любви и приятии — связаны с фрустрацией стремления к поддержке и привязанности.

2. Нарушение контроля, предсказуемости и организованности - связаны с фрустрированными потребностями к достижению, автономии, порядку и пониманию.

3. Снижение самооценки в силу стыда, поражения, унижения или позора — связаны с фрустрированными потребностями в привязанности, самооправдании и избегании стыда.

4. Разрушенные значимые отношения, возникшие вследствие этого горе и чувство потери — связаны с фрустрированными потребностями в привязанности и заботе о другом.

5. Чрезмерный гнев, ярость или враждебность — связаны с фрустрированными потребностями в доминировании, агрессии и противодействии. [5, 25]

По К.Меннингеру, убийство и самоубийство тесно переплетены. Вот примеры этого переплетения: расширенный суицид, при котором убийство значимых других (детей, любовного или брачного партнера) прокладывает дорогу самоубийству; дуэль как вариант расширенного самоубийства («божий приговор»); самоубийство вместо убийства другого или бесконечной войны с ним; выдача себя врагам из альтруистических соображений (распятие и воскресение); самоубийство с целью опережения убийства врагом («моя смерть принадлежат мне»); убийство с целью самому быть убитым (преступление и наказание); суицид после ухода партнера на тот свет (воссоединение в смерти); суицид после убийства любимой из ревности («навеки моя»); харакири, которое является публичным вызовом врагу тоже выпустить себе кишки и для которого требуется помощник (соучастие с другими лицами); амок как самая гремучая смесь разнонаправленной агрессии (попытка убить всех). Меннингер выделяет в этом переплетении три желания: убить, быть убитым и умереть вместе. [5,26]

Сейр описывает эмоциональный комплекс, лежащий в основе суицидального поведения: изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего); чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Наличие у суицидентов определенных психологических особенностей используют для определения степени выраженности суицидального риска (Ласко, Шапиро, 1975; Короленко, Галин, 1978; Конончук, 1983). К таким особенностям относят следующие:

1. Напряженность потребностей, аффективная ригидность, бескомпромиссность.

2. Эмоциональная зависимость, проявляющаяся в потребности в симбиотических отношениях и приводящая к эпидемиям самоубийств после суицида известной личности.

3. Недостаток эмпатии, интро-Бертированность в сочетании с независимостью в принятиибрешений и склонностью к мизантропии.

4. Импульсивная, недифференцированная агрессивность в сочетании с культом насилия, конфликтностью и аутоагрессивными проявлениями.

5. Недифференцированность или искаженность представлений о смерти, обесценивание человеческой жизни по сравнению с другими ценностями.

6. Непереносимость фрустрации из-за неадекватной самооценки, эмоциональной лабильности, соматовегетативной неустойчивости, интеллектуальной недостаточности, недоразвития механизмов компенсации. [5, 28]

Классификации суицидов, характерные для данного направления, страдают отсутствием единого принципа. Так, В. Klopfer (1961) делит самоубийства на индивидуальные и коллективные, активные и пассивные, искренние и рассчитанные на привлечение внимания, запланированные и импульсивные.

Типология Э. Шнейдмана включает: искателей смерти, намеренно расстающихся с жизнью при сведении возможности спасения к минимуму; инициаторов смерти, намеренно приближающих ее; игроков со смертью, которые не вполне готовы умереть и выбирают способ, который оставляет им шанс на спасение; одобряющих смерть, которые не скрывают свои суицидальные намерения, но не спешат реализовать их. [5, 29]

Социологические теории. Большинство ученых, работающих в области социологии, верят, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на рейтинг суицида. Французский социолог Дюркгейм доказал, что рейтинг самоубийств напрямую связан с социальной интеграцией человека - то есть степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Дюркгейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно, например, при потере работы. Значение фактора одиночества при анализе причин суицида видно и из того, что рейтинг суицида среди взрослых ниже у женатых, чем у разведенных, вдовых или одиноких людей.

Ученые обнаружили, что лица, склонные к суициду, по-видимому, не испытывают больших стрессов в своей жизни, чем другие; они, скорее, имеют некоторую патологию личности, которая не позволяет им полноценно справляться с жизненными проблемами. Кроме этого, лица, склонные к суициду, изначально имеют проблемы в жизни, такие как потеря семьи, или плохие отношения между родственниками, отдельное проживание родителей и несовершеннолетних детей, плохое обращение с детьми или плохое воспитание. Обследуемые, которые пытались совершить суицид, имеют более высокий уровень психических расстройств в популяции, а также часто злоупотребляют психоактивными веществами. Однако, суицид происходит во всех семьях, включая и те, которые внешне выглядят благополучными.

Изменение в социальной и экономической ситуации обычно отражается и в рейтинге суицида. В США, например, рейтинг суицида был низким во время I и II мировой войны, когда безработица была мала. Рейтинг суицида был высоким в течении Великой Депрессии 1930х годов, когда безработица была распространена. Иногда люди совершают суицид в знак протеста против произвола правительства. Массовые суициды, при которых большое количество людей убивают себя одновременно, чрезвычайно редки. Наиболее известный массовый суицид произошел в 73 году нашей эры в Масаде (в настоящее время юг Израиля), когда 960 евреев убили себя в знак протеста порабощения их Римом; в 1978 году в Джейстауне, Гвинея, больше 900 членов культы совершили суицид по требованию их лидера, Джима Джонса. [1]

Социально-психологический подход. Данное направление основано на концепции психологического кризиса Э.Линдеманна (1996) и Дж.Каплана (Caplan, 1974). Суицидоопасный кризис, по представлениям авторов концепции, вызывается столкновением личности с непреодолимым в данное время препятствием на пути достижения ее важнейших жизненных целей, ведущим к нарушению адаптации в социальной сфере. Причиной кризиса в большинстве случаев служат конфликты и утраты в лично-семейной сфере. [5, 33-34]

Клинико-психологический подход свойственен в основном немецкоязычным авторам (Brautigam, 1978; Wolf, Graf, Wedler, 1979). Однако наиболее последовательно он представлен в отечественной психиатрии с ее нозологическими традициями, в соответствии с которыми суицидентов было свойственно разделять на психически больных и душевно здоровых (Лебедев, 1888; Корсаков, 1901; Бехтерев, 1911, 1914; Прозоров, 1913, 1925; Бруханский, 1927). На основании клинико-психологического анализа предпринимаются попытки создания классификации суицидальных проявлений: по личностному смыслу реакции и личностным особенностям (Гинделевич, 1970; Шнейдман, 2001), по нозологическому принципу с выделением субклинических психогенных реакций — аффективно-шоковых и истерических (Федотов и др., 1974). [5, 37]

Интегративный подход. А.Г.Амбрумова и В.А.Тихоненко (1980) называют суицидальным поведением любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя: суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»); суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени; суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

  1. суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью; завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

А.Г.Амбрумова и В.А.Тихоненко (1978) наиболее важными экстраперсональными факторами повышенного суицидального риска считают: психозы и пограничные психические расстройства; суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, ранний постсуицидальный период (до трех месяцев); подростковый возраст; экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия (тюремное заключение, одиночество и т. п.); утрата семейного и общественного престижа, особенно престижа в группе сверстников; конфликтная и психотравмирующая ситуация; пьянство и употребление сильнодействующих психотропных средств.

К внутриличностным факторам повышенного суицидального риска авторы относят: акцентуации характера, преимущественно эпилептоидного и циклоидного типа; сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам; неполноценность коммуникативной сферы; неадекватность самооценки личностным возможностям; отсутствие или утрату установок, определяющих ценности жизни.

В основу данной теории суицида положена концепция самоубийства как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта. Процесс дезадаптации разделяется на две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Решающее значение для перехода первой фазы во вторую имеет конфликт, который занимает центральное место в структуре суицидального акта. Суицид представляется для личности выходом из конфликта за счет самоустранения. Суицид может представлять собой результат психического расстройства или являться поведенческим актом практически здоровой личности. Переход от одного полюса к другому лежит через широкую зону вариаций, которая образуется как за счет своеобразных личностных типов, так и за счет временных реакций. Причем состояния, в которых суициденты совершают самоубийство, имеют свои особенности, отличающие их от оптимального диапазона человеческих переживаний. [5, 38-39]

Таким образом, истинное суицидальное поведение как стремление человека лишить себя жизни, можно рассматривать с позиции биологического, психологического, социологического, социально-психологического, клинико-психологического и интегрального подходов.


1.2. Возрастные особенности суицидального поведения


Возрастные особенности суицидального поведения (суицидальной мотивации, форм суицидогенеза, суицидальных проявлений), характерные для определенных возрастных групп, разделенных согласно возрастным пикам суицидальной активности (детский: до 12 лет, подростковый: 12-17 лет, молодежный: 17-29 лет, зрелый: 30-55 лет, пожилой: 55-70, преклонный: старше 70 лет). Случаи суицидальных действий в возрасте до 5 лет не описаны.

Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией. У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-мобильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). Однако в различных исследованиях вариабельность таких статистических данных существенно колеблется. В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

В зрелом возрасте самоубийства значительно чаще встречаются у мужчин (4:1 по отношению к женщинам), причиной которых является финансовый крах, безработица, алкоголизм. Женщины чаще совершают суицидальные попытки, обусловленные изменой, уходом мужа или разводом. Характер суицидального поведения зависит от длительности и субъективной значимости психотравмирующей ситуации.

В пожилом возрасте суицидальное поведение в большинстве случаев обусловлено резким изменением образа жизни вследствие потери прежнего ролевого значения (окончание трудовой деятельности, конфликты с детьми и т. д.);

В преклонном возрасте суицидальная активность вызвана одиночеством, тяжелыми соматическими заболеваниями. В по жилом и преклонном возрасте значительно чаще встречаются самоубийства (1:1 по отношению к суицидальным попыткам) с использованием заведомо летальных способов их осуществления. [3]

Таким образом, суицидальное поведение возможно на любом возрастном этапе, что подтверждает ведущую роль психологических факторов в формировании данного поведения.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоубийство (суицид) - это осознанное лишение себя жизни. Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Выделяют суицид и парасуицид. Парасуицид  (parasuicide) - причинение вреда собственному здоровью, которое, однако, не вызвано действительным стремлением к смерти человека. Причины суицидального поведения очень сложны и многочисленны. Причины можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека.

В структуре суицидального поведения выделяют внутреннюю (психическую) и внешнюю (действенную) формы. Внутренние формы суицидального поведения включают суицидальные мысли, представления, эмоциональные переживания, замыслы, намерения. Внешние формы суицидального поведения – суицидальные попытки и законченные суициды.

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести: низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе; высокая потребность в самореализации; симбиотичность, высокая значимость теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих; трудности при принятии решений; высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений; тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины; низкая самостоятельность; недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным. Суицидам подвержены люди любых возрастных групп.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алан Л. Берман. Суицид - общие теории и предотвращение - перевод К.Брежнева, 1998: [Електронний ресурс] – Интернет – Режим доступу - http://www.rusmedserv.com/psychsex/suicide.shtml

  2. Бугайова Н.М. Психологiчнi особливостi осiб з розладами особистостi й суЇцидальна поведiнка. //Актуальні проблеми психології: сборник. Т.8. Психологічна теорія і технологія навчання. Вип. 6 / Ін-т психології ім. Г.С.Костюка АПН України ; ред. С.Д.Максименко, М.Л.Смульсон. - К. : Вид-во НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2009. - 332 с. - С .32-43

  3. Возрастные особенности суицидального поведения /Глоссарий суицидологических терминов /Национальная психологическая энциклопедия - http://vocabulary.ru/dictionary

  4. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельчонок. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. – 480 с.

  5. Старшенбаум Г.В. — Суицидология и кризисная психотерапия. – М.: Когито-Центр, 2005 г.- 376 стр.

  6. Шустов Д. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. – М.: Когито-Центр, 2004





  1. Характеристика иллюзии бессмертия

ВВЕДЕНИЕ

В процессе жизни люди испытывают на себе массу стрессоров, к одним организм, и психика, адаптируются, другие вызывают сбой в его функционировании и жизнедеятельности.

В современной литературе часто встречаются понятия: стресс, психическая травма, посттравматическое стрессовое расстройство. Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Психическая травма или психотравма — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику. Посттравматическое стрессовое расстройство — психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет и более после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.

В процессе жизни для защиты от стрессовых ситуаций у индивида вырабатываются психологические механизмы защиты. Существуют базовые иллюзии как механизмы психологической защиты при столкновении со смертью. Их три: иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Именно данные иллюзии будут рассмотрены ниже. Особое внимание уделим иллюзии бессмертия, как одного из факторов восприятия жизни и смерти.

2.1. Базовые иллюзии как механизмы психологической защиты при столкновении со смертью

Понятие «психическая травма» впервые появилось в научной литературе в конце XIX в. Это понятие в настоящее время широко распространено в психологической и медицинской литературе, но до сих пор не имеет четкого определения. Как отмечает И.Г.Малкина-Пых, наибольшее распространение понятие «психическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии. Большинство авторов подчеркивает, что психическая травма представляет собой переживание особого рода, переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира. Она возникает в ситуациях угрозы существованию человека, нарушения его нормальной жизнедеятельности, когда готовых адаптивных механизмов нет и не может быть, так как это ситуация, выходящая за рамки обычного опыта. Травма разрушает привычную картину мира личности, затрагивая такие ее базовые иллюзии, как иллюзию бессмертия, простоты устройства мира и своей непогрешимости.[2, 65]

Дж.Ялом предложил рассматривать все психологические проблемы, связанные с экстремальной ситуацией, с точки зрения смерти, свободы, изоляции и бессмысленности. Смерть предстает перед человеком в двояком виде. Он становится свидетелем смерти других людей (знакомых, незнакомых, родных, близких) или оказывается перед лицом своей возможной смерти. Существует четыре вида эмоциональных состояний при психотравмирующем стрессе, которые можно рассматривать как особые проявления страха смерти:

1) страх перед «просто смертью» - ужас перед угрозой исчезновения своей индивидуальности, разрушения своей телесности, перед болью (нарушение физической телесности, угрожающей смертью). Чувство страха в критических условиях неистребимо, его надо превратить в чувство разумной осторожности;

2) потеря социального статуса (страх «исключения особи из стада, стаи). Проявляется в форме дискомфортных переживаний угрожающей или случившейся десоциализации (чувство позора, ощущение собственной неуспешности, неполноценности, ненужности другим людям и т.п.). Проявляется как правило у людей, увольняемых со значимой для них работы за социально не одобряемые поступки. Человек боится не смерти, а позора в глазах сослуживцев;

3) чувство «смертельной» тоски (смертельная опасность для своего «Я-образа»). Чувство возникает при отсутствии времени и условий для переживания положительных эмоций.

4) «страх» за сохранность популяции (или отдельных ее членов) – проявление страха за родителей, родных, знакомых Страх за себя может быть подавлен страхом за других людей.

При столкновении со смертью формируются такие механизмы защиты, как иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Разрушение базовых иллюзий – момент, болезненный для любого. А при реальной угрозе жизни он становится исключительно болезненным. Реакция на собственное спасение – «Я остался жить» – может перейти в шок от смерти окружающих и повлечь за собой длительные болезненные переживания, среди которых отдельным блоком будет стоять страх собственной конечности. Также индивид может начать в качестве защитной реакции строить другие иллюзии, основанные на собственном могуществе, избранности и т. п. [3, 122]

Очень важно, что последует за разрушением базовых иллюзий. Если человек сможет выйти из мира хотя и удобных, но все же иллюзий в мир опасный, но все же реальный, значит, он повзрослел и сильно продвинулся как личность. Если же он не смог преодолеть этот барьер, то, как правило, или делает вывод, что мир ужасен (а он не хорош и не плох, он такой, какой он есть), или же строит другие иллюзии, помогающие ему воссоздать и укрепить убеждение собственном бессмертии. Часто такую роль выполняет религия. [5]

Впервые страх смерти возникает у трехлетнего ребенка: ему стало страшно засыпать, он часто расспрашивает у родителей, не умрут ли они и т. д. В дальнейшем ребенок создает психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий. Их три: иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Эти иллюзии очень устойчивы и часто встречаются не только у детей, но и у взрослых.

Иллюзия справедливости: «Каждый получает по заслугам» или: «Мир справедлив». Травматическая ситуация сразу же со всей очевидностью обнажает нереальность иллюзии о справедливом устройстве мира. Для ребенка это открытие часто становится настоящим потрясением. Ведь на самом деле оно обесценивает все усилия: действительно, зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим и т.д., если это не даст защищенности?

Иллюзия простоты мироустройства: «Мир очень прост; в нем есть только черное и белое, добро и зло, наши и не наши, жертвы и агрессоры». Чем взрослее становится личность, тем больше ложную простоту вытесняет мысль, которую часто можно услышать от много повидавших людей: «В жизни все очень сложно, чем больше живу, тем меньше понимаю». [4, 169]

Иллюзию бессмертия рассмотрим более подробно ниже.

Таким образом, психически-травмированная личность - личность, сформировавшаяся под воздействием психотравмирующего стресса и считающая позитивными патологические изменения, происшедшие с ней, так как находит определенные психологические выгоды в этом. Выделяют следующие черты травматической личности:

1. Готовность пожертвовать всеми, кто имеет другие представления о счастье.

2. Преобладание групповых ценностей над индивидуальными. Жизнь группы становится важнее жизни отдельного человека.

3. Стремление к саморазрушению. Имеет прямую связь с базовой иллюзией бессмертия при преобладании групповых ценностей: моя смерть не важна, если дело группы живет и побеждает.

4. Наличие в сознании базовых иллюзий справедливости и простоты устройства мира.

2.2. Характеристика иллюзии бессмертия

В живой природе и человеческом обществе связь конечного и бесконечного приобретает характер взаимоопосредствования. Это отчетливо видно на примере соотношения смертности и бессмертия.

Конечный срок жизни живого организма запрограммирован в нем самом. Своим размножением организм как бы предупреждает разрушающее действие времени, осуществляет прорыв в бессмертие. Смерть эта прекращение жизнедеятельности организма в результате совместного действия внутренних и внешних факторов жизни (естественного развития организма и неблагоприятных условий среды). [1] С самого начала жизни мы с возрастом начинаем готовится к смерти, и тут возможны два варианта: человек принимает смерть как логическое завершение жизни, или начинает строить иллюзии о бессмертии.

Иллюзия собственного бессмертия: «Могут умереть все, кроме меня».

Иллюзия собственного бессмертия постепенно формируется у ребенка в процессе освоения окружающего мира как психологическая защита. Она помогает нормализации эмоционального состояния ребенка, когда все пугающее и страшное он не относит ни к себе, ни к близким людям. По мере развития и взросления личности эта иллюзия продолжает существовать, но, как правило, не осознается. Но кризисное событие, как отмечает Е.М.Черепанова, обрушивается на человека, нарушает его психологическую защиту и превращает уютный и стабильный мир в хаос. [2, 65]

Первое же столкновение с травматической ситуацией ставит ребенка лицом к лицу с реальностью. Впервые в своей жизни он вынужден признать, что может умереть. Для большинства такое откровение может кардинально поменять образ мира, который из уютного, защищенного превращается в мир роковых случайностей, открытый для действия неконтролируемых сил.

Таким образом, первая базовая иллюзия — иллюзия собственного бессмертия формируется еще в детстве, и разрушение этой иллюзии может полностью поменять восприятие окружающего мира не как уютного и безопасного, а как полного опасностей и неожиданностей, что ведет к психической травме и возникновению стрессовой ситуации, отражающейся на психическом и физическом здоровье человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смерть – это пугающий многих, но, тем не менее, логичный исход существования всех форм жизни на земле. Человек издревле стремился постичь возможность жить вечно, то есть стать бессмертным. И именно это стремление как психологический механизм защиты существует у каждого из нас. Иллюзия бессмертия – базовая иллюзия, которая отражает позицию каждого человека в безопасности, что именно он никогда не умрет каким-либо образом, например, его не собьет машина, или включается вера в потустороннюю жизнь, что человек не умрет, а лишь перейдет в иную форму существования, то есть иллюзия отражает страх смерти.

Иллюзия собственного бессмертия формируется еще в детстве, и разрушение этой иллюзии может полностью поменять восприятие окружающего мира не как уютного и безопасного, а как полного опасностей и неожиданностей, что ведет к психической травме и возникновению стрессовой ситуации, отражающейся на психическом и физическом здоровье человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. — 2-е изд., исправ., дополн., с приложениями — М., 2011. — 315 с. – Электронный ресурс - http://www.ordodeus.ru

  2. Понаморева И.М. Различные аспекты проявления психической травмы. //Научно-практическй журнал Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы “Ученые записки”. – Выпуск 1, Том 15., 2011. – С. 65-69

  3. Способы автономного выживания человека в природе. /Под редакцией Л. А. Михайлова. Издательство: Питер, 2008 г., 272 стр.

  4. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

  5. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с – Элетронный ресурс: bccp.bspu.unibel.by/files/Cherepanova.doc


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации